Муниципальный семинар молодых специалистов «Ресурсы современного урока, обеспечивающие освоение новых образовательных стандартов»
методическая разработка по психологии
Психологический тренинг «Активизация внутренних ресурсов»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
trening_aktivizatsiya_vnutrennih_resursov.doc | 118.5 КБ |
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 2»
ГОРОДА АЛЕКСИНА ТУЛЬСКОЙ ОБЛАСТИ
ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ ТРЕНИНГ
" АКТИВИЗАЦИИ ВНУТРЕННИХ РЕСУРСОВ "
В рамках психологического провождения педагогов с использованием метафорических ассоциативных карт.
Подготовила:
педагог – психолог МБОУ « СОШ № 2»
Ковылина Анастасия Михайловна
Пояснительная записка.
Согласно определению словаря: «Метафора (от древне-греческого μεταφορά — «перенос», «переносное значение») — слово или выражение, употребляемое в переносном значении, в основе которого лежит скрытое сравнение предмета с каким-либо другим на основании их общего признака». Они представляют собой набор картинок. На картинке могут быть изображены люди, животные, растения, виды и явления природы или абстрактный рисунок. В некоторых наборах карт помимо картинок могут присутствовать и карточки со словами.
В одной и той же картинке можно увидеть совершенно разный смысл, разные образы. Так же и в разное время работы с картами один и тот же человек может вкладывать разный смысл в одну и ту же карту. Метафорические ассоциативные карты эффективно используются в психодраме, гештальттерапии, арттерапии, транзактном анализе и психосинтезе.
Использование метафорических ассоциативных карт в процессе оказания психологической помощи - это ещё один ключ, открывающий доступ к бессознательному, позволяющий с достаточной чёткостью выявить не только проблему клиента, но и помочь ему самому найти новое, эффективное решение, которое его полностью устроит. Теперь хотелось бы подробнее остановиться на применении мною метафорических ассоциативных карт в практической работе по психологическому сопровождению педагогов.
Целевая группа: педагогический коллектив образовательного учреждения.
Проблемы, на решение которых направлено мероприятие: активизация процесса самопознания у педагогов; раскрытия внутренних ресурсов; формирование адекватной самооценки, профессиональных качеств и уровня притязаний; развитие коммуникативных навыков; групповой сплоченности.
Цель: предупреждение профессионального выгорания через осознание важности гармонизации внутреннего мира за счёт скрытых резервов личности, поиска внутренних ресурсов, развитие самопознания, повышение уверенности в себе, личностное развитие.
Задачи:
- Повышение психолого-педагогической компетентности через осознание своих профессионально-личностных качеств.
- Развитию навыков самоанализа и преодоления психологических барьеров.
- Снижение уровня тревожности и психоэмоционального напряжения, создание в коллективе атмосферы эмоциональной свободы и открытости.
- Осознание личностных ресурсов педагогов, формирование позитивного восприятия мира через творческое самовыражение.
Методы работы: игровые упражнения, элементы арт-терапии, использование аудио материала.
Новизна: предложенный сценарий образует метафоричную систему жизни как путь личности к совершенству. «Знать, размышлять, действовать!» - таким мог бы стать жизненный девиз «совершенного человека». Другим, не менее важным результатом прохождения занятия является возможность попробовать что-то новое, что может привести к дальнейшему развитию как профессиональных, так и личностных качеств.
Ресурсы: метафорические карты «Деревья», «Окна и двери», «Дороги», «Природа».
Продолжительность занятия: 40 минут до 1,5часа в зависимости от наполняемости группы.
Количество участников: 10 -12 человек.
Структура занятия:
- Приветствие. Знакомство.
Постановка цели.
Принятие правил
Игра-знакомство:
Упражнение «Краткое представление себя группе »
Упражнение «Мой образ».
Упражнение – разогрев «А ну-ка возьми».
2. Основная часть:
Упражнение «Колесо жизни».
Упражнение «Паспорт своего Я»
3. Заключительная часть:
Упражнение «Я как чудо ».
4. Рефлексия. Самоанализ на основе пройденных упражнений.
Ожидаемые результаты: Нахождение внутренних ресурсов для дальнейшей продуктивной профессиональной деятельности, снятие негативного отношения к себе, формирование позитивного образа, улучшение самопознания и саморазвития.
1 Этап.
Приветствие. Постановка проблемы.
Психолог: Здравствуйте уважаемые коллеги! Каждый человек в течение всей жизни, стремиться к чему-либо: к успеху, признанию, материальному благополучию, стремится к реализации целей, желаний, стремится к любви, счастью, стремится к власти и ко многому другому. Мы ставим цели, добиваемся их, стремясь к совершенству, часто забываем про себя.
Мы все прекрасно знаем, что качество образования напрямую зависит от профессиональной компетентности и личностных особенностей учителя. Только способный к собственному развитию человек, может соответствовать современным быстро меняющимся условиям. Именно в сегодняшнее время востребована личность самодеятельная, творческая, активная и жизнестойкая. Профессиональный и личностный рост неотделимы и сегодня у нас с вами есть уникальная возможность осознать важность гармонии между всеми сферами жизни личности, активизировать процессы самопознания, осознать уровень своих притязаний. Мы поговорим о личностном росте.
Личностный рост… Понятие интригующее, малопонятное, но интуитивно воспринимаемое большинством людей однозначно позитивно. "Он вырос как личность" — нередко говорят о людях, которые стали более зрелыми, мудрыми, успешными.
Целью тренинга является актуализация собственных ресурсов для развития своей личности. А вести его будя я педагог – психолог Ковылина Анастасия Михайловна .
Введение правил в группе.
Цель: определить правила для эффективной работы в группе.
Время выполнения: 2 минут.
Правила группы
- доверительный стиль общения (единая форма общения, желательно на «ты»).
- общение по принципу «здесь» и «теперь» (говорим о том, что волнует участников сейчас и обсуждаем то, что происходит с ними в группе).
- искренность в общении (говорим только то, что чувствуем, и только правду).
- конфиденциальность всего происходящего в группе (все, что происходит во время занятий, не выносится за пределы группы).
- определение сильных сторон личности (во время обсуждения упражнений и заданий участники обязательно должны подчеркнуть положительные качества выступившего).
- добровольное участие в упражнениях (правило СТОП, достаточно сказать это слово и выйти из упражнения).
- все правила обговорены, перейдем к «знакомству»!
Знакомство
Краткое представление себя группе.
Цель: знакомство с группой, сплочение участников.
Материал: бейджики, цветные карандаши, мячик.
Участники пишут на бейджиках свои имена, затем каждый (передавая мячик по кругу) представляет себя группе: говоря свое имя и называя черту характера на первую букву своего имени или немного рассказывает о себе). Время 2-3 мин.
Упражнение «Мой образ».
Цель: Осознать свой образ. Включение в работу.
Материал: Рекомендуемый набор метафорических карт: «Деревья» (карты выбирают открыто - разложив карты колоды картинкой вверх).
Время: 5 минут.
Содержание. Метафорические карты раскладывают перед участниками группы картинками вверх, педагогам предлагается посмотреть все метафорические карты и выбрать одну, которая, отражает вас в данный момент, т.е. сиюминутное состояние) как вы себя чувствуете, ощущаете, ваше настроение.
Обсуждение:
-Что это за карта?
-Что вы видите?
- Как подходит эта карта сейчас ко мне?
-Какое отношение эта карта имеет к вам?
-Какие чувства вызывает?
Упражнение – разогрев «А ну-ка возьми».
Цель: разогрев группы в активном физическом взаимодействии, создание атмосферы эмоциональной свободы, открытости, дружелюбия, снятие напряжение, сокращение дистанции в общении. Сплочение в группу. Включение в работу.
Материал: Рекомендуемый набор метафорических карт: «Природа и погода» (карты раздаются психологом закрыто).
Время: 10-12 минут.
Участники тренинга встают в круг, и психолог раздает каждому по 5 карт. Каждый участник задает себе вопрос «Чего мне не хватает как профессионалу?» Затем по кругу каждый педагог говорит, что ему не хватает, каких качеств или эмоций и вся группа делиться с ним тем качеством или эмоцией (в образе карты), которого ему не хватает.
Обсуждение:
-Достаточно ли вам этих карт?
-Что взяли? Что отдали?
- Что для вас отдавать, брать?
- Какие чувства при этом вы испытывали?
- Что вы чувствовали если ваши карты не брали?
- Обязаны ли вы были делиться?
- Что – то нужно добавить вам?
Выводы: группа дает поддержку, обратную связь, дает возможность сотрудничества (ресурс).
2 Этап — Основной.
Упражнение «Колесо жизни» осмысление образа (метафоры) профессионального пути, способствует погружению в собственные переживания и актуализируют жизненные смыслы. 20 мин
Цель: определить свои жизненные и профессиональные цели. Нахождение внутренних ресурсов, их творческое самораскрытие.
Материал: Рекомендуемый набор метафорических карт: «Деревья» (карты выбирают открыто - разложив карты колоды картинкой вверх). «Пути - Дороги» (карты выбираются педагогом закрыто).
Время: 20 минут.
В суматохе дней, редко выпадает возможность выделить себе час времени и проанализировать текущее состояние своей жизни. Мы чаще обращаем на те аспекты в жизни, где совсем «припекло». А маленьких звоночков про то, что не комфортно пропускаем и не обращаем внимание.
Возьмите лист бумаги А4, цветные карандаши или фломастеры. Нарисуйте на нем круг и поделите на 8 частей. Эти части будут отображать разные аспекты вашей жизни здоровье, работа, отношения, окружение, духовное развитие, самосовершенствование, хобби, творчество, семья, финансы. Сделайте пометки на каждой из осей этого колеса: насколько вы удовлетворены тем, что вы имеете, насколько вы реализовали себя в данном направлении. Оцените каждую сферу вашей жизни по субъективной шкале от 0 до 10 баллов. Соедините все ваши пометки плавной линией и посмотрите, какую фигуру вы получили.
Именно на этом колесе вы едете по жизни. Два основных показателя – это насколько полученная вами фигура гармонична, похожа все-таки на колесо, и каков диаметр этого колеса. И чем оно у вас «квадратнее», тем больше трудностей и переживаний в вашей жизни. Чем ближе «колесо» к форме правильного круга, тем лучше сбалансирована ваша жизнь. Чем большую площадь занимает фигура, тем более счастливым вы себя ощущаете. Средние показатели отметок – около 5, критический уровень – около 3, отличным результатом являются оценки от 7 и выше во всех секторах. Если у вас ровное, красивое, но маленькое колесико – вы едете по жизни тихо, спокойно, все ровно плохо, но вы к этому уже привыкли... Когда плохо все, на душе возникает даже определенное спокойствие: «Значит, судьба моя такая!» Но если вдруг на фоне общего ровного «плохо» на одной какой-то оси вспыхивает: «Хорошо, здорово, классно!» – пошла карьера, появились деньги, то прежний уровень вдруг становится ямой, куда так больно падать после жизненного пика...
Если у вас по основным осям высокие показатели, а по какому-то одному пункту – провал. Например, все замечательно: любовь, семья и друзья, но – денег нет. Или: все великолепно – деньги, карьера, любовь, а здоровье подводит. В этой ситуации каждый оборот «колеса» будет вас больно бить в этом месте...
я неудовлетворенность, а 10 – полная удовлетворенность.
- А теперь посмотрите на сектор работа, и степень вашего профессиональных успехов, заштрихуйте этот сектор. И выберите карту (колода деревья), которая отражает это сектор в соответствии с баллами, которые вы оценили. (карты открыты)
Обсуждение:
-Что за карта
-что вы видите
- Почему столько баллов, как баллы ассоциируется в карте
- Что не устраивает
-Что это за дерево, живое или не живое, кто ухаживает и др.
- Потом выбираем из той же колоды карт карту, которая будет отражать или соответствовать 10 баллам, т.е. будет вас удовлетворять полностью (к чему стремишься, карты открыты).
Обсуждение:
-Что за карта
-что вы видите
- Почему столько баллов, как баллы ассоциируется в карте
- Что устраивает
- Что это за дерево, живое или не живое, кто ухаживает и др.
- Что нужно сделать, чтобы первая карта стала второй (образ)
- От тебя что требуется
Высказывания по желанию.
- Далее берем карту из другой колоды (дороги), (карты закрыты, это ресурс)
Обсуждение:
-что вы видите на этой карте
-Что для тебя эта карта – образ
- А что нужно реально сделать, чтобы первая карта стала второй (образ)
- От тебя что требуется
- Какие мои действия помогут достичь гармонии в этой сфере моей жизни?
- Какой ресурс я могу задействовать?
- Что требует моего внимания сейчас в этой сфере жизни?
- Что поможет мне достичь успеха в данной сфере?
Закрытая карта это ресурс. За счет этого ресурса он помогает от первого образа перейти во второй.
Высказывания по желанию.
Упражнение «Паспорт своего Я»
Цель: способствовать самоанализу, развивать самораскрытие, самопознание, прояснение «Я-концепции.
Материал: Рекомендуемый набор метафорических карт: «Окна двери», « Природа и погода», «Деревья», «Пути - Дороги» (карты выбирают открыто - разложив карты колоды картинкой вверх).
Время: 10 минут.
Представьте, что нас отправляют в космос. Нам важно познакомиться с инопланетянами, но языка мы не знаем. Нам надо придумать свой паспорт из 8 карт, которые вас олицетворяют. Можно взять по 2 карты с каждой колоды.
Обсуждение
- Что за карты?
-Что отражают эти карты?
-Зачем она вам нужна?
В корабле перегруз, нужно убрать багаж, уберите 3 карты. Можно взять только 5 карт.
Обсуждение
- От чего отказались, почему?
-Что осталось и чем они вам дороги?
- Чем они похожи на вас?
- Легко ли было отказаться?
Правило опять изменились можно взять только 2 карты. 3 карты уберите.
Обсуждение
- От чего отказались, почему?
-Что осталось и чем они вам дороги?
- Чем они похожи на вас?
- Легко ли было отказаться?
Командир дал команду убрать один багаж. Оставить только 1 багаж.
Обсуждение
- Что осталось, почему?
- Чем дорого для вас?
- От чего отказались?
- Почему, легко ли было отказаться?
-Что осталось и чем они вам дороги?
- Чем они похожи на вас?
-Последняя карта выражает вас и вашу сущность.
Это ваш внутренний ресурс.
3 Этап — заключение.
Упражнение «Я как чудо»
Время: 10 минут.
Цель: формирование позитивного восприятия себя, через творческое самовыражение.
Необходимые материалы:
стеклянные бутылочки, вазочки (любые сосуды из прозрачного стекла);
разноцветная соль для заполнения сосуда; пробки, цветной песок, бусинки, ленточки и др., музыкальное сопровождение.
Педагог — психолог: Выберите стеклянный сосуд, форма которого вам нравится. Перед вами лежит разноцветный наполнитель. Давайте представим, что сосуд это мы. Наполните ваш сосуд наполнителями, так как вам нравиться. Отражая метафорическим образом те позитивные качества, мысли, которыми каждый наполнил свой сосуд, через цвет, форму, образы.
Педагог - психолог: Положите в сосуд терпения,
Добавьте две горсти щедрости,
Положите в него полное сердце любви,
Посыпьте добротой,
Положите много юмора
Профессионализма.
И добавьте как можно больше веры и желания.
Украсьте счастьем и радостью, как вам нравиться.
И делитесь этим чудом, с каждым кто встречается на вашем пути!
После проводится обсуждение: почему именно так «художники» видит свой сосуд, что он хотел изобразить?
- Рефлексия:
Наше занятие завершается. Если вернуться к теме, актуализация собственных ресурсов для развития своей личности или иными словами сказать «Путь к себе!», то хочется сказать, что предела нашего пути тоже не существует. Мы с вами в постоянном движении. Достижение какой-то цели открывает впереди новые горизонты. Совершенству нет придела! Я желаю вам успехов на вашем профессиональном и жизненном пути!
Наблюдайте и размышляйте, размышляйте и наблюдайте.
Обратная связь
Время: 10 минут
Педагогам предлагается ответить в свободной форме на вопросы:
1.Чем полезно было для вас данное занятие? Что нового вы узнали?
2.Что для тебя было особенно интересным и важным в заданиях? Объясните почему.
Список литературы
1.. Кац, Г. Метафорические карты [Текст]: руководство для психолога/ Г.Кац, Е.Мухаматулина.-М.: Генезис, 2014.-160с.
2.Морозовская, Е. Проективные карты в работе психолога[Текст]: полное руководство.- Одесса: Институт Проективных Карт, 2012
3. Морозовская, Е. Мир проективных карт [Текст]: обзор колод, упражнения, тренинги.-М.: Генезис, 2014.-168с..
4. Практикум по арт-терапии // под ред. А. И. Копытина. – СПб., Питер, 2000.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
статья "Современный учитель и новые образовательные стандарты"
Статья о роли учителя в современной школе в условиях введения ФГОС. Какие требования предъявляет современная школа к учителю...
Статья "РЕСУРСЫ СОВРЕМЕННОГО УРОКА, ОБЕСПЕЧИВАЮЩИЕ ОСВОЕНИЕ НОВЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ СТАНДАРТОВ"
Ресурс — количественная мера возможности выполнения какой-либо деятельности; условия, позволяющие с помощью определённых преобразований получить желаемый результат. А образовательные ресурсы - это мат...
Технологические ресурсы современного урока английского языка, обеспечивающие освоение новых образовательных стандартов
Выступление на заседании МО учителей иностранного языка...
«Технологические ресурсы современного урока английского языка, обеспечивающие освоение новых образовательных стандартов»
Модернизации современного российского образования с введением новых федеральных образовательных стандартов предъявляет особые требования к работе учителя, к уроку. Учитель обязан уметь пол...
Ресурсы современного урока, обеспечивающие освоение новых образовательных стандартов
Образовательные ресурсы - это материальные, духовные, временные и другие средства развития человеческого потенциала, среды и деятельности человека. Но главным фактором и ресурсом, обеспечивающим ...
Выступление на Методическом совете «Ресурсы современного урока, обеспечивающие освоение новых образовательных стандартов»
Эффективное внедрение новых образовательных стандартов невозможно без изменения в системе оценки качества образования. Она должна включать оценку образовательных достижений как основу для перехода с о...
Ресурсы современного урока, обеспечивающие освоение новых образовательных стандартов
Образовательный процесс в школе – это кровеносная система, а урок – это биение сердца. Конаржевский В. С. С урока начинается учебно-воспитательный процесс, уроком он и заканчивается. Уроку, считают ...