Кризис воспитательного компонента школьного образования
презентация к уроку

Леонов Илья Александрович

Этот материал был подготовлен и представлен на региональном педагогическом семинаре в рамках проекта "Образовательная весна 2019" (г. Иркутск). Тематика выступления: кризис школьной системы воспитания в условиях деструктивного влияния массовой культуры на детей

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Кризис воспитания2.52 МБ
Файл Кризис воспитания19.68 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Духовно-нравственный компонент школьного образования в условиях деструктивного влияния массовой культуры на подрастающее поколение

Слайд 2

Правовая основа излагаемой концепции: 1. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 г. 2. Постановление Правительства РФ от 15 апреля 2014 г. N 295 "Об утверждении государственной программы Российской Федерации "Развитие образования" на 2013 - 2020 годы" 3. Письмо Минобрнауки РФ от 13 мая 2013 года № ИР-352/09 «О направлении программы развития воспитательной компоненты в общеобразовательных учреждениях» ГРАЖДАНСКИЙ ДОЛГ!

Слайд 3

МУЗ ТВ

Слайд 5

Статистические данные по бракам и разводам в России Год Количество браков Количество разводов % разводов 2010 г. 1215066 639321 52,61% 2011 г. 1316011 669376 50,86% 2012 г. 1213598 644101 53,07% 2013 г. 1225501 667971 54,5% 2014 г. 1225985 693730 56,58% 2015 г. 1161068 611646 52,67% 2016 г. 985836 608336 61,70% 2017 г. 1049725 611428 58,24%

Слайд 7

Настоящие отношения – это: Бескорыстие Самоотверженность Готовность к самопожертвованию

Слайд 8

«Пример моих отцов Подсказывает мне И меть весной птенцов»

Слайд 9

Лицемерие – наш диагноз?



Предварительный просмотр:

Духовно-нравственный компонент школьного образования в условиях деструктивного влияния массовой культуры на подрастающее поколение

Согласно Закону об образовании в Российской Федерации воспитание является неотъемлемой частью образовательного процесса. Эта формальная экспонента лишь констатирует исторически сложившуюся практику сочетания обучения и воспитания. Но достаточно ли одной констатации для функционирования воспитательного механизма в рамках школьного образования? Отвечают ли вызовам времени законодательные формулировки, а в особенности учебно-методические пособия, имеющиеся в распоряжении педагогов? И, наконец, способна ли сегодня обычная школа воспитывать детей?

Анализ обозначенных проблемных вопросов необходимо начать с вопроса целеполагания на уровне государственной власти. Официально на самом высоком уровне декларируются задачи сохранения нравственности в обществе, поддержания института семьи и повышения рождаемости для предотвращения демографической катастрофы.

На деле российское общество, особенно молодое поколение, с головой вовлечено в орбиту так называемой западной культуры с ее чуждыми нам и зачастую разрушительными ценностями.

Через фильмы, сериалы, музыку, компьютерные игры и социальные сети 24 часа в сутки 7 дней в неделю в наше сознание внедряются деструктивные модели поведения и ложные ориентиры: индивидуализм, эгоизм, свободные половые отношения, культ славы, денег, развлечений, и т.д.

Чудовищная статистика раннего вступления в половую жизнь, разводов и абортов в России наглядно свидетельствует о неэффективности школьного воспитания, о фактической потере школой воспитательных функций.

Осознание сложившейся ситуации должно побуждать педагогов к самостоятельным поискам методов защиты детей от агрессивного информационного фона. А действовать приходиться практически в партизанских условиях.

На основании четырехлетнего опыта преподавания и взаимодействия с учениками сельской, районной и городской школ, я сформулировал и представляю вашему вниманию методы фронтальной работы с учениками разных возрастных групп. Все они основываются на традиционных ценностях нашего культурно-этнического пространства.

I группа. 5-6 классы. На уроках обществознания в этой возрастной группе затрагиваются темы патриотизма, добра и зла, ценность семьи, дружбы и т.д.

Первым шагом на пути адекватной воспитательной траектории в рамках школьного курса обществознания считаю глубокую проработку с детьми такого явления как эгоизм: причины его возникновения, его проявления в повседневной жизни и негативные последствия эгоистического отношения к окружающим. В обезличенной и гипотетической форме дети исследуют данный вопрос и привыкают относиться к эгоизму как к пороку, неизбежно влекущему за собой негативные последствия.

Следующим важным и необходимым дополнением к школьной программе во время обсуждения вопроса межличностных отношений является акцентирование внимание детей на качествах, без которых невозможна настоящая дружба и настоящая любовь: это бескорыстие, самоотверженность и готовность к самопожертвованию. Эти качества должны в сознании детей стать синонимами любви и дружбы, в противном случае у них, как и у большого количества современных людей, сформируются искаженные, ложные представления о самых важных формах человеческих взаимоотношений. Итак, БЕСКОРЫСТИЕ, САМООТВЕРЖЕННОСТЬ, ГОТОВНОСТЬ К САМОПОЖЕРТВОВАНИЮ.

II группа. 7-8 классы. Переходный возраст и тенденция к раннему взрослению делают этих ребят особенно уязвимыми. Еще несформированная, не готовая к взрослой жизни личность получает в нашем государстве доступ практически ко всем видам искушений и пороков.

Важнейшей задачей в этот период, по моему глубокому убеждению, является формирование у подростков представления о том, в чем фундаментальная разница между «любовью» и «влюбленностью».

Массовая культура лукаво подменяет одно значение другим: через фильмы и особенно популярную музыку делает человека заложником информационно-психологического фантома.

III группа. 9-11 класс. По большому счету, эти ребята стали взрослыми до последнего своего звонка.

Считаю необходимым сосредоточить внимание ребят этой возрастной группы на будущем, в первую очередь на семье. Приоритет семьи перед карьерой, планами покорить космос и защитить диссертацию достаточно легко показать на живых примерах людей, прошедших свой жизненный путь с отсутствием этого приоритета.

Ученики должны твердо усвоить несколько принципов, без которых их семейное домостроительство будет трудным или даже невозможным.

1. Воздержание до брака. Вопреки всем противоположным моделям поведения, с утра до ночи транслируемым через СМИ. Здесь уместно использовать аналогию, которая называется «солдат удачи». Она наглядно демонстрирует непривлекательность, уродливость свободных половых отношений.

2. Влюбленность неизбежно заканчивается. Молодые люди должны быть морально готовы к этому. Перерастет она в любовь или нет, зависит от готовности людей ее созидать, преодолевать трудности.

3. Семья – это не отдых в выходные дни, это тяжелый ежедневный труд. Труд, который окупается сторицей, потому что только в рамках семьи человек обретает истинное счастье.

Заключение.  

В заключении хочу акцентировать ваше внимание на том, что подростки в силу возрастных особенностей очень болезненно реагируют на лицемерие. Поэтому начать нужно с себя. Если сами родители или учителя заражены метастазами западной культуры, если условный телеканал ТНТ – любимое наше развлечение, то чего мы можем ждать от детей.
Сейчас мы в преддверии годовщины Великой Победы. За всеми торжественными мероприятиями, теплыми словами, не забываем ли мы задавать себе вопрос: «А Я ДОСТОИН ПОДВИГА СВОИХ ДЕДОВ?»
Если они воевали за то, чтобы мы жили, так какое право мы имеем вымирать в мирное время?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Региональный компонент школьного географического образования

В статье рассматриваются  вопросы: 1.Актуальность регионального компонента в обучении географии....

Воспитательный компонент Федеральных государственных стандартов общего образования второго поколения.

"Школа  - не здание, не кабинеты, не образцовая наглядная агитация, - справедливо заметил А.А. Захаренко, народный учитель СССР. - Школа - это возвышенный дух, идея, мечта, которые увлекают сразу...

Православный компонент школьного географического образования

Цели географического образования согласно требованиям ФГОС и цели Православного стандарта во многом идентичны, так как придают особое значение духовно-нравственному развитию, воспитанию и социализации...

Разработка воспитательного компонента образовательной программы для реализации направления «Воспитание молодых югорчан» в Концепции развития воспитания в системе общего образования ХМАО-Югры

Разработка воспитательного компонента образовательной программы для реализации направления «Воспитание молодых югорчан» в Концепции развития воспитания в системе общего образования ХМАО-Югры...

Ресурсы дополнительного образования при реализации воспитательного компонента ФГОС

Осуществление интеграции общего и дополнительного образования детей возможно на основе согласованности действий всех участников процесса, комплексности подходов к вопросам воспитания и долгосрочности....

основная образовательная программа основного общего образования на 2018-2019 учебный год программой развития воспитательной компоненты МБОУ «Средняя школа №19»

основная образовательная программа основного общего образования на 2018-2019 учебный год программой развития воспитательной компоненты МБОУ «Средняя школа №19»...

Национально-региональный компонент – важное составляющее содержания современного школьного образования.

      В последние годы в нашей стране проблема учета особенностей региона в образовании становится все более актуальной во многих отношениях. Региональный аспект образования несе...