Национально-региональный компонент – важное составляющее содержания современного школьного образования.
материал
В последние годы в нашей стране проблема учета особенностей региона в образовании становится все более актуальной во многих отношениях. Региональный аспект образования несет в себе все богатство национально-региональной культуры, традиций, духовных устремлений и ценностей, он усиливает роль человеческого фактора в образовании, актуализируя вопросы развития духовной культуры школьника, его самостоятельности, творчества, активности, имиджа, интеллигентности.
Среди основных целей и задач образования, определенных Национальной доктриной образования в Российской Федерации до 2025 года, ведущее место отведено задачам обеспечения системой образования исторической преемственности поколений, сохранения, распространения и развития языка, национальной культуры. Отмечено, что государство в сфере образования обязано обеспечить:
– сохранение и поддержку этнической самобытности народов России, гуманистических традиций их культур;
– сохранение языков и культур малых народов Российской Федерации, гармонизацию национальных и этнокультурных отношений.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
regionalnyy_komponent_na_urokah_v_matematiki.docx | 44.3 КБ |
Предварительный просмотр:
Государственное казенное образовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа при учреждениях
уголовно-исполнительеой системы»
ГКОУ «СОШ при УУИС»
Национально-региональный компонент – важное составляющее содержания современного школьного образования.
( Выступление на МО УПКР ТСП г.Кемерово ФКУ ИК-22)
Зам.директора поУВР ТСП Вдовенко Н.В.
г.Кемерово
«Если человек не любит, хотя бы изредка, смотреть на старые фотографии своих родителей, не ценит память
о них, оставленную в саду, который они возделывали, в вещах, которые им принадлежали, значит, он не любит их. Если человек не любит старые улицы, старые дома, пусть даже и плохонькие, значит, у него нет любви к своему городу. Если человек равнодушен к памятникам своей страны, он, как правило, равнодушен к своей стране».
Д.С.Лихачев.
В последние годы в нашей стране проблема учета особенностей региона в образовании становится все более актуальной во многих отношениях. Региональный аспект образования несет в себе все богатство национально-региональной культуры, традиций, духовных устремлений и ценностей, он усиливает роль человеческого фактора в образовании, актуализируя вопросы развития духовной культуры школьника, его самостоятельности, творчества, активности, имиджа, интеллигентности.
Среди основных целей и задач образования, определенных Национальной доктриной образования в Российской Федерации до 2025 года, ведущее место отведено задачам обеспечения системой образования исторической преемственности поколений, сохранения, распространения и развития языка, национальной культуры. Отмечено, что государство в сфере образования обязано обеспечить:
– сохранение и поддержку этнической самобытности народов России, гуманистических традиций их культур;
– сохранение языков и культур малых народов Российской Федерации, гармонизацию национальных и этнокультурных отношений.
В Законе Российской Федерации «Об образовании» закреплены два компонента стандарта, учитывающие федеративный характер устройства России — федеральный и национально-региональный. Однако анализ нормативных документов свидетельствует о том, что реализация принципа региональности осуществляется через введение в учебный план специальных предметов (в области родного языка и литературы, истории, географии) и совсем не затрагивает другие общеобразовательные области. Традиционные методики преподавания школьных предметов (в том числе математики) не позволяют полностью раскрыться индивидуальности ученика. Содержание школьных учебников (теоретический и зпрактический материал) носит абстрактный характер, не учитывающий особенностей культуры, образа жизни и восприятия детей разных национальностей. Таким образом, налицо противоречие между необходимостью использования принципа региональности в обучении предмету учащихся и его слабой реализацией в современной школе из-за отсутствия соответствующей базы. Поиск и разработка эффективных дидактических средств, содействующих разрешению указанного противоречия, представляется достаточно актуальной проблемой.
Национально-региональный компонент является важным составляющим содержания современного школьного образования. В числе основных его задач — приобщение подрастающего поколения к национальной культуре, духовным и нравственно-этическим ценностям своего народа, формирование интересов к родному языку и истории. Национально-региональный компонент в школе и его интеграция с другими предметами – ключ к решению проблемы эффективности урока, на таком уроке легко соединяются три важных цели – это обучающая, развивающая и воспитательная цель. Межпредметная интеграция с использованием материала национально-регионального компонента активизирует мыслительную деятельность, вызывает большой интерес к истории города, села; происхождению фамилий, имён, названию городов, сёл, рек. Использование такого материала делает урок интересным, увлекательным, что повышает эффективность урока. Известно, что ученики охотнее и с большим интересом усваивают то, что им больше нравится. Любимые предметы имеют сильное воспитательное воздействие, поэтому грамотное использование исторического, географического, литературного и другого материала воспитывает в учениках патриотические чувства, чувства любви, восхищения и гордости к родному краю, что не оставляет никого быть равнодушным к проблемам малой родины и вырабатывает активную жизненную позицию.
Цель использования материала национально-регионального компонента – это формирование целостных знаний о родном крае, развитие творческих и исследовательских умений, воспитание любви и уважения к историческому и литературному наследию родного края.
Использование материала с национально-региональным компонентом на уроках несёт очень большой объём знаний по различной тематике:
Математика
Русский яык
География
Животный мир
Растительный мир
История
Литературное чтение
Фольклор.
Образование в рамках регионального компонента осуществляется через:
-развитие интеллектуальных умений (понимать, анализировать, синтезировать, применять, обобщать, оценивать, рефлексировать (осуществлять самонаблюдение, самоанализ, самооценку);
-формирование знаний об истории, культуре, и традициях своего народа
-ценностного отношения к себе, другим и миру;
-активной жизненной позиции.
Развитие учащихся осуществляется в процессе включения их в проектную, исследовательскую, поисковую, творческую работу, значимую как для самих учащихся. В результате такого участия ученики приобретают умения:
-приобретать, обрабатывать и создавать нужную информацию;
-переносить знания и навыки из различных областей, учебных ситуаций в реалистичную или реальную ситуацию общения.
-работать в команде и самостоятельно;
-критически оценивать себя, окружающую жизнь в школе и за ее пределами.
В настоящее время национально-региональный компонент стал очень острой и актуальной темой в образовании. В век высоких технологий теряется нить, которая связывает нас с прошлым, настоящим и будущим. Современный человек должен восстановить и сохранить ту хрупкую нить, что и предполагает национально-региональный компонент. Инновации в школе тогда будут способствовать повышению качества образования, когда они будут «произрастать» на почве традиций, как общероссийского масштаба, так и традиций того или иного края, района, села. Если мы это будем помнить, будем помнить свою историю, будем помнить наши традиции, будем с уважением относиться к великим мыслителям русской культуры, тогда и инновации в школе разовьют эти традиции, придадут им новое качество, достойное нашей истории, нашей культуры.
Есть две возможности в повседневной работе учителя:
-ведение уроков по учебнику;
-проявить творчество и строить уроки в интеграции с другими предметами, раскрывая прикладную сущность предмета и дать возможность ученику увидеть применение полученных знаний для его условий жизни.
Творчество учителя вознаграждается повышением интереса к предмету, творческих способностей его учеников и положительной эмоцией на уроке. В полной мере достигаются образовательные, развивающие и воспитательные цели урока.
Реализация национально-регионального компонента обуславливает особые требования к деятельности учителя. Учитель должен выступать не только как носитель и передатчик национальной культуры со всеми ее специфическими особенностями, но и как широко мыслящий, образованный наставник, способный определить место этнической культуры в общемировой поликультурной системе, как посредник между различными культурами. Педагогу необходимо, в первую очередь, самому осознать, что реализация принципа национального в образовании и воспитании в контексте интернационального призвана создавать условия для формирования национального самосознания.
Цель работы методического обьединения:организация работы по региональному компоненту
- Выступление педагогов о своей работе.
- Корректировка и утверждение КТП по внесению РК в планирование уроков .
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Региональный компонент как составляющая содержания обучения в историческом образовании студентов
Сегодня огромное внимание уделяется предметам общеобразовательного цикла, формирующих целостную систему универсальных знаний, а также гражданскую ответственность, духовность и культуру.В соответствии ...
Универсальные учебные действия в современном школьном образовании
Статья для обсуждения, в помощь учителю....
КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ УЧАЩЕГОСЯ В СИСТЕМЕ СОВРЕМЕННОГО ШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Рассматриваются два важных аспект конкурентоспособности учащегося: (1) как системное качество единства процесса обучения и воспитания характеризующее личность как саморазвивающуюся систему и (2) как и...
Методическая разработка по теме «Проблемы развития мотивации в системе современного школьного образования»
Рассматриваются проблемы развития мотивации в контексте личностно-ориентированного подхода....
Универсальные учебные действия в современном школьном образовании
Статья об универсальных учебных действиях на уроках физической культуры...
Методические основы в содержании современного биологического образования
В материалах рассматриваются основы современного биологического образования в школе. Дается обоснование мировоззренческому подходу к содержанию предмета....
Статья "НАЦИОНАЛЬНО-РЕГИОНАЛЬНЫЙ АСПЕКТ В НРАВСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКОМ ВОСПИТАНИИ ДЕТЕЙ ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА"
Статья посвящена одной из важных проблем современной системы школьного образования. Она отражает содержание, особенности национального компонента учебно-воспитательной работы в школе. Дана краткая хар...
- Мне нравится (1)