Православный компонент школьного географического образования
статья по географии (5, 6, 7, 8, 9, 10, 11 класс) на тему
Цели географического образования согласно требованиям ФГОС и цели Православного стандарта во многом идентичны, так как придают особое значение духовно-нравственному развитию, воспитанию и социализации обучающихся. А потому вполне возможно говорить о реализации православного компонента школьного географического образования даже в обычных общеобразовательных учреждениях Российской Федерации, и в особенности - в православных школах и гимназиях.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
morozova_i.m._pravoslavnyy_komponent_shkolnogo_geograficheskogo_obrazovaniya.docx | 25.84 КБ |
Предварительный просмотр:
Морозова Ирина Михайловна,
методист, учитель географии
ЧОУ «Свято-Георгиевская православная СОШ»
ПРАВОСЛАВНЫЙ КОМПОНЕНТ
ШКОЛЬНОГО ГЕОГРАФИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Федеральный государственный образовательный стандарт (ФГОС) определяет географию как «учебный предмет, формирующий у учащихся систему комплексных социально ориентированных знаний о Земле как о планете людей, закономерностях развития природы, размещении населения и хозяйства, об особенностях, о динамике и территориальных следствиях главных природных, экологических, социально-экономических и иных процессов, протекающих в географическом пространстве, проблемах взаимодействия общества и природы, об адаптации человека к географическим условиям проживания, о географических подходах к устойчивому развитию территорий».
В то же время принятие нового Федерального государственного образовательного стандарта призвано обеспечить духовно-нравственное развитие, воспитание и социализацию обучающихся. Это задачи первостепенной важности, которые предусмотрены в структуре основной образовательной программы: в концепции духовно-нравственного воспитания и примерной программе воспитания и социализации обучающихся, как дополнении к основному содержанию образования. Духовно-нравственное развитие, воспитание и социализация обучающихся должны быть интегрированы во все виды деятельности и формировать уклад школьной жизни. На комплексное решение задач духовно-нравственного воспитания подрастающего поколения в интересах государства и общества направлено также введение «Стандарта православного компонента начального общего, основного общего, среднего общего образования для учебных заведений Российской Федерации» как системы непрерывного православного образования и воспитания.
Введение и реализация Стандарта православного компонента общего образования призваны обеспечить:
- сохранение традиционных духовно-нравственных и культурных идеалов, целей и ценностей в современном обществе, поскольку именно духовные и нравственные традиции составляют основу устойчивого развития обществ;
- консолидацию обществ на основе уважения, взаимопонимания и доверия друг к другу людей разных вероисповеданий;
- общественное и национальное согласие; духовную безопасность личности, семьи и общества;
- возрождение традиционной системы духовно-нравственного воспитания, обеспечивающей развитие религиозного (православного) сознания и самосознания подрастающего поколения, что является гарантом духовного здоровья общества.
Как указывается в «Стандарте православного компонента начального общего, основного общего, среднего общего образования для учебных заведений Российской Федерации», православный компонент общего образования – это «система непрерывного православного образования, которая реализуется через внедрение в основные образовательные программы общего образования программ духовно-нравственного цикла, учебных курсов, дисциплин, предметов, модулей, содержание которых соответствует вероучению, нравственным принципам, историческим и культурным традициям Русской Православной Церкви, реализуемые в общеобразовательных учреждениях путем включения в основные образовательные программы общего образования».
Как видно, цели географического образования согласно требованиям ФГОС и цели Православного стандарта во многом идентичны. А потому вполне возможно говорить о реализации православного компонента школьного географического образования даже в обычных общеобразовательных учреждениях Российской Федерации, и в особенности – в православных школах и гимназиях.
Как же отражается православный компонент в школьном курсе географии в целом и в программе по географии ЧОУ «Свято-Георгиевская православная СОШ» в частности?
В рамках курса происходит знакомство школьников с географией населения Земли в целом, отдельных стран и в частности России, рассматриваются вопросы динамики численности населения, разнообразия расового, национального и религиозного состава, особенности расселения. Такой подход позволяет подойти к осознанию многонациональности и поликонфессиональности населения России и мира, ставить цели воспитания терпимости и уважения учащихся к представителям других национальных и религиозных принадлежностей. Помимо этой традиционной для общеобразовательных учреждений части курса с учетом православного профиля школы в курс включено знакомство с православными святынями регионов России и мира. Есть в курсе и темы, где православный компонент позволяет расширить знания школьников по изучаемой теме: например, среди способов ориентирования на местности рассматривается способ ориентирования по особенностям расположения православных храмов; изучение истории географических открытий и освоения Земли в целом и территории нашей страны уместно перекликается с темой распространения христианства и т.д.
Рассмотрим на конкретных примерах реализацию православного компонента образовательной программы по географии:
Класс | Тема урока | Содержание православного компонента |
6 | Открытие, изучение и преобразование Земли | Распространение христианства и его роль в колонизации Нового Света |
Земля – планета Солнечной системы | Христианская концепция сотворения мира | |
Стороны горизонта. Ориентирование | Основные способы ориентирования по местным признакам: ориентирование по особенностям расположения православных храмов | |
Распределение организмов. Воздействие организмов на земные оболочки | Христианская концепция о происхождении жизни | |
Население Земли | Расовый, национальный и религиозный состав населения мира. Равенство рас | |
7 | Литосфера Земли и происхождение материков и океанов. Плиты литосферы | Христианская концепция сотворения мира |
Как люди открывали и изучали Землю. Распространение христианства | Распространение христианства и его роль в колонизации Нового Света | |
Расселение человека по материкам. Страны мира. Основные виды хозяйственной деятельности | Религиозный состав населения мира. География христианства. География православия | |
Народы и страны Африки. Современная политическая карта. Религии Африки. Страны Северной и Южной Африки | Религиозный состав населения Африки | |
Страны Западной, Центральной и Восточной Африки | Религиозный состав населения Африки. Христианские святыни Эфиопии | |
Население Австралии. Австралийский Союз | Христианство в Австралии | |
Океания | История открытия и исследования островов Тихого океана – остров Пасхи | |
Географическое положение Южной Америки. История открытия и исследования материка | Распространение христианства и его роль в колонизации Нового Света | |
Народы и страны. Христианство в Южной Америке | Распространение христианства и его роль в колонизации Нового Света. Религиозный состав современного населения Южной Америки | |
Географическое положение Северной Америки. Открытие и исследование материка | Распространение христианства и его роль в колонизации Нового Света | |
Народы и страны. Канада и США: особенности природы, население и его хозяйственная деятельность. Религиозный состав населения | Распространение христианства и его роль в колонизации Нового Света. Религиозный состав современного населения Южной Америки | |
Народы и страны Евразии. Религиозный состав населения | Религиозный состав населения Евразии. Христианские страны. География православия | |
Зарубежная Европа. Страны Северной и Западной Европы. Католические и протестантские страны Европы | Религиозный состав населения Евразии. География христианства | |
Страны Восточной и Южной Европы. Православные страны Европы | Религиозный состав населения Евразии. Христианские страны. География православия | |
8 | Формирование, освоение и изучение территории России. Влияние православия на освоение территории России | Влияние православия на заселение территории России (монастырская колонизация) |
Геологическое строение территории России | Христианская концепция сотворения мира | |
Климат и человек. Агроклиматические ресурсы | Христианское понимание «отрицательного» влияния стихийных природных процессов на жизнь и хозяйственную деятельность человека | |
Стихийные явления, связанные с водами | ||
Растительный мир России | Христианская концепция о происхождении жизни | |
Животный мир России. Охрана органического мира | Христианская концепция о происхождении жизни | |
Природные ресурсы Русской равнины и проблемы их рационального использования | Христианские святыни Русской равнины – объекты Всемирного культурного и природного наследия (список ЮНЕСКО) | |
Природные уникумы Урала. Экологические проблемы | Сохранение языческих традиций. Следы древних языческих поселений | |
Условия работы и быта человека в условиях Западной Сибири | Традиционный уклад жизни коренного населения Западной Сибири, сохранение языческих традиций | |
Стихийные природные явления и их причины | Христианское понимание «отрицательного» влияния стихийных природных процессов на жизнь и хозяйственную деятельность человека | |
Антропогенное воздействие на природу. Рациональное природопользование | Отношение к природе как дару Божиему, как к высшему творению Божественного разума | |
Особо охраняемые территории | Отношение к природе как дару Божиему | |
9 | Исторические особенности заселения и освоения территории России. Влияние православия на освоение территории России | Влияние православия на заселение территории России (монастырская колонизация) |
Численность и естественный прирост населения | Влияние религии на воспроизводство населения | |
Национальный и религиозный состав населения России | Религиозный состав населения России. Многонациональный и поликонфессионный характер населения России | |
Миграции населения | Религиозные миграции в России | |
Население и хозяйство Центральной России. Православные святыни Центральной России | География православия. Главные православные святыни | |
Районы Центральной России. Москва и Московский столичный регион. Храмы и монастыри Москвы и Подмосковья | География православия. Главные православные святыни | |
Волго-Вятский и Центрально-Черноземный районы. Православные святыни районов | География православия. Главные православные святыни | |
Северо-Западный район. Храмы Санкт-Петербурга | Роль монастырской колонизации в освоении и заселении района. География православия. Главные православные святыни | |
Население и хозяйство Европейского Севера. Православные святыни Европейского Севера | Роль монастырской колонизации в освоении и заселении района. География православия. Главные православные святыни | |
Население Северного Кавказа. Православные святыни Северного Кавказа | География православия. Главные православные святыни | |
Население Поволжья | Влияние истории заселения на религиозный состав населения | |
Население и хозяйство Урала. Православные святыни Урала | География православия. Главные православные святыни | |
Население Ростовской области. Православные святыни нашего края | География православия. Главные православные святыни. Влияние истории заселения на религиозный состав населения | |
10 | Разнообразие стран мира. Различные подходы к их типологии | Многонациональный и поликонфессионный характер населения мира |
Численность, воспроизводство населения. Первый тип воспроизводства населения | Влияние религий на воспроизводство населения | |
Второй тип воспроизводства населения. Демографическая политика | Влияние религий на воспроизводство населения | |
Состав (структура) населения | Влияние религии на особенности половозрастного состава населения | |
Крупнейшие народы мира, религиозный состав населения | Религиозный состав населения мира. География мировых религий. География православия и христианства. Влияние религии на хозяйство | |
Размещение и миграции населения | Религиозные миграции в мире | |
Население Зарубежной Европы: воспроизводство, миграции, национальный и религиозный состав | Особенности развития хозяйства стран, религий и обычаев народов региона. География православия и христианства. Влияние религиозного состава населения на особенности хозяйства стран и регионов | |
Субрегионы и страны. Европейские страны «большой семерки». Православные страны Европы | Особенности развития хозяйства стран, религий и обычаев народов региона. География православия и христианства. Влияние религиозного состава населения на особенности хозяйства стран и регионов | |
Обобщающий урок. Рекреационные ресурсы Зарубежной Европы. Христианские святыни | Особенности развития хозяйства стран, религий и обычаев народов региона. География православия и христианства. Влияние религиозного состава населения на особенности хозяйства стран и регионов | |
Население и трудовые ресурсы Зарубежной Азии | Особенности развития хозяйства стран, религий и обычаев народов региона. География христианства. Влияние религиозного состава населения на особенности хозяйства стран и регионов | |
Обобщающий урок. Христианские святыни Азии. Охрана окружающей среды и экологические проблемы | Особенности развития хозяйства стран, религий и обычаев народов региона. География христианства. Влияние религиозного состава населения на особенности хозяйства стран и регионов | |
Австралия и Океания | Особенности развития хозяйства стран, религий и обычаев народов региона. География христианства. Влияние религиозного состава населения на особенности хозяйства стран и регионов | |
Население Африки. Особенности воспроизводства, состава, религии. Хозяйство | Особенности развития хозяйства стран, религий и обычаев народов региона. География христианства. Влияние религиозного состава населения на особенности хозяйства стран и регионов | |
Географическая картина Северной Америки | Особенности развития хозяйства стран, религий и обычаев народов региона. География христианства. Влияние религиозного состава населения на особенности хозяйства стран и регионов | |
Общая характеристика стран Латинской Америки | Особенности развития хозяйства стран, религий и обычаев народов региона. География христианства. Влияние религиозного состава населения на особенности хозяйства стран и регионов | |
Глобальные проблемы человечества. Проблема мира и разоружения. Демографическая, продовольственная проблемы, проблема преодоления отсталости развивающихся стран | Отношение к природе как дару Божиему, как к высшему творению Божественного разума | |
Глобальные проблемы: экологическая, энергетическая и сырьевая. Проблемы использования Мирового океана и мирного освоения космоса | Отношение к природе как дару Божиему, как к высшему творению Божественного разума |
Реализация православного компонента содержания школьного географического образования не просто позволяет углубить знания по предмету. Она дает возможность подойти к рассмотрению сложившейся географической картины мира с позиций православного человека, осознать свою ответственность за современное состояние и антропогенные изменения в природных комплексах, дает возможность определения глобальных прогнозов и разработки дальнейшего пути развития мира в целом и страны, региона в частности. Осознание каждым обучающимся собственной значимости и ответственности за будущее планеты и своей Родины – пожалуй, самая главная цель не только географического образования, но и воспитания подрастающего поколения. Это и есть духовно-нравственное развитие, воспитание и социализация обучающихся, основывающиеся на системно-деятельностном подходе, заложенном в требованиях Федеральном государственном образовательном стандарте.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Краеведческий компонент в системе школьного географического образования (Педагогическая концепция на основе опыта работы)
Понятие "школьное краеведение" по своему содержанию включаает в себя разностороннее изучение местного края. Школьное краеведение необходимо рассматривать не только как деятельность учащихся, нап...
Методическая разработка учителя географии ГБОУ СОШ №1234 Курбатовой Е.Е. "Развивающее обучение в школьном географическом образовании".
Методическая система предлагается к использованию учитлям географии в средних общеобразовательных школах....
ОПЫТ РЕАЛИЗАЦИИ РЕГИОНАЛЬНОГО КОМПОНЕНТА ОБЩЕГО ГЕОГРАФИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ.
В статье авторы делятся собственным опытом реализации регионального компонента общего географического образования...
Региональный компонент школьного географического образования
В статье рассматриваются вопросы: 1.Актуальность регионального компонента в обучении географии....
Культурологический подход в школьном географическом образовании
Урок автором рассматривается как источник формирования и развития национального менталитета, механизм связи менталитета с природным фактором. Содержание материала о...
Презентация "Краеведение, как региональный компонент в географическом образовании"
Презентация содержит материал, который поможет коллегам интереснее и качественнее преподавать краеведение в школе....