Православный компонент школьного географического образования
статья по географии (5, 6, 7, 8, 9, 10, 11 класс) на тему

Морозова Ирина Михайловна

Цели географического образования согласно требованиям ФГОС и цели Православного стандарта во многом идентичны, так как придают особое значение духовно-нравственному развитию, воспитанию и социализации обучающихся. А потому вполне возможно говорить о реализации православного компонента школьного географического образования даже в обычных общеобразовательных учреждениях Российской Федерации, и в особенности - в православных школах и гимназиях. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Морозова Ирина Михайловна,
методист, учитель географии
ЧОУ «Свято-Георгиевская православная СОШ»

ПРАВОСЛАВНЫЙ КОМПОНЕНТ
ШКОЛЬНОГО ГЕОГРАФИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ

 Федеральный государственный образовательный стандарт (ФГОС) определяет географию  как  «учебный предмет, формирующий у учащихся систему комплексных социально ориентированных знаний о Земле как о планете людей, закономерностях развития природы, размещении населения и хозяйства, об особенностях, о динамике и территориальных следствиях главных природных, экологических, социально-экономических и иных процессов, протекающих в географическом пространстве, проблемах взаимодействия общества и природы, об адаптации человека к географическим условиям проживания, о географических подходах к устойчивому развитию территорий».

В то же время принятие нового Федерального государственного образовательного стандарта призвано обеспечить духовно-нравственное развитие, воспитание и социализацию обучающихся. Это задачи первостепенной важности, которые предусмотрены в структуре основной образовательной программы: в концепции духовно-нравственного воспитания и примерной программе воспитания и социализации обучающихся, как дополнении к основному содержанию образования. Духовно-нравственное развитие, воспитание и социализация обучающихся должны быть интегрированы во все виды деятельности и формировать уклад школьной жизни. На комплексное решение задач духовно-нравственного воспитания подрастающего поколения в интересах государства и общества направлено также введение «Стандарта православного компонента начального общего, основного общего, среднего общего образования для учебных заведений Российской Федерации» как системы непрерывного православного образования и воспитания.

Введение и реализация Стандарта православного компонента общего образования призваны обеспечить:

  • сохранение традиционных духовно-нравственных и культурных идеалов, целей и ценностей в современном обществе, поскольку именно духовные и нравственные традиции составляют основу устойчивого развития обществ;
  • консолидацию обществ на основе уважения, взаимопонимания и доверия друг к другу людей разных вероисповеданий;
  • общественное и национальное согласие; духовную безопасность личности, семьи и общества;
  • возрождение традиционной системы духовно-нравственного воспитания, обеспечивающей развитие религиозного (православного) сознания и самосознания подрастающего поколения, что является гарантом духовного здоровья общества.

Как указывается в «Стандарте православного компонента начального общего, основного общего, среднего общего образования для учебных заведений Российской Федерации», православный компонент общего образования  – это «система непрерывного православного образования, которая реализуется через внедрение в основные образовательные программы общего образования программ духовно-нравственного цикла, учебных курсов, дисциплин, предметов, модулей, содержание которых соответствует вероучению, нравственным принципам, историческим и культурным традициям Русской Православной Церкви, реализуемые в общеобразовательных учреждениях путем включения в основные образовательные программы общего образования».

Как видно, цели географического образования согласно требованиям ФГОС и цели Православного стандарта во многом идентичны. А потому вполне возможно говорить о реализации православного компонента школьного географического образования даже в обычных общеобразовательных учреждениях Российской Федерации, и в особенности – в православных школах и гимназиях.

Как же отражается православный компонент в школьном курсе географии в целом и в программе по географии ЧОУ «Свято-Георгиевская православная СОШ» в частности?

В рамках курса происходит знакомство школьников с географией населения Земли в целом, отдельных стран и в частности России, рассматриваются вопросы динамики численности населения, разнообразия расового, национального и религиозного состава, особенности расселения. Такой подход позволяет подойти к осознанию многонациональности и поликонфессиональности населения России и мира,  ставить цели воспитания терпимости и уважения учащихся к представителям других национальных и религиозных принадлежностей. Помимо этой традиционной для общеобразовательных учреждений части курса  с учетом православного профиля школы в курс включено знакомство с православными святынями регионов России и мира. Есть в курсе и темы, где православный компонент позволяет расширить знания школьников по изучаемой теме: например, среди способов ориентирования на местности рассматривается способ ориентирования по особенностям расположения православных храмов; изучение истории географических открытий и освоения Земли в целом и территории нашей страны уместно перекликается с темой распространения христианства и т.д.

Рассмотрим на конкретных примерах реализацию православного компонента образовательной программы по географии:

Класс

Тема урока

Содержание православного компонента

6

Открытие, изучение и преобразование Земли

Распространение христианства и его роль в колонизации Нового Света

Земля – планета Солнечной системы

Христианская концепция сотворения мира

Стороны горизонта. Ориентирование

Основные способы ориентирования по местным признакам: ориентирование по особенностям расположения православных храмов

Распределение организмов. Воздействие организмов на земные оболочки

Христианская концепция о происхождении жизни

Население Земли

Расовый, национальный и религиозный состав населения мира. Равенство рас

7

Литосфера Земли и происхождение материков и океанов. Плиты литосферы

Христианская концепция сотворения мира

Как люди открывали и изучали Землю. Распространение христианства

Распространение христианства и его роль в колонизации Нового Света

Расселение человека по материкам. Страны мира. Основные виды хозяйственной деятельности

Религиозный состав населения мира. География христианства. География православия

Народы и страны Африки. Современная политическая карта. Религии Африки. Страны Северной и Южной Африки

Религиозный состав населения Африки

Страны Западной, Центральной и Восточной Африки

Религиозный состав населения Африки. Христианские святыни Эфиопии

Население Австралии. Австралийский Союз

Христианство в Австралии

Океания

История открытия и исследования островов Тихого океана – остров Пасхи

Географическое положение Южной Америки. История открытия и исследования материка

Распространение христианства и его роль в колонизации Нового Света

Народы и страны. Христианство в Южной Америке

Распространение христианства и его роль в колонизации Нового Света. Религиозный состав современного населения Южной Америки

Географическое положение Северной Америки. Открытие и исследование материка

Распространение христианства и его роль в колонизации Нового Света

Народы и страны. Канада и США: особенности природы, население и его хозяйственная деятельность. Религиозный состав населения

Распространение христианства и его роль в колонизации Нового Света. Религиозный состав современного населения Южной Америки

Народы и страны Евразии. Религиозный состав населения

Религиозный состав населения Евразии. Христианские страны. География православия

Зарубежная Европа. Страны Северной и Западной Европы. Католические и протестантские страны Европы

Религиозный состав населения Евразии. География христианства

Страны Восточной и Южной Европы. Православные страны Европы

Религиозный состав населения Евразии. Христианские страны. География православия

8

Формирование, освоение и изучение территории России. Влияние православия на освоение территории России

Влияние православия на заселение территории России (монастырская колонизация)

Геологическое строение территории России

Христианская концепция сотворения мира

Климат и человек. Агроклиматические ресурсы

Христианское понимание «отрицательного» влияния стихийных природных процессов на жизнь и хозяйственную деятельность человека

Стихийные явления, связанные с водами

Растительный мир России

Христианская концепция о происхождении жизни

Животный мир России. Охрана органического мира

Христианская концепция о происхождении жизни

Природные ресурсы Русской равнины и проблемы их рационального использования

Христианские святыни Русской равнины – объекты Всемирного культурного и природного наследия (список ЮНЕСКО)

Природные уникумы Урала. Экологические проблемы

Сохранение языческих традиций. Следы древних языческих поселений

Условия работы и быта человека в условиях Западной Сибири

Традиционный уклад жизни коренного населения Западной Сибири, сохранение языческих традиций

Стихийные природные явления и их причины

Христианское понимание «отрицательного» влияния стихийных природных процессов на жизнь и хозяйственную деятельность человека

Антропогенное воздействие на природу. Рациональное природопользование

Отношение к природе как дару Божиему, как к высшему творению Божественного разума

Особо охраняемые территории

Отношение к природе как дару Божиему

9

Исторические особенности заселения и освоения территории России. Влияние православия на освоение территории России

Влияние православия на заселение территории России (монастырская колонизация)

Численность и естественный прирост населения

Влияние религии на воспроизводство населения

Национальный и религиозный состав населения России

Религиозный состав населения России. Многонациональный  и поликонфессионный характер населения России

Миграции населения

Религиозные миграции в России

Население и хозяйство Центральной России. Православные святыни Центральной России

География православия. Главные православные святыни

Районы Центральной России. Москва и Московский столичный регион. Храмы и монастыри Москвы и Подмосковья

География православия. Главные православные святыни

Волго-Вятский и Центрально-Черноземный районы. Православные святыни районов

География православия. Главные православные святыни

Северо-Западный район. Храмы Санкт-Петербурга

Роль монастырской колонизации в освоении и заселении района. География православия. Главные православные святыни

Население и хозяйство Европейского Севера. Православные святыни Европейского Севера

Роль монастырской колонизации в освоении и заселении района. География православия. Главные православные святыни

Население Северного Кавказа. Православные святыни Северного Кавказа

География православия. Главные православные святыни

Население Поволжья

Влияние истории заселения на религиозный состав населения

Население и хозяйство Урала. Православные святыни Урала

География православия. Главные православные святыни

Население Ростовской области. Православные святыни нашего края

География православия. Главные православные святыни. Влияние истории заселения на религиозный состав населения

10

Разнообразие стран мира. Различные подходы к их типологии

Многонациональный  и поликонфессионный характер населения мира

Численность, воспроизводство населения. Первый тип воспроизводства населения

Влияние религий на воспроизводство населения

Второй тип воспроизводства населения. Демографическая политика

Влияние религий на воспроизводство населения

Состав (структура) населения

Влияние религии на особенности половозрастного состава населения

Крупнейшие народы мира, религиозный состав населения

Религиозный состав населения мира. География мировых религий. География православия и христианства. Влияние религии на хозяйство

Размещение и миграции населения

Религиозные миграции в мире

Население Зарубежной Европы: воспроизводство, миграции, национальный и религиозный состав

Особенности развития хозяйства стран, религий и обычаев народов региона. География православия и христианства. Влияние религиозного состава населения на особенности хозяйства стран и регионов

Субрегионы и страны. Европейские страны «большой семерки». Православные страны Европы

Особенности развития хозяйства стран, религий и обычаев народов региона. География православия и христианства. Влияние религиозного состава населения на особенности хозяйства стран и регионов

Обобщающий урок. Рекреационные ресурсы Зарубежной Европы. Христианские святыни

Особенности развития хозяйства стран, религий и обычаев народов региона. География православия и христианства. Влияние религиозного состава населения на особенности хозяйства стран и регионов

Население и трудовые ресурсы Зарубежной Азии

Особенности развития хозяйства стран, религий и обычаев народов региона. География христианства. Влияние религиозного состава населения на особенности хозяйства стран и регионов

Обобщающий урок. Христианские святыни Азии. Охрана окружающей среды и экологические проблемы

Особенности развития хозяйства стран, религий и обычаев народов региона. География христианства. Влияние религиозного состава населения на особенности хозяйства стран и регионов

Австралия и Океания

Особенности развития хозяйства стран, религий и обычаев народов региона. География христианства. Влияние религиозного состава населения на особенности хозяйства стран и регионов

Население Африки. Особенности воспроизводства, состава, религии. Хозяйство

Особенности развития хозяйства стран, религий и обычаев народов региона. География христианства. Влияние религиозного состава населения на особенности хозяйства стран и регионов

Географическая картина Северной Америки

Особенности развития хозяйства стран, религий и обычаев народов региона. География христианства. Влияние религиозного состава населения на особенности хозяйства стран и регионов

Общая характеристика стран Латинской Америки

Особенности развития хозяйства стран, религий и обычаев народов региона. География христианства. Влияние религиозного состава населения на особенности хозяйства стран и регионов

Глобальные проблемы человечества. Проблема мира и разоружения. Демографическая, продовольственная проблемы, проблема преодоления отсталости развивающихся стран

Отношение к природе как дару Божиему, как к высшему творению Божественного разума

Глобальные проблемы: экологическая, энергетическая и сырьевая. Проблемы использования Мирового океана и мирного освоения космоса

Отношение к природе как дару Божиему, как к высшему творению Божественного разума

Реализация православного компонента содержания школьного географического образования не просто позволяет углубить знания по предмету. Она дает возможность подойти к рассмотрению сложившейся географической картины мира с позиций православного человека, осознать свою ответственность за современное состояние и антропогенные изменения в природных комплексах, дает возможность определения глобальных прогнозов и разработки дальнейшего пути развития мира в целом и страны, региона в частности. Осознание каждым обучающимся собственной значимости и ответственности за будущее планеты и своей Родины – пожалуй, самая главная цель не только географического образования, но и воспитания подрастающего поколения. Это и есть духовно-нравственное развитие, воспитание и социализация обучающихся, основывающиеся на системно-деятельностном подходе, заложенном в требованиях Федеральном государственном образовательном стандарте.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Краеведческий компонент в системе школьного географического образования (Педагогическая концепция на основе опыта работы)

Понятие "школьное краеведение" по  своему содержанию включаает в себя разностороннее изучение местного края. Школьное краеведение необходимо рассматривать не только как деятельность учащихся, нап...

Методическая разработка учителя географии ГБОУ СОШ №1234 Курбатовой Е.Е. "Развивающее обучение в школьном географическом образовании".

Методическая система предлагается к использованию учитлям географии в средних общеобразовательных школах....

ОПЫТ РЕАЛИЗАЦИИ РЕГИОНАЛЬНОГО КОМПОНЕНТА ОБЩЕГО ГЕОГРАФИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ.

В статье авторы делятся собственным опытом реализации регионального компонента общего географического образования...

Региональный компонент школьного географического образования

В статье рассматриваются  вопросы: 1.Актуальность регионального компонента в обучении географии....

Культурологический подход в школьном географическом образовании

Урок  автором  рассматривается  как источник формирования и развития национального  менталитета, механизм связи менталитета с природным фактором.  Содержание материала  о...

Презентация "Краеведение, как региональный компонент в географическом образовании"

Презентация содержит материал, который поможет коллегам интереснее и качественнее преподавать краеведение в школе....