Ресурсы дополнительного образования при реализации воспитательного компонента ФГОС
статья по теме
Осуществление интеграции общего и дополнительного образования детей возможно на основе согласованности действий всех участников процесса, комплексности подходов к вопросам воспитания и долгосрочности. Интеграция дает возможность образовательным учреждениям соответствовать современным требованиям образования и воспитания, объединять усилия разных специалистов для получения качественного педагогического результата, предоставлять более широкий выбор видов деятельности. Дворец детского (юношеского) творчества Московского района г. Санкт-Петербурга готов к сотрудничеству и предлагает свои ресурсы дополнительного образования.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Мартынова Марина Владимировна
Тихонова Елена Владимировна,
методисты методического отдела
Государственное бюджетное учреждение дополнительного образования
Дворец детского (юношеского) творчества Московского района Санкт-Петербурга
Ресурсы дополнительного образования при реализации воспитательного компонента ФГОС.
В Федеральном государственном образовательном стандарте второго поколения вопросам воспитания, духовно-нравственного развития и социализации подрастающего поколения уделяется особое внимание. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности, положенная в основу ФГОС, определяет воспитание как педагогически организованный целенаправленный процесс развития обучающегося как личности, гражданина, освоения и принятия им ценностей, нравственных установок и моральных норм общества. Для реализации поставленных задач определены базовые национальные ценности, описан идеал личности современного человека, гражданина России.
Первой и приоритетной образовательной структурой в решении задач по воспитанию и духовно-нравственному развитию детей остается школа; она является единственным социальным институтом, через который проходят все граждане России и который является индикатором ценностного и морально-нравственного состояния общества и государства. Вторыми в ряду образовательных учреждений по реализации воспитательной составляющей ФГОС можно считать учреждения дополнительного образования. Интеграция основного и дополнительного образований через организацию внеурочной деятельности детей становится важным условием перехода на новый образовательный стандарт.
Осуществление интеграции общего и дополнительного образования детей возможно на основе согласованности действий всех участников процесса, комплексности подходов к вопросам воспитания и долгосрочности. Интеграция дает возможность образовательным учреждениям соответствовать современным требованиям образования и воспитания, объединять усилия разных специалистов для получения качественного педагогического результата, предоставлять более широкий выбор видов деятельности. Специалисты в области образования отмечают, что в качестве организационных механизмов такой интеграции могут быть:
- разработка и осуществление совместных программ внеурочной деятельности в таких формах как социальное проектирование, коллективные творческие дела, акции и других формах деятельности, направленных на решение воспитательных задач;
- кооперация ресурсов и обмен ресурсами между учреждениями общего и дополнительного образования детей (интеллектуальными, кадровыми, информационными, финансовыми, материально-техническими и др.);
- предоставление услуг (консультативных, информационных, технических и др.);
- обмен опытом;
- совместная экспертиза качества внеурочной деятельности.
В результате такой интеграции и максимального использования ресурсов системы дополнительного образования у образовательных учреждений появятся новые перспективы развития.
В настоящее время Дворец детского (юношеского) творчества Московского района г. Санкт-Петербурга готов к сотрудничеству и предлагает свои ресурсы:
- Методические разработки современных образовательных технологий по теме «Формирование семейных ценностей у подростков» и содействие в их применении в других образовательных учреждениях:
- технология видеокейс («Забота о старших», «Забота о младших», «Многодетность», «Супружество» и т.д.);
- технология организации мастер-классов;
- технология организации семейной мастерской («Роспись зонтиков», «Роспись рождественских пряников», «Сувенир для самых близких»);
- технология организации совместной досуговой деятельности для родителей и детей («Дорога к музею», «Любовь как семейная ценность»);
- технология диалогового взаимодействия (круглый стол «Отцы и дети в наше время», «Дискуссия на основе метафор»);
- технология организации проектной деятельности;
- технология ролевого моделирования («Ролевое моделирование на основе пословиц»).
- Положения, планы проведения социально- значимых акций и проектов, при необходимости оказание содействия в их проведении на базе образовательных учреждений района:
- проект «Моя семья – мое Отечество»,
- акции «Улица героя» и т. д.,
- эстафета памяти «Помним, чтим, храним»,
- радио-композиция «Говорит город-герой Ленинград»,
- цикл мероприятий по пропаганде здорового образа жизни: «Школа – территория здоровья» и т. д.
- цикл мероприятий по толерантности: «Уроки толерантности», «Мир в красках толерантности» и т. д.
- Участие в сетевом сообществе ДД(Ю)Т Московского района и ОДОД школ Московского района .
- Организация научно-практических семинаров, круглых столов, конференций по актуальным проблемам воспитания.
- Театральная лаборатория «Современная семья глазами подростков».
- Научно-практический семинар «Формирование семейных ценностей средствами дополнительного и основного образования».
- Обмен опытом по организации образовательной деятельности с использованием дистанционных образовательных технологий.
Раздел «Дистанционное обучение» предлагает посетителям сайта Дворца видео занятия по художественным направлениям:
- работа в акварельной технике;
- художественное изготовление декоративных сувениров из природных материалов с выходом на дизайнерские находки;
в перспективе
- работа с бумагой (аппликация, бумажная пластика);
- лепка из пластилина (или пластики); занятия по графике (графическими материалами: карандаш, мелки, тушь, акварельные карандаши и т.д.);
- художественная обработка ткани (батик, текстильный дизайн и т.д.) и др.
Готовятся видео материалы по обучению конкретным художественным приемам. Данные материалы могут быть использованы педагогами на занятиях по изобразительной и прикладной деятельности.
- Обмен опытом по организации дистанционного взаимодействия с родителями обучающихся.
В разделе «Родительский клуб» сайта ДД(Ю)Т родители могут найти полезную информацию о психологических особенностях детей, их развитии и многое другое:
- "Волшебные слова";
- "Дисциплина с любовью";
- "Ребенок и компьютер";
- "Памятка родителям от ребенка";
- "Отравляющая педагогика";
- "Памятка родителям первоклассников";
- "Психологический портрет идеального первоклассника";
- "Родители, позаботьтесь о себе";
- Мини-практикум для родителей содержит рекомендации психологов, которые помогут лучше организовать общение с ребенком, дать ему возможность почувствовать поддержку взрослых и уверенность в себе.
Все информационные ресурсы, перечисленные выше, могут быть предоставлены в виде брошюр по запросу руководителей заинтересованных организаций.
В перспективе работы Дворца детского (юношеского) творчества Московского района Санкт-Петербурга в рамках интеграции со школами района планируется:
1. расширение деятельности по заказу образовательных учреждений:
- организация досуговых мероприятий, выставок творческих работ учащихся образовательных учреждений на базе Дворца;
- организация мастер – классов для родителей и детей с привлечением педагогов Дворца на базе образовательных учреждений района (мастер- классы, творческие конкурсы, проекты, акции и т.д.);
- расширение деятельности сетевого сообщества,
- организация психолого-педагогического сопровождения детей в конкурсном движении.
Таким образом, основной задачей педагогов должно стать максимальное использование ресурсов основного и дополнительного образования. При объединении совместных усилий педагогов по созданию условий для духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся будет возможным достижение оптимального результата при реализации ФГОС.
Литература
- Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования. – М: Просвещение, 2011.
- Ресурсный потенциал системы дополнительного образования детей в условиях реализации ФГОС общего образования/Материалы Межрегиональной научно – практической конференции. – Новосибирск, 2012.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Роль учреждений дополнительного образования в реализации ФГОС
Размышления о возможности более полного использования ресурсов дополнительного образования в реализации ФГОС...
Модель интеграции дошкольного, основного и дополнительного образования при реализации ФГОС в условиях сельской местности
модель дополнительного образования реализуется в нашем районе на основе договорных отношений с образовательными организациями, когда обучающиеся учреждений дошкольного и о...
Доклад "Реализация воспитательной компоненты учебной деятельности"
Согласно концепции модернизации российского образования на период до 2010 года выпускник средней школы должен быть образован, нравственен, предприимчив, уметь самостоятельно принимать о...
"Подход в обучении географии, ориентированный на внеурочную деятельность и дополнительное образование при реализации ФГОС ООШ".
Актуальные вопросы, связанные с внеурочной деятельностью и дополнительным образованием при реализации ФГОС в обучении географии на примере географического краеведения....
Роль и место дополнительного образования в реализации дополнительного образования нового поколения
Перспективно педагогический проект.Цель проекта - актуализировать дополнительное образование в реализации образовательных стандартов нового поколения среди детей и их родителей....
Методическая разработка «Особенности реализации воспитательного компонента ФГОС в условиях МСВУ»
Методическая разработка «Особенности реализации воспитательного компонента ФГОС в условиях МСВУ» является обобщением опыта работы воспитателя по изуч...
Современные технологии в работе классного руководителя как средство реализации воспитательной компоненты
Данный материал может быть использован при подготовке к выступлению на педагогическом совете школы, методическом объединении классных руководителей или тематическом семинаре....