Метод проектов как одна из форм интерактивного обучения
статья

Макарова Нина Васильевна

Внедрение в образовательный процесс  новых технологий, одной из которых является проектная деятельность.

Скачать:


Предварительный просмотр:

«Метод проектов как одна из форм интерактивного обучения»

Требования, предъявляемые к современной школе, обусловили необходимость пересмотра целей, содержания и технологий обучения.

    Современное обучение должно проводиться таким образом, чтобы у учащихся пробуждался интерес к знаниям, возрастала потребность в более полном и глубоком их усвоении, развивалась инициатива и самостоятельность в работе. В процессе обучения учащиеся должны не только овладеть знаниями, но и  развивать свои познавательные способности и творческие силы.

Инновационность учебной работы заключается в целенаправленном  внедрении в образовательный процесс  новых технологий, одной из которых является проектная деятельность. В одной китайской притче говорится: «Скажи мне – и я забуду; покажи мне – и я запомню; дай сделать – и я пойму».  В этих словах находит свое отражение суть интерактивного обучения, которая состоит в том, что учебный процесс организован таким образом, что практически все учащиеся оказываются вовлечёнными в процесс познания, они имеют возможность понимать и рефлексировать по поводу того, что они знают и думают.

Применение компьютерных технологий, при работе над проектом в учебном процессе позволяет совместить игровую и учебную деятельности, обучение делается неформализованным и интересным. Ученики, организуя и конструируя собственный образовательный процесс, фактически самостоятельно овладевают такими способностями, как инициативность, гибкость, мобильность, что особенно важно для развития учебных навыков. Учитель в новой роли – не преподаватель-предметник, он не учит детей, а помогает детям учиться самостоятельно, на базе их собственных интересов и инициатив.

Кроме того, метод проектов способствует актуализации знаний, умений, навыков ребёнка их практическому применению во взаимодействии с окружающим; стимулирует потребность ребёнка к самореализации, самовыражении, в творческой личностно и общественно значимой деятельности; реализует принцип сотрудничества детей и взрослых, позволяет сочетать коллективное и индивидуальное в педагогическом процессе; является технологией, обеспечивающей рост личности ребёнка. Позволяет фиксировать этот рост, вести ребёнка по ступеням роста – от проекта к проекту.

Предварительная подготовка учителя – неотъемлемый атрибут метода проектов. Дело в том, что хорошо подготовленный и правильно реализуемый проект должен затронуть воображение, как учителя, так и учащихся. Поэтому он может начаться с просмотра видеофильма, с какой-нибудь интересной экскурсии, беседы с приглашёнными людьми или рассказа учителя. Секрет успеха в том, чтобы связать проект с реальной жизнью. Когда учащиеся осознают, что они имеют дело с «настоящими проблемами», уровень их мотивации к проектированию резко повышается.

Предварительная подготовка учителя включает поиск ответов на следующие вопросы:

  • Какая проблема вызовет интерес у учащихся?
  • Какова степень свободы школьников при принятии решений?
  • Какие результаты можно ожидать? Какой получим продукт?
  • Сколько времени потребуется для выполнения проекта?
  • Какие материалы потребуются для его реализации?
  • Какие знания потребуются учащимся для выполнения проекта, каким умениям надо будет их научить?
  • На каких этапах проекта сделать основной акцент?

Темы детских проектных работ лучше выбирать из содержания учебных предметов или из близких к ним областей. Дело в том, что для проекта требуется личностно значимая и социально детерминированная проблема, знакомая младшим школьникам и значимая для них. Проблема проекта, обеспечивающая мотивацию включения школьников в самостоятельную работу, должна быть в области познавательных интересов учащихся и находиться в зоне их ближайшего развития.

Длительность выполнения проекта целесообразно ограничить одним уроком (может быть сдвоенными уроками) или одной двумя неделями в режиме урочно-внеурочных занятий.

Формирование общеинтеллектуальных умений через использование активных и интерактивных форм и методов обучения

    На сегодняшний день одной из самых актуальных  тем в педагогике является «Формирование общеинтеллектуальных умений через использование активных и интерактивных форм и методов обучения».

В образовании сложились, утвердились и получили широкое распространение в общем три формы взаимодействия преподавателя и учеников:

1. Пассивные методы

2. Активные методы

3. Интерактивные методы

Пассивный метод – это форма взаимодействия преподавателя и ученика, в которой преподаватель является основным действующим лицом и управляющим ходом занятия, а ученики выступают в роли пассивных слушателей. С точки зрения современных педагогических технологий и эффективности усвоения учебного материала, автор считает, что пассивный метод мало эффективен, но, несмотря на это, он имеет и некоторые плюсы. Это относительно легкая подготовка к занятию со стороны учителя и возможность преподнести сравнительно большее количество учебного материала в ограниченных временных рамках занятия.

Активный метод -это форма взаимодействия учеников и учителя, при которой они взаимодействуют друг с другом в ходе занятия и ученики здесь не пассивные слушатели, а активные участники.

Интерактивный метод Интерактивный– означает взаимодействовать. В отличие от активных методов, интерактивные ориентированы на более широкое взаимодействие учеников не только с преподавателем, но и друг с другом и на доминирование активности учеников в процессе обучения.

В одной китайской притче говорится: «Скажи мне – и я забуду; покажи мне – и я запомню; дай сделать – и я пойму».  В этих словах находит свое отражение суть интерактивного обучения, которая состоит в том, что учебный процесс организован таким образом, что практически все учащиеся оказываются вовлечёнными в процесс познания, они имеют возможность понимать и рефлексировать по поводу того, что они знают и думают.

  Методы обучения играют огромную роль в развитии интеллектуальной сферы ребёнка. Целенаправленно формируя приёмы умственной деятельностиони одновременно развивают активность мышления, его самостоятельность, глубину, широту, быстроту, систематичность, критичность, гибкость, совершенствуя и развивая одновременно внимание, память, воображение и фантазию

  Успешность обучения зависит не только от методов обучения, как бы осознанно они не подбирались учителем. Любой реальный урок осуществляется путём функционирования различных форм и деятельности преподавателя и учащихся, различных форм их взаимодействия. Немаловажное значение для этого процесса имеет не только содержание общения между учителем и учениками, между учениками, но и то, в каких формах это общение осуществляется, то есть каким образом учитель организует познавательную деятельность учеников.

Известно, что до 70% личностных качеств закладываются в начальной школе. И не только базовые навыки (умение читать, писать, решать, слушать и говорить) нужны ребёнку в жизни. Каждому человеку, вступающему в этот сложный и противоречивый мир, необходимы определённые навыки мышления и качества личности. Умение анализировать, сравнивать, выделять главное, решать проблему, способность к самосовершенствованию и умение дать адекватную самооценку, быть ответственным, самостоятельным, уметь творить и сотрудничать – вот с чем ребёнку необходимо войти в этот мир. Задача учителя – так построить процесс обучения, чтобы помочь раскрыться духовным силам ребёнка. Поэтому учитель должен  не только доступно всё рассказать и показать, но и научить ученика мыслить, привить ему навыки практических действий. Этому способствуют активные и интерактивные формы и методы обучения.

   В своей работе учитель может использовать такие методы интерактивного обучения, которые способствуют вовлечению в активный процесс получения и переработки знаний:

• «Мозговой штурм» (атака)

• Проблемная ситуация

• Работа в группах и в парах

• Контрольный лист или тест

• Ролевая игра  

• Игровые упражнения  

• Разработка проекта

• Моделирование

• Решение ситуационных задач        

• Интервью

• Инсценировка                      

• Проигрывание ситуаций  и другие…

    К интерактивным методам относятся также презентации с использованием различных вспомогательных средств: доски, книг, видео, слайдов, компьютеров и т.п.

Какие же преимущества интерактивных методик обучения выделяют.

Прежде всего, интерактивные методы:

• пробуждают  у обучающихся интерес;

• поощряют активное участие каждого в учебном процессе;

• обращаются к чувствам каждого обучающегося;

• способствуют эффективному усвоению учебного материала;

• оказывают многоплановое воздействие на обучающихся;

• осуществляют обратную связь  ;

• формируют у обучающихся мнения и отношения;

• формируют жизненные навыки;

• способствуют изменению поведения.                                                                          

    Обязательные условия организации интерактивного обучения:

• доверительные, по крайней мере, позитивные отношения между обучающим и обучающимися;

• демократический стиль;

• сотрудничество в процессе общения обучающего и обучающихся между собой;

• опора на личный ("педагогический") опыт обучающихся, включение в учебный процесс ярких примеров, фактов, образов;

• многообразие форм и методов представления информации, форм деятельности обучающихся, их мобильность;

• включение внешней и внутренней мотивации деятельности, а также взаимомотивации обучающихся.

   Интерактивные методы обеспечивают:

• Высокую мотивацию.

• Прочность знаний.

• Творчество и фантазию.

• Коммуникабельность.

• Активную жизненную позицию.

• Командный дух.

• Ценность индивидуальности.

• Свободу самовыражения.

• Акцент на деятельность.

• Взаимоуважение.

Проектная деятельность одна из форм интерактивного метода.

Применение компьютерных технологий, при работе над проектом в учебном процессе позволяет совместить игровую и учебную деятельности, обучение делается неформализованным и интересным. Ученики, организуя и конструируя собственный образовательный процесс, фактически самостоятельно овладевают такими способностями, как инициативность, гибкость, мобильность, что особенно важно для развития учебных навыков. Учитель в новой роли – не преподаватель-предметник, он не учит детей, а помогает детям учиться самостоятельно, на базе их собственных интересов и инициатив.

Кроме того, метод проектов способствует актуализации знаний, умений, навыков ребёнка их практическому применению во взаимодействии с окружающим; стимулирует потребность ребёнка к самореализации, самовыражении, в творческой личностно и общественно значимой деятельности; реализует принцип сотрудничества детей и взрослых, позволяет сочетать коллективное и индивидуальное в педагогическом процессе; является технологией, обеспечивающей рост личности ребёнка.

Предварительная подготовка учителя – неотъемлемый атрибут метода проектов. Дело в том, что хорошо подготовленный и правильно реализуемый проект должен затронуть воображение, как учителя, так и учащихся. Поэтому он может начаться с просмотра видеофильма, с какой-нибудь интересной экскурсии, беседы с приглашёнными людьми или рассказа учителя. Секрет успеха в том, чтобы связать проект с реальной жизнью. Когда учащиеся осознают, что они имеют дело с «настоящими проблемами», уровень их мотивации к проектированию резко повышается.

Урок, организованный в форме проектной деятельности, соответствует современным требованиям к уроку:

- соотношение самостоятельной деятельности учащихся и деятельности учителя ( норма 2/3);

- использовать коллективную форму работы;

- использовать различные источники информации;

- обеспечивает: научность дифференцированный подход, систему выбора заданий; результативность;

- развивает умение взаимодействовать, планировать свою деятельность;

- имеет практическую значимость и др.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Научно-методическая разработка "Метод проектов - как одна из форм организации творческой деятельности учащихся"

Метод проектов не является принципиально новым в мировой практике. Он возник еще в  1920-е годы нынешнего столетия в США. Русских педагогов метод проектов привлек еще в начале XXвека и активно ис...

Тренинг как одна из форм интерактивного обучения в работе с вокальным ансамблем

Методическая работа посвящена проблематике использования методов тренинговой работы как формы интерактивного обучения в работе с детским вокальным ансамблем (учащиеся 13 – 16 лет). Даны краткие сведен...

Метод проектов как одна из форм развития универсальных учебных действий.

Метод проектов - одна из прогрессивных образовательных технологий,  которая позволяет школьникам овладеть умением построения цепочки: от идеи через цели, задачи, мозговой штурм до реализации и за...

МЕТОД ПРОЕКТА КАК ОДНА ИЗ ФОРМ ИННОВАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ОБУЧЕНИИ ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ

Серобаба Наталья Николаевна Преподаватель английского языка В статье рассматривается вопрос инновационных технологий, особое внимание уделяется методу проекта, который является одной из акт...

Групповая работа с иллюстративным материалом и средствами наглядности на уро-ках русского языка и литературы как одна из форм интерактивного обучения.

Модернизация российского образования существенно затрагивает организацию учебного процесса в общеобразовательных учебных заведениях. Одной из главных задач совершенствования системы школьного образова...

Игра как одна из форм интерактивного обучения

Презентация "Игра как одна из форм интерактивного обучения на уроках русского языка и литературы". Материалы презентации можно использовать, выступая на педсоветах, методических объединениях...