Метод проектов как одна из форм развития универсальных учебных действий.
статья по теме
Метод проектов - одна из прогрессивных образовательных технологий, которая позволяет школьникам овладеть умением построения цепочки: от идеи через цели, задачи, мозговой штурм до реализации и защиты своего проекта.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
doklad.docx | 18.43 КБ |
Предварительный просмотр:
Метод проектов как одна из форм развития
универсальных учебных действий.
Работая на протяжении нескольких лет над проблемой повышения качества знаний обучающихся, развитием их творческих способностей, я убеждена в том, что значительные педагогические усилия необходимо направлять на мотивацию обучающихся. Наиболее эффективно её можно осуществлять за счёт целостной организации образовательного процесса (т.е. уделять внимание не только качеству обучения, но и воспитанию школьников), а также использования прогрессивных образовательных технологий и методов.
Особую значимость при этом приобретает метод проектов, который позволяет школьникам овладеть умением построения цепочки: от идеи через цели, задачи, мозговой штурм до реализации и защиты своего проекта.
Этот метод отвечает требованиям стандартов нового поколения, где акцент в обучении ставится на формирование новых учебных действий. Сегодня мало просто получать знания, умения и навыки. Жизнь современного общества требует формирования других важных компетенций: самостоятельности, творчества, способности к саморазвитию, высоких личностных качеств.
Практика работы с обучающимися над разными видами проектов показывает, что проектная деятельность позволяет формировать все виды универсальных учебных действий: личностные, регулятивные, познавательные, коммуникативные.
Это и умение работать в коллективе, где вырабатывается способность ощущать себя членом команды: подчинять свой темперамент, характер, время интересам общего дела, брать на себя ответственность за выбранное решение, анализировать результаты деятельности. Это и приобретение навыков успешного общения, коммуникабельности, развитие устной и письменной речи. Участие в проекте позволяет приобрести уникальный опыт, невозможный при других формах обучения.
В прошлом учебном году одиннадцатиклассниками была успешно завершена работа над внутриклассным литературным - творческим проектом, посвященным жизни и творчеству С.А. Есенина.
Инициатива проведения данного проекта была моя. Я искала интересную форму проведения уроков, посвященных жизни и творчеству поэта. Мое предложение о выполнении проекта было встречено школьниками с интересом. Очень быстро были сформированы группы, определены темы, поставлены цели и задачи, выполнено планирование, распределены роли. Затем наступил период реализации планов действия команд и подготовка к защите проектов. Наверное, редкий учитель русского языка и литературы доволен качеством чтения современных школьников. Но когда детям интересно, они читают, и не только, еще задают много вопросов, ищут ответы.
Презентация проекта перед обучающимися средних и старших классов, учителями, родителями прошла успешно. Иначе и не могло быть, так как мы жили все это время работы над проектом Есениным: его мыслями, чувствами, переживаниями, страданиями, любовью…
Метод проектов, безусловно, способствует повышению личной уверенности у каждого участника проектного обучения, развивает у обучающихся осознание значимости коллективной работы для получения результата.
В этом я лишний раз убедилась, руководя другим проектом, посвященным жизни нашего земляка, участника Великой Отечественной войны, учителя Рыбаловской школы П.Ф.Федорова.
Исследовательской работой занимались два восьмиклассника, не всегда успешных в учении и прилежании, имеющие проблемы со здоровьем. Но с каким интересом они включились в эту работу, исследуя каждый важный этап из жизни нашего героя: голодное детство после Гражданской войны, смерть отца, учеба в школе и Колпашевском педагогическом училище, участие в Великой Отечественной войне, послевоенное время, заведование Краснововосточной начальной школой, после закрытия - работа Рыбаловской школе в качестве учителя, заслуженный отдых.
Сколько важных нравственных уроков получили участники данной работы, как они выросли духовно. Подобная исследовательская деятельность дает возможность проявить интерес и уважение к историческому прошлому нашей страны, формировать у юных ее граждан чувства долга, сострадания, ответственности.
Этот проект мы представляли на двух исследовательских конференциях: районного и областного уровня и становились победителями.
В 1 четверти этого учебного года был завершен и успешно представлен литературно-творческий проект «Друзья мои! Прекрасен наш союз!» Этот проект мы готовили к 19 октября, дню образования Царскосельского Лицея, посвящен он был дружбе, такому высокому и необходимому человеку чувству.
В работе приняли участие мальчики-подростки 8 – 9 классов , каждый из них исполнял роль. Был среди них Пушкин, Пущин, Дельвиг, Кюхельбекер, Малиновский, Горчаков… Будущие министры, общественные деятели, поэты, декабристы… И каждый герой вспоминал свое детство в Царскосельском Лицее, учителей, товарищей.
На целый месяц мы погрузились в эту эпоху: искали информацию о героях, для того, чтобы понять характер, личностные качества, перечитали все стихотворения Пушкина о дружбе, составляли глоссарии на темы «Дворянское воспитание», «Понятие чести и достоинства», устроили показ и обсуждение для 7-11 классов к/ф «1214», ознакомились с письмами А.С. Пушкина своим друзьям. Словом, погрузились в эту эпоху. Работа получилась достойной.
Мы представляли этот проект дважды: проводили «Литературную гостиную», а также на семинаре учителей Томского района, проходившим на базе нашей школы 4 ноября 2010 года.
Ребята не хотят останавливаться на этом. Они хотят продолжения. И мы нашли выход: сейчас каждый работает индивидуально – исследует жизненный путь своего героя, затем представит свою презентацию на школьной исследовательской конференции.
Очень много дает этот вид деятельности для формирования положительной самооценки, когда ребенок делает, умеет, знает и признан.
Работа над проектами, разумеется, не исключает и традиционных методов преподавания. Но, как показывает описанный выше опыт, позволяет поднять его на новый, современный уровень. Ведь исследовательская деятельность формирует компетентности не только учащихся, но и мои как учителя. Я должна сама обладать теми умениями, которым обучаются мои ученики, должна уметь организовать те ситуации, в которых эти умения могли бы нарабатываться. Реализация на практике индивидуального и личностно ориентированного подхода, продуманная система заданий, заинтересованность в судьбе каждого ребенка, вера в него, отсутствие «уравниловки» при сохранении единых требований помогают моим ученикам ощутить собственную индивидуальность. Замотивировав ученика на приобретение новых знаний (например, через постановку актуальной для него проблемы), обеспечив «попадание» ребенка в зону его ближайшего развития (благодаря определенному заданию), я тем самым формирую у школьников познавательную потребность и потребность в саморазвитии.
Проекты как сотворчество позволяют создать комфортные взаимоотношения на уроке, в школьном коллективе, раскрыть разнообразные способности участников образовательного процесса и дают возможность быть успешными и в жизни, и в профессиональной деятельности.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Развитие универсальных учебных действий в разных формах учебной и внеучебной деятельности при реализации основной образовательной программы.
В данной статье расматривается как можно сформировать 4 группы основных УУД в образовательном процессе на уроках иностраного языка. Приводятся формы работы и методические рекомендации. Главная роль от...
Использование метода проектов в развитии универсальных учебных действий учащихся
Использование эффективных педагогических технологий, метод проектов является одним из них, способствует повышению познавательной мотивации школьников и формированию у них универсальных учебных дейст...
«Развитие универсальных учебных действий в разных формах учебной деятельности на уроках английского языка при реализации основной образовательной программы»
Важнейшей задачей современной системы образования является формирование совокупности «универсальных учебных действий», обеспечивающих «умение учиться», способность личности к саморазвитию и самосоверш...
Системно–деятельностный подход как одно из условий развития универсальных учебных действий обучающихся на современном уроке физики
Системно-деятельностный подход нацелен на развитие личности, усиление деятельностного, практико-ориентированного характера обучения. Обучение должно быть организовано так, чтобы целенаправленно вести ...
Метод проектов как одна из форм развития творческих способностей учащихся.
Статья о методах развития творческих способностей учащихся на уроках....
Содержание, виды, методы и формы контроля. Универсальные учебные действия учащихся (УУД). Основные виды учебной деятельности учащихся (информационно-справочный материал для работы по разработке рабочих программ и технологических карт урока)
Учитель химии Якимчик Е.Е.ГКСУВУ СОШ № 1 (закрытого типа) Настоящая статья является продолжением ранее опубликованной статьи автора «Классификация методов и форм обучения, типы и структура ...
Концептуальная основа Программы развития универсальных учебных действий для основного общего образования Составила Алеева ЭГ по пособию «Формирование универсальных учебных действий в основной школе : от действия к мысли. Система заданий», пособие для учи
Концептуальная основа Программы развития универсальных учебных действий для основного общего образованияСоставила Алеева ЭГ по пособию «Формирование универсальных учебных действий в основной школе : о...