Метод проектов как одна из форм развития универсальных учебных действий.
статья по теме

Астраханцева Екатерина Алексеевна

Метод проектов - одна из прогрессивных образовательных технологий,  которая позволяет школьникам овладеть умением построения цепочки: от идеи через цели, задачи, мозговой штурм до реализации и защиты своего проекта. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл doklad.docx18.43 КБ

Предварительный просмотр:

Метод проектов как одна из форм развития

 универсальных учебных действий.

Работая на протяжении нескольких лет над проблемой повышения качества знаний обучающихся, развитием их творческих способностей, я убеждена в том, что значительные педагогические усилия необходимо направлять на мотивацию обучающихся. Наиболее эффективно её можно осуществлять за счёт целостной организации образовательного процесса (т.е. уделять внимание не только качеству обучения, но и воспитанию школьников), а также  использования прогрессивных образовательных технологий и методов.

Особую значимость при этом приобретает метод проектов, который позволяет школьникам овладеть умением построения цепочки: от идеи через цели, задачи, мозговой штурм до реализации и защиты своего проекта.

   Этот метод  отвечает требованиям  стандартов нового поколения, где акцент в обучении ставится на формирование новых учебных действий. Сегодня мало просто получать  знания, умения и навыки.    Жизнь  современного общества требует формирования других важных компетенций: самостоятельности, творчества, способности к саморазвитию, высоких личностных качеств.

        Практика работы с обучающимися над разными видами проектов показывает, что   проектная деятельность  позволяет формировать все виды универсальных учебных действий: личностные, регулятивные, познавательные, коммуникативные.

        Это и умение работать в коллективе, где вырабатывается  способность ощущать себя членом команды: подчинять свой темперамент, характер, время интересам общего дела,        брать на себя ответственность за выбранное решение, анализировать результаты деятельности. Это и  приобретение навыков успешного общения,  коммуникабельности, развитие устной и письменной речи.  Участие в проекте позволяет приобрести уникальный опыт, невозможный при других формах обучения.

      В прошлом учебном году  одиннадцатиклассниками  была успешно завершена работа над внутриклассным литературным - творческим проектом, посвященным жизни и творчеству С.А. Есенина.

              Инициатива проведения данного проекта была моя. Я искала  интересную форму проведения уроков, посвященных жизни и творчеству поэта.   Мое предложение о выполнении проекта  было встречено школьниками  с интересом. Очень быстро были сформированы  группы, определены темы, поставлены цели и задачи, выполнено планирование, распределены роли.  Затем наступил период реализации планов действия команд и подготовка к защите проектов. Наверное,  редкий учитель русского языка и литературы доволен качеством чтения современных школьников. Но когда детям  интересно, они читают, и не только, еще задают много вопросов, ищут ответы.

   Презентация проекта перед обучающимися средних и старших классов, учителями, родителями прошла  успешно. Иначе и не могло быть, так как  мы жили все это время работы над проектом  Есениным: его мыслями, чувствами, переживаниями, страданиями, любовью…  

     Метод проектов, безусловно, способствует повышению личной уверенности у каждого участника проектного обучения, развивает у обучающихся осознание значимости коллективной работы для получения результата.

   В этом я лишний раз убедилась,  руководя    другим  проектом, посвященным жизни нашего земляка, участника Великой Отечественной войны, учителя  Рыбаловской школы П.Ф.Федорова.

  Исследовательской работой занимались два восьмиклассника, не всегда успешных в учении и прилежании, имеющие проблемы со здоровьем. Но с каким интересом они включились в эту  работу, исследуя каждый важный этап из жизни нашего героя: голодное детство после Гражданской войны, смерть отца, учеба в школе и Колпашевском педагогическом училище, участие в Великой Отечественной войне, послевоенное время, заведование Краснововосточной начальной школой, после закрытия - работа  Рыбаловской школе в качестве учителя, заслуженный отдых.

 Сколько важных нравственных уроков получили участники данной работы, как они выросли духовно. Подобная исследовательская деятельность  дает возможность проявить интерес и уважение к историческому прошлому нашей страны, формировать у юных ее граждан чувства долга, сострадания, ответственности.

   Этот проект мы представляли на двух исследовательских конференциях: районного и областного уровня и становились победителями.  

В 1 четверти этого учебного года был завершен и успешно представлен литературно-творческий  проект «Друзья мои! Прекрасен наш союз!» Этот проект мы готовили к 19 октября, дню образования Царскосельского Лицея, посвящен он был дружбе, такому высокому и необходимому человеку чувству.

 В работе приняли участие мальчики-подростки 8 – 9 классов , каждый из них исполнял роль. Был среди них  Пушкин, Пущин, Дельвиг, Кюхельбекер, Малиновский, Горчаков… Будущие  министры, общественные деятели, поэты, декабристы… И каждый  герой вспоминал свое детство в Царскосельском Лицее,  учителей, товарищей.

На целый месяц мы погрузились в эту эпоху:   искали информацию о героях, для того, чтобы понять характер, личностные качества, перечитали все стихотворения Пушкина о дружбе, составляли  глоссарии на темы «Дворянское воспитание»,  «Понятие чести и достоинства»,  устроили показ и обсуждение для 7-11 классов к/ф «1214», ознакомились  с письмами А.С. Пушкина своим друзьям.  Словом,  погрузились  в эту эпоху. Работа получилась достойной.

     Мы представляли этот проект дважды:  проводили  «Литературную гостиную», а также на  семинаре учителей Томского района, проходившим на базе нашей школы 4 ноября 2010 года.

     Ребята не хотят останавливаться на этом. Они хотят продолжения. И мы нашли выход: сейчас каждый работает индивидуально – исследует жизненный путь своего героя, затем представит свою презентацию на школьной исследовательской конференции.

 Очень  много дает  этот вид деятельности для  формирования положительной  самооценки,  когда ребенок делает, умеет, знает и признан.

 

  Работа над проектами, разумеется, не исключает и традиционных методов преподавания. Но, как показывает описанный выше опыт, позволяет поднять его на новый, современный уровень. Ведь исследовательская деятельность формирует компетентности не только учащихся, но и мои как учителя. Я должна сама обладать  теми умениями, которым  обучаются мои ученики, должна уметь организовать те ситуации, в которых эти умения могли бы нарабатываться. Реализация на практике индивидуального и личностно ориентированного  подхода, продуманная система заданий, заинтересованность в судьбе каждого ребенка, вера в него, отсутствие «уравниловки» при сохранении единых требований помогают моим ученикам ощутить собственную индивидуальность. Замотивировав ученика на приобретение новых знаний (например, через постановку актуальной для него проблемы), обеспечив  «попадание» ребенка в зону его ближайшего развития (благодаря  определенному заданию), я тем самым  формирую у школьников  познавательную потребность и потребность в саморазвитии.

Проекты как сотворчество позволяют создать комфортные взаимоотношения на уроке, в школьном коллективе, раскрыть разнообразные способности участников образовательного процесса и дают возможность быть успешными  и в жизни, и в профессиональной деятельности.

             


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие универсальных учебных действий в разных формах учебной и внеучебной деятельности при реализации основной образовательной программы.

В данной статье расматривается как можно сформировать 4 группы основных УУД в образовательном процессе на уроках иностраного языка. Приводятся формы работы и методические рекомендации. Главная роль от...

Использование метода проектов в развитии универсальных учебных действий учащихся

Использование эффективных педагогических технологий, метод проектов является одним из них, способствует повышению познавательной мотивации школьников и формированию у них универсальных учебных дейст...

«Развитие универсальных учебных действий в разных формах учебной деятельности на уроках английского языка при реализации основной образовательной программы»

Важнейшей задачей современной системы образования является формирование совокупности «универсальных учебных действий», обеспечивающих «умение учиться», способность личности к саморазвитию и самосоверш...

Системно–деятельностный подход как одно из условий развития универсальных учебных действий обучающихся на современном уроке физики

Системно-деятельностный подход нацелен на развитие личности, усиление деятельностного, практико-ориентированного характера обучения. Обучение должно быть организовано так, чтобы целенаправленно вести ...

Метод проектов как одна из форм развития творческих способностей учащихся.

Статья о методах развития творческих способностей учащихся на уроках....

Содержание, виды, методы и формы контроля. Универсальные учебные действия учащихся (УУД). Основные виды учебной деятельности учащихся (информационно-справочный материал для работы по разработке рабочих программ и технологических карт урока)

Учитель химии Якимчик Е.Е.ГКСУВУ СОШ № 1 (закрытого типа)  Настоящая статья является продолжением ранее опубликованной статьи автора «Классификация методов и форм обучения, типы и структура ...

Концептуальная основа Программы развития универсальных учебных действий для основного общего образования Составила Алеева ЭГ по пособию «Формирование универсальных учебных действий в основной школе : от действия к мысли. Система заданий», пособие для учи

Концептуальная основа Программы развития универсальных учебных действий для основного общего образованияСоставила Алеева ЭГ по пособию «Формирование универсальных учебных действий в основной школе : о...