Представление педагогического опыта «Использование лексических игр на уроках английского языка – как одна из форм интерактивного обучения»
материал
Предварительный просмотр:
Публичное представление
собственного инновационного педагогического опыта
учителя английского языка муниципального общеобразовательного учреждения «Лицей №25 имени Героя Советского Союза Василия Филипповича Маргелова» г. о. Саранск
Качановой Натальи Кузьминичны
Введение
Тема опыта: «Использование лексических игр на уроках английского языка – как одна из форм интерактивного обучения»
Автор: Качанова Наталья Кузьминична
Дата рождения: 10.11.1989г.
Профессиональное образование: учитель английского языка, МГУ им. Н.П. Огарева,
Стаж педагогической работы (по специальности): 12 лет
Общий трудовой стаж: 12 лет
Актуальность и новизна педагогического опыта
Мы живем в XXI веке, а это время перемен и новых открытий. Изменяется мир, общество и сам человек, а в результате потребности людей. В связи с этим появляется необходимость модернизировать образование и внедрять новые методы и средства в практику обучения ИЯ.
Я считаю, что не достаточно просто знать свой предмет, также необходимо непрерывно интеллектуально развиваться, использовать новейшие стратегии и технологии.
Изучение английского языка может восприниматься учащимися как монотонное и неинтересное занятие, если этот процесс включает только один вид деятельности и никак не мотивирует заниматься английским языком. Учителю необходимо заинтересовать ребенка, чтобы он стремился понимать язык и говорить на нем.
Главной задачей обучения ИЯ в школе является развитие коммуникативной компетенции школьников. Поэтому необходимо создавать реальные ситуаций общения на уроке иностранного языка, используя для этого различные методы и приемы работы.
Важным этапом обучения ИЯ является начальная школа, т.к. там закладываются базовые знания языка, умения его применять и, конечно, желания его изучать в дальнейшем. Ребенок еще продолжает игрaть, а игрa, как известно, создает хорошие условия для овладения ИЯ. Игры способствуют развитию творческого потенциала детей и позволяют овладевать речевыми навыками в процессе естественной ситуации
Игра – это один из методов, который я использую на уроках английского языка. Учащиеся крайне эмоционально реагируют на данный вид деятельности, отлично запоминают лексику, сформировывают навыки коммуникативной речи, учатся решать проблемы в группе, а главное – формируется мотивация к учению.
Основная идея педагогического опыта
На уроках учащиеся приобретают знания и навыки, которые используют в практической жизни. На уроках также закладываются основы формирования каждого учащегося как личности. С развитием общества и с появлением большого количества информационных технологий на первый план в обучении выходят ИКТ технологии. Однако не следует занижать важность и значимость игровых технологий в повышении уровня мотивации, качества знаний обучающих и развития их коммуникационной компетенции.
Учебная игра - это особо организованное задание, требующее напряжения эмоциональных и умственных сил. Положительным является тот факт, что при этом ученик говорит на иностранном языке, следовательно, игровой метод таит в себе большие обучающие возможности. Игра для учащихся - это, прежде всего, увлекательное занятие.
Игра на уроке способствует выполнению важных методических задач:
- Создание психологической готовности учащихся к речевому общению;
- Обеспечение естественной необходимости многократного повторения ими языкового материала;
- Тренировку учащихся в выборе нужного речевого варианта.
В игре все равны. Она посильна практически каждому ученику, даже тому, кто не имеет достаточно прочных знаний в языке. Более того, слабый в языковой подготовке ученик может стать первым в игре: находчивость и сообразительность здесь оказываются более важными, чем знания в предмете. Чувство равенства, атмосфера увлеченности и радости, ощущение посильности заданий - все это дает возможность ученику преодолеть стеснительность, мешающую свободно употреблять в речи слова чужого языка, снижает боязнь ошибок, и благотворно сказывается на результатах обучения. Языковой материал усваивается незаметно, а вместе с тем возникает чувство удовлетворения.
Игровая деятельность в процессе обучения выполняет следующие функции:
1. Обучающая функция заключается в развитии памяти, внимания, восприятии информации, развитии внеучебных умений и навыков;
2. Воспитательная функция заключается в воспитании такого качества как внимательное, гуманное отношение к партнеру по игре;
3. Развлекательная функция состоит в создании благоприятной атмосферы на уроке;
4. Коммуникативная функция заключается в создании атмосферы иноязычного общения;
5. Релаксационная функция - снятие эмоционального напряжения, вызванного нагрузкой на нервную систему при интенсивном обучении иностранному языку.
Огромное значение при организации игры в любой учебной аудитории имеет позиция самого преподавателя. Необходимо продумать все необходимые детали подготовки игры, а также уверенно управлять ею.
Игры на уроке иностранного языка должны учитывать целый ряд требований:
- Быть экономными по времени и направленными на решение определенных учебных задач;
- Быть «управляемыми»; не сбивать заданный ритм учебной работы на уроке и не допускать ситуации, когда игра выходит из-под контроля и срывает все занятие;
- Снимать напряжение урока и стимулировать активность учащихся;
- Оставлять учебный эффект на втором, часто неосознанном плане, а на первом, видимом месте всегда реализовывать игровой момент;
- Не оставлять ни одного ученика пассивным или равнодушным;
Идея моего опыта – развитие коммуникативных возможностей учащихся станет более продуктивным благодаря использованию на уроках ИЯ игровых технологий.
Теоретическая база педагогического опыта
- Ф. Лейзингер. Вопросы методики обучения иностранным языкам за рубежом. Ролевая игра, по его мнению, воссоздает атмосферу общения. У учащихся появляется надобность выразить радость или огорчение, восхищение или негодование и они должны найти новые средства выражений.
- Е.И. Пассов. Урок иностранного языка в школе. Он считает, игра – мощный стимул к овладению иностранным языком и эффективный прием в арсенале преподавателя иностранного языка, «универсальное средство, помогающее учителю иностранного языка превратить достаточно сложный процесс обучения в увлекательное и любимое учащимися занятие»
- Методика обучения иностранным языкам: традиции и современность (под ред. А.А. Миролюбова). Авторы рассматриваются общие вопросы методики обучения ИЯ, методы обучения видам иноязычной речевой деятельности и аспектам языка, особенности обучения иностранному языку на разных ступенях средней школы, современные педагогические технологии и контроль в обучении иностранным языкам, особенности обучения второму иностранному языку. При изложении традиционных для методики вопросов авторы учли новые подходы к образованию и новые достижения методической науки.
Технология педагогического опыта
Практика показывает, что стабильные знания на начальном этапе обучения станут фундаментом-основой для дальнейшего обучения, способствуют развитию самопознания, осмысливания своей индивидуальности.
Мой педагогический опыт показывает, что именно использование игровых технологий на уроках ИЯ, создает оптимальные условия для развития коммуникативной компетенции учащихся и для их становления как языковой личности, способной решать современные задачи в языковой области знаний. Я убедилась, что на уроках с применением игр ученики работают более активно. Даже учащиеся, которые занимаются неохотно, на таких уроках работают с большим увлечением.
Существуют различные подходы к классификации игр на занятиях иностранного языка.
Многие методисты подразделяют учебные игры на:
- языковые (отработка языкового материала на уровне грамматики и лексики);
- коммуникативные (ролевые игры на заданную тему).
Некоторые выделяют два раздела таких игр:
- грамматические, лексические, фонетические и орфографические игры, способствующие формированию языковых навыков;
- творческие игры, способствующие дальнейшему развитию речевых навыков и умений.
Среди принципов обучения иностранному языку особое место занимает принцип наглядности, который важен при игровом обучении.
На своих уроках я могу использовать следующие лексические игры.
- Игра “I Can’t See”
Цель: развитие внимания, развитие умения говорить (монолог. речь) На столе стоят несколько игрушечных зверей. Дети закрывают глаза, а одна игрушка “убегает”. Учащимся нужно ответить, какой из игрушек не хватает, и кто из зверушек остался: I can see… I can’t see ...
- Снежный ком.
Цель: активизация лексики по нескольким темам, развитие памяти, внимания. Учитель называет темы, по которым учащиеся будут называть слова. Первый игрок называет слово, второй повторяет это слово и добавляет своё слово и т.д. Когда игроки не смогут повторить много слов, которые придумали, игра заканчивается.
3.Угадай-ка!
Дети сидят на своих местах. Первый играющий, выбранный считалкой, показывает учащимся один из портретов литературного героя и спрашивает: “What`s his/her name?” Угадывающие говорят: “Her/his name is …” Угадавший сменяет водящего. Игра продолжается.
4. А ты?
Дети сидят на своих местах. Играют поочередно. Игру начинает учитель. Он говорит: “I like to run, and you?” При этом он передает ученику, к которому обращается «волшебную палочку». Тот в свою очередь говорит свою фразу и передает палочку своему товарищу. Игра продолжается до тех пор, пока в ней не примут участие все учащиеся.
5.Запомни слово.
Дети сидят на своих местах. Играют все одновременно. У каждого на столе набор рисунков или фотографий членов их семей. Учитель называет слово, например “a mother” , учащиеся показывают рисунок или фотографию мамы. В случае ошибки учащийся отдает рисунок. Побеждает тот, кто сохранит все рисунки или фото.
Игру можно усложнить: после перечисления учителем всех слов, каждый учащийся рассказывает о своей семье: “I have got a mother, a father and a sister”.
6.Кто это?
Дети сидят на своих местах. Играют все одновременно. Первый играющий выбирается считалкой. Он выходит на середину класса и с помощью мимики и жестов изображает кого – либо из членов семьи. Например: «ведет машину» – папа, «читает газету» - дедушка, «играет в классики» – сестренка и т.д. Остальные учащиеся угадывают, кого в данный момент изображают, используя структуру “Are you a mother?” Угадавший сменяет первого играющего. Игра продолжается до тех пор, пока в ней не примут участие все учащиеся.
7. Цирк.
Дети играют в парах. Партнеров выбирают по желанию или по жребию. Задача каждой пары – подготовить цирковое выступление дрессированного животного, вследствие чего дети поочередно исполняют роль дрессировщика и животного. На подготовку дается 2-3 минуты, после этого начинается «представление». Пары поочередно выходят на арену. Дрессировщик говорит: “I have an elephant. My elephant can run. My elephant can jump”. Учащийся в роли слона выполняет называемые действия. Затем учащиеся меняются местами и «представление» продолжается
8. Назови слово по теме.
Все дети одновременно садятся в круг. Каждому учащемуся учитель называет слово по любой из пройденных тем, а тот в свою очередь называет еще одно слово по этой теме. Например: Учитель: Five! Ученик: Seven! Каждый раз, называя слово, ученик берет себе фишку.
Профессиональные результаты педагогической деятельности.
Используя приемы и методы лексических игр на уроках английского языка, я заметила, что ученики стали с удовольствием и хорошим настроением работать на уроках. Они стали меньше бояться ошибок при высказывании своих мыслей, при ответах на вопросы, стали более раскрепощенными.
Увидеть учеников с другой стороны, рассмотреть их индивидуальность и черты характера помогают ролевые игры. Мне нравится наблюдать, как дети раскрываются с точки зрения различных ситуаций.
Иными словами, эти приемы помогают как учителю, так и ученикам. Учитель узнает новое об учениках, помогает им раскрыться, повышает мотивацию и снижает риск возникновения языкового барьера, способствует расширению кругозора, развитию артистизма и др. Ученики, в свою очередь, с удовольствием посещают уроки ИЯ, с легкостью выполняют домашнее задание и упражнения в ходе урока, повышают уровень любопытства, развиваются творчески.
Ученики с удовольствием участвуют в конкурсах и олимпиадах по английскому языку и занимают призовые места:
Разадеева Ксения (8К класс) - Диплом I степени в Международной олимпиаде по английскому языку «Anglius» (номинация «Grammar test»)
Малышев Александр (10А класс) - Диплом II степени в Международном дистанционном конкурсе по английскому языку «Олимпис 2022. Осенняя сессия»
Верендякина Анна (5К класс) - Диплом I степени в Международной олимпиаде по английскому языку «Anglius» (номинация «Grammar test»)
Верендякина Анна (5К класс) - победитель в Международной образовательной олимпиаде по английскому языку «ФГОС ООО»
Губинская Елизавета (2Б класс) - Диплом I степени в Открытой российской интернет-олимпиаде по английскому языку «Меташкола»
Ятчев Роман (2В класс) - Диплом I степени в Открытой российской интернет-олимпиаде по английскому языку «Меташкола»
Сальников Вадим (8А класс) – призер муниципального этапа Всероссийской олимпиады школьников по английскому языку
В целях обмена положительного опыта с коллегами я провожу открытые уроки, выступаю на заседаниях методического объединения и педагогического совета. Я стараюсь повышать свой методический уровень. Эту возможность дают различные семинары и курсы повышения квалификации.
Проведение открытых уроков, открытых внеклассных мероприятий.
Образовательная организация:
19.02.20 - открытый урок по теме: «Master chef», 6А класс
25.09.20 - внеклассное мероприятие по теме «St. Patrick`s Day», 6К класс
20.20.21 - внеклассное мероприятие по теме «Do you know English?» , 2Б класс
17.04.22 - внеклассное мероприятие по теме «Easter», 2А класс
28.04.23 - открытый урок по теме «We`re having a great time», 3А класс
Выступления на педсоветах и методических объединениях.
Образовательная организация:
октябрь 2019 г. - выступление на ШМО по теме «Повышение эффективности процесса обучения через использование ИКТ на уроках английского языка»
август 2021 г. - выступление на ШМО по теме «Структура ООП НОО и ООП ООО по новым ФГОС»
октябрь 2022 г. - выступление на ШМО по теме «Кадетский компонент в кадетских классах на уроках английского языка»
январь 2023 г. - выступление на педагогическом совете по теме «Техники формирующего оценивания: инструменты развития и оценки ключевых компетенций»
Список литературы
1. Алесина Е.В. Учебные игры на уроках английского языка / Е.В. Алесина // Иностранные языки в школе. – 2008. – № 4 – С.66-67
2. Коптелова, И.Е. Игры со словами / И.Е. Коптелова // Иностранные языки в школе. – 2003. – №1 – С.13
3. Миролюбов А.А. Методика обучения иностранным языкам: традиции и современность / Под ред. А. А. Миролюбова. — 2010.— 464 с.
4. Пассов Е.И., Кузовлева Н.Е. Урок иностранного языка/ Е.И. Пассов, Н.Е. Кузовлева. – 2010.
5. Пукина, Т.В. Игровые технологии на уроках английского языка / Т.В. Пукина. – Волгоград: «Учитель», 2009. – 95 с.
6. Шоева, Е.Ю. Занимательный английский для младших школьников / Е.Ю. Шоева // Английский язык. – 2008. – №11 – С.19-20
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Обобщение опыта "Использование игровых технологий на уроках английского языка
Использование игровых технологий на уроках английского языка...
Формирование лексических навыков на уроках английского языка у учащихся 1-го года обучения
Статья содержит методические рекомендации по работе над формированием лексических навыков на уроках английского языка в начальной школе ( первый год обучения ).Материал может помочь молодым педагогам ...
Активизация лексических навыков на уроках английского языка на начальном и среднем этапах обучения
Активизация лексических навыков на уроках английского языка...
Использование лексических игр на уроках английского языка в начальной школе
В данной статье представлены различные варианты лексических игр, которые могут быть полезны учителю при обучении чтению детей начальных классов....
Презентация педагогического опыта: Использование интеллект-карт на уроках русского языка
Использование интеллект-карт на уроках русского языка при подготовке к сдаче ОГЭ по русскому языку...
Описание педагогического опыта. "Использование инновационных технологий на уроках русского языка и литературы"
Выступление на заседании РМО учителей русского языка и литературы. Описание педагогического опыта "Использование инновационных технологий на уроках русского языка и литературы" (Технология р...