Научно-методическая разработка "Метод проектов - как одна из форм организации творческой деятельности учащихся"
методическая разработка по естествознанию на тему
Метод проектов не является принципиально новым в мировой практике. Он возник еще в 1920-е годы нынешнего столетия в США. Русских педагогов метод проектов привлек еще в начале XXвека и активно использовался в практике преподавания.
В основе метода проектов лежит развитие познавательных навыков учащихся, умений самостоятельно конструировать свои знания и ориентироваться в информационном пространстве, развитие критического мышления. Он направлен на самостоятельную деятельность учащихся – индивидуальную, парную, групповую, которую учащиеся выполняют в течение определенного отрезка времени. Метод предполагает решение какой-то проблемы. А решение проблемы предусматривает, с одной стороны, использование совокупности разнообразных методов и средств обучения, а с другой стороны - необходимость интегрировать знания и умения из различных сфер науки, техники, технологии, творческих областей. Метод проектов развивается быстро и стремительно и относится к технологиям XXIвека.
Поэтому, данный метод активно внедряю на своих уроках и во внеурочной деятельности.
Он способствует развитию мотивационной сфере к изучению географии и экологии, а также обеспечивает возможность для самоопределения и самореализации личности школьника.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
nauchno-metodicheskaya_razrabotka.doc | 110 КБ |
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №30
имени дважды Героя Советского Союза Главного Маршала авиации Колдунова Александра Ивановича
Московская область Ногинский район г.Электроугли ул.Маяковского д.34
тел.3-21-3
Научно-методическая разработка
Тема: «Метод проектов –
как одна из форм организации творческой деятельности учащихся»
Подготовила:
учитель географии
и экологии
МБОУ сош№30
г.Электроугли,
Ногинского р-на,
Московской области
Шегай Н.Н.
Метод проектов не является принципиально новым в мировой практике. Он возник еще в 1920-е годы нынешнего столетия в США. Русских педагогов метод проектов привлек еще в начале XX века и активно использовался в практике преподавания.
В основе метода проектов лежит развитие познавательных навыков учащихся, умений самостоятельно конструировать свои знания и ориентироваться в информационном пространстве, развитие критического мышления. Он направлен на самостоятельную деятельность учащихся – индивидуальную, парную, групповую, которую учащиеся выполняют в течение определенного отрезка времени. Метод предполагает решение какой-то проблемы. А решение проблемы предусматривает, с одной стороны, использование совокупности разнообразных методов и средств обучения, а с другой стороны - необходимость интегрировать знания и умения из различных сфер науки, техники, технологии, творческих областей. Метод проектов развивается быстро и стремительно и относится к технологиям XXI века.
Поэтому, данный метод активно внедряю на своих уроках и во внеурочной деятельности.
Он способствует развитию мотивационной сфере к изучению географии и экологии, а также обеспечивает возможность для самоопределения и самореализации личности школьника.
Условия возникновения опыта
Ухудшение экологической ситуации, стремление взрослых и детей извлечь сиюминутную выгоду, не заботясь об ущербе, наносимом природе и обществу, незнание и несоблюдение правовых норм – это и много другое служит показателем крайне низкой общей и собственно экологической культуры взаимоотношений с окружающей средой.
Поэтому основная цель экологического образования должна заключаться в том, чтобы способствовать развитию новой, экологически целесообразной культуры поведения в окружающей среде и гражданской ответственности за сохранение её качественных параметров в процессе усвоения знаний, отношений, ценностных ориентаций.
В нашей школе экологические вопросы и проблемы рассматриваются через экологизацию различных предметов, ведения экологических кружков, факультативов и другой внеурочной деятельности. Однако знания учащихся сами по себе не влияют на их поведения, знания должны быть подкреплены деятельностью. Наиболее целесообразной и эффективной является деятельность, осуществляемая с учётом следующих принципов:
- Прежде чем привлечь ребёнка к какой-либо работе необходимо обеспечить мотивацию, заинтересованность, показать важное значение деятельности ребёнка для него самого и для окружающих.
- Ребёнок не должен быть пассивным объектом приложения педагогических воздействий. Развитие важных для экологически сообразного поведения умений (решение проблем и принятие решений, планирование результатов своих действий) возможно только в результате личного опыта ребёнка, полученного им при активном участии в выполнении разнообразного вида деятельности.
- Любые теоретические знания должны находить применение в практической, исследовательской и общественной деятельности.
Эти принципы экологического образования находят своё отражение в проектной деятельности школьников. В связи с этим считаю целесообразным включение в практику педагогической работы организацию проектной деятельности учащихся.
Актуальность и перспективность опыта
Ещё в 1992 году на Международной конференции по проблемам окружающей среды в. Рио-де-Жанейро её участники свою тревогу за будущее планеты выразили в двух словах: «Биосфера в опасности!».
Недалёк тот день, когда будущее окажется в руках наших детей; от того, какие ценности они будут исповедовать, зависит их собственная жизнь и будущее Планеты.
О росте в общественном сознании приоритета экологических ценностей свидетельствует тот факт, что наступивший XXI век наречен мировым сообществом «столетием окружающей среды», а это означает, что экологический диктат будет определять и экономику, и образование, и культуру.
Несмотря на то, что сегодня информационное пространство объемно, по-прежнему особое место среди социальных институтов занимает школа и система дополнительного образования, так как их воспитательное воздействие длительно и целенаправленно и происходит в тот период жизни ребёнка, которой отличается особой восприимчивостью ко всякого рода влиянию. Вот почему так важно сегодня детям и подросткам освоить новую систему ценностей во взаимоотношениях с природой, противопоставив её господствующей сегодня психологии потребления, прагматизма и эгоизма.
Таким образом, знакомство с экологическими.
Теоретическая база опыта
Исходные теоретические позиции проектного обучения:
- В центре внимания – ученик, содействие развитию его творческих способностей;
- Образовательный процесс строится не в логике учебного предмета, а в логике деятельности, имеющей личностный смысл для ученика, что повышает его мотивацию в учении;
- Индивидуальный темп работы над проектом обеспечивает выход каждого ученика на свой уровень развития;
- Комплексный подход к разработке способствует сбалансированному развитию основных физиологических и психических функций ученика;
- Глубокое осознанное усвоение базовых знаний обеспечивается за счёт универсального их использования в разных ситуациях.
Проектное обучение – это интегральная технология. Очевидно, что данная технология реализует один из вариантов проблемного метода обучения. Когда учитель ставит задачу, он тем самым очерчивает планируемые результаты обучения и исходные данные. Всё остальное предстоит делать ученикам: намечать промежуточные задачи, искать пути их решения, действовать, сравнивать полученное с требуемым, корректировать деятельность.
Проектное обучение хорошо укладывается в парадигму личностно-ориентированной педагогики, так как при работе над проектом каждый учащийся может найти дело наиболее соответствующее его интересам и возможностям, что весьма эффективно с точки зрения формирования у учащихся такого набора компетентностей, которые необходимы для успеха их будущих профессиональных занятий.
В данном случае уместно говорить о развивающем обучении, поскольку в процессе проектной деятельности учащиеся обязательно сталкиваются с более сложными заданиями и выполняют их, пользуясь незначительной помощью учителя и дополнительной литературой.
Новизна опыта
Попытка синтезировать 2 подхода – экологизацию учебного предмета и внедрение проектных технологий в образовательной деятельности.
Личная концепция
Основная проблема педагогического опыта: внедрение в учебно-воспитательный процесс экологического подхода на основе проектной технологии.
Цель опыта: выделение общей направленности и путей формирования положительной мотивации обучения экологии.
Объект исследования: учебно-воспитательный процесс на уроках экологии.
Предмет исследования: экологический подход в преподавании экологии.
Задачи:
- Изучить научно-теоретические основы экологизации образования, а также технологию проектной деятельности.
- Разработать и внедрить модельный проект, обеспечивающий экологизацию учебно-воспитательного процесса.
- Разработать новый вариант учебно-тематического планирования на основе экологического подхода, включающего проектную деятельность.
- Разработать и реализовать мониторинг результативности педагогической деятельности.
Поскольку ведущие тенденции образования, связанные с идеей создания для развития активной личности, требуют осуществления в школе личностно-ориентированного похода, своё предпочтение я отдаю технологии проектного обучения, которая полностью соответствует этим требованиям.
Основная идея метода проектов – обучение и воспитание детей через деятельность, выбранную ими самими для достижения поставленной цели и выполненную «от всего сердца».
Метод проектов всегда предполагает решение какой-то проблемы. В качестве проблем выбираю экологические, которые взяты из реальной жизни, знакомые и значимые для ребят. Экологические проблемы многоаспектны, поэтому для своего решения они требуют комплексного подхода и, как правило, знаний из различных наук.
Для меня как педагога проект является средством для перевода знаний в конкретную область действий, а главное – проект является средством для создания образовательной среды: воспитывающей, обучающей, развивающей.
Технология опыта
В технологии опыта выделяют три уровня формирования экологических знаний через содержание предмета:
- экологическое просвещение;
- экологическое образование;
- экологическое мышление.
Первый уровень достигается на уроках и во внеклассной работе по предмету, при проведении экологических бесед, устных журналов, игр-путешествий, викторин, конкурсов, во время экскурсий на природу. На данном этапе у учащихся формируются ценностные ориентиры по отношению к природе, мотивы её охраны. Одновременно с этим актуализируется ценность химических знаний, способствующих объяснению причин выявленных проблем.
Для реализации этапа экологического образования использую пакет методических материалов для 8-11 классов, наработанных творческой группой «Экологизация курса географии средней школы», участником которой являлась в период с 2000 по 2004 г.
Формы организации деятельности учащихся, ориентированной на развитие положительной мотивации.
Уровни усвоения экологическог. материала | Формы организации деятельности учащихся | |||
Урочная | Внеурочная | |||
Этапы, цели | Характер деятельности учащихся | Внеклассные занятия (школьные) | Внешкольные мероприятия | |
I - информацион но-репродуктив ный | VIII класс. Формиро вание системы пер воначальных эколо гических поня тий | Установление межпред метных связей с биоло гией, географией, физи кой. Восприятие эколо гического мате риала | Экологическое объединение «Зеленый парус» • экологический мо ниторинг; • решение задач с экологическим содержанием; • экскурсии в приро ду, на очистные со оружения; • участие в экологических акциях, • экологический отряд. | Участие в окружных олимпиадах по экологии, в эколого-биологических массовых мероприятиях. |
II — адаптивно-продуктивный | IX класс. Формиро вание системы пер воначальных эколо гических и познава тельных интересов | Развитие системы эко логических поня тий на основе меж предметной интегра ции (составление схем биогеохимических кру говоротов, их интер претация и др.) | ||
III - интегративно-исследовательский (проектировоч ный) | Х класс. Формирова ние экологических знаний в курсе экономической географии, развитие позна вательных интересов к экологии жизни | Укрупнение дидактиче ских единиц экологического материала, использование местного экологического мате риала | Научное общество учащихся по экологии, просвети тельская и учебно- ис следовательская дея тельность | Природовосста- новительная деятель ность: участие в ак циях по оздоровле нию окружающей среды и т. д. |
IV - научно-исследовательский (творческий) | XI класс. Обобще ние и систематиза ция укрупненных дидактических еди ниц экологических понятий, профессиональная ориентация | Проблемные исследова ния на основе межпред метной интеграции, участие в ученических проектах по оздоровле нию окружающей среды | Научно-исследова тельская деятель ность по решению местных экологиче ских проблем. Защи та проектов. | Участие в совместных проектах по улучшению качества окружающей среды. |
Формирование экологического мышления учащихся осуществляется в ходе выполнения экологических проектов (социальных, исследовательских, информационных, творческих). Применительно к курсу географии, биологии и т д средней школы система проектной работы может быть представлена двумя подходами:
- включение проектов в учебную программу;
- использование проектной деятельности во внеклассной работе.
Считаю наиболее целесообразным выполнение одного, двух проектов за один учебный год. В выполнении экологических проектов могут участвовать отдельные учащиеся, группы учеников, целый класс.
В основе каждого проекта лежит проблема. От проблемы мы как бы отталкиваемся, инициируя деятельность. Проблема проекта обуславливает мотив деятельности, направленной на ее решение. Целью проектной деятельности становится поиск способов решения проблемы, а задача проекта формируется как задача достижения цели в определенных условиях.
Учебный проект
Проблема проекта « Почему?» Актуальность проблемы
(это важно для меня лично) -мотивация
Цель проекта «Зачем?» Целеполагание
(мы делаем проект)
Задачи проекта «Что?» Постановка задач
(для этого мы делаем)
Методы и способы «Как?» Выбор способов и
(мы это можем делать) методов, планирование
Результат «Что получилось?» Ожидаемый результат
(как решение проблемы)
Работа над проектом проходит в несколько этапов:
1-й – погружение в проект;
2-й – организационная деятельность;
3-й – осуществление деятельности;
4-й – презентация результатов.
Действия каждого участника проектной работы на разных этапах можно представить в виде следующей таблицы:
Системы действия учителя и учащихся
на разных этапах работы над проектом
Этапы | Деятельность учителя | Деятельность учащихся |
1. Разработка проектного задания | ||
1.1. Выбор темы проекта | Отбирает возможные темы и предлагает их учащимся. | Обсуждают и принимают общее решение по теме. |
Предлагает учащимся совместно отобрать темы проекта. | Группа учащихся совместно с учителем отбирает темы и предлагает классу для обсуждения. | |
1.2. Выделение подтем в теме проекта | Предварительно вычленят подтемы и предлагает учащимся для выбора. | Каждый ученик выбирает себе подтему или предлагает новую. |
Принимает участие в обсуждении с учащимися подтем проекта. | Активно обсуждают и предлагают варианты подтем. Каждый ученик выбирает одну из них для себя (то есть выбирает себе роль). | |
1.3. Формирование творческих групп. | Проводит организационную работу по объединению школьников, выбравших себе конкретные подтемы и виды деятельности. | Определяют свои роли и группируются в соответствии с ними в малые команды. |
1.4. Подготовка материалов к исследовательской работе: формулировка вопросов, на которые нужно ответить, задания для команд, отбор литературы. | Если проект объемный, то учитель заранее разрабатывает задания, вопросы для поисковой деятельности и литературу. | Отдельные учащиеся принимают участие в разработке заданий. Вопросы для поиска ответа могут вырабатываться в командах с последующим обсуждением классом. |
1.5. Определение форм выражения итогов проектной деятельности. | Принимает участие в обсуждении. | В группах, а затем в классе обсуждают формы предоставления результата проектной деятельности: альбом, натуральные объекты, научно-практическая дискуссия. |
2. Разработка проекта. | Консультирует, координирует работу учащихся, стимулирует их деятельность. | Осуществляют поисковую деятельность. |
3. Оформление результатов. | Консультирует, координирует работу учащихся, стимулирует их деятельность. | В начале по группам, а потом во взаимодействии с другими группами оформляют результаты в соответствии с принятыми правилами. |
4. Презентация. | Организует экспертизу (например, приглашает в качестве экспертов параллельный класс, родителей, других учителей). | Докладывает о результатах своей работы. |
5. Рефлексия. | Оценивает свою деятельность по педагогическому руководству деятельностью учащихся, учитывает их оценки. | Осуществляют рефлексию процесса, себя в нём с учётом оценки других. |
Приведу пример реализации технологии проектного обучения.
Тема проекта: «Экологическая тропа».
Возраст учащихся: 8-10 класс.
Цели проекта:
- Знакомство с природными и историческими объектами города.
- Создание эк тропы, через которую проводить эк воспитание.
- Привлечь внимание всех учащихся школы к родному краю.
Задачи проекта:
- Научить учащихся самостоятельному поиску необходимой информации с использованием различных источников, проводить социологические опросы, экономический анализ.
- Способствовать воспитанию эк. культуры.
При работе над проектом предусматривается объединение учащихся в творческие группы (по 2-5 человек):
- Исследователи (исследование местности, прокладка рекомендованного маршрута, составление карты схемы).
- Корреспонденты (проводят социологический опрос учащихся).
- Экологи (изучают экологическое состояние объектов).
- Экскурсоводы (определяют общее содержание познавательных экскурсий).
- Художники-оформители (оформляют информационные доски по итогам работы по проекту).
Этапы работы над проектом:
1 этап: 1 занятие.
Актуальность проблемы, поставленной темой проекта. Определение круга изучаемых вопросов. Оценка источников информации и методов её сбора. Создание специализированных творческих групп.
2 этап: самостоятельная работа в группах.
Сбор информации, ознакомление с ней, анализ. Обобщение, консультации учителя, оформление результатов.
3 этап: 1 занятие.
Защита проекта в виде научно-практической конференции. Выступление творческих специализированных групп. Подведение итогов по проекту.
В курсе « Экология» можно предложить учащимся индивидуальные или групповые проекты по темам: «Организмы и среда их обитания», «Рост и колебания численности популяции», « Типы экологических взаимодействий», «Сукцессионные изменения. Значения сукцессий» и т д.
В конце школьного курса изучения экологии на первый план выходят темы «Антропогенное воздействие на биосферу» и «Окружающая среда и здоровье человека», где экологические проблемы анализируются на научном уровне: «Основы рационального управления природными ресурсами», «Техногенные аварии на предприятиях и их последствия», «Твёрдые бытовые отходы и их утилизация», «Глобальные проблемы человечества» и др.
В условиях реализации экологического подхода на основе проектной деятельности дидактической единицей становится учебная тема, в рамках которой и решается экологическая проблема. Формы, организационная структура уроков темы становятся более разнообразными. На уроках учащимся предлагается широкий спектр видов деятельности помимо учебной: художественной, познавательной, творческой, социальной, аналитической – что предоставляет возможность самореализации для каждого ребёнка.
Публичная защита проектов способствует формированию у учащихся таких качеств, как мобильность, толерантность, активность, креативность мышления, настойчивость в достижении цели.
Социальная направленность проектной деятельности учащихся отражается в их умении строить отношения в группе, отстаивать свою точку зрения и прислушиваться к мнению других. Нередко в реализации проектов принимают участие родители, жители микрорайона, специалисты, мнение которых важно учитывать в процессе работы. Т.е. учащиеся находятся в реальном контакте с жизненными проблемами, понимая, что их деятельность важна для окружающих. Это повышает, с одной стороны, их социальную активность, а с другой – осмысленность учения.
Результативность
В ходе сотрудничества между учителем и учащимися в процессе реализации проекта происходит создание эмоционального фона с доверительной обстановкой, что способствует формированию положительной мотивации обучения экологии.
проектное
Высокий уровень выполнения экологического проекта учащимися ср. школы № 30 отмечен на районных экологических конференц школьников в 2006 - 20012 г., на областной олимпиаде по экологии, на региональном конкурсе прикладных проектов призовыми местами и Всероссийском конкурсе «Зелёный город»Данный педагогический опыт представлялся на школьной научно-практической конференции учителей в 2008 г., на муниципальной научно-практической конференции «Современные образовательные технологии в преподавании географии» и получил хорошие отзывы.
Адресная направленность
Данный опыт может быть использован творческими педагогами, использующими в своей практике образования экологический аспект и готовыми к внедрению проектных технологий в педагогическую деятельность.
Трудоёмкость
Необходимость консультации учителя на этапах работы по проекту предполагает выделение дополнительного времени на общение с учащимися помимо урочного, что может быть реализовано при условии того, что в системе работе учителя заложено ведение кружка, факультатива, клуба, научного общества учащихся, индивидуального учебного плана.
Литература
1. Н.Ю. Плахова «Метод учебного проекта в образовательном учреждении», изд. «Аркти», Москва, 2003.
2. Гелфрид Ю. и др. Как защитить себя от опасных веществ в быту. - изд. МГУ, 1994.
3. Дежникова М.С.и др. Воспитание экологической культуры у детей и подростков. - М., Педагогическое общество России, 2001.
4. Исследовательская деятельность в школе: опыт, поиски, решения. Под ред. М.А.Ушакова. -М. «Сентябрь», 1999..
5. Учебный проект. Сб. материалов. - Владимир, 2000.
6. Червонецкий В.В. Экологическое образование в школах развитых стран мира. - М. Центр «Экологическое образование», 1992.
7. Чечель И. Д. Управление исследовательской деятельностью педагога и учащихся в современной школе. - М. «Сентябрь», 1998.
8. «Шаг в 21 век». Детский экологический проект. - ж. «Вестник АсЭкО», №2,1999.
9. Шамова Т.И., Давыденко Т.М. Управление образовательным процессом в адаптивной школе. - М. Центр «Педагогический поиск», 2001.
10. Шустов С.Б., Шустова Л.А. Химические основы экологии. - М. «Просвещение», 1995.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Организация творческой деятельности учащихся (На примере работы над творческим проектом "Все для детского сада"
В работе автор делится опытом организации работы над одним проектом, который назван «Все для детского сада». О творческом проекте «Все для детского сада». Это проект ...
Разработка исследовательских проектов на уроках музыки как одна из форм повышения творческой активности учащихся
Циклограмма разработки исследовательских проектов...
Метод проектов как одна из форм развития творческих способностей учащихся.
Статья о методах развития творческих способностей учащихся на уроках....
Индивидуальный проект как одна из форм организации исследовательской деятельности учащихся.
"Когда маленькие дети приходят в школу, их глаза светятся. Они хотят узнать от взрослых много нового, интересного. Они уверены, что впереди счастливая дорога к знаниям. Всматриваясь в унылые и равноду...
проектная деятельность как одна из форм повышения творческой активности учащихся
Статья, рассказывающая на конкретном примере об организации проектной деятельности в школе....
Внеурочная деятельность как составная часть учебно-воспитательного процесса и одна из форм организации свободного времени учащихся
Пояснительная записка.Введение. Внеурочная деятельность является составной частью учебно-воспитательного процесса и одной из форм организации свободного времени учащихся. Внеур...
Исследовательская деятельность как одна из форм организации внеклассной работы учащихся по биологии
Результат работы с одаренными детьми....