Система оценивания образовательных достижений
статья
Федеральный государственный образовательный стандарт второго поколения содержит чёткие требования к системе оценки достижения планируемых результатов. В соответствии с ними система оценки должна
фиксировать цели оценочной деятельности.
Главное достоинство системы оценки в соответствии с ФГОС в том, что она реально переключает контроль и оценивание (а значит, и всю деятельность образовательных учреждений) со старого образовательного результата на новый.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
sistema_otsenivaniya_obrazovatelnyh_dostizheniy.docx | 29.45 КБ |
Предварительный просмотр:
Система оценивания образовательных достижений
Федеральный государственный образовательный стандарт второго поколения содержит чёткие требования к системе оценки достижения планируемых результатов. В соответствии с ними система оценки должна:
Фиксировать цели оценочной деятельности:
а) ориентировать на достижение результата
- духовно-нравственного развития и воспитания в соответствии с Программой воспитания и социализации школы «Человек. Природа. Общество» (личностные результаты),
- формирования универсальных учебных действий (метапредметные результаты),
- освоения содержания учебных предметов (предметные результаты);
б) обеспечивать комплексный подход к оценке всех перечисленных результатов образования (предметных, метапредметных и личностных);
в) обеспечить возможность регулирования системы образования на основании полученной информации о достижении планируемых результатов; иными словами − возможность принятия педагогических мер для улучшения и совершенствования процессов образования в каждом классе, в школе.
Главное достоинство системы оценки в соответствии с ФГОС в том, что она реально переключает контроль и оценивание (а значит, и всю деятельность образовательных учреждений) со старого образовательного результата на новый. Вместо воспроизведения знаний мы теперь будем оценивать разные направления деятельности учеников, то есть то, что им нужно в жизни в ходе решения различных практических задач.
Вводится диагностика результатов личностного развития. Она проводится в разных формах (диагностическая работа, результаты наблюдения и т.д.).
Диагностика предполагает проявление учеником качеств своей личности: оценки поступков, обозначение своей жизненной позиции, культурного выбора, мотивов, личностных целей, отношения к себе, к одноклассникам.
В системе оценивания используется шкала оценивания (ранее по пятибалльной) по принципу «прибавления» и «уровнего подхода», главным средством накопления информации об образовательных результатах ученика становится портфель достижений (портфолио).
Таким образом, полученные знания становятся подспорьем в дальнейшем развитии и внедрении федерального образовательного стандарта второго поколения и достижения поставленных результатов в обучении.
Цель оценки предметных результатов - оценивание, как достигаемых образовательных результатов, так и процесса их формирования, а также оценивание осознанности каждым обучающимся особенностей развития своего собственного процесса обучения.
В систему оценки предметных результатов входят: Опорные знания, включающие в себя ключевые понятия, правил, факты, методы, понятийный аппарат; Предметные действия: использование знаково-символических средств в рамках преобразования, представления и интерпретации информации и логических действий (сравнение, группировка и классификация объектов, действия анализа, синтеза и обобщения, установление причинно-следственных связей и анализ).
Оценивание призвано стимулировать учение посредством:
- оценки исходного знания ребенка, того опыта, который он/она привнес в выполнение задания или в изучение темы,
- учета индивидуальных потребностей в учебном процессе,
- побуждения детей размышлять о своем учении, об оценке их собственных работ и процесса их выполнения.
Система оценивания строится на основе следующих принципов:
- Оценивание является постоянным процессом. В зависимости от этапа обучения используется диагностическое (стартовое, текущее) и срезовое (тематическое, промежуточное, рубежное, итоговое) оценивание.
- Оценивание может быть только критериальным. Основными критериями оценивания выступают ожидаемые результаты, соответствующие учебным целям.
- .Оцениваться с помощью отметки могут только результаты деятельности ученика, но не его личные качества.
- Оценивать можно только то, чему учат.
- Критерии оценивания и алгоритм опр. отметки заранее известны и педагогам, и учащимся.
- Система оценивания выстраивается таким образом, чтобы учащиеся включались в контрольно-оценочную деятельность, приобретая навыки и привычку к самооценке.
Модель оценивания Для того чтобы внутренняя оценка стимулировала освоение образовательного результата, учителю необходимо придерживаться следующих принципов:
- определять цели обучения, образовательные результаты темы, раздела, курса и формулировать их языком, понятным обучающимся;
- разъяснять обучающимся цели обучения и способы проверки результатов достижения указанных целей;
- подбирать или создавать задания для проверки достижения сформулированных образовательных результатов;
- регулярно комментировать результаты обучающихся, давать советы с целью их улучшения;
- менять техники и технологии обучения в зависимости от достигнутых обучающимися образовательных результатов;
- учить обучающихся принципам самооценки и способам улучшения собственных результатов
- предоставлять обучающимся возможности улучшить свои результаты до выставления окончательной отметки;
- осознавать, что оценивание посредством отметки резко снижает мотивацию и самооценку обучающихся.
Содержание работ для оценивания достигаемых образовательных результатов, формы и виды оценки.
Время | Содержание | Формы и виды оценки |
Стартовая работа. | ||
Начало сентября |
| Фиксируется в классном журнале и дневнике обучающегося отдельно за задания актуального уровня и уровня ближайшего развития в 5-балльной шкале оценивания. Результаты работы не влияют на дальнейшую итоговую оценку. |
Диагностическая работа | ||
На входе и выходе темы при освоении способов действия /средств в учебном предмете.Кол-во работ зависит от кол-ва учебных задач. | Проверка пооперационного состава действия, которым необходимо овладеть учащимся в рамках решения учебной задачи. | Результаты фиксируются отдельно по каждой отдельной операции (0-1 балл) и не влияют на дальнейшую итоговую оценку. |
Самостоятельная работа | ||
Не более 5-6 работ в год |
| Обучающийся сам оценивает все выполненные задания, проводит рефлексивную оценку своей работы: описывает объем выполненной работы; указывает достижения и трудности в данной работе. Учитель проверяет и оценивает выполненные школьником задания отдельно по уровням, определяет процент выполненных заданий и качество их выполнения. Далее ученик соотносит свою оценку с оценкой учителя и определяется дальнейший шаг в самостоятельной работе учащихся. |
Проверочная работа по итогам выполнения самостоятельной работы | ||
После выполнения самостоятельной работы (5-6 работ в год) | Механизм управления и коррекции следующего этапа самостоятельной работы школьников. Учащийся сам определяет объем проверочной работы для своего выполнения. Работа на двух уровнях: | Учитель проверяет и оценивает только те задания, которые решил ученик и предъявил на оценку. |
Итоговая проверочная работа | ||
Конец апреля -май | Проверка не только знаний, но и развивающего эффекта обучения Задания разного уровня: как по сложности (базовый, расширенный), по уровню опосредствования (формальный, рефлексивный, ресурсный) | Сравнение результатов стартовой и итоговой работы. |
Достижения ученика за год | ||
Май | Демонстрация уч-ся всего, на что он способен |
Критерии оценивания работ по математике
«5», если: | «4», если: | «3», если: | «2», если: | «1», если: |
письменных работ | ||||
работа выполнена полностью; в логических рассуждениях и обосновании решения нет пробелов и ошибок; в решении нет математических ошибок (возможна одна неточность или описка). | Работа выполнена полностью, но обоснования шагов решения недостаточны допущена одна ошибка или есть два-три недочета. | допущено более одной или более двух-трех недочетов, но ученик владеет обязательными умениями по проверяемой теме. | допущены существенные ошибки, показавшие, что ученик не владеет обязательными умениями по данной теме в полной мере. | работа показала полное отсутствие у обучающегося обязательных знаний и умений по проверяемой теме или значительная часть работы выполнена не самостоятельно. Учитель может повысить отметку за оригинальный ответ или решение задачи, за решение более сложной задачи, предложенной дополнительно. |
Оценка устных ответов по математике | ||||
полно раскрыл содержание материала в объеме, предусмотренных программой и учебником; изложил материал грамотным языком, точно используя математическую терминологию и символику, в определенной логической последовательности; правильно выполнил рисунки, чертежи, графики к ответу; показал умение иллюстрировать теорию конкретными примерами, применять в новой ситуации при выполнении практического задания; продемонстрировал знание теории ранее изученных сопутствующих тем, сформированность и устойчивость используемых при ответе умений и навыков; отвечал самостоятельно, без наводящих вопросов учителя; -возможны одна-две неточности при освещении второстепенных вопросов или выкладках, которые ученик легко исправил после замечаний учителя. | допущены небольшие пробелы, не исказившие математическое содержание ответа. допущен один-два недочета при освещении основного содержания ответа, исправленные после замечания учителя; допущены ошибка или более двух недочетов при освещении второстепенных вопросов или в выкладках, легко исправленные после замечания учителя. | неполно раскрыто содержание материала, но показано общее понимание вопроса и продемонстрированы умения, достаточные для усвоения программного материала; имелись затруднения или допущены ошибки в определении математической терминологии, чертежах, выкладках, исправленные после замечаний ученик не справился с применением теории в новой ситуации при выполнении практического задания. Но выполнил задания обязательного уровня сложности по теме; при достаточном знании теории выявлена недостаточная сформированность основных умений и навыков. | не раскрыто основное содержание учебного материала; обнаружено незнание учеником большей или наиболее важной части учебного материала; допущены ошибки в определении понятий, при использовании математической терминологии в рисунках, чертежах или графиках, выкладках, которые не исправлены после замечаний | ученик обнаружил полное незнание и непонимание изучаемого учебного материала или не смог ответить ни на один из поставленных вопросов по теме. |
Требования к речи:
- Излагать материал логично и последовательно;
- Отвечать громко, четко, правильной интонацией с соблюдением ударений.
- Также важно внимательно слушать других, умение поставить вопрос, принять участие в обсуждении проблемы.
Основными видами классных и домашних работ являются обучающие работы. По математике проводятся текущие и итоговые письменные работы, самостоятельные работы, контроль знаний в форме теста. Самостоятельные и тесты тоже могут быть рассчитаны на целый урок или на часть его. В 5-8 классах работы проверяются к уроку следующего дня. В 9-11 либо к уроку следующего дня либо через один-два урока. Проводится работа над ошибками, причем ошибки учитель подчеркивает красной пастой. Оценки заносятся в классный журнал. За самостоятельные работы оценки выставляются выборочно.
Текущие контрольные работы имеют целью проверку изучаемого и проверяемого программного материала, их содержание и частота определяются учителем с учетом сложности материала, а также особенностей учащихся. Можно отвести урок или только часть урока.
Также я использую лист индивидуальных достижений учащихся, позволяющих проследить динамику достижения образовательных результатов.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Единая система оценивания образовательных достижений обучающихся по геометрии в блочно-модульной технологии
Система оценивания достижений обучающихся по геометрии с таблицами и текстом с пояснениями в блочно-модульной технологии...
«Изменения в системе оценивания образовательных достижений учащихся в соответствии с требованиями новых федеральных государственных стандартов»
Выступление на IV Всероссийских Шамовских педагогических чтениях научной школы управления образовательными системами «Модернизация системы отечественного образования: современные проблемы и поиск эффе...
Статья "Создание новой системы оценивания образовательных достижений учащихся на разных ступенях обучения как условие сохранения их психологического здоровья"
Данная статья была опубликована в сборнике статей под общей редакцией Т. С. Горбуновой «Опытно-экспериментальная работа в учреждениях образования Омской области — участников экспериме...
«Методы, формы организации деятельности учащихся, средства, Педагогические/образовательные технологии Система оценивания образовательных достижений»
Методы, формы организации деятельности учащихся, средства:Методы, направленные на совершенствование двигательных навыков и развитие физических способностей;Методы, направленные на овладение двигательн...
МЕТОДЫ, ФОРМЫ ОРГАНИЗАЦИИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ, СРЕДСТВА, ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ/ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ. СИСТЕМА ОЦЕНИВАНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ДОСТИЖЕНИЙ
Под методом ведения урока понимаются способы организации учащихся для выполнения упражнений. Основные методы, используемые на уроках:1. Фронтальный;2. Поточный;3. Посменный;4. Групповой;5. Индивидуаль...
Система оценивания образовательных достижений. Структура системы оценивания
Различие традиционного и современного критериального оценивания. Преимущества современного оценивания. Диагностические работы...
Система оценивания образовательных достижений. Результаты мониторинга метапредметных и личностных достижений.
В системе оценки достижения планируемых результатов освоения образовательной программы в условиях ФГОС ориентирует образовательный процесс на духовно-нравственное развитие и воспитание обучающихся, до...