Система оценивания образовательных достижений
статья

Бутакова Галина Николаевна

Федеральный государственный образовательный стандарт второго поколения содержит чёткие требования к системе оценки достижения планируемых результатов. В соответствии с ними система оценки должна 

фиксировать цели оценочной деятельности.

Главное  достоинство системы оценки  в  соответствии  с  ФГОС в том, что она реально переключает контроль и оценивание (а значит, и всю деятельность образовательных учреждений) со старого образовательного результата на новый. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл sistema_otsenivaniya_obrazovatelnyh_dostizheniy.docx29.45 КБ

Предварительный просмотр:

Система оценивания образовательных достижений

Федеральный государственный образовательный стандарт второго поколения содержит чёткие требования к системе оценки достижения планируемых результатов. В соответствии с ними система оценки должна:  

Фиксировать цели оценочной деятельности:

а) ориентировать на достижение результата

  • духовно-нравственного развития и воспитания  в соответствии с  Программой воспитания и  социализации  школы  «Человек. Природа. Общество»  (личностные результаты),
  • формирования универсальных учебных действий (метапредметные результаты),
  • освоения содержания учебных предметов (предметные результаты);

б) обеспечивать комплексный подход к оценке всех перечисленных результатов образования (предметных, метапредметных и личностных);

в) обеспечить возможность регулирования системы образования на основании полученной информации о достижении планируемых результатов; иными словами − возможность принятия педагогических мер для улучшения и совершенствования процессов образования в каждом классе, в школе.

Главное  достоинство системы оценки  в  соответствии  с  ФГОС в том, что она реально переключает контроль и оценивание (а значит, и всю деятельность образовательных учреждений) со старого образовательного результата на новый. Вместо воспроизведения знаний мы теперь будем оценивать разные направления деятельности учеников, то есть то, что им нужно в жизни в ходе решения различных практических задач.

Вводится  диагностика результатов личностного развития. Она  проводится в разных формах (диагностическая работа, результаты наблюдения и т.д.).

Диагностика предполагает проявление учеником качеств своей личности: оценки поступков, обозначение своей жизненной позиции, культурного выбора, мотивов, личностных целей, отношения  к себе,  к одноклассникам.  

В системе  оценивания  используется шкала  оценивания (ранее по пятибалльной)  по принципу «прибавления» и «уровнего подхода»,  главным средством накопления информации об образовательных результатах ученика становится портфель достижений (портфолио).

Таким образом, полученные знания становятся подспорьем в дальнейшем развитии и внедрении федерального образовательного стандарта второго поколения и достижения поставленных результатов в обучении.  

Цель оценки предметных результатов - оценивание, как достигаемых образовательных результатов, так и процесса их формирования, а также оценивание осознанности каждым обучающимся особенностей развития своего собственного процесса обучения.

В систему оценки предметных результатов входят: Опорные знания, включающие в себя ключевые понятия, правил, факты, методы, понятийный аппарат; Предметные действия: использование знаково-символических средств в рамках преобразования,  представления и интерпретации информации и логических действий (сравнение, группировка и классификация объектов, действия анализа, синтеза и обобщения, установление причинно-следственных связей и анализ).

Оценивание призвано стимулировать учение посредством:

- оценки исходного знания ребенка, того опыта, который он/она привнес в выполнение задания или в изучение темы,

- учета индивидуальных потребностей в учебном процессе,

- побуждения детей размышлять о своем учении, об оценке их собственных работ и процесса их выполнения.

Система оценивания строится на основе следующих принципов:

  • Оценивание является постоянным процессом. В зависимости от этапа обучения используется диагностическое (стартовое, текущее) и срезовое (тематическое, промежуточное, рубежное, итоговое) оценивание.
  • Оценивание может быть только критериальным. Основными критериями оценивания выступают ожидаемые результаты, соответствующие учебным целям.
  • .Оцениваться с помощью отметки могут только результаты деятельности ученика, но не его личные качества.
  • Оценивать можно только то, чему учат.
  • Критерии оценивания и алгоритм опр. отметки заранее известны и педагогам, и учащимся.
  • Система оценивания выстраивается таким образом, чтобы учащиеся включались в контрольно-оценочную деятельность, приобретая навыки и привычку к самооценке.

Модель оценивания Для того чтобы внутренняя оценка стимулировала освоение образовательного результата, учителю необходимо придерживаться следующих принципов:

  • определять цели обучения, образовательные результаты темы, раздела, курса и формулировать их языком, понятным обучающимся;
  • разъяснять обучающимся цели обучения и способы проверки результатов достижения указанных целей;
  • подбирать или создавать задания для проверки достижения сформулированных образовательных результатов;
  •  регулярно комментировать результаты обучающихся, давать советы с целью их улучшения;
  • менять техники и технологии обучения в зависимости от достигнутых обучающимися образовательных результатов;
  • учить обучающихся принципам самооценки и способам улучшения собственных результатов
  • предоставлять обучающимся возможности улучшить свои результаты до выставления окончательной отметки;
  • осознавать, что оценивание посредством отметки резко снижает мотивацию и самооценку обучающихся.

Содержание  работ для оценивания достигаемых образовательных результатов, формы и виды оценки.

Время
проведения

Содержание

Формы и виды оценки

Стартовая работа.

Начало сентября

  • определение актуального уровня знаний, необходимых для продолжения обучения,
  • определение «зоны ближайшего развития» и предметных знаний,
  • организация коррекционной работы в зоне актуальных знаний

Фиксируется в классном журнале и  дневнике обучающегося отдельно за задания актуального уровня и уровня ближайшего  развития в 5-балльной шкале оценивания. Результаты работы не влияют на дальнейшую итоговую оценку.

Диагностическая работа

На входе и выходе темы при освоении способов действия /средств в учебном предмете.Кол-во работ зависит от кол-ва  учебных задач.

Проверка пооперационного состава действия, которым необходимо овладеть учащимся в рамках решения учебной задачи.

Результаты фиксируются  отдельно по каждой отдельной  операции (0-1 балл) и не влияют на дальнейшую итоговую оценку.

Самостоятельная  работа

Не более  5-6 работ в год

  • Возможная коррекция результатов предыдущей темы обучения,
  • параллельная отработка и углубление текущей изучаемой учебной темы.
  • задания по основным предметным содержательным линиям двух  уровней:
    базовый, расширенный

Обучающийся сам оценивает все выполненные  задания, проводит  рефлексивную оценку своей работы: описывает объем выполненной  работы; указывает достижения  и трудности в данной  работе.

Учитель  проверяет и оценивает выполненные школьником задания отдельно по уровням, определяет процент выполненных  заданий и качество их выполнения.

Далее ученик соотносит свою оценку с оценкой учителя и определяется дальнейший шаг в самостоятельной работе учащихся.

Проверочная работа по итогам выполнения самостоятельной  работы

После выполнения самостоятельной работы (5-6 работ в год)

Механизм управления и коррекции следующего этапа самостоятельной работы школьников. Учащийся сам определяет объем  проверочной  работы для своего выполнения.

Работа  на двух уровнях:
базовый и расширенный

Учитель  проверяет и оценивает только те задания, которые решил ученик и предъявил на оценку.

Итоговая проверочная работа

Конец апреля -май

Проверка не только знаний, но и развивающего эффекта обучения

Задания  разного уровня: как по сложности (базовый, расширенный), по уровню опосредствования (формальный, рефлексивный, ресурсный)

Сравнение результатов  стартовой и итоговой работы.

Достижения  ученика за год

Май

Демонстрация уч-ся всего, на что он способен

Критерии оценивания работ по математике

«5», если:

«4», если:

«3», если:

«2», если:

«1», если:

письменных работ

работа выполнена полностью;

в логических рассуждениях и обосновании решения нет пробелов и ошибок;

в решении нет математических ошибок (возможна одна неточность или описка).

Работа выполнена полностью, но обоснования шагов решения недостаточны

допущена одна ошибка или есть два-три недочета.

допущено более одной или более двух-трех недочетов, но ученик владеет обязательными умениями по проверяемой теме.

допущены существенные ошибки, показавшие, что ученик не владеет обязательными умениями по данной теме в полной мере.

работа показала полное отсутствие у обучающегося обязательных знаний и умений по проверяемой теме или значительная часть работы выполнена не самостоятельно.

Учитель может повысить отметку за оригинальный ответ или решение задачи, за решение более сложной задачи, предложенной дополнительно.

Оценка устных ответов по математике

полно раскрыл содержание материала в объеме, предусмотренных программой и учебником;

изложил материал грамотным языком, точно используя математическую терминологию и символику, в определенной логической последовательности;

правильно выполнил рисунки, чертежи, графики к ответу;

показал умение иллюстрировать теорию конкретными примерами, применять в новой ситуации при выполнении практического задания;

продемонстрировал знание теории ранее изученных сопутствующих тем, сформированность и устойчивость используемых при ответе умений и навыков;

отвечал самостоятельно, без наводящих вопросов учителя;

-возможны одна-две неточности при освещении второстепенных вопросов или выкладках, которые ученик легко исправил после замечаний учителя.

допущены небольшие пробелы, не исказившие математическое содержание ответа.

допущен один-два недочета при освещении основного содержания ответа, исправленные после замечания учителя;

допущены ошибка или более двух недочетов при освещении второстепенных вопросов или в выкладках, легко исправленные после замечания учителя.

неполно раскрыто содержание материала, но показано общее понимание вопроса и продемонстрированы умения, достаточные для усвоения программного материала;

имелись затруднения или допущены ошибки в определении математической терминологии, чертежах, выкладках, исправленные после замечаний

ученик не справился с применением теории в новой ситуации при выполнении практического задания. Но выполнил задания обязательного уровня сложности по теме;

при достаточном знании теории выявлена недостаточная сформированность основных умений и навыков.

не раскрыто основное содержание учебного материала;

обнаружено незнание учеником большей или наиболее важной части учебного материала;

допущены ошибки в определении понятий, при использовании математической терминологии в рисунках, чертежах или графиках, выкладках, которые не исправлены после замечаний

ученик обнаружил полное незнание и непонимание изучаемого учебного материала или не смог ответить ни на один из поставленных вопросов по теме.

Требования к речи:

  • Излагать материал логично и последовательно;
  • Отвечать громко, четко, правильной интонацией с соблюдением ударений.
  • Также важно внимательно слушать других, умение поставить вопрос, принять участие в обсуждении проблемы.

Основными видами классных и домашних работ являются обучающие работы. По математике проводятся текущие и итоговые письменные работы, самостоятельные работы, контроль знаний в форме теста. Самостоятельные и тесты тоже могут быть рассчитаны на целый урок или на часть его. В 5-8 классах работы проверяются к уроку следующего дня. В 9-11 либо к уроку следующего дня либо через один-два урока. Проводится работа над ошибками, причем ошибки учитель подчеркивает красной пастой. Оценки заносятся в классный журнал. За самостоятельные работы оценки выставляются выборочно.

Текущие контрольные работы имеют целью проверку изучаемого и проверяемого программного материала, их содержание и частота определяются учителем с учетом сложности материала, а также особенностей учащихся. Можно отвести урок или только часть урока.

Также я использую лист индивидуальных достижений учащихся, позволяющих проследить динамику достижения образовательных результатов.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Единая система оценивания образовательных достижений обучающихся по геометрии в блочно-модульной технологии

Система оценивания достижений обучающихся по геометрии с таблицами и текстом с пояснениями в блочно-модульной технологии...

«Изменения в системе оценивания образовательных достижений учащихся в соответствии с требованиями новых федеральных государственных стандартов»

Выступление на IV Всероссийских Шамовских педагогических чтениях научной школы управления образовательными системами «Модернизация системы отечественного образования: современные проблемы и поиск эффе...

Статья "Создание новой системы оценивания образовательных достижений учащихся на разных ступенях обучения как условие сохранения их психологического здоровья"

Данная статья была опубликована в сборнике статей  под общей редакцией Т. С. Горбуновой  «Опытно-экспериментальная работа в учреждениях образования Омской области — участников экспериме...

«Методы, формы организации деятельности учащихся, средства, Педагогические/образовательные технологии Система оценивания образовательных достижений»

Методы, формы организации деятельности учащихся, средства:Методы, направленные на совершенствование двигательных навыков и развитие физических способностей;Методы, направленные на овладение двигательн...

МЕТОДЫ, ФОРМЫ ОРГАНИЗАЦИИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ, СРЕДСТВА, ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ/ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ. СИСТЕМА ОЦЕНИВАНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ДОСТИЖЕНИЙ

Под методом ведения урока понимаются способы организации учащихся для выполнения упражнений. Основные методы, используемые на уроках:1. Фронтальный;2. Поточный;3. Посменный;4. Групповой;5. Индивидуаль...

Система оценивания образовательных достижений. Структура системы оценивания

Различие традиционного и современного критериального оценивания. Преимущества современного оценивания. Диагностические работы...

Система оценивания образовательных достижений. Результаты мониторинга метапредметных и личностных достижений.

В системе оценки достижения планируемых результатов освоения образовательной программы в условиях ФГОС ориентирует образовательный процесс на духовно-нравственное развитие и воспитание обучающихся, до...