Проектная деятельность учащихся
учебно-методический материал

Сербен Лидия Корнеевна

работа

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon proektnaya_deyatelnost.doc47.5 КБ

Предварительный просмотр:

Сербен Лидия Корнеевна,

учитель истории и обществознания МОУ СОШ № 9 г. Холмска Сахалинской обл.

Проектная деятельность учащихся как одно из средств успешной социализации личности

          Работаю в школе 40 лет и всегда считала, что специфика труда учителя--обществоведа состоит в том, что он через свои предметы в наибольшей мере решает проблемы социализации личности, формирования будущих граждан России, воспринимающих понятия: «Родина», «Отечество», «патриотизм», а также «права человека», «законность», «толерантность», как приоритетные ценности.

          Мир стремительно меняется у нас на глазах, стали другие нормы и ценности, поведение человека в обществе, поэтому социализация старшеклассников приобретает особую актуальность. И мы все понимаем, что эпоха просто «знаниевой школы», как процесса научения, когда знания давали не задумываясь над тем, найдутся им применения или нет, ушла в прошлое. Сегодня школа готовит выпускника к жизни, а это значит, что он должен обладать интеллектуальными ресурсами, владеть технологией самообразования, иметь коммуникативные навыки, уметь отстаивать свои права и разбираться в гражданско-правовой сфере и многое другое.

           Старший школьный возраст – это период вхождения в мир человеческой культуры и общечеловеческих ценностей, процесс становления личности, освоение ею социальных ролей, социальных качеств, которые будут характеризовать её на следующей стадии развития, формирование черт, задаваемых статусом и требуемых данным обществом, т.е. это процесс социализации, но с другой стороны – это возраст индивидуализации, открытия и утверждения своего неповторимого «я». И кто ,как не семья, школа поможет раскрыться и утвердиться этому «я»!

          15 лет назад, изучая с шестиклассниками курс «Граждановедение»,  решила разработать социальный проект «Права ребёнка в семье». Сам процесс и результат проекта  настолько захватил учеников и меня, что с тех пор «бацилла» прОекта «заразила» меня, и сегодня я не мыслю преподавание обществоведческих предметов без метода проектов.

        Самое важное при такой организации учебной деятельности:

  • ученик  осуществляет свой свободный выбор;
  • чем старше школьник, тем выше степень деятельности и самоанализа;
  • этот метод всегда ориентирован на самостоятельную деятельность учащихся – индивидуальную, парную, групповую, которую учащиеся выполняют в течение определённого отрезка времени.

           Но главное , на мой взгляд, то, что проект является мостиком-переходом от усвоенных на уроке знаний к совокупности увиденных ребёнком исследовательских, поисковых, проблемных, творческих путей решения задач, проблем, ситуаций, которые перед ним возникли и которые он выбрал.

          Развиваясь и совершенствуясь как личность со своими интересами, взглядами, через «делание» (а именно это предполагает проектная деятельность) ребёнок учится на практике тщательно и по научному организовывать работу, выбранную им, извлекать из этого жизненные уроки.

          Я пробую использовать различные проекты:

  • учебные ( «1917 год в истории России»);
  • исследовательские  ( «Наш сосед – Япония – далёкая и близкая»);
  • информационные  ( «Легко ли быть молодым?», «Русский крест», «Демографическая ситуация в России»).

           Однако, работая в профильном социально-экономическом классе, понимаю, что для этих учащихся недостаточно урока. Для них необходимо «раздвинуть стены школы», включить их в окружающий мир во всём его многообразии, познакомить с навыками и ценностями необходимыми для эффективного вовлечения  в жизнь социума на практике. Поэтому интенсивным методом социальной практики для моих учеников стало социальное проектирование, осуществляемое как на уроках, так и во внеурочной деятельности. Это даёт возможность учащимся связать и соотнести общие представления, полученные в ходе уроков,  с реальной жизнью, в которую вовлечены они сами, их друзья, семья. Ведь после деидеологизации системы образования и отхода от форм организации детей и молодёжи, основанных на коммунистической идеологии, в нашей системе образования возник недостаток активных форм социальной практики, ранее существовавшей в рамках пионерского и комсомольского движений. Социальное проектирование позволяет восполнить этот пробел путём вовлечения учащихся в общественно-полезную социальную деятельность, основанную на принципах демократического государства и гражданского общества.

          Мои школьники легко и ненавязчиво учатся разрешать социальные проблемы в процессе созидательной практики, осваивают комплекс знаний, умений, ценностей общества не по учебникам, а реально приобщаются к сотрудничеству с государственными и общественными организациями, изучают механизм принятия решений властными структурами, сами учатся формировать пакеты предложений по изменению ситуации в сферах жизнедеятельности микрорайона, города, района. Круг проблем, которые интересуют старшеклассников широк. Об этом свидетельствуют темы проектов:

  •  «Школьной     радиокампании «Девятка плюс» - быть!»;
  • «Здоровые дети – будущее нации»;
  • « Где я как личность»;
  • «Кто в школе хозяин?»;
  • «Нужна ли символика школе?»;
  • «Рифы – наша школьная молодёжная организация»;
  • «Я тебя люблю. Чужих детей не бывает.»;
  • «Как тебе служится…»;
  • «Создание клуба творческих читателей».

            Опыт показывает, что достижения ребят, их победы на региональном и федеральном уровне, являются результатом искренней заинтересованности и высокой внутренней мотивации школьников.  Только добровольное участие, оптимальное распределение времени в работе над стадиями проекта, эффективность распределения обязанностей между его участниками, корректная позиция педагога приносит успех.  

             Ребята решают те проблемы, которые интересуют их самих, их сверстников, стремятся достичь результатов – решить проблему или, в крайнем случае, обратить на неё внимание властных структур, общества. Они приобретают и совершенствуют знания об основных политических и социально-экономических институтах местного и регионального уровня, встречаются на диспутах, «круглых столах» с представителями органов власти города, депутатами областной Думы. Эти встречи стали регулярными. В рамках акции «Я – гражданин России» ребята четыре раза выезжали в областной центр, побывали в областной, городской администрации, областном суде, выступили на заседании комитета по молодёжной политике в областной Думе. Они приобретают навыки простейшего социОлогического исследования, функциональную грамотность, учатся работать с документами, информацией (получать, проверять, анализировать). Значимо то, что свои навыки, знания, полученные в ходе исследования, ученики используют на уроках, в творческих, исследовательских работах.

            Период взросления детей, их готовность войти в самостоятельную жизнь, выдвигает ещё очень важную задачу нашего взаимодействия – проблему самопознания. Работая в проекте, ребёнок совершенствует умение оценивать свои способности. Я всегда создаю малые группы «правоведов», «генераторов идей», «аналитиков», «поисковиков», «социологов», «журналистов», «делопроизводителей», где через интерактивные методы дети раскрываются, многому учатся, вырастают не только в собственных глазах, но и в глазах окружающих. У меня был ученик, родителей которого я вызывала в школу, проводила беседы с ребёнком, т.к. на уроках он был неуправляемым. А потом он увлёкся проектом и стал моим помощником, круглым отличником по предмету, моей гордостью.

          Первыми помощниками детей становятся их родители, которые радуются зримому успеху ребёнка:

- впервые написал статью в городскую газету;

- выехал с группой волонтёров в приют;

-провёл социологический опрос в микрорайоне;

-подготовил информационный лист о патронатной семье;

- провёл акцию Цветок добра»;

-написал бизнес-план проекта.

          Укрепляется связь школы и семьи. Школа выступает социокультурным центром микрорайона. Результатами разработанных проектов старшеклассников стали: смонтирована радиорубка «9+», построен хоккейный корт на школьном стадионе, укреплена материальная база школьного спортзала, расширен читальный зал школьной библиотеки, созданы дворовые хоккейные команды, впервые в городе проведена спортивная мини-олимпиада для детей с ограниченными возможностями.

          Психологи и педагоги разных стран отмечают: прочнее всего сохраняется в памяти и работает та информация, которая стала достоянием собственного опыта – жизненного, познавательного, интеллектуального. Научиться формировать свой собственный познавательный процесс – значит, получить свободу выбора любой сферы и уровня профессиональных занятий.

          Недавно выпускники провели анализ требований к кандиДатам на занятие вакансий, размещённых на интернет-сайтах, и пришли к выводу, что в ходе проектной деятельности они приобрели конкретные умения для будущих профессий:

  •  опыт работы с большим объёмом информации – главное условие при приёме на вакансию координатора проекта;
  • для секретаря – умение работать в коллективе;
  •  самостоятельно оценивать ситуацию и принимать решение – для торгового представителя;
  • менеджер по работе с общественностью - иметь опыт организации и проведения презентаций;
  • WЕB –мастер  -  уметь работать в команде;
  • референт – индивидуально планировать работу;
  • специалист в банке  - уметь структуировать информацию.

           Я не стремлюсь к тому, чтобы мои ученики обязательно стали социологами, юристами, экономистами. Каждая индивидуальность должна найти свой путь к своей жизненной формуле. Я хочу, чтобы то, чему мы вместе научились, пригодилось им в жизни, хочу научить любви к своей семье, близким, окружающему миру, научить отличать правду из потока избыточной, искажённой информации, хочу видеть их успешными, терпимыми, коммуникативными  с позитивным отношением к миру. В этом мне помогает метод проектов как успешное средство социализации личности.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проектная деятельность учащихся как средство развития исследовательских умений учащихся при изучении курса географии в школе

В современных условиях общество предъявляет высокие требования не только к уровню знаний выпускников школ, но и к умению работать самостоятельно, к способности рассматривать п...

Методическая разработка "Проектная деятельность учащихся. Конкурс проектных работ"

Данная методическая разработка содержит положение о конкурсе проектных работ с описанием цели, структуры и критерии оценки проектов; практические приложения .Приложение1  содержит примерные темы ...

Воспитательная работа на основе организации проектной деятельности учащихся. Актуализация проведения проектной деятельности

Воспитательная работа на основе организации проектной деятельности учащихся.  Актуализация проведения проектной деятельности...

Из опыта работы по организации проектной деятельность учащихся: " Компетентностный подход в реализации проектной деятельности детско-взрослых экологических сообществ"

  Метод проектов – это система учебно – познавательных приемов, позволяющих  решить ту или иную проблему в ходе самостоятельных и коллективных действий учащихся  и об...

Методическое обеспечение эффективной деятельности учителей по внедрению проектной технологии и организации проектной деятельности учащихся в гимназии

Современный этап развития системы образования в России характеризуется обновлением, качественным изменением структуры, содержания, методов и средств обучения, новыми подходами к его проектированию и п...

Урок и проектная деятельность учащихся с позиций культурно-исторического подхода Л. С. Выготского (методика применения технологии развития проектной культуры на уроке и в проектной деятельности учащихся)

В пособии с учётом культурно-исторического обоснования излагается содержание и методология развития проектной деятельности (технология развития проектной культуры); представлена методика применения те...

Организация и содержание проектной деятельности учащихся. Критериальная диагностика проектной работы учащихся.

Анализ освоения ребенком закономерностей проектного цикла (от осознания проблемы до создания  продукта),  отчет о  проектной работе по критериям, позволяющим скорректировать работу над ...