Проектная деятельность учащихся
учебно-методический материал
Предварительный просмотр:
Сербен Лидия Корнеевна,
учитель истории и обществознания МОУ СОШ № 9 г. Холмска Сахалинской обл.
Проектная деятельность учащихся как одно из средств успешной социализации личности
Работаю в школе 40 лет и всегда считала, что специфика труда учителя--обществоведа состоит в том, что он через свои предметы в наибольшей мере решает проблемы социализации личности, формирования будущих граждан России, воспринимающих понятия: «Родина», «Отечество», «патриотизм», а также «права человека», «законность», «толерантность», как приоритетные ценности.
Мир стремительно меняется у нас на глазах, стали другие нормы и ценности, поведение человека в обществе, поэтому социализация старшеклассников приобретает особую актуальность. И мы все понимаем, что эпоха просто «знаниевой школы», как процесса научения, когда знания давали не задумываясь над тем, найдутся им применения или нет, ушла в прошлое. Сегодня школа готовит выпускника к жизни, а это значит, что он должен обладать интеллектуальными ресурсами, владеть технологией самообразования, иметь коммуникативные навыки, уметь отстаивать свои права и разбираться в гражданско-правовой сфере и многое другое.
Старший школьный возраст – это период вхождения в мир человеческой культуры и общечеловеческих ценностей, процесс становления личности, освоение ею социальных ролей, социальных качеств, которые будут характеризовать её на следующей стадии развития, формирование черт, задаваемых статусом и требуемых данным обществом, т.е. это процесс социализации, но с другой стороны – это возраст индивидуализации, открытия и утверждения своего неповторимого «я». И кто ,как не семья, школа поможет раскрыться и утвердиться этому «я»!
15 лет назад, изучая с шестиклассниками курс «Граждановедение», решила разработать социальный проект «Права ребёнка в семье». Сам процесс и результат проекта настолько захватил учеников и меня, что с тех пор «бацилла» прОекта «заразила» меня, и сегодня я не мыслю преподавание обществоведческих предметов без метода проектов.
Самое важное при такой организации учебной деятельности:
- ученик осуществляет свой свободный выбор;
- чем старше школьник, тем выше степень деятельности и самоанализа;
- этот метод всегда ориентирован на самостоятельную деятельность учащихся – индивидуальную, парную, групповую, которую учащиеся выполняют в течение определённого отрезка времени.
Но главное , на мой взгляд, то, что проект является мостиком-переходом от усвоенных на уроке знаний к совокупности увиденных ребёнком исследовательских, поисковых, проблемных, творческих путей решения задач, проблем, ситуаций, которые перед ним возникли и которые он выбрал.
Развиваясь и совершенствуясь как личность со своими интересами, взглядами, через «делание» (а именно это предполагает проектная деятельность) ребёнок учится на практике тщательно и по научному организовывать работу, выбранную им, извлекать из этого жизненные уроки.
Я пробую использовать различные проекты:
- учебные ( «1917 год в истории России»);
- исследовательские ( «Наш сосед – Япония – далёкая и близкая»);
- информационные ( «Легко ли быть молодым?», «Русский крест», «Демографическая ситуация в России»).
Однако, работая в профильном социально-экономическом классе, понимаю, что для этих учащихся недостаточно урока. Для них необходимо «раздвинуть стены школы», включить их в окружающий мир во всём его многообразии, познакомить с навыками и ценностями необходимыми для эффективного вовлечения в жизнь социума на практике. Поэтому интенсивным методом социальной практики для моих учеников стало социальное проектирование, осуществляемое как на уроках, так и во внеурочной деятельности. Это даёт возможность учащимся связать и соотнести общие представления, полученные в ходе уроков, с реальной жизнью, в которую вовлечены они сами, их друзья, семья. Ведь после деидеологизации системы образования и отхода от форм организации детей и молодёжи, основанных на коммунистической идеологии, в нашей системе образования возник недостаток активных форм социальной практики, ранее существовавшей в рамках пионерского и комсомольского движений. Социальное проектирование позволяет восполнить этот пробел путём вовлечения учащихся в общественно-полезную социальную деятельность, основанную на принципах демократического государства и гражданского общества.
Мои школьники легко и ненавязчиво учатся разрешать социальные проблемы в процессе созидательной практики, осваивают комплекс знаний, умений, ценностей общества не по учебникам, а реально приобщаются к сотрудничеству с государственными и общественными организациями, изучают механизм принятия решений властными структурами, сами учатся формировать пакеты предложений по изменению ситуации в сферах жизнедеятельности микрорайона, города, района. Круг проблем, которые интересуют старшеклассников широк. Об этом свидетельствуют темы проектов:
- «Школьной радиокампании «Девятка плюс» - быть!»;
- «Здоровые дети – будущее нации»;
- « Где я как личность»;
- «Кто в школе хозяин?»;
- «Нужна ли символика школе?»;
- «Рифы – наша школьная молодёжная организация»;
- «Я тебя люблю. Чужих детей не бывает.»;
- «Как тебе служится…»;
- «Создание клуба творческих читателей».
Опыт показывает, что достижения ребят, их победы на региональном и федеральном уровне, являются результатом искренней заинтересованности и высокой внутренней мотивации школьников. Только добровольное участие, оптимальное распределение времени в работе над стадиями проекта, эффективность распределения обязанностей между его участниками, корректная позиция педагога приносит успех.
Ребята решают те проблемы, которые интересуют их самих, их сверстников, стремятся достичь результатов – решить проблему или, в крайнем случае, обратить на неё внимание властных структур, общества. Они приобретают и совершенствуют знания об основных политических и социально-экономических институтах местного и регионального уровня, встречаются на диспутах, «круглых столах» с представителями органов власти города, депутатами областной Думы. Эти встречи стали регулярными. В рамках акции «Я – гражданин России» ребята четыре раза выезжали в областной центр, побывали в областной, городской администрации, областном суде, выступили на заседании комитета по молодёжной политике в областной Думе. Они приобретают навыки простейшего социОлогического исследования, функциональную грамотность, учатся работать с документами, информацией (получать, проверять, анализировать). Значимо то, что свои навыки, знания, полученные в ходе исследования, ученики используют на уроках, в творческих, исследовательских работах.
Период взросления детей, их готовность войти в самостоятельную жизнь, выдвигает ещё очень важную задачу нашего взаимодействия – проблему самопознания. Работая в проекте, ребёнок совершенствует умение оценивать свои способности. Я всегда создаю малые группы «правоведов», «генераторов идей», «аналитиков», «поисковиков», «социологов», «журналистов», «делопроизводителей», где через интерактивные методы дети раскрываются, многому учатся, вырастают не только в собственных глазах, но и в глазах окружающих. У меня был ученик, родителей которого я вызывала в школу, проводила беседы с ребёнком, т.к. на уроках он был неуправляемым. А потом он увлёкся проектом и стал моим помощником, круглым отличником по предмету, моей гордостью.
Первыми помощниками детей становятся их родители, которые радуются зримому успеху ребёнка:
- впервые написал статью в городскую газету;
- выехал с группой волонтёров в приют;
-провёл социологический опрос в микрорайоне;
-подготовил информационный лист о патронатной семье;
- провёл акцию Цветок добра»;
-написал бизнес-план проекта.
Укрепляется связь школы и семьи. Школа выступает социокультурным центром микрорайона. Результатами разработанных проектов старшеклассников стали: смонтирована радиорубка «9+», построен хоккейный корт на школьном стадионе, укреплена материальная база школьного спортзала, расширен читальный зал школьной библиотеки, созданы дворовые хоккейные команды, впервые в городе проведена спортивная мини-олимпиада для детей с ограниченными возможностями.
Психологи и педагоги разных стран отмечают: прочнее всего сохраняется в памяти и работает та информация, которая стала достоянием собственного опыта – жизненного, познавательного, интеллектуального. Научиться формировать свой собственный познавательный процесс – значит, получить свободу выбора любой сферы и уровня профессиональных занятий.
Недавно выпускники провели анализ требований к кандиДатам на занятие вакансий, размещённых на интернет-сайтах, и пришли к выводу, что в ходе проектной деятельности они приобрели конкретные умения для будущих профессий:
- опыт работы с большим объёмом информации – главное условие при приёме на вакансию координатора проекта;
- для секретаря – умение работать в коллективе;
- самостоятельно оценивать ситуацию и принимать решение – для торгового представителя;
- менеджер по работе с общественностью - иметь опыт организации и проведения презентаций;
- WЕB –мастер - уметь работать в команде;
- референт – индивидуально планировать работу;
- специалист в банке - уметь структуировать информацию.
Я не стремлюсь к тому, чтобы мои ученики обязательно стали социологами, юристами, экономистами. Каждая индивидуальность должна найти свой путь к своей жизненной формуле. Я хочу, чтобы то, чему мы вместе научились, пригодилось им в жизни, хочу научить любви к своей семье, близким, окружающему миру, научить отличать правду из потока избыточной, искажённой информации, хочу видеть их успешными, терпимыми, коммуникативными с позитивным отношением к миру. В этом мне помогает метод проектов как успешное средство социализации личности.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Проектная деятельность учащихся как средство развития исследовательских умений учащихся при изучении курса географии в школе
В современных условиях общество предъявляет высокие требования не только к уровню знаний выпускников школ, но и к умению работать самостоятельно, к способности рассматривать п...
![](/sites/default/files/pictures/2014/01/04/picture-375142-1388843145.jpg)
Методическая разработка "Проектная деятельность учащихся. Конкурс проектных работ"
Данная методическая разработка содержит положение о конкурсе проектных работ с описанием цели, структуры и критерии оценки проектов; практические приложения .Приложение1 содержит примерные темы ...
![](/sites/default/files/pictures/2015/01/08/picture-446737-1420673039.png)
Воспитательная работа на основе организации проектной деятельности учащихся. Актуализация проведения проектной деятельности
Воспитательная работа на основе организации проектной деятельности учащихся. Актуализация проведения проектной деятельности...
![](/sites/default/files/pictures/2017/11/10/picture-936061-1510292546.jpg)
Из опыта работы по организации проектной деятельность учащихся: " Компетентностный подход в реализации проектной деятельности детско-взрослых экологических сообществ"
Метод проектов – это система учебно – познавательных приемов, позволяющих решить ту или иную проблему в ходе самостоятельных и коллективных действий учащихся и об...
![](/sites/default/files/pictures/2014/11/23/picture-537566-1416770329.jpg)
Методическое обеспечение эффективной деятельности учителей по внедрению проектной технологии и организации проектной деятельности учащихся в гимназии
Современный этап развития системы образования в России характеризуется обновлением, качественным изменением структуры, содержания, методов и средств обучения, новыми подходами к его проектированию и п...
Урок и проектная деятельность учащихся с позиций культурно-исторического подхода Л. С. Выготского (методика применения технологии развития проектной культуры на уроке и в проектной деятельности учащихся)
В пособии с учётом культурно-исторического обоснования излагается содержание и методология развития проектной деятельности (технология развития проектной культуры); представлена методика применения те...
![](/sites/default/files/pictures/2022/01/07/picture-876137-1641553608.jpg)
Организация и содержание проектной деятельности учащихся. Критериальная диагностика проектной работы учащихся.
Анализ освоения ребенком закономерностей проектного цикла (от осознания проблемы до создания продукта), отчет о проектной работе по критериям, позволяющим скорректировать работу над ...