Методическое обеспечение эффективной деятельности учителей по внедрению проектной технологии и организации проектной деятельности учащихся в гимназии
статья
Современный этап развития системы образования в России характеризуется обновлением, качественным изменением структуры, содержания, методов и средств обучения, новыми подходами к его проектированию и практической реализации. Он связан с кардинальными изменениями в среднем образовании, состоящих в приоритете личностного развития, формировании субъектных характеристик школьников. Общеобразовательная школа на сегодняшний день должна формировать не только целостную систему знаний, умений, навыков, но и ключевые компетенции, определяющие современное качество образования. В последние годы в школе наблюдается волна популяризации метода проектов, который не является принципиально новым в мировой педагогической практике, однако в полной мере отвечает требованиям нового федерального государственного стандарта общего образования второго поколения: компетентностному, личностно-ориентированному подходам к обучению и воспитанию, субъектности школьника в процессе приобретения знаний.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Андреева Мария Константиновна,
кпн, методист ГБОУ гимназии № 114
Фомина Анастасия Евгеньевна,
учитель ОБЖ, зам.директора по ВР
ГБОУ гимназии № 114
«Методическое обеспечение эффективной деятельности учителей по внедрению проектной технологии и организации проектной деятельности учащихся в гимназии»
Современный этап развития системы образования в России характеризуется обновлением, качественным изменением структуры, содержания, методов и средств обучения, новыми подходами к его проектированию и практической реализации. Он связан с кардинальными изменениями в среднем образовании, состоящих в приоритете личностного развития, формировании субъектных характеристик школьников. Общеобразовательная школа на сегодняшний день должна формировать не только целостную систему знаний, умений, навыков, но и ключевые компетенции, определяющие современное качество образования. В последние годы в школе наблюдается волна популяризации метода проектов, который не является принципиально новым в мировой педагогической практике, однако в полной мере отвечает требованиям нового федерального государственного стандарта общего образования второго поколения: компетентностному, личностно-ориентированному подходам к обучению и воспитанию, субъектности школьника в процессе приобретения знаний.
В работах А.Г. Асмолова доказана возможность использования проектной деятельности для формирования универсальных учебных действий. По мнению отечественных психологов (Л.С.Выготского, П.Я.Гальперина, В.В.Давыдова, А.Н.Леонтьева, Д.Б.Эльконина и др.) формировать универсальные учебные действия с помощью метода проектов необходимо уже в начальном звене школьного обучения.
Актуальность нашего исследования основывается на противоречии между требованиями ФГОС высокой сложности к учителю по внедрению проектной технологии и организации проектной деятельности учащихся и недостаточной методической базой для обеспечения их эффективной деятельности.
Объектом исследования является деятельность учителя по организации проектной деятельности учащихся в средней школе.
Предметом исследования является методическое обеспечение эффективной деятельность учителя по организации проектной деятельности учащихся в средней школе.
Цель работы: описание основных направлений методического обеспечения организации проектной деятельности учителя в средней школе Для реализации поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
- На основе анализа литературных источников описать основные структурные компоненты проектной технологии и особенности ее организации в деятельности учителя
- Обосновать структурные компоненты методического обеспечения деятельности учителя по применению на уроках проектной технологии и организации проектной деятельности учащихся.
- Описать методические подходы к подготовке педагогов к внедрению проектной технологии
- Описать опыт проведения методического семинара по проектной технологии в ГБОУ гимназия 114
- Разработать интегрированный методический инструментарий (карту проекта), позволяющий учителю организовать проектную деятельность кучащихся, в том числе и подготовку индивидуального проекта.
Практическая значимость работы заключается в том, что методические материалы и результаты нашего исследования могут быть использованы при организации методического сопровождения школьных учителей.
Глава 1. Теоретические аспекты внедрения проектной технологии в условиях требований ФГОС
- Из истории возникновения и развития метода проектов.
Метод проектов возник во 2-й половине XIX века в сельскохозяйственных школах США и был затем перенесен в общеобразовательную школу. Американский педагог У.X. Килпатрик (ученик Дж. Дьюи) считал, что основу школьных программ должнасоставлять опытная деятельность ребенка, связанная с окружающей его реальностью и основанная на его интересах. Ни государство, ни учитель не могут заранее вырабатывать учебную программу, она создается детьми совместно с учителями в процессе обучения и черпается из окружающей действительности. У.X. Килпатрик различал 4 вида проектов: созидательный (производительный), потребительский, проект решения проблемы, проект-упражнение. Основная задача проектов — вооружение ребенка инструментарием для решения проблем, поиска и исследований в жизненных ситуациях. [2].
В 20-х годах XX века метод проектов был признан близким целям построения социализма и начал применяться в отечественных школах. Однако универсализация данного метода, отказ от систематического изучения учебных предметов привели к снижению уровня общеобразовательной подготовки детей, и данный метод был исключен из школы вместе с его преимуществами. Сегодня в стране происходит возрождение метода проектов [3].
Приведем периодизацию становления метода проектов в отечественной и зарубежной педагогике [11].
Первый этап - зарождение метода (начало ХХ в.)
1908 г. — в Америке Д. Снедзен впервые употребил термин «метод проектов».
1911 г. — американское Бюро воспитания узаконило термин «метод проектов», и он стал широко применяться в педагогической литературе.
1919 г. — американское школьное ведомство выпустило рекомендации «Проектный метод в деле образования» и тем самым официально ввело этот метод в практику школьного обучения
В нашей стране в 1905 г. группа учителей под руководством С. Т. Шацкого предпринимает попытку использовать проектные методики в обучении. [19].
1918 г. после опубликования книги В. Килпатрика «Метод проектов» происходит массовое внедрение метода проектов
Второй этап - научное обоснование метода проектов
Килпатрик В. сформулировал теоретические основы метода проектов (связь тем проектов с детскими интересами; определение изучаемого материала учащимися; связь каждого проекта с последующим); разработал первую классификацию проектов в соответствии с их целями (воплощение мысли во внешнюю форму; получение эстетического наслаждения; решение задачи, разрешение умственного затруднения, проблемы; получение новых данных; развитие таланта). Э. Коллингс проводил экспериментальные исследования, доказывая преимущества метода проектов по сравнению с традиционной системой обучения [2].
Третий этап - интенсивное внедрение метода в педагогическую практику 1920-30е годы
Е. Паркхерст (Дальтон-план) организует сотрудничество учащихся разных классов, ступеней обучения, возрастных групп; стимулирует самостоятельную работу учащихся в группах, составление индивидуального плана работы или расписания, учитель выступает в роли советчика, помощника.
К. Уошберн особое внимание уделял связи обучения с практической деятельностью, интеграции учебных дисциплин, лабораторной работе.
Р. Бертран (школа Бикон-Хилл в Англии) использовал метод проектов в системе свободного воспитания без выставления отметок с дифференциацией на средней ступени обучения.
Йен-план П. Петерсена — комплексное обучение, при котором содержание учебного материала определяется интересами учащихся с учетом индивидуальных способностей.
О. Декроли организовал изучение разных школьных дисциплин в составе одной темы (метод центра интересов).
С. Френе использовал метод проектов как средство стимулирования процесса обучения (технология свободного труда).
В западной педагогической теории и практике к методу проектов вновь обратились еще в 60-х годах ХХ в. [12].
В отечественной школе отдельные элементы метода проектов использовались в следующих педагогических направлениях и формах организации учебной деятельности:
трудовая школа — выявление характера одаренности детей, практическая трудовая деятельность, нацеленная на конечный результат;
исследовательский метод – переход от классно-урочной системы к свободной учебной деятельности ребенка;
студийная система - самостоятельная работа в группах с распределением ролей для достижения общей цели в лабораториях, а также вне школы.
Комплексный метод — выдвижение цели, проработка темы обговаривание пути достижения целей, составление плана работы и учитель как консультант.
Звеньевая работа — самостоятельное решение предложенных вопросов
с последующим отчетом о результатах деятельности [3].
Интерес к методу проектов вновь возник в СССР в начале 1980-х годов в связи с новой волной интереса к идеям свободного воспитания, учета личностного фактора в обучении и воспитании детей. С этого времени в периодической печати появляется достаточно много работ, посвященных методу проектов (Н. Ю. Пахомова, Е. С. Полат, И. Чечель и др.). Ряд школ принимает этот метод обучения в качестве основного в своей учебной деятельности. [11, 18].
1.2. Требования ФГОС к организации учебно-исследовательской и проектной деятельности учащихся
В соответствии с Распоряжением Правительства Российской Федерации с 1 сентября 2012 г. в 5 классах по мере готовности началось введение федерального государственного образовательного стандарта (далее ФГОС) основного общего образования. Он кардинально отличается от реализуемого в настоящее время федерального компонента государственного стандарта общего образования.
При переходе на ФГОС у учителей возникает много проблем. Наибольшие трудности связаны с тем, как правильно обеспечить формирование у учащихся «компетенций и компетентностей в предметных областях, учебно-исследовательской и проектной деятельности».
Под компетенцией следует понимать актуализированную систему ценностей, знаний и умений (навыков), способную адекватно воплощаться в деятельности учащихся при решении возникающих проблем.
Компетентность - качественная характеристика реализации человеком сформированных образовательном процессе; знаний, обобщенных способов деятельности, познавательных и практических умений, компетенций, отражающих способность (готовность) человека активно и творчески использовать полученное образование для решения личностно и социально значимых образовательных задач, эффективного достижения жизненных целей.
В соответствии с ФГОС итогами проектной и учебно-исследовательской деятельности следует считать не столько предметные результаты, сколько интеллектуальное, личностное развитие школьников, рост их компетентности в сфере исследования или проекта, формирование умения сотрудничать в коллективе и работать самостоятельно, уяснение сущности исследовательской и проектной работы, которая рассматривается как показатель успешности деятельности. ФГОС устанавливает требования к результатам освоения - основной образовательной программы: личностным, метапредметным и предметным.
В соответствии с установленными ФГОС требованиями достижение личностных и метапредметные результатов обеспечивается в результате освоения программы развития - универсальных учебных действий, которая должна быть направлена на формирование у обучающихся основ культуры исследовательской и проектной деятельности, навыков разработки, реализации и общественной презентации обучающимися результатов исследования, предметного или межпредметного учебного проекта, направленного на решение научной, личностно и (или) социально значимой проблемы; обеспечивать формирование навыков участия в различных формах организаций учебно-исследовательской и проектной деятельности (творческие конкурсы; олимпиады, научные общества, научно-практические конференции, национальные образовательные программы) и содержать описание особенностей реализации основных направлений учебно-исследовательской и проектной деятельности обучающихся (исследовательское; инженерное, прикладное, информационное, социальное, игровое, творческое направление проектов), а также форм организации учебно-исследовательской и проектной деятельности в рамках урочной и внеурочной деятельности по каждому из направлений.
Учебно-исследовательская и проектная деятельность реализуется на предметном содержании.
Индивидуальный проект в рамках реализации ФГОС. Индивидуальный проект вызывает вполне заслуженный интерес со стороны педагогической науки и практики. С введением ФГОС появляется новое понятие проекта и закладывается новое содержание – это индивидуальный проект, который представляет собой особую форму организации деятельности обучающегося (учебное исследование или учебный проект).
В Федеральном государственном образовательном стандарте среднего (полного) общего образования, пункт № 11 читаем, что «индивидуальный проект представляет собой особую форму организации деятельности обучающихся (учебное исследование или учебный проект)», что«индивидуальный проект выполняется обучающимся самостоятельно под руководством учителя (тьютора) по выбранной теме в рамках одного или нескольких изучаемых учебных предметов, курсов в любой избранной области деятельности (познавательной, практической, учебно-исследовательской, социальной, художественно-творческой, иной). Результаты выполнения индивидуального проекта должны отражать:
- сформированность навыков коммуникативной, учебно-исследовательской деятельности, критического мышления;
- способность к инновационной, аналитической, творческой, интеллектуальной деятельности;
- ∙сформированность навыков проектной деятельности, а также самостоятельного применения приобретённых знаний и способов действий при решении различных задач, используя знания одного или нескольких учебных предметов или предметных областей;
- способность постановки цели и формулирования гипотезы исследования, планирования работы, отбора и интерпретации необходимой информации, структурирования аргументации результатов исследования на основе собранных данных, презентации результатов».
Критериями выбора темы являются следующие:
- Тема должна представлять интерес для учащегося не только на данный момент, но иметь непосредственное отношение к предварительно выбранной им специальности.
- Тема должна быть интересна не только ученику, но и педагогу. Это происходит тогда, когда сам научный руководитель занят исследовательской работой и в рамках избранной им сферы выделяет требующую разработки область для изучения ее учеником.
- Тема также должна быть реализуема в имеющихся условиях.
- Тема должна быть сформулирована по возможности лаконично, а используемые при ее формулировке понятия должны быть логически взаимосвязаны.
- Тема должна быть понятна, не только учителю, но и ученику.
- Главную помощь при выборе оказывает научный руководитель.
1.3.Понятие образовательного проекта. Специфика проектной деятельности.
Проектная технология – одна из личностно ориентированных технологий, способ организации самостоятельной деятельности учащихся, направленной на решение задач учебного проекта, интегрирующей в себе проблемный подход, групповые методы, рефлексивные, презентативные, исследовательские и др. методики. [10].
Образовательный проект - это форма организации занятий, предусматривающая комплексный характер деятельности всех его участников по получению образовательной продукции за определенный промежуток времени. [14].
Технология обучения — это способ реализации содержания обучения, предусмотренного учебными программами, представляющий систему форм, методов и средств обучения, обеспечивающую наиболее эффективное достижение поставленных целей.
Учебный проект или исследование с точки зрения учителя – интегративное дидактическое средство развития, обучения и воспитания, которое позволяет вырабатывать и развивать специфические умения проектирования и исследования, а именно:
∙ проблематизации (формированию проблемного поля, выделение ключевых проблем и разбиение их на подпроблемы);
∙ управлению собственной познавательной деятельностью (планированию, организации, контролю, регулированию, анализу);
∙ поиску и отбору актуальной информации и усвоению необходимого знания;
∙ проведению исследования (постановке и решению проблем, анализу, синтезу, сравнению, обобщению, классификации, доказательству и опровержению);
∙ выбору, освоению и использованию соответствующей технологии изготовления продукта проектирования;
∙ представлению результатов и процесса своей деятельности в различных формах с использованием специально подготовленных продуктов проектирования
Приведем высказывания классиков теории проектной деятельности как учебной деятельности
А.В. Хуторской пишет: «Проектную форму обучения широко используют на отдельных уроках, в дополнительном образовании, имеются попытки распространения метода проектов на базовый учебный процесс. Занятия в проектной форме уже не отрицают систематического освоения знаний, такая деятельность включается в содержание проекта. Основная ценность проектной системы обучения состоит в том, что она ориентирует учеников на создание образовательного продукта, а не на простое изучение определенной темы. Школьники индивидуально или по группам за определенное время выполняют познавательную, исследовательскую, конструкторскую или иную работу на заданную тему. Их задача — получить новый продукт, решить научную, техническую или иную проблему» [17, С. 338—339].
«Проектное обучение — полезная альтернатива классно-урочной системе, но оно отнюдь не должно вытеснять её и становиться некоторой панацеей. Специалисты из стран, имеющих обширный опыт проектного обучения, считают, что его следует использовать как дополнение к другим видам прямого или косвенного обучения, как средство ускорения роста и в личностном смысле, и в академическом. Проект может быть монопредметным, межпредметным и надпредметным (или внепредметным). В первом случае он вполне «вкладывается» в классно-урочную систему» [17, С. 197—198].
Определение образовательного проекта и требования к нему по А.В. Хуторскому.
«Образовательный проект — это форма организации занятий, предусматривающая комплексный характер деятельности всех его участников по получению образовательной продукции за определенный промежуток времени — от одного урока до нескольких месяцев. [17].
К организации проекта предъявляются следующие требования[7].:
1. Проект разрабатывается по инициативе учащихся. Тема проекта для всего класса может быть одна, а пути его реализации в каждой группе — разные. Возможно одновременное выполнение учащимися разных проектов.
2. Проект является значимым для ближайшего и опосредованного окружения учащихся — одноклассников, родителей, знакомых.
3. Работа по проекту является исследовательской, моделирует работу в научной лаборатории или иной организации.
4. Проект педагогически значим, то есть учащиеся приобретают знания, строят отношения, овладевают необходимыми способами мышления и действия.
5. Проект заранее спланирован, сконструирован, но вместе с тем допускает гибкость и изменения в ходе выполнения.
6. Проект ориентирован на решение конкретной проблемы, его результат имеет потребителя. Цели проекта сужены до решаемой задачи.
7. Проект реалистичен, ориентирован на имеющиеся в распоряжении школы ресурсы» [2, С. 338].
Структурная основа образовательных проектов и их тематика по А.В. Хуторскому.
Тематика образовательных проектов может быть разнообразна: экспериментальное изучение и использование природных явлений (дождь, изменение температуры, воздуха), исследование технических процессов (очистка выхлопных газов); сборка электрической конструкции с заданными параметрами (например, средства сигнализации); создание теоретических моделей, фантастических и социальных разработок; конструирование объектов с заданными свойствами; литературные, культурные, исторические и иные темы.
Метод проектов как технология четвёртого поколения по В.В. Гузееву.
«Технологии рассмотренных трёх поколений строились главным образом как дидактоцентрические с той или иной степенью признания субъектности ученика. Распространяющаяся сейчас педагогическая парадигма личностно-ориентированного обучения сталкивается с серьёзной проблемой — недостаточностью на образовательном рынке обеспечивающих её претворение в практику образовательных технологий. Тем самым речь идет о проектировании, построении и освоении технологий четвёртого поколения. Очевидно, что они могут оказаться дальнейшим развитием цельноблочных технологий, но структура блока уроков в этих технологиях обязательно должна усложниться. Сегодня среди существующих технологий к этому классу можно отнести только технологию (точнее — группу технологий) проектного обучения, культивируемую зарубежными педагогами» [1, С. 196, 194].
Процессуальная схема процесса этапов работы над образовательным проектом по И.Д. Чечель.
«Представим эту образовательную технологию сначала в виде некоторой схемы процесса, заимствованной у И.Д. Чечель и представляющей американский вариант «метода проектов». [18].
Цифрами в овалах обозначены этапы работы над проектом:
1. Постановка цели: выявление проблемы, противоречия; формулировка задач.
2. Обсуждение возможных вариантов исследования, сравнение предполагаемых стратегий, выбор способов
3. Самообразование и актуализация знаний при консультативной помощи учителя
4. Продумывание хода деятельности, распределение обязанностей.
5. Исследование: решение отдельных задач, компоновка и так далее.
6. Обобщение результатов и выводы.
7. Анализ успехов и ошибок» [18, С. 194—195].
В.В. Гузеев приводит процессуальную схему И.Д. Чечеля, смысл которой иллюстрируется графически и заключается в том, что процесс перехода от первого к четвертому этапу сопровождается уменьшением доли учителя в совместной работе, а при переходе от четвертого к седьмому - возрастанием. Доля же ученика в совместной работе низка на первом этапе, а на остальных держится устойчиво на высоком уровне. Последней стрелкой (переход от седьмого вновь к первому этапу) скрыт этап коррекции или перехода к новому проекту.
В целом при работе над проектом учитель:
– помогает ученикам в поиске нужных источников;
– сам является источником информации;
– координирует весь процесс;
– поощряет учеников;
– поддерживает непрерывную обратную связь для успешной работы учеников над проектом. [1].
Проектное обучение стимулирует истинное учение самих учеников, потому что оно:
– личностно ориентировано;
– использует множество дидактических подходов;
– самомотивируемо, что означает возрастание интереса и вовлечённости в работу по мере её выполнения;
– поддерживает педагогические цели в когнитивной, аффективной и психомоторной областях на всех уровнях [6];
– позволяет учиться на собственном опыте и опыте других в конкретном деле;
– приносит удовлетворение ученикам, видящим продукт своего труда» [4].
Соответствие этапов присвоения новой информации, стадий работы над проектом и форм организации обучения по В.В. Гузееву [1].
«Определим теперь соответствие этапов присвоения человеком новой информации и стадий работы над проектом. Поскольку каждая стадия занимает некое время и имеет логически законченное содержание, то вполне можно установить соответствие этих стадий с «уроками» и рассмотреть организационные формы этих «уроков».
Конкретные применяемые средства и приёмы определяются характером решаемой данным проектом задачи.
Глава 2.Подготовка педагогов к внедрению проектной технологии в условиях ФГОС
2.1. Методическая система подготовки педагогов к внедрению проектной технологии, разработанная в ГБОУ гимназии № 114
Проектная технология относится к одной из эффективных образовательных технологий в условиях внедрения ФГОС. В связи с этим умение пользоваться методом проектов - показатель высокой квалификации преподавателя, его прогрессивной методики обучения и развития учащихся. Эти технологии относят к технологиям XXI века, предусматривающим прежде всего умение адаптироваться к стремительно изменяющимся условиям жизни человека постиндустриального общества.
В настоящее время во всех образовательных учреждениях внедряется проектная технология как эффективный способ реализации системного-деятельностного подхода. Важной задачей всех педагогических коллективов является обучение учителей данной технологии на оптимальном уровне.
Рассмотрим структуру методической системы подготовки педагогов к внедрению проектной технологии, которая сложилась в ГБОУ гимназии 114. Она включает несколько модулей.
Первый модуль – теоретический. Тема теоретической части семинара: «Проектная технология как способ реализации системно-деятельностного подхода в организации учебной деятельности». Основной целью данного модуля является создание условий для того, чтобы сами учителя осознали, что применение проектной технологии позволяет учителю реализовать системно-деятельностный подход и тем достигать уровень требований ФГОС на своих уроках. Для этого проводится теоретический семинар, на котором раскрывается ряд концептуальных положений. Приведем основные из них.
1.В психологии обоснован естественный цикл сознательных действий человека, который обеспечивает его продуктивную и мотивированную деятельность и позволяет достигать конечный продукт этой деятельности.
Объективной основой эффективности проектной технологии является именно то, что она реализует полностью весь цикл психологической структуры деятельности от начала и до конца. В связи с этим на теоретическом семинаре рассматривается психологическая структура деятельности, во взаимосвязи с компонентами проектной технологии. [6].
Схема 1 Психологическая структура любого вида деятельности
Проектная технология включает следующие последовательно реализуемые компоненты:
Схема 2. Компоненты проектной технологии
Если сравнить представленные схемы, то можно увидеть, что проектная технология реализует все этапы (весь цикл) психологической структуры деятельности и служит основой системно-деятельностного подхода в условиях ФГОС. Таким образом, в процессе теоретического семинара педагоги осваивают теоретическую модель и структуру проектной технологии.
Вторым концептуальным блоком в рамках теоретического модуля является освоение педагогами разнообразия типов, видов проектов и способов их реализации.
В литературе [9,14,16,17 и др.] выделяются следующие типы проектов.
Информационные проекты. Этот тип проектов направлен на сбор информации о каком-то объекте, ознакомление участников проекта с этой информацией, её анализ и обобщение фактов, предназначенных для широкой аудитории.
Исследовательские проекты. Такие проекты требуют хорошо продуманной структуры, четко сформулированных целей, актуальности проекта для всех участников, социальной значимости, продуманных методов, в том числе экспериментальных и опытных работ, методов обработки результатов.
Творческие проекты. Они не имеют детально проработанной структуры, развиваются, подчиняясь логике и интересам участников проекта. Можно договориться о планируемых результатах (электронные презентации, статья, видеофильм, экскурсия и пр.) и другие
Сструктурная основа образовательных проектов и их тематика может быть весьма разнообразной [17]:
- экспериментальное изучение и использование природных явлений (дождь, изменение температуры, воздуха),
- исследование технических процессов (очистка выхлопных газов);
- сборка электрической конструкции с заданными параметрами (например, средства сигнализации
- создание теоретических моделей, фантастических и социальных разработок
- освещение литературных, культурных, исторических и иных тем.
Для организации проектной деятельности можно использовать различные виды урочных занятий.
- Первый вид – проектный урок, который полностью состоит из работы над проектом. Это специально выделенные учебные часы, которых не может быть много ввиду высокой затратности работы над проектом. Оптимально использовать такие уроки 1–2 раза в год по какой-то определенной теме.
- Второй вид – урок, на котором могут использоваться проекты, выполненные отдельными обучающимися или группами учащихся во внеурочное время по каким-либо темам или межпредметные проекты. На таких уроках обучающиеся презентуют свой проект. Презентация – важный навык, который развивает речь, ассоциативное мышление, рефлексию. Таким образом, овладение проектированием происходит не только при осуществлении целостного проекта на уроках, но и при включении в канву традиционного урока элементов проектной деятельности или какой-либо части проекта.
- Третий вид – применение заданий проектного характера при организации интерактивных (групповых) форм занятий
В современной педагогической литературе нашли отражение разнообразные формы представления результатов проектной деятельности [10].
Таблица 1 . Основные формы представления результатов проектной деятельности
Статья | Научный доклад |
Бизнес-план | Видеофильм |
Выставка | Журнал |
Оформление кабинета | Макет |
Модель | Мультимедийные презентации |
Серия иллюстраций | Экскурсия (в том числе и виртуальная) |
Сценарий | Учебное пособие |
Web-сайт | Анализ данных социологического опроса |
Важный результат, который следует из освоения теоретического модуля информации о проектной технологии – это широкие возможности для творчества, которые предоставляют проектные технологии именно для самого педагога в рамках реализации целей и задач урока и внеурочной деятельности.
Второй модуль методической системы – практический
В нашей гимназии он был представлен методический семинаром «Создадим групповой учебный проект».
Приведем краткое описание организации семинара.
Педагоги в ходе семинара объединялись в группы по методическим объединениям. Была дана технологическая карта группового проекта, которую в ходе совместного обсуждения должны были заполнить учителя (Приложение 2).
В задании (Приложение 1) педагогам предлагалось разработать групповой проект по одному учебному предмету или межпредметный в рамках методического объединения
- В завершение каждая группа представляла свой проект
- Происходило обсуждение, подведение итогов.
2.2.Методика управления проектной деятельностью учащихся на основе карты проекта
Школьный проект – это целесообразное действие, локализованное во времени, который имеет следующую структуру:
Анализ ситуации, формулирование замысла, цели:
- анализ ситуации, относительно которой появляется необходимость создать новый продукт (формулирование идеи проектирования);
- конкретизация проблемы (формулирование цели проектирования);
- выдвижение гипотез разрешения проблемы; перевод проблемы в задачу (серию задач).
Выполнение (реализация) проекта:
- планирование этапов выполнения проекта;
- обсуждение возможных средств решения задач: подбор способов решения, проведения исследования, методов исследования (статистических, экспериментальных, наблюдений и пр.);
- собственно реализация проекта.
Подготовка итогового продукта:
- обсуждение способов оформления конечных результатов (презентаций, защиты, творческих отчетов, просмотров и пр.);
- сбор, систематизация и анализ полученных результатов;
- подведение итогов, оформление результатов, их презентация;
- выводы, выдвижение новых проблем исследования.
К этим основным этапам проекта существуют дополнительные характеристики, которые необходимы при организации проектной деятельности школьников. Проект характеризуется:
- ориентацией на получение конкретного результата;
- предварительной фиксацией (описанием) результата в виде эскиза в разной степени детализации и конкретизации;
- относительно жесткой регламентацией срока достижения (предъявления) результата;
- предварительным планированием действий по достижении результата;
- программированием - планированием во времени с конкретизацией результатов отдельных действий (операций), обеспечивающих достижение общего результата проекта;
- выполнением действий и их одновременным мониторингом и коррекцией;
- получением продукта проектной деятельности, его соотнесением с исходной ситуацией проектирования, анализом новой ситуации.
Основные требования к использованию проектной формы обучения:
- наличие задачи, требующей интегрированного знания, исследовательского поиска для ее решения;
- практическая, теоретическая, социальная значимость предполагаемых результатов;
- возможность самостоятельной (индивидуальной, парной, групповой) работы учащихся;
- структурирование содержательной части проекта (с указанием поэтапных результатов);
- использование исследовательских методов, предусматривающих определенную последовательность действий:
- определение проблемы и вытекающих из нее задач исследования (использование в ходе совместного исследования метода «мозговой атаки», «круглого стола»);
- выдвижение гипотезы их решения;
- обсуждение методов исследования (статистических, экспериментальных, наблюдений и т.п.);
- обсуждение способов оформления конечных результатов (презентаций, защиты, творческих отчетов, просмотров и пр.);
- сбор, систематизация и анализ полученных данных;
- подведение итогов, оформление результатов, их презентация;
- выводы, выдвижение новых проблем исследования.
- представление результатов выполненных проектов в виде материального продукта (видеофильм, альбом, компьютерная программа, альманах, доклад, стендовый доклад и т.п.)
Выбор тематики проектов в разных ситуациях может быть различным. В одних случаях учителя могут определять тематику с учетом учебной ситуации по своему предмету (монопроекты) с учетом интересов и способностей учащихся. В других - тематика проектов, особенно предназначенных для внеурочной деятельности, может быть предложена и самими учащимися, которые, естественно, ориентируются при этом на собственные интересы, не только чисто познавательные, но и прикладные.
Этап присвоения новой информации | Стадия работы над проектом | Организационные формы «уроков» |
Мотивация, Целеполагание | 1. Постановка цели | Рассказ, беседа, лекция и другие |
Планирование | 2. Обсуждение вариантов | Беседа |
Построение ориентировочной схемы действий | 3.Самообразование 4. Продумывание хода деятельности | Самостоятельная работа |
Действия (операции ) | 5. Исследование | Самостоятельная работа, практикум, экскурсия, практическая работа, лабораторная работа |
Рефлексия | 6. Обобщение и выводы | Семинар, консультация |
Оценка | 7. Анализ успехов и ошибок | Беседа, консультация |
Коррекция | 8. Коррекция | ……………………………….. |
Приведем форму основного методического инструмента управления проектной деятельностью учащихся – карты учебного проекта. Методика работы учителя с этой картой проста. На каждого учащегося учитель заводит карту учебного проекта и постепенно на протяжении всего периода работы над проектом карту совместно заполняют учитель и учащийся. Карта заполняется в двух экземплярах и хранится у учителя для контроля и у ученика
Карта учебного проекта
Название проекта | ||
Тема проекта: (обсудить и выбрать одну тему проекта) | ||
Предполагаемые участники проекта ( возраст, количество участников) | По количеству участников проекта:
| |
Координатор | ||
Учебные предметы | Межпредметный (указать, какие предметы) Монопредметный ( н-р: физика) | |
Вид проекта: (нужное подчеркнуть) |
| |
Тип проекта (по длительности) ( нужное подчеркнуть) |
| |
Проблема: (вписать) | В чем состоит проблема, которую необходимо изучить или исследовать? | |
Цель (цели) проекта (сформулировать, что мы получим в результате проекта?) | Конкретная формулировка того, что учащиеся должны сделать в рамках проекта. | |
Задачи проекта ( Что необходимо сделать для достижения цели проекта?) (отметить нужное) | -собрать и обработать информацию о проблеме; -выбрать методы для практического изучения темы; -распределить обязанности по выполнению проекта: - разработать формы представления результатов проекта; -оформить материалы проекта; -подготовить проект к защите и презентации. | |
Гипотеза исследования (для исследовательских проектов) | Гипотезы (или гипотеза) возникают как возможные варианты решения проблемы. Затем эти гипотезы подвергаются проверке в ходе исследования.Форма гипотезы заключается в применении при формулировании и написании текста гипотезы своеобразной формулы: "если ..., то ..., так как...". | |
Методы, используемые в проекте: Отметить свой вариант | сбор и отработка информации, - измерение физических величин, -лабораторные работы - создание приборов, - создание макетов, моделей -работа с литературными источниками, | |
Этапы разработки проекта учащимися | ||
|
| |
«Погружение в проект» Создание педагогом проблемной ситуации (на уроке или на консультации по проекту) (описать кратко свой вариант или подчеркнуть перечисленные варианты) |
| |
2. Выбор темы в группе учащихся | Способы выбора темы:
| |
3. Этап планирования: Указать,как и когда проводится этап планирования |
| |
4. Этап сбора информации: сбор и уточнение информации; изучение литературы. | кто и в какой форме собирает информацию кто координирует сбор информации | |
5. Этап реализации проекта: подготовка материалов для представления проекта; | кто собирает материалы проекта в какой форме собирает материалы проекта | |
6. Оформление: Возможные формы представления проекта: стенды, плакаты, портфолио, макеты, видеоролик, выставка, газета, доклад, журнал, карта, квест, коллекция, брошюра, бизнес-план, доклад, модель, макет, математическая модель, мультимедийный продукт, сайт, сборник, экскурсия (виртуальная или реальная) | В каком виде оформляется проект (выбрать из списка Кто оформляет | |
Подготовка учащегося (группы учащихся) к предзащите проекта | В какой форме проводится предзащита? | |
7. Рефлексия: анализ выполнения проекта (достигнутые результаты – успехи и неудачи, их причины); анализ достижения цели и задач; оценка работы каждого в группе; самооценка проекта (в листе «Оценивание проекта»). | В какой форме проводится рефлексия выполнения проекта? | |
8. Защита проекта: | На каком мероприятии (урок, внеурочная деятельность, конференция в школе или в другом учреждении и др.) проводится защита проекта или проектов Группа экспертов, кто оценивает ( учителя, родители, представители общественности, ученые, преподаватели вузов и т.п.) | |
9.Место презентации: презентация проекта на фестивале школьных проектов; «Неделя проектов» | Где планируется презентация проекта ( вписать) |
Выводы:
1.Важной основой повышения эффективности работы в области внедрения проектных методов является, на наш взгляд, совместное освоение педагогами теоретического модуля информации о проектной технологии в целом, а не просто знакомство с отдельными видами и типами проектов. Когда учитель осознает, что проекты – это не совокупность методических приемов и методик , а целостная, стройная, эффективная технология, которая помогает самому педагогу раскрыть свой творческий потенциал, то происходит повышение мотивации применения проектной технологии .
2.Опыт проведения практического семинара на основе технологической карты учебного проекта позволил сделать убедительный вывод о высокой эффективности такой методики. В обратной связи учителя отмечали, что за 1,5 часа они смогли совместно с коллегами от начала и до конца разработать проект по профилю методического объединения; что они на практике научились реализовывать проектную технологию, поняли, что это интересно, доступно, а также получили ценный опыт, который могут применять на практике.
Список литературы
- Гузеев В.В. Планирование результатов образования и образовательная технология. М.: Народное образование, 2001. — 240 с. (Серия «Системные основания образовательной технологии»). [«Метод проектов» как технология четвертого поколения. — С. 194—207
- Дьюи Дж., Дьюи Э. Школа будущего. Берлин, 1992.
- Игнатьев Б. В. О методе проектов как основном методе работы трудовой школы // На путях к методу проектов / под ред. Б. В. Игнатьева, М. В. Крупенина. М., 1930.
- Колесникова И.А., Горчакова-Сибирская М.П. Педагогическое проектирование: учебное пособие для высших учебных заведений. - М.: издательский центр "Академия", 2005.
- Кулакова Е.А. Развитие творческих способностей учащихся в процессе проектной и учебно-исследовательской деятельности // Исследовательская деятельность учащихся в современном образовательном пространстве: Сборник статей / Под общей редакцией к. пс. Н. А.С. Обухова. М.: НИИ школьных технологий, 2006.
- Матяш Н. В. Психология проектной деятельности школьников в условиях технологического образования/ Под ред. В. В. Рубцова. - Мозырь: РИФ «Белый ветер», 2000
- Методология учебного проекта. Материалы городского методического семинара. — М.: МИПКРО, 2001.
- Новикова Т.А. Проектные технологии на уроках и во внеурочной деятельности. //Школьные технологии. 2002. №2.
- Орлова Л.В. Образовательный проект в учебно-педагогическом процессе школы. – Мн.: «Технопринт», 2002.
- Пахомова Н.Ю. Метод учебного проекта в образовательном учреждении: Пособие для учителей и студентов педагогических вузов. - М.: АРКТИ, 2003.
- Полат Е.С. Метод проектов: история и теория вопроса// Современные педагогические и информационные технологии в системе образования.– М.: изд. центр «Академия», 2010. С. 193-200
- Прокопьева Н.И. Проектное обучение в зарубежной педагогике.
К вопросу о становлении и развитии // Сибирский учитель. 2004. № 2 (32).
- Равен Дж. Компетентность в современном обществе: выявление, развитие и реализация / Пер. с англ. — М.: «Когито-Центр», 2002. — 396 с.
- Селевко Г.К. Современные образовательные технологии: Учебное пособие. – М.: Народное образование, 1998. – 256 с.
- Слободчиков В.В. Основы проектирования развивающего обучения. Петрозаводск, 1996.
- Трояновский И. Опыт практического применения метода проектов в одной американской сельской школе // Вестник просвещения. 1925. № 5. С. 182–184.
- Хуторской А.В. Современная дидактика: Учебник для вузов. — СПб: Питер, 2001. — 544.: ил. — (Серия «Учебник нового века»). [Метод проектов. — С. 337—341]
- Чечель И.Д. Исследовательские проекты в практике школы. Управление исследовательской деятельностью педагога и учащегося в современной школе. М., Сентябрь, 1998, с.83-128.
- Шацкий С. Т. Избранные педагогические сочинения: в 2 т.
М.: Педагогика, 1980. Т. 2.
- Эпштейн М. Метод проектов: история с продолжением // Первое
сентября. 2001. 15 сентября.
- Яковлева Н.Ф. Проектная деятельность в образовательном учреждении [Электронный ресурс]: учеб. пособие. – 2-е изд., стер. – М. : ФЛИНТА, 2014. - 144с.
Приложение 1
Тема методического семинара:
«Создадим групповой учебный проект».
Задание каждой подгруппе
- Заполнить карту проекта – 30 мин
- по одному учебному предмету
- или межпредметного
- Каждому методическому объединению составить перечень тем, по которым уже проводилась или проводится проектная деятельность учащихся
- Презентация карты проекта – 5 мин
- Рефлексия – 10 мин
Приложение 2
Технологическая карта группового проекта
Тема проекта: (обсудить и выбрать одну для всей группы тему проекта) | |
Участники проекта | |
Координатор: | |
Учебные предметы | |
Вид проекта: (нужное подчеркнуть) | -прикладной, -исследовательский, -информационный, - монопредметный, -межпредметный, |
Тип проекта ( нужное подчеркнуть) | групповой, краткосрочный ( в течение урока) долгосрочный (, во внеурочной деятельности, в течение одной четверти, месяца) |
Проблема: (вписать) | |
Цель: (сформулировать) | |
Задачи: (отметить нужное) | -собрать и обработать информацию о проблеме; -выбрать методы для практического изучения темы; -распределить обязанности по выполнению проекта: - разработать формы представления результатов проекта; -оформить материалы проекта; -подготовить проект к защите и презентации. |
Этапы: | |
1. Вводный этап: знакомство с «проектами» (что такое «проект», виды проектов, требования к выполнению, формы представления результатов и т.д.); формирование проектной группы; уточнение темы, цели, задач проекта; выбор методов; обсуждение задания. | как и когда проводится вводный этап: |
2.Выбор проблемы (использование метода “мозгового штурма”, обсуждение каждой проблемы, голосование за проблему) | |
2. Этап планирования: анализ проблемы; совместная разработка плана выполнения проекта; определение источников информации; распределение обязанностей в группе. | как и когда проводится этап планирования |
4. Этап сбора информации: сбор и уточнение информации; изучение литературы. | кто и где собирает информацию
кто координирует сбор информации |
5.Этап реализации проекта: подготовка материалов для представления проекта; | кто собирает материалы проекта в какой форме собирает материалы проекта |
6.Оформление: Форма представления проекта: Подготовка к защите проекта (стенды, плакаты, портфолио, макеты, подготовка группы для защиты). | В каком виде оформляется проект
Кто оформляет |
7. Рефлексия: анализ выполнения проекта (достигнутые результаты – успехи и неудачи, их причины); анализ достижения цели и задач; оценка работы каждого в группе; самооценка проекта (в листе «Оценивание проекта») | В какой форме проводится рефлексия выполнения проекта? |
8. Защита проекта: Группа экспертов, кто оценивает | На каком мероприятии (урок, внеурочная деятельность и др.) проводится защита проекта или проектов |
9. Презентация: (например, презентация проекта на фестивале школьных проектов; анкетирование (после проведения школьной «Недели проектов»); | Где планируется презентация проекта: |
Методы, используемые в проекте: Отметить нужное | -сбор и отработка информации, -исследование, -работа с литературными источниками, -опрос, анкетирование, -работа с компьютером, -написание сценариев. - - - |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Технология организации проектной деятельности учащихся.
Новые педагогические технологии...
Выпускная квалификационная работа "Использование информационных технологий при организации проектной деятельности учащихся на уроках информатики"
Проектный метод получил в настоящее время очень широкое распространение в обучении. Его можно использовать в любой школьной дисциплине, где решаются большие по объему задачи, желательно для учащихся с...
Воспитательная работа на основе организации проектной деятельности учащихся. Актуализация проведения проектной деятельности
Воспитательная работа на основе организации проектной деятельности учащихся. Актуализация проведения проектной деятельности...
Информационные технологии в организации проектной деятельности учащихся
Информационные технологии в организации проектной деятельности учащихся...
Методический семинар на тему "Опыт организации проектной деятельности учащихся 5-7 классов по созданию литературных атласов»
Методический семинар на тему "Опыт организации проектной деятельности учащихся 5-7 классов по созданию литературных атласов»...
Организация проектной деятельности учащихся старших классов на уроке информатики с использованием облачных технологий
В современном мире успех определяется способностью человека работать с информацией, анализировать, отбирать и применять ее. Обучение в школе может и должно быть построено с учетом постоянно развивающи...
ДОКЛАД НА МЕТОДИЧЕСКОМ ОБЪЕДИНЕНИИ УЧИТЕЛЕЙ-ПРЕДМЕТНИКОВ «Внедрение здоровьесберегающих технологий в процесс физического воспитания учащихся»
ДОКЛАД НА МЕТОДИЧЕСКОМ ОБЪЕДИНЕНИИ...