Организация и содержание проектной деятельности учащихся. Критериальная диагностика проектной работы учащихся.
статья по естествознанию (5 класс)
Анализ освоения ребенком закономерностей проектного цикла (от осознания проблемы до создания продукта), отчет о проектной работе по критериям, позволяющим скорректировать работу над проектом по данной теме.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kriterialnaya_diagnostika_proektnoy_raboty.docx | 26.3 КБ |
Предварительный просмотр:
Фалина Н.А.
Тема: Организации и содержание проектной деятельности учащихся. Критериальная диагностика проектной работы учащихся.
Тема проектной работы: «Тайны космоса».
Форма диагностики: Отчет.
Проект выполняли учащиеся 5-ых классов МАОУ «Лицей №19» 5 А и 5 Б классы (всего 52 человека).
1.Дидактическая цель проектной работы: освоение ребенком закономерностей проектного цикла от осознания проблемы до создания продукта, устный отчет о своей работе и защита проекта на одном из уроков, обобщающих данную тему.
На изучение темы «Земля во Вселенной» (авторы курса: И.И.Баринова, А.А.Плешаков) в 5 – м классе отводится 9 часов (1 час в неделю).
Методическая задача – 1)обобщить и использовать информацию, полученную на уроке для более глубокого самостоятельного изучения объектов географического исследования и интерпретирования знаний в проектном продукте на выбранную тему.
2)Развивать кругозор и речь учащихся, способствовать росту познавательной активности на уроке, развивать творческие способности, навыки оценки и самооценки.
3)Воспитывать целеустремленность и настойчивость в достижении поставленной цели, умение слушать другого, донести до слушателей главную мысль своего повествования, излагать по плану, аргументировать и доказывать, используя научные знания.
4)Развивать навыки работы на компьютере (навыки печатанья, форматирования текста и др.)
Оценивание проектов учащихся (параллель 5а-5б классы).
Критерий 1.
Постановка цели проекта | 5а/кол – во чел./баллы | 5б/кол–во чел./баллы |
Цель не сформулирована | 1-0 | 2-0 |
Цель сформулирована, но не обоснована | 3-3 | 2-2 |
Цель ясно сформулирована и обоснована в общих чертах | 9-18 | 7-18 |
Цель определена, ясно сформулирована и четко обоснована | 13-26 | 15-26 |
Всего: | 26 - 47 | 26-46 |
Критерий 2.
Планирование путей достижения цели проекта | 5а/кол – во чел./баллы | 5б/кол–во чел./баллы |
План достижения цели отсутствует | 0-0 | 1-0 |
Имеющийся план не обеспечивает достижения поставленной цели | 2-2 | 5-5 |
Краткий план состоит из основных этапов проекта | 8-16 | 5-10 |
Развернутый план состоит из основных этапов и всех необходимых промежуточных шагов по достижению цели | 16-48 | 15-45 |
Всего: | 26 - 66 | 26-60 |
Критерий 3.
Глубина раскрытия темы проекта | 5а/кол – во чел./баллы | 5б/кол–во чел./баллы |
Тема проекта не раскрыта | 3-0 | 2-0 |
Тема проекта раскрыта фрагментарно | 4-3 | 3-2 |
Тема проекта раскрыта, автор показал знание темы в рамках школьной программы | 10-18 | 8-18 |
Тема проекта раскрыта исчерпывающе, автор продемонстрировал глубокие знания, выходящие за рамки школьной программы | 9-26 | 13-26 |
Всего: | 26 - 47 | 26-46 |
Критерий 4.
Разнообразие источников информации, целесообразность их использования. | 5а/кол – во чел./баллы | 5б/кол–во чел./баллы |
Использована неподходящая информация | 5-0 | 3-0 |
Большая часть представленной информации не относится к теме урока | 4-4 | 3-3 |
Работа содержит незначительный объем информации из ограниченного числа однотипных источников | 6-12 | 7-14 |
Работа содержит достаточно полную информацию из разнообразных источников | 11-33 | 13-39 |
Всего: | 26 - 49 | 26-56 |
Критерий 5
Личная заинтересованность автора, творческий подход к работе | 5а/кол – во чел./баллы | 5б/кол–во чел./баллы |
Работа шаблонная, показывающая формальное отношение автора | 4-0 | 6-0 |
Автор проявил незначительный интерес к теме проекта, не использовал возможность творческого подхода | 3-3 | 6 - 6 |
Работа самостоятельная, демонстрирующая серьезную заинтересованность автора, предпринята попытка представить личный взгляд автора на тему проекта, применены элементы творчества | 7-14 | 9-18 |
Работа отличается творческим подходом, собственным оригинальным отношением автора к идее проекта | 12-36 | 6-12 |
Всего: | 26 - 43 | 26-32 |
Критерий 6.
Соответствие требованиям оформления письменной части | 5а/кол – во чел./баллы | 5б/кол – во чел./баллы |
Письменная часть проекта отсутствует | 0-0 | 0 - 0 |
В письменной части работы отсутствуют установленные правилами порядок и четкая структура, допущены серьезные ошибки в оформлении | 1-1 | 2-2 |
Предприняты попытки оформить работу в соответствии с установленными правилами, придать ей соответствующую структуру | 15-30 | 12-24 |
Работа отличается четким и грамотным оформлением в точном соответствии с установленными правилами | 10 -30 | 12-36 |
Всего: | 26 - 61 | 26-62 |
Критерий 7.
Качество проведения презентации | 5а/кол – во чел./баллы | 5б/кол – во чел./баллы |
Презентация не проведена | 2-0 | 3-0 |
Внешний вид или речь автора или речь автора не соответствует требованиям проведения презентации | 5-5 | 2-2 |
Внешний вид или речь автора или речь автора соответствует требованиям проведения презентации, но автор не владеет культурой общения с аудиторией или выступление не уложилось в рамки регламента | 9 -18 | 7-14 |
Внешний вид или речь автора или речь автора соответствует требованиям проведения презентации, автор владеет культурой общения с аудиторией, выступление уложилось в рамки, ему удалось вызвать большой интерес аудитории | 12-36 | 14-42 |
Всего: | 26 - 59 | 26-58 |
Критерий 8
Качество проектного продукта | 5а/кол – во чел./баллы | 5б/кол – во чел./баллы |
Проектный продукт отсутствует | 0-0 | 0-0 |
Проектный продукт не соответствует требованиям качества (эстетика, удобство использования, соответствие заявленным целям) | 4-4 | 3-3 |
Продукт не полностью соответствует требованиям качества | 7 -14 | 10-20 |
Продукт полностью соответствует требованиям качества (эстетика, удобство использования, соответствие заявленным целям) | 15-45 | 13-39 |
Всего: | 26 - 63 | 26-62 |
ВЫВОДЫ:
2. На начало работы над проектом учащиеся знали историю развития взглядов человечества на строение, происхождение Вселенной, знали и умели охарактеризовать планеты Солнечной системы, а также другие космические тела – астероиды, кометы, метеоры, метеориты.
Чтобы провести более глубокий сравнительный анализ небесных тел, более детально разобраться в загадках Вселенной и подвести детей к менее изученной теме «Современные исследования космоса» была выбрана проектная работы, подготовка к которой помогла бы решить данные вопросы. Важным фактором являлась задача формирования глубокого познавательного интереса как к самой теме, так и к науке «География».
Подбор информации учащиеся осуществляли в школьной библиотеке, в библиотеках города, в личной библиотеке(энциклопедии, справочники), пользовались интернет – ресурсами.
Роль учителя заключалась в следующем:
- помощь в выборе темы;
- корректировка плана проекта, распределения времени подготовки и защиты;
- уточнение списка использованных источников информации;
- корректировка работы в процессе первичной защиты;
- рекомендации по оформлению работы, дизайну;
- расстановка акцентов при защите проекта учащимися.
3. Тема проекта соответствовала возрастным требованиям, учитывала индивидуальные особенности пятиклассников, т.к. не была слишком узкой и позволила учащимся осветить тот вопрос, который заинтересовал их больше в процессе изучения учебного материала.
4. Для руководства мной была выбрана роль консультанта, т.к. кругозор детей позволил им достаточно самостоятельно подготовить данный проект.
5.Проблема проекта была представлена учащимся в виде проблемного вопроса, ответ на который они должны были дать в ходе исследования. Проблема проекта в интерпретации учителя не содержала в себе акцент на изучение нового материала, а только призывала совершить «путешествие» в мир загадок и тайн.
6.Первичным мотивом стала цель - подготовить для одноклассников самую интересную презентацию, т.к. был объявлен конкурс на лучший проект. Тема стала личной т.к. каждый смог исследовать ту область, которую считал наиболее интересной для себя и ответить в ходе исследования на вопрос, волновавший давно.
7.Учащиеся самостоятельно ставили цель, разрабатывали план, в котором эта цель достигалась в ходе исследований. Вместе с учителем обговаривался черновой вариант вывода, в котором намечались акценты, соответствующие цели проекта.
Ожидалось, что учащиеся смогут на своем возрастном уровне достаточно полно раскрыть вопрос работы, довести до одноклассников основную мысль исследования, подчерпнуть для себя новые знания, полученные самостоятельно и творчески, углубить имеющиеся знания по изученному разделу. Учащиеся имели опыт в создании проектного продукта в виде презентации, что позволило учителю быть уверенным в успешности конечного результата. Учащиеся были ознакомлены с критериями оценивания, что, в большинстве своем, должно было положительно сказаться на соответствии проекта поставленной цели. Для этого мною была проведена большая подготовительная работа. Данный проект хорошо зарекомендовал себя и может считаться оптимальным способом для решения учебной задачи.
8. Тему, цель, задачи и работу с источниками литературы учащиеся разрабатывали в основном самостоятельно. Роль учителя заключалась в расстановке акцентов работы, планировании времени на подготовку. Учащимся понадобилась помощь в расположении пунктов плана по очереди изложения материала, в отсечении лишней информации с целью предотвращения перегрузки работы.
Пришлось задать несколько наводящих вопросов по теме, выбранной учеником, чтобы подсказать на чем сосредоточить основное внимание.
9.Трудности возникли с отбором материала, т.к. не все учащиеся могли отобрать наиболее интересный материал, многие пытались перегрузить работу вычислениями из трудов ученых и тяжелыми в восприятии числами и фактами. Приходилось корректировать работы в процессе первичной защиты.
10.Большинство учащихся положительно относились к конструктивной критике учителя, вносили исправления и коррективы. Многие смогли найти и исправить свои ошибки самостоятельно. Разногласия сглаживались анализом работы и расстановкой акцентов, способствующих достижению цели работы. Самооценка в большинстве случаев соответствовала оценке независимых экспертов. Как показала дальнейшая практика, большинство учащихся смогли избежать повтора допущенных ошибок в своих последующих работах.
11. В целом достигнуты запланированные цели, решены дидактические задачи. В процессе защиты проектов большинство учащихся смогли показать прочные знания по теме и донесли до одноклассников главную мысль своего изложения. Последующие уроки показали, что значительно вырос познавательный интерес к предмету, учащиеся стали относиться к выполнению домашнего задания более творчески и заинтересованно, а значит, возник запланированный воспитательный эффект.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Организация разных видов проектной деятельности учащихся на уроках немецкого языка как форма воспитания творческой личности.
Необходимость постоянного совершенствования системы и практики образования обусловлена социальными переменами, происходящими в обществе. Вопросы повышения качества обученности и уровня воспитанности л...
Воспитательная работа на основе организации проектной деятельности учащихся. Актуализация проведения проектной деятельности
Воспитательная работа на основе организации проектной деятельности учащихся. Актуализация проведения проектной деятельности...
ОРГАНИЗАЦИИ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ И ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ, КАК ОДНА ИЗ ФОРМ РАБОТЫ С ОДАРЁННЫМИ ДЕТЬМИ
Одной из форм работы с одарёнными детьми является организация исследовательской и проектной деятельности учащихся. Я работаю учителем татарского языка и литературы в русских группах начальной школы. С...
Организация и содержание проектной деятельности учащихся в условиях экологического лагеря
Важность экологических проблем и природоохранной деятельности в современном мире постоянно нарастает. Сейчас официально признано экологическое образование как одно из приоритетных направлений соверше...
План работы учителя иностранного языка с одаренными, высокоинтеллектуальными и мотивированными детьми, организация олимпиад и проектной деятельности учащихся на _2017\2018 учебный год
План работы учителя иностранного языка с одаренными, высокоинтеллектуальными и мотивированными детьми, организация олимпиад и проектной деятельности учащихся на _2017\2018 учебный год...
Использование занятий ОДОД для организации исследовательской и проектной деятельности учащихся 5-6 классов в области «Физика"
В работе представлены возможности использования занятий отделения дополнительного образования детей (ОДОД) для организации проектной и исследовательской работы учащихся 5-6 классов в естественнонаучно...
Методические рекомендации по организации исследовательской и проектной деятельности учащихся естественнонаучной направленности
МЕтодические рекомендации содержат правила разработки экологического проекта и правила ведения полевого дневника....