Методическая разработка "Проектная деятельность учащихся. Конкурс проектных работ"
методическая разработка (алгебра, 7 класс) по теме
Данная методическая разработка содержит положение о конкурсе проектных работ с описанием цели, структуры и критерии оценки проектов; практические приложения .
Приложение1 содержит примерные темы проектных работ для учащихся 7-9 классов, а так же для 10-11 класса.
В приложении 2 вы найдете правила оформления реферата и образец титульного листа.
Приложение 3 посвящено презентации проекта и содержит практические рекомендации по созданию презентации, требования к оформлению презентации.
Приложение 4 содержит оценочную таблицу проекта.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
metodicheskaya_razrabotka_proektnaya_deyatelnost.doc | 76.5 КБ |
Предварительный просмотр:
ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №404
Методическая разработка по теме: Проектная деятельность учащихся.
Конкурс проектных работ: «Первые шаги в науку».
Учитель математики:
Комарова Н.А.
Санкт-Петербург
2014
Положение о конкурсе проектов по теме: «Первые шаги в науку».
Цели работы:- расширение сферы получаемой информации;
- усиление межпредметных связей;
- развитие умений преодолевать трудности;
- развитие познавательного интереса учащихся;
- развитие навыков дисциплины труда, инициативы и
творчества.
Структура работы.
- Проектная часть.
Учащимся предлагается выбрать тему исследования (см.Приложение 1).
Самостоятельно изучить историю изучаемого вопроса, раскрыть суть
понятий, теоремы, признаки и свойства изучаемых объектов. Разобрать
задачи по изучаемой проблематике. Определить практическое
применение изучаемого вопроса в обыденной жизни. Оформить
реферат (см. Приложение 2).
- Творческая часть.
Учащимся предлагается выполнить презентацию по теме исследования
(см. Приложение 3).
Подведение итогов.
Четкая оценка проектов позволяет объективно определить победителя конкурса, оценить качество работы авторов проекта и руководителя. Экспертиза проводится в два этапа. 1 этап – оценка предоставленной документации. 2 этап – экспертиза презентации и защиты проекта. Члены экспертной комиссии заполняют таблицу, приведенную в Приложении 4.
При подведении итогов конкурса учитывается:
1. Глубина раскрытия темы.
2. Разнообразие источников информации.
3. Оригинальность в раскрытии проблемы.
4. Общий кругозор по раскрываемой проблеме.
5. Аккуратность в оформлении реферата, качество презентации и выполненных моделей.
6. Применение знаний по изучаемой проблеме в обыденной жизни.
Данную работу можно выполнять, объединяя учащихся в группы по 3-5 человек, а можно давать как индивидуальное задание. При этом ребятам необходима консультация и методическая помощь учителей математики.
Приложение 1.
Темы проектных работ по планиметрии и стереометрии
для учащихся 7-9 классов.
1. Замечательные точки треугольника
2. Удивительный квадрат
3. Геометрические преобразования на плоскости
4. Правильные и полуправильные многоугольники
5. Вписанные и описанные многоугольники
6. Равновеликость и равносоставленность
7. Симметрия на плоскости
8. Задачи Л. Эйлера
9. Золотое сечение
10. Раскраска карт на плоскости (проблема двух, четырех и пяти красок)
11. Элементы теории графов
12. Геометрические иллюзии
13.Перспектива
14. Образы пространства – искусство и реальность
15. Паркеты из правильных многоугольников.
16. Почему колесо круглое
Темы проектных работ для учащихся 10-11 классов
1. Геометрические исследования параллельных линий.
2. Математический эпос Кавальери.
3. Загадка «Аксиомы параллельных».
4. Перспектива.
5. Параллельное проектирование.
6. Театр теней
7. Образы пространства – искусство и реальность.
8. Рене Декарт и его «Геометрия».
9. Геометрия скользящих векторов.
10. Правильные многогранники.
15. Тела Архимеда. Тела Платона, тела Федорова, тела Пуансо.
16. Космический кубок Кеплера
17. Кристаллы – природные многогранники.
18. Нереальные фигуры в творчестве художников
19. Симметрия в архитектуре (бордюры, орнаменты)
20. Сюрпризы листа Мёбиуса
21. Тор
22. Топология
23. О понятиях площади и объема. Третья проблема Гильберта.
Приложение 2.
Общие требования
Общими требованиями к работе являются:
– полнота выполнения задания;
– четкость, аргументированность и логическая последовательность изложения материалов;
– краткость и точность терминов и формулировок, исключающих возможность неоднозначного толкования;
– наличие ссылок на источники, из которых взяты формулы, таблицы, цитаты, и др.
Структура проектной работы
Структура работы включает в себя следующие части:
Титульный лист.
Содержание.
1. Введение.
2. Разделы работы.
3. Заключение.
Требования к содержанию структурных частей проектной работы
Титульный лист
Титульный лист является первым листом работы и оформляется по форме, приведенной в приложении.
Содержание
В раздел “Содержание” включают названия всех разделов, подразделов и пунктов (если они имеют название) с указанием номера страницы, на которой размещается их начало. Титульный лист в раздел “Содержание” не включают.
1. Введение
Во введении приводится описание проблемы, которая существует и требует решения. Излагается цель работы и задачи, сформулированные в соответствии с целью.
2. Разделы (главы) работы
Глава 1. История изучаемого вопроса.
Глава 2. Суть понятия. Основные определения, теоремы, свойства и признаки (т.е. теоретический материал).
Глава 3.
3.1 Задачи по заданной тематике с подробным решением (2-4 задачи).
3.2 Практическое применение.
3. Заключение
Заключение должно содержать общую оценку результатов работы и краткие выводы по каждой поставленной задаче.
4. Список литературы.
Список должен содержать перечень источников, использованных при выполнении работы и расположенных в алфавитном порядке на русском, на иностранных языках, адреса в INTERNET. Ссылки на литературу необходимо указывать порядковым номером по списку источников, выделенным квадратными скобками или двумя косыми чертами. Ниже приводится пример оформления списка использованных источников.
А. Для книг, учебных пособий.
Фамилия И.О. Название книги. – Город: Издательство, год издания. – Количество страниц.
Генкин Б.М. Экономика и социология труда. – 4-е изд. – М: НОРМА – ИНФРА-М, 2002. – 416 с.
В. Для книг под редакцией.
Фамилия И.О. Название книги./Под ред. И.О. Фамилия. – Город: Издательство, год издания. – Количество страниц.
Эффективность стратегии фирмы: учеб. пособие / Под ред. А.П. Градова. – СПб.: Специальная литература, 2006.- 414 с.
С. Для статьи из сборника статей:
Фамилия И.О. Название статьи В кн: Название книги/Под ред. И.О. Фамилия.-Город: Издательство, год издания. - Количество страниц.
Джеральд Хейг. О новой технологии и организационных переменах. В кн.: Новая технология и организационные структуры /Под ред. Й. Пиннингса, А. Бьюитандама. Сокр. пер. с англ. – М.: Экономика, 1990.-260 с.
D. Для статей из периодического издания.
Фамилия И.О. Название статьи // Название журнала, газеты. – Год издания. -№ - с. от – до.
Фей К. Контроль в современных предприятиях // Мировая экономика и международные отношения. - 1995.- №10.-с. 129-135.
Е. Источники INTERNET
Фамилия И.О. Название статьи (книги) // полный адрес публикации
Roger A. McCain Essential Principles of Economics: A Hypermedia Text // http://william-king.www.drexel.edu/top/eco/EPE/GDPch/GDP.html
Оформление реферата.
Текст должен быть отпечатан на принтере, формат бумаги – А4, печать односторонняя рекомендуется шрифт «Times New Roman», размер 12 через 2 интервала, или размер 14 через 1,5 интервала поля по 18 мм.
Страницы нумеруют следующим образом. Титульный лист считают страницей 1, последующий текст («Содержание» и далее) нумеруют как страницы 2,3 и т.д. Причем нумерацию страниц начинают со 2 страницы, титульный лист не нумеруют.
Заголовки разделов и подразделов выделяют размером и типов шрифтов. Каждую структурную часть необходимо начинать с нового листа.
Объем работы без приложений должен быть 3-7 листов .
Описки и графические неточности в работе допускается исправлять подчисткой, закрашиванием белой краской или заклеиванием полоской белой бумаги с нанесением на это место исправленного текста.
Точки в конце заголовков не ставят. Если заголовок состоит из нескольких предложений, их разделяют точкой. Подчеркивать заголовки не допускается.
Иллюстрации могут быть расположены по тексту проекта после первой ссылки на них так, чтобы их было удобно рассматривать без поворота текста или с поворотом по часовой стрелке. Иллюстрация может иметь название и поясняющие надписи. Название рисунка располагается под рисунком. Поясняющие надписи располагаются под названием иллюстрации.
ОБРАЗЕЦ (все, что выделено курсивом необходимо изменить в соответствии с заданием)
Государственное бюджетное образовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа № ***
ПРОЕКТНАЯ РАБОТА
по курсу «Математика»
Тема: О понятиях площади и объема. Третья проблема Гильберта
допущен к защите
дата
подпись
Выполнил учащийся
класса 8«в»
Иванов Иван
Руководитель проекта
Петрова А.М.
САНКТ-ПЕТЕРБУРГ
2014
Приложение 3.
Рекомендации по созданию презентации
Основные требования к презентации
Мультимедийные презентации используются для того, чтобы выступающий смог на большом экране или мониторе наглядно продемонстрировать дополнительные материалы к своему сообщению: видеозапись химических и физических опытов, снимки полевых изысканий, чертежи зданий и сооружений, календарные графики замеров температуры и др. Эти материалы могут также быть подкреплены соответствующими звукозаписями.
Рекомендации по созданию презентации
Общие требования к презентации:
Презентация не должна быть больше 10-12 слайдов.
Первый лист – это титульный лист, на котором обязательно должны быть представлены: название проекта; название выпускающей организации; фамилия, имя, отчество автора; ГБОУ СОШ, где учится автор проекта.
Следующим слайдом должно быть содержание, где представлены основные этапы проекта.
Практические рекомендации по созданию презентаций
Создание презентации состоит из трех этапов:
I. Планирование презентации включает в себя:
1. Определение целей.
2. Определение основной идеи презентации.
3. Подбор дополнительной информации.
4. Планирование выступления.
5. Создание структуры презентации.
6. Проверка логики подачи материала.
7. Подготовка заключения.
II. Разработка презентации –особенности подготовки слайдов презентации, включая вертикальную и горизонтальную логику, содержание и соотношение текстовой и графической информации.
III. Репетиция презентации – это проверка и отладка созданной презентации.
Требования к оформлению презентаций
В оформлении презентаций выделяют два блока: оформление слайдов и представление информации на них. Для создания качественной презентации необходимо соблюдать ряд требований, предъявляемых к оформлению данных блоков.
Оформление слайдов:
Стиль: - Соблюдайте единый стиль оформления
- Избегайте стилей, которые будут отвлекать от самой презентации.
-Вспомогательная информация не должны преобладать над
основной информацией
Фон: -Для фона предпочтительны холодные тона
Использование цвета:
- На одном слайде рекомендуется использовать не более трех цветов: один для фона, один для заголовка, один для текста.
- Для фона и текста используйте контрастные цвета.
Анимационные эффекты:
- Используйте возможности компьютерной анимации для представления информации на слайде.
- Не стоит злоупотреблять различными анимационными эффектами, они не должны отвлекать внимание от содержания информации на слайде.
Представление информации:
Содержание информации:
- Используйте короткие слова и предложения.
- Минимизируйте количество предлогов, наречий, прилагательных.
- Заголовки должны привлекать внимание аудитории.
Расположение информации на странице:
- Предпочтительно горизонтальное расположение информации.
- Наиболее важная информация должна располагаться в центре экрана.
- Если на слайде располагается картинка, надпись должна располагаться под ней.
Шрифты
- Для заголовков – не менее 24.
- Для информации не менее 18.
-Шрифты без засечек легче читать с большого расстояния.
- Нельзя смешивать разные типы шрифтов в одной презентации.
- Для выделения информации следует использовать жирный шрифт, курсив или подчеркивание.
- Нельзя злоупотреблять прописными буквами (они читаются хуже строчных).
Способы выделения информации
Следует использовать: - рамки; границы, заливку;
- штриховку, стрелки;
- рисунки, диаграммы, схемы.
Объем информации
- Не стоит заполнять один слайд слишком большим объемом информации: люди могут единовременно запомнить не более трех фактов, выводов, определений.
-Наибольшая эффективность достигается тогда, когда ключевые пункты отображаются по одному на каждом отдельном слайде.
Виды слайдов
Для обеспечения разнообразия следует использовать разные виды слайдов:
с текстом;
с таблицами;
с диаграммами.
Приложение 4
Оценка проекта
Критерии оценки | Качество выполнения | Итого: | |||
Отлично (3 балла) | Хорошо (2 балла) | Удовлетв. (1 балл) | Неудовл. (0 баллов) | ||
1. Актуальность и значимость выбранной темы (обоснование) | |||||
2. Практическая значимость работы | |||||
3. Аргументация целей | |||||
4. Выбор оптимальных путей решения проблемы | |||||
5. Грамотность представления результата | |||||
6. Уровень изложения А) научность; Б) логичность; В) доступность | |||||
7. Наглядность | |||||
8. Разнообразие источников информации | |||||
9. Оформление реферата, качество презентации и выполненных моделей | |||||
10. Умение работать в команде | |||||
А) разделение обязанностей | |||||
Б) информированность членов группы о результатах работы | |||||
В) определение вклада каждого члена группы | |||||
11. Качество защиты | |||||
12. Полученный результат | |||||
13.Реализация проекта | |||||
Итого: |
* Оценивается в случае группового проекта.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Проектная деятельность учащихся -основа внеклассной работы по немецкому языку
Краткий обзор опыта работы...
Лингвострановедческий компонент проектной деятельности учащихся во внеклассной работе по иностранному языку.
Как сохранить интерес учащихся к иностранному языку на всем протяжении его изучения? Большую роль в поддержании мотивации к изучению иностранных языков играет введение элементов страноведения. ...
Методические рекомендации к проектно-исследовательской деятельности учащихся на примере работы «Исследование зависимости безопасности движения от силы трения»
В современном школьном образовании большое внимание уделяется проектно-исследовательской деятельности учащихся. Она является одним из видов внеклассной работы по предмету. Растет число учеников,...
Система моей работы в рамках контрольно-оценочной деятельности учащихся (технология проектно-исследовательской деятельности)
Система моей работы в рамках контрольно-оценочной деятельности учащихся (технология проектно-исследовательской деятельности)...
Проектная деятельность учащихся (из опыта работы)
Внедрение проектного метода...
Методические рекомендации для учащихся по проектной деятельности
Методические рекомендации для учащихся, начинающих заниматься проектной деятельностью, включают понятие о проекте, виды проектов, продуктов проектной деятельности, последовательность работы над п...
Проектная деятельность учащихся во внеурочной работе по математике.
Современные стандарты качества образования требуют от учителя новых подходов в обучении, новых технологий. Новые социальные запросы, отражённые в ФГОС ООО, определяют цели образов...