Рабочая общеобразовательная программа дополнительного образования "Хореография " 10-11 лет. Руководитель: Вутман Виктория Юрьевна
рабочая программа
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Лицей №2»
им. Героя Социалистического Труда Б.К. Громцева г.о. Дзержинский Московской области
Рассмотрено на заседании ШМО учителей физической культуры, технологии и ОБЖ Протокол №______от ___ 2018 г. Руководитель ШМО_________ /О.Г.Меньшикова/ | Согласовано «____»_________2018 г. Зам. директора по УВР:______________ /А.В. Снигирева/ | Утверждено Приказ № __266_____ от « 06__»___сентября___2018 г. Директор:________________________ /Е.А.Музалевская/ |
«Хореография»
Программа внеурочной деятельности обучающихся
основного общего образования
5 класс
Направление: спортивно-оздоровительное
Составитель: Вутман Виктория Юрьевна,
учитель начальных классов МБОУ «Лицей №2»
им. Героя Социалистического Труда Б.К. Громцева г.о. Дзержинский,
г.о. Дзержинский
2018 г.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Программа курса внеурочной деятельности «Хореография» для учащихся 5 классов МБОУ «Лицей №2» им. Героя Социалистического Труда Б.К. Громцева разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, планируемых результатов основного общего образования, авторской программы «Хореография» Л.М. Михеевой //Примерные программы внеурочной деятельности. Начальное и основное образование / [В. А. Горский, А. А. Тимофеев, Д. В. Смирнов и др.] ; под ред. В. А. Горского. — 4-е изд. — М. : Просвещение, 2014.
Искусство хореографии – одно из самых ярких проявлений культуры человечества. Интерес к танцу вызывает бурный рост танцевальной техники, способствует расширению возможностей классического танца. Этот танец оказался наиболее универсальной художественной системой, гибкой и динамичной.
Танцевальное воспитание детей способствует приобретению навыков и знаний в области хореографии, умению красиво и свободно двигаться, танцевать, а так же формирует художественный вкус, эстетическое и физическое развитие, развивает фантазию и образную память детей, обогащая их представление об искусстве. Занятия танцем развивают наблюдательность учащихся, дисциплинируют, сплачивают дружный, объединенный общими интересами коллектив, способствуют их общей культуре.
Новизна данной программы по хореографии состоит в том, что она рассчитана на работу с детьми независимо от наличия у них специальных физических данных, на воспитание хореографической культуры и привитие начальных навыков в искусстве танца.
ЦЕЛИ ПРОГРАММЫ:
- Духовное и физическое развитие, раскрытие индивидуальных возможностей личности ребенка в целом и его определенных способностей.
- Оказание помощи в поиске профессиональной ориентации и адаптации его в современных условиях жизни.
ЗАДАЧИ ПРОГРАММЫ:
- Формирование у детей музыкально-ритмических навыков;
- Формирование навыков правильного и выразительного движения в области классической, народной и современной хореографии;
- Обучение детей навыкам актерского мастерства;
- Организация постановочной и концертной деятельности (разучивание танцевальных композиций, участие детей в конкурсах, фестивалях);
- Расширение знаний (знакомство детей с историей балета).
- Обучение детей приемам самостоятельной и коллективной работы, самоконтроля и взаимоконтроля;
- Развитие мотивации в поиске новых познавательных ориентиров (организация творческой деятельности, самостоятельное добывание знаний).
- Создание дружественной среды вокруг самоопределяющейся личности;
- Создание условий для общения;
- Адаптация к современной жизни на основе с помощью общей культуры, знаний, навыков.
Структура программы предполагает постепенное “спиральное” расширение и существенное углубление знаний, развитие умений и навыков учащихся, более глубокое усвоение материала путем последовательного прохождения по годам обучения за три этапа с учетом возрастных и психологических особенностей детей.
Главной отличительной особенностью данной образовательной программы от уже существующих в том, что она – вариативна. Она включает в себя:
- Занятие по ритмической гимнастике;
- Занятие классическим экзерсисом;
- Занятие по народному танцу;
Форма занятий – групповая и индивидуальная. Индивидуальные занятия включают в себя работу как со слабыми, отстающими, так и с наиболее подготовленными воспитанниками. Они необходимы, так как на групповых занятиях отстающих трудно контролировать. Наиболее подготовленным воспитанникам можно давать разучивать самостоятельно танцевальные партии. Индивидуальные занятия дают возможность быстрее овладеть основами практических навыков. Сам процесс зависит от темы занятия: он должен включать в себя практические знания, теоретическую информацию. Репетиции принадлежит важная роль в формировании творческого лица хореографического коллектива, она является основным звеном всей воспитательной и образовательной работы с коллективом. Следует отметить, что разделение на репетиционные и учебно – исполнительские занятия носит условный характер. В хореографическом коллективе обязательно нужно планировать серьезную учебную и художественную работу, органически вводя в нее элементы отдыха и развлечения. В противном случае коллектив не сможет выполнять возлагаемые на него задачи воспитания посредством искусства участников и слушателей.
Ожидаемый результат определяется в зависимости от возрастной группы и этапа освоения программы:
- Развитие творческого мышления, памяти, воображения, нестандартного мышления, умения выразить чувства;
- Приобретения и развития коммуникативных способностей, активности, сообразительности, умения импровизировать, двигаться под музыку;
- Формирование общей культуры;
- Овладение основными танцевальными движениями;
- Формирование представлений о танцевальной культуре;
- Приобретение и закрепление теоретических знаний и практических умений.
ФОРМЫ ПОДВЕДЕНИЯ ИТОГОВ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ.
За период обучения в объединении «Хореографии» учащиеся получают определенный объем знаний и умений, качество которых проверяется ежегодно. Для этой цели проводится промежуточный контроль – проверка усвоения знаний путем устного опроса во время практических занятий, контрольные с самостоятельными решениями творческих задач, участие в концертах, фестивалях, конкурсах.
Способы отслеживания качества реализации программы
Для индивидуального развития каждого ребенка имеет огромное значение отслеживание, фиксация динамики развития его достижений, педагогический мониторинг. Корректный разбор ошибок, недостатков и совместное с педагогом определение перспектив дальнейшего развития – вот то, что необходимо для успешного овладения классическим танцем и становление ребенка как личности.
В своей деятельности применяем такие виды мониторинга:
- По этапам обучения (выходной, промежуточный, выходной или итоговый);
- По частоте процедур (периодический, систематический);
- По организационным формам (индивидуальный, групповой).
Очень важен технологический мониторинг, в котором основное:
- Постановка целей, максимальное уточнение, с ориентацией на достижение результатов;
- Оценка текущих результатов, коррекция обучения, направленная на достижение поставленных целей;
- Заключительная оценка результатов.
Для этой цели используем:
- Викторины, конкурсы, кроссворды по истории балета; промежуточный контроль (участие в концертах, конкурсах, фестивалях);
- Творческий отчет;
- Выпускной концерт.
Условия реализации программы
Успешная реализация программы зависит от применения педагогами основных методов и приемов психолого-педагогического воздействия.
Весь процесс обучения строится на сознательном усвоении знаний, что пробуждает интерес к занятиям, повышает запоминание.
Программа, предлагаемая педагогом, должна стать собственной программой самого обучаемого, чему способствует использование таких методов обучения, при которых ребенок имеет возможность ставить цель, принимать решения, наметить план действия, проявить усилия в случае преодоления определенных трудностей, оценить результат своего действия.
Учащемуся предъявляют ясные и четкие эталоны его действий. Результат освоения им программы сообщаются ему посредством развернутого оценочного суждения. На основе этого детям прививаются навыки самооценки и взаимооценки деятельности.
МЕСТО КУРСА В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ
В соответствии с учебным планом МБОУ «Лицей №2» им. Героя Социалистического Труда Б.К. Громцева программа курса внеурочной деятельности «Хореография» рассчитана на 1 год изучения, всего 34 часа: 5 класс — 34 ч (34 учебные недели),
Планируемые результаты
Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения курса внеурочной деятельности
Программа «Хореография» ориентирована на формирование гармонически развитой личности.
К числу планируемых результатов освоения курса основной образовательной программы отнесены:
личностные результаты - активное включение в общение и взаимодействие со сверстниками на принципах уважения и доброжелательности, взаимопомощи и сопереживания, проявление положительных качеств личности и управление своими эмоциями, проявление дисциплинированности, трудолюбия и упорства в достижении целей.
метапредметные результаты – обнаружение ошибок при выполнении учебных заданий, отбор способов их исправления; анализ и объективная оценка результатов собственного труда, поиск возможностей и способов их улучшения; видение красоты движений, выделение и обоснование эстетических
признаков в движениях и передвижениях человека; управление эмоциями; технически правильное выполнение двигательных действий. Самостоятельное создавать способы решения проблем творческого и поискового характера;
овладевать логическими действиями сравнения, анализа. Планирование совместной деятельности, ориентация на образец и правило выполнения действия. Развитие учебного сотрудничества с учителем и сверстником. Осознание содержания своих действий и усвоения учебного содержания.
предметные результаты – выполнение ритмических комбинаций, развитие музыкальности (формирование музыкального восприятия, представления о выразительных средствах музыки), развитие чувства ритма, умения характеризовать музыкальное произведение, согласовывать музыку и движение; правильно пройти в такт музыке, сохраняя красивую осанку, легкий шаг с носка; чувствовать характер музыки и передавать его с концом музыкального произведения; распознать характер танцевальной музыки; иметь понятия об основных танцевальных жанрах: полька, вальс, пляска, диско; отсчитывать такты, определять на слух музыкальные размеры; слышать и понимать значение вступительных и заключительных аккордов в упражнении; танцевать индивидуально и в коллективе, соблюдая ритм, темп и музыкальные фразы; воспринимать и передавать в движении образ; ритмично двигаться; проводить самостоятельно разминку; выстукивать ритм под музыку; соединять отдельные элементы танца в единое целое; анализировать музыку разученных танцев; иметь навык актерской выразительности.
Содержание программы
Материал программы включает несколько разделов: «Понятие об основных танцевальных движениях», «Основы классического танца», «Танцевальные этюды», «Элементы народного танца».
Теоретическая часть каждого раздела содержит перечень знаний, которые должны получать дети в процессе обучения. Знания по музыкальной грамоте, выразительному языку танцев, знание о характерных чертах и истории танцевальных культур различных эпохи народов, знания по танцевальному этикету.
В практическую часть входит перечень умений и навыков, упражнений, движений и танцев.
Раздел «Понятие об основных танцевальных движениях» включает ритмические упражнения и музыкальные игры, которые формируют восприятие музыкального материала, развивают чувство ритма, обогащают музыкально-слуховые представления, развивают умение координировать движения с музыкой.
Раздел «Основы классического танца» включает изучение основных позиций и движений классического, народного и бального танца. Эти упражнения способствуют гармоничному развитию тела, технического мастерства, воспитывают осанку, помогают усвоить основные правила хореографии.
Раздел «Танцевальные этюды» включает изучение танцевальных движений, которые складываются в рабочие комбинации; разучивание народных плясок, историко-бытовых, современных, бальных и массовых танцев; разыгрываются этюды с воображаемыми предметами и этюды на развитие актёрского мастерства.
Раздел «Элементы народного танца» включает в себя проведение музыкально танцевальных игр, а также самостоятельную работу учащихся.
Система упражнений, выстроенная от простого к сложному, с учётом основных педагогических принципов (систематичность, постепенность, последовательность) при условии многократного повторения заданий помогает успешному выполнению и усвоению требований программы.
Учебно-тематический план
Название темы | Всего часов | Тематические занятия | Практические занятия |
| 7 8 | 1 1 | 6 7 |
3.Танцевальные этюды. | 7 | 1 | 6 |
4.Элементы народного танца 5.Постановочно-репетиционная работа | 7 5 | 1 | 6 5 |
Итого: 34 года
Календарно – тематическое планирование
№ занятия | Тема занятия | Примеч. |
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 | Введение. Знакомство с миром танцев, искусства. Понятие об основных танцевальных движениях. Понятие об основных танцевальных движениях. Понятие об основных танцевальных движениях. Понятие об основных танцевальных движениях. Понятие об основных танцевальных движениях. Понятие об основных танцевальных движениях. Классический танец. Классический танец. Классический танец. Классический танец. Классический танец. Классический танец. Классический танец. Классический танец. Танцевальные этюды. Танцевальные этюды. Танцевальные этюды. Танцевальные этюды. Танцевальные этюды. Танцевальные этюды. Танцевальные этюды. Танцевальные этюды. Народный танец. Народный танец. Народный танец. Народный танец. Народный танец. Народный танец. Народный танец. Постановочно-репетиционная работа Постановочно-репетиционная работа Постановочно-репетиционная работа Постановочно-репетиционная работа Постановочно-репетиционная работа |
Список литературы для педагога
- Базарова Н., Мей В. «Азбука классического танца» Москва,2014 г.
- Барышникова Т. «Азбука хореографии» Москва, 2016 г.
- Боттомер Пол «Учимся танцевать» эксно-экспресс, 2012 г.
- Головкина С.Н. «Уроки классического танца в старших классах» Москва, Искусство, 2010 г.
- Ерохина О.В. «Школа танцев для детей» Ростов-на-Дону, «Феникс», 2013 г.
- Захаров Р. «Сочинение танца» Москва, Искусство, 2016 г.
- Зуева И.А. «Современные танцы» Краснодар, 2018 г.
- Пуртова Т.В., Беликова А.И., Кветная О.В. «Учите детей танцевать» Москва, «Владос», 2013 г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа дополнительного образования "Хореография"
Программа занятий кружка по хореографии...
Разработка комплекса игровых танцевальных упражнений для учащихся первого года обучения объединения дополнительного образования "Хореография"
Комплекс игровых танцевальных упражнений для учащихся первого года обучения в хореографии....
Рабочая программа дополнительного образования по хореографии
Рабочая программа кружка по хореографии....
«Хореография» Программа внеурочной деятельности обучающихся на ступени начального общего образования (1–4 классы) Направление: спортивно-оздоровительное Составитель: Вутман Виктория Юрьевна, учитель начальных классов МБОУ «Лицей №2» им. Героя Социалис
Программа внеурочной деятельности. Хореография 1-4 классы....
Рабочая общеобразовательная программа дополнительного образования "Хореография " 12-13 лет. Руководитель: Вутман Виктория Юрьевна
Рабочая программа по хореографии 12-13 лет....
Рабочая программа дополнительного образования «Хореография» для 1-4 классов обучающихся с легкой степенью умственной отсталости (интеллектуальными нарушениями)
Рабочая программа имеет художественную направленность и предназначена для обучающихся 1-4 классов с легкой степенью умственной отсталости (интеллектуальными нарушениями) (вариант 1)....
Рабочая программа «Танцуй веселей!» педагога дополнительного образования (хореография)
Рабочая программа для обучения детей младшей, средней, старшей и подготовительной группы, обеспечивает художественно- эстетическое развитие детей .Программа разработана в соответствии с федеральным го...