«Хореография» Программа внеурочной деятельности обучающихся на ступени начального общего образования (1–4 классы) Направление: спортивно-оздоровительное Составитель: Вутман Виктория Юрьевна, учитель начальных классов МБОУ «Лицей №2» им. Героя Социалис
учебно-методический материал
Программа внеурочной деятельности. Хореография 1-4 классы.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
horeografiya_1.docx | 71.39 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Лицей №2»
им. Героя Социалистического Труда Б.К. Громцева г.о. Дзержинский Московской области
Рассмотрено на заседании ШМО учителей физической культуры, технологии и ОБЖ Протокол №______от ___ 2017 г. Руководитель ШМО_________ /О.Г.Меньшикова/ | Согласовано «____»_________2017 г. Зам. директора по УВР:______________ /А.В. Снигирева/ | Утверждено Приказ № __________ от « _____»___________2017 г. Директор:________________________ /Е.А.Музалевская/ |
«Хореография»
Программа внеурочной деятельности обучающихся
на ступени начального общего образования
(1–4 классы)
Направление: спортивно-оздоровительное
Составитель: Вутман Виктория Юрьевна,
учитель начальных классов МБОУ «Лицей №2»
им. Героя Социалистического Труда Б.К. Громцева г.о. Дзержинский,
г.о. Дзержинский
2017 г.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Программа курса внеурочной деятельности Хореография» для учащихся 1-4 классов МБОУ «Лицей №2» им. Героя Социалистического Труда Б.К. Громцева разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, планируемых результатов начального общего образования, авторской программы «Хореография» Л.М. Михеевой //Примерные программы внеурочной деятельности. Начальное и основное образование / [В. А. Горский, А. А. Тимофеев, Д. В. Смирнов и др.] ; под ред. В. А. Горского. — 4-е изд. — М. : Просвещение, 2014.
Цель программы:
Развитие творческой личности ребёнка средствами танцевального искусства.
Задачи программы:
-формирование навыков правильного и выразительного движения в области классической, народной и современной хореографии;
-обучение детей приёмам актёрского мастерства; способствование становлению чувства ритма, темпа, исполнительских навыков в танце;
-развитие силы, выносливости, гибкости, координации движений;
-укрепление здоровья;
-формирование потребность радоваться успехам других и вносить вклад в общий успех;
-обогащение художественного воображения и ассоциативной памяти;
-обучение детей приёмам самоконтроля и взаимоконтроля;
-поддержание потребности к музыкально-танцевальной двигательной деятельности;
-вырабатывать навыки сольного и ансамблевого исполнения;
-формирование общей культуры личности ребёнка, способной адаптироваться в современном обществе.
Основная форма образовательной работы с детьми: музыкально-тренировочные занятия, в ходе которых осуществляется систематическое, целенаправленное и всестороннее воспитание и формирование музыкальных и танцевальных способностей каждого ребенка.
Занятия включают чередование различных видов деятельности: музыкально-ритмические упражнения и игры, слушание музыки, тренировочные упражнения, танцевальные элементы и движения, творческие задания. Программой предусмотрены занятия теоретическими дисциплинами: музыкальная грамота, беседы о хореографическом искусстве.
Организация игровых ситуаций помогает усвоению программного содержания, приобретению опыта взаимодействия, принятию решений.
Беседы, проводимые на занятиях, соответствуют возрасту и степени развития детей. На начальном этапе беседы краткие. С детьми 3 и 4 классов проводятся беседы — диалоги, обсуждения, которые помогают развитию способности логически мыслить. На этих занятиях дети получают информацию о хореографическом искусстве, его истории развития и традициях.
Программа внеурочной деятельности «Хореография» предназначена для работы с учащимися младшего возраста общеобразовательной школы (1-4 классы). Содержание материала программы дано по годам обучения. На каждый год предполагается усвоение обучающимися определенного минимума знаний, умений и навыков.
Программа «Хореография» разработана применительно к целям обучения хореографии в школе, где состав учеников разнороден по способностям и уровню подготовки. В работе обязательно учитываются возрастные особенности детей. Однако педагог, придерживаясь содержания программы, может творчески подходить к проведению занятий. Это зависит от уровня общего и музыкального развития детей, мастерства педагога, условий работы.
МЕСТО КУРСА В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ
В соответствии с учебным планом МБОУ «Лицей №2» им. Героя Социалистического Труда Б.К. Громцева программа курса внеурочной деятельности «Хореография» рассчитана на 4 года изучения, всего 202 часа.
1 класс — 66 ч (33 учебные недели),
2 класс — 68 ч (34 учебные недели),
3 класс — 68 ч (34 учебные недели),
4 класс —68 ч (34 учебные недели).
Планируемые результаты
Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения курса внеурочной деятельности
Программа «Хореография» ориентирована на формирование гармонически развитой личности.
К числу планируемых результатов освоения курса основной образовательной программы отнесены:
личностные результаты - активное включение в общение и взаимодействие со сверстниками на принципах уважения и доброжелательности, взаимопомощи и сопереживания, проявление положительных качеств личности и управление своими эмоциями, проявление дисциплинированности, трудолюбия и упорства в достижении целей.
метапредметные результаты – обнаружение ошибок при выполнении учебных заданий, отбор способов их исправления; анализ и объективная оценка результатов собственного труда, поиск возможностей и способов их улучшения; видение красоты движений, выделение и обоснование эстетических
признаков в движениях и передвижениях человека; управление эмоциями; технически правильное выполнение двигательных действий. Самостоятельное создавать способы решения проблем творческого и поискового характера;
овладевать логическими действиями сравнения, анализа. Планирование совместной деятельности, ориентация на образец и правило выполнения действия. Развитие учебного сотрудничества с учителем и сверстником. Осознание содержания своих действий и усвоения учебного содержания.
предметные результаты – выполнение ритмических комбинаций, развитие музыкальности (формирование музыкального восприятия, представления о выразительных средствах музыки), развитие чувства ритма, умения характеризовать музыкальное произведение, согласовывать музыку и движение; правильно пройти в такт музыке, сохраняя красивую осанку, легкий шаг с носка; чувствовать характер музыки и передавать его с концом музыкального произведения; распознать характер танцевальной музыки; иметь понятия об основных танцевальных жанрах: полька, вальс, пляска, диско; отсчитывать такты, определять на слух музыкальные размеры; слышать и понимать значение вступительных и заключительных аккордов в упражнении; танцевать индивидуально и в коллективе, соблюдая ритм, темп и музыкальные фразы; воспринимать и передавать в движении образ; ритмично двигаться; проводить самостоятельно разминку; выстукивать ритм под музыку; соединять отдельные элементы танца в единое целое; анализировать музыку разученных танцев; иметь навык актерской выразительности.
Содержание программы
Материал программы включает несколько разделов: «Ритмика», «Танцевальная азбука», «Партерная гимнастика», «Танец», «Творческая деятельность».
Теоретическая часть каждого раздела содержит перечень знаний, которые должны получать дети в процессе обучения. Знания по музыкальной грамоте, выразительному языку танцев, знание о характерных чертах и истории танцевальных культур различных эпохи народов, знания по танцевальному этикету.
В практическую часть входит перечень умений и навыков, упражнений, движений и танцев.
Раздел «Ритмика» включает ритмические упражнения и музыкальные игры, которые формируют восприятие музыкального материала, развивают чувство ритма, обогащают музыкально-слуховые представления, развивают умение координировать движения с музыкой.
Раздел «Танцевальная азбука» включает изучение основных позиций и движений классического, народного и бального танца. Эти упражнения способствуют гармоничному развитию тела, технического мастерства, воспитывают осанку, помогают усвоить основные правила хореографии.
Раздел «Партерная гимнастика» даёт возможность сохранить и улучшить здоровье ребёнка; устранить и предупредить физические недостатки – сутулость, косолапость, плоскостопие, искривление позвоночника; развить правильную осанку, гибкость и силу тела, выносливость.
Раздел «Танец» включает изучение танцевальных движений, которые складываются в рабочие комбинации; разучивание народных плясок, историко-бытовых, современных, бальных и массовых танцев; разыгрываются этюды с воображаемыми предметами и этюды на развитие актёрского мастерства.
Раздел «Творческая деятельность» включает в себя проведение музыкально танцевальных игр, а также самостоятельную работу учащихся.
Система упражнений, выстроенная от простого к сложному, с учётом основных педагогических принципов (систематичность, постепенность, последовательность) при условии многократного повторения заданий помогает успешному выполнению и усвоению требований программы.
Формы представления результатов:
- проведение открытых уроков для родителей;
- участие в праздничных программах, концертах;
- проведение итоговых занятий;
- участие в конкурсах.
Формы занятий: -занятие;
-занятие-путешествие;
-занятие-игра;
-итоговое занятие
Основные виды деятельности: разучивание элементов танца, репетиции, слушание, изготовление реквизита.
Тематическое планирование
№ раздела | Тема занятия | Классы | |||
1 | 2 | 3 | 4 | ||
1 | Раздел «Ритмика, элементы музыкальной грамоты» 1. Элементы музыкальной грамоты. 2. Музыкально — ритмические упражнения. 3. Построения и перестроения. 4. Слушание музыки. | 20 | 20 | 8 | 8 |
2 | Раздел «Танцевальная азбука» 1. Элементы Классического танца. 2. Элементы Народно — сценического танца. | 16 | 16 | 8 | 8 |
3 | Раздел «Танец» 1. Детские бальные и народные танцы. 2. Образные танцы (игровые). 3. Постановка танцевальной | 16 | 16 | 32 | 32 |
композиции. 4. Современная хореография. | |||||
4 | Раздел «Партерная гимнастика» 1. Гибкость. 2. Растяжка. | 6 | 8 | 16 | 18 |
5 | Раздел «Творческая деятельность» 1. Игровые этюды. 2. Музыкально — танцевальные игры. | 8 | 8 | 6 | 6 |
Итого: | 66 | 68 | 68 | 68 |
Календарно-тематическое планирование
1класс
Номер занятия | Тема и содержание занятия | Примечание |
1-2 | Понятие темпа и счета музыки в танце. Поклон. | |
3-4 | Понятие ритма и размера музыки в танце. | |
5-6 | Элементарные ритмические и пластические упражнения . | |
7-8 | Музыкально-танцевальные игры. Точки зала. | |
9-10 | Рисунок в танце: простые перестроения. | |
11-12 | Партерная гимнастика: развитие пластичности. | |
13-14 | Перестроения в танце: линия ,круг ,шахматный порядок. | |
15-16 | Постановка корпуса. | |
17-18 | Постановка головы. Положения рук. | |
19-20 | Развивающие упражнения для корпуса и головы. | |
21-22 | Постановка рук, упражнения для укрепления рук. | |
23-24 | Шаги для продвижения в танце: с носка, галоп, подскок, за-хлест. | |
25-26 | Детский танец. Разучивание танцевального этюда образного танца. | |
27-28 | Танцевальный этюд: выход, точки в танце. | |
29-30 | Разводка танцевального этюда, рисунок. | |
31-32 | Разучивание отдельных движений танца и их объединение. | |
33-34 | Разучивание ритмической разминки на середине зала.(Экзерсис) | |
35-36 | Ритмическая разминка на середине зала. | |
37-38 | Музыкальные и образные танцевальные игры. | |
39-40 | Элементы классического танца: постановка корпуса и головы. | |
41-42 | Элементы классического танца: работа рук и ног, позиции. | |
43-44 | Партерная гимнастика: упражнения на растяжку. | |
45-46 | Укрепляющие упражнения для мышечного корсета. | |
47-48 | Музыкально-танцевальные игры. | |
49-50 | Партерная гимнастика: развитие стопы. | |
51-52 | Постановка танцевального этюда. | |
53-54 | Постановка танцевального этюда. | |
55-56 | Знакомство с народно-сценическим танцем. | |
57-58 | Элементы русского танца: шаг, основное движение. | |
59-60 | Постановка танцевального этюда на основе народного танца. | |
61-62 | Постановка композиции. | |
63-64 | Постановка композиции. | |
65-66 | Контрольный урок. |
2 класс
Номер занятия | Тема и содержание занятия | Примечание |
1-2 | Понятие темпа и счета музыки в танце. Поклон. | |
3-4 | Понятие ритма и размера музыки в танце. | |
5-6 | Элементарные ритмические и пластические упражнения . | |
7-8 | Музыкально-танцевальные игры. Точки зала. | |
9-10 | Рисунок в танце: простые перестроения. | |
11-12 | Партерная гимнастика: развитие пластичности. | |
13-14 | Перестроения в танце: линия ,круг ,шахматный порядок. | |
15-16 | Постановка корпуса. | |
17-18 | Постановка головы. Положения рук. | |
19-20 | Развивающие упражнения для корпуса и головы. | |
21-22 | Постановка рук, упражнения для укрепления рук. | |
23-24 | Шаги для продвижения в танце: с носка, галоп, подскок, за-хлест. | |
25-26 | Детский танец. Разучивание танцевального этюда образного танца. | |
27-28 | Танцевальный этюд: выход, точки в танце. | |
29-30 | Разводка танцевального этюда, рисунок. | |
31-32 | Разучивание отдельных движений танца и их объединение. | |
33-34 | Разучивание ритмической разминки на середине зала.(Экзерсис) | |
35-36 | Ритмическая разминка на середине зала. | |
37-38 | Музыкальные и образные танцевальные игры. | |
39-40 | Элементы классического танца: постановка корпуса и головы. | |
41-42 | Элементы классического танца: работа рук и ног, позиции. | |
43-44 | Партерная гимнастика: упражнения на растяжку. | |
45-46 | Укрепляющие упражнения для мышечного корсета. | |
47-48 | Музыкально-танцевальные игры. | |
49-50 | Музыкально-танцевальные игры. | |
51-52 | Партерная гимнастика: развитие стопы. | |
53-54 | Постановка танцевального этюда. | |
55-56 | Постановка танцевального этюда. | |
57-58 | Знакомство с народно-сценическим танцем. | |
59-60 | Элементы русского танца: шаг, основное движение. | |
61-62 | Постановка танцевального этюда на основе народного танца. | |
63-64 | Постановка композиции. | |
65-66 | Постановка композиции. | |
67-68 | Контрольный урок. |
3 класс
Номер занятия | Тема и содержание занятия | Примечание |
1-2 | Ритмические упражнения на чередование: хлопки, прыжки, | |
3-4 | Партерная гимнастика: упражнения на растяжку. | |
5-6 | Упражнения на развитие корпуса, укрепление ног и рук. | |
7-8 | Элементы бального танца: ритм, счет, особенности исполнения. | |
9-10 | Элементы бального танца: ритм, счет, особенности исполнения. | |
11-12 | Элементы бального танца: шаг для продвижения в танце. | |
13-14 | Элементы бального танца: шаг для продвижения в танце. | |
15-16 | Элементы бального танца: шаг для продвижения в танце. | |
17-18 | Детский бальный танец: рисунок и перестроения. | |
19-20 | Детский бальный танец: рисунок и перестроения. | |
21-22 | Разучивание отдельных движений и их объединение. | |
23-24 | Постановка композиции: выход, основной шаг. | |
25-26 | Постановка композиции: завязка и развитие. | |
27-28 | Постановка композиции: завязка и развитие. | |
29-30 | Постановка композиции: развитие и повторение. | |
31-32 | Постановка композиции: развитие и повторение. | |
33-34 | Постановка композиции: развитие и повторение. | |
35-36 | Партерная гимнастика: стопа, перевороты, гибкость. | |
37-38 | Партерная гимнастика: растяжка. | |
39-40 | Современная хореография: стили, направления, основы. | |
41-42 | Современная хореография: образы, характер исполнения. | |
43-44 | Разучивание комбинаций движений. | |
45-46 | Разучивание комбинаций движений и их объединение. | |
47-48 | Закрепление и повторение изученных комбинаций. | |
49-50 | Партерная гимнастика: укрепление и растяжка ног. | |
51-52 | Партерная гимнастика: упражнения для корпуса и шеи. | |
53-54 | Постановка композиции в современной хореографии. | |
55-56 | Постановка композиции: перестроения и включение комбинаций. | |
57-58 | Раскрытие образов в современной хореографии посредством | |
59-60 | Классический танец: заучивание позиций рук и ног. | |
61-62 | Классический танец: постановка корпуса и головы. | |
63-64 | Постановка композиции. | |
65-66 | Контрольный урок. | |
67-68 | Резервное время |
4 класс
Номер занятия | Тема и содержание занятия | Примечание |
1-2 | Ритмические упражнения на чередование: хлопки, прыжки, | |
3-4 | Партерная гимнастика: упражнения на растяжку. | |
5-6 | Упражнения на развитие корпуса, укрепление ног и рук. | |
7-8 | Элементы бального танца: ритм, счет, особенности исполнения. | |
9-10 | Элементы бального танца: ритм, счет, особенности исполнения. | |
11-12 | Элементы бального танца: шаг для продвижения в танце. | |
13-14 | Элементы бального танца: шаг для продвижения в танце. | |
15-16 | Элементы бального танца: шаг для продвижения в танце. | |
17-18 | Детский бальный танец: рисунок и перестроения. | |
19-20 | Детский бальный танец: рисунок и перестроения. | |
21-22 | Разучивание отдельных движений и их объединение. | |
23-24 | Постановка композиции: выход, основной шаг. | |
25-26 | Постановка композиции: завязка и развитие. | |
27-28 | Постановка композиции: завязка и развитие. | |
29-30 | Постановка композиции: развитие и повторение. | |
31-32 | Постановка композиции: развитие и повторение. | |
33-34 | Постановка композиции: развитие и повторение. | |
35-36 | Партерная гимнастика: стопа, перевороты, гибкость. | |
37-38 | Партерная гимнастика: растяжка. | |
39-40 | Современная хореография: стили, направления, основы. | |
41-42 | Современная хореография: образы, характер исполнения. | |
43-44 | Разучивание комбинаций движений. | |
45-46 | Разучивание комбинаций движений и их объединение. | |
47-48 | Закрепление и повторение изученных комбинаций. | |
49-50 | Партерная гимнастика: укрепление и растяжка ног. | |
51-52 | Партерная гимнастика: упражнения для корпуса и шеи. | |
53-54 | Постановка композиции в современной хореографии. | |
55-56 | Постановка композиции: перестроения и включение комбинаций. | |
57-58 | Раскрытие образов в современной хореографии посредством | |
59-60 | Классический танец: заучивание позиций рук и ног. | |
61-62 | Классический танец: постановка корпуса и головы. | |
63-64 | Постановка композиции. | |
65-66 | Контрольный урок. | |
67-68 | Резервное время |
4. Методическая литература
1.Примерные программы внеурочной деятельности. Начальное и основное образование / [В. А. Горский, А. А. Тимофеев, Д. В. Смирнов и др.] ; под ред. В. А. Горского. — 4-е изд. — М. : Просвещение, 2014
2.Барышникова Т. Азбука хореографии.- Москва.- Айрис-Пресс.- 2014
3.Богданов Г. Хореографическое образование.- М.- 2001
4.Богомолова Л.В. Основы танцевальной культуры/ программа экспериментального курса.- Москва.- Новая школа.- 2014
5.Боттомер П. Урок танца.- Москва.- Эксмо-Пресс.- 2003
6.Ваганова А. Я. Основы классического танца. С.- Петербург. Москва. Краснодар.- 2003
- Карп П. О. О балете.- М.- 1967
8.Костровицкая В., Писарев Л. Школа классического танца.- Л.-1968
9.Климов А. Особенности русского народного танца.- М.- 2002
10.Климов А. Русский народный танец.- М.- 2002
- Костровицкая В. 100 уроков классического танца.- М.- 1981
- Костровицкая В.С., Писарев А.А. Школа классического танца.- Санкт-Петербург.- Искусство.- 2001
- Сердюков В.П.. Программа по классическому танцу. Для хореографических отделений музыкальных школ и школ искусств.- М.- 1987
14.Танцы и ритмика в начальной школе/ методическое пособие.- Москва.- 2014
15.Ткаченко Т.Т. Народный танец.- Москва.- 2012
16.Устинова Т. А. Избранные русские народные танцы.- М.,2015.
17.Федорова Г. Танцы для развития детей.- М.-2000
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа воспитания и социализации обучающихся на ступени основного общего образования
Данная программа составлена на 5 лет, рассчитана на обучающихся среднего звена. ...
Программа воспитания и социализации обучающихся на ступени основного общего образования
Программа воспитания и социализации обучающихся на ступени основного общего образования МКОУ-Теренгульская СОШ (далее Программа) разработана в соответствии с Конституцией РФ, ст. 28, ст. 29 (о с...
Программа воспитания и социализации, обучающихся на ступени основного общего образования
Программа воспитания и социализации обучающихся на ступени основного общего образования МОУ «ООШ №8» (далее Программа) разработана в соответствии с Конституцией РФ, ст. 28, ст. 29 (о свободе совести и...
Воспитание и социализация обучающихся на ступени основного общего образования.
Воспитание экологической культуры, культуры здорового и безопасного образа жизни...
Программа духовно-нравственного развития, воспитания и социализации обучающихся на ступени основного общего образования. «Радуга» 8-9 классы (III ступень)
Программа духовно-нравственного развития, воспитания и социализации обучающихся на ступени основного общего образования. «Радуга» 8-9 классы (III ступень)...
Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Пионербол» на уровне основного общего образования (спортивно-оздоровительное направление)
Рабочая программа курса «Пионербол» ориентирована на учащихся 5-6 классов. Тематическое планирование рассчитано на 1 учебный час в неделю, что составляет 35 учебных часов в год. Данн...
Программа духовно-нравственного развития, воспитания и социализации обучающихся на ступени основного общего образования. «Радуга» 5-7 классы (III ступень)
Воспитательная программа для 5-7 класса с планированием по четвертям....