Рабочая программа дополнительного образования «Хореография» для 1-4 классов обучающихся с легкой степенью умственной отсталости (интеллектуальными нарушениями)
рабочая программа
Рабочая программа имеет художественную направленность и предназначена для обучающихся 1-4 классов с легкой степенью умственной отсталости (интеллектуальными нарушениями) (вариант 1).
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_horeografiya_2020-2021.docx | 96.11 КБ |
Предварительный просмотр:
казенное общеобразовательное учреждение Омской области
«Тарская адаптивная школа-интернат»
Рабочая программа дополнительного образования
«Хореография»
для 1-4 классов обучающихся с легкой степенью умственной отсталости (интеллектуальными нарушениями)
(вариант 1)
Составитель:
педагог дополнительного образования
Ермакова А.А.
2020 г.
Пояснительная записка.
Рабочая программа дополнительного образования «Хореография» для 1-4 классов обучающихся с легкой степенью умственной отсталости (интеллектуальными нарушениями) разработана на основе следующих документов:
Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012 года № 273;
Федеральный государственный образовательный стандарт образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) от 19.12.2014 №1599;
Примерная адаптированная основная общеобразовательная программа образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), одобрена решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию (протокол от 22 декабря 2015 г. №4/15);
Приказ Министерства образования Российской Федерации от 10.04.2002 г. № 29/2065-п «Об утверждении учебных планов специальных (коррекционных) образовательных учреждений для обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии»;
Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы СанПиН 2.4.2. 2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях», утвержденные Главным санитарным врачом РФ 29.12.2010, зарегистрированными в Минюсте РФ 03.03.2011. №19993;
Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы СанПиН 2.4.2.3286-15 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения и воспитания в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по адаптивным основным общеобразовательным программам для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, утвержденные главным санитарным врачом Российской Федерации от 10 июля 2015 г. №26, зарегистрированными в Минюсте России 14 августа 2015 г. №38528;
Рабочая программа имеет художественную направленность и предназначена для обучающихся 1-4 классов с легкой степенью умственной отсталости (интеллектуальными нарушениями) (вариант 1).
Актуальность. В современном обществе, а особенно в системе образования особое внимание уделяется культуре, искусству и приобщению детей к здоровому образу жизни, к общечеловеческим ценностям. А также укреплению психического и физического здоровья.
Характерной особенностью детей с умственной отсталостью является наличие у них разнообразных нарушений психического и физического развития. Занятия хореографией помогают детям с проблемами в развитии, помогают выработать красивую и правильную ходьбу и осанку.
Физические упражнения являются основным способом хореографического образования. Они помогают формировать двигательные навыки и особенно положительно влияют на развитие опорно-двигательной системы, помогают улучшить кровообращение и обмен веществ, оказывают благотворное влияние на дыхание
Хореографическое воспитание, проводимое в тесной связи с умственным, нравственным и эстетическим воспитанием, способствует всестороннему развитию детей.
Художественно-творческая деятельность всегда направлена на создание креативного продукта. Каждый вид такой деятельности, имеющий свою специфику, требует овладения особыми способами действия и оказывает огромное влияние на формирование ребенка. Таким образом, хореография и музыка с огромным потенциалом развития играют незаменимую роль в художественном и эстетическом воспитании.
Занятия хореографией способствуют развитию ритма, музыкального слуха у детей и умению созданий движений под музыку. Кроме того, танец помогает детям быть дружелюбными друг к другу, развивает чувство коллективного творчества. Через танец дети выражают свое душевное состояние, получают положительный эмоциональный заряд, энергию.
Новизна программы проявляется в личностно ориентированном обучении. Главная задача педагога и его деятельности состоит не в максимальном ускорении развития творческих способностей ребенка, а в создании благоприятных условий для наиболее комфортного и полного раскрытия и реализации творческих способностей у обучающихся.
Отличительная особенность программы заключается в том, что она основывается на постепенном развитии природных способностей детей, последовательности в овладении танцевального искусства, техническими приемами, систематичностью и регулярностью занятий, целенаправленностью учебного процесса.
Она рассчитана на обучение детей основам хореографии, постановку и исполнение концертных номеров. Занятия по данной программе приобщают детей к пониманию искусства танца и знакомят с богатейшей художественной культурой прошлого и настоящего.
Психолого-педагогическая характеристика обучающихся
с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)
Умственная отсталость — это стойкое, выраженное недоразвитие познавательной деятельности вследствие диффузного (разлитого) органического поражения центральной нервной системы (ЦНС). Понятие «умственной отсталости» по степени интеллектуальной неполноценности применимо к разнообразной группе детей. Степень выраженности интеллектуальной неполноценности коррелирует (соотносится) со сроками, в которые возникло поражение ЦНС – чем оно произошло раньше, тем тяжелее последствия. Также степень выраженности интеллектуальных нарушений определяется интенсивностью воздействия вредных факторов. Нередко умственная отсталость отягощена психическими заболеваниями различной этиологии, что требует не только их медикаментозного лечения, но и организации медицинского сопровождения таких обучающихся в образовательных организациях.
В международной классификации болезней (МКБ-10) выделено четыре степени умственной отсталости: легкая (IQ — 69-50) , умеренная (IQ — 50-35), тяжелая (IQ — 34-20), глубокая (IQ<20).
Развитие ребенка с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), хотя и происходит на дефектной основе и характеризуется замедленностью, наличием отклонений от нормального развития, тем не менее, представляет собой поступательный процесс, привносящий качественные изменения в познавательную деятельность детей и их личностную сферу, что дает основания для оптимистического прогноза.
Затруднения в психическом развитии детей с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) обусловлены особенностями их высшей нервной деятельности (слабостью процессов возбуждения и торможения, замедленным формированием условных связей, тугоподвижностью нервных процессов, нарушением взаимодействия первой и второй сигнальных систем и др.). В подавляющем большинстве случаев интеллектуальные нарушения, имеющиеся у обучающихся с умственной отсталостью, являются следствием органического поражения ЦНС на ранних этапах онтогенеза. Негативное влияние органического поражения ЦНС имеет системный характер, когда в патологический процесс оказываются вовлеченными все стороны психофизического развития ребенка: мотивационно-потребностная, социально-личностная, моторно-двигательная; эмоционально-волевая сферы, а также когнитивные процессы ― восприятие, мышление, деятельность, речь и поведение. Последствия поражения ЦНС выражаются в задержке сроков возникновения и незавершенности возрастных психологических новообразований и, главное, в неравномерности, нарушении целостности психофизического развития. Все это, в свою очередь, затрудняет включение ребенка в освоение пласта социальных и культурных достижений общечеловеческого опыта традиционным путем.
В структуре психики такого ребенка в первую очередь отмечается недоразвитие познавательных интересов и снижение познавательной активности, что обусловлено замедленностью темпа психических процессов, их слабой подвижностью и переключаемостью. При умственной отсталости страдают не только высшие психические функции, но и эмоции, воля, поведение, в некоторых случаях физическое развитие, хотя наиболее нарушенным является мышление, и прежде всего, способность к отвлечению и обобщению. Вместе с тем, Российская дефектология (как правопреемница советской) руководствуется теоретическим постулатом Л. С. Выготского о том, что своевременная педагогическая коррекция с учетом специфических особенностей каждого ребенка с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) «запускает» компенсаторные процессы, обеспечивающие реализацию их потенциальных возможностей.
Развитие всех психических процессов у детей с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) отличается качественным своеобразием. Относительно сохранной у обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) оказывается чувственная ступень познания ― ощущение и восприятие. Но и в этих познавательных процессах сказывается дефицитарность: неточность и слабость дифференцировки зрительных, слуховых, кинестетических, тактильных, обонятельных и вкусовых ощущений приводят к затруднению адекватности ориентировки детей с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) в окружающей среде. Нарушение объема и темпа восприятия, недостаточная его дифференцировка, не могут не оказывать отрицательного влияния на весь ход развития ребенка с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями). Однако особая организация учебной и внеурочной работы, основанной на использовании практической деятельности; проведение специальных коррекционных занятий не только повышают качество ощущений и восприятий, но и оказывают положительное влияние на развитие интеллектуальной сферы, в частности овладение отдельными мыслительными операциями.
Меньший потенциал у обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) обнаруживается в развитии их мышления, основу которого составляют такие операции, как анализ, синтез, сравнение, обобщение, абстракция, конкретизация. Эти мыслительные операции у этой категории детей обладают целым рядом своеобразных черт, проявляющихся в трудностях установления отношений между частями предмета, выделении его существенных признаков и дифференциации их от несущественных, нахождении и сравнении предметов по признакам сходства и отличия и т. д.
Из всех видов мышления (наглядно-действенного, наглядно-образного и словесно-логического) у обучающихся с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) в большей степени недоразвито словесно-логическое мышление.
Особенности восприятия и осмысления детьми учебного материала неразрывно связаны с особенностями их памяти. Запоминание, сохранение и воспроизведение полученной информации обучающимися с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) также отличается целым рядом специфических особенностей: они лучше запоминают внешние, иногда случайные, зрительно воспринимаемые признаки, при этом, труднее осознаются и запоминаются внутренние логические связи; позже, чем у нормальных сверстников, формируется произвольное запоминание, которое требует многократных повторений. Менее развитым оказывается логическое опосредованное запоминание, хотя механическая память может быть сформирована на более высоком уровне. Недостатки памяти обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) проявляются не столько в трудностях получения и сохранения информации, сколько ее воспроизведения: вследствие трудностей установления логических отношений полученная информация может воспроизводиться бессистемно, с большим количеством искажений; при этом наибольшие трудности вызывает воспроизведение словесного материала.
Особенности познавательной деятельности школьников с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) проявляются и в особенностях их внимания, которое отличается сужением объема, малой устойчивостью, трудностями его распределения, замедленностью переключения. В значительной степени нарушено произвольное внимание, что связано с ослаблением волевого напряжения, направленного на преодоление трудностей, что выражается в неустойчивости внимания. Также в процессе обучения обнаруживаются трудности сосредоточения на каком-либо одном объекте или виде деятельности.
Для успешного обучения необходимы достаточно развитые представления и воображение. Представлениям детей с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) свойственна недифференцированность, фрагментарность, уподобление образов, что, в свою очередь, сказывается на узнавании и понимании учебного материала. Воображение как один из наиболее сложных процессов отличается значительной несформированностью, что выражается в его примитивности, неточности и схематичности.
У школьников с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) отмечаются недостатки в развитии речевой деятельности, физиологической основой которых является нарушение взаимодействия между первой и второй сигнальными системами, что, в свою очередь, проявляется в недоразвитии всех сторон речи: фонетической, лексической, грамматической и синтаксической. Таким образом, для обучающихся с умственной отсталостью характерно системное недоразвитие речи.
Недостатки речевой деятельности этой категории обучающихся напрямую связаны с нарушением абстрактно-логического мышления. Однако в повседневной практике такие дети способны поддержать беседу на темы, близкие их личному опыту, используя при этом несложные конструкции предложений.
Моторная сфера детей с легкой степенью умственной отсталости (интеллектуальными нарушениями), как правило, не имеет выраженных нарушений. Наибольшие трудности обучающиеся испытывают при выполнении заданий, связанных с точной координацией мелких движений пальцев рук. В свою очередь, это негативно сказывается на овладении письмом и некоторыми трудовыми операциями. Проведение специальных упражнений, включенных как в содержание коррекционных занятий, так и используемых на отдельных уроках, способствует развитию координации и точности движений пальцев рук и кисти, а также позволяет подготовить обучающихся к овладению учебными и трудовыми действиями, требующими определенной моторной ловкости.
Психологические особенности обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) проявляются и в нарушении эмоциональной сферы. При легкой умственной отсталости эмоции в целом сохранны, однако они отличаются отсутствием оттенков переживаний, неустойчивостью и поверхностью. Отсутствуют или очень слабо выражены переживания, определяющие интерес и побуждение к познавательной деятельности, а также с большими затруднениями осуществляется воспитание высших психических чувств: нравственных и эстетических.
Волевая сфера учащихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) характеризуется слабостью собственных намерений и побуждений, большой внушаемостью. Такие школьники предпочитают выбирать путь, не требующий волевых усилий, а вследствие непосильности предъявляемых требований, у некоторых из них развиваются такие отрицательные черты личности, как негативизм и упрямство. Своеобразие протекания психических процессов и особенности волевой сферы школьников с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) оказывают отрицательное влияние на характер их деятельности, в особенности произвольной, что выражается в недоразвитии мотивационной сферы, слабости побуждений, недостаточности инициативы.
Нарушения высшей нервной деятельности, недоразвитие психических процессов и эмоционально-волевой сферы обусловливают формирование некоторых специфических особенностей личности обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), проявляющиеся в примитивности интересов, потребностей и мотивов, что затрудняет формирование социально зрелых отношений со сверстниками и взрослыми. При этом специфическими особенностями межличностных отношений является: высокая конфликтность, сопровождаемая неадекватными поведенческими реакциями; слабая мотивированность на установление межличностных контактов и пр. Снижение адекватности во взаимодействии со сверстниками и взрослыми людьми обусловливается незрелостью социальных мотивов, неразвитостью навыков общения обучающихся, а это, в свою очередь, может негативно сказываться на их поведении, особенности которого могут выражаться в гиперактивности, вербальной или физической агрессии и т.п.
Цель данной программы: эстетическое развитие обучающихся в процессе изучения основ хореографического искусства и развитие творческого потенциала ребенка.
В результате изучения программы выполняются следующие задачи:
Образовательные:
- художественное воспитание детей, вызывающее интерес к искусству танца;
- создание необходимых в хореографическом искусстве знаний и навыков;
- получение знаний о здоровом образе жизни (поддержание здоровья, распорядка дня, гигиены и т.д.).
Воспитательные:
- воспитание внимания, дисциплины, воли, самостоятельности;
- воспитание чувства партнерства, дружбы и взаимопомощи и сотрудничества;
- формирование нравственных представлений и ценностей.
Развивающие:
- развитие творческих способностей обучающихся;
- развитие навыков коллективных и творческих действий;
- Развитие эмоциональных и волевых особенностей личности.
Программа рассчитана на 4 года обучения. 1 год обучения- 66 учебных часов, 2-3 год по 68 часов, 4 год обучения -102 учебных часа в год. Занятия проходят после обеда и отдыха детей.
Дополнительное образование обучающихся проводится в формах кружковых занятий, праздников, бесед, игр, викторин. Форма обучения: очная.
Учитывая особенности и содержание работы учебной группы, а также исходя из педагогической целесообразности, педагог может проводить занятия со всем составом учебной группы, а также по подгруппам и индивидуально.
Методы обучения:
Словесные:
-Беседа
-Объяснение
Наглядные:
-Показ педагогом приемов исполнения
-Показ видеоматериалов по теме занятия
Практические:
-Тренинг
-Тренировочные упражнения
-Концертные выступления
Учебно-тематический план
1 год обучения
№ | Названия разделов, тем | Количество часов | ||
Всего | Теория | Практика | ||
1 | Вводное занятие - Техника безопасности на занятиях хореографией - Предупреждение травматизма при выполнении упражнений | 2 | 1 | 1 |
2 | Танец -История возникновения танца -Виды танца -Основные понятия и термины хореографии - Позиции, положения в хореографии -Правила выполнения упражнений на середине зала | 20 | 7 | 13 |
3 | Актерское мастерство - Игра «Повтори-ка» -Тренинги актерского мастерства «Я-актер» -Чувство ритма | 6 | 2 | 4 |
4 | Упражнения на общее физическое развитие -Постановка корпуса -Упражнения на устойчивость -Упражнения на развитие гибкости и подвижности суставов -Упражнения на постановку шага и выворотности -Упражнения на развитие эластичности мышц. | 36 | 10 | 26 |
5 | Контрольное занятие | 2 | 1 | 1 |
Всего: | 66 | 21 | 45 |
2 год обучения
№ | Названия разделов, тем | Количество часов | ||
Всего | Теория | Практика | ||
1 | Вводное занятие -Техника безопасности на занятиях хореографией. - Предупреждение травматизма при выполнении упражнений - Первая медицинская помощь при травмах - Правила выполнения элементов экзерсиса | 2 | 1 | 1 |
2 | Основная терминология хореографии -Экзерсис. -Позиции рук -Позиции ног -Позы в классическом танце | 2 | 1 | 1 |
3 | Народный танец - Выполнение элементов в темпе и характере народных танцев. - Разнообразие видов народных танцев, их особенности. -Элементы русского народного танца. - Развитие чувства ритма и координации в пространстве | 16 | 4 | 14 |
4 | Партерная гимнастика -Упражнения на расслабление мышц тела -Упражнения на укрепление брюшного пресса - Упражнения на развитие гибкости позвоночника -Упражнения на развитие гибкости плечевого и поясничного суставов | 22 | 6 | 16 |
5 | Историко-бытовые и бальные танцы -Развитие и особенности историко-бытовых и бальных танцев -Элементы бального танца | 8 | 2 | 6 |
6 | Современный танец -История развития современных видов танцев -Элементы современных танцевальных стилей | 8 | 2 | 6 |
7 | Актерское мастерство -Работа над эмоциональной выразительностью во время исполнения танца -Работа над четкостью исполнения движений | 8 | 2 | 6 |
8 | Контрольное занятие | 2 | 1 | 1 |
Всего: | 68 | 19 | 49 |
3 год обучения
№ | Названия разделов, тем | Количество часов | ||
Всего | Теория | Практика | ||
1 | Вводное занятие | 2 | 1 | 1 |
2 | Актерское мастерство -Пантомима и жестикуляция в хореографическом искусстве -Основы актерского мастерсва -рисунок танца и хореографический образ | 8 | 4 | 4 |
3 | Народный танец -Народно-сценический танец -Элементы народно-сценического экзерсиса в характере народных танцев | 10 | 2 | 8 |
4 | Экзерсис на середине зала -Композиции с увеличением амплитуды продвижения по залу -Элементы экзерсиса по позициям | 18 | 4 | 14 |
5 | Танец -Постановка композиций танца -Отработка композиций танца –Повышение уровня исполнительского мастерства | 10 | 2 | 8 |
6 | Репетиционная работа | 18 | 2 | 16 |
7 | Контрольное занятие | 2 | 1 | 1 |
Всего: | 68 | 16 | 52 |
4 год обучения
№ | Названия разделов, тем | Количество часов | ||
Всего | Теория | Практика | ||
1 | Вводное занятие | 2 | 1 | 1 |
2 | Музыкальная грамота - Слушание и разбор танцевальной музыки. -Музыкальные игры | 10 | 4 | 6 |
3 | Рисунок танца - Построения и перестроения в соответствии с рисунком танца -Упражнения на устойчивость | 20 | 6 | 14 |
4 | Народный танец -Танцы народов: татарский танец, украинский танец, испанский танец, русский танец | 30 | 12 | 18 |
5 | Акробатика -Акробатические трюки в танцевальных композициях -Усложнение танцевальных композиций -Ускорение темпа исполнения танцевальных композиций. | 20 | 8 | 12 |
6 | Эстрадный танец -Изучение современных стилей и направлений эстрадного танца. | 18 | 4 | 14 |
7 | Контрольное занятие | 2 | 1 | 1 |
Всего: | 102 | 36 | 66 |
Содержание учебно-тематического плана
1 год
Вводное занятие- 2 ч
Теория: Техника безопасности на занятиях хореографией. Предупреждение травматизма при выполнении упражнений.
Практика: Первичная диагностика. Беседа
Танец- 20 ч.
Теория: История возникновения танца. Виды танца. Основные понятия и термины хореографии. Основные позиции, положения в хореографии. Позиции и положения рук и ног, смена позиций, переход от одной позиции к другой. Правила выполнения упражнений на середине зала.
Практика: Ритмические упражнения. Постановка танцев на основе изученных элементов. Позиции рук и ног . Элементы различных видов танца. Народный танец; Историко-бытовой и бальный танец.
Актерское мастерство- 6 ч.
Теория: Тренинг «Я актер»
Практика: Игровые занятия. Развитие чувства ритма и актерской выразительности.
Упражнения на общее физическое развитие- 36ч.
Теория: Инструктаж перед выполнением упражнений. Показ, объяснение правил выполнения.
Практика: Постановка корпуса. Упражнения на устойчивость. Упражнения на развитие гибкости и подвижности суставов. Упражнения на развитие эластичности мышц. Упражнения на постановку шага и выворотности. Упражнения для развития гибкости тела.
Контрольное занятие- 2 ч.
- год обучения
Вводное занятие- 2 ч.
Теория: Техника безопасности на занятиях хореографией. Предупреждение травматизма при выполнении упражнений. Первая медицинская помощь при травмах. Правила выполнения элементов экзерсиса.
Практика: Входной контроль. Беседа
Основная терминология в хореографии- 2 ч.
Теория: Понятия «Экзерсис», «Позиции рук и ног в классическом танце», «Позы в классическом танце»
Практика: Экзерсис. Позиции рук. Позиции ног. Позы в классическом танце.
Народный танец-16 ч.
Теория: Элементы русского народного танца. Техника и правила выполнения. Народный танец- история развития и особенности.
Практика: Выполнение элементов в темпе и характере народных танцев. Разнообразие видов народных танцев, их особенности. Элементы русского народного танца. Развитие чувства ритма и координации в пространстве
Партерная гимнастика- 22 ч.
Теория: Инструктаж перед выполнением упражнений. Показ, объяснение правил выполнения.
Практика: Упражнения на расслабление мышц тела. Упражнения на укрепление брюшного пресса. Упражнения на развитие гибкости позвоночника. Упражнения на развитие гибкости плечевого и поясничного суставов.
Историко-бытовые и бальные танцы-8 ч.
Теория: Развитие и особенности историко-бытовых и бальных танцев.
Практика: Элементы бального танца. Отработка изученных элементов.
Современный танец- 8 ч.
Теория: История развития современных видов танцев. Виды современных танцев.
Практика: Элементы современных танцевальных стилей. Отработка изученных элементов.
Актерское мастерство- 8 ч.
Теория: Эмоциональная выразительность. Мимика и пантомимика в хореографии
Практика: Работа над эмоциональной выразительностью во время исполнения танца. Работа над четкостью исполнения движений.
Контрольное занятие- 2 ч.
- год обучения
Вводное занятие- 2ч.
Теория: Техника безопасности на занятиях хореографией. Предупреждение травматизма при выполнении упражнений. Первая медицинская помощь при травмах. Правила выполнения элементов экзерсиса.
Практика: Входной контроль. Беседа
Актерское мастерство- 8 ч.
Теория: Основы актерского мастерства.
Практика: Развитие исполнительского мастерства. Усложнение упражнений. Пантомима и жестикуляция в хореографическом искусстве. Рисунок танца и хореографический образ.
Народный танец- 10 ч.
Теория: Особенности народного характера в танце
Практика: Элементы народно-сценического танца. Элементы народно-сценического экзерсиса в характере народных танцев.
Экзерсис на середине зала- 18 ч.
Теория: Правила выполнения упражнений
Практика: Элементы экзерсиса по позициям. Элементы танца с увеличением амплитуды движения. Элементы танца с продвижением по залу.
Танец- 10 ч.
Теория: Композиция танца. Сюжет танца.
Практика: Постановка композиций танца. Отработка композиций танца. Повышение уровня исполнительского мастерства.
Репетиционная работа- 18 ч.
Теория: Построение рисунка танца. Техника выполнения движений.
Практика: Отработка ранее изученных элементов танца. Соединение в комбинации.
Контрольное занятие- 2ч.
- год обучения
Вводное занятие- 2ч.
Теория: Техника безопасности на занятиях хореографией.
Практика: Входной контроль. Беседа.
Музыкальная грамота-10 ч.
Теория: Слушание и разбор танцевальной музыки. Музыкальный размер.
Практика: Музыкальные игры. Хлопанье в ладоши в такт музыке.
Рисунок танца- 20 ч.
Теория: Построения и перестроения в соответствии с рисунком танца.
Практика: Упражнения на устойчивость. Перестроения в соответствии с рисунком. Круг, полукруг. Шахматный порядок.
Народный танец-30 ч.
Теория: Особенности народного характера в танце. Особенности татарского танца. Особенности украинского танца. Особенности испанского танца. Особенности русского танца.
Практика: Танцы народов: элементы татарского танца, элементы украинского танца, элементы испанского танца, элементы русского танца.
Акробатика-20 ч.
Теория: техника безопасности при выполнении акробатических трюков.
Практика: Акробатические трюки в танцевальных композициях. Усложнение танцевальных композиций. Ускорение темпа исполнения танцевальных композиций.
Эстрадный танец- 18 ч.
Теория: Современные стили и направления эстрадного танца
Практика: Элементы эстрадных танцев
Контрольное занятие- 2.
К программе дополнительного образования хореографического объединения «Ритм» предложен диагностический инструментарий (Приложения 1,2,3)
Планируемые результаты освоения программы:
Основные результаты обучающихся 1 класса:
- Знает основную танцевальную терминологию, применяющуюся при изучении материала (опорная нога, работающая нога, шаг ногой и шаг на ногу, и т.п.);
- Знает основные понятия: позиции и положения рук, ног; линия танца и др.
- Знает правила техники безопасности;
- Знает правила взаимодействия в коллективе.
- Выполняет начальные упражнения по позициям в темпе и ритме музыки;
- Ориентируется в пространстве;
- Выполняет элементы танцев
- Выполняет четко и правильно элементы и упражнения танцев самостоятельно и с помощью педагога.
Основные результаты обучающихся 2 класса:
- Знает отличительные особенности танцев (народных, бальных, историко-бытовых);
- Знает основные танцевальные движения и комбинации танцев (народных, бальных, историко-бытовых);
- Умеет самостоятельно исполнять движения и комбинации танцев;
- Умеет передавать эмоциональную окраску композиции танца;
- Умеет соотносить свои движения с услышанной музыкой;
- Выполняет четко и правильно элементы и упражнения танцев самостоятельно или после предварительного инструктажа.
Основные результаты обучающихся 3 класса:
- Знает основные композиционные принципы построения танца;
- Знает правила коллективной и самостоятельной творческой деятельности.
- Умеет исполнять основные сюжеты танцев;
- Умеет создавать простые музыкально-двигательные образы и сюжетно-тематические картины;
- Умеет анализировать работу коллектива и каждого обучающегося;
- Взаимодействует в коллективе;
- Самовыражается в творческом процессе.
- Самостоятельно исполняет упражнения на середине зала;
- Создает простейшие композиции с комбинированием изученных движений танцев;
- Использует полученные знания в процессе жизнедеятельности.
Основные результаты обучающихся 4 класса:
- Слышит и понимает темп и ритм музыки;
- Умеет создавать простейшие танцевальные композиции из ранее изученных отдельных движений;
- Соотносит танцевальные движения с услышанной музыкой;
- Знает и применяет основные композиционные принципы построения танца;
- Знает и отличает особенности различных видов танцев (Народный, бальный, классический и т.д.)
- Умеет зеркально воспроизводить танцевальные движения;
- Умеет воспроизвести хлопками и притопами ритмические рисунки
- Умеет выполнять простые акробатические трюки
- Выполняет правильно и четко элементы и упражнения танцев.
Материально-техническое оснащение:
Оборудование:
Музыкальный центр,
ноутбук,
студийный комплект,
коврики для занятий гимнастикой и растяжкой.
Наглядные пособия:
Карточки «Позиции ног в хореографии»
Карточки «Позиции рук в хореографии»
Обучающие карточки «Музыкальный размер»
Календарно-тематическое планирование
1 год обучения
66 ч.
№ п/п | Тема занятия | Дидактическая цель | Кол-во ч. | Дата | |
I четверть | |||||
1 | Вводное занятие | Изучение правил техники безопасности на занятиях хореографией | 2 | ||
2 | Что такое танец? | Дать детям элементарное представление о танце | 2 | ||
3 | Виды танца | Знать основные виды танца: классический, народный, бальный | 2 | ||
4 | В мире позиций | Дать элементарное представление о позициях в классическом танце | 2 | ||
5 | Позиции рук и ног. | Дать элементарное представление о позициях в классическом танце. | 4 | ||
6 | Занятие в зале. | Освоение первоначальных навыков координации движений | 2 | ||
7 | Народный танец | Изучение элементов русского народного танца | 4 | ||
8 | Историко-бытовой танец | Изучение истории возникновения историко-бытового танца. Изучение элементов историко-бытового танца | 2 | ||
9 | Бальный танец | Изучение истории возникновения бального танца. Изучение элементов бального танца | 2 | ||
10 | Тренинг «Я – актёр» | Развитие творческого потенциала у детей | 2 | ||
11 | Игра «Повтори за мной» | Развитие творческого потенциала у детей | 1 | ||
12 | Игра «Волшебная маска» | Развитие творческого потенциала у детей | 1 | ||
13 | Игра-превращение | Развитие творческого потенциала у детей | 1 | ||
14 | Ритм и движение | Формирование двигательных навыков, выполнение элементарных движений под музыкальное сопровождение | 1 | ||
15 | Моё тело. Упражнения для развития | Формирование пластики, культуры движения их выразительность | 6 | ||
16 | Постановка корпуса | Приобретение правильной осанки и положение головы, рук и ног | 6 | ||
17 | Упражнения на устойчивость | Совершенствование координацию движений, навык ориентирование в пространстве. | 4 | ||
18 | Упражнения на развитие гибкости и подвижности суставов | Повышение гибкости суставов | 6 | ||
19 | Упражнения на развитие эластичности мышц | Повысить эластичность и тонус мышц | 4 | ||
20 | Упражнения на постановку шага и выворотности | Формирование правильного исполнения танцевального движения, шага | 6 | ||
21 | Упражнения для развития гибкости тела | Повышение эластичности и тонуса мышц спины (развитие гибкости) | 4 | ||
22 | Контрольное занятие | Показ основных умений и навыков | 2 |
2 год обучения
68 ч.
№ п/п | Тема занятия | Дидактическая цель | Кол-во ч. | Дата | |
| |||||
1 | Вводное занятие | Изучение правил техники безопасности на занятиях хореографией | 2 | ||
2 | Основные термины в хореографии | Изучение основной терминологии и понятий по классическому танцу | 1 | ||
3 | Позиции рук и ног в классическом танце | Закрепление знаний о позициях рук и ног в классическом танце | 1 | ||
4 | Народный танец- история развития и особенности | Изучение элементов русского народного танца | 2 | ||
5 | Техника и правила выполнения упражнений | Изучение правил и техники безопасности при выполнении упражнений | 2 | ||
6 | «Молоточек» | Изучение элемента народного танца «Молоточек» | 3 | ||
7 | «Моталочка» | Изучение элемента народного танца «Моталочка» | 3 | ||
8 | «Гармошка» | Изучение элемента народного танца «Гармошка» | 3 | ||
9 | «Веревочка» | Изучение элемента народного танца «Веревочка» | 3 | ||
10 | Партерная гимнастика | Освоение правил техники выполнения комплекса упражнений партерной гимнастики | 2 | ||
11 | Упражнения на расслабление мышц тела | Научить упражнениям на расслабление мышц, дыхательным упражнениям и упражнениям в равновесии | 4 | ||
12 | Упражнения на укрепление брюшного пресса | Укрепление и гармоничное развитие мышц пресса | 4 | ||
13 | Упражнения на развитие гибкости позвоночника | Повышение эластичности и тонуса мышц спины (развитие гибкости) | 4 | ||
14 | Упражнения на развитие гибкости плечевого и поясничного суставов | Научить правильному выполнению гимнастических упражнений развивающих гибкость, эластичность мышц и суставов. | 4 | ||
15 | Растяжка на полу | Растяжение мышц ног, развитие гибкости | |||
16 | Историко-бытовые и бальные танцы | Изучение элементов историко-бытового танца и бального танца | 2 | ||
17 | Элементы бального танца | Изучение основных элементов бального танца. | 2 | ||
18 | Вальсовый шаг | Изучить элементы танца. «Фигурный вальс», вальсовый шаг с продвижением в диагонали по одному и в паре | 2 | ||
19 | Шаги в бальном танце | Изучить элементы танца. «Фигурный вальс», вальсовый шаг с продвижением в диагонали по одному и в паре | 2 | ||
20 | История развития современных видов танцев | Изучение истории возникновения и развития современных видов танцев | 2 | ||
21 | Виды современных танцев | Знакомство с элементами направлений современного танца | 2 | ||
22 | Элементы современных танцевальных стилей | Сформировать знания и технику исполнения разных стилей современного танца | 2 | ||
23 | Отработка изученных элементов | Совершенствование в исполнении выученных движений, формирование умения синхронно двигаться в такт музыке | 2 | ||
24 | Мимика и пантомимика в хореографии | Дать начальные знания об искусстве пантомимы, изучить базовые пластические элементы | 4 | ||
25 | Эмоциональная выразительность | Повышение эмоциональной выразительности учащихся путем повторения и отработки пройденных движений. | 4 | ||
26 | Контрольное занятие | Показ основных умений и навыков | 2 |
3 год обучения
68 ч.
№ п/п | Тема занятия | Дидактическая цель | Кол-во ч. | Дата | |
| |||||
1 | Вводное занятие | Изучение правил техники безопасности на занятиях хореографией | 2 | ||
2 | Основы актерского мастерства | Развитие творческого потенциала у детей | 2 | ||
3 | Пантомима и жестикуляция в хореографическом искусстве | Дать начальные знания об искусстве пантомимы; изучить базовые пластические элементы | 3 | ||
4 | Рисунок танца и хореографический образ | Обучение перестраиваться из одного рисунка в другой | 3 | ||
5 | Особенности народного характера в танце | Изучение особенностей народного характера в танце | 2 | ||
6 | Элементы народно-сценического танца | Обучение детей русским танцевальным движениям | 4 | ||
7 | Элементы народно-сценического экзерсиса в характере народных танцев | Обучение детей русским танцевальным движениям | 4 | ||
8 | Правила выполнения упражнений на середине зала | Изучение правил и техники безопасности при выполнении упражнений на середине зала | 2 | ||
9 | Элементы экзерсиса по позициям | Изучение элементов по позициям | 4 | ||
10 | Элементы танца с увеличением амплитуды движения | Формирование правильного ориентирования в пространстве | 4 | ||
11 | Элементы танца с продвижением по залу | Формирование правильного исполнения танцевального движения, шага с продвижением | 4 | ||
12 | Бег, шаги, подскоки | Координация в пространстве, умение перестроиться с одного рисунка на другой с помощью бега, шагов, подскоков | 4 | ||
13 | Композиция танца | Построение и разучивание композиции в эстрадном танце | 1 | ||
14 | Сюжет танца | Изучения понятия «Сюжет», «Сюжет танца» | 1 | ||
15 | Постановка композиций танца | Построение и разучивание композиций | 2 | ||
16 | Отработка композиций танца | Совершенствование в исполнении выученных движений | 6 | ||
17 | Построение рисунка танца | Изучение понятия «Рисунок танца», формирование умения перестраиваться с одного рисунка в другой | 6 | ||
18 | Отработка ранее изученных элементов танца | Совершенствование в исполнении выученных движений. | 8 | ||
19 | Соединение в комбинации | Построение и разучивание композиций | 4 | ||
20 | Контрольное занятие | Показ основных умений и навыков | 2 |
4 год обучения
102 ч.
№ п/п | Тема занятия | Дидактическая цель | Кол-во ч. | Дата | |
| |||||
1 | Вводное занятие | Изучение правил техники безопасности на занятиях хореографией | 2 | ||
2 | Слушание и разбор танцевальной музыки | Изучение различных видов и жанров музыки | 4 | ||
3 | Музыкальный размер | Изучение понятия «Музыкальный размер», формирование умения определять музыкальный размер | 2 | ||
4 | Музыкальные игры | Умение различать динамику музыки и соотносить это с настроением музыкально-игрового образа, выражать свои чувства в танцевальных импровизациях | 2 | ||
5 | Хлопанье в ладоши в такт музыке | Развивать чувство ритма в сочетании с музыкой | 2 | ||
6 | Построения и перестроения в соответствии с рисунком танца | Развитие координации в пространстве, умения перестроиться с одного рисунка на другой | 4 | ||
7 | Упражнения на устойчивость | Обучить упражнениям в равновесии, формировать знания о правилах техники безопасности при выполнении упражнений на устойчивость | 4 | ||
8 | Рисунок танца «Круг» | Изучение основных рисунков и переходов в танце | 4 | ||
9 | Рисунок танца «Полукруг» | Изучение основных рисунков и переходов в танце | 4 | ||
10 | Рисунок танца «Шахматный порядок» | Порядок построения в рисунок танца «Шахматный порядок» | 4 | ||
11 | Особенности народного характера в танце | Изучение основных особенностей народных танцев, их видов | 2 | ||
12 | Особенности татарского танца | Изучение основных отличий и особенностей татарского народного танца | 1 | ||
13 | Особенности украинского танца | Изучение основных отличий и особенностей украинского народного танца | 1 | ||
14 | Особенности испанского танца | Изучение основных отличий и особенностей испанского танца | 1 | ||
15 | Особенности русского танца | Изучение основных отличий и особенностей русского народного танца | 1 | ||
16 | Элементы татарского танца | Отработка танцевальных композиций в стиле татарского танца | 6 | ||
17 | Элементы украинского танца | Отработка танцевальных композиций в стиле украинского танца. | 6 | ||
18 | Элементы испанского танца | Отработка танцевальных композиций в стиле испанского танца | 6 | ||
19 | Элементы русского танца | Отработка танцевальных композиций в стиле русского народного танца | 6 | ||
20 | Техника безопасности при выполнении акробатических трюков | Формировать знания техники безопасности при выполнении акробатических трюков | 2 | ||
21 | Акробатические трюки в танцевальных композициях | Формирование знаний об основных движениях и элементах акробатики в хореографии | 6 | ||
22 | «Колесо» | Формирование умения правильно выполнять упражнение «Колесо». | 6 | ||
23 | «Кувырок» | Умение правильно выполнять кувырок, знание техники безопасности при выполнении | 6 | ||
24 | Современные стили и направления эстрадного танца | Формирование знаний об основных стилях современного эстрадного танца | 2 | ||
25 | Элементы эстрадных танцев | Построение и разучивание композиции в эстрадном танце | 16 | ||
26 | Контрольное занятие | Показ основных умений и навыков | 2 |
Список использованной литературы:
- Афанасенко Е.Х, Клюнеева С.А., Шишова К.Б «Детский музыкальный театр. Программы, разработки занятий, рекомендации».
- Барышникова Т. Азбука хореографии. – СПб.: «ЛЮКСИ», «РЕСПЕКС»,1996.
- Бочкарёва Н. И. Ритмика и хореография: учебно-методический комплекс для хореографических отделений школ, гимназий, ДМШ, школ искусств.-Кемерово.-Кемеровск.гос. академия культуры и искусств, 2000.-101 с
- Гусев Г.П. «Методика преподавания народного танца. Упражнения у станка». - М.: «Владос» 2003г.
- Гусев Г.П. «Методика преподавания народного танца. Танцевальные движения и комбинации на середине зала». - М.: «Владос» 2004г.
- Гусев Г.П. «Методика преподавания народного танца. Этюды». - М.: «Владос» 2005г.
- Зацепина К., Климов А., Рихтер К., Толстая Н., «Народно-сценический танец» - М, 1976г.
- Лопухов А., Ширяев А., Бочаров А. Основы характерного танца. 4 изд. Стер. – СПб.: Издательство «Планета музыки», издательство « Лань», 2010.
- Михайлова М.А., Горбина Е.В. Поём, играем, танцуем дома и в саду. – Ярославль: Академия развития, 1996.
- Нечаев М.П. «Адаптированная воспитательная система в современной школе» / М.П. Нечаев. - М. 2008г.
- Новицкая Г. Урок танца. Пособие для хореографов и концертмейстеров. – СПб.: Издательство « Композитор», 2003.
- Прибылов Г. Методическое пособие по классическому танцу для педагогов-хореографов младших и средних классов. – М.: Театралис, 2004.
- Сидоренко В.И. История стилей в искусстве и костюме. – Ростов-на–Дону: Феникс, 2004.
- Тарасова Т.А., «Контроль физического состояния детей дошкольного возраста: Методические рекомендации для руководителей и педагогов ДОУ» – М.: ТЦ Сфера, 2005-175с.
- Шерман Р. Классическая музыка. Современная энциклопедия. – М.: АСТ: астель, 2009.
Приложение 1
Диагностическое обследование хореографических способностей
Тест на определение хореографических способностей детей
Тесты на определение хореографических способностей предполагают проверку чувства ритма, музыкального слуха, способности копировать движения, растяжку, двигательную память.
Критерии | Проверка действий | Пояснения и рекомендации |
1 этап. Уровень развития хореографических данных | ||
1. Подъем стопы | Вытягивание и сокращение стопы, круговые движения стопой | Не развитая стопа будет сковывать амплитуду прыжка и других движений. Для развития гибкости ступни необходимо выполнять специальные упражнения. |
2. Выворотность в стопе | Выполнить 1,2,3,5 позиции ног. | Отсутствие выворотности, неподвижность голеностопного сустава может привести к травме. При выполнении позиций все пальцы должны плотно прилегать к полу. |
3. Выворотность в колене | Выполнить demi plie Grand plie | Невыворотность колена при исполнении прыжков ведет к травме. Развивается специальными упражнениями. |
4. Выворотность в бедре | Выполнить упражнения «бабочка» и «лягушка» лежа на спине и животе. | Упражнения «лягушка» и «бабочка» следует выполнять осторожно с нажимом на колени. Отсутствие выворотности бедра не позволит правильно и красиво выполнить позы классического танца. Развивается с помощью специальных упражнений. |
5. Величина шага | Выполнить (с помощью педагога) шаги с высоким подниманием ног. | Нога должна идти свободно без усилий и боли, связки должны эластично растягиваться. Специальные упражнения увеличивают растяжку шага. |
6. Гибкость корпуса | Выполнить перегибы корпуса во все направления. | Верхняя часть корпуса перегибается легко и свободно, с устойчивым равновесием в нижней части корпуса. Идеальная гибкость не обязательна. |
7. Прыжок | Выполнение прыжков на 2 ногах на максимальную высоту. | Необходимо добиваться вытягивания корпуса и коленей в воздухе, полного опускания пяток на пол при приземлении, отталкивание производить всей ступней. |
2 этап. Уровень развития музыкальных данных | ||
1. Музыкальный слух | Исполнить отрывок из детской песни | Отсутствие слуха затруднит обучение хореографическому искусству. |
2. Ритм | Выполнить ритмическую хлопушку руками, ногами, выполнение движения с музыкой и изменением темпа | Отсутствие ритмических способностей препятствует изучению хореографии, развитию не поддается. |
3 этап. Развитие артистичности и выразительности | ||
1.Эмоциональность | Выполнение образных движений, выражение чувств лицом, чтение стихотворения с выражением | Все дети естественны и непосредственны. Это необходимо сохранять и развивать. |
2. Выразительность | Импровизация на заданную тему. | Внутреннее раскрепощение ребенка – основная задача педагога для развития выразительности. |
№ | Ф.И. ребёнка | Выворотность | Гибкость корпуса | Величина шага | Прыжок | Музыкальный слух, ритм | Артистичность, эмоциональность, выразительность | Общий балл | Средний балл | Уровень | |||
1 | |||||||||||||
2 |
- оптимальный 3 балла – чёткое яркое и эмоциональное выполнение движений;
- хороший 2 балла – выполнение движений с незначительными погрешностями ;
- допустимый 1 балл – движение выполняется не правильно, с ошибками.
Приложение 2
Анкетирование по методике Г. И. Щукиной.
Цель анкетирования – выявить уровень познавательного интереса у учащихся
Таблица 1. Бланк анкеты для выявления познавательного интереса младших школьников.
№ | Люблю заниматься, потому что… | Баллы |
1 | Мне это интересно | |
2 | Нравится, как преподает учитель | |
3 | Учитель интересно объясняет | |
4 | У меня хорошие отношения с учителем | |
5 | Получаю удовольствие от заданий, игр | |
6 | Интересны отдельные факты | |
7 | Учитель часто хвалит | |
8 | Родители считают это важным | |
Итого (баллов) | ||
Итого (%),кол-во бал/кол-во вопр х 100% = % |
Анализ результатов анкет проходит следующим образом: каждый положительный ответ, внесенный учеником, оценивается как 1 балл, а отрицательный – 0 баллов. Подсчитывается общее количество баллов и находится процент по формуле: кол-во баллов / кол-во вопросов 100% = уровень познавательного интереса.
После обработки результатов анкетирования учащихся рекомендуется распределить по вышеуказанным уровням, данные которых нужно отразить в таблице, пример которой представлен в таблице 2.
Таблица 2. Уровни сформированности познавательного интереса.
Уровень | Кол-во % |
средний | |
высокий | |
низкий |
Приложение 3
Диагностика хореографических способностей по методике Э.П. Костиной.
Обследование детей прослеживается на занятиях по хореографии. Во время занятий наблюдается выполнение танцевальных элементов, музыкально-ритмических упражнений, манера и характер исполнения движений, эмоциональное восприятие музыкального сопровождения и определяется уровень способности каждого ребенка.
Рекомендуемая методика предполагает общую систему оценки хореографических способностей по 3-балльной шкале.
3 балла – ребенок выполняет самостоятельно предложенные задания;
2 балла – ребенок с помощью взрослого выполняет некоторые предложенные задания;
1 балл – ребенок не может выполнить все предложенные задания, помощь взрослого не принимает.
Высоким результатом хореографических способностей детей можно считать средний балл от 2,3 до 3.
Средний уровень от 1,5 до 2,2 балла.
Низкий уровень 1,4 балла и ниже.
Мониторинг распределялся по оценочным таблицам. Результаты (высокий, средний, низкий) оценивались по показателям качества освоения ребенком музыкально-ритмической деятельности:
- Интерес и потребность к восприятию музыки и движений
- Интерес и потребность к исполнению музыкально-ритмических движений
- Наличие творчества в исполнении выразительности фиксированных движений игр и плясок.
Ф.И.О. детей | I. Интерес и потребность к восприятию музыки и движений. | II. Интерес и потребность к исполнению музыкально-ритмических движений. | III. Наличие творчества в исполнении выразительности фик. движений игр и плясок. | |||||
Целостное восприятие деятельности: восприятие выразительности, игрового содержания, понимание сюжета игры или композиции танца. | Восприятие азбуки основных видов движений музыкально-ритмической деятельности: основных, сюжетно-образных и танцевальных. | Восприятие ориентировки в пространстве. | Выразительность исполнения музыкально-ритмического репертуара: передача характера, сюжета игры, композиции танца. | Наличие развитого чувства ансамбля | Самостоятельность исполнения упражнений, танцев и др. | Творческая импровизация передачи игрового образа. | Творческая импровизация в свободной пляске. | |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Адаптированная рабочая программа по математике для детей с легкой степенью умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) 7 класс
Настоящая программа обучения составлена с учетом особенностей учащихся интеллектуального и физического развития и направлена на решения следующих целей: Цели обучения математики:развитие образног...
Рабочая программа по математике 1 класс (1 вариант) УП для детей с легкой степенью умственной отсталости (интеллектуальными нарушениями).
Рабочая прграмма по математике предназначена для учащихся 1 класса (1 вариант) для детей с лёгкой степенью умственной отсталости (интеллектуальными нарушениями)...
Рабочая программа по миру природы и человека 1 класс (1 вариант) УП для учащихся с легкой степенью умственной отсталости (интеллектуальными нарушениями).
1. Пояснительная запискаРабочая программа по миру природы и человека предназначена для учащихся 1 класса(1 вариант) с легкой степенью умственной отсталости (интеллектуальными нарушениями)....
Рабочая программа по психомоторике (игротерапии) 1 класс (1 вариант) УП для детей с легкой степенью умственной отсталости (интеллектуальными нарушениями).
Рабочая программа по психомоторике (игротерапии) предназначена для учащихся 1 класса с легкой степенью умственной отсталости (интеллектуальными нарушениями)....
Рабочая программа по речевой практике 1 класс (1 вариант) УП для детей с легкой степенью умственной отсталости (интеллектуальными нарушениями).
Рабочая программа по речевой практике предназначена для учащихся 1 класса с легкой степенью умственной отсталости (интеллектуальными нарушениями)....
Специальная индивидуальная программа развития обучающегося с легкой степенью умственной отсталости (интеллектуальными нарушениями) пятого класса
Программа домашнего обучения по 1 варианту для 5 класса 8 вид...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА коррекционно – развивающих занятий для обучающихся с легкой степенью умственной отсталости (интеллектуальными нарушениями)
Рабочая программа коррекционно – развивающих занятий для обучающихся 6 класса разработана на основе адаптированной основной общеобразовательной программы школы....