Рекомендации для педагогов по психолого-педагогическому сопровождению детей с РАС
консультация
Рекомендации для педагогов
по психолого-педагогическому сопровождению
детей с РАС
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
pyamyatka.docx | 30.15 КБ |
Предварительный просмотр:
Рекомендации для педагогов
по психолого-педагогическому сопровождению
детей с РАС в общеобразовательной школе
Что учитель может увидеть в классе, где есть ребёнок с РАС?
- ребенок не общается со сверстниками, не смеётся вместе с ними, не смотрит на них, не инициирует контакт, не играет с другими детьми;
- многим из говорящих детей с РАС сложно начать или продолжать разговор, они часто отвечают с отсрочкой и односложно;
- сложно найти мотивацию (детей могут интересовать только несколько тем: динозавры, автомобили и т.п.);
- стереотипии (рычание, раскачивание, хлопки, прыжки, вращение кистей рук, перелистывание страниц книг, моргание и т.д.). Чаще всего стереотипии появляются, когда ребенку с РАС скучно, грустно или в момент стресса;
- нарушение привычного распорядка дня или окружения может быть травматичным для ребенка с РАС и вызывать аффективные реакции.
Особенности поведения детей с РАС, препятствующие обучению в инклюзивном классе:
- Страх новых ситуаций и изменений;
- Отсутствие гибкости в мышлении и поведении;
- Медленный темп деятельности и взаимодействия
- Пресыщение сенсорными стимулами;
- Ограниченное понимание социальных ситуаций.
Рекомендации по проведению урока:
На уроке в 1 классе присутствуют двое взрослых: учитель и помощник учителя. Многим детям сложно самим воспринимать и выполнять фронтальную инструкцию, некоторым в процессе выполнения задания требуется стимулирующая помощь или организующая помощь. Иногда ребенку необходимо выйти и отдохнуть в коридоре. Задача тьютора – сопровождение учащихся на уроках в инклюзивных классах.
Один из главных принципов организации учебного процесса – индивидуальный подход к каждому ученику.
- Используйте разноуровневые задания (каждый ученик выполняет задание по теме урока в зависимости от его возможностей и поставленной для него задачи обучения).
- Используйте по возможности сокращенные словесные инструкции.
- Предъявляйте задания в письменном виде: карточки, спец. тетрадь.
- Не скупитесь на достаточное поощрение усилий учащегося.
- Сочетайте различные стили подачи учебного материала.
- Разрешайте учащимся с использовать на урока вспомогательные средства обучения
- Поощряйте работу учащихся в паре
- При изучении учебного материала включайте методику проектной деятельности учащихся.
- Адаптируйте программу по всем предметам к возможностям учащихся.
- Предусматривайте частую смену видов деятельности на уроке.
- Соблюдайте четкие границы, стереотип урока.
- Предоставляйте возможность отдохнуть несколько минут учащемуся.
Для успешной работы с детьми РАС необходимо использовать:
- Тестирование учащихся в начале и конце учебного года (по плану работы специалистов ОУ)
- Мониторинг достижений учащихся (проверочные работы бывают двух типов: контрольные и самостоятельные работы в соответствии с планом контрольных мероприятий класса; контрольные и самостоятельные работы в соответствии с индивидуальной образовательной программой).
- Предупреждающие методики: обучение без ошибок, расписание поощрений, необусловленное поощрение, серия поддержек и подсказок.
- Поведенческие технологии: формирование альтернативного поведения.
- Методики, основанные на социальных историях.
Список поощрений, используемых в работе с детьми РАС:
- Игрушки и разные «интересные штуки»: мыльные пузыри, слинки (пружинка), сосуды с двухфазной жидкостью, сосуды «песок в жидкости», юла, волчок, бильбоке, кубик Рубик, куб из магнитных шариков.
- Пищевые (все, что угодно – узнавать у мамы: детям нравится самое разное, от лука до печенья определенной марки и фасовки).
- Не требующие специального оборудования: аплодисменты, объятия, рукопожатие, ручной массаж, танцы, песни, считалочки, пальчиковые игры, теневой театр..
- Требующие мелкого оборудования:
а) пахнущие (ароматические масла, специи в баночках, ароматизированные фломастеры, ручки, пластилин);
б) горящие и светящиеся (свечи, фонарики).
в) звучащие (свистки, колокольчики, музыкальные инструменты, звучащие игрушки, звучащие книжки, звучащие плакаты, трещотки).
- Осязательные и проприорецептивные: терапевтические массы и пластилины, «лизунчики», массажные мячики и кольца, вибрирующие игрушки, крупы, орехи в банках, фактурные безопасные бусины, игрушки для ощупывания, куски ткани разной структуры и натурального меха, массажные щетки разной структуры для расчесывания волос, массажеры разных типов, эспандеры.
- «Знаки отличия»: наклейки, значки, «медали», штампики, браслеты, ленты.
- Состоящие из многих частей: пазлы, аппликации, мозаика, железная дорога,
- Требующие относительно стационарного оборудования: прыжки на батуте, качание на качелях, вращение в офисном кресле, прыжки и упражнения на фитболе.
- Сюжетно-ролевые игры (с соответствующими игрушками).
- Техника: планшет, телефоны
Это интересно!!! - по данным статистики…..
При оказании своевременной квалифицированной помощи дети с РДА
Могут обучаться:
По общеобразовательной программе – 60 %
По программе специальной школы – 30 %
Адаптироваться в условиях семьи – 10%
Без помощи:
Становятся глубокими инвалидами – 95%
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методические рекомендации по написанию психолого-педагогической характеристики на учащегося
Представлены схемы написания психолого-педагогических характеристик на учащихся дошкольного и школьного возраста при направлении на психолого-медико-педагогическую комиссию, схемы написания характерис...
Психолого – педагогическое сопровождение для реализации воспитательной деятельности школы (методические рекомендации)
В целях оказания помощи классным руководителям, заместителям директоров по воспитательной работе, педагогам – психологам, педагогам дополнительного образования, социальным педагогам, для повышения уро...
Психолого-педагогические рекомендации педагогам по работе с гиперактивным ребенком.
В данной методической разработке предоставлены в большей степени практические материалы, направленные на выявление и дальнейшее составление индивидуальной программы реабилитации для ребенка, имеющего ...
"Методические рекомендации по разработке системы психолого-педагогического сопровождения образовательного процесса в рамках внедрения ФГОС".
Методические рекомендации....
Методические рекомендации для педагогов "Психолого-педагогическая культура педагога. Психогигиена педагога"
Данные методические рекомендации больше подходят для педагогов школ, училищ, техникумов и дополнитльного образования. Здесь представлено 2 раздела темы "Психолого-педагогическая культура педагога".Дан...
Методические рекомендации по организации психолого-педагогического сопровождения ГИА выпускников
Примерные этапы реализации программы. Рекомендации для учителей. Рекомендации для обучающихся. Рекомендации для родителей....
Методические рекомендации по организации психолого-педагогического сопровождения детей с ТМНР. Разработка СИПР.
Методические рекомендации предназначены для оказания методической помощи в условиях реализации Федерального государственного образовательного стандарта общего образования обучающихся с умственной отст...