Методические рекомендации по написанию психолого-педагогической характеристики на учащегося
материал по теме
Представлены схемы написания психолого-педагогических характеристик на учащихся дошкольного и школьного возраста при направлении на психолого-медико-педагогическую комиссию, схемы написания характеристик на выпускников, на трудных подростков, схема характеристики класса и другие
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
psihologo-pedagogicheskaya_harakteristika.zip | 24.18 КБ |
Предварительный просмотр:
Мокринская Марина Михайловна
учитель географии, биологии, логопедии
ГКОУ СО «Буткинская специальная (коррекционная)
общеобразовательная школа – интернат»
Уважаемые коллеги,
довольно часто мы встречаемся с необходимостью написания психолого-педагогической характеристики на учащегося. За 19 лет учебы и педагогической деятельности в моей педагогической копилке собрана целая коллекция разных схем написания характеристик. Хочу поделиться с вами этими материалами.
ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧАСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА.
- Цели и требования к написанию ППХ ……………….…………………2
- Схема характеристики учеников СКОУ при направлении к врачу-психиатру………………………………………………….………………3
- Схема характеристики учащихся СКОУ, состоящих на учете в инспекции по делам несовершеннолетних………….…………………..5
- Схема характеристика на ребенка дошкольного возраста при направлении на ПМПК…………………………………………………...7
- Схема характеристики на ребёнка школьного возраста при направлении на ПМПК……………………………………………………8
- Схема психолого-педагогической характеристики выпускника начальных классов и 9 класса СКОУ…………………………………….9
- Схема психолого-педагогической характеристики класса…………….10
- Психолого-педагогическая характеристика учащегося……………......11
- Схема характеристики трудного подростка…………………………….13
- Рекомендации по оформлению психолого-педагогической характеристики на воспитанника…………………………...…………...17
ЦЕЛИ И ТРЕБОВАНИЯ К НАПИСАНИЮ ППХ.
Охрана здоровья детей и подростков, своевременная помощь и коррекция недостатков психофизического развития, успешная социализация и интеграция их в обществе, требует участия представителей самых различных специальностей.
Учителя, воспитатели, классные руководители, инспекторы комиссий по делам несовершеннолетних, мастера производственного обучения ПУ являются наиболее объективным источником информации о микросоциальных условиях в семье учащихся, обо всех изменениях в поведении подростка, особенностях его личности, о замеченных начальных отклонениях в нервно-психической сфере. Именно они помогут своевременно направить подростка для квалифицированной помощи к детскому и подростковому врачу-психиатру, на ПМПК и т.д.
Для осуществления достаточной преемственности между этими звеньями необходимо сопроводить ребенка умело составленной характеристикой.
Психолого-педагогическая характеристика – это документ, в котором изложена адекватная оценка социальных условий проживания, положительных черт личности ребенка наряду с отрицательными, видна возможность борьбы с негативом и как это воздействует на ребенка, какие результаты.
Обязательной будет ППХ при переводе ребенка из начальной школы в среднюю, при выпуске из школы или переводе в другую школу. Также характеристики пишутся по мере запроса: в органы суда, в органы соц. защиты, на ПМПК и т.д.
ППХ на ребенка может быть написана воспитателем, учителем, классным руководителем, психологом и другими специалистами.
При написании характеристики нужно учитывать следующие требования:
- Сведения о ребенке должны быть точными, достоверными и объективными;
- Нужно четко знать, куда пишется характеристика, т.е. цели, задачи использования характеристики, и учитывать это при выборе структуры и содержания;
- К написанию характеристики можно приступать только после проведения психолого-педагогического обследования, длительного наблюдения за ребенком;
- ППХ должна быть краткой, понятной, содержательной и отражать основные психолого-педагогические аспекты состояния ребенка;
- Нужно давать описание как положительных, так и отрицательных черт личности ребёнка;
- Не допускается наличие в характеристике грамматических и орфографических ошибок;
- В конце характеристики должны быть обязательно указаны: дата написания, авторы, их должности и личные подписи;
- ППХ должна быть заверена печатью и подписью руководителя ОУ.
СХЕМА ХАРАКТЕРИСТИКИ УЧЕНИКОВ СКОУ ПРИ НАПРАВЛЕНИИ К ВРАЧУ-ПСИХИАТРУ.
- Фамилия. Имя. Отчество. Возраст.
- Состав семьи (полная, неполная).
- Образование родителей.
- Характер родителей (отдельно отца и матери).
- Взаимоотношения в семье, алкоголизация родителей, судимости;
- Количество детей в семье, их особенности, место обучения, работы.
- Стиль воспитания и контроль за проведением свободного времени: - гипоопека и безнадзорность;
- гиперопека (мелочный контроль);
- по типу «золушки» (в условиях повышенной
требовательности и строгости);
- по типу «кумира семьи» (при постоянном восхищении
и переоценке подростка);
- правильное воспитание в условиях, способствующих
всестороннему развитию ребёнка.
- Отношение к родителям:
- любовь и уважение к обоим или к одному из родителей;
- сдержанно;
- отрицательно, с пренебрежением;
- проявление реакции активного протеста в виде уходов из
дома, отказов от еды, от речевых контактов и т.д.;
- Отношение к школе и учёбе:
- отношение к учебе в младших и старших классах;
- пропуски занятий;
- успеваемость;
- активность на занятиях и особенности поведения;
- утомляемость и отвлекаемость на уроках.
- Особенности мышления и интеллекта:
- сформированность внимания, памяти;
- умение выделять существенное в изучаемом материале;
- способность к обобщению, развитость речи;
- самостоятельность, критичность мышления;
- возможность самоконтроля, умение рационально
планировать выполнение учебных заданий.
- Особенности личности:
- общительный, контактный, легко сходится с людьми;
- замкнутый, держится изолированно от окружающих;
- возбудимый, раздражительный, легко ссорится и быстро
мирится;
- застенчивый, подчиняемый, боится ответственности;
- злопамятный, упрямый, дает бурные реакции со злобностью
и разрушительными действиями;
- льстивый, угодливый, аккуратный;
- стеничный, стремится к лидерству, жаждет власти.
- Увлечения, любимые занятия:
- чтение;
- спорт;
- телепередачи, кино;
- музыка, танцы, дискотеки;
- коллекционирование;
- бесцельное времяпровождение;
- прогулки, компании, азартные игры.
- Нарушение поведения (с какого возраста):
- отношение к общественной работе, активность в делах
коллектива;
- соблюдение нравственно-этических норм, сформированность
понятий добра и зла, дозволенности и запрета;
- учёт в инспекции по делам несовершеннолетних;
- уходы и бродяжничество (причины, частота, места ночёвок);
- кражи, хулиганские действия, судимость.
- Алкоголизация, курение:
- с какого возраста;
- как часто.
- Сексуальное поведение:
- обострение внимания к противоположному полу;
- встреча с девушками (юношами);
- сквернословие;
- онанизм, сексуальные эксцессы;
- гомосексуальные контакты;
- порнография.
- Отношение к замечаниям, критике:
- не обращает внимания;
- раздражается, сердится;
- приходит в уныние, огорчается;
- прислушивается к замечаниям.
- мероприятия педагогов по коррекции поведения, причины госпитализации.
СХЕМА ХАРАКТЕРИСТИКИ ПОДРОСТКОВ СКОУ, СОСТОЯЩИХ НА УЧЁТЕ В ИНСПЕКЦИИ ПО ДЕЛАМ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ.
- Фамилия. Имя. Отчество. Возраст.
- образование или место учебы.
- Состав семьи (полная, неполная).
- Характер родителей, отрицательное влияние на подростка.
- Особенности воспитания:
- гипоопёка и безнадзорность;
- гиперопека (мелочный контроль);
- «кумир семьи» (постоянное восхищение и переоценка
подростка);
- воспитание по типу жестких взаимоотношений;
- правильное воспитание.
- Отношение с родителями:
- взаимопонимание, сочувствие, сострадание;
- недоброжелательное, враждебное, агрессивное, утрата интереса к любой полезной деятельности, неопрятность, стремление делать назло, разрушение вещей.
- Особенности личности:
- бурные реакции со злобностью и агрессией, упрямство, колебания настроения;
- состояние во время конфликта (покраснение лица, потливость, одышка и т.п.);
- состояние после конфликта (расслабленность, вялость, плаксивость, длительная напряженность и злобность);
- наличие хмуро-недовольного настроения, жестокость, жажда власти, педантизм, аккуратность, льстивость;
- «стремление уходить» от любых трудностей, стремление к удовольствиям, наличие «лидерских» тенденций, лживость;
- «жажда признания», стремление привлечь к себе внимание любым путём, склонность к фантазиям, капризность;
- замкнутость, невыразительность эмоций, немотивированность поступков;
- общительность, жажда деятельности;
- неуверенность в себе, робость, психическая невыносливость, быстрая утомляемость;
- чрезмерная склонность к сомнениям, многократное обдумывание предстоящих и уже совершенных поступков;
- память, интеллектуальная продуктивность;
- сформированность понятий добра и зла, дозволенности и недозволенности;
- отношение к животным.
- Увлечения, интересы:
- характер чтения;
- посещение дискотек;
- вид спорта;
- азартные игры, коллекционирование.
- Сексуальное поведение:
- встреча с девушками (юношами);
- сквернословие;
- онанизм, гомосексуальные эксцессы;
- порнография.
- Нарушения поведения:
- поведение и успехи в школе;
- отношение к общественной работе и труду;
- противоправное поведение;
- уходы и бродяжничество;
- алкоголизация и курение, наркотики и суррогаты;
- попытки к самоубийству.
- Наличие конфликтной ситуации (какой?):
- дома, в школе, с группой подростков;
- положение среди сверстников;
Реакция на наказание и поощрение.
- Проведенная работа с подростком, её результаты.
СХЕМА ХАРАКТЕРИСТИКИ НА РЕБЕНКА ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПРИ НАПРАВЛЕНИИ НА ПМПК.
В первую очередь в характеристике должно быть отражено:
- Как долго ребенок посещает детский сад, в том числе, сколько времени он обучается у последнего воспитателя, часто ли болеет, охотно ли ходит в детский сад;
- Как ребенок ведет себя в дошкольном учреждении (контактирует ли со взрослыми, с воспитателем, со сверстниками);
- Достаточно ли он владеет навыками самообслуживания;
- Как относится к занятиям и как ведет себя на занятиях;
- Какие особенности поведения способствуют, а какие препятствуют усвоению и закреплению знаний, умений, навыков;
- Как ребенок относится к труду, какие виды труда предпочитает, в каком темпе работает, доводит ли дело до конца и проявляет ли заинтересованность в конечном результате;
- особенности умственного развития ребенка: справляется ли он с программой детского сада;
- Какое участие принимают родители в развитии и воспитании ребенка;
- что создает наибольшие трудности и вызывает беспокойство у воспитателя.
Характеристика может быть написана в свободной форме, но с последовательным изложением вышеуказанных разделов.
СХЕМА ХАРАКТЕРИСТИКИ НА РЕБЕНКА ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПРИ НАПРАВЛЕНИИ НА ПМПК.
В первую очередь в характеристике должно быть отражено:
- как долго ребенок посещает данное педагогическое учреждение, в том числе, сколько времени он обучается у последнего педагога;
- как ребенок ведет себя в педагогическом учреждении (контактирует ли со сверстниками, взрослыми, с педагогом);
- как относится к учебе и как ведет себя на уроках;
- помогают ли родители ребенку в учебе;
- какие особенности способствуют, а какие препятствуют усвоению знаний.
- далее необходимо указать конкретно, какими знаниями по программе ребенок овладел (математика, чтение, письмо, ознакомление с окружающим) и какому уровню программных требований соответствует на настоящий момент.
СХЕМА ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ХАРАКТЕРИСТИКИ ВЫПУСКНИКА НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ И 9 КЛАССА СКОУ.
- фамилия, имя, отчество, домашний адрес;
- состав семьи, её культурный уровень;
- взаимоотношения в семье, характер воспитания ребенка;
- режим и досуг ребенка, участие в домашнем труде;
- друзья и знакомые ребенка вне школы;
- наиболее важные события в жизни ребенка;
- состояние здоровья ребенка
- общий уровень развития ученика:
- общее развитие; речь, начитанность, эрудиция;
- отношение к учебному труду: как относится к занятиям в школе, допускает ли опоздания, пропуски уроков, внимателен ли на уроке, систематически ли выполняет домашнее задание;
- успеваемость ученика: как успевает по разным предметам, какие предметы любит, какие даются легко, по каким встречает затруднения;
- как относится к физическому труду, проявляет ли инициативу в физическом труде;
- каков уровень дисциплины ученика;
- в чём проявляются интересы и склонности ученика, какой профессией интересуется, связаны ли его интересы с выбором будущей профессии;
- общественное лицо и общественная работа ученика:
- принимает ли участие в общественной жизни класса, группы, как относится к общественным поручениям;
- имеет ли организационные навыки;
- доводит ли начатое дело до конца;
- пользуется ли уважением, авторитетом в классе;
- основные черты характера ученика, его морально-волевые качества:
- правдивость, скромность, принципиальность, честность, отношение к родителям и членам семьи, учителям и сверстникам;
- целеустремленность, активность, решительность, смелость, самостоятельность, уверенность в себе;
- быстро или медленно ребенок реагирует на вопросы, говорит, делает.
- общие выводы и пожелания:
- что сделать для преодоления недостатков в поведении школьника;
- какие качества надо развивать и совершенствовать у ученика.
СХЕМА ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ХАРАКТЕРИСТИКИ КЛАССА.
- Состав класса:
- кто из учащихся может учиться на «4» и «5», кому потребуется дополнительная помощь;
- кто из учащихся плохо видит, слышит;
- кому требуется материальная помощь;
- раскрыть особенности работы с трудновоспитуемыми.
- Сплочённость класса:
- как дети относятся друг к другу;
- дружат ли мальчики и девочки; переживают ли ребята удачи и неудачи класса.
- Организованность класса:
- умеют ли учащиеся терпеливо и внимательно выслушивать друг друга на собраниях, на перемене, при выполнении различных дел;
- умеют ли они распределять между собой работу и рационально её выполнять.
- Общественное мнение в классе:
- наличие критики и самокритики в классе;
- проявляют ли школьники требовательность к своим друзьям;
- как класс относится к дезорганизаторам, отличникам, активу, неуспевающим;
- есть ли расхождение между тем, что ребята говорят и делают.
- Актив класса:
- состав актива;
- авторитетен ли он;
- выполняются ли распоряжения актива;
- как относятся активисты к товарищам по классу.
- Связь класса с общешкольными делами:
- знают ли в классе о том, что происходит в школе в целом и в других классах;
- выполняются ли классом общественные поручения;
- как участвует класс в общественных мероприятиях;
- как связан класс с другими классами.
ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧАЩЕГОСЯ
(класс, школа)_____________ город, село___________________________
Ф.И.О._______________________________________________________,
проживающего по адресу:______________________________________.
- Общие сведения об ученике, его семье (Ф.И.О., год рождения, класс, год поступления в школу, был ли оставлен на второй год и причины):
- родители, родственники, заменяющие родителей (Ф.И.О., год рождения, состояние здоровья, общественные обязанности, где и кем работают);
- каким по счету в семье является ребенок;
- материальное положение в семье;
- социокультурный уровень;
- кто осуществляет основное воспитание в семье;
- имеется ли единство требований семьи и школы;
- стили общения в школе и дома;
- режим дня;
- трудовые обязанности по дому (систематические);
- в какой форме осуществляется контакт семьи и школы.
- Состояние здоровья (данные медицинских наблюдений, анамнез):
- диагноз, общее физическое развитие, имеющиеся нарушения;
- особенности ЦНС (сила, подвижность, уравновешенность, устойчивость нервных процессов);
- особенности сенсомоторной сферы (зрение, слух, речедвигательный аппарат, моторика);
- применяемые средства укрепления здоровья и их эффективность.
- Успеваемость учащегося:
- оценки по основным предметам;
- дисциплинированность на уроке;
- отзывы учителей (понимание и усвоение материала, проявление самостоятельности, усвоение и развитие умений и навыков);
- выражение коррекционной направленности процесса обучения на примере одной-двух дисциплин.
- Особенности познавательной деятельности (по данным наблюдений на уроках):
- особенности внимания: объем, устойчивость, переключение, распределение, концентрация;
- особенности восприятия: темп, правильность восприятия времени, умение оценить последовательность и длительность событий;
- память: объём, сохранение, прочность, узнавание известного в новом, воспроизведение (точность, последовательность, полнота);
- особенности переноса знаний в другие ситуации, принятие помощи;
- тип памяти;
- уровень развития памяти;
- особенности мышления, умение устанавливать причинно-следственные связи;
- уровень сформированности мыслительных операций (анализ, синтез, аналогии);
- умение делать выводы, обобщения, умозаключения;
- уровень развития речи (монотонность, связность, логичность, выразительность);
- соотношение развития устной и письменной речи;
- наличие дефектов речи.
- Особенности познавательной деятельности, выявленные в результате диагностики.
- Взаимоотношения с коллективом:
- способность к коллективным действиям;
- умение подчиняться требованиям коллектива;
- умение строить взаимоотношения с членами коллектива.
- Основные нравственные качества и общественная направленность личности учащегося:
- разнообразие и глубина интересов;
- проявление воли, характера;
- отношение к событиям общественной жизни;
- способность к самоанализу).
СХЕМА ХАРАКТЕРИСТИКИ ТРУДНОГО ПОДРОСТКА.
- Состояние здоровья и развития учащегося (заполняется совместно со школьным врачом):
- общая оценка здоровья учащегося (по данным медицинской карты);
- признаки повышенной нервозности: отсутствуют, повышенная утомляемость, пониженная работоспособность, подавленное настроение, повышенная возбудимость, вспышки гнева, агрессивность по отношению к сверстникам, агрессивность по отношению к учителям, отказ от контактов, общих дел, склонность к разрушительным действиям, садизм, другие признаки;
- патологические влечения:
- курит (не курит, курит эпизодически, систематически);
- употребляет спиртные напитки (не употребляет, употребляет эпизодически, систематически);
- употребляет токсико-нарковещества (не употребляет, употреблял однократно, систематически);
- состоит на диспансерном учёте по поводу чего;
- Психологическая атмосфера семьи:
- благоприятная,
- неблагоприятная,
- крайне неблагоприятная.
- данные о родителях (отец, мать):
- образование,
- профессия, место работы
- другие члены семьи
- тип семьи:
- благополучная (родители морально устойчивы, владеют культурой воспитания, эмоциональная атмосфера семьи положительная),
- неблагополучная семья, в том числе:
- педагогически некомпетентная (родители не владеют культурой воспитания); признаки: отсутствует единство требований, ребенок безнадзорен, жестокое обращение, систематические физические наказания, низкая осведомленность об интересах, о поведении ребенка вне школы);
- нравственно-неблагополучная (асоциальная, родители ведут аморальный образ жизни: пьянствуют, тунеядствуют, содержат притон, имеют судимости, воспитанием детей не занимаются),
- конфликтная (в семье неблагополучная эмоциональная атмосфера, между родителями постоянные конфликты, родители повышенно раздражительны, жестоки, нетерпимы);
2.4 характер взаимоотношений родителей с ребенком:
- семейный диктат (систематическое подавление инициативы и чувства собственного достоинства ребенка),
- чрезмерная опёка (удовлетворение всех потребностей ребенка, ограждение от трудностей, забот, усилий);
- попустительство (уклонение от активного участия в воспитании ребёнка, пассивность, признание полной автономности ребенка),
- сотрудничество (отношение взаимного уважения, совместное переживание радостей, горя и т.д.);
- Организация режима труда и отдыха:
- Какие обязанности выполняет в семье,
- Соблюдается ли режим дня,
- Кто, в какой степени помогает и контролирует выполнение домашнего задания,
- Как организовано общение учащегося в семье во время досуга, летнего отдыха, отпуска родителей.
- Особенности учебной деятельности:
- успеваемость учащегося,
- отношение к учению: положительное, нейтральное, равнодушное, отрицательное,
- интеллектуальные возможности учащегося: высокие, средние, низкие;
- мотивы учения: познавательный интерес к предметам, осознание необходимости учиться в школьном возрасте, стремление получить оценку взрослых, заслужить одобрение взрослых, стремление избежать наказания, стремление к самоутверждению в группе сверстников.
- Положение в классном коллективе, отношение к коллективу:
4.1 Позиция учащегося в коллективе: лидер (звезда), предпочитаемый,
принятый, отвергаемый, изолированный;
- С кем из класса наиболее близок. Характер взаимного влияния.
- Взаимоотношения с другими одноклассниками: деловые, ровные, дружеские, теплые, конфликтные, ни с кем не общается;
- Манера, стиль общения с окружающими:
- Доминантный стиль (уверен в себе, стремится навязать своё мнение, легко перебивает, но не дает перебить себя, нелегко признаёт свою неправоту);
- Недоминантный стиль (застенчив, уступчив, легко признаёт себя неправым, нуждается в поощрении при разговоре);
- Экстраверт (постоянно направлен на общение, легко входит в контакт, любопытен, открыт, полон внимания к окружающим);
- Интроверт (не склонен к контактам, замкнут, предпочитает общению деятельность, в разговоре не многословен).
- Отношение к общественному мнению:
- Активно - положительное (стремится исправить недостатки, учесть замечания и т.п.);
- Пассивно - положительное (понимает критику, согласен с ней, но недостатки не исправляет);
- Безразличное (не реагирует на критику, не меняет поведения);
- Негативное (спорит, не согласен с замечаниями, поведения не меняет);
- Отношение к общественному мнению и общественно-полезному труду:
- Отношение к общественным поручениям: с готовностью, без видимого интереса, отказывается;
- Выполнение общественных поручений: добросовестное, недобросовестное, по настроению, под нажимом, с инициативой.
- Отношение к трудовым делам класса: принимает активное участие, безразличен, демонстративно отказывается;
- Отношение к физическому труду:
- Положительное (трудолюбив, часто предпочитает физический труд умственному, имеет золотые руки);
- Равнодушное (не выделяет физический труд как интересную деятельность, от него не отказывается, но выполняет без инициативы);
- Отрицательное (ленив, трудится недобросовестно, под нажимом; к физическому труду относится свысока, пренебрежительно);
- Отношение к общественному имуществу: относится бережливо, по-хозяйски, равнодушно, демонстративно пренебрежительно, вплоть до умышленной порчи имущества.
- Направленность интересов:
6.1. Проявляет интерес к деятельности: физический, умственный труд,
техническая, общественно-политическая, организаторская,
художественная (артистическая, литературная, музыкальная,
хореографическая и т.п.), спортивная деятельность.
- В каких кружках, секциях состоит, состоял.
- Культурный кругозор: посещает ли и насколько часто музеи, театры, выставки, каковы читательские интересы, какую литературу предпочитает, регулярность чтения (книг не читает, читает эпизодически, читает систематически).
- Особенности сферы свободного общения учащегося:
- Сколько времени уделяет уличному общению в течение недели, часы
вечернего прихода домой.
- С кем имеет дружеские связи вне класса, какое влияние они оказывают
на учащегося.
- Постоянное или предпочитаемое место «уличного» общения (клуб,
двор, подъезд и т.д.).
- Содержание общения в уличных играх: работа с техникой,
автомототехникой, посещение кино, игра на гитаре, прослушивание
музыкальных записей, разговоры на разные темы, бесцельное
времяпровождение, выпивки, курение, азартные игры и др.
- Самооценка личности:
- Уровень самооценки:
- Адекватная (правильно оценивает свои положительные и отрицательные качества, личные возможности и достижения);
- Завышенная (не критичен по отношению к себе, преувеличивает свои достижения);
- Заниженная (излишне критичен, недооценивает свои положительные качества и личные достижения).
- Какими бы чертами хотел обладать, от каких хотел бы избавиться?
- Особенности поведения:
- Положительные поступки учащегося. Как часто они совершаются. Возможные мотивы ох совершения
- Отрицательные поступки (проступки), их проявления (эпизодически, систематически), их характер: грубость, драки, прогулы, опоздания на уроки, нарушения дисциплины в классе, отказ от требований, поручений, не работает в классе на уроках.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методические рекомендации для написания самоанализа педагогической деятельности
Рекомендации подготовлены Комитетом администрации по народному образованию г.Новоалтайска.Источник: http://kano-nvl.my1.ru/index/0-61...
Педагогическое исследование: "Психолого – педагогические условия профессионального самоопределения учащихся кадетского класса
Педагогическое исследование...
Методические рекомендации по написанию докладов для учащихся школ.
Данный материал разработан для учащихся школ....
Методические рекомендации для педагогов "Психолого-педагогическая культура педагога. Психогигиена педагога"
Данные методические рекомендации больше подходят для педагогов школ, училищ, техникумов и дополнитльного образования. Здесь представлено 2 раздела темы "Психолого-педагогическая культура педагога".Дан...
Методические рекомендации по организации психолого-педагогического сопровождения ГИА выпускников
Примерные этапы реализации программы. Рекомендации для учителей. Рекомендации для обучающихся. Рекомендации для родителей....
Методические рекомендации по организации психолого-педагогического сопровождения детей с ТМНР. Разработка СИПР.
Методические рекомендации предназначены для оказания методической помощи в условиях реализации Федерального государственного образовательного стандарта общего образования обучающихся с умственной отст...
Рекомендации педагогам ДОУ. "Психолого-педагогическая поддержка семьи и повышение педагогической компетентности родителей"
quot;Психолого-педагогическая поддержка семьи и повышение педагогической компетентности родителей"...
Комментарии
Марина Михайловна, спасибо
Марина Михайловна, спасибо Вам большое за такую замечательную разработку!