"Методические рекомендации по разработке системы психолого-педагогического сопровождения образовательного процесса в рамках внедрения ФГОС".
учебно-методический материал на тему
Предварительный просмотр:
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
для образовательных учреждений по разработке
системы психолого-педагогического сопровождения
образовательного процесса в рамках внедрения ФГОС
Изменение парадигмы педагогического образования и превращение его по существу в образование психолого-педагогическое означает необходимость такого содержания, которое позволит осуществлять в процессе своей профессиональной деятельности обучение, ориентированное на развитие учащихся, учет их особенностей и всестороннее раскрытие их интеллектуального и личностного потенциала.
Предлагаемые методические рекомендации адресованы различным субъектам образовательного процесса: руководителям, педагогам всех категорий и временным творческим коллективам, занимающимся проектированием и созданием системы психолого-педагогического сопровождения образовательного процесса.
При разработке и реализации Системы психолого-педагогического сопровождения (далее – Система ППС) следует учитывать следующие рекомендации:
- Нормативно-правовой и методологической основой разработки и реализации данного вида деятельности служат следующие документы:
- Закон Российской Федерации «Об образовании» от 10.07.1992 г. №3266-1
- Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа» (утверждена 04.02.2010 г., приказ №271)
- Концепция долгосрочного социально-экономического развития до 2020 года, раздел 3.4 «Образование».
- Приказ Министерства и науки Российской Федерации от 06.10.2009 г. №373 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования».
- Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования.
- План-график введения ФГОС начального общего образования (утвержден на заседании координационного совета при Департаменте общего образования Министерства образования и науки РФ. Протокол от 27-28 июня 2010 г. №1).
- Приказ Министерства и науки Российской Федерации от 17.12.2010 г. № 1897 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования».
- Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования.
- Фундаментальное ядро содержания общего образования под ред. В.В. Козлова, А.М. Кондакова (4-е изд., дораб.).
- А.Я. Данилюк, А.М. Кондаков, В.А. Тишков Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России (2-е изд.).
В соответствии с требованиями Стандарта перечисленные документы являются ориентирами для создания Системы ППС.
- Психолого-педагогическое сопровождение – это целостная, системно организованная деятельность, в процессе которой создаются социально-психологические и педагогические условия для успешного обучения и развития каждого ребенка в школьной среде.
Задачи психолого-педагогического сопровождения:
- Систематическое отслеживание уровня развития и обучения каждого школьника.
- Создание социально-психологических условий для развития познавательных возможностей учащегося и его успешного обучения.
- Организация помощи детям, имеющим проблемы в психологическом развитии и обучении.
- Разработка Системы, а также организация всей работы по её реализации должна строиться на основе научной обоснованности, последовательности, возрастной и социокультурной адекватности, информационной безопасности и практической целесообразности.
- В соответствии с ФГОС Система ППС должна опираться на основные научные методологические принципы:
- Принцип развивающего образования, целью которого является развитие ребёнка. Развивающий характер образования реализуется через деятельность каждого ребёнка в зоне его ближайшего развития. Именно этот подход должен стать основой организации воспитательно-образовательного процесса в любом образовательном учреждении.
- Принцип гуманизации, отражением которого является признание уникальности и неповторимости личности каждого ребёнка, признание неограниченных возможностей развития личного потенциала каждого ребёнка, уважение к личности ребёнка со стороны всех участников образовательного процесса.
- Принцип дифференциации и индивидуализации воспитания и обучения (реализации личностного подхода), согласно которому обеспечивается развитие ребёнка в соответствии с его склонностями, интересами и возможностями. Осуществление этого принципа возможно через создание условий для воспитания и обучения каждого ребёнка с учётом индивидуальных особенностей его развития.
- Принцип непрерывности образования, который означает связь всех ступеней школьного образования, начиная с начальной школы до среднего и старшего звена ОУ.
- Принцип системности требует создания целостной структуры все компоненты которой должны быть взаимосвязаны и взаимозависимы.
- Проектирование и реализацию Системы ППС в ОУ следует осуществлять при комплексном использовании технологий в содержательной связи друг с другом и на единой методологической основе. Именно комплексный подход позволяет решать не только задачи обучения учащихся, но и гораздо более сложные задачи личностного развития и воспитания детей.
- Система психолого-педагогического сопровождения образовательного процесса в ОУ должна содержать конкретизацию целей, задач, содержания, планируемых результатов, а также способов, приёмов и технологий, используемых при её реализации.
- Собственная Система ППС должна строиться с учётом специфики образовательного учреждения (условий осуществления воспитательно-образовательного процесса), а также в соответствии с индивидуальной траекторией развития детей в рамках данного образовательного учреждения.
- Разработка Системы, а также организация всей работы по её реализации должна строиться на основе научной обоснованности, последовательности, возрастной и социокультурной адекватности, информационной безопасности и практической целесообразности.
- Для организации и полноценного функционирования образовательного процесса требуются согласованные усилия многих социальных субъектов: школы, семьи, учреждений дополнительного образования, культуры и спорта, детско-юношеских движений и организаций.
Таким образом при разработке Системы необходимо учесть влияние как минимум трёх совокупностей сред на формирование личности ребёнка:
- школьной среды;
- семейной среды;
- других локальных сред (дополнительное образование, неформальные молодёжные объединения и др.).
Поэтому, необходимо предусмотреть этапы развития взаимодействия с семьёй, учреждениями дополнительного образования, участия детей во внеклассных мероприятиях и внеурочной деятельности (спортивных клубах, общешкольных коллективных делах и т.д.).
- Целью создания Системы должно стать создание социально-психологических условий для развития личности обучающихся и их успешного обучения.
Эта цель реализуема только в случае тесного взаимодействия как минимум двух институтов социализации ребёнка – школы и семьи.
- Согласно реализации комплексного подхода Система ППС может выглядеть следующим образом:
- Таким образом, в предложенном варианте Система содержит четыре основных раздела (блока).
Примерное содержание основных разделов
Первый блок «Создание условий для профессионального роста педагогических кадров»:
- Развитие личностных компетенций педагога (рефлексивной, коммуникативной компетенций, потребности в саморазвитии и др.) через систему семинаров, тренинговых и практических занятий.
Примеры тем для рассмотрения:
- Психологическое здоровье педагога как необходимое условие психологического здоровья детей.
- Саморегуляция эмоциональных состояний.
- Терпимость к чужому мнению и способность её формирования у детей.
- Основные подходы к психологическому анализу урока (в теории и практике педагогической психологии разработаны многочисленные схемы психологического анализа урока: Н.Ф. Добрынина, В.А. Сластенина, Н.В. Кузьминой, Л.Т. Охитиной, С.В. Иванова, И.А. Зимней, Е.С. Ильинской и других авторов). В приложении 1 представлена схема психологического анализа урока Охитиной Л.Т.
- Изучение и практическое освоение педагогами психолого-педагогических закономерностей, лежащих в основе системно-деятельностного подхода к обучению (теоретических положений концепции Л.С. Выготского, А.Н. Леонтьева, Д.Б. Эльконина, П.Я. Гальперина, раскрывающих основные психологические закономерности процесса развивающего образования и структуру учебной деятельности учащихся с учётом общих закономерностей возрастного развития детей и подростков) с целью их использования в образовательном процессе для формирования универсальных учебных действий учащихся (коммуникативных, личностных, регулятивных и познавательных). Понятие, функции и виды УУД и рекомендации учителю по их развитию представлены в приложении 2.
- Организация просветительской деятельности направленной на развитие психологической составляющей профессиональной педагогической компетентности (педагогические чтения, работа МО, индивидуальные консультации). В частности, актуализация для педагогов знаний возрастной, общей, педагогической психологии.
Примеры тем для обсуждения::
- Тип нервной системы и индивидуальный познавательный стиль учащихся.
- Учебная деятельность и особенности восприятия ребёнком информации.
- Познавательная деятельность учащихся.
- Эмоциональная саморегуляция учащихся и учебная деятельность.
- Адаптация к школе учащихся первых классов.
- Переход детей из младшего в среднее звено. Трудности адаптационного периода.
- Особенности педагогической работы с тревожными детьми.
- Особенности педагогической работы с гиперактивным детьми.
- Психологические особенности возрастных кризисов.
- Психологические механизмы нарушающего поведения на уроке.
- Психологические аспекты формирования мыслительных операций на уроках.
- Создание схемы психолого-педагогической диагностики, которую сможет реализовывать учитель, используя полученные результаты в своей профессиональной деятельности. Достаточно полные схемы мониторинга личностных и метапредметных результатов освоения основной образовательной программы предложены Асмоловым А.Г. [3, 16].
Одним из блоков психолого-педагогического мониторинга должна стать диагностика развития познавательных процессов и мотивационной сферы учащихся:
- Диагностика типа восприятия.
- Диагностика внимания (концентрации и устойчивости).
- Диагностика памяти (преобладающего типа и продуктивности).
- Диагностика сформированности мыслительных операций.
- Диагностика уровней развития мыслительной деятельности (наглядно-образного, логического и абстрактного).
- Диагностика познавательного интереса.
- Диагностика мотивационной сферы учащихся.
Второй блок «Организация взаимодействия с учащимися».
- Разработка и реализация схемы для работы в ОУ алгоритма «Интеллектуального партнёрства» (взаимопомощи детей друг другу, причём не только в одном классном коллективе, но и обеспечение разновозрастного общения и сотрудничества учащихся).
В режиме работы этого алгоритма, кроме непосредственно учебных (образовательных) результатов, включаются и развиваются очень многие личностные компетенции учащихся (взаимопомощь, ответственность, навыки рефлексии, навыки коммуникации, эмпатические способности – умение и желание содействовать, сочувствовать, соучаствовать, толерантность). Всё это, в свою очередь, будет «работать» на достижение личностных результатов освоения образовательной программы (первого блока результатов в рамках ФГОС).
- Использование классными руководителями технологии Портфолио ученика на тему: «Создание портрета «Я-ЗАМЕЧАТЕЛЬНЫЙ» (с использованием заданий для страниц портфолио, проявляющих важные позитивные стороны ребенка).
- Разработка и реализация программ дополнительного образования и коррекционно-развивающих тренинговых программ для формирования и развития личностных результатов освоения образовательной программы.
- Программа «Психологическая этика», содержащая игры и упражнения на развитие основ нравственных качеств и психологических компетенций).
- Программа «Уроки общения», направленная на развитие коммуникативной компетентности учащихся.
- Развитие познавательных процессов как основы достижения метапредметных результатов освоения образовательной программы учащимися (на уроках и во внеурочной деятельности – коррекционно-развивающих занятиях с психологом).
Примерные темы:
- Развитие познавательных процессов (восприятия, внимания, памяти) на уроках…
- Развитие мыслительных операций (анализа-синтеза, обобщения-классификации, абстрагирования-сравнения).
- Неотъемлемым компонентом ППС должна являться работа по адаптации учащихся в ОУ, первым индикатором которой будет являться психологический климат классных коллективов и ОУ в целом. Примерами используемых программ могут быть:
- Программа адаптации детей к школьной жизни Цукерман Г.А., Поливановой К.Н. «Введение в школьную жизнь».
- Программа адаптации детей к средней школе Е.Г. Коблик «Первый раз в пятый класс!».
- Разработка содержания внеурочной деятельности учащихся.
В целях реализации развивающего образования необходимо усилить и активизировать внеурочную деятельность учащихся.
Кроме традиционных форм внеурочной работы, содержанием данной деятельности может являться проведение тематических дней или недель.
- Неделя (день) психологии.
- Неделя «4С» - сочувствия, содействия, сострадания и соучастия (развитие эмпатийных способностей личности и толерантности).
- Неделя Здорового Образа Жизни и т.д.
Позитивное влияние на развитие личностных компетенций учащихся оказывает занятие детей в театральной студии, туристической секции.
- Информационная поддержка образовательного процесса (проведение классных часов, тренингов для учащихся). Примерными темами могут быть:
- Механизмы эффективного взаимодействия людей друг с другом.
- Феномен человеческой памяти. Приёмы эффективного запоминания большого объёма информации.
- Как эффективно сдать экзамен.
Третий блок «Организация сотрудничества с родителями»:
Основной акцент в данном блоке необходимо сделать на создании системы взаимодействия школы с родителями в рамках «общественного договора» и формировании партнёрских отношений сотрудничества. Этому способствует создание графика совместных с родителями мероприятий внеурочной деятельности учащихся (см. блок 2).
- Разработка лекций, семинаров, методических рекомендаций для родителей с целью организации систематического взаимодействия и сотрудничества их со школой. Примерные темы:
- Тревожность и способы её преодоления.
- Детско-родительские отношения (общение в семье, типы семейных отношений, основные виды нарушений).
- Адаптация ребёнка к школе и основные проблемы, с ней связанные (для родителей 1 классов).
- Адаптационный период перехода ребёнка в среднее звено и проблемы, с ним связанные (для родителей 5 классов).
- Психофизиологические особенности возраста (для всех возрастных групп).
- Психоневротические расстройства и пути их преодоления (для родителей детей с неустойчивой, слабой нервной системой).
- Проблема ММД (гиперактивности с дефицитом внимания) у детей младшего и среднего школьного возраста (для родителей детей с подозрением на ММД).
- Стрессогенные факторы и их полиморфное воздействие на организм человека.
- Иммунно-аллергологические проблемы детей младшего и среднего школьного возраста.
- Школа: миф и реальность (для 1 классов).
- Когда компьютер безопасен?
- Методические разработки для родителей «Искусство любить своего ребенка» (систематизированные по возрастным периодам с учетом возрастных кризисов памятки, рекомендации, игры для родителей с краткой характеристикой проблемы) – цель – развитие психологической культуры родителей.
- Методические разработки «Семья и школа – участники открытого педагогического процесса» (рекомендации по совместному проведению с семьей различных нестандартных мероприятий, семейные домашние задания).
- Организация работы Родительского клуба (к примеру, с периодичностью тематических встреч – 1 раз в месяц).
- Работа телефона Горячей линии для вопросов и ответов с целью осуществления возможности своевременного обращения за помощью или информацией (по графику).
Четвёртый блок «Психолого-педагогическое сопровождение детей с ОВЗ» (примерное содержание основных разделов):
- Диагностика психо - эмоционального состояния детей с ОВЗ (тревожность, психологический комфорт).
- Информационно-просветительская работа с учащимися и их родителями, направленная на повышение толерантного отношения к детям с ОВЗ.
- Педагогическая организация ситуации успеха для детей с ОВЗ в рамках общеобразовательного социума (методом преднамеренного конструирования педагогических ситуаций).
- Адаптация детей с ОВЗ в общеобразовательном социуме (работа с педагогами, учащимися, родителями).
- Коррекционно-развивающая (тренинговая) работа по профилактике возникновения психосоматических заболеваний у детей с ОВЗ.
Примерный перспективный план работы образовательного учреждения
по созданию системы
Психолого-педагогического сопровождения внедрения ФГОС
(работа координационного совета школы по внедрению ФГОС)
Направления деятельности | ||||
Диагностика | Просветительская и психопрофилактическая деятельность | Развивающая и коррекционная работа | Консультирование | |
Подготовительный этап | ||||
Учащиеся | Диагностика познавательных процессов, коммуникативных умений, готовности к обучению в школе - 1 классы. Диагностика процесса адаптации к школе. Диагностика мотивации | Внеурочная деятельность по адаптации: «Сказкотерапия. Лесная школа» | Адаптация первоклассников к школе: работа с классом или группами по результатам диагностики: коррекционно-развивающие занятия на развитие навыков конструктивного общения, познавательных процессов, формирование учебных навыков | Определение индивидуальных образовательных траекторий с учетом проведенной диагностики |
Педагоги | Анкетирование базовых знаний об УУД в педагогической деятельности | Лекторий «Психологические основы развития универсальных учебных действий» | Тренинг успешности в новом виде деятельности. Работа с сопротивлением. Дидактическая игра «Пути развития УУД на уроках» (путешествующие папки) | Консультации на тему «Как правильно организовать развитие УУД» |
Родители | Анкетирование «Готов ли Ваш ребенок к школе?» «Готовы ли Вы к школьному обучению вашего ребенка?», диагностика детско-родительских отношений. Диагностика потенциала семьи в плане помощи ребенку в освоении УУД | Родительские собрания «Поможем ребенку стать успешным в обучении», «Первый раз в первый класс», «Оценки и отметки». Формирование группы из заинтересованных родителей для дальнейшего участия в «Родительской мастерской» | Тренинг родительской осознанности | По запросам родителей (результаты диагностики и наблюдений за детьми) |
Администрация | Анкетирование руководителей ОУ на предмет организационных склонностей и стиля руководства, а также понимания трудностей ФГОС и путей их решения. | Лекторий «Основы развития универсальных учебных действий» | Консилиум-совещание с целью координации учебно-воспитательного процесса с учетом индивидуальных психических особенностей участников образовательного процесса | Заседание методического совета школы и администрации по составлению программ психолого-педагогического сопровождения внедрения инноваций в образовательный процесс. |
Основной этап | ||||
Учащиеся | Диагностический сбор информации для выявления проблемных «звеньев» при обучении по ФГОС. (Например, отсутствие у ребенка навыка работы в команде на уроке) Диагностика адаптации пятиклассников к обучению в среднем звене. | Цикл мини-бесед, ролевых игр «Я школьник» (по планированию рабочего дня, режима отдыха, выбора доп. занятий) «Механизмы эффективного взаимодействия людей друг с другом» | Координирование работы групп поддержки (распределение детей в эти группы). Группы поддержки будут создаваться не только на уроке (занятии психолога), но во внеурочной деятельности (ГПД, кружки и т.д.). Коррекция проблем коммуникации, развития познавательных процессов. Совместная работа психолога и учителем с детьми, имеющими сложности в освоении УУД | Работа с детьми по индивидуальным образовательным траекториям, корректировка траекторий (например, подбор информации в какие дополнительные кружки лучше ребенку пойти, в каких мероприятиях лучше проявятся возможности ребенка) |
Педагоги | Диагностика потенциала учителя (его способностей, возможностей, сложностей) при внедрении стандартов. | Круглый стол «Преемственность начального среднего звена. Куда идем дальше?». «Что меняется в модели моего ученика». Организация мастер-классов (инициативной группой, завучем, другими участниками педагогического процесса) по технологиям формирования УУД | Строится на основании проведенной диагностики и выявленных «проблемных зон» (первая колонка этой строки), например, «Тренинг личностного роста» или «Целеполагание» | Организация службы «Мы внедряем стандарты» (инициативная группа, в которую также входит психолог) для помощи педагогам по возникающим проблемам и вопросам в связи с внедрением стандартов – составление конкретного плана урока, обучение методическим приёмам, оказание эмоциональной поддержки |
Родители | Диагностика родительских представлений о социально-психологической адаптации ребенка к образовательному процессу | Родительский лекторий или Воскресная школа для заботливых родителей. Работа "Родительской мастерской", которую организует инициативная группа (психолог, учитель, заинтересованные родители, например, еще хореограф), где также прорабатываются выявленные проблемные «звенья» у детей и возможность помощи им в домашних условиях самими родителями | При несоответствии родительских представлений и ожиданий с диагностикой педагога и психолога коррекция детско-родительских отношений «Я и мой ребенок» | «Мой успешный ребенок сегодня и завтра» на основании диагностики (см. первый столбик колонки «учащиеся – диагностика») |
Администрация | Диагностический сбор информации по первичному результату и наиболее удачному опыту в школе внедрения стандартов. | Психолого-педагогические семинары, выпуск «Вестника для учителя», знакомство с промежуточными результатами этапа, их анализ | Внесение необходимых корректив в план работы школы | Предложение администрации помощи педагогам по результатам анализа (например, открытое занятие педагога, у которого более успешно получается внедрение) |
Завершающий этап | ||||
Учащиеся | Мониторинговые исследования психологического комфорта учащихся | Групповые беседы или игры «Я умею и люблю учиться». «Как эффективно сдать экзамен». | Индивидуальные занятия (по запросу) по развитию основных компетенций УУД ученика Тренинг-рефлексия в группах «Калейдоскоп наших успехов» | Беседы по результатам продвижения ребенка по его индивидуальной траектории развития |
Педагоги | Мониторинговые исследования степени удовлетворенности внедренными стандартами | Знакомство с результатами внедрения ФГОС и передовым опытом других школ. Лекторий «Стиль педагога в условиях обновленной школы и готовность к инновационной деятельности» | Составление дальнейшего маршрута продвижения конкретным педагогам в области внедрения стандартов | Консультации для выбора группы поддержки педагогам, имеющим сложности |
Родители | Диагностика удовлетворенности родителей обновленной школьной средой | Семинар «Что изменилось в образовательном процессе сегодня?», «Как учились мы и как учат наших детей». Сравнительный анализ внедренных ФГОС | Создание коррекционного уголка. Дидактическая игра «Родители школьника: трудности и проблемы. Пути решения образовательных сложностей в системе ФГОС» | Дни открытых дверей – «Школа при внедрении ФГОС – открытые партнёрские отношения» |
Администрация | Диагностика факторов, препятствующих и способствующих педагогической деятельности. «Круглый стол для администрации и педагогов» - первые итоги внедрения ФГОС | Выбор или создание собственной образовательной программы школы, исходя из полученных результатов. Лекторий «Стиль педагога и руководителя в условиях обновленной школы и готовность к инновационной деятельности» | Составление дальнейшего маршрута продвижения администрации в области внедрения стандартов по результатам диагностики, препятствующих и способствующих факторов | Работа телефона Горячей линии по вопросам и пожеланиям учащихся, педагогов и родителей. |
Рекомендуемая литература:
- Авшарян Г.Э. Память. Секреты и механизмы. – Ростов-на-Дону, Феникс, 2005г. – 91с.
- АлександровскаяЭ.М., КокуркинаН.И., Куренкова Н.В. Психологическое сопровождение школьников. – М.: Академия, 2002г. – 163с.
- Асмолов А.Г. Формирование универсальных учебных действий в основной школе: от действия к мысли. Система заданий. Пособие для учителя. – М.: Просвещение, 2010. – 159с. – (Стандарты второго поколения).
- Бадьина Н.П. Часто болеющие дети. Психологическое сопровождение в начальной школе. М.: Генезис, 2007г. – 152с.
- Баранова Э.А. Диагностика познавательного интереса у младших школьников и дошкольников. СПб.: Речь, 2005г. – 128с.
- Белкин А.С. Ситуация успеха. Как ее создать: книга для учителя. М.: Просвещение, 1991г. – 167с.
- Волков Б.С. Как помочь школьнику учиться? Психологическая поддержка и сопровождение. – СПб.: Питер, 2011г. – 304с.
- Гин А. Приёмы педагогической техники: свобода выбора. Открытость. Деятельность. Обратная связь. Пособие для учителя. – М.: Вита-Пресс, 2012г. – 88 стр.
- Данилюк А.Я., Кондаков А.М., Тишков В.А. Концепция духовно-нравстенного развития и воспитания личности гражданина России. 2-е издание. – М.: Просвещение, 2011. – 24с. – (Стандарты второго поколения).
- Диагностика развития психики школьников. / Под ред. Чурикова И. А. – Чебоксары - Йошкар-Ола: «Клио» - «Марий Эл Учитель», 1998г. – 64с.
- Дубровина И.В., Акимова М.К., Борисова Е.М. Рабочая книга школьного психолога. М.: Просвещение, 1991г. – 303с.
- Зак А.З. Диагностика видов мышления младшего школьника: Методические рекомендации для учителей и практических психологов. М.: Международный Образовательный и Психологический Колледж, 1995г. – 86с.
- Зак А.З. Интеллектика. Систематический курс развития мыслительных способностей учащихся 1-4 классов. Книга для учителя. М.: Интеллект-Центр, 2002. – 408с.
- Зак А.З. Развитие и диагностика мышления подростков и старшеклассников / А. З. Зак. — М.; Обнинск: ИГ—СОЦИН, 2010. — 350с.
- Зимняя И.А Педагогическая психология: Учебник для вузов – М.: Логос, 2001. – 384с.
- Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе: от действия к мысли: пособие для учителя / [А.Г. Асмолов, Г.В. Бурменская, И.А. Володарская и др.]; под ред. А.Г. Асмолова. – М.: Просвещение, 2011. – 152 с. – (Стандарты второго поколения).
- Коблик Е.Г. Первый раз в пятый класс: Программа адаптации детей к средней школе. М.: Генезис, 2003. – 122с.
- Монина Г.Б., Панасюк Е.В. Тренинг взаимодействия с неуспевающим учеником. СПб.: Речь, 2005г. – 200с.
- Новые технологии для Новой школы: Материалы областного конкурса научно-методических разработок, программ и проектов, 11 апреля 2012г. / Под ред. к.б.н. Л.В. Панфиловой. – Владимир, Собор, 2012. – 251с.
- Ольшанская Н.А. Советы психолога (в помощь классному руководителю). Йошкар-Ола: Редакция журнала «Марий Эл учитель»: приложение к журналу. 2002г. – 52с.
- Плаксина И.В. Работа психолога в школе: Учебно-методическое пособие. Владимир: ВГПУ, 2004г. – 182с.
- Психолого-педагогическое сопровождение образовательного процесса в рамках внедрения ФГОС и ФГТ – методология, практика и технология: Материалы научно-практической конференции, 25 января 2012г. / Под ред. к.б.н. Л.В. Панфиловой. – Владимир, Собор, 2012. – 244с.
- Родионов В.А., Ступницкая М.А. Взаимодействие психолога и педагога в учебном процессе. Ярославль: Академия развития: Академия Холдинг, 2001г. – 160с.
- Сорокина В.В. Психологическое неблагополучие детей в начальной школе. Диагностика и пути преодоления. М.: Генезис, 2005г. – 191с.
- Тихомирова Л.Ф. Упражнения на каждый день: Логика для младших школьников. Ярославль: Академия развития: Академия Холдинг, 2001г. – 208с.
- Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования: текст с изм. и доп. на 2011 г. / Министерство образования и науки Российской Федерации. – М.: Просвещение, 2011. – 33с. – (Стандарты второго поколения).
- Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования / Министерство образования и науки Российской Федерации. – М.: Просвещение, 2011. – 48с. – (Стандарты второго поколения).
- Фундаментальное ядро содержания общего образования / Рос. акад. наук, Рос. акад. образования; под ред. В.В. Козлова, А.М. Кондакова. – 4-е изд., дораб. – М.: Просвещение, 2011. – 79с. – (Стандарты второго поколения).
- Хухлаева О.В. Школьная психологическая служба. Работа с педагогами. М.: Генезис, 2008г. – 192с.
- Хухлаева О.В. Школьная психологическая служба. Работа с родителями. М.: Генезис, 2008г. – 160с.
- Хухлаева О.В. Школьная психологическая служба: Работа с учащимися. М.: Генезис, 2007г. – 204с.
- Цукерман Г.А., Поливанова К.Н. Введение в школьную жизнь. Программа адаптации детей к школе. – 2-е изд., испр. М.: Генезис, 2003г. – 128с.
- Чирков В.И. Мотивация учебной деятельности. Ярославль, 1991г. – 50с.
- Шалимова Г.А. Психодиагностика эмоциональной сферы личности: Практическое пособие. М.: АРКТИ, 2006г. – 232с.
Приложение 1
Психологический анализ урока (Охитина Л.Т.)
Психологическая цель урока:
- проектирование развития учащихся в пределах изучения конкретного учебного предмета и конкретного урока;
- учет в целевой установке урока психологической задачи изучения темы и результатов, достигнутых в предшествующей работе;
- предусмотрение отдельных средств психолого-педагогического воздействия, методических приемов, обеспечивающих развитие учащихся.
Стиль урока
- определение содержания и структуры урока в соответствии с принципами развивающего обучения:
- соотношение нагрузки на память учащихся и их мышление;
- определение объема воспроизводящей деятельности учащихся и творческой;
- планирование усвоения знаний в готовом виде (со слов учителя, из учебника, пособия и т.п.) и в процессе самостоятельного поиска;
- выполнение учителем проблемно-эвристического обучения и учащимися; кто ставит проблему, формулирует ее, кто решает);
- учет контроля, анализа и оценки деятельности школьников, осуществляемых учителем, и взаимной критической оценки, самоконтроля и самоанализа учащихся;
- соотношение побуждения учащихся к деятельности (комментарии вызывающие положительные чувства в связи с проделанной работой, установки, стимулирующие интерес, волевые усилия к преодолению трудностей и т д.) и принуждения (напоминание об отметке, резкие замечания, нотации и т.п.);
- особенности самоорганизации учителя:
- подготовленность к уроку и главное - осознание психологической цели и внутренняя готовность к ее осуществлению;
- рабочее самочувствие в начале урока и в его ходе (собранность, энергичность, настойчивость в осуществлении поставленной цели, оптимистический подход ко всему происходящему на уроке, педагогическая находчивость и др.);
- педагогический такт (случаи, проявления);
- психологический климат на уроке (поддержание атмосферы радостного, искреннего общения, деловой контакт и др.).
Организация познавательной деятельности учащихся
- определение мер для обеспечения условий продуктивной работы мышления и воображения учащихся:
- планирование путей восприятия учениками изучаемых объектов и явлений, их осмысления;
- использование установок в форме убеждения, внушения;
- планирование условий устойчивого внимания и сосредоточенности учащихся;
- использование различных форм работы для актуализации в памяти учащихся ранее усвоенных знаний и умений, необходимых для восприятия новых (беседа, индивидуальный опрос, упражнения по повторению);
- организация деятельности мышления и воображения учащихся в процессе формирования новых знаний и умений:
- определение уровня сформированности знаний и умений у учащихся (на уровне конкретно-чувственных представлений, понятий, обобщающих образов "открытий", формулирования выводов);
- опора на психологические закономерности формирования представлений понятий, уровней понимания, создания новых образов в организации мыслительной деятельности и воображения учащихся;
- планирование приемов и форм работы, обеспечивающих активность и самостоятельность мышления учащихся (система вопросов, создание проблемных ситуаций, разные уровни проблемно- эвристического решения задач, использование задач с недостающими и излишними данными, организация поисковой и исследовательской работы учащихся на уроке, создание преодолимых интеллектуальных затруднений в ходе самостоятельных работ, усложнение заданий с целью развития познавательной самостоятельности учащихся);
- руководство повышением уровня понимания (от описательного, сравнительного, объяснительного к обобщающему, оценочному, проблемному) и формированием умений рассуждать и умозаключать;
- использование различных видов творческих работ учащихся (объяснение цели работы, условий ее выполнения, обучение отбору и систематизации материала, а также обработке результатов и оформлению работы);
- закрепление результатов работы:
- формирование навыков путем упражнений;
- обучение переносу ранее усвоенных умений и навыков на новые условия работы, предупреждение механического переноса.
Организованность учащихся:
- отношение учащихся к учению, их самоорганизация и уровень умственного развития;
- возможные группы учащихся по уровню обучаемости, учёт этих обстоятельств при определении сочетания индивидуальной, групповой и фронтальной формах работы учащихся на уроке.
Учет возрастных особенностей учащихся:
- планирование урока в соответствии с индивидуальными и возрастными особенностями учащихся;
- проведение урока с учетом сильных и слабых учеников;
- дифференцированный подход к сильным и слабым ученикам.
Схема психологического анализа урока, позволяющая оценить степень его личностной ориентированности на ученика
Данные рекомендации позволят стимулировать профессиональную рефлексию учителя, будут способствовать психологизации и гуманизации его профессиональных установок, ощущению самочувствия ребенка, его отношения к предмету, уроку, учению, себе самому.
1. Психологическая оценка урока:
- уровень организации урока (доля спонтанности учительского воздействия в настрое детей на урок);
- соотношение мнемически-репродуктивной и самостоятельной, творческой деятельности учащихся, развитие мышления учащихся;
- соотношение монологического и диалогического общения между учителем и детьми на уроке;
- темп и уровень сложности урока, их адекватность возрасту и контингенту класса;
- соответствие форм и методов учебной работы возрастным психофизиологическим особенностям учащихся;
- оснащенность урока средствами, оптимизирующими учебную деятельность детей разных психологических типов (аудиальный, визуальный, кинестетический).
2. Психологический анализ деятельности учителя на уроке:
- наличие физической или психической дистанции между учителем и детьми («над», «рядом», «вместе»);
- преобладающее отношение к классу;
- коммуникабельность, умение устанавливать контакт с классом и с каждым учеником;
- способы активизации работы учащихся (их разнообразие и педагогическая целесообразность);
- соотношение индивидуального и группового общения на уроке;
- способность к делегированию полномочий учащимся;
- умение слушать;
- способность к индивидуализации и дифференциации учебной работы с учащимися;
- стимулирование запоминания или понимания, самостоятельности мышления; работа по формированию умственных действий (анализ, синтез, сравнение, обобщение, абстрагирование, классификация, систематизация и др.);
- соотношение принуждения и приглашения в способах организации учебной работы;
- эмоциональная устойчивость, владение собой, преобладание эмоции;
- увлеченность преподаваемым предметом;
- адекватность индивидуальной манеры поведения учителя свойствам его темперамента;
- внешний облик учителя (поза, мимика, пантомима, одежда, прическа, чувство вкуса, стиля).
3. Психологический анализ учебной деятельности учащихся:
- позиция учащихся: активная (субъекты учебной деятельности, действующие по внутреннему побуждению) или пассивная (исполнители целей и задач учителя);
- владение основными компонентами учебной деятельности (постановка цели, ее принятие, выбор средств решения учебных задач, самоанализ, самооценка процесса и результатов учебной деятельности);
- преобладание мотивации учения, проявившейся на данном уроке;
- нацеленность урока: на процесс или на результат учебной работы;
- наличие инициативы у учащихся в процессе учебной работы;
- наличие творческой или исполнительской позиции у детей, тяготение к действиям по алгоритму или эвристическому решению учебных задач, вариативности в решениях;
- наличие вопросов, добавлений, комментариев со стороны детей;
- отношение к ошибкам - своим и товарищей (есть ли страх, напряженность в ситуации ошибки или она вызывает живой интерес и потребность ее анализа);
- роль учащихся (коммуникативная открытость, индивидуальность, нестандартность речи);
- склонность к кооперации или конкурентности (групповая, парная работа, дискуссии, коллективное решение учебных задач, взаимопомощь, сочувствие в ситуациях неудач, радость в связи с успехом товарищей);
- раскрепощенность или скованность (закрыты, прячутся за ролевые маски);
- отношение учащихся к учителю (уважительное, равнодушное, подчиненное, недоброжелательное);
- преобладающее на уроке самочувствие и настроение класса (напряженность, страх, воодушевленность, энтузиазм, бодрость, жизнерадостность, мажорность, подавление, равнодушие, раздражительность, агрессия).
Схема психологического анализа урока (Охитина Л.Т.)
Уровень психологического анализа урока | Задачи учителя по отношению к самому себе | Задачи учителя по отношению к учащимся |
Предваряющий | Постановка психологических целей урока (развитие познавательных интересов обучающихся к изучаемому предмету; стимулирование их мыслительной активности; развитие объема памяти; формирование высоких моральных качеств и убеждений и т.д.) Психологическое обоснование целей, задач, этапов, форм работы, методических приемов Соотнесение своих индивидуально-психологических особенностей (темп речи, импульсивность и самообладание, эмоциональность и др.) с условиями реализации поставленных целей | Учет основных мотивов учебной деятельности (познавательных, коммуникативных, социальных) учащихся Учет возрастных и индивидуально-психологических особенностей учащихся (мышления, памяти и др. познавательных процессов) Учет уровня предметной подготовки к уроку Учет межличностных отношений в группе |
Текущий | Постоянное наблюдение, фиксация, коррекция выполнения поставленных целей, задач обучения и процесса педагогического общения В случаях затруднения, сбоя или непредвиденной легкости выполнения заданий необходима постановка новых целей, использование новых средств и способов обучения, т.е. перестройка хода урока | Учет хода учебной работы учащихся (их заинтересованности в уроке, мыслительной активности, характера усвоения материала и т.д.) |
Ретроспективный | Оценка собственной педагогической деятельности (удача, недостатки, их причины, пути коррекции и совершенствования) | Определение реального продвижения учащихся в общеобразовательном, воспитательном и практическом планах, т.е. ответ на вопрос, каков реальный результат проведенного урока |
Приложение 2
Понятие «универсальные учебные действия» (по Асмолову А.Г.)
В широком значении термин «универсальные учебные действия» означает умение учиться, т. е. способность субъекта к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта. В более узком (собственно психологическом) значении этот термин можно определить как совокупность способов действия учащегося (а также связанных с ними навыков учебной работы), обеспечивающих самостоятельное усвоение новых знаний, формирование умений, включая организацию этого процесса.
Способность учащегося самостоятельно успешно усваивать новые знания, формировать умения и компетентности, включая самостоятельную организацию этого процесса, т. е. умение учиться, обеспечивается тем, что универсальные учебные действия как обобщенные действия открывают учащимся возможность широкой ориентации как в различных предметных областях, так и в строении самой учебной деятельности, включающей осознание ее целевой направленности, ценностно-смысловых и операциональных характеристик. Таким образом, достижение умения учиться предполагает полноценное освоение школьниками всех компонентов учебной деятельности, включая: 1) познавательные и учебные мотивы; 2) учебную цель; 3) учебную задачу; 4) учебные действия и операции (ориентировка, преобразование материала, контроль и оценка). Умение учиться — существенный фактор повышения эффективности освоения учащимися предметных знаний, формирования умений и компетенций, образа мира и ценностно-смысловых оснований личностного морального выбора.
Функции универсальных учебных действий:
- обеспечение возможностей учащегося самостоятельно осуществлять деятельность учения, ставить учебные цели, искать и использовать необходимые средства и способы их достижения, контролировать и оценивать процесс и результаты деятельности;
- создание условий для гармоничного развития личности и ее самореализации на основе готовности к непрерывному образованию; обеспечение успешного усвоения знаний, формирования умений, навыков и компетентностей в любой предметной области.
Универсальный характер учебных действий проявляется в том, что они носят надпредметный, метапредметный характер; обеспечивают целостность общекультурного, личностного и познавательного развития и саморазвития личности; обеспечивают преемственность всех ступеней образовательного процесса; лежат в основе организации и регуляции любой деятельности учащегося независимо от ее специально-предметного содержания. Универсальные учебные действия обеспечивают этапы усвоения учебного содержания и формирования психологических способностей учащегося.
Реализация деятельностного подхода в образовании осуществляется в ходе решения следующих задач:
- определение основных результатов обучения и воспитания в зависимости от сформированности личностных качеств и универсальных учебных действий;
- построение содержания учебных предметов и образования в целом с ориентацией на сущностные знания в соответствующих предметных областях;
- определение функций, содержания и структуры универсальных учебных действий для каждого возраста/ступени образования;
- выделение возрастно-специфической формы и качественных показателей сформированности универсальных учебных действий в отношении познавательного и личностного развития учащихся;
- определение круга учебных предметов, в рамках которых оптимально могут быть сформированы конкретные виды универсальных учебных действий;
- разработка системы типовых задач для диагностики сформированности универсальных учебных действий на каждом этапе образовательного процесса;
- разработка системы задач и организация ориентировки учащихся в их решении, обеспечивающем формирование универсальных учебных действий.
Виды универсальных учебных действий
В составе основных видов универсальных учебных действий, соответствующих ключевым целям общего образования, можно выделить четыре блока: 1) личностный; 2) регулятивный (включающий также действия саморегуляции); 3) познавательный; 4) коммуникативный.
Личностные действия обеспечивают ценностно-смысловую ориентацию учащихся (знание моральных норм, умение соотносить поступки и события с принятыми этическими принципами, умение выделить нравственный аспект поведения) и ориентацию в социальных ролях и межличностных отношениях. Применительно к учебной деятельности следует выделить три вида личностных действий:
- личностное, профессиональное, жизненное самоопределение;
- смыслообразование, т. е. установление учащимися связи между целью учебной деятельности и ее мотивом, другими словами, между результатом учения и тем, что побуждает деятельность, ради чего она осуществляется. Ученик должен задаваться вопросом: какое значение и какой смысл имеет для меня учение? — и уметь на него отвечать;
- нравственно-этическая ориентация, в том числе и оценивание усваиваемого содержания (исходя из социальных и личностных ценностей), обеспечивающее личностный моральный выбор.
Регулятивные действия обеспечивают учащимся организацию их учебной деятельности. К ним относятся:
- целеполагание как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимся, и того, что еще неизвестно;
- планирование — определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата; составление плана и последовательности действий;
- прогнозирование — предвосхищение результата и уровня усвоения знаний, его временных характеристик;
- контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона;
- коррекция — внесение необходимых дополнений и корректив в план и способ действия в случае расхождения эталона, реального действия и его результата;
- оценка — выделение и осознание учащимся того, что уже усвоено и что еще нужно усвоить, осознание качества и уровня усвоения;
- саморегуляция как способность к мобилизации сил и энергии, к волевому усилию (к выбору в ситуации мотивационного конфликта) и к преодолению препятствий.
Познавательные универсальные действия включают: общеучебные, логические, а также постановку и решение проблемы.
Общеучебные универсальные действия:
- самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели;
- поиск и выделение необходимой информации; применение методов информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств;
- структурирование знаний;
- осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме;
- выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;
- рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности;
- смысловое чтение как осмысление цели чтения и выбор вида чтения в зависимости от цели; извлечение необходимой информации из прослушанных текстов различных жанров; определение основной и второстепенной информации; свободная ориентация и восприятие текстов художественного, научного, публицистического и официально-делового стилей; понимание и адекватная оценка языка средств массовой информации;
- постановка и формулирование проблемы, самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера.
Особую группу общеучебных универсальных действий составляют знаково-символические действия:
- моделирование – преобразование объекта из чувственной формы в модель, где выделены существенные характеристики объекта (пространственно-графическая или знаково-символическая);
- преобразование модели с целью выявления общих законов, определяющих данную предметную область.
Логические универсальные действия:
- анализ объектов с целью выделения признаков (существенных, несущественных);
- синтез – составление целого из частей, в том числе самостоятельное достраивание с восполнением недостающих компонентов;
- выбор оснований и критериев для сравнения, сериации, классификации объектов;
- подведение под понятие, выведение следствий;
- установление причинно-следственных связей;
- построение логической цепи рассуждений;
- доказательство;
- выдвижение гипотез и их обоснование.
Постановка и решение проблемы:
- формулирование проблемы;
- самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера.
Коммуникативные действия обеспечивают социальную компетентность и учет позиции других людей, партнеров по общению или деятельности; умение слушать и вступать в диалог; участвовать в коллективном обсуждении проблем; интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми.
К коммуникативным действиям относятся:
- планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками – определение цели, функций участников, способов взаимодействия;
- постановка вопросов – инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации;
- разрешение конфликтов – выявление, идентификация проблемы, поиск и оценка альтернативных способов разрешения конфликта, принятие решения и его реализация;
- управление поведением партнера – контроль, коррекция, оценка его действий;
- умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка.
Развитие системы универсальных учебных действий в составе личностных, регулятивных, познавательных и коммуникативных действий, определяющих развитие психологических способностей личности, осуществляется в рамках нормативно-возрастного развития личностной и познавательной сфер ребенка. Процесс обучения задает содержание и характеристики учебной деятельности ребенка и тем самым определяет зону ближайшего развития указанных универсальных учебных действий (их уровень развития, соответствующий «высокой норме») и их свойства.
Критерии оценки сформированности универсальных учебных действий учащихся:
- соответствие возрастно-психологическим нормативным требованиям;
- соответствие свойств универсальных действий заранее заданным требованиям.
Возрастно-психологические нормативы формулируются для каждого вида универсальных учебных действий с учетом определенной стадии их развития.
Рекомендации учителю по развитию универсальных учебных действий
Личностные УУД:
- Помните, что каждый ребенок – индивидуален. Помогите найти в нем его индивидуальные личные особенности.
- В жизни ребенка взрослый - это тот человек, который «открывает» ему реальный мир. Помогите раскрыть и развить в каждом ученике его сильные и позитивные личные качества и умения.
- Организуя учебную деятельность по предмету, учитывайте индивидуально-психологические особенности каждого ученика. Используйте данные психологической диагностики.
- Помните, что главным является не предмет, которому вы учите, а личность, которую вы формируете. Не предмет формирует личность, а учитель своей деятельностью, связанной с изучением предмета.
Познавательные УУД:
- Если вы хотите, чтобы дети усвоили материал по вашему предмету, научите их мыслить системно (например, основное понятие (правило) - пример - значение материала).
- Постарайтесь помочь ученикам овладеть наиболее продуктивными методами учебно-познавательной деятельности, учите иx учиться. Используйте схемы, планы, чтобы обеспечить усвоение системы знаний.
- Помните, что знает не тот, кто пересказывает, а тот, кто использует знания на практике. Найдите способ научить ребенка применять свои знания.
- Творческое мышление развивайте всесторонним анализом проблем; познавательные задачи решайте несколькими способами, чаще практикуйте творческие задачи.
Коммуникативные УУД:
- Научите ребенка высказывать свои мысли. Во время его ответа на вопрос задавайте ему наводящие вопросы.
- Не бойтесь «нестандартных уроков», попробуйте различные виды игр, дискуссий и групповой работы для освоения материала по вашему предмету.
- Составьте для учеников алгоритм пересказа текста материала, за следование которому вы будете причислять дополнительный балл.
- Организовывая групповую работу или работу в парах, напомните ребятам о правилах ведения дискуссии, беседы.
- Приучите ребенка самого задавать уточняющие вопросы по материалу (например, Кто? Что? Почему? Зачем? Откуда? и т.д.), переспрашивать, уточнять.
- Изучайте и учитывайте жизненный опыт учеников, их интересы, особенности развития.
Регулятивные УУД:
- Научите ребенка контролировать свою речь при выражении своей точки зрения по заданной тематике.
- Научите ученика контролировать, выполнять свои действия по заданному образцу и правилу.
- Помогите ребенку научиться адекватно оценивать выполненную им работу. Научите исправлять ошибки.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Психолого –педагогическое сопровождение образовательного процесса в рамках введения ФГОС»
Введение новых ФГОС влечет серьезные изменения в деятельности педагога-психолога образовательного учреждения, ведь новые стандарты, по словам разработчиков, «особенно психологичны» и...
Психолого-педагогическое сопровождение образовательного процесса в рамках реализации ФГОС
презентация Психолго-педагогическое сопровождение образовательного процесса в рамках реализации ФГОС...
Программа психолого педагогического сопровождения образовательного процесса в рамках внедрения ФГОС ООО на 2013-2018 г.г.
Программа психолого педагогического сопровождения образовательного процесса в рамках внедрения ФГОС ООО на 2013-2018 г.г....
Психолого-педагогическое сопровождение образовательного процесса в рамках введения ФГОС ООО
Психолого-педагогическое сопровождение образовательного процесса в рамках введения ФГОС ООО...
Программа психолого-педагогического сопровождения образовательного процесса в рамках внедрения ФГОС ООО
Психологическое сопровождение внедрения ФГОС способствует анализу школьной среды с точки зрения тех возможностей, которые она предоставляет для обучения и развития школьника, и тех требов...
Программа психолого-педагогического сопровождения образовательного процесса в рамках внедрения ФГОС ООО
Целевой раздел программы 1. Актуальность программы2. Пояснительная записка3. Цель и задачи программы4. Основны...
Психолого-педагогическое сопровождение образовательного процесса в рамках реализации ФГОС
Психолого-педагогическое сопровождение образовательного процесса в рамках реализации ФГОС...