"Методические рекомендации по разработке системы психолого-педагогического сопровождения образовательного процесса в рамках внедрения ФГОС".
учебно-методический материал на тему

Кирова Анна Михайловна

Методические рекомендации. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon metodicheskie_rekomendatsii.doc196 КБ

Предварительный просмотр:

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

для образовательных учреждений по разработке

системы психолого-педагогического сопровождения

образовательного процесса в рамках внедрения ФГОС

Изменение парадигмы педагогического образования и превращение его по существу в образование психолого-педагогическое означает необходимость такого содержания, которое позволит осуществлять в процессе своей профессиональной деятельности обучение, ориентированное на развитие учащихся, учет их особенностей и всестороннее раскрытие их интеллектуального и личностного потенциала.

Предлагаемые методические рекомендации адресованы различным субъектам образовательного процесса: руководителям, педагогам всех категорий и временным творческим коллективам, занимающимся проектированием и созданием системы психолого-педагогического сопровождения образовательного процесса.

При разработке и реализации Системы психолого-педагогического сопровождения (далее – Система ППС) следует учитывать следующие рекомендации:

  1. Нормативно-правовой и методологической основой разработки и реализации данного вида деятельности служат следующие документы:

В соответствии с требованиями Стандарта перечисленные документы являются ориентирами для создания Системы ППС.

  1. Психолого-педагогическое сопровождение – это целостная, системно организованная деятельность, в процессе которой создаются социально-психологические и педагогические условия для успешного обучения и развития каждого ребенка в школьной среде.

Задачи психолого-педагогического сопровождения:

  • Систематическое отслеживание уровня развития и обучения каждого школьника.
  • Создание социально-психологических условий для развития познавательных возможностей учащегося и его успешного обучения.
  • Организация помощи детям, имеющим проблемы в психологическом развитии и обучении.
  1. Разработка Системы, а также организация всей работы по её реализации должна строиться на основе научной обоснованности, последовательности, возрастной и социокультурной адекватности, информационной безопасности и практической целесообразности.
  2. В соответствии с ФГОС Система ППС должна опираться на основные научные методологические принципы:
  • Принцип развивающего образования, целью которого является развитие ребёнка. Развивающий характер образования реализуется через деятельность каждого ребёнка в зоне его ближайшего развития. Именно этот подход должен стать основой организации воспитательно-образовательного процесса в любом образовательном учреждении.
  • Принцип гуманизации, отражением которого является признание уникальности и неповторимости личности каждого ребёнка, признание неограниченных возможностей развития личного потенциала каждого ребёнка, уважение к личности ребёнка со стороны всех участников образовательного процесса.
  • Принцип дифференциации и индивидуализации воспитания и обучения (реализации личностного подхода), согласно которому обеспечивается развитие ребёнка в соответствии с его склонностями, интересами и возможностями. Осуществление этого принципа возможно через создание условий для воспитания и обучения каждого ребёнка с учётом индивидуальных особенностей его развития.
  • Принцип непрерывности образования, который означает связь всех ступеней школьного образования, начиная с начальной школы до среднего и старшего звена ОУ.
  • Принцип системности требует создания целостной структуры все компоненты которой должны быть взаимосвязаны и взаимозависимы.
  1. Проектирование и реализацию Системы ППС в ОУ следует осуществлять при комплексном использовании технологий в содержательной связи друг с другом и на единой методологической основе. Именно комплексный подход позволяет решать не только задачи обучения учащихся, но и гораздо более сложные задачи личностного развития и воспитания детей.
  2. Система психолого-педагогического сопровождения образовательного процесса в ОУ должна содержать конкретизацию целей, задач, содержания, планируемых результатов, а также способов, приёмов и технологий, используемых при её реализации.
  3. Собственная Система ППС должна строиться с учётом специфики образовательного учреждения (условий осуществления воспитательно-образовательного процесса), а также в соответствии с индивидуальной траекторией развития детей в рамках данного образовательного учреждения.
  4. Разработка Системы, а также организация всей работы по её реализации должна строиться на основе научной обоснованности, последовательности, возрастной и социокультурной адекватности, информационной безопасности и практической целесообразности.
  5. Для организации и полноценного функционирования образовательного процесса требуются согласованные усилия многих социальных субъектов: школы, семьи, учреждений дополнительного образования, культуры и спорта, детско-юношеских движений и организаций.

Таким образом при разработке Системы необходимо учесть влияние как минимум трёх совокупностей сред на формирование личности ребёнка:

  • школьной среды;
  • семейной среды;
  • других локальных сред (дополнительное образование, неформальные молодёжные объединения и др.).

        Поэтому, необходимо предусмотреть этапы развития взаимодействия с семьёй, учреждениями дополнительного образования, участия детей  во внеклассных мероприятиях и внеурочной деятельности (спортивных клубах, общешкольных коллективных делах и т.д.).

  1. Целью создания Системы должно стать создание социально-психологических условий для развития личности обучающихся и их успешного обучения.

Эта цель реализуема только в случае тесного взаимодействия как минимум двух институтов социализации ребёнка – школы и семьи.

  1. Согласно реализации комплексного подхода Система ППС может выглядеть следующим образом:

                

  1. Таким образом, в предложенном варианте Система содержит четыре основных раздела (блока).

Примерное содержание основных разделов

Первый блок «Создание условий для профессионального роста педагогических кадров»:

  • Развитие личностных компетенций педагога (рефлексивной, коммуникативной компетенций, потребности в саморазвитии и др.) через систему семинаров, тренинговых и практических занятий.

Примеры тем для рассмотрения:

  • Психологическое здоровье педагога как необходимое условие психологического здоровья детей.
  • Саморегуляция эмоциональных состояний.
  • Терпимость к чужому мнению и способность её формирования у детей.
  • Основные подходы к психологическому анализу урока (в теории и практике педагогической психологии разработаны многочисленные схемы психологического анализа урока: Н.Ф. Добрынина, В.А. Сластенина, Н.В. Кузьминой, Л.Т. Охитиной, С.В. Иванова, И.А. Зимней, Е.С. Ильинской и других авторов). В приложении 1 представлена схема психологического анализа урока Охитиной Л.Т.
  • Изучение и практическое освоение педагогами психолого-педагогических закономерностей, лежащих в основе системно-деятельностного подхода к обучению (теоретических положений концепции Л.С. Выготского, А.Н. Леонтьева, Д.Б. Эльконина, П.Я. Гальперина, раскрывающих основные психологические закономерности процесса развивающего образования и структуру учебной деятельности учащихся с учётом общих закономерностей возрастного развития детей и подростков) с целью их использования в образовательном процессе для формирования универсальных учебных действий учащихся (коммуникативных, личностных, регулятивных и познавательных). Понятие, функции и виды УУД и рекомендации учителю по их развитию представлены в приложении 2.
  • Организация просветительской деятельности направленной на развитие психологической составляющей профессиональной педагогической компетентности (педагогические чтения, работа МО, индивидуальные консультации). В частности, актуализация для педагогов знаний возрастной, общей, педагогической психологии.

Примеры тем для обсуждения::

  • Тип нервной системы и индивидуальный познавательный стиль учащихся.
  • Учебная деятельность и особенности восприятия ребёнком информации.
  • Познавательная деятельность учащихся.
  • Эмоциональная саморегуляция учащихся и учебная деятельность.
  • Адаптация к школе учащихся первых классов.
  • Переход детей из младшего в среднее звено. Трудности адаптационного периода.
  • Особенности педагогической работы с тревожными детьми.
  • Особенности педагогической работы с гиперактивным детьми.
  • Психологические особенности возрастных кризисов.
  • Психологические механизмы нарушающего поведения на уроке.
  • Психологические аспекты формирования мыслительных операций на уроках.
  • Создание схемы психолого-педагогической диагностики, которую сможет реализовывать учитель, используя полученные результаты в своей профессиональной деятельности. Достаточно полные схемы мониторинга личностных и метапредметных результатов освоения основной образовательной программы предложены Асмоловым А.Г. [3, 16].

Одним из блоков психолого-педагогического мониторинга должна стать диагностика развития познавательных процессов и мотивационной сферы учащихся:

  • Диагностика типа восприятия.
  • Диагностика внимания (концентрации и устойчивости).
  • Диагностика памяти (преобладающего типа и продуктивности).
  • Диагностика сформированности мыслительных операций.
  • Диагностика уровней развития мыслительной деятельности (наглядно-образного, логического и абстрактного).
  • Диагностика познавательного интереса.
  • Диагностика мотивационной сферы учащихся.

Второй блок «Организация взаимодействия с учащимися».

  • Разработка и реализация схемы для работы в ОУ алгоритма «Интеллектуального партнёрства» (взаимопомощи детей друг другу, причём не только в одном классном коллективе, но и обеспечение разновозрастного общения и сотрудничества учащихся).

В режиме работы этого алгоритма, кроме непосредственно учебных (образовательных) результатов, включаются и развиваются очень многие личностные компетенции учащихся (взаимопомощь, ответственность, навыки рефлексии, навыки коммуникации, эмпатические способности – умение и желание содействовать, сочувствовать, соучаствовать, толерантность). Всё это, в свою очередь, будет «работать» на достижение личностных результатов освоения образовательной программы (первого блока результатов в рамках ФГОС).

  • Использование классными руководителями технологии Портфолио ученика на тему: «Создание портрета «Я-ЗАМЕЧАТЕЛЬНЫЙ» (с использованием заданий для страниц портфолио, проявляющих важные позитивные стороны ребенка).
  • Разработка и реализация программ дополнительного образования и коррекционно-развивающих тренинговых программ для формирования и развития личностных результатов освоения образовательной программы.
  • Программа «Психологическая этика», содержащая игры и упражнения на развитие основ нравственных качеств и психологических компетенций).
  • Программа «Уроки общения», направленная на развитие коммуникативной компетентности учащихся.
  • Развитие познавательных процессов как основы достижения метапредметных результатов освоения образовательной программы учащимися (на уроках и во внеурочной деятельности – коррекционно-развивающих занятиях с психологом).

Примерные темы:

  • Развитие познавательных процессов (восприятия, внимания, памяти) на уроках…
  • Развитие мыслительных операций (анализа-синтеза, обобщения-классификации, абстрагирования-сравнения).

  • Неотъемлемым компонентом ППС должна являться работа по адаптации учащихся в ОУ, первым индикатором которой будет являться психологический климат классных коллективов и ОУ в целом. Примерами используемых программ могут быть:
  • Программа адаптации детей к школьной жизни Цукерман Г.А., Поливановой К.Н. «Введение в школьную жизнь».
  • Программа адаптации детей к средней школе Е.Г. Коблик «Первый раз в пятый класс!».

  • Разработка содержания внеурочной деятельности учащихся.

В целях реализации развивающего образования необходимо усилить и активизировать внеурочную деятельность учащихся.

Кроме традиционных форм внеурочной работы, содержанием данной деятельности может являться проведение тематических дней или недель.

  • Неделя (день) психологии.
  • Неделя «4С» - сочувствия, содействия, сострадания и соучастия (развитие эмпатийных способностей личности и толерантности).
  • Неделя Здорового Образа Жизни и т.д.

Позитивное влияние на развитие личностных компетенций учащихся оказывает занятие детей в театральной студии, туристической секции.

  • Информационная поддержка образовательного процесса (проведение классных часов, тренингов для учащихся). Примерными темами могут быть:
  • Механизмы эффективного взаимодействия людей друг с другом.
  • Феномен человеческой памяти. Приёмы эффективного запоминания большого объёма информации.
  • Как эффективно сдать экзамен.

Третий блок «Организация сотрудничества с родителями»:

Основной акцент в данном блоке необходимо сделать на создании системы взаимодействия школы с родителями в рамках «общественного договора» и формировании партнёрских отношений сотрудничества. Этому способствует создание графика совместных с родителями мероприятий внеурочной деятельности учащихся (см. блок 2).

  • Разработка лекций, семинаров, методических рекомендаций для родителей с целью организации систематического взаимодействия и сотрудничества их со школой. Примерные темы:
  • Тревожность и способы её преодоления.
  • Детско-родительские отношения (общение в семье, типы семейных отношений, основные виды нарушений).
  • Адаптация ребёнка к школе и основные проблемы, с ней связанные (для родителей 1 классов).
  • Адаптационный период перехода ребёнка в среднее звено и проблемы, с ним связанные (для родителей 5 классов).
  • Психофизиологические особенности возраста (для всех возрастных групп).
  • Психоневротические расстройства и пути их преодоления (для родителей детей с неустойчивой, слабой нервной системой).
  • Проблема ММД (гиперактивности с дефицитом внимания) у детей младшего и среднего школьного возраста (для родителей детей с подозрением на ММД).
  • Стрессогенные факторы и их полиморфное воздействие на организм человека.
  • Иммунно-аллергологические проблемы детей младшего и среднего школьного возраста.
  • Школа: миф и реальность (для 1 классов).
  • Когда компьютер безопасен?
  • Методические разработки для родителей «Искусство любить своего ребенка» (систематизированные по возрастным периодам с учетом возрастных кризисов памятки, рекомендации, игры для родителей с краткой характеристикой проблемы) – цель – развитие психологической культуры родителей.
  • Методические разработки «Семья и  школа – участники открытого педагогического процесса» (рекомендации по совместному проведению с семьей различных нестандартных мероприятий,  семейные домашние задания).
  • Организация работы Родительского клуба (к примеру, с периодичностью     тематических встреч – 1 раз в месяц).
  • Работа телефона Горячей линии для вопросов и ответов с целью осуществления возможности своевременного обращения за помощью или информацией (по графику).

Четвёртый блок «Психолого-педагогическое сопровождение детей с ОВЗ» (примерное содержание основных разделов):

  • Диагностика психо - эмоционального состояния детей с ОВЗ (тревожность, психологический комфорт).
  • Информационно-просветительская работа с учащимися и их родителями, направленная на повышение толерантного отношения к детям с ОВЗ.
  • Педагогическая организация ситуации успеха для детей с ОВЗ в рамках общеобразовательного социума (методом преднамеренного конструирования педагогических ситуаций).
  • Адаптация детей с ОВЗ в общеобразовательном социуме (работа с педагогами, учащимися, родителями).
  • Коррекционно-развивающая (тренинговая) работа по профилактике возникновения психосоматических заболеваний у детей с ОВЗ.

Примерный перспективный план работы образовательного учреждения

 по созданию системы

 Психолого-педагогического сопровождения внедрения ФГОС

(работа координационного совета школы по внедрению ФГОС)

Направления деятельности

Диагностика

Просветительская и психопрофилактическая деятельность

Развивающая и коррекционная работа

Консультирование

Подготовительный этап

Учащиеся

Диагностика познавательных процессов, коммуникативных умений, готовности к обучению в школе - 1 классы.

Диагностика процесса адаптации к школе.

Диагностика мотивации

Внеурочная деятельность по адаптации: «Сказкотерапия. Лесная школа»

Адаптация первоклассников к школе: работа с классом или группами по результатам диагностики: коррекционно-развивающие занятия на развитие навыков конструктивного общения, познавательных процессов, формирование учебных навыков

Определение индивидуальных образовательных траекторий с учетом проведенной диагностики

Педагоги

Анкетирование базовых знаний об УУД в педагогической деятельности

Лекторий «Психологические основы развития универсальных учебных действий»

Тренинг успешности в новом виде деятельности. Работа с сопротивлением.

Дидактическая игра «Пути развития УУД на уроках» (путешествующие папки)

Консультации на тему «Как правильно организовать развитие УУД»

Родители

Анкетирование

«Готов ли Ваш ребенок к школе?» «Готовы ли Вы к школьному обучению вашего ребенка?», диагностика детско-родительских отношений. Диагностика потенциала семьи в плане помощи ребенку в освоении УУД

Родительские собрания «Поможем ребенку стать успешным в обучении», «Первый раз в первый класс», «Оценки и отметки».

Формирование группы из заинтересованных родителей для дальнейшего участия в «Родительской мастерской»

Тренинг родительской осознанности

По запросам родителей (результаты диагностики и наблюдений за детьми)

Администрация

Анкетирование руководителей ОУ на предмет организационных склонностей и стиля руководства, а также понимания трудностей ФГОС и путей их решения.

Лекторий  «Основы развития универсальных учебных действий»

Консилиум-совещание с целью координации учебно-воспитательного процесса с учетом индивидуальных психических особенностей участников образовательного процесса

Заседание методического совета школы и администрации по составлению программ психолого-педагогического сопровождения внедрения инноваций в образовательный процесс.

Основной этап

Учащиеся

Диагностический сбор информации для выявления проблемных «звеньев» при обучении по ФГОС.

(Например, отсутствие у ребенка навыка работы в команде на уроке)

Диагностика адаптации пятиклассников к обучению в среднем звене.

Цикл мини-бесед, ролевых игр «Я школьник» (по планированию рабочего дня, режима отдыха, выбора доп. занятий)

«Механизмы эффективного взаимодействия людей друг с другом»

Координирование работы групп поддержки (распределение детей в эти группы). Группы поддержки будут создаваться не только на уроке (занятии психолога), но во внеурочной деятельности (ГПД, кружки и т.д.). Коррекция проблем коммуникации, развития познавательных процессов. Совместная работа психолога  и учителем с детьми, имеющими сложности в освоении УУД

Работа с детьми по индивидуальным образовательным траекториям, корректировка траекторий (например, подбор информации в какие дополнительные кружки лучше ребенку пойти, в каких мероприятиях лучше проявятся возможности ребенка)

Педагоги

Диагностика потенциала учителя (его способностей, возможностей, сложностей) при внедрении стандартов.

Круглый стол «Преемственность начального среднего звена. Куда идем дальше?».

«Что меняется в модели моего ученика».

Организация мастер-классов (инициативной группой, завучем, другими участниками педагогического процесса) по технологиям формирования УУД

Строится на основании проведенной диагностики и выявленных «проблемных зон» (первая колонка этой строки), например, «Тренинг личностного роста» или «Целеполагание»

Организация службы «Мы внедряем стандарты» (инициативная группа, в которую также входит психолог) для помощи педагогам по возникающим проблемам и вопросам в связи с внедрением стандартов – составление конкретного плана урока, обучение методическим приёмам, оказание эмоциональной поддержки

Родители

Диагностика родительских представлений о социально-психологической адаптации ребенка к образовательному процессу

Родительский лекторий или Воскресная школа для заботливых родителей.

Работа "Родительской мастерской", которую организует инициативная группа (психолог, учитель, заинтересованные родители, например, еще хореограф), где также прорабатываются выявленные проблемные «звенья» у детей и возможность помощи им в домашних условиях самими родителями

При несоответствии родительских представлений и ожиданий с диагностикой педагога и психолога коррекция детско-родительских отношений «Я и мой ребенок»

«Мой успешный ребенок сегодня и завтра» на основании диагностики (см. первый столбик колонки «учащиеся – диагностика»)

Администрация

Диагностический сбор информации по первичному результату и наиболее удачному опыту в школе внедрения стандартов.

Психолого-педагогические семинары, выпуск «Вестника для учителя», знакомство с промежуточными результатами этапа, их анализ

Внесение необходимых корректив в план работы школы

Предложение администрации помощи педагогам по результатам анализа (например, открытое занятие педагога, у которого более успешно получается внедрение)

Завершающий этап

Учащиеся

Мониторинговые исследования психологического комфорта учащихся

Групповые беседы или игры «Я умею и люблю учиться».

«Как эффективно сдать экзамен».

Индивидуальные занятия (по запросу) по развитию основных компетенций УУД ученика

Тренинг-рефлексия в группах «Калейдоскоп наших успехов»

Беседы по результатам продвижения ребенка по его индивидуальной траектории развития

Педагоги

Мониторинговые исследования степени удовлетворенности внедренными стандартами

Знакомство с результатами внедрения ФГОС и передовым опытом других школ.

Лекторий «Стиль педагога в условиях обновленной школы и готовность к инновационной деятельности»  

Составление дальнейшего маршрута продвижения конкретным педагогам в области внедрения стандартов

Консультации для выбора группы поддержки педагогам, имеющим сложности

Родители

Диагностика удовлетворенности родителей обновленной школьной средой

Семинар «Что изменилось в образовательном процессе сегодня?», «Как учились мы и как учат наших детей». Сравнительный анализ внедренных ФГОС

Создание коррекционного уголка. Дидактическая игра «Родители школьника: трудности и проблемы. Пути решения образовательных сложностей в системе ФГОС»

Дни открытых дверей – «Школа при внедрении ФГОС – открытые партнёрские отношения»

Администрация

Диагностика факторов, препятствующих и способствующих педагогической деятельности.  «Круглый стол для администрации и педагогов» - первые итоги внедрения ФГОС

Выбор или создание собственной образовательной программы школы, исходя из полученных результатов.

Лекторий «Стиль педагога и руководителя в условиях обновленной школы и готовность к инновационной деятельности»

Составление дальнейшего маршрута продвижения администрации в области внедрения стандартов по результатам диагностики, препятствующих и способствующих факторов

Работа телефона Горячей линии по вопросам и пожеланиям учащихся, педагогов и родителей.


Рекомендуемая литература:

  1. Авшарян Г.Э. Память. Секреты и механизмы. – Ростов-на-Дону, Феникс, 2005г. – 91с.
  2. АлександровскаяЭ.М., КокуркинаН.И., Куренкова Н.В. Психологическое сопровождение школьников. – М.: Академия, 2002г. – 163с.
  3. Асмолов А.Г. Формирование универсальных учебных действий в основной школе: от действия к мысли. Система заданий. Пособие для учителя. – М.: Просвещение, 2010. – 159с. – (Стандарты второго поколения).
  4. Бадьина Н.П. Часто болеющие дети. Психологическое сопровождение в начальной школе. М.: Генезис, 2007г. – 152с.
  5. Баранова Э.А. Диагностика познавательного интереса у младших школьников и дошкольников. СПб.: Речь, 2005г. – 128с.
  6. Белкин А.С. Ситуация успеха. Как ее создать: книга для учителя. М.: Просвещение, 1991г. – 167с.
  7. Волков Б.С. Как помочь школьнику учиться? Психологическая поддержка и сопровождение. – СПб.: Питер, 2011г. – 304с.
  8. Гин А. Приёмы педагогической техники: свобода выбора. Открытость. Деятельность. Обратная связь. Пособие для учителя. – М.: Вита-Пресс, 2012г. – 88 стр.
  9. Данилюк А.Я., Кондаков А.М., Тишков В.А. Концепция духовно-нравстенного развития и воспитания личности гражданина России. 2-е издание. – М.: Просвещение, 2011. – 24с. – (Стандарты второго поколения).
  10. Диагностика развития психики школьников. / Под ред. Чурикова И. А. – Чебоксары - Йошкар-Ола: «Клио» - «Марий Эл Учитель», 1998г. – 64с.
  11. Дубровина И.В., Акимова М.К., Борисова Е.М. Рабочая книга школьного психолога. М.: Просвещение, 1991г. – 303с.
  12. Зак А.З. Диагностика видов мышления младшего школьника: Методические рекомендации для учителей и практических психологов. М.: Международный Образовательный и Психологический Колледж, 1995г. – 86с.
  13. Зак А.З. Интеллектика. Систематический курс развития мыслительных способностей учащихся 1-4 классов. Книга для учителя. М.: Интеллект-Центр, 2002. – 408с.
  14. Зак А.З. Развитие и диагностика мышления подростков и старшеклассников / А. З. Зак. — М.; Обнинск: ИГ—СОЦИН, 2010. — 350с.
  15. Зимняя И.А Педагогическая психология: Учебник для вузов – М.: Логос, 2001. – 384с.
  16. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе: от действия к мысли: пособие для учителя / [А.Г. Асмолов, Г.В. Бурменская, И.А. Володарская и др.]; под ред. А.Г. Асмолова. – М.: Просвещение, 2011. – 152 с. – (Стандарты второго поколения).
  17. Коблик Е.Г. Первый раз в пятый класс: Программа адаптации детей к средней школе. М.: Генезис, 2003. – 122с.
  18. Монина Г.Б., Панасюк Е.В. Тренинг взаимодействия с неуспевающим учеником. СПб.: Речь, 2005г. – 200с.
  19. Новые технологии для Новой школы: Материалы областного конкурса научно-методических разработок, программ и проектов, 11 апреля 2012г. / Под ред. к.б.н. Л.В. Панфиловой. – Владимир, Собор, 2012. – 251с.
  20. Ольшанская Н.А. Советы психолога (в помощь классному руководителю). Йошкар-Ола: Редакция журнала «Марий Эл учитель»: приложение к журналу. 2002г. – 52с.
  21. Плаксина И.В. Работа психолога в школе: Учебно-методическое пособие. Владимир: ВГПУ, 2004г. – 182с.
  22. Психолого-педагогическое сопровождение образовательного процесса в рамках внедрения ФГОС и ФГТ – методология, практика и технология: Материалы научно-практической конференции, 25 января 2012г. / Под ред. к.б.н. Л.В. Панфиловой. – Владимир, Собор, 2012. – 244с.
  23. Родионов В.А., Ступницкая М.А. Взаимодействие психолога и педагога в учебном процессе. Ярославль: Академия развития: Академия Холдинг, 2001г. – 160с.
  24. Сорокина В.В. Психологическое неблагополучие детей в начальной школе. Диагностика и пути преодоления. М.: Генезис, 2005г. – 191с.
  25. Тихомирова Л.Ф. Упражнения на каждый день: Логика для младших школьников. Ярославль: Академия развития: Академия Холдинг, 2001г. – 208с.
  26. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования: текст с изм. и доп. на 2011 г. / Министерство  образования и науки Российской Федерации. – М.: Просвещение, 2011. – 33с. – (Стандарты второго поколения).
  27. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования / Министерство образования и науки Российской Федерации. – М.: Просвещение, 2011. – 48с. – (Стандарты второго поколения).
  28. Фундаментальное ядро содержания общего образования / Рос. акад. наук, Рос. акад. образования; под ред. В.В. Козлова, А.М. Кондакова. – 4-е изд., дораб. – М.: Просвещение, 2011. – 79с. – (Стандарты второго поколения).
  29. Хухлаева О.В. Школьная психологическая служба. Работа с педагогами. М.: Генезис, 2008г. – 192с.
  30. Хухлаева О.В. Школьная психологическая служба. Работа с родителями. М.: Генезис, 2008г. – 160с.
  31. Хухлаева О.В. Школьная психологическая служба: Работа с учащимися. М.: Генезис, 2007г. – 204с.
  32. Цукерман Г.А., Поливанова К.Н. Введение в школьную жизнь. Программа адаптации детей к школе. – 2-е изд., испр. М.: Генезис, 2003г. – 128с.
  33. Чирков В.И. Мотивация учебной деятельности. Ярославль, 1991г. – 50с.
  34. Шалимова Г.А. Психодиагностика эмоциональной сферы личности: Практическое пособие. М.: АРКТИ, 2006г. – 232с.

Приложение 1

Психологический анализ урока (Охитина Л.Т.)

Психологическая цель урока:

  1. проектирование развития учащихся в пределах изучения конкретного учебного предмета и конкретного урока;
  2. учет в целевой установке урока психологической задачи изучения темы и результатов, достигнутых в предшествующей работе;
  3. предусмотрение отдельных средств психолого-педагогического воздействия, методических приемов, обеспечивающих развитие учащихся.

Стиль урока

  1. определение содержания и структуры урока в соответствии с принципами развивающего обучения:
  • соотношение нагрузки на память учащихся и их мышление;
  • определение объема воспроизводящей деятельности учащихся и творческой;
  • планирование усвоения знаний в готовом виде (со слов учителя, из учебника, пособия и т.п.) и в процессе самостоятельного поиска;
  • выполнение учителем проблемно-эвристического обучения и учащимися; кто ставит проблему, формулирует ее, кто решает);
  • учет контроля, анализа и оценки деятельности школьников, осуществляемых учителем, и взаимной критической оценки, самоконтроля и самоанализа учащихся;
  • соотношение побуждения учащихся к деятельности (комментарии вызывающие положительные чувства в связи с проделанной работой, установки, стимулирующие интерес, волевые усилия к преодолению трудностей и т д.) и принуждения (напоминание об отметке, резкие замечания, нотации и т.п.);
  1. особенности самоорганизации учителя:
  • подготовленность к уроку и главное - осознание психологической цели и внутренняя готовность к ее осуществлению;
  • рабочее самочувствие в начале урока и в его ходе (собранность,  энергичность, настойчивость в осуществлении поставленной цели, оптимистический подход ко всему происходящему на уроке, педагогическая находчивость и др.);
  • педагогический такт (случаи, проявления);
  • психологический климат на уроке (поддержание атмосферы радостного, искреннего общения, деловой контакт и др.).

Организация познавательной деятельности учащихся

  1. определение мер для обеспечения условий продуктивной работы мышления и воображения учащихся:
  • планирование путей восприятия учениками изучаемых объектов и явлений, их осмысления;
  • использование установок в форме убеждения, внушения;
  • планирование условий устойчивого внимания и сосредоточенности учащихся;
  • использование различных форм работы для актуализации в памяти учащихся ранее усвоенных знаний и умений, необходимых для восприятия новых (беседа, индивидуальный опрос, упражнения по повторению);
  1. организация деятельности мышления и воображения учащихся в процессе формирования новых знаний и умений:
  • определение уровня сформированности знаний и умений у учащихся (на уровне конкретно-чувственных представлений, понятий, обобщающих образов "открытий", формулирования выводов);
  • опора на психологические закономерности формирования представлений понятий, уровней понимания, создания новых образов в организации мыслительной деятельности и воображения учащихся;
  • планирование приемов и форм работы, обеспечивающих активность и самостоятельность мышления учащихся (система вопросов, создание проблемных ситуаций, разные уровни проблемно- эвристического решения задач, использование задач с недостающими и излишними данными, организация поисковой и исследовательской работы учащихся на уроке, создание преодолимых интеллектуальных затруднений в ходе самостоятельных работ, усложнение заданий с целью развития познавательной самостоятельности учащихся);
  • руководство повышением уровня понимания (от описательного, сравнительного, объяснительного к обобщающему, оценочному, проблемному) и формированием умений рассуждать и умозаключать;
  • использование различных видов творческих работ учащихся (объяснение цели работы, условий ее выполнения, обучение отбору и систематизации материала, а также обработке результатов и оформлению работы);
  1. закрепление результатов работы:
  • формирование навыков путем упражнений;
  • обучение переносу ранее усвоенных умений и навыков на новые условия работы, предупреждение механического переноса.

Организованность учащихся:

  1. отношение учащихся к учению, их самоорганизация и уровень умственного развития;
  2. возможные группы учащихся по уровню обучаемости, учёт этих обстоятельств при определении сочетания индивидуальной, групповой и фронтальной формах работы учащихся на уроке.

Учет возрастных особенностей учащихся:

  1. планирование урока в соответствии с индивидуальными и возрастными особенностями учащихся;
  2. проведение урока с учетом сильных и слабых учеников;
  3. дифференцированный подход к сильным и слабым ученикам.

Схема психологического анализа урока, позволяющая оценить степень его личностной ориентированности на ученика

Данные рекомендации позволят стимулировать профессиональную рефлексию учителя, будут способствовать психологизации и гуманизации его профессиональных установок, ощущению самочувствия ребенка, его отношения к предмету, уроку, учению, себе самому.

1. Психологическая оценка урока:

  • уровень организации урока (доля спонтанности учительского воздействия в настрое детей на урок);
  • соотношение мнемически-репродуктивной и самостоятельной, творческой деятельности учащихся, развитие мышления учащихся;
  • соотношение монологического и диалогического общения между учителем и детьми на уроке;
  • темп и уровень сложности урока, их адекватность возрасту и контингенту класса;
  • соответствие форм и методов учебной работы возрастным психофизиологическим особенностям учащихся;
  • оснащенность урока средствами, оптимизирующими учебную деятельность детей разных психологических типов (аудиальный, визуальный, кинестетический).

2. Психологический анализ деятельности учителя на уроке:

  • наличие физической или психической дистанции между учителем и детьми («над», «рядом»,  «вместе»);
  • преобладающее отношение к классу;
  • коммуникабельность, умение устанавливать контакт с классом и с каждым учеником;
  • способы активизации работы учащихся (их разнообразие и педагогическая целесообразность);
  • соотношение индивидуального и группового общения на уроке;
  • способность к делегированию полномочий учащимся;
  • умение слушать;
  • способность к индивидуализации и дифференциации учебной работы с учащимися;
  • стимулирование запоминания или понимания, самостоятельности мышления; работа по формированию умственных действий (анализ, синтез, сравнение, обобщение, абстрагирование, классификация, систематизация и др.);
  • соотношение принуждения и приглашения в способах организации учебной работы;
  • эмоциональная устойчивость, владение собой, преобладание эмоции;
  • увлеченность преподаваемым предметом;
  • адекватность индивидуальной манеры поведения учителя свойствам его темперамента;
  • внешний облик учителя (поза, мимика, пантомима, одежда, прическа, чувство вкуса, стиля).

3. Психологический анализ учебной деятельности учащихся:

  • позиция учащихся: активная (субъекты учебной деятельности, действующие по внутреннему побуждению) или пассивная (исполнители целей и задач учителя);
  • владение основными компонентами учебной деятельности (постановка цели, ее принятие, выбор средств решения учебных задач, самоанализ, самооценка процесса и результатов учебной деятельности);
  • преобладание мотивации учения, проявившейся на данном уроке;
  • нацеленность урока: на процесс или на результат учебной работы;
  • наличие инициативы у учащихся в процессе учебной работы;
  • наличие творческой или исполнительской позиции у детей, тяготение к действиям по алгоритму или эвристическому решению учебных задач, вариативности в решениях;
  • наличие вопросов, добавлений, комментариев со стороны детей;
  • отношение к ошибкам - своим и товарищей (есть ли страх, напряженность в ситуации ошибки или она вызывает живой интерес и потребность ее анализа);
  • роль учащихся (коммуникативная открытость, индивидуальность, нестандартность речи);
  • склонность к кооперации или конкурентности (групповая, парная работа, дискуссии, коллективное решение учебных задач, взаимопомощь, сочувствие в ситуациях неудач, радость в связи с успехом товарищей);
  • раскрепощенность или скованность (закрыты, прячутся за ролевые маски);
  • отношение учащихся к учителю (уважительное, равнодушное, подчиненное, недоброжелательное);
  • преобладающее на уроке самочувствие и настроение класса (напряженность, страх, воодушевленность, энтузиазм, бодрость, жизнерадостность, мажорность, подавление, равнодушие, раздражительность, агрессия).

Схема психологического анализа урока (Охитина Л.Т.)

Уровень психологического анализа урока

Задачи учителя

по отношению к самому себе

Задачи учителя по отношению к учащимся

Предваряющий

Постановка психологических целей урока (развитие познавательных интересов обучающихся к изучаемому предмету; стимулирование их мыслительной активности; развитие объема памяти; формирование высоких моральных качеств и убеждений и т.д.)

Психологическое обоснование целей, задач, этапов, форм работы, методических приемов

Соотнесение своих индивидуально-психологических особенностей (темп речи, импульсивность и самообладание, эмоциональность и др.) с условиями реализации поставленных целей

Учет основных мотивов учебной деятельности (познавательных, коммуникативных, социальных) учащихся

Учет возрастных и индивидуально-психологических особенностей учащихся (мышления, памяти и др. познавательных процессов)

Учет уровня предметной подготовки к уроку

Учет межличностных отношений в группе

Текущий

Постоянное наблюдение, фиксация, коррекция выполнения поставленных целей, задач обучения и процесса педагогического общения

В случаях затруднения, сбоя или непредвиденной легкости выполнения заданий необходима постановка новых целей, использование новых средств и способов обучения, т.е. перестройка хода урока

Учет хода учебной работы учащихся (их заинтересованности в уроке, мыслительной активности, характера усвоения материала и т.д.)

Ретроспективный

Оценка собственной педагогической деятельности (удача, недостатки, их причины, пути коррекции и совершенствования)

Определение реального продвижения учащихся в общеобразовательном, воспитательном и практическом планах, т.е. ответ на вопрос, каков реальный результат проведенного урока


Приложение 2

Понятие «универсальные учебные действия» (по Асмолову А.Г.)

В широком значении термин «универсальные учебные действия» означает умение учиться, т. е. способность субъекта к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта. В более узком (собственно психологическом) значении этот термин можно определить как совокупность способов действия учащегося (а также связанных с ними навыков учебной работы), обеспечивающих самостоятельное усвоение новых знаний, формирование умений, включая организацию этого процесса.

Способность учащегося самостоятельно успешно усваивать новые знания, формировать умения и компетентности, включая самостоятельную организацию этого процесса, т. е. умение учиться, обеспечивается тем, что универсальные учебные действия как обобщенные действия открывают учащимся возможность широкой ориентации как в различных предметных областях, так и в строении самой учебной деятельности, включающей осознание ее целевой направленности, ценностно-смысловых и операциональных характеристик. Таким образом, достижение умения учиться предполагает полноценное освоение школьниками всех компонентов учебной деятельности, включая: 1) познавательные и учебные мотивы; 2) учебную цель; 3) учебную задачу; 4) учебные действия и операции (ориентировка, преобразование материала, контроль и оценка). Умение учиться — существенный фактор повышения эффективности освоения учащимися предметных знаний, формирования умений и компетенций, образа мира и ценностно-смысловых оснований личностного морального выбора.

Функции универсальных учебных действий:

  • обеспечение возможностей учащегося самостоятельно осуществлять деятельность учения, ставить учебные цели, искать и использовать необходимые средства и способы их достижения, контролировать и оценивать процесс и результаты деятельности;
  • создание условий для гармоничного развития личности и ее самореализации на основе готовности к непрерывному образованию; обеспечение успешного усвоения знаний, формирования умений, навыков и компетентностей в любой предметной области.

Универсальный характер учебных действий проявляется в том, что они носят надпредметный, метапредметный характер; обеспечивают целостность общекультурного, личностного и познавательного развития и саморазвития личности; обеспечивают преемственность всех ступеней образовательного процесса; лежат в основе организации и регуляции любой деятельности учащегося независимо от ее специально-предметного содержания. Универсальные учебные действия обеспечивают этапы усвоения учебного содержания и формирования психологических способностей учащегося.

Реализация деятельностного подхода в образовании осуществляется в ходе решения следующих задач:

  • определение основных результатов обучения и воспитания в зависимости от сформированности личностных качеств и универсальных учебных действий;
  • построение содержания учебных предметов и образования в целом с ориентацией на сущностные знания в соответствующих предметных областях;
  • определение функций, содержания и структуры универсальных учебных действий для каждого возраста/ступени образования;
  • выделение возрастно-специфической формы и качественных показателей сформированности универсальных учебных действий в отношении познавательного и личностного развития учащихся;
  • определение круга учебных предметов, в рамках которых оптимально могут быть сформированы конкретные виды универсальных учебных действий;
  • разработка системы типовых задач для диагностики сформированности универсальных учебных действий на каждом этапе образовательного процесса;
  • разработка системы задач и организация ориентировки учащихся в их решении, обеспечивающем формирование универсальных учебных действий.

Виды универсальных учебных действий

В составе основных видов универсальных учебных действий, соответствующих ключевым целям общего образования, можно выделить четыре блока: 1) личностный; 2) регулятивный (включающий также действия саморегуляции); 3) познавательный; 4) коммуникативный.

Личностные действия обеспечивают ценностно-смысловую ориентацию учащихся (знание моральных норм, умение соотносить поступки и события с принятыми этическими принципами, умение выделить нравственный аспект поведения) и ориентацию в социальных ролях и межличностных отношениях. Применительно к учебной деятельности следует выделить три вида личностных действий:

  • личностное, профессиональное, жизненное самоопределение;
  • смыслообразование, т. е. установление учащимися связи между целью учебной деятельности и ее мотивом, другими словами, между результатом учения и тем, что побуждает деятельность, ради чего она осуществляется. Ученик должен задаваться вопросом: какое значение и какой смысл имеет для меня учение? — и уметь на него отвечать;
  • нравственно-этическая ориентация, в том числе и оценивание усваиваемого содержания (исходя из социальных и личностных ценностей), обеспечивающее личностный моральный выбор.

Регулятивные действия обеспечивают учащимся организацию их учебной деятельности. К ним относятся:

  • целеполагание как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимся, и того, что еще неизвестно;
  • планирование — определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата; составление плана и последовательности действий;
  • прогнозирование — предвосхищение результата и уровня усвоения знаний, его временных характеристик;
  • контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона;
  • коррекция — внесение необходимых дополнений и корректив в план и способ действия в случае расхождения эталона, реального действия и его результата;
  • оценка — выделение и осознание учащимся того, что уже усвоено и что еще нужно усвоить, осознание качества и уровня усвоения;
  • саморегуляция как способность к мобилизации сил и энергии, к волевому усилию (к выбору в ситуации мотивационного конфликта) и к преодолению препятствий.

Познавательные универсальные действия включают: общеучебные, логические, а также постановку и решение проблемы.

Общеучебные универсальные действия:

  • самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели;
  • поиск и выделение необходимой информации; применение методов информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств;
  • структурирование знаний;
  • осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме;
  • выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;
  • рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности;
  • смысловое чтение как осмысление цели чтения и выбор вида чтения в зависимости от цели; извлечение необходимой информации из прослушанных текстов различных жанров; определение основной и второстепенной информации; свободная ориентация и восприятие текстов художественного, научного, публицистического и официально-делового стилей; понимание и адекватная оценка языка средств массовой информации;
  • постановка и формулирование проблемы, самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера.

Особую группу общеучебных универсальных действий составляют знаково-символические действия:

  • моделирование – преобразование объекта из чувственной формы в модель, где выделены существенные характеристики объекта (пространственно-графическая или знаково-символическая);
  • преобразование модели с целью выявления общих законов, определяющих данную предметную область.

Логические универсальные действия:

  • анализ объектов с целью выделения признаков (существенных, несущественных);
  • синтез – составление целого из частей, в том числе самостоятельное достраивание с восполнением недостающих компонентов;
  • выбор оснований и критериев для сравнения, сериации, классификации объектов;
  • подведение под понятие, выведение следствий;
  • установление причинно-следственных связей;
  • построение логической цепи рассуждений;
  • доказательство;
  • выдвижение гипотез и их обоснование.

Постановка и решение проблемы:

  • формулирование проблемы;
  • самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера.

Коммуникативные действия обеспечивают социальную компетентность и учет позиции других людей, партнеров по общению или деятельности; умение слушать и вступать в диалог; участвовать в коллективном обсуждении проблем; интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми.

К коммуникативным действиям относятся:

  • планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками – определение цели, функций участников, способов взаимодействия;
  • постановка вопросов – инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации;
  • разрешение конфликтов – выявление, идентификация проблемы, поиск и оценка альтернативных способов разрешения конфликта, принятие решения и его реализация;
  • управление поведением партнера – контроль, коррекция, оценка его действий;
  • умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка.

Развитие системы универсальных учебных действий в составе личностных, регулятивных, познавательных и коммуникативных действий, определяющих развитие психологических способностей личности, осуществляется в рамках нормативно-возрастного развития личностной и познавательной сфер ребенка. Процесс обучения задает содержание и характеристики учебной деятельности ребенка и тем самым определяет зону ближайшего развития указанных универсальных учебных действий (их уровень развития, соответствующий «высокой норме») и их свойства.

Критерии оценки сформированности универсальных учебных действий учащихся:

  • соответствие возрастно-психологическим нормативным требованиям;
  • соответствие свойств универсальных действий заранее заданным требованиям.

Возрастно-психологические нормативы формулируются для каждого вида универсальных учебных действий с учетом определенной стадии их развития.

Рекомендации учителю по развитию универсальных учебных действий

Личностные УУД:

  1. Помните, что каждый ребенок – индивидуален. Помогите найти в нем его индивидуальные личные особенности.
  2. В жизни ребенка взрослый - это тот человек, который «открывает» ему реальный мир. Помогите раскрыть и развить в каждом ученике его сильные и позитивные личные качества и умения.
  3. Организуя учебную деятельность по предмету,  учитывайте индивидуально-психологические особенности каждого ученика. Используйте данные психологической диагностики.
  4. Помните, что главным является не предмет, которому вы учите, а личность, которую вы формируете. Не предмет формирует личность, а учитель своей деятельностью, связанной с изучением предмета.

Познавательные УУД:

  1. Если вы хотите, чтобы дети усвоили материал по вашему предмету, научите их мыслить системно (например, основное понятие (правило) - пример - значение материала).
  2. Постарайтесь помочь ученикам овладеть наиболее продуктивными методами учебно-познавательной деятельности, учите иx учиться. Используйте схемы, планы, чтобы обеспечить усвоение системы знаний.
  3. Помните, что знает не тот, кто пересказывает, а тот, кто использует знания на практике. Найдите способ научить ребенка применять свои знания.
  4. Творческое мышление развивайте всесторонним анализом проблем; познавательные задачи решайте несколькими способами, чаще практикуйте творческие задачи.

Коммуникативные УУД:

  1. Научите ребенка высказывать свои мысли. Во время его ответа на вопрос задавайте ему наводящие вопросы.
  2. Не бойтесь «нестандартных уроков», попробуйте различные виды игр, дискуссий и групповой работы для освоения материала по вашему предмету.
  3. Составьте для учеников алгоритм пересказа текста материала, за следование которому вы будете причислять дополнительный балл.
  4. Организовывая групповую работу или работу в парах, напомните ребятам о правилах ведения дискуссии, беседы.
  5. Приучите ребенка самого задавать уточняющие вопросы по материалу (например, Кто? Что? Почему? Зачем? Откуда? и т.д.),  переспрашивать, уточнять.
  6. Изучайте и учитывайте жизненный опыт учеников, их интересы, особенности развития.

Регулятивные УУД:

  1. Научите ребенка контролировать свою речь при выражении своей точки зрения по заданной тематике.
  2. Научите ученика контролировать, выполнять свои действия по заданному образцу и правилу.
  3. Помогите ребенку научиться адекватно оценивать выполненную им работу. Научите исправлять ошибки.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Психолого –педагогическое сопровождение образовательного процесса в рамках введения ФГОС»

Введение новых ФГОС влечет серьезные изменения в деятельности педагога-психолога образовательного учреждения, ведь новые стандарты, по словам разработчиков, «особенно психологичны» и...

Психолого-педагогическое сопровождение образовательного процесса в рамках реализации ФГОС

презентация Психолго-педагогическое сопровождение образовательного процесса в рамках реализации ФГОС...

Программа психолого педагогического сопровождения образовательного процесса в рамках внедрения ФГОС ООО на 2013-2018 г.г.

Программа психолого педагогического сопровождения образовательного процесса в рамках внедрения ФГОС ООО на 2013-2018 г.г....

Психолого-педагогическое сопровождение образовательного процесса в рамках введения ФГОС ООО

Психолого-педагогическое сопровождение образовательного процесса в рамках введения ФГОС ООО...

Программа психолого-педагогического сопровождения образовательного процесса в рамках внедрения ФГОС ООО

 Психологическое сопровождение внедрения ФГОС способствует анализу школьной среды с точки зрения тех возможностей, которые она предоставляет для обучения и развития школьника, и тех требов...

Программа психолого-педагогического сопровождения образовательного процесса в рамках внедрения ФГОС ООО

Целевой раздел программы 1.      Актуальность программы2.     Пояснительная записка3.      Цель и задачи программы4.  Основны...

Психолого-педагогическое сопровождение образовательного процесса в рамках реализации ФГОС

Психолого-педагогическое сопровождение образовательного процесса в рамках реализации ФГОС...