Методические рекомендации по организации психолого-педагогического сопровождения ГИА выпускников
материал для подготовки к егэ (гиа, 11 класс) на тему
Примерные этапы реализации программы. Рекомендации для учителей. Рекомендации для обучающихся. Рекомендации для родителей.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Методические рекомендации по обеспечению психологической готовности к ГИА. | 51.23 КБ |
Предварительный просмотр:
Приложение 1
Методические рекомендации
по организации психолого-педагогического сопровождения
государственной итоговой аттестации выпускников
На современном этапе развития образования вопросы подготовки школьников, их родителей и педагогов к экзаменам являются актуальными. В рамках мероприятий данной направленности в образовательных организациях проводится определённая работа:
- для родителей и обучающихся проводится подробный инструктаж по процедуре проведения экзаменационных испытаний;
- во всех образовательных организациях проходят пробные экзамены (репетиции);
- в целях ознакомления с процедурой проведения экзаменов родителиучаствуют в качестве общественных наблюдателей на выпускных экзаменах;
- педагогами-предметниками ведется интенсивная подготовка обучающихся к сдаче ОГЭ, ГВЭ и ЕГЭ.
Вместес тем на сегодняшний день остается насущной проблема психолого-педагогической поддержки учеников во время подготовки и проведения экзаменовкак минимум в 40% образовательных организациях республики.
Государственная итоговая аттестация в 9 и 11классах отличается от привычных форм проверки усвоения знаний. Среди наиболее значимых характеристик, востребованных при сдачеОГЭ и ЕГЭ:
- высокая мобильность, переключаемость;
- высокий уровень организации деятельности;
- высокая и устойчивая работоспособность;
- высокий уровень концентрации внимания, произвольности;
- четкость и структурированность мышления, комбинаторность;
- сформированность внутреннего плана действий.
Поэтому целью подготовки и проведения государственной итоговой аттестации должны быть отработка стратегии и тактики поведения в период подготовки к экзаменам, выработка навыков саморегуляции, самоконтроля, оптимизация уровня тревожности участников образовательного процесса,повышение уверенности обучающихся в своих силах.
Задачами психолого-педагогической подготовки к государственной итоговой аттестации следует считать:
- Формирование у выпускников адекватного реалистичного представления о государственной итоговой аттестации.
- Помощь обучающимся в овладении способами регуляции эмоционального состояния, релаксации и снятия эмоционального, физического напряжения, повышения сопротивляемости стрессу.
- Развитие навыков самоконтроля учащихся с опорой на внутренние резервы.
- Самодиагностика учащимися своих психологических особенностей, уровня тревожности и компетентности в подготовке к экзаменам.
- Обучение учащихся способам самомотивирования и реагирования на негативные эмоции.
- Стимулирование самостоятельного поиска путей профилактики, предупреждения и преодоления негативного влияния интенсивной учебной деятельности на организм.
- Разработка рекомендаций по оптимизации деятельности учащихся на государственной итоговой аттестации.
Примерные этапы реализации программы
психолого-педагогического сопровождения участников образовательного процесса при проведении государственной итоговой аттестации
Подготовительный этап. Предполагает фронтальную подготовку учащихся с предоставлением им необходимой информации о правилах и нормах процедуры ЕГЭ, ОГЭ и ГВЭ и направленную на выработку индивидуального стиля работы.
На подготовительном этапе важнопровести психологическое тестирование учащихся:
- по выявлению их уровня школьной тревожности, самочувствия, активности, настроения, индивидуальных, интеллектуальных и психологических особенностей для построения дальнейшей коррекционно-профилактической работы.
- по изучению фрустрационных реакций и эмоциональных проявлений для определения путей оказания индивидуальной помощи.
На основе полученных результатов тестирования целесообразно разработать и организовать проведение цикла групповых психологических коррекционно-профилактических занятий по психологической подготовке выпускников к итоговой государственной аттестации с использованием тренинговых упражнений, групповых дискуссий, диагностики и самодиагностики, арт-терапии, игр и т.п.Примерные темы коррекционно-профилактических занятий:
- актуализация проблем учащихся при подготовке к ЕГЭ, ОГЭ и ГВЭ;
- первичная диагностика эмоционального состояния;
- информирование учащихся по основным вопросам проведения экзамена;
- диагностика осведомленности учащихся о процедуре сдачи ЕГЭ, ОГЭ и ГВЭ;
- обучение учащихся способам релаксации и снятия эмоционального и физического напряжения;
- повышение сопротивляемости стрессу;
- развитие навыков позитивной самомотивации и подготовки к экзаменам;
- закрепление уверенного поведения в период подготовки и сдачи экзамена.
Этап реализации стратегий адресной поддержки с учетом индивидуальных особенностей учащихся.На данном этапе педагог-психолог осуществляет следующие формы работ:
- индивидуальные психологические консультации тревожных учащихся;
- индивидуальные психологические консультации учащихся с низкой самооценкой;
- индивидуальные психологические консультации демонстративных учащихся;
- индивидуальные психологические консультации учащихся, находящихся на индивидуальном обучении;
- индивидуальные психологические консультации «трудных» учащихся.
Результатом реализации данного этапа должно стать составление рекомендаций для учащихся, педагогов и родителей.
Этап привлечения родителей к подготовке к экзаменам.
На данном этапе важными следует считать следующие направления деятельности:
- ознакомление родителей с правилами и процедурой экзамена, нормативными документами;
- осуществление групповых консультаций(на общешкольных и классных родительских собраниях);
- осуществление индивидуальных консультаций родителей по возникшим проблемам, связанным со сдачей экзаменов;
- организация индивидуального собеседования родителей и учащихся с администрацией, с учителями-предметниками по вопросам прохождения государственной итоговой аттестации.
Этап проведения ЕГЭ, ОГЭ и ГВЭ (реализация организационно-исполнительской, контрольно-диагностической функций) предполагает:
- участие в проведении педагогического совета по проблемам поиска психологических мотивационных установок субъектов образовательного процесса к организации и успешному проведению ЕГЭ, ОГЭ и ГВЭ;
- осуществление индивидуальных консультаций педагогов по вопросам обеспечения благоприятной психологической атмосферы при подготовке и проведении ЕГЭ, ОГЭ и ГВЭ;
- реализация программы психологической поддержки учащихся при проведении ЕГЭ, ОГЭ и ГВЭ непосредственно перед экзаменом.
Этап анализа результатов и выработки предложений по оптимизации процесса психологической поддержки обучающихся в ходе подготовки к государственной итоговой аттестации включает:
- анализ проведения репетиционных экзаменов;
- выработка и реализация рекомендаций;
- анализ возникших психологических и педагогических проблем при подготовке и проведении итоговой аттестации и корректировка плана работы по психолого-педагогическому сопровождения учащихся на следующий учебный год.
Приложение 2
Рекомендации для учителей
по обеспечению психологической готовности учащихся
к государственной итоговой аттестации выпускников
и сдаче единого государственного экзамена
- Следует активнее вводить тестовые тренировки в систему обучения, ведь не зря говорят, что нельзя научиться плавать, стоя на берегу. Во время таких тренировок формируются соответствующие психотехнические навыки саморегуляции и самоконтроля. Психотехнические навыки не только повышают эффективность подготовки к экзаменам, позволяют наиболее успешно вести себя во время экзамена, но и вообще способствуют развитию навыков мыслительной работы, умению вести себя в решающей ситуации, овладевать собственными эмоциями.
Важно репетировать еще и потому, что в психологии известен такой факт: если запоминание информации и ее воспроизведение происходят в сходных условиях, то воспроизведение будет более успешным.
2. Беспокойство и тревога в ситуации экзамена могут быть еще большими врагами, чем не самое блестящее знание предмета.Для развития у учащихся уверенности в себе,кроме психологических тренингов и специальных консультаций для родителей, учителю важно предпринять следующие действия.
- Посоветуйте ученику не думать о плохом. Опишите ему картину будущего хорошего результата. Пусть он воображает себе образ «желаемого будущего» во всех подробностях — как он, волнуясь, входит в класс, садится на место. И тут страх пропадает, все мысли ясные, ответы четко представляются уверенному в себе человеку.
- Если волнение все же не покидает выпускника, то предложите ему прием, называемый «доведение до абсурда». Главная задача — как можно сильнее напугать себя. Хорошо заниматься этим упражнением вдвоем — напугайте друг друга посильнее. Этот прием обязательно приведет вас обоих к мысли, что бояться на самом деле нечего и не все так ужасно. Отсутствие некоторого волнения на экзамене часто мешает хорошим ответам.
- Если учащийся заранее рассматривает экзаменаторов (тестотехников) как своих врагов, ничего хорошего из этого не выйдет. Поговорите с пессимистом, объясните ему, что все преподаватели тоже сдавали экзамены и помнят свои ощущения.
- Используйте при подготовке такой прием как работа с опорными конспектами (схемами). Разработайте вместе с учащимися систему условных обозначений и не жалейте времени на оформление конспекта — на большом листе, на доске. Старшеклассники хорошо усваивают содержание материала через такую простую и приятную для них деятельность.
- Расслабление уменьшает внутреннее беспокойство, улучшает внимание и память. Для расслабления и снятия напряжения отлично подходят дыхательные упражнения и аутогенная тренировка. Для начала освойте эти упражнения сами (они вам тоже не помешают), а затем позанимайтесь с учащимися. Включайте эти упражнения в структуру урока, используйте их для настроя класса перед контрольными работами.
Пример дыхательного упражнения. Для выполнения упражнения достаточно удобно сесть, распрямиться и положить расслабленные руки на колени.
I фаза (4-6 секунд). Глубокий вдох через нос. Медленно поднимите руки вверх до уровня груди ладонями вперед. Сосредоточьте свое внимание в центре ладоней и почувствуйте сконцентрированное тепло (ощущение «горячей монетки»).
II фаза (2-3 секунды). Задержка дыхания.
III фаза (4-6 секунд). Сильный, глубокий выдох через рот. Выдыхая, нарисуйте перед собой в воздухе вертикальные волны прямыми руками (на экзамене лучше заменить это упражнение модификацией без размахивания руками).
IV фаза (2-3 секунды). Задержка дыхания.
Дышите таким образом не более 2-3 минут.
Пример аутогенной тренировки (3 -5 минут).
Сядьте удобно, закройте глаза. Спина прямая, руки лежат на коленях. Сосредоточьтесь на формуле «Я спокоен(спокойна)». Мысли отгонять не стоит, так как это вызовет дополнительное напряжение, позвольте им проплывать подобно облакам в небе.
Мысленно повторите 5-6 раз: «Правая рука тяжелая».
Затем повторите исходную формулу: «Я спокоен(спокойна)».
Затем снова 5-6 раз произнесите формулу: «Левая рука тяжелая».
Снова повторите мысленно: «Я спокоен(спокойна). Я готов(а), я собран(а), я уверен(а) в успехе!»
Для того чтобы привести тело в исходное состояние, сожмите кисти в кулаки и откройте глаза, сделав глубокий вдох и выдох.
Приложение 3
Рекомендации обучающимся
по обеспечению психологической готовности
к государственной итоговой аттестации
- Не тревожьтесь о количестве баллов, которые Вы получите на экзамене. Помните — количество баллов не является совершенным измерением ваших возможностей.
- «Не накручивайте» себя накануне экзамена — это может отрицательно сказаться на результате.
- Постарайтесь успокоиться и сосредоточиться на позитивных мыслях.
- Оставьте один день перед экзаменом на то, чтобы вновь повторить все планы ответов, еще раз остановиться на самых трудных вопросах.
- Постарайтесь отдохнуть накануне экзамена, не допускайте переутомления, хорошо выспитесь.
- Соблюдайте режим дня, чередуйте подготовку к экзамену с отдыхом. Например, 40 минут занятий, затем 10 минут — перерыв. В это время можно попить чай, съесть яблоко, орехи, помыть посуду, полить цветы, сделать зарядку, релаксационные упражнения, принять душ перед сном, прогуляться на свежем воздухе.
- Постарайтесь объяснить домашним, что Вам необходимо удобное место для занятий. Важна также спокойная обстановка.
- Обратите внимание на питание перед экзаменом. Во время умственного напряжения важна питательная и разнообразная пища, витамины. Такие продукты как рыба, творог, орехи, курага стимулируют работу головного мозга.
- Распределите заранее темы подготовки по дням.
- Имейте в виду, что не имеет смысла зазубривать весь фактический материал, важно просмотреть ключевые моменты и уловить смысл и логику материала. Полезно делать краткие схематические выписки и таблицы, упорядочивая учебный материал по плану.
- Есть смысл потренироваться с какими-нибудь тестами по предмету, т.к. тестирование отличается по форме проведения экзамена от привычных письменных и устных форм.
- Тренируйтесь самостоятельно ориентироваться по времени и уметь его распределять. Тогда у Вас будет навык умения концентрироваться на протяжении всего тестирования, что придаст спокойствие и снимет излишнюю тревожность. Возьмите часы на тестирование — они вам понадобятся для контроля за временем. Тренируйтесь с секундомером в руках, засекайте время выполнения тестов.
- Выполняйте как можно больше различных опубликованных тестов по предмету. Эти тренировки ознакомят Вас с конструкциями тестовых заданий.
- Продумайте, как Вы оденетесь на экзамен: в пункте проведения экзамена может быть прохладно или жарко, а Вы будете сидеть на экзамене несколько часов.
- В пункт проведения экзамена Вам нужно прийти без опоздания, лучше за полчаса до начала экзамена. Обязательно возьмите с собой пропуск, паспорт (а не свидетельство о рождении) и несколько (про запас) гелевых или капиллярных ручек с черными чернилами, а также бутылочку с водой и шоколад без шуршащей обертки.
- Во время экзамена:
- в начале тестирования Вам сообщат необходимую информацию (как заполнять бланк, какими буквами писать, как кодировать номер школы и т.п.). От того, насколько Вы внимательно запомните все эти правила, зависит правильность Ваших ответов!
- «пробегите» глазами по тексту, чтобы увидеть, какого типа задания в нем содержатся, это поможет настроиться на работу;
- внимательно прочитайте задание до конца и постарайтесь понять смысл (характерная ошибка во время тестирования – не дочитав до конца, по первым словам уже предполагают ответ и торопятся его вписать);
- начните отвечать на те вопросы, в знании которых Вы не сомневаетесь, не останавливаясь на тех, которые могут вызвать долгие раздумья. Тогда Вы успокоитесь, голова начнет работать более ясно и четко, и Вы войдете в рабочий ритм;
- если не знаете ответ на вопрос или не уверены, пропустите его и потом к нему вернитесь;
- если не смог в течение отведенного времени ответить на вопрос, есть смысл положиться на свою интуицию и указать наиболее вероятный вариант;
- многие задания можно быстрее решить, если последовательно исключать те варианты ответов, которые явно не подходят;
- обязательно оставьте время для проверки своей работы, хотя бы для того, чтобы успеть «пробежать» глазами ответы и заметить явные ошибки;
- стремитесь выполнить все задания, но помните, что на практике это не всегда реально. Учитывайте, что количество решенных Вами заданий вполне может оказаться достаточным для хорошей оценки.
Приложение 4
Рекомендации родителям по обеспечению психологической готовности обучающихся к государственной итоговой аттестации
Уважаемые родители!
Близятся экзамены, помогите вашим детям успешно пройти испытания!
- Обеспечьте дома удобное место для занятий: проследите, чтобы никто из домашних не мешал, уберите со стола ребенка лишние вещи, удобно расположите нужные учебники, пособия, тетради, бумагу, карандаши. Можно ввести в интерьер комнаты желтый и фиолетовый цвета, поскольку они повышают интеллектуальную активность. Для этого бывает достаточно какой-либо картинки в этих тонах или эстампа. А также освежите комнату зелеными растениями.
- Составьте вместе с детьми план подготовки. Для начала определите, когда лучше идет подготовка в утренние часы или вечером, чтобы максимально продуктивно использовать это время. Помогите детям распределить темы подготовки по дням.
- Проследите, чтобы дети не переутомлялись, чередовали занятия и отдых. Наблюдайте за самочувствием ребенка, никто, кроме Вас, не сможет вовремя заметить и предотвратить ухудшение состояние ребенка, связанное с переутомлением.
- Обратите внимание на питание ребенка: во время интенсивного умственного напряжения ему необходима питательная и разнообразная пища и сбалансированный комплекс витаминов. Такие продукты, как рыба, творог, орехи, курага стимулируют работу головного мозга. Отлично стимулируют мозговую деятельность некоторые продукты, которые важно ввести в свой ежедневный рацион.
- Глюкоза — важное питательное вещество для мозга. Она содержится в фруктах и ягодах (винограде, арбузах, киви, яблоках и вишне).
- Клетки мозга будут плохо работать, если в организм человека поступает недостаточное количество ненасыщенных жирных кислот. Именно благодаря им кровь циркулирует лучше, и клетки получают больше питательных веществ. Чаще включайте в рацион ребенка разные орехи, масла и рыбу.
- Витамин Е жизненно необходим для энергообеспечения и защиты клеток мозга. Он содержится в яйцах, зеленых листовых овощах, семечках и орехах.
- Несомненные лидеры, которые активно стимулируют мозговую деятельность и нервную систему — это витамины группы В. Так что обеспечьте в рационеребенка рис, яйца, печенка и молоко.
- Обеспечьте ребенку эмоционально благоприятную атмосферу, особенно накануне экзаменов. Сами соблюдайте спокойствие, ведь ребенку всегда передается волнение родителей. Если взрослые в ответственный момент могут справиться со своими эмоциями, то ребенок в силу возрастных особенностей может эмоционально «сорваться». Подбадривайте детей, хвалите их за то, что они делают хорошо.
- Не тревожьтесь о количестве баллов, которые ребенок получит на экзамене, и не критикуйте ребенка после экзамена. Внушайте ребенку мысль, что количество баллов не является совершенным измерением его возможностей.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Организация психолого-педагогического сопровождения детей со сложной структурой дефекта
Психолого-педагогическое сопровождение детей класса "Особый ребенок" Диагностические обследования эмоциональной и познавательной сферы. Консультационная работа с родителями и педагогами...
Методические рекомендации по написанию психолого-педагогической характеристики на учащегося
Представлены схемы написания психолого-педагогических характеристик на учащихся дошкольного и школьного возраста при направлении на психолого-медико-педагогическую комиссию, схемы написания характерис...
Организация психолого-педагогического сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях специальной коррекционной школы-интерната VIII вида
Развитие современной коррекционной школы требует от педагогов не только знания особенностей школьников с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ), но и путей профессионального их сопровождения, умен...
Методические рекомендации для педагогов "Психолого-педагогическая культура педагога. Психогигиена педагога"
Данные методические рекомендации больше подходят для педагогов школ, училищ, техникумов и дополнитльного образования. Здесь представлено 2 раздела темы "Психолого-педагогическая культура педагога".Дан...
Методические рекомендации по организации работы со студентами и выпускниками колледжа по содействию в трудоустройстве
Методическое пособие рекомендовано специалистам Центра содействия трудоустройству выпускников, педагогам-организаторам, кураторам студенческих групп в решении проблем трудоустройства и адаптации выпус...
Педагогический совет. Доклад на тему: "Организация психолого-педагогического сопровождения в школе"
Организационные моменты психолого-педагогического сопровождения....
Методические рекомендации по организации психолого-педагогического сопровождения детей с ТМНР. Разработка СИПР.
Методические рекомендации предназначены для оказания методической помощи в условиях реализации Федерального государственного образовательного стандарта общего образования обучающихся с умственной отст...