ФГОС ООО – актуальные проблемы реализации. От общеучебных умений и навыков – к универсальным учебным действиям.
статья

Хмельницкая Ольга Александровна

ФГОС ООО – актуальные проблемы реализации. От общеучебных умений и навыков – к универсальным учебным действиям (УУД).

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon fgos_ooo_-_aktualnye_problemy_realizatsii.doc68 КБ

Предварительный просмотр:

ФГОС ООО – актуальные проблемы реализации. От общеучебных умений и навыков – к универсальным учебным действиям.

заместитель директора по УВР

Хмельницкая Ольга Александровна,

МБОУ «Никитская СШ».

Великая цель образования –

это не знания, а действия.

Герберт Спенсер

Если мы будем учить сегодня так,

как мы учили вчера, мы украдем у детей завтра.

Джон Дьюи

Одной из важнейших целей образования в соответствии с новым Федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования является формирование универсальных учебных действий на уроках.

Мир стремительно меняется на наших глазах. Соответственно, меняются цели и содержание образования. Чему учить детей сегодня, чтобы они были успешны завтра? Этот вопрос волнует не только педагогическое сообщество, но и государство. Все мы заинтересованы в успехах наших учеников. Но проблемы, с которыми мы сталкиваемся ежедневно, только нарастают. Низкий уровень учебной мотивации и познавательной активности учащихся отмечают педагоги любой школы. Неудачи студентов вузов говорят о неспособности выпускников самостоятельно регулировать собственную учебную и познавательную деятельность. Современному обществу нужны образованные, нравственные, предприимчивые люди, которые могут самостоятельно принимать решения, прогнозируя возможные последствия; отличаются мобильностью; способны к сотрудничеству; обладают чувством ответственности за судьбу страны, её социально-экономическое процветание. Иными словами, школа должна ребёнка «научить учиться», «научить работать и зарабатывать». В общественном сознании происходит переход от понимания социального предназначения школы как задачи простой передачи знаний, умений и навыков от учителя к ученику, к новому пониманию функции школы.

Приоритетной целью школьного образования становится развитие у обучащихся способности:

* самостоятельно ставить учебные цели,

* проектировать пути их реализации,

* контролировать и оценивать свои достижения.

Иначе говоря, формирование умения учиться.

Если меняются требования к результатам обучения, то и должны меняться требования к методам и технологиям преподавания. Сегодня учить так, как мы учили вчера, не получается. Нам кажется, что мы работаем всё лучше и лучше, приобретаем новые знания и опыт, а проблем меньше не становится. Вывод очевиден. Технологии преподавания не должны отставать от требований информационного общества. Мы не можем закрывать глаза на современную реальность и делать вид, что только одного педагогического опыта прошлых лет будет достаточно, чтобы подготовить сегодняшних школьников к успешной жизни завтра.

В российском образовании осуществляется переход на Новые Стандарты, они определяют новые требования к результатам обучения. Действительно, в отличие от Стандартов первого поколения, ориентированного на усвоение прочных знаний, умений и навыков, целью Стандартов второго поколения является готовность выпускников к познанию мира, сотрудничеству, самообразованию и саморазвитию.

Программа формирования универсальных учебных действий является ключевым разделом в Основной образовательной программе школы. Приоритетной целью школьного образования, вместо простой передачи знаний, умений и навыков от учителя к ученику, становится развитие способности ученика самостоятельно ставить учебные цели, проектировать пути их реализации, контролировать и оценивать свои достижения, иначе говоря – формирование умения учиться. Учащийся сам должен стать архитектором и строителем образовательного процесса. Достижение этой цели становится возможным благодаря формированию системы универсальных учебных действий (УУД). Универсальные учебные действия – это навыки, которые надо закладывать в школе на всех уроках.

Эти учебные действия можно сгруппировать в четыре основных блока:

1) личностные;

2) регулятивные;

3) познавательные;

4) коммуникативные.

Что входит в умение учиться?

Регулятивные УУД обеспечивают организацию учащимся своей учебной деятельности. Для успешного существования в современном обществе человек должен обладать регулятивными действиями, т.е. уметь ставить себе конкретную цель, планировать свою жизнь, прогнозировать возможные ситуации. В школе необходимо учить решать сложные математические примеры и задачи, но не менее важно помогать в освоении способов преодоления жизненных проблем.

Например, сейчас ученики озабочены проблемой сдачи ЕГЭ. Для этого их родители нанимают репетиторов, тратят время и средства на подготовку к экзаменам. В тоже время ученик, обладая умением самостоятельно организовывать свою учебную деятельность, смог бы сам успешно подготовиться к экзаменам. Для того чтобы это произошло, у него должны быть сформированы регулятивные универсальные учебные действия, а именно: школьник должен уметь правильно поставить перед собой задачу, адекватно оценить уровень своих знаний и умений, найти наиболее простой способ решения задачи, в том числе воспользоваться возможностями, которые предоставляет школа. Сегодня любую нужную нам информацию мы можем черпать из разнообразных информационных источников, Интернета. Главное сегодня – это уметь пользоваться этими сведениями. Где и кто может научить нашего ученика регулировать свою деятельность? Ответ очевиден – на уроках. Ведь урок занимает две трети времени, проведенного в школе. Именно уроки должны стать местом планирования деятельности ученика. Сначала с обязательной помощью учителя, а затем по мере взросления ребенка уменьшением доли помощи взрослых до нуля.

А что мы знаем об этой технологии? Имеем ли мы инструментарий (алгоритм) постановки цели для организации учебной деятельности? Вооружены ли мы знаниями о возрастных особенностях учащихся для осуществления осознанного целеполагания и планирования своей учебной деятельности? Умеем ли мы объективно оценивать деятельность ребенка? И какими критериями для этого пользуемся? Посещая уроки учителей, мы нередко наблюдаем ситуацию, когда учитель сам формулирует цель урока либо создает видимость постановки цели урока учениками (это в лучшем случае). Но бывают уроки, когда цель отсутствует вовсе. Критерии оценки сообщаются классу в момент выставления отметки, а оценки деятельности не происходит.

Как понять себя и чувства другого? Личностные универсальные учебные действия обеспечивают ценностно-смысловую ориентацию учащихся, а также ориентацию в межличностных отношениях.

Личностные действия позволяют сделать учение осмысленным, увязывая их с реальными жизненными целями и ситуациями. Личностные действия направлены на осознание, исследование и принятие жизненных ценностей, позволяют сориентироваться в нравственных нормах, выработать свою жизненную позицию в отношении мира, обеспечивают ценностно-смысловую ориентацию учащихся, т.е. умение соотносить поступки и события с принятыми этическими принципами, знание моральных норм и умение выделить нравственный аспект поведения. Осваивая личностные универсальные умения, ребенок более успешно принимает нормы поведения в обществе, учится правильно оценивать себя и свои поступки. Ученик начинает осознавать свою сопричастность к стране, в которой он живет, и, как следствие, у него воспитывается чувство патриотизма, возникает потребность в изучении истории своего государства.  

Каждый из нас живет в обществе, и умение сосуществовать в нем с другими людьми – залог полноценной жизни. В этом заключен нравственный аспект: умение сопереживать, оказывать взаимопомощь, проявлять отзывчивость к своим близким. Однако для этого ребенку необходимо научиться понимать, что же может чувствовать его одноклассник, друг или учитель в той или иной ситуации. Он должен уметь разглядеть, что требуется человеку, находящемуся рядом, например, эмоциональная поддержка, а, может быть, какая-либо другая помощь. Межличностные конфликты между сверстниками, между подростками и педагогами ещё имеют место в нашей практике.

Как сделать учебу интересней? Познавательные универсальные учебные действия включают общеучебные, логические учебные действия, а также постановку и решение проблемы. Ребенок учится познавать и исследовать окружающий мир. Ученик овладевает не только общеучебными действиями (ставить цель, работать с информацией, моделировать ситуацию), а также логическими операциями (анализ, синтез, сравнение, классификация, доказательство, выдвижение гипотез и т.д.).

Одним из путей повышения мотивации и эффективности учебной деятельности в основной школе является включение учащихся в проектную деятельность. Проектные работы могут быть построены таким образом, что в них будут востребованы практически любые способности ученика, реализованы личные пристрастия к тому или иному виду деятельности. Проектная деятельность открывает новые возможности для создания интереса ученика, как к индивидуальному творчеству, так и к коллективному.

Следующий этап: умеем ли мы общаться?

Коммуникативные универсальные учебные действия обеспечивают социальную компетентность и учет позиции других людей, партнера по общению или деятельности, умение слушать и вступать в диалог; участвовать в коллективном обсуждении проблем; интегрироваться в группе сверстников, строить сотрудничество со сверстниками и взрослыми. Ученик учится участвовать в коллективном обсуждении проблем, четко выражать свои мысли, аргументировать свои высказывания, учитывать мнения других людей.

В нашей школе  ученики не только получают знания, но и учатся взаимодействовать между собой. Происходит это часто на интуитивном уровне, что не у всех учеников приводит к положительному результату. Каждому из нас приходилось сталкиваться с конфликтами в детском коллективе. Следует целенаправленно обучать учеников правильно отстаивать свое мнение, аргументировано убеждать другого человека, а также уметь соглашаться с оппонентом. Необходимо учить ребенка выстраивать доброжелательные отношения в коллективе, уметь разрешать конфликты, осуществлять взаимопомощь, а также эффективно добывать знания и приобретать соответствующие умения при взаимодействии со сверстниками. Немаловажно ученикам научиться договариваться друг с другом. Это нужно при работах в группах, а также очень пригодится в последующей взрослой жизни при решении проблем на службе и в семье.

Петр Яковлевич Гальперин в своих исследованиях поставил вопрос: для чего человек учится? И ответил: для того, чтобы научиться что-либо делать, надо  узнать, как это делать. Т.е. цель обучения – дать человеку умение действовать, а знания должны стать средством обучения действиям. Для учителя это означает, что в процессе обучения он должен решать задачу формирования у школьника умения осуществлять деятельность. Систему операций, которая обеспечивает решение задач определенного типа, называют способом действий. Таким образом, конечной целью обучения является формирование способа действий. Всякое обучение основам наук в то же время является и обучением соответствующим умственным действиям, а формирование умственного действия невозможно без усвоения определенных знаний. Поэтому первичными с точки зрения целей обучения являются деятельность и действия, входящие в ее состав, а не только знания.

Как сформировать универсальные учебные действия?

В настоящее время пока еще остается много вопросов, связанных с технологией формирования УУД, и не до конца понятна конкретная модель работы. Но ясно одно – формирование УУД невозможно, если образовательный процесс организован по-старинке. Нельзя научить ребенка общаться, учиться, организовывать свою работу, не ставя его в активную позицию, не обращая во внимания развивающие задачи. Просто лекциями и пересказыванием учебника не обойтись…

Напомним название некоторых технологий, методов и форм, которые могут использоваться:

- проблемно-диалогическое обучение;

- деятельностный подход в обучении;

- организация учебного сотрудничества;

- проектно-исследовательская деятельность;

- использование интерактивных возможностей ИКТ;

- практико-ориентированые задания из реальной жизни и пр.

«Если хочешь научиться прыгать – надо прыгать». Также и с универсальными учебными действиями. Чтобы учиться планировать, надо планировать, а чтобы научиться систематизировать информацию – необходимо осваивать формы в которых требуется анализировать и перерабатывать информацию.

Так, меняется роль учителя, теперь он – тьютор, организатор развития ученика, который понимает и знает, как не только дать знания ребенку, но и использовать урок для развития регуляторных, коммуникативных, познавательных учебных действий. Учитель – главный помощник ребенка в овладении компетенциями, он идет рядом, создавая условия для развития, а не только для овладения предметными знаниями. Добиться этого можно только через специальную организацию учебно-воспитательного процесса.

Формирование универсальных учебных действий сегодня должно стать основной целью каждого урока, каждого воспитательного мероприятия, любого творческого или спортивного занятия. В наших силах уменьшить объём фронтальной работы до разумного минимума, чаще организовывать групповую и индивидуализированную работу на уроках. Для групповой работы подбирать конструктивные задания, требующие применения продуктивных методов и способов деятельности. Для индивидуализированной работы подбирать дифференцированные задания, учитывающие способности и темп работы каждого ученика в классе. Чтобы качественно выполнить эту работу, необходимо каждому учителю ещё в мае-июне до ухода в отпуск при разработке Рабочих программ по предмету учесть требования программы к формированию универсальных учебных действий. В приложениях к рабочим программам разработать систему контрольно-измерительных материалов для оценки уровня сформированности не только предметных результатов, но и метапредметных и личностных результатов обучения.

При этом необходимо помнить, что для любого ученика надо:

* Создать атмосферу успеха,

* Помогать ребёнку учиться легко,

* Помогать обретать уверенность в своих силах и способностях,

* Не скупиться на поощрения и похвалу.

Универсальные учебные действия – это навыки, которые надо закладывать на всем протяжении обучения в школе и на всех уроках. Универсальные учебные действия можно сгруппировать в четыре основных блока:

Личностные результаты

Метапредметные результаты

Личностные УУД

Регулятивные УУД

Познавательные УУД

Коммуникативные УУД

Умения самостоятельно делать СВОЙ ВЫБОР в мире мыслей, чувств и ЦЕННОСТЕЙ и отвечать за этот выбор

Умения ОРГАНИЗОВЫВАТЬ свою деятельность

Умения результативно МЫСЛИТЬ и работать с ИНФОРМАЦИЕЙ в современном мире

Умения ОБЩАТЬСЯ, взаимодействовать с людьми

В начальной школе работа по формированию УУД ведется не первый год. Овладение учениками начальных классов универсальных учебных действий происходит на каждом уроке. С первой минуты урока учитель включает детей в организацию своей учебной деятельности, дает им возможность поставить учебную задачу, увидеть проблему, выразить ее словесно. Вместе с учителем дети учатся составлять план действий по решению проблем. Используются разные формы организации УВП – работа в парах, группах, реже – в командах.

Умение учиться необходимо каждому человеку. Это залог его нормальной адаптации в обществе, а также профессионального роста.

Роль учителя существенно изменяется в части понимания смысла процесса обучения и воспитания. Теперь учителю необходимо выстраивать процесс обучения не только как процесс усвоения системы знаний, умений и компетенций, составляющих инструментальную основу учебной деятельности учащегося, но и как процесс развития личности, принятия духовно-нравственных, социальных, семейных и других ценностей.

Универсальные учебные действия – это навыки, которые надо закладывать на всем протяжении обучения в школе и на всех уроках.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование универсальных общеучебных умений и навыков у школьников в процессе обучения географии

Современные реалии выдвигают особые требования к подготовке школьников к жизни – вооружить их не столько знаниями, сколько способами овладения ими.  В условиях резкого увеличения объема знан...

Пути развития универсальных учебных действий (общеучебных умений и навыков) в урочной деятельности на содержании отдельных предметных тем.

Развитие личности в системе образования обеспечивается, прежде всего, через формирование  универсальных учебных действий (УУД). УУД  создают возможность самостоятельного успешного усвоения н...

Пути развития универсальных учебных действий (общеучебных умений и навыков) в урочной деятельности на содержании отдельных предметных областей

Все дети могут успешно учиться, если школа умеет учить.Д.Г. ЛевитасВведение.В настоящее время школа пока ещё продолжает ориентироваться на обучение, выпуская в жизнь человека обученного – квалифициров...

Доклад на тему: «Формирование универсальных умений и универсальных учебных действий учащихся в свете требований ФГОС на уроках биологии ».   

«Универсальные учебные действия» (УУД):Øв широком значении означает способность субъекта к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыт...

«Формирование у учащихся умения учиться через развитие универсальных учебных действий на уроках биологии.»

Материалы  выступления на методическом  совещании учителей  биологии «Формирование   у учащихся умения учиться через развитиеуниверсальных учебных действийна ур...

«Познавательные универсальные учебные действия включают: общеучебные, логические, а также постановку и решение проблемы».

Краткая характеристика психологического содержания  операций, составляющих (УЛД)....