«Познавательные универсальные учебные действия включают: общеучебные, логические, а также постановку и решение проблемы».
статья по математике по теме
Краткая характеристика психологического содержания операций, составляющих (УЛД).
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
dokladpoznavatelnye_uud.docx | 47.96 КБ |
Предварительный просмотр:
Доклад |
«Познавательные универсальные учебные действия включают: общеучебные, логические, а также постановку и решение проблемы». |
Близнецова Н.А.учитель математики КГБ С (К) ОУ «Кокшинская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа – интернат VIII вида» |
Март, 2015
Доклад
«Познавательные универсальные учебные действия включают: общеучебные, логические, а также постановку и решение проблемы».
Особый интерес представляют универсальные логические действия (УЛД), которые имеют наиболее (всеобщий) характер и направлены на установление связей и отношений в любой области знания. В рамках школьного обучения под логическим мышлением обычно понимается способность и умение уч-ся производить простые логические действия (анализ, синтез, сравнения, обобщение и др.), а также составные логические операции (построение отрицания, утверждение и опровержение как построение рассуждения с использованием логических схем -индукции и дедукции)
Краткая характеристика психологического содержания операций, составляющих (УЛД).
Опознание конкретно - чувственных объектов с выделением различных признаков в предмете:
- Кодирование (декодирование) объекта;
- Выделение признаков объекта;
- Описание объектов по совокупности признаков; сравнение объектов по признакам; выделение существенных и несущественных признаков;
- Кодирование (декодирование) операций с признаками
Установление отношений между объектами:
- Установление отношений эквивалентности между объектами;
- Установление отношений эквивалентности между числами;
- Уравнивание объектов;
- Понимание величин;
- Выделение постранственных отношений между объектами;
- Ориентировка положения объекта;
- Выстраивание цепей отношений между объектами
- Установление отношений порядка между числами.
Формируя (УЛД), стоит опираться на выше изложенную номенклатуру, чтобы задействовать все составляющие и сделать эту работу комплексной и наиболее продуктивной. В качестве составного (УЛД), можно рассматривать общий прием решения задач, который вкл. знание этапов, методов, типов задач, оснований выбора способа решения в зависимости от умения анализировать текст задачи, а также владение понятиями, терминами, правилами, формулами, логическим приемами и операциями.
Примеры заданий:
- «Поиск лишнего», «Лабиринты», «Цепочки»;
- Составление схем – опор, составление и распознание диаграмм;
- Работа с разными видами таблиц, Работа со словарем.
Доклад |
Работа классного руководителя по профилактике вредных привычек и формирование ЗОЖ |
Близнецова Н.А.учитель математики КГБ С (К) ОУ «Кокшинская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа – интернат VIII вида» |
Октябрь 2014
Система работы классного руководителя
в предупреждении вредных привычек,
в формировании здорового образа жизни учащихся.
Здоровье – бесценное достояние не только каждого человека, но и всего общества. Однако на сегодняшний день у школьников, как и у населения в целом, преобладает пренебрежительное безответственное отношение к своему здоровью и здоровью окружающих. Все еще низким остается уровень восприятия проблем здоровья как личностно значимых; учащихся школ не представляют проблему распространения наркомании и ВИЧ - инфекции как социально опасную проблему для жизни общества; недооценивают роль здоровья населения для социально экономического развития страны и для выживания нации. В целом у учащихся не развита потребность в ведении ЗОЖ. Не сформирован стиль поведения, обеспечивающий здоровье. Многие подростки и выпускники ОШ имеют неточное и неполное представление о сущности здоровья человека и его аспектах, о факторах определяющих здоровье, о компонентах ЗОЖ.
Именно поэтому проблема здоровья детей становится приоритетным направлением государства, развития образовательной системы современной школы, стратегическая цель которой - воспитание и развитие свободной жизнелюбивой личности, способной не только адаптироваться к сложным социально-экономическим условиям жизни, но и формированию своего образа жизни.
Школа в своей деятельности из необходимости творческого развития личности, содействует становлению, развитию интеллектуальных, психологических способностей, социальному самоопределению. Все это возможно только при наличии здоровьетворящей среды в ОУ, психологического комфорта уч-ся и учителя, системно организованной воспитательной работы по формированию стиля жизнедеятельности.
В свою очередь, здоровьетворящая среда обеспечивается наличием условий сохранения и укрепления здоровья школьников, с одной стороны, и целенаправленным формированием культуры здоровья всех участников ОП - с другой. Успешно способствует этому ВС класса, которая позволяет, опираясь на воспитательный потенциал ОУ и окружающую среду.
Система воспитательного воздействия классного руководителя по сохранению и укреплению здоровья уч-ся в ОУ осуществляется по следующим направлениям:
-формирование ЗОЖ культуры здоровья, гигиеническое образование и воспитание уч-ся;
-создание здоровьесберегающей образовательной среды;
-Организация оздоровительной работы.
Девизом по формированию ЗОЖ стали слова Карлейля: «Здоровый человек – самое драгоценное произведение природы», следовательно, основную цель мы видим в формировании у уч-ся ценностного отношения к своему здоровью, навыков культуры ЗОЖ приобщение к занятиям физкультуры и спортом.
Исходя из цели, разработана система, вкл. сл. направления по формированию ЗОЖ:
-Организация УП в соответствии с требованиями СанПин;
-Воспитательная работа классного руководителя, учителя физкультуры, преподавателей по формированиюОБЖ ;
-внеклассная работа завуча;
-Медицинское обслуживание обучающихся медработниками ОУ;
-Организация горячего питания обучающихся;
-Сотрудничество с заинтересованными организациями.
Организация ВД по формированию зож обучающихся предполагает решение сл. задач:
-формирование ответственного отношения к своему здоровью и здоровью окружающих как к важнейшей социальной ценности;
-выработка УН сохранения и укрепления здоровья, безопасного и ответственного поведения;
-закрепления гигиенических навыков и привычек;
-приобщение к разумной физической активности;
-обучение противостоять разрушительным для здоровья формам поведения.
Реализация этих задач осуществляется классным руководителем с учетом мнений и запросов всех участников УВ процесса, а также результатов мониторинга здоровья.
Доклад |
Использование новейших педагогических технологий – проблемного обучения в образовательном процессе. |
Близнецова Н.А.учитель математики КГБ С (К) ОУ «Кокшинская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа – интернат VIII вида» |
Март 2015
Технология проблемного обучения ТПО
Сегодня под ПО понимается такая организация учебных занятий, кот.предполагает создание под руководством учителя ПС и активную самостоятельную деятельность учащихся по их разрешению, в результате чего происходит творческое овладение профессиональными ЗУН и развитие творческих способностей.
ТПО предполагает организацию под руководством учителя самостоятельный поисковой деятельности по решению учебных проблем, в ходе которых у учащихся формируются новые ЗУН, развиваются способности, познавательная активность, любознательность, эрудиция, творческое мышление и другие, личностно значимые качества.
ПС в обучении имеет обучающую ценность только тогда, когда предлагаемое ученику ПЗ соответствует его интеллектуальным возможностям, способствует пробуждению у обучаемых желания выйти из этой ситуации, снять возникшее противоречие.
В качестве проблемных заданий могут выступать учебные задачи, вопросы, практические задания. Однако нельзя смешивать проблемное задание и проблемную ситуацию. ПЗ само по себе не является ПС, оно может вызвать ПС лишь при определенных условиях. Одна и та же ПС может быть вызвана различными типами заданий. В общем виде ТПО состоит в том, что перед уч-ся ставится проблема и они при непосредственном участии учителя или самостоятельно исследуют пути и способы ее решения, т.е.
-строят гипотезу,
-намечают и обсуждают способы проверки ее истинности,
-проводят эксперименты, наблюдения, анализируют их результаты, рассуждают, доказывают.
По степени познавательной самостоятельности уч-ся ПО осуществляется в 3 основных формах:
-проблемного изложения,
-частично-поисковой деятельности ,
-самостоятельной исследовательской деятельности.
Наименьшая познавательная самостоятельность уч-ся имеет место при проблемном изложении: сообщение нового материала осуществляется самим преподавателем. Поставив проблему, учитель вскрывает путь ее решения, демонстрируя уч-ся ход научного мышления, заставляет их следить за диалектическим движением мысли к истине, делает их как бы соучастниками научного поиска. В условиях частично-поисковой деятельности работа в основном направляется преподавателем с помощью специальных вопросов , побуждающих обучаемого к самостоятельному рассуждению , активному поиску ответа на отдельные части проблемы.
ТПО, как и другие технологии, имеет положительные и отрицательные стороны.
Преимущества ТПО :
-Способствует не только приобретению уч-ся необходимой системы ЗУН, но и достижению высокого уровня их умственного развития, формированию у них способности к самостоятельному добыванию знаний путем собственной творческой деятельности; развивает интерес к учебному труду; обеспечивает прочные результаты обучения.
Недостатки:
- Большие затраты времени на достижение запланированных результатов, слабая управляемость познавательной деятельностью уч-ся.
Одна из основных задач курса математики в школе VIII вида - сформировать у уч-ся умение решать текстовые арифметические задачи. Особенности работы с детьми разноплановы. Это связано с разнообразием тех трудностей, с кот. сталкиваются уч–ся в силу несовершенства их мыслительной деятельности.
Опыт показывает, что узость, нецеленаправленность и слабая активность восприятия у детей с нарушением интеллекта создают трудности в понимании ими текстовой арифметической задачи. Они воспринимают задачу не полностью, а фрагментарно, а несовершенство анализа и синтеза не позволяют связать в единое целое, установить между ними отношения и, исходя из этого, определить правильное решение.
Учащиеся с умственной отсталостью опираются на несущественные признаки, руководствуясь словами (больше, меньше, всего, осталось). Это приводит к тому, что, не умея отойти от шаблонов, уч-ся дополняют условие задачи, чтобы подвести ее под определенную, известную им схему.
Небольшой словарный запас, непонимание слов и выражений, содержащихся в условии задачи, создают большие трудности при ее анализе. Часто уч-ся не решают задачу т.к. не понимают значение слов (поровну, оба, каждый, другой, второй, столько же, хотя бы один).
Все эти факты указывают на необходимость специального подхода к организации подготовительного этапа к знакомству с текстовой задачей, этапа первичного восприятия текста задачи и этапа моделирования задачи.
Подготовительный этап должен быть направлен на усвоение детьми операций над множествами. М.Н.Перова отмечает: «Включение в учебный процесс заданий на овладение действиями наглядного моделирования создает условия для коррекции мышления и облегчает УО уч-ся овладение абстрактными понятиями».
Предметное моделирование ситуации может быть успешно применено уже на этапе первичного ее восприятия. Главное для каждого ученика на этом этапе – понять задачу, т.е. уяснить, о чем эта задача, что в ней известно, что нужно узнать, как связаны между собой данные, каковы отношения между данными искомыми.
Под предметным моделированием ситуации, описанной в задаче, мы понимаем разыгрывание действий с реальными предметами или замену действий с реальными предметами действиями с их уменьшенными образами (моделями, муляжами, макетами), а также с их графическими заменителями (рисунками).
Т.о, на первом этапе – модели конкретные предметы. Важно, чтобы они были разнообразными, чтобы на втором этапе абстрагироваться и перейти к чертежам, схемам).
Моделирование помогает уч-ся преобразовать простую задачу в составную.
Ребенок видит, что нужно добавить к тексту ,задачи, чтобы она соответствовала данной схеме. Выполняя упражнения, дети все время должны встречаться с задачами разных видов, это исключит возможность выработки вредных штампов в решении задач.
Каждая текстовая задача несет в себе информацию математического, а также основ гражданско-нравственного характера. Развивая у учащихся интеллектуальный и нравственный потенциал.
В учебниках 5класса автор Н.М. Пирова и 8 класса - В.В. Эк задачи носят обобщенный характер, очень мало информации о моделировании, что делает задачи «скучными» и не интересными. В учебнике 9класса автор А.П.Антропов - задачи обогащены современной информацией (краткая характеристика содержания учебника), и носят богатый материал для воспитания основ личности.
Например, тексты задач 5 классе:
1)На Олимпийских играх установлено 74 олимпийских и 36 мировых рекордов. Поставьте вопрос так, чтобы задача решалась вычитанием.
2) При раскрое фартуков было сэкономлено 8м ткани . Ск. фартуков можно выкроить из этой ткани, если на один фартук идет 2м ткани?
3)Земля движется вокруг Солнца со скоростью 30км\с. Ск км проходит Земля за 3 с?8с? (Обобщенный материал).
Примеры текстовых задач 9 классе:
1)В таблице приведены площади областей, расположенных в азиатской части России. Расположите числа, обозначающие площадь, от меньшего к большему.(Амурская, Кемеровская, Новосибирская, Томская, Сахалинская и т.д.)
2)В городе Снеженске проживает 134000человек.7\10 населения не достигло пенсионного возраста, 2\3 пенсионеров продолжают работать .
Ск. неработающих пенсионеров в этом городе?(Более конкретный материал Сибирского региона)
Хочется не пропустить значение в воспитании подрастающего поколения основ нравственности ведение мной факультативного курса «Экономика».Изучая курс «Экономики» учащиеся расширяют кругозор , повышают уровень своих знаний, формируются как личности, т.е.экономическая сфера жизни не только связана с обеспечением основы существования человека, но и является источником его творческого , духовного и социального развития.
Примеры экономических задач в факультативном курсе «Экономика»:
1)Школе необходимо приобрести комплект мебели для класса. Посчитайте, ск. денег нужно затратить, если известно, что комплект учебной мебели на одного ученика (парта и стул) стоит ___ р., а в классе 12 человек.
2)На первой перемене дети не выпили 30 стаканов молока, а на второй перемене -20 стаканов. Не выпитое молоко вылили. Какие убытки несет школа, если 1стакан молока стоит ___ р.?
3)Дежурный Мизюлин, закончив уборку класса, удовлетворенно осмотрел результаты своего труда —класс сверкал чистотой. Считая, что пятерка ему обеспечена за дежурство, он закрыл класс и отправился в интернат. Какой ущерб нанес Мизюлин школе, забыв погасить свет, если за каждый час использования э/э в классе школа платит __ р., а свет горел12 часов? Во ск. школе обойдется забывчивость пятерых таких дежурных? (Воспитание нравственных основ- бережливости, экономии государственного имущества)
4)Семья из 3 человек живет в квартире общей площадью 32кв.м.Ск. стоит оплата за отопление . Изменится ли оплата за отопление , если в семье станет на 1 человека больше? Почему?
Примечание: Объяснить, что тарифы за отопление в разных домах разные , учитывается износ дома, удаленность от трассы отопления.
5)Сколько платит семья из 2 человек за вывоз ТБО в месяц? (Учащиеся как граждане должны знать, что такое тариф, ТБО, субсидия ,пенсия, дотация и т. д. ?)
Вывод:
Текстовая задача как элемент математики формирует положительную мотивацию в учении как теоретического, так и практического материала и стоит в одном ряду с другими предметами (биологией, географией) изучая окружающий мир и развивая учащихся как личностей и граждан своей страны.
Одна из основных задач курса математики в школе VIII вида - сформировать у уч-ся умение решать текстовые арифметические задачи. Особенности работы с детьми разноплановы. Это связано с разнообразием тех трудностей, с кот. сталкиваются уч–ся в силу несовершенства их мыслительной деятельности.
Опыт показывает, что узость, нецеленаправленность и слабая активность восприятия у детей с нарушением интеллекта создают трудности в понимании ими текстовой арифметической задачи. Они воспринимают задачу не полностью, а фрагментарно, а несовершенство анализа и синтеза не позволяют связать в единое целое, установить между ними отношения и, исходя из этого, определить правильное решение.
Учащиеся с умственной отсталостью опираются на несущественные признаки, руководствуясь словами (больше, меньше, всего, осталось). Это приводит к тому, что, не умея отойти от шаблонов, уч-ся дополняют условие задачи, чтобы подвести ее под определенную, известную им схему.
Небольшой словарный запас, непонимание слов и выражений, содержащихся в условии задачи, создают большие трудности при ее анализе. Часто уч-ся не решают задачу т.к. не понимают значение слов (поровну, оба, каждый, другой, второй, столько же, хотя бы один).
Все эти факты указывают на необходимость специального подхода к организации подготовительного этапа к знакомству с текстовой задачей, этапа первичного восприятия текста задачи и этапа моделирования задачи.
Подготовительный этап должен быть направлен на усвоение детьми операций над множествами. М.Н.Перова отмечает: «Включение в учебный процесс заданий на овладение действиями наглядного моделирования создает условия для коррекции мышления и облегчает УО уч-ся овладение абстрактными понятиями».
Предметное моделирование ситуации может быть успешно применено уже на этапе первичного ее восприятия. Главное для каждого ученика на этом этапе – понять задачу, т.е. уяснить, о чем эта задача, что в ней известно, что нужно узнать, как связаны между собой данные, каковы отношения между данными искомыми.
Под предметным моделированием ситуации, описанной в задаче, мы понимаем разыгрывание действий с реальными предметами или замену действий с реальными предметами действиями с их уменьшенными образами (моделями, муляжами, макетами), а также с их графическими заменителями (рисунками).
Т.о, на первом этапе – модели конкретные предметы. Важно, чтобы они были разнообразными, чтобы на втором этапе абстрагироваться и перейти к чертежам, схемам).
Моделирование помогает уч-ся преобразовать простую задачу в составную.
Ребенок видит, что нужно добавить к тексту ,задачи, чтобы она соответствовала данной схеме. Выполняя упражнения, дети все время должны встречаться с задачами разных видов, это исключит возможность выработки вредных штампов в решении задач.
Каждая текстовая задача несет в себе информацию математического, а также основ гражданско-нравственного характера. Развивая у учащихся интеллектуальный и нравственный потенциал.
В учебниках 5класса автор Н.М. Пирова и 8 класса - В.В. Эк задачи носят обобщенный характер, очень мало информации о моделировании, что делает задачи «скучными» и не интересными. В учебнике 9класса автор А.П.Антропов - задачи обогащены современной информацией (краткая характеристика содержания учебника), и носят богатый материал для воспитания основ личности.
Например, тексты задач 5 классе:
1)На Олимпийских играх установлено 74 олимпийских и 36 мировых рекордов. Поставьте вопрос так, чтобы задача решалась вычитанием.
2) При раскрое фартуков было сэкономлено 8м ткани . Ск. фартуков можно выкроить из этой ткани, если на один фартук идет 2м ткани?
3)Земля движется вокруг Солнца со скоростью 30км\с. Ск км проходит Земля за 3 с?8с? (Обобщенный материал).
Примеры текстовых задач 9 классе:
1)В таблице приведены площади областей, расположенных в азиатской части России. Расположите числа, обозначающие площадь, от меньшего к большему.(Амурская, Кемеровская, Новосибирская, Томская, Сахалинская и т.д.)
2)В городе Снеженске проживает 134000человек.7\10 населения не достигло пенсионного возраста, 2\3 пенсионеров продолжают работать .
Ск. неработающих пенсионеров в этом городе?(Более конкретный материал Сибирского региона)
Хочется не пропустить значение в воспитании подрастающего поколения основ нравственности ведение мной факультативного курса «Экономика».Изучая курс «Экономики» учащиеся расширяют кругозор , повышают уровень своих знаний, формируются как личности, т.е.экономическая сфера жизни не только связана с обеспечением основы существования человека, но и является источником его творческого , духовного и социального развития.
Примеры экономических задач в факультативном курсе «Экономика»:
1)Школе необходимо приобрести комплект мебели для класса. Посчитайте, ск. денег нужно затратить, если известно, что комплект учебной мебели на одного ученика (парта и стул) стоит ___ р., а в классе 12 человек.
2)На первой перемене дети не выпили 30 стаканов молока, а на второй перемене -20 стаканов. Не выпитое молоко вылили. Какие убытки несет школа, если 1стакан молока стоит ___ р.?
3)Дежурный Мизюлин, закончив уборку класса, удовлетворенно осмотрел результаты своего труда —класс сверкал чистотой. Считая, что пятерка ему обеспечена за дежурство, он закрыл класс и отправился в интернат. Какой ущерб нанес Мизюлин школе, забыв погасить свет, если за каждый час использования э/э в классе школа платит __ р., а свет горел12 часов? Во ск. школе обойдется забывчивость пятерых таких дежурных? (Воспитание нравственных основ- бережливости, экономии государственного имущества)
4)Семья из 3 человек живет в квартире общей площадью 32кв.м.Ск. стоит оплата за отопление . Изменится ли оплата за отопление , если в семье станет на 1 человека больше? Почему?
Примечание: Объяснить, что тарифы за отопление в разных домах разные , учитывается износ дома, удаленность от трассы отопления.
5)Сколько платит семья из 2 человек за вывоз ТБО в месяц? (Учащиеся как граждане должны знать, что такое тариф, ТБО, субсидия ,пенсия, дотация и т. д. ?)
Вывод:
Текстовая задача как элемент математики формирует положительную мотивацию в учении как теоретического, так и практического материала и стоит в одном ряду с другими предметами (биологией, географией) изучая окружающий мир и развивая учащихся как личностей и граждан своей страны.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Логические познавательные универсальные учебные действия (УУД) (приемы).
Введение и реализация новых стандартов направлена на повышение качества школьного российского математического образования. Процесс освоения геометрии учениками, осуществляемый с помощью УУД, будет спо...
Презентация Формирование логических действий и операций в сфере познавательных универсальных учебных действий на уроках математики
Важнейшей задачей свременной системы образования является формирование совокупности универсальных учебных действий, обеспечивающих компетенцию "научить учиться", а не только освоение обучающимися конк...
Проектная деятельность как вид учебной деятельности при формировании познавательных универсальных учебных действий
Сегодня уже никого не приходится убеждать в важности и необходимости метода проектов. Главная идея метода проектов – направленность учебно – познавательной деятельности школьников на результат, которы...
Развитие познавательных универсальных учебных действий обучающихся при решении нестандартных задач по математике
в работе рассматриваются понятия познавательных УУД, определяются особенности развития познавательных УУД с описонием примера развития этих действий при решении конкретной математической задачи....
Развитие познавательных универсальных учебных действий учащихся при решении задач по цитологии.
Методическая разработка заданий, которые помогут педагогу формировать у детей познавательные УУД на уроках биологии при решении задач по цитологии при подготовке к ЕГЭ....
Доклад "Учебное исследование как средство формирования познавательных универсальных учебных действии "
Тема «Природные ресурсы климатических зон России»...
Диагностика познавательных универсальных учебных действий. Методика «Сложные аналогии» (познавательные УУД)
Сформированность познавательных универсальных учебных действий...