Пути развития универсальных учебных действий (общеучебных умений и навыков) в урочной деятельности на содержании отдельных предметных тем.
материал по теме
Развитие личности в системе образования обеспечивается, прежде всего, через формирование универсальных учебных действий (УУД). УУД создают возможность самостоятельного успешного усвоения новых знаний, умений и компетентностей, включая организацию усвоения, то есть умения учиться.
Универсальные учебные действия должны быть положены в основу выбора и структурирования содержания образования, приемов, методов, форм обучения.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
puti_razvitiya_uchebnyh_universalnyh_deystviye.docx | 44.01 КБ |
Предварительный просмотр:
- Роль учителя.
Выпускнику современной школы, вступающему в самостоятельную жизнь в условиях современного рынка труда и быстро изменяющегося информационного пространства, необходимо быть конкурентно способным работником. Он должен быть творческим, самостоятельным, ответственным, коммуникативным человеком способным решать проблемы личные и коллектива. Ему должна быть присуща потребность к познанию нового, умение находить и отбирать нужную информацию.
Все эти качества можно успешно формировать, используя компетентностный подход в обучении любому предмету, в том числе и математике, что является одним из личностных и социальных смыслов образования. У учащихся формируются ключевые компетенции - универсальная целостная система знаний, умений, навыков, опыт самостоятельной деятельности и личной ответственности.
Развитие личности в системе образования обеспечивается, прежде всего, через формирование универсальных учебных действий (УУД). УУД создают возможность самостоятельного успешного усвоения новых знаний, умений и компетентностей, включая организацию усвоения, то есть умения учиться.
Универсальные учебные действия должны быть положены в основу выбора и структурирования содержания образования, приемов, методов, форм обучения.
Чем же должен руководствоваться учитель?
Прежде всего, независимо от технологий, которые использует преподаватель, он должен помнить что:
1. Главным есть не предмет, которому вы учите, а личность, которую вы формируете.
2. На воспитание активности не жалейте ни времени, ни усилий. Сегодняшний активный ученик – завтрашний активный член общества.
3. Помогайте ученикам овладеть наиболее продуктивными методами учебно-познавательной деятельности, учите иx учиться.
4. Необходимо чаще использовать вопрос "почему?”, чтобы научить мыслить причинно.
5. Помните, что знает не тот, кто пересказывает, а тот, кто использует на практике.
6. Приучайте учеников думать и действовать самостоятельно.
7. Творческое мышление развивайте всесторонним анализом проблем; познавательные задачи решайте несколькими способами, чаще практикуйте творческие задачи.
8. Необходимо чаще показывать ученикам перспективы иx обучения.
9. Используйте схемы, планы, чтобы обеспечить усвоение системы знаний.
10. В процессе обучения обязательно учитывайте индивидуальные особенности каждого ученика.
11. Изучайте и учитывайте жизненный опыт учеников, их интересы, особенности развития.
12. Будьте проинформированы относительно последних научных достижений по своему предмету.
13. Поощряйте исследовательскую работу учеников. Найдите возможность ознакомить их с техникой экспериментальной работы, алгоритмами решения задач, обработкой первоисточников и справочных материалов.
14. Учите так, чтобы ученик понимал, что знание является для него жизненной необходимостью.
15. Объясняйте ученикам, что каждый человек найдет свое место в жизни, если научится всему, что необходимо для реализации жизненных планов.
Как на уроках формировать ключевые компетентности и универсальные учебные действия?
- Развитие универсальных учебных действий при работе с информацией.
В настоящее время информационное общество запрашивает человека обучаемого, способного самостоятельно учиться и многократно переучиваться в течение постоянно удлиняющейся жизни, готового к самостоятельным действиям и принятию решений. Для жизни и деятельности человека важно проявление и возможность использовать функциональные и деятельностные качества
Иными словами, как сказано в докладе ЮНЕСКО «В новое тысячелетие», школа должна ребёнка: «научить учиться», «научить жить», «научить жить вместе», «научить работать и зарабатывать».
Пока на этапе окончания обязательного образования большинство наших учащихся показывают очень слабую подготовку к самостоятельному учению, к самостоятельному добыванию необходимой информации. К сожалению, многие сегодняшние выпускники не готовы к успешной адаптации в современном мире.
Вот почему перед школой остро встала проблема самостоятельного успешного усвоения учащимися новых знаний, умений и компетенций, включая умение учиться. Большие возможности для этого предоставляет освоение универсальных учебных действий (УУД). Так что же такое УУД?
Универсальные учебные действия – это обобщенные действия, открывающие возможность широкой ориентации учащихся.
В широком смысле слова «универсальные учебные действия» означают саморазвитие и самосовершенствование путём сознательного и активного присвоения нового социального опыта. Одной из особенностей УУД является именно их универсальность, которая проявляется в том, что они:
- носят метапредметный характер;
- обеспечивают целостность общекультурного, личностного и познавательного развития и саморазвития личности;
- обеспечивают преемственность всех ступеней образовательного процесса;
- лежат в основе организации и регуляции любой деятельности учащегося независимо от ее специально-предметного содержания;
- обеспечивают этапы усвоения учебного содержания и формирования психологических способностей учащегося.
- Проектная деятельность.
Формирования всех 4 видов УУД (а именно личностных, познавательных, коммуникативных и регулятивных) одновременно можно рассмотреть на примере учебной деятельности по усвоению математических понятий.
Одним из наглядных примеров развития и применения УУД у учащихся на уроках математики, в моей практике, является проектная работа, в частности на тему «Расчет стоимости ремонта в квартире».
Выполняется при изучении темы «Арифметические действия с десятичными дробями». Выполнение всего проекта занимает от 1 до 2 недель, в зависимости от учебных возможностей классного коллектива. Сначала учащиеся составляют приблизительные планы своих квартир, а затем на уроке приходят к единому мнению о средней 2-х комнатной квартире.
На этом этапе происходит развитие и применение следующих УУД:
- осознание, что такое свойства предмета;
- умение выделять свойства в изучаемых объектах и дифференцировать их;
- моделирование;
- формирование математической компетентности.
После составления плана квартиры учащиеся делятся на группы для выполнения домашнего задания на темы «расчет количества обоев для спальни и коридора», «расчет количества обоев для зала и кухни», «расчет количества половой и потолочной краски». В ходе выполнения данного задания учащиеся овладевают такими УУД как:
- использование знаково-символической записи математического понятия;
- использование индуктивного умозаключения;
- совершенствование навыков работы в группе.
В заключении работы над данным проектом проводится урок по теме «Арифметические действия с десятичными дробями» в плане и для детей «Расчет стоимости ремонта в квартире», на котором учащиеся представляют свои мини – отчеты, выполненные в программе Microsoft PowerPoint и все данные заносятся в таблицу на доске для дальнейшей работы на уроке
Основной целью данного урока является рассчитать стоимость ремонта квартиры в зависимости от бюджета семьи, поэтому на следующем этапе занятия ребята самостоятельно делятся на две воображаемые семьи.
Обобщение и вывод (в одной и той же квартире можно сделать ремонт на разную денежную сумму в зависимости от бюджета семьи).
Вопрос. Развитие и применение каких УУД происходит на данном уроке?
На уроке происходит развитие следующих УУД:
- формирование ценностных ориентаций;
- овладение приёмами контроля и самоконтроля усвоения изученного;
- работа по алгоритму с таблицами по формированию общих приёмов учебной деятельности по усвоению математических понятий;
- владение различными формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка, современных средств коммуникации
- Нестандартные задачи
Развивая логическое мышление, большое внимание уделяю решению нестандартных задач. Осуществляю целенаправленное обучение школьников решению задач, с помощью специально подобранных упражнений, учу их наблюдать, пользоваться аналогией, индукцией, сравнениями, и делать соответствующие выводы. Тщательно отбираю интересные задачи. По заданной схеме или числовому выражению предлагаю составить задачу с реальными данными. Дети собирают данные, используя доступные им источники.
Предлагаю учащимся одну и ту же задачу решить различными способами, это у них вызывает большой интерес. Например, в 9 классе, решаем такую задачу: «В равнобедренном треугольнике основание равно 4 см, а боковая сторона равна 5 см. Найти радиусы вписанной и описанной окружности».
Наибольший интерес вызывают у учащихся задачи, взятые из окружающей жизни, задачи, естественным образом связанные со знакомыми учащимся вещами.
Например, при изучении начального геометрического материала (длина окружности, свойства прямоугольника, объем прямоугольного параллелепипеда) я предлагаю учащимся решить следующие задачи:
-Можно ли из стальной проволоки длиной 3,5 м согнуть обруч, диаметр которого равен 1, 52 м?
-Как сделать прямоугольный дверной проем без наличия геометрического материала, имея только нить?
-Аквариум имеет форму прямоугольного параллелепипеда, измерения которого 7 дм, 4дм и 3, 5 дм. Можно ли налить в этот аквариум 90 л воды?
Практикую домашние контрольные работы, особенно по геометрии в 9-м классе, когда у учащихся уже накоплен достаточный объем знаний.
Подбирая материал к урокам, я всегда продумываю моменты, показывающие, почему это очень важно знать.
Тема "Масштаб”. Объявляется конкурс на лучшую планировку посадок на клумбе. Задумки ребят просто поражают. Аналогично рассматриваются и другие темы. Векторы — это метод познания физических процессов; пропорции и отношения – метод познания химических процессов; при изучении окружности материал увязывается с космонавтикой и астрономией.
Ученикам интересно работать над проектами. Например: проект "Определение высоты здания школы, дерева, столба”
Дети рассчитывают и измеряют расстояния между недоступными точками, с помощью зеркала определяют высоту школы, дерева при изучении темы "Подобие треугольников 8-й класс), при этом подбирая соответствующий материал, делая выводы.
На своих уроках использую компьютер как источник учебной информации, как тренажер, как средство диагностики и контроля, как наглядное пособие качественно нового уровня с возможностями мультимедиа, что позволяет создать соответствующую эмоционально-информационную атмосферу на уроке.
Учитываю индивидуальные особенности школьника, дифференциацию познавательных процессов у каждого из них.
Например, при изучении в 7 классе темы «Выражения» предлагаю учащимся следующие дифференцированные задания:
- составить задачу для самостоятельной работы на следующем уроке;
- выполнить упражнение из учебника с графическим комментированием;
- написать творческую работу, используя слова по данной теме.
Задание на дом тоже выбирается школьниками.
При изучении новых терминов учащиеся, пользуясь толковым словарем, дают различные определения математического понятия, например: в математике модуль – это…, в строительстве модуль – это…, в космонавтике модуль – это…
Важно будоражить ребят заставить их думать. Уч-ся могут высказать свою точку зрения, обосновывать выводы, но если они неверны, поправить.
Если ребята приучены трудиться самостоятельно, систематически анализировать, видеть ошибки свои и чужие, они активно работают не только на уроках математики, но и во всех видах своей деятельности, учатся в жизни принимать самостоятельно решения, контролировать себя и других
- Тема «Квадратные уравнения»
Работу по формированию универсальных учебных умений можно проводить на каждом этапе урока. Разрабатывая план, я намечаю, для формирования каких УУД, будут созданы условия в ходе того, или иного вида деятельности. На примере разработки урока алгебры для 8 класса показано, как можно спланировать работу по формированию УУД на каждом этапе урока.
Тема урока: Формулы корней квадратного уравнения.
Цели урока:
Вывести формулы корней квадратного уравнения и отработать навыки применения данных формул в ходе решения заданий различного уровня сложности.
Тип урока: урок изучения нового материала.
Ход урока.
1. Организационный момент.
2. Повторение и закрепление пройденного материала.
Цели: формирование коммуникативных УУД, включающих умения высказывать суждения с использованием математических терминов и понятий таких, как квадратное уравнение и его коэффициенты, неполное квадратное уравнение, переменная, решение и корни уравнения;
формирование познавательных УУД - основных мыслительных операций в ходе поиска решения заданий, применения формул квадрата суммы и разности двух выражений, а так же вычислений;
формирование регулятивных действий - действий контроля, включающих приёмы самопроверки и взаимопроверки, умений самостоятельно двигаться по заданному плану, оценивать и корректировать полученный результат.
1) Устная работа. Какие из данных уравнений являются квадратными. Назовите их коэффициенты.
а) -3х2+6х+9=0; б) 4х3-5х-2=0; в) –х2+6х=0; г) -25х+1=0; д) 9х2-5=0; е) 8х2=0.
2) Самостоятельная работа с последующей взаимопроверкой в парах.
Решить уравнение способом выделения квадрата двучлена.
1 вариант: а) х2+10х+25=0; б) х2-4х-12=0; в) 3х2-5х-8=0
2 вариант: а) х2+12х+36=0; б) х2+6х+5=0; в) 3х2-5х-8=0
(Ответы: 1 вариант: а) -5; б) -2;6; в) -1; 8/3 2 вариант: а) -6; б) -1; -5; в) -1; 8/3)
3. Изучение нового материала.
Цели: формирование познавательных действий, к которым относятся основные мыслительные операции, умения различать обоснованные и необоснованные суждения, обосновывать этапы решения учебной задачи, заключающейся в нахождении решений уравнения ах2+bх+с=0, производить анализ и поиск информации в учебнике в ходе вывода формул корней и составления алгоритма решения квадратного уравнения;
формирование коммуникативных действий - речевых умений высказывать суждения, строить фразы с использованием математических терминов и понятий, отвечать на поставленные вопросы в ходе вывода формул корней квадратного уравнения, умения учитывать позицию собеседника (партнера), организовать и осуществить сотрудничество и кооперацию с учителем и сверстниками, адекватно передавать информацию;
формирование личностных УУД, дающих возможность самостоятельно определять и высказывать самые простые общие для всех людей правила поведения при общении и сотрудничестве, а так же формирование личной мотивации необходимости изучения данной темы для каждого школьника.
1) Решить уравнение ах2+bх+с=0. (Учащиеся предлагают метод и решают уравнение совместно с учителем).
2) Сформулировать понятие дискриминанта (Учащиеся, работая с учебником, находят и сами дают определение данного понятия).
3) Записать формулы корней квадратного уравнения. (Учащиеся работают совместно с учителем).
4) Сформулировать алгоритм решения квадратного уравнения с использованием данных формул (Учащиеся предлагают варианты алгоритма).
5) На примере решения уравнения 3х2-5х-8=0 проиллюстрировать применение выведенных формул и алгоритма. Сравнить данный метод с методом выделения полного квадрата, применяемым ранее для решения квадратных уравнений, и сделать вывод о необходимости изучения данного метода. (Учащиеся работают совместно с учителем).
4. Практическая работа. (Один учащийся работает у доски, другие работают в тетрадях и помогают ему с места).
Цель: формирование познавательных общеучебных и логических действий, включающих выбор наиболее эффективных способов решения заданий, анализ количества корней квадратного уравнения в зависимости от значения его дискриминанта, умения логически рассуждать, сравнивать, доказывать и анализировать ситуации, возникающие в ходе решения;
формирование коммуникативных УУД, которые обеспечивают возможности сотрудничества учеников: умение слушать и понимать партнера, планировать и согласованно выполнять совместную деятельность
Задание №1. Определите количество корней квадратного уравнения:
а) 4х2+х-8=0 (Ответ: 2); б) 9х2-6х+1=0 (Ответ:1); в) 2х2+5х+6=0 (Ответ:0)
Задание №2. Решите уравнение:
а) 2х2-5х-3=0 (Ответ: 3;-0,5); б) х2+4х+4=0 (Ответ: -2);
в) 4х2=2-7х (Ответ: нет корней); г) 3х2+11х+6=0 (Ответ:
Задание №3. При каком значении а уравнение
имеет различные корни? (Ответ: а<3)
Задание №4. Выразите переменную х из уравнения х2-5bх+6b2=0. (Ответ: 3b, 2b)
5. Домашняя работа.
Цели: формирование познавательных действий, определяющих умение ученика выделять тип уравнений и определять способы их решения;
формирование регулятивных действий, заключающихся в умении самостоятельно определять цель своей деятельности, двигаться по заданному плану, которым является алгоритм решения квадратного уравнения, оценивать и корректировать полученный результат.
Решите уравнение: а) 6х2-3х+2=0; б) х2+36х=-81; в) 9х2-7х+10=0; г) 2+4х-1=0. (Ответ: а) 2; 0,5; б) -4,5; в) нет корней; г)
6. Итог урока. (Подводят учащиеся)
Цель: формирование познавательных УУД, заключающихся в умении анализировать, обобщать, систематизировать информацию, полученную на уроке, а так же делать выводы о необходимости изучения данного материала.
6.Урок математики в 7-м классе. Тема: «Свойство степени с натуральным показателем».
Технологическая карта урока.
Цель: применение свойств степени с натуральным показателем для упрощения выражений, вычисления рациональным способом значений выражений, сравнения значений выражений, решения уравнений.
Задачи урока.
Образовательные: способствовать актуализации и закреплению ЗУН, по применению свойств степеней.
Развивающие: развивать навык устного счета, мобильность и творческую самостоятельность учащихся, соединяя игровую и обучающую формы деятельности, развитие мыслительных действий: анализ, сравнение, обобщение, классификация, развитие внимания, зрительной памяти, логического и образного мышления, активности учащихся на уроке, развитие интереса учащихся к изучению математики через инновационные технологии
Воспитательные: привитие интереса к предмету, воспитание у учащихся чувства товарищества, культуры общения, чувства взаимовыручки.
Технологии обучения. Здоровьесберегающие и информационные технологии: создание благоприятных условий на уроке, эмоциональный и психологический климат в классе для восприятия учебного материала, приобщение к здоровому образу жизни. Использование ИКТ на данном уроке способствует: решению всех задач урока, повышению познавательной активности учащихся, повышению интенсификации темпа урока, увеличению объема выполненной работы.
Формирование универсальных учебных действий (УУД).
Личностные УУД: помнить, что каждый ребенок – индивидуален, помочь раскрыть и развить в каждом ученике его сильные и позитивные личные качества и умения, учитывать индивидуально-психологические особенности каждого ученика.
Познавательные УУД: учить мыслить системно, помочь ученикам овладеть наиболее продуктивными методами учебно-познавательной деятельности, учить их учиться, учить ребенка применять свои знания, развивать творческое мышление через познавательные и творческие задачи. Использовать схемы, задания с самопроверкой, взаимопроверкой, чтобы обеспечить усвоение темы.
Коммуникативные УУД: учите ребенка высказывать свои мысли через различные виды игр, дискуссий и групповой работы для освоения материала, организуя групповую работу, работу в парах, изучать и учитывать жизненный опыт учеников, их интересы, особенности развития.
Регулятивные УУД: учить ребенка контролировать свою речь при выражении своей точки зрения по теме урока, учить контролировать свою работу на уроке, адекватно оценивать выполненную работу, выполнять свои действия по заданному образцу и правилу, учить видеть и исправлять ошибки.
7. Самообразование.
Развитие самостоятельности является важнейшим элементом учебной деятельности школьников, между тем, считаю, остается наиболее слабым местом в системе навыков учебного труда многих учеников.
Поэтому целью моей педагогической деятельности является развитие у школьников потребности самообразования. Самостоятельное изучение нового материала, самостоятельные работы, развивающие творческие работы, индивидуальные консультации, дополнительная литература. Подготовка к олимпиадам.
Все перечисленное, я считаю, формирует навыки самостоятельной деятельности, а главное – формирует личность, помогает процессу ее социализации.
Филиал МБОУ Староюрьевской СОШ в с. Спасское
Пути развития универсальных учебных действий (общеучебных умений и навыков) в урочной деятельности на содержании отдельных предметных тем.
Учитель 1 категории Буцких Т. Н.
2012 г
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Итоговая работа на курсах повышения квалификации по теме "Пути развития универсальных учебных действий на уроках физики"
Преподавание физики в условия обновления содержания образования...
Пути развития универсальных учебных действий (общеучебных умений и навыков) в урочной деятельности на содержании отдельных предметных областей
Все дети могут успешно учиться, если школа умеет учить.Д.Г. ЛевитасВведение.В настоящее время школа пока ещё продолжает ориентироваться на обучение, выпуская в жизнь человека обученного – квалифициров...
РАЗВИТИЕ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ ПРИ ОСВОЕНИИ ПРЕДМЕТНОГО СОДЕРЖАНИЯ КУРСА «РУССКИЙ ЯЗЫК» В 5 – 9 КЛАССАХ ПО УМК ПОД РЕДАКЦИЕЙ С.И. ЛЬВОВОЙ
РАЗВИТИЕ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ ПРИ ОСВОЕНИИ ПРЕДМЕТНОГО СОДЕРЖАНИЯ КУРСА «РУССКИЙ ЯЗЫК» В 5 – 9 КЛАССАХ ПО УМК ПОД РЕДАКЦИЕЙ С.И. ЛЬВОВОЙ...
методическая разработка"Пути формирования универсальных учебных действий учащихся 7 класса в урочной деятельности по предмету «Немецкий язык»
Это презентация предназначена для учителей,она содержит задания и какие УУД они развивают у учащихся...
Развитие универсальных учебных действий на уроках математики через подпрограмму «Мир деятельности»
Статья.Обмен опытомю...
Интеграция урочной и внеурочной деятельности как фактор развития универсальных учебных действий обучающихся.
ФГОСы нового поколения направлены на формирование компетентности обучающихся.Урочная деятельность направлена на усвоение теоретических знаний и способов деятельности в процессе решения учебных задач, ...
Проектное обучение как метод формирования универсальных учебных действий у учащихся с ОВЗ в урочной деятельности
Компетенции современного века требуют от преподавателя иных подходов в обучении детей английскому языку, в частности, если речь идет об учениках с ОВЗ. Стандарты нового поколения устанавливают требова...