Доклад " ФГОС НОО, ФГОС ООО: актуальные проблемы реализации"
материал

Туаева Альбина Ивановна

Доклад

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл doklad_fgos_noo.docx40.53 КБ

Предварительный просмотр:

МКОУ СОШ с. Комсомольское

Доклад

«Федеральный государственный образовательный

  стандарт начального общего образования,

федеральный государственный стандарт основного

 общего образования: актуальные проблемы реализации»

Учитель математики

А.И. Туаева

                                               2018-2019 учебный год

ФГОС НОО и ФГОС О00 в 2018–2019 учебном году
актуальные проблемы реализации

   «Время есть величайший на новаторов – говорил английский философ Френсис Бэкон. Время затрагивает все сферы человеческой жизни, в том числе и образование, периодически требуя его обновления. Сегодня уже всем ясно: в «новое» время со старыми стандартами «войти» нельзя. Как показала массовая практика, задача формирования новой личности неосуществима традиционными подходами к образованию школьников. Поэтому образовательные стандарты - это веяниевремени.
    С 1 сентября 2011 г. все российские школы перешли на новые Стандарты начального общего образования. Новые федеральные государственные образовательные стандарты второго поколения (2009г.), отвечая требованиям времени и не растрачивая потенциала школы, не только смешают акцент на формирование у ученика личностных качеств созидателя и творца, его духовно-нравственное воспитание, но и предлагают конкретные инструменты, обеспечивающие этот переход:

  • изменение метода обучения (с объяснительного на деятельностный);
  • изменение оценки результатов обучения (оценка не только предметных ЗУН, но и, прежде всего, метапредметных и личностных результатов);
  • изменение системы аттестации учителей (оценка качества управления учебной деятельностью учащихся);
  • изменение системы аттестации школ (оценка качества организации перехода школы к реализации ФГОС НОО).

        Это говорит о том, что переход школы к новой, гуманистической парадигме образования, дающее нашей стране шанс на будущее достойное существование и развитие не формальный, а реальный. Поэтому для учителя и для школы особенно актуальными в настоящее время являются вопросы:
Как обучать?
Как создать соответствующую новому способу обучения образовательную среду?

  • С помощью чего учить?
  • Как проверить достижение новых образовательных результатов?
  • Как подготовить учителя к реализации целей, поставленных ФГОС НОО?
  • Как организовать его методическое сопровождение?
  • Какие ресурсы для этого есть у школы, округа, города, авторских центров?
  • Как разработать ООП школы и рабочую программу учителя на этапе перехода к ФГОС НОО, чтобы они стали не формальной очередной бумажкой, а «дорожной картой, помощником в этом переходе.

      На эти актуальные вопросы мы постараемся сегодня ответить.
В чем отличие новых стандартов от ныне действующих? Принципиальное отличие новых стандартов заключается в том, что целью является не предметный, а личностный результат. Важна, прежде всего, личность самого ребенка и происходящие с ней в процессе обучения изменения, а не сумма знаний, накопленная за время обучения в школе.

    Федеральный государственный образовательный стандарт - это совокупность трех систем требований:

- требований к результату образования,

- требований к структуре основных образовательных программ (то, как школа выстраивает свою обратную деятельность).

- требования к условиям реализации стандарта (кадры, финансы, материально техническая база, информационное сопровождение пр.)

     В Стандарте 2004 г. детально описывалось содержание образования темы, дидактические единицы. В Стандарте 2009 г. содержание образования детально и подробно не прописано, зато четко обозначены требования к его результатам:

  • Личностным (готовность и способность к саморазвитию, сформированность мотивации к обучению и познанию, личностные качества и др.). К личностным результатам обучающихся, освоивших основную образовательную программу общего образования, относятся готовность н способность обучающихся к саморазвитию. Сформированность мотивации к обучению и познанию, целостно-смысловые установки обучающихся, отражающие их индивидуально-личностно и социальные компетенции, личностные качества. Сформированность основ гражданской идентичности.

  • Метапредметным (умение учиться). К метапредметным результатам обучающихся относятся освоенные ими универсальные учебные действия (познавательные, регулятивные и коммуникативные), обеспечивающие овладение ми, составляющими основу умения учиться, и ключевыми компетенции межпредметными понятими.

  • Предметным. К предметным результатам обучающихся относятся освоенный в ходе изучения учебного предмета опыт специфической для данной предметной области деятельности по получению нового знания, его преобразованию и применению, а также система основополагающих элементов научного знания, лежащая в основе современной научной картины мира.

      Известно, что формирование любых личностных новообразований - умений, способностей, личностных качеств (в том числе и универсальных учебных действий, и умение учиться в целом), возможно только в деятельности. Поэтому в качестве основного результата образования выступает овладение набором универсальных учебных действий, позволяющих ставить и решать важнейшие жизненные и профессиональные задачи. Прежде всего, в зависимости от задач, с которыми предстоит столкнуться непосредственно школьнику и выпускнику во взрослой жизни и разрабатывался новый образовательный стандарт. Образование в начальной школе является базой, фундаментом всего последующего обучения. Овладение УУД дает учащимся возможность самостоятельного успешного усвоения новых знаний, то есть, формирования умения учиться.
    Формирования универсальных учебных действий направлена на обеспечение системно-деятельностного подхода, положенного в основу Стандарта, и призвана способствовать реализации развивающего потенциала общего среднего образования, развитию системы универсальных учебных действий, выступающей как инвариантной основой образовательного процесса и обеспечивающей школьникам умение учиться, способность к саморазвитию и самосовершенствованию. Все это достигается как путем освоения обучающимися конкретных предметных знаний и навыков в рамках отдельных дисциплин, так и сознательного, активного присвоения ими нового социального опыта. При этом знания, умения и навыки рассматриваются как производные от соответствующих видов целенаправленных действий, имея в виду, что они формируются, применяются и сохраняются в тесной связи с активными действиями самих учащихся. Качество усвоения знаний определяется многообразием и характером видов универсальных действий.
     В рамках деятельностного подхода в качестве общеучебных действий рассматриваются структурные компоненты учебной деятельности - мотивы, особенности целеполагания (учебная цель и задачи), учебные действия, контроль и оценка, сформированность которых является одной из составляющих успешности обучения в образовательном учреждении. При оценке сформированности учебной деятельности учитывается возрастная специфика, которая заключается в постепенном переходе от совместной деятельности учителя и обучающегося к совместно-разделенной (в младшем школьном и младшем подростковом возрасте), и к самостоятельной, с элементами самообразования и самовоспитания, деятельности (в младшем подростковом и старшем подростковом возрасте).
      В широком значении термин «универсальные учебные действия» означает умение учиться, т. е. способность субъекта к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта.
Способность обучающегося самостоятельно успешно усваивать новые знания. формировать умения и компетентности, включая самостоятельную организацию этого процесса, т. е. умение учиться, обеспечивается тем, что универсальные учебные действия как обобщённые действия открывают учащимся возможность широкой ориентации как в различных предметных областях, так и в строении самой учебной деятельности, включающей осознание её целевой направленности, ценностно смысловых и операциональных характеристик. Таким образом, достижение
умения учиться предполагает полноценное освоение обучающимися всех компонентов учебной деятельности, которые включают: познавательные и учебные мотивы, учебную цель, учебную задачу, учебные действия и операции (ориентировка, преобразование материала, контроль и оценка). Умение учиться - существенный фактор повышения эффективности освоения учащимися предметных знаний. Формирования умений и компетенций, образа мира и ценностно смысловых оснований личностного морального выбора.

Функции универсальных учебных действий: 

  • обеспечение возможностей обучающегося самостоятельно осуществлять деятельность учения: ставить учебные цели, искать и использовать необходимые средства и способы их достижения, контролировать и оценивать процесс и результаты деятельности:
  • создание условий для гармоничного развития личности и её самореализации на основе готовности к непрерывному образованию; обеспечение успешного усвоения знаний, формирования умений, навыков и компетентностей в любой предметной области.

Универсальный характер учебных действий проявляется в том, что они носят надпредметный, метапредметный характер; обеспечивают целостность общекультурного, личностного и познавательного развития и саморазвития личности; обеспечивают преемственность всех ступеней образовательного процесса: лежат в основе организации и регуляции любой деятельности учащегося независимо от ее специально-предметного содержания. Универсальные учебные действия обеспечивают этапы усвоения учебного содержания и формирован психологических способностей обучающегося.

Виды универсальных учебных действий:
В составе основных видов универсальных учебных действий, соответствующих ключевым целям общего образовано, можно выделить четыре блока:
личностный, регулятивный (включающий также действия саморегуляции), познавательный и коммуникативный.

Личностные универсальные учебные действия обеспечивают ценностно смысловую ориентацию обучающихся (умение соотносить поступки и события с принятыми этическими принципами, знание моральных норм и умение делить нравственный аспект поведения) и ориентацию сольных ролях и межличностных отношениях.

Регулятивные универсальные учебные действия обеспечивают обучающимся организацию своей учебной деятельности. К ним относятся:

  • целеполагание, как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимся, и того, что еще неизвестно;
  • планирование - определение последовательности промежуточных целей с учетом
    конечного результата; составление плана и последовательности действий;
  • прогнозирование - предвосхищение результата и уровня усвоения знаний, его временных характеристик:
  • контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона;
  • коррекция - внесение необходимых дополнений и корректив в план и способ действия в случае расхождения эталона, реального действия и его результата;
  • оценка - выделение и осознание обучающимся того, что уже усвоено и что еще нужно усвоить, осознание качества и уровня усвоения;
  • саморегуляция, как способность к мобилизации сил и энергии, к волевому усилию (к выбору в ситуации мотивационного конфликта) и преодолению препятствий.

Познавательные универсальные учебные действия включают: общеучебные, логические учебные действия, а также постановку и решение проблемы.

Общеучебные универсальные действия:

  • самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели: поиск и выделение необходимой информации; применение методов информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств;
  • структурирование знаний:
  • осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме;
  • выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;
  • рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности;
  • смысловое чтение как осмысление цели чтения и выбор вида чтения в зависимости от цели; извлечение необходимой информации из прослушанных текстов различных жанров; определение основной и второстепенной информации: свободная ориентация и восприятие текстов художественного, научного, публицистического и официально делового стилей; понимание и адекватная оценка языка средств массовой информации;
  • постановка и формулирование проблемы, самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера.
    Знаково-символические действия:
  • моделирование - преобразование объекта на чувственной формы в модель, где выделены существенные характеристики объекта (пространственно-графическая или знаково-символическая);
  • преобразование модели с целью выявления общих законов, определяющих данную предметную область.

Логически универсальные действия:

  • анализ объектов с целью выделения признаков (существенных, несущественных);
  • синтез-составление целого из частей, в том числе самостоятельное достраивание с восполнением недостающих компонентов;
  • выбор оснований и критериев для сравнения, сериации, классификации объектов;
  • подведение под понятие, выведение следствий;
  • установление причинно-следственных связей;
  • построение логической цепи рассуждений;
  • доказательство;
  • выдвижение гипотез и их обоснование.

Постановка и решение проблемы:

  • формулирование проблемы;
  • самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера.

Коммуникативные универсальные учебные действия обеспечивают социальную компетентность и учет позиции других людей, партнеров по общению или деятельности; умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем, интегрироваться в грушу сверстников и строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми.
К коммуникативным действиям относятся:

  • планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками – определение цели, функций участников, способов взаимодействия;
  • постановка вопросов - инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации;
  • разрешение конфликтов - выявление, идентификация проблемы, поиск и оценка альтернативных способов разрешения конфликта, принятие решения и его реализация;
  • управление поведением партнера - контроль, коррекция, оценка его действий;
  • умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка.

Развитие системы универсальных учебных действий в составе личностных, регулятивных, познавательных и коммуникативных действий, определяющих развитие психологических способностей личности, осуществляется в рамках нормативно-возрастного развития личностной и познавательной сфер ребенка.

        В Федеральном государственном образовательном стандарте прописаны виды деятельности, которыми должен овладеть младший школьник.
Именно деятельность, а не просто совокупность неких знаний определена Стандартом как главная ценность обучения. В условиях, когда объём информации удваивается, как минимум каждые пять лет, важно не просто передать знания человеку, а научить его овладеть новым знанием, новыми видами деятельности. Это принципиальное изменение. На уроках, во внеурочной деятельности основное внимание будет уделяться развитию видов деятельности ребенка, выполнению различных проектных, исследовательских работ. На сегодняшний день наша школа получила компьютерное оборудование для 3-х первых классов. Функционирует мобильный компьютерный класс. Обучающиеся начального звена будут осуществлять разработку индивидуальных, коллективных проектов участвовать в школьных, районных научно-практических конференций.
Одним из направлением введения стандартов второго поколения, следует считать появление вне учебной  деятельности.

На нее отводятся дополнительные часы за счет ГПД (это проектная деятельность). Эти часы не относятся к обязательной учебной нагрузке. Внеурочные занятия не продолжение, а углубление базового содержания образования. Это часы занятий по выбору.
Как было сказано выше, в Стандарте второго поколения прописаны требования к условиям реализации Основной общеобразовательной программы начального общего образования. Наличие требований к условиям означает, что без них достижение результата невозможно. На основе данной программы все учителя, работающие в первом классе написали свои программы по внедрению ФГОС по всем курсам. Была проделана колоссальная работа по разработке данных программ. Они написаны по новым направлениям и разделам работы, с учетом УУД, деятельности учителя и учащегося. С данными программами вы можете ознакомиться на нашем педагогическом совете.
В стандарте описываются требования к информационному пространству (что является новым), к материально-техническому обеспечению, учебному оборудованию, к кадровым, финансовым условиям. В соответствии с требованиями Федеральных государственных образовательных
стандартов меняется и система оценивания достижений учащихся. Независимая экспертиза будет направлена на оценку результата образования при переходе четвероклассников на следующую ступень обучения. Учащиеся 4-х классов напишут итоговые работы по русскому языку и математике, а также комплексную работу на основе текста, которая позволит оценить сформированность универсальных учебных действий умения учиться. Особое место в новой системе оценивания уделено Портфелю достижений. Данная форма оценивания достижений   учащихся частично освоена в школе: большинство учеников с 1 класса накапливают свои результаты и представляют их как в классном, так и в индивидуальном портфолио. Теперь наличие подобного портфолио становится обязательным требованием!
Усилена социальная направленность стандарта. Впервые в основе стандарта лежит общественный договор между личностью, семьей, обществом и государством. Это должно позволить обеспечить большую активность учащихся и их родителей. педагогов и общественности в разработке образовательной программы, проектировании и развитии внутришкольной социальной среды, а также в формировании индивидуальных маршрутов обучающихся. Меняется и основная направленность школьного образования, которая заключается в реализации системно-деятельностного подхода на основе активного вовлечения обучающихся в учебную деятельность.

Новизну стандарта на процессуальном уровне с точки зрения образовательного процесса составляют три системы требований: к структуре образовательных программ, к условиям их реализации и к результатам их освоения.
При этом особое значение придается целостности аспектов обучения и воспитания через введение раздела «Внеурочная деятельность» в структуру Базисного образовательного плана, а также программ по формированию универсальных учебных действий и духовно-нравственному развитию учащихся.
Таким образом, в отличие от стандартов первого поколения, которые определяли лишь совокупность обязательного минимума содержания образования требования к уровню учащихся, назначение новых стандартов призвано обеспечивать развитие системы образования в условиях изменяющихся запросов личности и семьи, ожиданий общества и требований государства в сфере образования на основе предложенной системы требований. Определение стандарта как рамочного документа обуславливает совершенно иные подходы к организации, содержанию. условиям и результатам образовательного процесса в целом.

   За это время нами разработано:
- нормативно-правовое сопровождение введения ФГОС в нашем общеобразовательном учреждении:
- модель Основной образовательной программы образовательного учреждения:
- рекомендации по организации внеурочной деятельности: - модель системы оценивания планируемых результатов:
- инструментарий по оценке предметных, метапредметных и личностных достижений младших школьников;

- программы по внеурочной деятельности в начальной школе
Вместе с тем, выявляются риски, которые необходимо учитывать на этапе подготовки к введению Стандартов нового поколения:
- отсутствие стандартов дошкольного образования;

- проблема в финансировании часов внеурочной деятельности;
- недостаточность ресурсного обеспечения: - недостаточный уровень профессиональной компетентности педагогов;
- стандарты подготовки учителей начальных классов не учитывают требований. предъявляемых к учителю новыми ФГОС.
Обозначенные проблемы определяют основные направления деятельности по введению ФГОС
В школе для организации и координации работы по направлениям стандарта создана рабочая группа, в состав которой входит завуч по начальной школе, учителя начальных классов, педагоги, реализующие программы по внеурочной деятельности. Нашей школе предстоит серьезная работа по разработке Основной образовательной программы начального общего образования, которая является основополагающим документом по организации и обеспечению образовательного процесса. В настоящее время Министерством образования и науки Российской Федерации разрабатывается Примерная основная образовательная программа начального общего образования, на основе которой каждая школа должна будет составлять основную образовательную программу общеобразовательного учреждения с учетом специфики содержания и ресурсного обеспечения образовательного процесса. Важной задачей является приведение в соответствие с требованиями ФГОС нормативной базы школы (Устав образовательного учреждения, должностные инструкции работников, другие локальные акты). Изменение требований к финансово-экономическому обеспечению образовательного процесса в связи с введение ФГОС, предполагает увеличение финансирования образования. Необходимо внести изменения в локальные акты, регламентирующие установление заработной платы работников образовательного учреждения, в части установления стимулирующих надбавок и доплат, порядка и размеров премирования с учетом требований ФГОС.
Новый стандарт предъявляет и новые требования к учителю. В соответствии с требованиями стандарта профессиональное мастерство учителя начальных классов заключается в умении проектировать учебный процесс, использовать технологию развивающего обучения, осуществлять оценочную деятельность на основе проецирования предметных, метапредметных и личностных результатов обучения.
Возрастной и квалификационный состав учителей нашей школы позволяет говорить о достаточной квалификации и опыте работы учителей начальных классов, которым предстоит внедрять ФГОС.
Вопросам повышения информационной компетентности необходимо уделять самое пристально е внимание, ведь при реализации ФГОС учитель должен уметь пользоваться не только текстовым редактором, но и создавать презентации. использовать цифровое и мультимедийное оборудование, пользоваться электронной Почтой и Интернетом. Решая вопросы кадрового обеспечения введения ФГОС, в первую очередь, предстоит обновить содержание курсов повышения квалификации педагогических работников.
При введении ФГОС должна быть организована широкая разъяснительная работа среди педагогической родительской общественности о целях и задачах ФГОС актуальности формирования
УУД школьника для системы образования, для обучающихся и их семей. Необходимо приложить максимум усилий, чтобы весь процесс введения ФГОС был открытым и доступным каждому участнику образовательного процесса, родителю и общественности.

Задачи введения ФГОС, которые необходимо решить нашему образовательному учреждению:

1. Привести нормативную базу, локальные акты школы в соответствие с требованиями ФГОС (цели образовательного процесса, режим занятий, финансирование. материально-техническое обеспечение, должностные инструкции и т.п.).
2. Разработать Основную образовательную программу начального общего образования.

3. Определить модель организации образовательного процесса, обеспечивающую организацию внеурочной деятельности обучающихся.

4. Обеспечить повышение квалификации всех учителей начальных классов (возможно поэтапно по мере введения ФГОС начального общего образования).

5. Обеспечить кадровые, финансовые, материально-технические и иные условия реализации Основной образовательной программы начального общего образования в соответствии с требованиями ФГОС.
Масштаб работы по внедрению ФГОС предстоит значительный и требует от всех исполнителей глубокого понимания вопроса, организованности и ответственности.
Большое внимание уделяется мониторингу готовности первоклассников к школе.

Мы надеемся на успешное внедрение федерального государственного образовательного стандарта. Накопленный опыт интеграции основного и дополнительного образования, высокий уровень педагогического мастерства имеющееся ресурсное обеспечение позволит создать условия для реализации Основной образовательной программы начального общего образования. прописанные в Федеральных государственных образовательных стандартах, которые в свою очередь выведут на качественно новый результат образования. Мы также надеемся на понимание и содействие наших коллег и родителей во всех проектах и начинаниях!
    Процесс работы над внедрением новых стандартов ООО в школе начался в 2015 учебном году и продолжается сегодня. Внедрение ФГОС осуществлялось через изучение нормативно-правовой базы федерального, регионального и муниципального уровней по внедрению ФГОС ООО, формирование рабочей группы по введению ФГОС, составление основной образовательной программы образовательного учреждения, создание плана методической работы по внедрению ФГОС ООО, внесение дополнений в должностные инструкции в соответствии с требованиями к кадровому обеспечению реализации ФГОС ООО, информирование родителей о подготовке к переходу на новые стандарты.
     Педагогический коллектив нашей школы много лет реализовывал программу развития личности школьника. Школа не может не гордиться достигнутыми результатами в образовательном процессе. Вместе с тем введение ФГОС второго поколения кардинально изменило представление педагогов о том, какими должны быть содержание основного образования и его образовательный результат. Новым для нас, учителей, стало понятие универсальные учебные действия. Как развивать ученика нам знакомо, а вот как перестроить сформировавшиеся убеждения и поступки учителя-взрослого человека - стало самой серьёзной проблемой для администрации и педагогов школы.

    Учитель-ключевая фигура современной школы, от его профессионализма зависит качество образования, поэтому современный педагог должен быть креативным: владеющим современными образовательными технологиями: эффективно взаимодействующим с семьями обучающихся: быть открытым новшествам, мотивированным на работу с учащимися, способным к личностному и профессиональному развитию.

     В период перехода на новые образовательные стандарты необходима мотивационная и методическая готовность учителей школы. С этой целью в общей системе методической работы мы продумали блок мероприятий по сопровождению педагогов в условиях перехода на ФГОС нового поколения.

     Методическое сопровождение ФГОС ООО предполагает то, что каждый педагог может объединиться с педагогами или включиться и работу специально организованных групп (творческие рабочие, по интересам). При этом необходимо отметить, что особо обращаете на:
- изучение профессиональных проблем, потребностей педагогов:
- предоставление возможности каждому педагогу выбирать свои способы и формы повышения мастерства, добровольно участвовать в различных семинарах, на курсах и в других формах методической работы, возможность самому педагогу предложить индивидуальную форму повышения квалификации, в том числе и дистанционно Постоянно участвуют в вебинарах издательств Дрофа» и «Просвещение», публикуют свои работы в различных изданиях и на федеральных сайтах. Все формы методической работы в нашей школы можно условно разделить на организационные и дидактические формы: коллективные и индивидуальные.
Формами работы в школе были выбраны:
- тематические методические и педагогические советы;
- диагностика, педагогический мониторинг;
- индивидуальная работа;
- аттестация;
- самообразование педагогов;
- семинары – практикумы;
- открытые уроки;
- взаимопосещение уроков;
- предметные недели;
- творческие отчеты;
- информирование и обсуждение методических новинок;
- презентация методических наработок.

     Таким образом, целенаправленная система методической работы по сопровождению ФГОС ООО на этапе подготовки обеспечивает создание необходимых условий для его внедрения и реализации.
Есть заметные изменения профессиональной компетенции учителей школы как положительные так и не очень:
- создана действующая информационно-методическая база по внедрению ФГОС;
- положительная мотивация педагогов постепенно растет;
- учителя расширили представление о содержании ФГОС нового поколения:

- слабо повышается методическое мастерство педагогов в процессе освоения ими новых технологий;

- не все формы методической работы нашли свое применение (семинары - практикумы, открытые уроки, посещение уроков, предметные олимпиады, презентации методических разработок)
Урок - основная форма работы.

     Что меняется в современном уроке.

     Мы пришли к обучению, в процессе которого формируется человек, способный к самоопределению и самореализации и сохраняющий в процессе деятельности целостность гражданского общества и правового государства.
     Уходит в прошлое практика, когда учитель работает фронтально с целым классом. Чаще организуются индивидуальные и групповые формы работы на уроке. Преодолевается авторитарный стиль общения между учителем и учеником
     В соответствии с новыми стандартами нужно усилить мотивацию ребенка к познанию окружающего мира, продемонстрировать ему, что школьные занятия - это не получение отвлеченных от жизни знаний, а наоборот-необходимая подготовка к жизни, её узнавание, поиск полезной информации и навыки её применения в реальной жизни.
     В современном  уроке  упор должен делаться на взаимодействие учащихся и учителя, а также взаимодействие самих учеников. Ученик должен стать живым участником образовательного процесса. Но часто бывает, что некоторые дети так и остаются незамеченными в течение урока. Хорошо, если они действительно что-то услышали и поняли во время занятия... А если нет?
     Современный урок позволит детям лучше говорить, легче реагировать на вопросы учителя, вступать в диалог, учащиеся должны не просто воспроизводить увиденное или прочитанное (услышанное), но и уметь рассуждать, делать выводы, обосновывать своё мнение; уметь работать в паре; показывать навыки самоорганизации в группе, направленной на решение учебной задачи; уже большая часть детей не адекватно оценивает свою деятельность на уроке;
     Наблюдения за работой учителя на уроках свидетельствуют о том, что учитель не совсем еще обладает определенным уровнем методической подготовки, выстраивает учебный процесс по принципу: ученик-субъект» учебной деятельности: владеют мультимедийными информационными источниками, инструментами коммуникации, ИКТ-средствами.

Вывод: сложившаяся за предыдущие годы устойчивая методика проведения урока еще тормозит внедрение новых форм и технологий.
Образовательные стандарты второго поколения предусматривают новые подходы к системе оценивания обучающихся.

      Для организации мониторинга сформированности как предметных, так и универсальных учебных действий и учителям, и администраторам необходимо иметь полное представление о содержании оценки, общих подходах к определению уровня освоения учебного материала, особенностях используемых заданий.

      Результаты беседы с учителями показывают, что, несмотря на значительную подготовительную работу к введению ФГОС: 100% курсовую подготовку, посещение семинаров именно вопросы формирования и оценки УУД являются для них наиболее сложным. По мнению учителей наибольшее затруднение они испытывают в выделении и анализе заданий, направленных на УУД, в определении уровня сформированности УУД школьников. Это связано с тем, что единая диагностика предметных, тем более личностных и метапредметных результатов, долгое время была практически не разработана. Поэтому первоначально нам нужно было разобраться с тем, как устроена система оценки образовательных достижений, насколько она поддерживает и стимулирует учащихся, насколько точную обратную связь обеспечивает, насколько она информативна и включает учащихся в самостоятельную оценочную деятельность.
      Новые стандарты ориентируют образовательный процесс на достижение качественно новых целей и результатов. Основной задачей и критерием оценки выступает уже не освоение обязательного минимума содержания образования, на что были ориентированы стандарты поколения, а овладение системой учебных действий с изучаемым учебным материалом.
      В процессе оценки используются разнообразные методы и формы, взаимно дополняющие друг друга: мета предметные и предметные стандартные письменные и устные работы, проекты, практические работы, творческие работы. самоанализ и самооценка, наблюдения. Особое место, среди них, занимают итоговые предметные и комплексные проверочные работы. Для индивидуализации образования недостаточно этих стандартизированных работ. Учитель должен сам научиться разрабатывать подобные задания. Только вникнув в суть алгоритма составления работы можно понять, как ее содержание формирует и проверяет УУД.
      Прошло время, но, к сожалению, и сейчас для многих педагог этот вопрос болезненнее (по итогам составления итоговых работ). Отсутствие диагностических материалов для оценки освоения мета предметных действий осложняет деятельность учителя. Работа по ведению портфолио как форме оценивания учащихся должна совершенствоваться и развиваться в сотрудничестве с родителями. Предлагаю провести серию практикумов по данному вопросу.
      Успех в современном мире во многом определяется способностью человека организовать свою жизнь как проект: определить дальнюю и ближайшую перспективу, найти и привлечь необходимые ресурсы, наметить план действий и. осуществив его, оценить, удалось ли достичь поставленных целей. Многочисленные исследования, проведенные как в нашей стране, так и за рубежом, показали, что большинство современных лидеров в политике, бизнесе, искусстве, спорте люди. обладающие проектным типом мышления. Сегодня в школе есть все возможности для развития проектного мышления с помощью особого вида деятельности учащихся проектной деятельности. Школьники и их родители информированы об учебной проектной деятельности, учителя предлагают школьникам темы проектов. Классные руководители следят, чтобы все ученики участвовали в проектной деятельности. Для 5-7 классов мы предлагаем участие не только в индивидуальных проектах, но и в парных и групповых.
     Несмотря на это практика показывает, что на уроках и внеурочных занятиях учителями мало времени уделяется проектной деятельности: дети не охотно включаются в самостоятельный поиск новой информации, интерпретации её, представления своих проектов.

        Вывод: реализация проектной деятельности требует от  педагогов владение в совершенстве приемами, технологиями метода проектов.

       Проблем много.
 Они решаемы. Главное не отступать и идти намеченной дорогой. И помнить, что никакие, даже самые замечательные, методические материалы и наисовременнейшее оборудование не дадут результата, если не начать с себя. Даже сформированные коммуникативная, профессиональная информационная компетентности еще не обеспечат выполнение задач стандарта. Гарантией успешной реализации цели образования согласно новому стандарту могут стать новое сознание. новая позиция. новое отношение к педагогической деятельности.
     В заключении хочу привести высказывание Александра Асмолова - одного из главных разработчиков новых стандартов - о времени, начавшихся реформах в образовании: «Мы живем н изменяющемся мире, и если превратить стандарт в якорь, который в свое время упал с корабля в одной точке, то он превратится в тормоз».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Доклад «АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС В СЕЛЬСКОЙ НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ»

В докладе рарываются аутальные проблемы реализации ФГОС в сельсой начальной шоле...

"АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ"",

предлагаю вашему вниманию технологическую карту и презентацию урока в 10 классе по  теме Человек в поисках счастья к УМК Английский язык X класс. Авторы Афанасьева О.В., Михеева И.В.М.,...

"АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ"",

предлагаю вашему вниманию технологическую карту и презентацию урока в 10 классе по  теме Человек в поисках счастья к УМК Английский язык X класс. Авторы Афанасьева О.В., Михеева И.В.М.,...

"АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ"",

предлагаю вашему вниманию технологическую карту и презентацию урока в 10 классе по  теме Человек в поисках счастья к УМК Английский язык X класс. Авторы Афанасьева О.В., Михеева И.В.М.,...

"АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ"",

предлагаю вашему вниманию технологическую карту и презентацию урока в 10 классе по  теме Человек в поисках счастья к УМК Английский язык X класс. Авторы Афанасьева О.В., Михеева И.В.М.,...

"АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ"",

предлагаю вашему вниманию технологическую карту и презентацию урока в 10 классе по  теме Человек в поисках счастья к УМК Английский язык X класс. Авторы Афанасьева О.В., Михеева И.В.М.,...

ФГОС ООО – актуальные проблемы реализации. От общеучебных умений и навыков – к универсальным учебным действиям.

ФГОС ООО – актуальные проблемы реализации. От общеучебных умений и навыков – к универсальным учебным действиям (УУД)....