Педагогический проект «Формирование соци-альных навыков у детей с ОВЗ через создание уюта в жилом помещении»
методическая разработка (5, 6, 7, 8, 9 класс)
АКТУАЛЬНОСТЬ ПРОЕКТА
Сегодня в мире растет количество детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, с ограниченными возможностями здоровья. Для многих из них детские дома, школы-интернаты становятся центром становления самих себя как личностей. В стенах закрытого интернатного учреждения ребенок с недостатками в развитии должен научиться жить и взаимодействовать с социумом. Задача педагогов научить своего подопечного, лишенного практического лицезрения семейного быта, всем умениям и навыкам, которые пригодятся в будущей самостоятельной жизни.
Одним из таких навыков является обустройство своего жилища, создание в нем уюта и красоты при помощи различных предметов интерьера. Это значит, что ребенку в стенах школы-интерната необходимо дать знания в области стилей оформления жилища, цветовой гаммы, элементов декора в интерьере, правильного зонирования помещения, расположения живых растений, ароматерапии. Для большего закрепления полученных теоретических знаний, умений и навыков, было решено несколько комнат в общежитии превратить в островок тепла, спокойствия и хорошего настроения при помощи изготовления своими руками элементов декора как во время занятий на различных кружках, так и на уроках трудового обучения.
ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ПРОЕКТА
Цель проекта: обеспечение обучающихся с легкой умственной отсталостью теоретическими и практическими навыками создания уюта в своем жилище. В ходе ее достижения решаются задачи:
- ознакомить обучающихся с правилами обустройства жилых помещений, зонирования пространства дома, способами создания теплоты и уюта;
- формировать познавательный интерес и позитивную мотивацию на трудовую деятельность;
- обучать применять полученные в ходе учебно-воспитательного процесса школы-интерната технологические умения и навыки при изготовлении изделий для оформления жилища;
- совершенствовать умение работать с тканью, бумагой, деревом, вязальными нитками;
- развивать умение лавировать в сложных ситуациях повседневной жизни;
- создавать основу для успешного, комфортного проживания детей с умственной отсталостью в современном обществе.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
pedproekt_ilina_e_v.doc | 365 КБ |
Предварительный просмотр:
АКТУАЛЬНОСТЬ ПРОЕКТА
Сегодня в мире растет количество детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, с ограниченными возможностями здоровья. Для многих из них детские дома, школы-интернаты становятся центром становления самих себя как личностей. В стенах закрытого интернатного учреждения ребенок с недостатками в развитии должен научиться жить и взаимодействовать с социумом. Задача педагогов научить своего подопечного, лишенного практического лицезрения семейного быта, всем умениям и навыкам, которые пригодятся в будущей самостоятельной жизни.
Одним из таких навыков является обустройство своего жилища, создание в нем уюта и красоты при помощи различных предметов интерьера. Это значит, что ребенку в стенах школы-интерната необходимо дать знания в области стилей оформления жилища, цветовой гаммы, элементов декора в интерьере, правильного зонирования помещения, расположения живых растений, ароматерапии. Для большего закрепления полученных теоретических знаний, умений и навыков, было решено несколько комнат в общежитии превратить в островок тепла, спокойствия и хорошего настроения при помощи изготовления своими руками элементов декора как во время занятий на различных кружках, так и на уроках трудового обучения.
ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ПРОЕКТА
Цель проекта: обеспечение обучающихся с легкой умственной отсталостью теоретическими и практическими навыками создания уюта в своем жилище. В ходе ее достижения решаются задачи:
- ознакомить обучающихся с правилами обустройства жилых помещений, зонирования пространства дома, способами создания теплоты и уюта;
- формировать познавательный интерес и позитивную мотивацию на трудовую деятельность;
- обучать применять полученные в ходе учебно-воспитательного процесса школы-интерната технологические умения и навыки при изготовлении изделий для оформления жилища;
- совершенствовать умение работать с тканью, бумагой, деревом, вязальными нитками;
- развивать умение лавировать в сложных ситуациях повседневной жизни;
- создавать основу для успешного, комфортного проживания детей с умственной отсталостью в современном обществе.
ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ ПРОЕКТА
Особенностью проекта «Домашний уют своими руками» является интегрированный характер, способствующий закреплению знаний, полученных на уроках социально-бытовой ориентировки, трудового обучения и на занятиях кружков декоративно-прикладной направленности.
Проект ориентирован на обучающихся с легкой умственной отсталостью, что подразумевает под собой использование доступных видов ручного творчества (вязание крючком, вышивка, работа с бумагой, резьба по дереву и прочее). Особый акцент сделан на переменное сочетание теории и практики, в ходе которого происходит обустройство комнаты в общежитии предметами, изготовленными своими руками, что, в свою очередь, позволяет создать уют в своем жилище с наименьшими затратами. Поскольку дети с интеллектуальной недостаточностью зависимы от чужого мнения, то большим стимулом для них является оценка результатов их труда окружающими, тем самым создается благоприятный эмоциональный фон.
Программой проекта предусмотрено изготовление предметов для украшения интерьера как индивидуального, так и коллективного исполнения.
РЕСУРСНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОЕКТА
Ресурсы, необходимые для реализации проекта:
1. Обеспечение организационных условий (создание творческой группы по реализации проекта, разработка нового содержания, методов, подходов и приемов работы с новым содержанием)
2. Обеспечение информационных условий (сбор, обработка, анализ информации, нужной для реализации проекта, инструктирование кадров по реализации проекта)
3. Обеспечение мотивационных условий (действия, призванные сформировать заинтересованность в решении задач, изменении существующих позиций учителей-предметников, внесение позиций в положение о стимулировании учителей, занимающихся реализацией проекта).
4. Обеспечение нормативно-правовых условий (подготовка документов регламентирующего характера).
5. Обеспечение рефлексивного пространства для участников проекта.
6. Обеспечение материально-технических условий (наличие материальных ресурсов).
7. Наличие у преподавателей педагогических компетенций (владение учителем личностно-ориентированного обучения, ИКТ, проектной методикой, групповыми и индивидуальными формами работы, владение знаниями психологии и возрастных особенностей учащихся).
ЦЕЛЕВАЯ АУДИТОРИЯ
Программа проекта адресована для обучающихся 5-9 классов школы-интерната, а также может быть использована в системе дополнительного образования общеобразовательных школ.
Курс рассчитан на 130 часов лекционно-практических занятий в 5-9 классах школы-интерната.
ПЛАН РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА
Разделы | № занятия | Темы | Содержание | Количество часов | Коррекционно-развивающая работа |
Мой дом | 1 | Значение жилища для человека. | Жилища народов мира. Функции разных видов жилища. | 1 | коррекция и развитие устойчивости внимания путем выполнения разнообразных упражнений на закрепление изученного материала; развитие связной устной речи через полную постановку ответа на поставленный вопрос; |
2 | Планирование жилого помещения. | Интерьер. Зонирование помещения | 1 | коррекция и развитие абстрактного мышления через представление интерьера будущей комнаты; развитие мыслительной деятельности при помощи выполнения тренировочных упражнений на зонирование помещения; | |
3 | Цветовой круг | Основные цвета и их оттенки. Цвета в природе. Радуга. Цветовой круг. Сочетаемые цвета | 1 | коррекция и развитие зрительных восприятий на основе выполнения различных игровых упражнений; развитие умений выполнять операции анализа и синтеза через упражнения на сортировку цветок по оттенкам; | |
4 | Творческий проект «Мой уютный дом» | Разработка интерьера и элементов декора комнаты общежития. Подбор материала для ручного творчества. | 3 | коррекция и развитие творческих качеств обучающихся, планирующей функции мышления; развитие мелкой моторики кистей рук через работу с тканью и инструментами для шитья; развитие слухового восприятия на основе устных инструкций по выполнению изделия; | |
Работа с бумагой | 1 | Квиллинг | История возникновения техники «квиллинг». Инструменты и материалы. Правила безопасности | 2 | корригировать произвольное внимание, его переключаемость с одного вида деятельности на другой; коррекция и развитие связной устной речи через вопросно-ответную форму работы на уроках; |
2 | Основные детали для изделий | Завиток. Капля. Спираль. Лист. Квадрат. Треугольник. Стрелка. Рожки. Птичья лапка. Полумесяц | 2 | коррекция и развитие мелкой моторики кистей рук; формирование ручной умелости через выполнение мелких элементов в технике квиллинг; | |
3 | Изготовление панно, часов, предметов интерьера в технике квиллинг | Панно «Цветочная фантазия». Настенные часы «Жар-птица». Предметы для украшения интерьера «Кувшинка», «Ваза». | 20 | развитие творческого мышления; развитие зрительных восприятий при формировании композиций в технике квиллинг; | |
Работа с тканью | 1 | Основы лоскутного шитья. Материалы и швы. | Треугольник, квадрат, ромб. Основы складывания фигур из ткани. | 2 | увеличивать объем внимания через поэтапное усложнение изготовляемых изделий; пополнение и обогащение активного словарного запаса специальными терминами; развитие долговременной памяти путем выполнения упражнений на повторение ранее повторяющихся элементов изделий в лоскутной технике; развитие планирующей функции мышления на основе заданий по разработке эскизов будущих изделий; развитие слухового восприятия через устные инструкции по выполнению элементов изделий в лоскутной технике; |
2 | Изготовление наволочки | Заготовка основных деталей. Обработка при помощи швейной машины. Пошив готового изделия | 4 | ||
3 | Изготовление фартука | Подбор фасона и ткани. Изготовление выкройки. Раскрой и обработка деталей фартука. Пошив готового изделия | 3 | ||
4 | Изготовление накидки на стул | Зарисовка эскиза будущего изделия. Изготовление элементов в технике лоскутного шитья. Пошив готового изделия | 4 | ||
5 | Изготовление скатерти | Заготовка основных деталей. Обработка при помощи швейной машины. Пошив готового изделия | 8 | ||
6 | Изготовление покрывала | Снятие мерок с кроватей в комнате общежития. Подбор модели покрывала с несложными элементами лоскутной техники. Обработка деталей изделия. Пошив готового изделия | 10 | ||
Вязание | 1 | Вводное занятие. Материалы и инструменты. | Историческая справка о вязании крючком и спицами. Нити для ручного вязания. Техника безопасности при вязании крючком и спицами. Дополнительные материалы и инструменты, необходимые при вязании различных изделий | 2 | коррекция и развитие устойчивости внимания путем выполнения разнообразных упражнений на закрепление изученного материала; развитие связной устной речи через полную постановку ответа на поставленный вопрос; |
2 | Вязание абажура. | Поиск модели в сети Интернет. Подбор нитей по составу и метражу. Составление поэтапной инструкции по вязанию абажура. Изготовление изделия | 6 | обучение применять на практике знания, полученные на уроках трудового обучения; коррекция и развитие мелкой моторики кистей рук через выполнение элементов изделия; обогащение пассивного и активного словаря специальными терминами; развитие усидчивости, аккуратности, терпения в выполнении вязаных элементов декора интерьера; установление причинно-следственных связей при выполнении последовательной и поэтапной работы в технике вязания; | |
3 | Шторы из вязанных мотивов | Поиск красивого мотива в сети Интернет. Подбор нитей по составу и метражу. Вязание пробного образца из разных видов нитей. Изготовление необходимого количества мотивов. Соединение мотивов столбиками без накида. Оформление готового изделия: стирка, отпаривание, придание правильной формы | 6 | ||
4 | Набор под горячее | Поиск моделей в сети Интернет. Вязание изделия на четыре персоны | 3 | ||
5 | Чехол на табурет | Освоение узора крючком «Бабушкин квадрат». Вязание данным узором чехла на табурет | 4 | ||
6 | Прихватки | Поиск и вязание трех видов прихваток | 4 | ||
7 | Чехол на заварочный чайник | Поиск модели чехла на заварочный чайник с использованием вязания крючком и шитья. Изготовление готового изделия | 6 | ||
Работа с деревом. | 1 | Знакомство с материалами и инструментами | История возникновения искусства работы с деревом. Основы работы с деревообрабатывающими станками, плотническими инструментами. Техника безопасности. Поиск моделей и идей по изготовлению изделий в сети Интернет. Изготовление готовых изделий | 2 | |
2 | Набор для кухни (разделочная доска, скалка, толкушка) | 6 | |||
3 | Угловая полка для цветов | 6 | |||
4 | Столик | 8 | |||
Итого | 130 |
ЭТАПЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА
1 этап – информационно-поисковый
На данном этапе работа ведется по двум направлениям:
- поиск путей и методов обустройства своего жилья
- информирование детей о значении и назначения жилища для человека.
2 этап - просветительско-подготовительный
На данном этапе ведется работа по ознакомлению детей с основами работы с различными материалами и инструментами.
3 этап - практический
На данном этапе работа ведется по четырем направлениям
- Работа с бумагой
- Работа с тканью
- Вязание
- Работа с деревом
4 этап - итоговый
Комната в общежитии, оформленная изделиями ручного творчества.
ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
В результате прохождения учебного материала обучающийся имеет представление о способах создания теплоты и уюта в доме; знает правила зонирования жилых помещений, размещения зеленых насаждений, расположении текстильных материалов, особенности различных зон жилища, эстетику и дизайн дома; умеет:
- обустроить жильё предметами, изготовленными своими руками;
- грамотно и эстетично выполнять изделия;
- безопасно и эффективно пользоваться универсальными и специальными инструментами;
- экономно и аккуратно расходовать материал;
- применять полученные знания, умения и навыки на практике в повседневной жизни;
владеет навыками обустройства жилья предметами, изготовленными своими руками
ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ
Оценка знаний, умений и навыков не предусмотрена. В конце изучения курса оформляется комната и кухня изделиями, выполненными в ходе реализации данной программы. По мере возможности в течение учебного года дети со своими изделиями и мастер-классами по их изготовлению принимают участие в конкурсах и выставках различных уровней.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
- Ерзенкова Н. В. Свой дом украшу я сама. - ТОО «Лейла», 1995.
- Иванова Ю. Б. Игра в лоскуты Веры Щербаковой. - М.:Культура и традиции, 2007.
- Костикова И. Ю. Школа лоскутной техники. - М.: Культура и традиции, 1997.
- Лазарева Т. А. Рукотворные чудеса. - М.: Изд-во «Краун», 2005.
- Митителло К. Б. Аппликация и пэчворк для дома и дачи. - М.: Эксмо, 2006.
- А.А. Власова, Л.Ю. Карельская, Л.В. Ефременко Рукоделие в школе. Практическое пособие. – СПб.: ТОО “Диамант”, ТОО “Фирма ЛЮКСИ”, 1996 – 560 с.
- Для тех, кто вяжет. Сборник. ( Под ред. Л.Ю. Кереевой) – СПб, СКФ “Человек”, 1992 – 376 с.
- Рукоделие / Сост. И.А. Сокол. – Харьков: Фолио, 1998. – 480 с.
- Гильман Р.А. Иголка и нитка в умных руках. М. Легпромбытиздат. 1993.
- Рудакова И. Уроки бабушки Куми. М.: Аст – Пресс. 1994.
- Забавные поделки. М. Просвещение. 1992.
- Хазенбанк В., Тарасенко С. Хениш Э. Сделай. 1998.
- Перевертень Г.И. Самоделки из разных материалов. М.: Кишинев.1985.
- Чернуха Т.А. Твоя маленькая мастерская. 2000.
- Ханашеич Д.Р. Подружки рукодельницы. М.: Малыш. 1999.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ: "ФОРМИРОВАНИЕ НАВЫКОВ АНАЛИЗА ЛИТЕРАТУРНОГО ПРОИЗВЕДЕНИЯ" (с применением образовательной технологии РКМЧП)
Образовательная технология РКМ (развитие критического мышления) позволяет педагогу, используя универсальную модель обучения и систему эффективных методик, создать на своем занятии атмосфер...
Педагогический проект «Формирование гражданской зрелости подростка через совместно-творческую деятельность «Социальный театр»
Аннотация. Воспитание личности в процессе обучения – ведущий принцип отечественной педагогики. Российская школа, пройдя сложный процесс преобразований, возвращается...
Формирование коммуникативных навыков у детей с ОВЗ через вербальные и невербальные средства общения. Фотоальбом.
В статье предложено описание вида работы по формированию коммуникативных и социально-бытовых знаний, умений и навыков у детей с тяжелой и умеренной умственной отсталостью. Сформированные з...
Психолого-педагогическое сопровождение формирования жизненно-необходимых навыков у детей через систему дополнительного образования
«Для чего рождается человек? Человек рождается для того, чтобы быть счастливым, сделать других счастливыми» - этот афоризм древнего мыслителя и философа Китая Конфуция не утрачивает своей ...
Формирование практических и коммуникативных навыков у детей с РАС через обучение швейному делу и декоративно-прикладному творчеству в системе дополнительного образования.
Статья о возможности обучения детей с РАС в коллективе декоративно-прикладного творчества. Методы и приемы работы с особенными учащимися....
Статья на тему: "Формирование коммуникативных навыков у детей с ОВЗ через игру"
Формирование коммуникативных навыков у детей с ОВЗ через игру...