Психолого-педагогическое сопровождение формирования жизненно-необходимых навыков у детей через систему дополнительного образования
статья на тему

Хабибуллина Алсу Газимзяновна

 «Для чего рождается человек? Человек рождается для того, чтобы быть счастливым, сделать других счастливыми» - этот афоризм древнего мыслителя  и философа Китая Конфуция не утрачивает своей актуальности и сегодня. Продолжая это  философское размышление, я задалась вопросом «А что же делает человека счастливым?»« Счастливая семья, любимая профессия, успех в жизни»,-  скажут многие. Но я к этому списку добавила бы понятия «творчество», «хобби», «занятие по душе». 5 Мне кажется,  вот в этом и заключается моя миссия как педагога- помочь детям найти их призвание в жизни, раскрыть их скрытые таланты. Я уже 13 лет работаю педагогом дополнительного образования. За этот период смогла сделать для себя вывод: современные дети 21 века не похожи на нас. У них другое мышление, другие взгляды на жизнь. Они на «ты» с компьютером, с техникой, но в то же время наши дети не способны аккуратно пришить пуговицу, завязать простой узелок, пользоваться правильно ножницами, спицами, крючком и т. д.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon habibullina_-_statya.doc43 КБ

Предварительный просмотр:

                    Психолого-педагогическое сопровождение формирования

жизненно-необходимых навыков у детей через систему

дополнительного образования

                                         Хабибуллина Алсу      Газимзяновна,

                                          Муниципальное бюджетное образовательное

                                       учреждение дополнительного образования

                                      детей «Центр внешкольной работы»  

                                      Атнинского муниципального района РТ,

                                     Атнинский район, село Большая Атня,

                                     Республика Татарстан.

 «Для чего рождается человек? Человек рождается для того, чтобы быть счастливым, сделать других счастливыми» - этот афоризм древнего мыслителя  и философа Китая Конфуция не утрачивает своей актуальности и сегодня. Продолжая это  философское размышление, я задалась вопросом «А что же делает человека счастливым?»« Счастливая семья, любимая профессия, успех в жизни»,-  скажут многие. Но я к этому списку добавила бы понятия «творчество», «хобби», «занятие по душе». 5 Мне кажется,  вот в этом и заключается моя миссия как педагога- помочь детям найти их призвание в жизни, раскрыть их скрытые таланты. Я уже 13 лет работаю педагогом дополнительного образования. За этот период смогла сделать для себя вывод: современные дети 21 века не похожи на нас. У них другое мышление, другие взгляды на жизнь. Они на «ты» с компьютером, с техникой, но в то же время наши дети не способны аккуратно пришить пуговицу, завязать простой узелок, пользоваться правильно ножницами, спицами, крючком и т. д.

А когда-то рукоделие являлось  неотъемлемой частью повседневной жизни женщин и мужчин по всему миру. В большей степени рукоделием увлекались представительницы прекрасного пола. Они с раннего детства интересовались  шитьем, вышиванием, вязанием и прочими видами декоративно-прикладного искусства.

 Сегодня таким умением могут похвастаться только девушки, которые имеют специальное образование.

Рукоделие – это один из способов творческого  развития ребенка. Многие родители считают, что необходимо подождать, пока ребенок сам изъявит желание этим заниматься. Но если ребенок не видит, как  бабушки и мамы, вечерами вяжут или вышивают, то вряд ли этот интерес проявится. Я проанализировала  насколько сохранилась преемственность  поколений в последнее время  на примере одного класса. Из 24 учеников лишь 4 ученика  в настоящее время живут вместе с дедушками и бабушками, что составляет меньше 20%. К нам в объединения приходят дети, не владеющие элементарными навыками жизни. Отдельные дети даже  не умеют пользоваться иголкой и ниткой, не умеют работать с ножницами. Их просто дома не подпускали к этим предметам.«Это к сожалению показывает, что мы утрачиваем ту нить, которая крепко связывала поколения по передаче накопленного опыта от поколения к поколению.

 «В.А.Сухомлинский писал, что «ребенок по своей природе – пытливый исследователь, открыватель мира. Так пусть перед ним открывается чудесный мир в живых красках, ярких и трепетных звуках, в сказке и игре, в собственном творчестве, в стремлении делать добро людям. Через сказку, фантазию, игру, через неповторимое детское творчество – верная дорога к сердцу ребенка». Я из года в год убеждаюсь, что декоративно – прикладное искусство воспитывает чуткое отношение детей  к прекрасному, способствует формированию гармонично развитой личности. Видеть красоту предметов декоративно – прикладного искусства, попробовать изготовить их своими руками, это ли не важно, это ли не интересно для ребенка?

« Дополнительное образование вводит ребенка в удивительный мир творчества, дает возможность поверить в себя, в свои способности, предусматривает развитие у обучающихся изобразительных, художественно – конструкторских способностей, нестандартного мышления, творческой индивидуальности.

 Образовательные программы дополнительного образования детей актуальны тем, что они широко и многосторонне раскрывают художественный образ вещи, слова, основы художественного изображения, связь народной художественной культуры с общечеловеческими ценностями.

«Из собственного опыта я знаю, что дети – большие коллекционеры. Нет ни одной прогулки, из которой они не принесли бы домой какой – ни будь камешек, ветку, безделушку или еще что – нибудь. Кроме этого в современном быту остается масса ненужных предметов после их основного применения: бутылочки, флакончики, различные коробки и т.д.  Это все накапливается, пылится, а затем выкидывается. И я как человек не лишенный креативных способностей хочу научить детей использовать эти маленькие сокровища, чтобы у них развивалась фантазия, желание окружить себя интересными поделками, чтобы была возможность дарить друзьям и близким собственные шедевры. Это поможет им раскрыться, показать окружающим свой внутренний мир, проявлять инициативу. На таких занятиях у детей  развивается не только мелкая моторика пальцев рук, но и логическое мышление, память, воображение. Учеными физиологами установлено, что мелкая моторика рук и уровень развития речи и памяти младших школьников находятся в прямой зависимости друг от друга. Практика показывает, что огромный толчок для развития моторики рук детей дает вязание, перемотка ниток, завязывание и развязывание узелков.  Исходя из всего этого, за основу деятельности кружка я взяла декоративно – прикладного искусство, моделирование из различных материалов. А моделирование из общедоступных материалов – это полет детской фантазии.

          «В программу кружка я включаю и  традиционные техники рукоделия, и несколько современных дизайнерских техник, которыми пользуются даже знаменитые дизайнеры – это техника канзаши, трафаретная роспись, мозаика, пэчворк, декупаж, витраж, бумажное моделирование.

« К нам в объединения по интересам приходят дети  разного уровня подготовленности и характера. В начальной школе, где я веду занятия, дети не имеют дошкольной  подготовки. В маленькой деревеньке нет детского сада. Поэтому программу я строю по принципу «от простого к сложному». Начинаем мы обычно с аппликаций из бумаги, с поделок из пластилина, поделок из природного материала. «Один ученик может целое занятие корпеть над заданием и в конечном результате создать шедевр, а другой это же задание может выполнить за 20 минут. Вот здесь, прежде всего и проявляется педагогическое чутье и талант педагога: я нахожу слова одобрения для первого, а для второго я начинаю искать более сложные задания. Детям младшего школьного возраста интересно придумывать, воображать. А внеурочная форма занятий и непринужденная обстановка способствует развитию творческой деятельности. «Результатами этой деятельности впоследствии  будут выставки, конкурсные работы, мини - проекты.

   Исходя из опыта работы считаю, что психолого- педагогическое сопровождение образовательного процесса будет целесообразно при внедрении в практику следующих путеводных положений, которые я использую в своей работе:

  1. Всеобщая талантливость детей: нет неталантливых детей, а есть те, которые еще не нашли своего дела.
  2. Превосходство:  если у кого – то что- то получается хуже, чем у других, значит, что – то должно получится лучше -  это «что – то» нужно искать.
  3. Неизбежность перемен: ни одно суждение о человеке не может считаться окончательным.
  4. Успех рождает успех: основная задача создать ситуацию успеха для всех детей на каждом занятии, прежде всего для недостаточно подготовленных: важно дать им почувствовать, что они не хуже других.
  5. Нет детей не способных: если каждому отводить время, соответствующее его личным способностям, то можно обеспечить усвоение необходимого учебного материала.

6.  Стимулирование:  Максимум поощрения, минимум наказания.

Если мы хотим видеть своих детей счастливыми, творчески развитыми личностями, должны уметь понять их желания и потребности, умело направлять ход их развития, помочь ребятам   определиться с выбором будущей профессии, найти свое место в жизни, обрести уверенность в себе.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Психолого-педагогическая программа "Коррекция страхов и тревохности у детей дошкольного возраста"

Созданная программа ориентирована на коррекционную работу с детьми, имеющими различные страхи. В настоящее время психологи разрабатывают и реализуют программы, которые направлены на коррекцию эмоциона...

«Психолого-педагогические аспекты сопровождения инклюзивного образования»

В статье представлена модель психолого-педагогического сопровождения инклюзивного образования; рассматриваются общие подходы и основные понятия "психолого-педагогическое сопровождение", его принципы. ...

«Формирование единых подходов к психолого-педагогическому (логопедическому) сопровождению детей с особенностями в развитии»

Психолого-педагогическое сопровождение обучающихся общеобразовательных школ - это комплексная технология, особая форма поддержки и помощи ребенку в решении задач развития, обучения, воспитания и социа...

Проект «Организация семейной умнотеки как средства психолого-педагогической поддержки семьи в вопросах познавательного развития детей дошкольного возраста, в том числе детей с ОВЗ в игровой деятельности»

Проект «Организация семейной умнотеки как средства психолого-педагогической поддержки семьи в вопросах познавательного развития детей дошкольного возраста, в том числе детей с ОВЗ...

«ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ СОПРОВОЖДЕНИЯ ИНКЛЮЗИВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ»

laquo;Мы просто обязаны создать нормальную систему образования для инвалидов, чтобы дети могли обучаться среди сверстников в обычных общеобразовательных школах, и с раннего возраста не чувствовали се...

"Психолого-педагогический интерактив: использование элементов арт-терапии в работе педагога дополнительного образования"

quot;Психолого-педагогический интерактив: использование элементов арт-терапии в работе педагога дополнительного образования"...