ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ: "ФОРМИРОВАНИЕ НАВЫКОВ АНАЛИЗА ЛИТЕРАТУРНОГО ПРОИЗВЕДЕНИЯ" (с применением образовательной технологии РКМЧП)
проект (литература, 5 класс) на тему
Образовательная технология РКМ (развитие критического мышления) позволяет педагогу, используя универсальную модель обучения и систему эффективных методик, создать на своем занятии атмосферу партнерства, совместного поиска и творческого решения проблем. Данный проект содержит теоретические сведения, касающиеся технологии РКМ на уроках русского языка и литературы, а также практическое применение на уроке внеклассного чтения в 5 классе по сказке Ш.Перро "Неугомонный петушок".
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
технология РКМЧП | 137 КБ |
Предварительный просмотр:
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ САМАРСКОЙ ОБЛАСТИ
ГОУ СИПКРО
ЗАЧЁТНАЯ РАБОТА
ПО КУРСАМ ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ
ПО ИОЧ ИБ 2
«РАЗВИТИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ РАБОТНИКОВ ОБРАЗОВАНИЯ»
с 10.01.12-14.01.12г.г.
ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ
НА ТЕМУ: ФОРМИРОВАНИЕ НАВЫКОВ АНАЛИЗА
ЛИТЕРАТУРНОГО ПРОИЗВЕДЕНИЯ
(с применением образовательной технологии РКМЧП)
Выполнила учитель русского языка и литературы
ГБОУ СОШ №2 «ОЦ» с. Большая Черниговка
Шилина Любовь Викторовна
2012
Содержание
стр.
1. Пояснительная записка________________________________________ 3-5
2.Педагогическая технология «Развитие критического мышления через чтение и письмо» (РКМЧП) как условие формирования среды развития универсальных учебных действий______________________________________________________ 6-11
3. Использование приёмов РКМЧП на уроке литературы в 5 классе______ 12-17
4. Приложение №1______________________________________________ 18-23
5. Приложение №2______________________________________________ 23
6. Список литературы___________________________________________ 24
Пояснительная записка
Важнейшей задачей современной системы образования является формирование универсальных учебных действий. Перемены, происходящие в современном обществе, требуют ускоренного совершенствования образовательного пространства, определения целей образования, учитывающих государственные, социальные и личностные потребности и интересы. В связи с этим приоритетным направлением становится необходимым обеспечение развивающего потенциала новых образовательных стандартов. Развитие личности в системе образования обеспечивается, прежде всего, через формирование универсальных учебных действий (УУД), которые выступают инвариантной основой образовательного и воспитательного процесса. Овладение учащимися универсальными учебными действиями выступает как способность к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта. УУД создают возможность самостоятельного успешного усвоения новых знаний, умений и компетентностей, включая организацию усвоения, т. е. умения учиться. Эта возможность обеспечивается тем, что универсальные учебные действия — это обобщенные способы действий, открывающие широкую ориентацию учащихся в различных предметных областях.
В широком значении термин «универсальные учебные действия» означает умение учиться, т. е. способность субъекта к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта.
В более узком (собственно психологическом) значении термин «универсальные учебные действия» можно определить как совокупность способов действия учащегося (а также связанных с ними навыков учебной работы), обеспечивающих его способность к самостоятельному усвоению новых знаний и умений, включая организацию этого процесса.
Функции универсальных учебных действий включают:
- обеспечение возможностей учащегося самостоятельно осуществлять деятельность учения, ставить учебные цели, искать и использовать необходимые средства и способы их достижения, контролировать и оценивать процесс и результаты деятельности;
- создание условий для гармоничного развития личности и ее самореализации на основе готовности к непрерывному образованию, необходимость которого обусловлена поликультурностью общества и высокой профессиональной мобильностью;
- обеспечение успешного усвоения знаний, формирование умений, навыков и компетентностей в любой предмет ной области.
Универсальные учебные действия должны быть положены в основу выбора и структурирования содержания образования, приемов, методов, форм обучения, а также построения целостного учебно-воспитательного процесса.
Овладение учащимися универсальными учебными действиями происходит в контексте разных учебных предметов и в конечном счете ведет к формированию способности самостоятельно успешно усваивать новые знания, умения и компетентности, включая самостоятельную организацию процесса усвоения, т. е. умение учиться.
Выбор темы, её актуальность обусловлена тем, что многочисленные наблюдения и специальные исследования показали, как самостоятельное чтение книг школьниками далеко не всегда приводит к сознательному отбору и усвоению необходимой информации. Это происходит потому, что без специального обучения у школьников не формируются приемы работы с книгой, необходимые для самостоятельного приобретения знаний.
В связи с этим возникает вопрос, можно ли обучить школьников самостоятельному приобретению знаний и какими именно приемами работы с книгой они должны для этого овладеть. Несмотря на актуальность вопроса, он до сих пор не был предметом систематического изучения психологов. Нет ответа на этот вопрос и в методической литературе. Поэтому неудивительно, что в школе не осуществляется планомерное формирование у учащихся умения самостоятельно приобретать знания.
Цель данной работы состоит в том, чтобы показать и проанализировать имеющиеся наработки по указанной теме, а также поделиться некоторым опытом работы в применении приемов технологии «Развитие критического мышления через чтение и письмо». Данная технология позволяет педагогу, используя универсальную модель обучения и систему эффективных методик, создать на своем занятии атмосферу партнерства, совместного поиска и творческого решения проблем.данной технологии на уроках русского языка и литературы.
Особенность работы с текстом в среднем звене по литературе заключается в формировании личностного отношения к прочитанному. Задача учителя – показать, что возможны различные интерпретации одного и того же художественного произведения, но в любом случае они не должны расходиться с авторским смыслом. Решать эту задачу максимально эффективно помогают такие приемы работы с текстом, как диалог с автором, комментированное чтение, прогнозируемое чтение. Эти приемы лежат в основе технологии формирования правильного типа читательской деятельности, в соответствии с которой строилась работа на уроках в начальной школе.
Педагогическая технология
«Развитие критического мышления через чтение и письмо» (РКМЧП) как средство развития универсальных учебных действий,
или «Учись учиться» (из опыта работы)
Как известно, проблема эффективности, модернизации обучения школьников в нашей стране очень актуальна. В XXI веке государственная политика основывается на гуманистическом характере образования, приоритете общечеловеческих ценностей, свободном развитии личности.
Именно поэтому в настоящее время важнейшей задачей образовательной системы следует считать создание условий для развития целостной гуманной личности, способной реализовать себя в быстро меняющейся социально-экономической обстановке.
Переход от традиционного - социально заказного, личностно отчужденного образования к гуманистическому, личностно ориентированному является инновационным процессом. Сегодня образование - это становление личности человека, обретение им своей неповторимой индивидуальности, развитие его творческого начала, обучение "жизнетворчеству".
Главная цель инновационных процессов в образовании - развитие в процессе обучения и воспитания личности учащегося, ее способностей к самообразованию, самореализации, саморегуляции, успешной социальной адаптации, гуманному взаимодействию с другими людьми, с природной и культурной средой, т.е. высокообразованной, гуманной нравственной личности.
Основная проблема в практике обучения и воспитания учащихся заключается в вопросе: «Могут ли традиционные методы и формы обучения сформировать духовно богатую личность, адаптированную к новым условиям жизни»?
Современного ученика чрезвычайно трудно мотивировать к познавательной деятельности, к поиску пути к цели в поле информации и коммуникации. Происходит это потому, что дети часто испытывают серьёзные затруднения в восприятии учебного материала по всем школьным предметам и по языку, прежде всего. Конечно, всех интересует, в чём причина этого. Вероятно, в недостаточно высоком уровне развития мышления и, прежде всего, критического. А это очень важно для человека в современном мире, который входит в новый век с новым обликом познавательной культуры, для которой «человек репродуцирующий» - понятие, в сущности, устаревшее и неинтересное. Кроме воспроизводящей деятельности существует и другой род деятельности, именно деятельность комбинирующая или творческая. Инновационная технология «Развитие критического мышления через чтение и письмо» позволяет учиться по-новому не только детям, но и их наставникам. Новый метод ассоциируется с известной поговоркой: «Учись учиться».
Данная технология является результатом развития международного проекта «Чтение и письмо для развития критического мышления», авторы проекта Ч. Темпл, К. Мередит, Д .Стилл, С. Уолтер. Технология развития критического мышления имеет научную концептуальную основу, которая важна как при организации поиска информации, так и при обработке информации дискретного потока – обучении чтения учебного и научного текста. Халперн Д. отмечает, что критическое мышление отличается логичностью и целенаправленностью. Законы логики лежат в основе приемов и стратегий технологии развития критического мышления, направленных на работу с информацией.
Этапы (три стадии технологии развития критического мышления вызов, осмысление, рефлексия) соответствуют закономерным этапам когнитивной деятельности личности. На разных стадиях урока посредством различных приемов и методов реализуются мотивационная, коммуникационная, систематизационная и оценочная функции, которые, представляя элементы методического компонента информационной компетентности учителя, снимают ряд проблем интегрированного урока.
Таким образом, умение мыслить критически помогает человеку сократить количество поступков, о которых после пришлось бы жалеть, а значит, увеличивает наши шансы на успех.
Актуальность выбранной темы состоит в том, что технология «Чтение и письмо для развития критического мышления» позволяет педагогу, используя универсальную модель обучения и систему эффективных методик, создать на своем занятии атмосферу партнерства, совместного поиска и творческого решения проблем.
Анализируя проведенные уроки по технологии РКМЧП, я пришла к выводу, что использование приемов и стратегий технологии КМ активизирует познавательную деятельность учащихся. Дети учатся более вдумчиво, дольше удерживают идеи в памяти, осмысленно работают с новым материалом, учатся вырабатывать собственное мнение, подкреплять его фактами, самостоятельно размышлять, а как результат всего этого – формирование УУД и повышение качества по предмету.
Приёмы КМ и виды УУД:
Прием «Знаю – хочу узнать – узнал» - это работа с таблицей. При изучении темы, на стадии вызова, учащимся можно предложить разбиться на пары, посовещаться и заполнить 1 графу таблицы (что я знаю по теме: это могут быть какие-то ассоциации, конкретные исторические сведения, предположения), после обсуждения полученных результатов в классе учащиеся сами формулируют цели урока: что я хочу узнать? для устранения пробелов в собственных знаниях и заполняют 2 графу. После изучения темы соотносят полученную информацию с той, что была у них в начале урока, учатся рефлексировать собственную мыслительную деятельность.
Прием «Продвинутая лекция» - это активное слушание, партнерские отношения, развитие социальной компетенции. Во время лекции уместнее использовать работу в паре: на стадии вызова каждая пара заполняет первую графу таблицы (что я знаю?), затем во время чтения лекции один ученик ищет соответствия и несоответствия первоначальной информации с материалом лекции, другой кратко записывает новую информацию, на стадии рефлексии– идет обсуждение полученных результатов сначала в паре, затем – в классе. Использование этого приема позволяет превратить монотонный рассказ учителя в интереснейший диалог ученика с учеником, ученика с учителем и со всем классом.
Приём прогнозирования
Важной способностью сегодня является умение прогнозировать. Но даже среди взрослых этой способностью обладают немногие. Использование приемов «Верные – неверные утверждения» и приемов прогнозирования поможет развить эту способность у детей и повысить мотивацию к изучению материала. Прием «Верные – неверные утверждения», на стадии вызова учитель предлагает несколько утверждений по еще не изученной теме. Дети выбирают «верные» утверждения, полагаясь на собственный опыт или просто угадывая. В любом случае они настраиваются на изучение темы, выделяют ключевые моменты, а элемент соревнования позволяет удерживать внимание до конца урока. На стадии рефлексии возвращаемся к этому приему, чтобы выяснить, какие из утверждений были верными.
Приём чтение с остановками - чтение текста осуществляется по частям, каждая часть анализируется и делаются прогнозы о дальнейшем содержании. Отвечая на вопросы дети делают предположения о содержании, рассказывают о своих ассоциациях, чувствах, ожиданиях, о том, что подтвердилось из предположений, а что – нет и объясняют свои ответы. Использование этого приема открывает возможности для прогнозирования, эмпатии, целостного видения произведения.
Чтобы снять проблему неосмысленного конспектирования, использую прием «Чтение с пометками», позволяющий информацию разделить на известную, новую, интересную, непонятную. Во время чтения текста необходимо делать на полях пометки, а после прочтения текста заполнить таблицу, где эти же значки станут заголовками граф таблицы.
Прием «Двойной дневник» устраняет трудность обнаружения личностного смысла при чтении. По ходу чтения необходимо заполнить таблицу, состоящую из двух граф: в первую выписать фразы из текста, которые произвели наибольшее впечатление, вызвали согласие, протест и даже непонимание; во второй графе дается объяснение, что заставило выписать эти фразы, какие мысли и ассоциации они вызвали.
Использование приема «Толстые и тонкие вопросы» развивает умение задавать вопросы. Заданный учеником вопрос является способом диагностики знаний ученика, уровня погружения в текст.
«Тонкие» вопросы – вопросы репродуктивного плана, требующие однословного ответа, «Толстые» вопросы – вопросы, требующие размышления, привлечения дополнительных знаний, умения анализировать.
Прием «Мозаика»: класс делится на группы и каждой группе предлагается задать вопросы по заданному отрывку текста.
Учимся творчески интерпретировать информацию.
Проблема недостаточности рефлексии в школе не дает возможности для личного осознания материала, собственных действий и мыслей. Эту проблему устраняют приемы устной и письменной рефлексии. Устная рефлексия учит публично формулировать и обозначать свое отношение к объекту изучения и подразумевает ответы на следующие вопросы:
▪ Что на уроке показалось вам интересным? Необычным? Что вызвало затруднения?
▪ Какие предположения подтвердились?
▪ Над чем стоит поразмышлять в дальнейшем?
Письменная рефлексия позволит ученикам остаться наедине со своими мыслями, учит внутреннему диалогу, углубляет внутренний мир и развивает коммуникативную рефлексию (т.е. рефлексию за другого). Это возможно с помощью приемов «Написание эссе», «Составление телеграммы», «Стихотворение по алгоритму», приема «Нарисуйте счастье».
Эссе – письменные размышления на заданную тему, разновидность эссе – прием «Напишите письмо» - когда учащимся нужно написать кому-либо письмо от имени героя произведения, что позволяет поставить себя на место другого, соотнести его мысли и чувства со своими.
Прием «Составление телеграммы, инструкции, памятки».
Научит отбирать наиболее важную информацию из прочитанного и представлять ее в сжатом, лаконичном виде.
Не каждому дано быть поэтом. Но уловить внутренний ритм жизни, развить у ребенка внутренний слух поможет гармония поэзии. Приемы написания стихотворений по алгоритму: синквейна, хокку, диаманты - развивают поэтические способности учеников.
Синквейн- самая легкая форма стихотворений по алгоритму. Дети всех возрастов с удовольствием сочиняют синквейны, но к старшим классам синквейны обретают более глубокое содержание.
Хокку или хайку разовьет способность к лаконичному изложению мыслей. Это более сложная форма, так как требует более внимательного отношения к чувствам и размышлениям как героя произведения, так и автора хокку.
Таким образом, в режиме технологии развития критического мышления можно проводить как отдельные уроки, так и разрабатывать блоки уроков, объединенных единой темой. Большой объём информации и быстрое обновление знаний заставляют учителя переходить на новое мышление — критическое, творческое и диалектическое.
Данные приёмы позволяют реализовать современные учебные универсальные действия (УУД):
1. Личностные универсальные учебные действия, отражающие отношение к социальным ценностям.
2.Регулятивные универсальные учебные действия, направленные на формирование целевых установок учебной деятельности.
3. Познавательные универсальные учебные действия, отражающие
методы познания окружающего мира.
4. Коммуникативные универсальные учебные действия,
отражающие умения работать с текстом.
Урок внеклассного чтения в 5 классе
Тема: «Урок нравственности» (внеклассное чтение по сказке Шарля Перро «Неугомонный петушок»)
Оборудование: мультимедиа проектор, компьютерная презентация о писателе Ш.Перро, выставка книг сказочника, аудиозапись сказки Ш.Перро «Неугомонный петушок» или текст по ссылке
http://mirskazok.com.ua/narodnie/francuzskie/neugomonnyj_petushok/,
листы-помощники для осмысленного восприятия текста.
Цели: учить осмысленно воспринимать текст сказки, делать самостоятельные выводы.
Задачи:
Образовательные:
1) познакомить учащихся со сказкой Шарля Перро «Неугомонный петушок», закрепить понятие «авторская сказка»;
2) учить анализировать фрагменты из сказки, делать выводы;
3) научить сопоставлять сказки разных авторов.
Развивающие:
1) развивать умение давать развернутый ответ;
2) развивать способность принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления.
Воспитательные:
1) развивать и укреплять стремление к чтению художественной литературы;
2) воспитывать нравственные качества личности: ответственность, благодарность, отзывчивость и др.
Ход урока:
Этапы урока | Содержание урока | Формирование УУД |
Вступитель- ная беседа. |
(«Красная шапочка» , «Золушка» , «Мальчик с пальчик», «Кот в сапогах», «Рикэ-хохолок», «Волшебницы» и др.) - Вэтом году Вы прочитали и изучили много сказок… А чему же они учат? (добру, дружбе, бескорыстию, любви, заботе и многому другому) - Верно. И все эти вышеперечисленные понятия относятся к ПОНЯТИЮ – НРАВСТВЕННОСТЬ … Кто из Вас нашёл в толковом словаре дома объяснение этому понятию? Прочитайте или расскажите… (по С.И. Ожегову: внутренние и душевные качества человека, основанные на идеалах добра, справедливости, долга, чести, и т.п., которые проявляются в отношении к людям и природе. Н-Р: Человек высокой нравственности) - Откройте тетради и запишите число и тему урока: «Урок нравственности» | Личностные:
Регулятивные:
Познавательные:
– анализировать результаты опытов, элементарных исследований;
|
| Стадия Вызова
(высказывают предположения 2-3 чел.) Стадия Осмысления
(См. лист-помощник)
| |
Личностные: -анализировать и характеризовать эмоциональные состояния и чувства окружающих,
Регулятивные: – анализировать собственную работу: соотносить план и совершенные операции, выделять этапы и оценивать меру освоения каждого, находить ошибки, устанавливать их причины; – оценивать уровень владения тем или иным учебным действием (отвечать на вопрос «что я не знаю и не умею?»). Познавательные: проверять информацию, находить дополнительную информацию, используя справочную литературу; – применять таблицы, схемы, модели для получения информации; – презентовать подготовленную информацию в наглядном и вербальном виде. Коммуникативные: - воспринимать текст с учетом поставленной учебной задачи, находить в тексте информацию, необходимую для ее решения; - описывать объект: передавать его внешние характеристики, используя выразительные средства языка; | ||
| Познавательные:
характеристики объектов по одному (нескольким) признакам; - выявлять сходство и различия объектов; – выделять общее и частное (существенное и несущественное), целое и часть, общее и различное в изучаемых объектах. | |
IV Итог урока, оценивание |
напишите Фамилию ученика, который, по-вашему, работал на уроке лучше всех! | Личностные: - соотносить поступок с моральной нормой; - оценивать свои и чужие поступк и (стыдно, честно, виноват, поступил правильно и др.); – анализировать и характеризовать эмоциональные состояния и чувства окружающих, строить свои взаимоотношения с их учетом; - оценивать ситуации с точки зрения правил поведения и этики; – мотивировать свои действия; выражать готовность в любой ситуации поступить в соответствии с правилами поведения, - проявлять в конкретных ситуациях доброжелательность, доверие, внимательность. |
V Домашнее задание | - Дома я Вам предлагаю вспомнить и описать случай с одноклассником, когда кто-нибудь из Вас совершил доброе, благородное дело или подобные примеры найти в прочитанных вами произведениях. |
Приложение № 1
Текст сказки «Неугомонный петушок» Шарль Перро
Давным-давно на краю одной бедной деревушки стояла ферма, такая же бедная, как и сама деревушка. И жил на этой ферме этакий тощий, но удивительно гордый петушок. Тощий он был потому, что не всякий день приходилось ему зоб набивать, ну а гордый — это уж от характера . Редко, очень редко удавалось ему проскочить в хозяйский сад и полакомиться там гусеницами, червями, улитками или просто зеленой травкой. Но едва замечала его в саду хозяйка, как гнала прочь. И возвращался тогда петушок снова во двор, обиженный, но не смирившийся.
Однако и во дворе у него была отрада — большая навозная куча, в которой отыскивал он для себя пропитание. Что же вы хотите? Кормиться-то ему приходилось самому. Вот и топтался он целыми днями на этой куче, разгребал, раскапывал, отыскивая, чего бы поклевать.
1 Остановка
Как-то раз копался петушок в куче и нашел вдруг под прелыми листьями туго набитый кошелек. Смекнул он враз, что кошелек этот — целое богатство, и, позабыв обо всем на свете, даже о голоде, тут же кинулся пересчитывать золотые экю. Оказалось в кошельке ровно сто монет. Не помня себя от радости, выгнул он горделиво грудь, загорланил на всю деревню и побежал со всех ног оповестить деревенских петухов и кур о привалившем ему счастье.
2 Остановка
А в эту самую минуту проезжал по дороге король со свитою. Услыхал он звонко-заливистое пение петушка и спросил, что там приключилось. Рассказали ему слуги об удачливом петушке и о ста золотых экю. Призадумался король: как бы их выудить? Ведь был он в долгах как в шелках. Поразмыслив, подозвал он к себе петушка да и говорит:
— Послушай, приятель, одолжи мне свои сто экю. Верну их тебе ровно через три месяца.
— С радостью, ваше величество! — расшаркался петушок.— Только проценты заплатите.
— Ну какой может быть разговор! Получишь в назначенный срок и деньги и проценты. Даю тебе свое королевское слово,— уверил петушка король и, забрав сто золотых экю, покатил дальше, в свой королевский замок.
Ну, а петушок вернулся во двор к своей навозной куче.
3 Остановка
Прошло три месяца. Копается петушок по-прежнему в унылой куче, оглашает всю округу звонким «ку-ка-ре-ку! и все ждет не дождется короля-должника. А от короля, как нарочно, ни слуху ни духу. «Должно быть, не до меня ем; сейчас,— размышляет петушок. Дел-то у него хватает. Погожу немножко, мне пока не к спеху».
Но когда минуло четыре месяца, а король все не подавав о себе вестей, забеспокоился петушок. Взял лист бумаги, вы дернул самое хорошее перо из хвоста, зачинил его и написал королю письмо:
Ку-ка-ре-ку! Ку-ка-ре-ку!
Верни, король, долг петуху!
Пробежали дни, промелькнули недели, а ответа от короля все нет и нет. Написал петушок еще одно письмо., и еще, да только напрасно он старался: молчит король, молчат и его придворные.
И вот однажды утром взлетел наш неугомонный петушок на забор и важно заявил во всеуслышание:
- Отправляюсь я к королю за своими кровными денежками. Должен король вернуть их мне, да еще с процентами. На то дал он мне свое королевское слово.
Вычистил петушок перышки, прополоскал в луже клюв, соскреб грязь со шпор, мешок за спину закинул и двинулся прямиком к королевскому замку.
4 Остановка
Повстречал его по дороге волк и спрашивает:
— Куда это ты, кум, идешь ни свет ни заря?
— Известно куда!
Иду я к королю
За своими сто экю.
— Может, ты и меня прихватишь? Дорога-то у тебя Длинная, а я составлю тебе компанию.
— Что ж, я не прочь. Вдвоем веселей. Садись ко мне в мешок!
Влез волк в мешок, и двинулся петушок дальше. Вдруг попадается ему навстречу лиса.
— Здравствуй, петушок! Куда это ты спозаранку отправился?
— Здравствуй, кумушка-лиса!
Иду я к королю
За своими сто экю.
— Ой, как интересно! — заскулила лиса.— Счастливый ты, петушок, самого короля увидишь! А вот мне видать его не доводилось . Взял бы и меня с собой, дружочек. Хоть полюбуюсь на его королевское величество.
— Если хочешь, полезай в мешок. Только учти: в мешке-то уже волк сидит. Как бы не подрались вы ненароком.
— Да что ты, дружочек! Мы же с волком старые друзья-приятели. Делить нам нечего.
Пошел петушок дальше. Идет себе, песни распевает да покряхтывает: как-никак волк и лиса — ноша нелегкая! Вдруг слышит:
— Каррр - каррр! Куда это ты путь держишь, петушок?
Взглянул петушок наверх и увидел на ветке вяза старого ворона. Ну как ему не ответить, коли собрат он по пернатому царству? И говорит петушок:
Да вот иду я к королю
За своими сто экю.
— Каррр, к коррролю!— прокаркал ворон.— Возьми и меня с собой. Может, я тебе там пригожусь.
— Коли не боишься волка и лису, полезай ко мне в мешок.
— Бояться мне их нечего, вместе в лесу-то живем, одну и ту же еду клюем.
Нырнул ворон в мешок, и раздался оттуда веселый смех. Одному петушку было не до смеха. Шел он с тяжелым мешком на спине и все думал-гадал: отдаст ему король денежки или не отдаст? Отдаст или не отдаст?
5 Остановка
Подошел петушок к королевскому замку и видит: распахнуты ворота настежь, а у ворот стража стоит. Выпятил петушок грудь, задрал вверх голову и прошагал важно мима стражников. Ну, а тем и невдомек расспросить его, зачем да почему идет он к королю. Больно уж гордо он прошествовал — и не подступишься!
Так петушок и дошел до самых королевских покоев. Дошел да как загорланит во всю петушиную глотку:
Ку-ка-ре-ку! Ку-ка-ре-ку!
Верни, король, долг петуху!
Услыхал король петушиный крик, рассердился и отдал скорей приказ:
— Эй, слуги, схватите негодяя и швырните его в курятник! Пусть он отъестся на королевских кормах, а потом зажарьте его и к моему столу подайте!
Вот вам и королевское честное слово! Ни денег, ни процентов, да и сама жизнь бедного петушка на волоске повисла.
Не успел петушок оглянуться, как набросились на него королевские слуги, схватили и вместе с мешком в курятник бросили. Однако не пал духом петушок: вскочил на ноги, отряхнулся, испустил боевой клич и принялся новых знакомцев разглядывать. Да что там разглядывать: были в курятнике одни важные королевские петухи да куры, не с кем и поговорить по душам. Посмотрели они с презреньем на тощего петушка, посовещались меж собой о чем-то — знать, не ко двору пришелся им наш петушок! — и давай его клевать куда придется. Света белого бедняга невзвидел! Терпел он, терпел, а когда при1пел конец его терпению, громко позвал:
Лиса, кумушка-кума,
Вылезай-ка из мешка!
Выскочила из мешка лиса, зубы у нее клацают, глаза голодным блеском светятся! Увидели петухи и куры странную лису и вмиг разбежались кто куда.
Поутру открыли слуги курятник и ахнули: в курятнике — никого, кроме тощего петушка. Побежали они во дворец, рассказали королю про новость диковинную, а тот в ответ:
— Ах негодник петух! Бросьте его тут же в мою овчарню!
Поспешили слуги королевский приказ выполнять: схватили петушка и швырнули в овчарню. Увидали овцы петушка, рассердились, копытами застучали, совсем затолкали беднягу. Решил петушок, что пришел его смертный час, и с отчаяния крикнул:
Ку-ка-ре-ку! Ку-ка-ре-ку!
Помоги, серый, другу-петуху!
Выскочил из мешка волк, встряхнулся и принялся за дело: вмиг всех овец распугал. Со страху вышибли они лбами ворота и разбежались кто куда.
Рано утром король сам поспешил в овчарню. Видит: ворота настежь распахнуты, а в овчарне — ни единой овцы! От злости плюнул король на землю, а петушок снова ему кричит:
Ку-ка-ре-ку! Ку-ка-ре-ку!
Верни, король, долг петуху!
Вконец рассвирепел король и приказал:
— Эй, слуги, ощиплите петуха до единого перышка! Тут уж не до шуток петушку стало. Взлетел он на самую высокую перекладину и закричал:
Ку-ка-ре-ку! Ку-ка-ре-ку!
Помоги, ворон, другу-петуху!
Не заставил ворон себя долго ждать. Вылетел из мешка, взмахнул крыльями и опустился на королевскую макушку—того и гляди, клюнет короля прямо в темечко. Испугался король и давай просить:
— Не трогай меня, мошенник!
— Ах, это я мошенник? Кар .ррр! — рассердился ворон.—Отдавай петуху сто золотых экю! —и тюк короля в макушку.
- Ой, ой, ой! — завопил король.— Отдам, все отдам! — и велел своему казначею тут же отсчитать петушку сто золотых экю.
6 Остановка
Получил петушок сто экю и от радости даже про проценты забыл. Ведь и так бывает!
Пропел петушок свое «ку-ка-ре-ку», зажал в клюве кошелек с монетами и прошел через ворота замка впереди своих друзей-помощников.
Когда же оказались все они на дороге, ворон вдруг и говорит:
— Кар .ррр! Послушай, приятель, не мешало бы тебе нас вознаградить. А потому дай мне за верную мою службу десять экю.
Однако не услыхал его почему-то петушок. Шел себе вперед, а на ворона даже не обернулся. Посмотрел ворон на петушка еще раз, усмехнулся про себя и прочь улетел.
7 Остановка
Вы, конечно, недовольны: ведь обидел петушок ворона. И лису, и волка обидел. Эх, да что там говорить! Вы совершенно правы. Но скажите по совести: разве справедливость — такая уж частая наша гостья?
И вот что еще интересно: а как бы вы сами поступили на его месте?
Приложение № 2
Оформление листа-помощника
ФИ _______________________________________________________
Герои сказки | Внешность, характер героев (ключевые слова) | Мысли, чувства, ассоциации. | Изменения в героях | Чему учит эта сказка. Какие нравственные качества помогает воспитать? | Вопросы, непонятные слова. |
Петушок | |||||
И другие герои... |
Список литературы:
1. Бустром Р. Развитие творческого и критического мышления: материалы семинаров по проекту «Развитие критического мышления через чтение и письмо» / Р.Бустром.-2000.;
2. Викеньтьева И. Ода синквейну // Перемена. -2002. - №3.;
3. Граник Г.Г. Самсонова А.Н. Роль установки в процессе восприятия текста (на материале художественного текста) // Вопр. психологии. 1993. - № 2.- С. 72- 79;
4. Заир-Бек С.И. Развитие критического мышления на уроке: пособие для учителей общеобразовательных учреждений / С.И.Заир-Бек, И.В.Муштавинская.-2-е изд., дораб. - М.: Просвещение,2011.;
5. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе. От действия к мысли: пособие для учителя/ А.Г.Осмолов, Г.В. Бурменская, И.А.Володарская и др.; под редакцией А.Г.Асмолова.- 3-е изд.М.: Просвещение, 2011.;
6. Лукин В.А. Художественный текст: Основы лингвистической теории и элементы анализа. — М., 1999.;
7. Основы критического мышления: междисциплинарная программа: пособие 1 / Сост. Дж. Стил, К.Меридит, Ч.Темпл, С.Уолтер. -М., 1997.;
8. Сборник сказок Ш.Перро // сказка Неугомонный петушок. — М.: Просвещение, 2008.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Интегрированный урок-повторение по русскому языку в 8 классе по теме «Предложения с однородными членами и пунктуация при них» (с применением приемов технологии РКМЧП)
-закрепить знания учеников об однородных членах предложения, умения ставить знаки препинания и объяснять их постановку, умение узнавать пунктуационные правила в тексте;-акцентировать внимание на...
Педагогический проект "Формирование ключевых компетенций учащихся с использованием современных образовательных технологий"
АННОТАЦИЯ Проект направлен на достижение цели развития у учащихся ведущих интеллектуальных индивидуально-личностных способностей, навыков исследовательс...
Педагогический проект «Формирование навыка здорового образа жизни у подростков с ОВЗ в условиях школы – интерната»
Создание педагогических условий для овладения воспитанников с ОВЗ навыками здорового образа жизни в школе – интернате...
Применение образовательных технологий – результат создания условий по формированию навыков исследовательской деятельности обучающихся.
Образовательные технологии...
Педагогический проект «Формирование навыков табличного умножения с применением нестандартных средств обучения»
Если организовать процесс обучения табличному умножению с применением нестандартных средств обучения, то это будет способствовать формированию...
Выступление учителя английского языка на педагогических чтениях школьного уровня с материалом из собственного педагогического опыта с применением образовательных технологий на своих уроках.
Жизнь в современном обществе требует от школьников развития таких важных познавательных навыков, как умение выработать собственное мнение, осмыслить опыт, выстроить цепь доказательств, выразить себя я...