Позитивный педагогический опыт "Формирование и коррекция трудовых умений и навыков на уроках швейного дела через создание коллекции костюмов"
опыты и эксперименты по технологии на тему
Предварительный просмотр:
Материалы на городской конкурс
«Мой позитивный педагогический опыт »
учителя трудового обучения
муниципального казенного специального (коррекционного) образовательного учреждения для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья специальной (коррекционной ) общеобразовательной школы VIII вида города Вятские Поляны Кировской области ул. Советская, 24. Тел. 6-18-78, korrectcionvp@mail.ru
Елены Николаевны Сергеевой.
Истоки творческих способностей дарований детей на кончиках их пальцев. От пальцев, образно говоря, идут ручейки, которые питают источник творческой мысли Другими словами: чем больше мастерства в детской ладошке, тем умнее ребёнок»
Сухомлинский В.А.
Добрый день, я хочу представить Вашему вниманию
мой опыт работы по теме «Формирование и коррекция трудовых умений и навыков на уроках швейного дела через создание коллекции костюмов»
Слайд № 1
В настоящее время все чаще говорится о том, что необходимо как можно больше открывать рабочих профессий. Целью профессионально – трудового обучения в коррекционной школе является подготовка учащихся к самостоятельному выполнению после окончания школы несложных видов работ. Профессионально – трудовая подготовка в нашей школе имеет свои особенности, она носит коррекционную направленность в развитии личности школьников с особыми образовательными потребностями.
Трудовая подготовка в нашем образовательном учреждении осуществляется по следующим профилям трудового обучения: столярное дело, обувное дело, цветоводство, швейное дело, бисероплетение. Работая учителем, мне бы хотелось свое внимание уделить профилю трудового обучения, как швейное дело. СЛАЙД № 2. Все рабочие учебные программы по швейному делу для учащихся разработаны на основе программы для специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида: 5-9 кл.: под редакцией В.В. Воронковой, допущенной Министерством образования и науки Российской Федерации и соответствует 1 варианту базисного плана для специальных (коррекционных) образовательных учреждений.
Данное обучение предусматривает подготовку учащихся специальных коррекционных образовательных учреждений к самостоятельному выполнению производственных заданий по пошиву белья и легкого платья со специализацией по профессии швея-мотористка женской и детской легкой одежды. На первый план выступают такие конкретные задачи, как сообщение воспитанникам определенной системы знаний по тому или иному виду труда и формирование соответствующих профессионально-трудовых умений и навыков, воспитание ряда нравственных, личностных качеств, обеспечивающих успешное включение воспитанников специальной (коррекционной) школы в производительный труд.
Исправление недостатков трудовой деятельности обучающихся и повышение на этой основе общего уровня их развития являются одной из наиболее важных для специальной (коррекционной) школы проблем. От ее решения зависит продуктивность труда воспитанников в период обучения, а также смогут ли они в будущем работать на массовых производственных предприятиях. На обучение швейному делу в каждом классе отводится немалое количество часов на изучение тем, ассортимент выполнения изделий очень разнообразен. В рабочую учебную программу каждого класса включен раздел «Практическое повторение». Данный раздел предусматривает повторение и изготовление изделий, ранее уже изученных. Для того чтобы учащиеся не повторяли одно и тоже изделие, я включаю в учебные занятия темы по созданию и пошиву изделий для мероприятий по заказу школы.
Работа по созданию коллекций костюмов можно отнести к 3 направлениям: СЛАЙД № 3
- национальные костюмы
- танцевальные костюмы.
- костюмы различных тематик
По каждому из направлений создается коллекция моделей одежды, которая демонстрируется на школьных праздниках и мероприятиях на муниципальном уровне.
СЛАЙД № 4
1. Направление «Национальные костюмы» - пошив одежды для школьных мероприятий, связанные с толерантностью. Национальный костюм – это бесценное достояние культуры народа, накопленное веками. Национальный костюм- это своеобразная книга, учившись читать которую, учитель знакомит учащихся с традициями, обычаями, обрядами и историей своего народа в целом, формирует толерантное отношение к народу разных национальностей. Изучая данное направление, мы с учащимися знакомимся с историей наших предков, их традициями и обычаями. При создании коллекций этого направления воспитанницам требуется больше помощи от педагога, т.к. модели более сложны в исполнении и изготавливаются из тканей, требующих аккуратности в обработке. Но, несмотря на трудности, пошив моделей у старшеклассниц вызывает неизменный интерес. При этом формируются такие важные качества личности, как настойчивость, терпение и аккуратность в труде, которые будут способствовать успеху в любой работе. Результат всей проделанной работы учащимися школы были созданы национальные костюмы: русский, марийский и татарский. В процессе работы над созданием национального костюма каждый прочувствовал атмосферу быта и жизни нашего многонационального народа.
Национальные костюмы используются педагогами школы в качестве наглядного пособия на уроках истории Отечества, окружающего мира, развития речи, при изучении тем о народах России и Вятского края.
Создание национальных костюмов приобщает учащихся к духовно-нравственным ценностям народа, к национальной культуре, формирует у детей эстетический вкус, воспитывает чувство уважения к своему народу и народу, живущему рядом, расширяет сведения о декоративно-прикладном творчестве и искусстве.
СЛАЙД № 5 2 направление. «Танцевальные костюмы»- пошив костюмов для мероприятий, связанных с танцевальными постановочными номерами. В этом направлении изделия получаются более легкими, подбор тканей идёт с учётом прочности, малосминаемости, хорошей гигроскопичности, простотой в уходе. Модели одежды, ткани для выступлений подбираются совместно с руководителями танцевального и музыкального кружков.
СЛАЙД № 6 3 Направление «Костюмы различных тематик». В данном направлении изготавливаются костюмы для мероприятий, проводимых в школе, это могут быть костюмы для выступлений учащихся в школе и вне школы.
Обучение швейному делу складывается из последовательных этапов. При обучении швейному делу работа над изделием проводится по общей схеме:
1.Знакомство с изделием (анализ изделия и запись его характеристики);
2.Выбор ткани (подбираются образцы для данного изделия);
3.Снятие мерок (снимаются и записываются мерки, необходимые для построения чертежа);
4. Построение чертежа (выполняется чертеж изделия в масштабе 1:4 и в натуральную величину);
5. Изготовление выкройки (изготавливается выкройка в натуральную величину);
6. Раскрой изделия (раскладка выкройки на ткань и раскрой);
7.Пошив изделия (составляется план пошива изделия, пошив и окончательная отделка ).
СЛАЙД № 7
Основная задача швейного дела - это создание условий для формирования трудовых умений и навыков и применения их в практической деятельности. Овладевая трудовыми навыками, девочки испытывают затруднения, поэтому задача формирования трудовых умений является ответственной и решать ее следует систематически, постепенно повышая самостоятельность учащихся.
Для выполнения работ по созданию коллекций одежды выбираются темы для каждой ученицы индивидуально, с учетом ее уровня развития и способностей. Учащиеся должны уметь вначале с помощью педагога и в дальнейшем самостоятельно составлять перечень критериев, которым должно удовлетворять проектируемое изделие. Например,
- требования к внешнему виду, размеры, материалы, свойства изделия, практичность и т.д. Конечно учащимся трудно определять эти критерии, поэтому на уроках использую тренировочные упражнения по составлению звездочек обдумывания. Центром звездочки является название изделия, а от него отходят лучи, против каждого из которых учащиеся записывают выделенные ими критерия (требования). СЛАЙД № 8 Трудовая деятельность учащихся направленных на выполнение изделий складывается из 3 частей:
- Осознание цели и условий деятельности.
- планирование предстоящей деятельности. При планировании первостепенное внимание обращается на то, чтобы подвести наиболее целесообразная последовательность обработки воспитанниц к выводу о целесообразности начать пошив изделия с определённой операции. Обсуждая последовательность пошива какого-либо изделия, я использую технологические карты и задаю вопрос: "Можно ли изменить последовательность пошива?" Каждая учащаяся должна представлять себе, что в одних случаях определённая последовательность выполнения изделия - это необходимость(иначе нельзя), а в других – выбор вариантов пошива.
В работе над планом приучаю учащихся обосновывать свой ответ, т.е. доказывать или объяснять, почему они думают так, а не иначе, почему нельзя поменять определенный вид операции и что будет. Такая многообразная работа позволяет им осознанно усвоить ориентировочные и планирующие действия, и в дальнейшем использовать их самостоятельно. У учащихся формируется мыслительный образ изделия; способ его изготовления, порядок выполнения операций.
- Выполнение практической работы.
Непременное условие каждого из названных этапов - контроль за действиями учащихся и умение оценить результат самими ученицами. Для того чтобы дети с ограниченными возможностями здоровья могли полноценно заниматься трудовой деятельностью, их движения должны быть точными, скоординированными, а мышцы рук развитыми. Поэтому, при обучении швейному делу большое внимание уделяю развитию мелкой моторики рук. Тренирует пальцы рук работа с иглой при изучении различного вида стежков, вышивании, а также работа ножницами.
При обучении правильного использования того или иного инструмента, при овладении определённым двигательным приёмам труда тщательно, поэтапно отрабатываю с учениками отдельные движения с многократным закреплением навыка. В противном случае у них может сформироваться неправильный навык работы, что приведёт к некачественному выполнению изделия и нарушению правил безопасности труда. Для развития мелкой моторики в пятом классе применяю такие приёмы, как: нанизывание пуговиц на нитку, вышивание по проколам, предварительно сделанным по контуру рисунка.
Учитывая в работе такие обстоятельства, как быстрое утомление воспитанников, я переключаю их на другой вид деятельности или делаю перерывы.
Данные приёмы совершенствуют двигательные трудовые навыки детей с ограниченными возможностями здоровья. Движения становятся более координированными, укрепляются мышцы рук.
С девочками мы совместно продумываем образ модели. Более сильные учащиеся зарисовывают модели одежды самостоятельно, а для слабых учащихся предлагается использовать трафарет человеческой фигуры, изготовленным учителем. Обе категории учащихся очень трепетно относятся к созданию образов, прорисовывая каждый поузловой элемент. При выборе практического задания каждой учащейся подбирается модель изделия, соответственно уровню знаний, и дополнительно к каждой модели продумывается дополнительная отделка, это необходимо с той целью, чтобы выявить определенные умения, а именно планирования своей деятельности, закрепления технико-технологических знаний, умений и развития профессиональных навыков, необходимых в швейном производстве. В основном технологический процесс изготовления изделий выполняется коллективно. Это необходимо для того, чтобы учащиеся могли помогать друг другу, учатся работать в коллективе, воспитывается чувство ответственности.
Рассматривая во время практической работы вопрос о назначении изделия, мы с учащимися попутно повторяем усвоенные прежде знания, которые будут необходимы для выполнения данной работы. Уверенность учащихся в том, что их изделия имеют практическую значимость. Учащиеся должны знать, что выполненные их руками изделия будут неоднократно использованы на различных родах мероприятий, пополняя материальную базу образовательного учреждения.
4 Заключительный этап- просмотр выполненных работ, сравнение с задумкой, самооценка работы и оценка работы коллективом. Учащиеся оценивают работы по параметрам требований к работе. Для оценивания выполненных работ можно использовать диаграмму «Паутинка». Оценивание идет по 5 бальной системе. Работа каждого учащегося отмечается определенным цветом, соединяя точки параметров, получают паутинку. Далее обсуждаются те моменты, которые прослеживаются в диаграмме.
СЛАЙД № 9 Таким образом решаются следующие задачи:
- формирование знаний и представлений об эталоне изделия.
- составление плана работы по техническому рисунку и эскизу модели.
- повторение трудовых действий, необходимых для предстоящей задачи
- формирование у учащихся положительного отношения к трудовому заданию.
Итак, создавая коллекцию костюмов можно сказать, что все направления отличаются друг от друга. Одни модели отличаются лаконичностью, другие поражают сложностью дизайна, разнообразием линией кроя.
СЛАЙД № 10 Конечный результат: изготовлены костюмы. Они вызывают у моих учащихся чувство удовлетворения, радость похвалой окружающих или оценкой учителей. Это способствует воспитанию уверенности в себе, осознанию значимости своего труда для других людей и повышает неизменный интерес к швейному делу. В процессе обучения развивается внимание, способность терпеливо достигать запланированного результата, формируется умение видеть прекрасное в результатах своего труда и ценить его, формируются элементы технологической культуры: труда, человеческих отношений, домашнего быта, обогащается социальный опыт учащихся, пополняется материальная база школы. И наверно самое главное в этой работе является то, что я совместно с учащимися получают истинное удовольствие от проделанной работы.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Выступление на неделе коррекции по теме: "Развитие восприятия на уроках швейного дела в условиях специальной (коррекционной) школы VIII вида"
В данной работе предсталены упражнения на развитие восприятия, применяемые на уроках швейного дела в условиях специальной (коррекционной) школы VIII вида...
Презентация к выступлению на педагогическом совете "Формирование учебно – интеллектуальных умений и навыков на уроках экономики"
Материал содержит презентацию к выступлению на педагогическом совете...
Доклад "Трудовое и профессиональное обучение на уроках швейного дела в специальных (коррекционных) учреждениях"
Трудовое обучение – процесс умственных и физических действий, совершаемых учащимися под руководством учителя, благодаря которым учащиеся приобретают знания о предметах, средствах и процессах труда, пр...
Совершенствование умений и навыков на уроках столярного дела
Перед школой стоит ряд требований, которые вызывают необходимость в подготовке профессионального, квалифицированного выпускника, который не только обладает определенными профессиональными знаниями и у...
Статья «Учет сохранных сторон памяти у обучающихся, с целью успешного усвоения трудовых умений и навыков на уроках профессионально –трудового обучения»
Особенности восприятия и осмысления детьми учебного материала тесно связаны с особенностями их памяти. Все психические процессы у детей с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) ...
«Привитие практических умений и навыков на уроках столярного дела в коррекционной школе»
У моих учеников, особенно в 8 классе умственное развитие детей весьма разнообразно, поэтому для меня основополагающим стал принцип – индиви...
"Развитие самостоятельности у обучающихся с легкой степенью умственной отсталости на уроках швейного дела через деятельностный подход"
Перед современной коррекционной школой стоит задача максимально подготовить и адаптировать обучающихся к условиям социума, к трудовой и производственной деятельности. Поэтому современный выпускник...