Статья на тему: "Формирование коммуникативных навыков у детей с ОВЗ через игру"
статья
Формирование коммуникативных навыков у детей с ОВЗ через игру
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya_na_temu_formirovanie.docx | 17.49 КБ |
Предварительный просмотр:
Статья на тему: «Формирование коммуникативных навыков у детей с ОВЗ через игру»
Игра – это одно из ведущих средств всестороннего воспитания и развития личности ребенка. Обучение детей с ОВЗ наиболее успешно осуществляется в повседневной жизни, путем интеграции естественных для детей видов деятельности, главной из которых является игра. В течение дня каждый ребенок получает положительные эмоциональные впечатления от участия в самых разнообразных играх. Во время игровой деятельности дети развиваются и взаимодействуют с окружающим миром, со сверстниками и взрослыми, развивается их речь: увеличивается объем словаря, развивается грамматический строй речи, умение слушать и думать, выражать свои потребности и чувства с помощью вербальных и невербальных средств общения, движений, жестов, мимики.
Комплекс игр помогает в решении коррекционно-развивающих задач по формированию коммуникативных навыков детей с ОВЗ, формирует у детей знания и умения доброжелательного общения, воспитывает культуру общения (хорошие манеры), помогает сформировать у детей коммуникативные навыки, умение распознавать эмоции других людей и владеть своими чувствами, сопереживать – радоваться чужим радостям и огорчаться из-за чужих огорчений
Овладение техникой общения, как и многими другими умениями, у детей с ОВЗ происходит в значительно более поздние сроки, чем у нормально развивающихся, а часто без специального обучения не происходит вообще: дети не проявляют интереса к окружающим или ограничивают свои контакты с несколькими людьми.
В связи с этими выводами цель работы – подобрать и апробировать комплекс игр и упражнений, направленных на развитие коммуникативных навыков детей с ограниченными возможностями здоровья.
Задачи:
- Изучить и проанализировать научно-методическую литературу по развитию коммуникативных умений у детей с ОВЗ.
- Выявить особенности развития коммуникативных умений у детей с ОВЗ.
- Подобрать и апробировать различные виды игровых упражнений на формирование коммуникативных навыков у детей с ОВЗ.
- Создать собственную картотеку игр и упражнений на формирование коммуникативных навыков и проверить ее эффективность на практике.
При подборе дидактических материалов, игр, пособий, детской литературы учитывать особенности развития детей и помогать осуществить необходимую коррекцию для позитивного продвижения каждого ребенка.
Для этого необходимо помнить несколько простых правил:
1. Во время игры, взрослый должен верить в игру так, как верит в неё ребенок, принимать детей такими, какие они есть, выслушивать любой ответ ребенка, предложение, решение, способствовать импровизации.
2. Для детей педагог является образцом в речи, поскольку дети учатся речевому общению, подражая, слушая, наблюдая за вами.
3. Ребенок постоянно изучает то, что он наблюдает, и понимает гораздо больше, чем может сказать.
4. Речь детей успешнее всего развивается в атмосфере спокойствия, безопасности и любви, когда взрослые слушают его, общаются с ним, разговаривают, направляют внимание.
5. Педагогу принадлежит исключительно активная роль в обучении детей, умению думать и говорить, но не менее активная роль в интеллектуальном, эмоциональном, речевом и коммуникативном развитии присуща самому ребенку.
6. Нужно обеспечить детям широкие возможности для использования всех пяти органов чувств: видеть, слышать, трогать руками, пробовать на вкус, чувствовать различные элементы окружающего мира.
7. У каждого ребенка свой темперамент, свои потребности, интересы, симпатии и антипатии.
Игры на развитие коммуникативных навыков
Для развития коммуникативных навыков, можно рекомендовать следующие игры. Эти игры направлены на развитие навыков конструктивного общения, умения получать радость от общения, умение слушать и слышать другого человека, формирование навыков коллективной деятельности.
Хороводная игра «Ау!»
Цель. Развивать внимательное отношение друг к другу, помочь преодолеть барьер в общении.
Ход игры.Ребенок стоит в кругу с завязанными глазами, он потерялся в лесу. Дети водят хоровод, проговаривая слова «Петя (Маша), ты сейчас в лесу, мы поем тебе АУ! Ну-ка, глазки открывай поскорей, кто тебя позвал, узнай побыстрей. Кто-то из детей кричит ему: «Ау!» – и «потерявшийся» должен угадать, кто его звал.
Подвижная игра «Возьми игрушку»
Цель. Развивать навыки общения, умения просить.
Ход игры.Дети становятся в круг, в центр складывают игрушки. Ведущий произносит «Возьми пожалуйста… (машинку, куклы, пирамидку и т.д.)». Кто не нашел необходимой игрушки – водит.
Дидактическая игра «Закончи предложение»
Цель.Воспитывать уверенности в себе, в своих силах.
Ход игры.Ребенок должен закончить каждую из предложенных вами фраз: “Я умею…”, “Я хочу…”, “Я смогу…”, “Я добьюсь…”. Для неговорящих детей показать.
Дидактическая игра «Вежливые слова»
Цель.Развитие уважения в общении, привычка пользоваться вежливыми словами.
Ход игры.Игра проводится с мячом в кругу. Дети бросают друг другу мяч, называя вежливые слова. Назвать только слова приветствия (здравствуйте, добрый день, мы рады вас видеть, рады встречи с вами); благодарности (спасибо, благодарю, пожалуйста, будьте любезны); извинения (извините, простите, жаль, сожалею); прощания (до свидания, до встречи, спокойной ночи)
Игра формирует у детей знания и умения доброжелательного общения, воспитывает культуру общения (хорошие манеры), умение сопереживать. В игре они приобретают навыки, умения и опыт, необходимый для адекватного поведения в обществе, способность оценить других, умение регулировать своё поведение в соответствии с нормами и правилами.
ЛИТЕРАТУРА:
1.Шипицына Л.М. Основы коммуникации. – С.-Петербург «Образование» 1995г.
2.Шипицына Л.М., Защиринская О.В. Азбука Общения. - С.-Петербург «Детство-Пресс» 2004г.
2. Дубина Л.А. Коммуникативная компетентность дошкольников: Сборник игр и упражнений. – « Книголюб» М., 2006.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Обобщение опыта Тема: «Формирование общих речевых навыков у детей с тяжелыми нарушениями речи при ДЦП с целью повышения их коммуникативных возможностей»
Значительное количество детей с ДЦП имеют серьезные нарушения в речевом развитии. Часто в центре получают реабилитацию родители с безречевыми детьми в возрасте 1.8м – 4 лет. Эти дети...
Статья по теме "Формирование действий с мячом у детей младшего школьного возраста при обучении игре в баскетбол"
Cтатья по теме « Формирование действий с мячом у детей младшего школьного возраста при обучении игре в баскетбол» Во вступительной части реферата рассуждается о пользе упр...
Формирование коммуникативных навыков у детей с ОВЗ через вербальные и невербальные средства общения. Фотоальбом.
В статье предложено описание вида работы по формированию коммуникативных и социально-бытовых знаний, умений и навыков у детей с тяжелой и умеренной умственной отсталостью. Сформированные з...
Развитие коммуникативных навыков у детей с ОВЗ через игру.
Игра – это одно из ведущих средств воспитания и развития личности ребенка. Обучение детей с ОВЗ наиболее успешно осуществляется в повседневной жизни, путем интеграции естественных для детей видо...
научно-методическая статья по теме: ФОРМИРОВАНИЕ УМЕНИЙ И НАВЫКОВ НАПИСАНИЯ ЭССЕ ПО ОБЩЕСТВОЗНАНИЮ У УЧАЩИХСЯ 11 КЛАССОВ В РАМКАХ ФАКУЛЬТАТИВНОГО КУРСА
ФОРМИРОВАНИЕ УМЕНИЙ И НАВЫКОВ НАПИСАНИЯ ЭССЕ ПО ОБЩЕСТВОЗНАНИЮ У УЧАЩИХСЯ 11 КЛАССОВ В РАМКАХ ФАКУЛЬТАТИВНОГО КУРСА (К ПРОБЛЕМЕ ПОВЫШЕНИЯ КАЧЕСТВА ВЫПОЛНЕНИЯ ЗАДАНИЯ С9 (МИНИ-СОЧИНЕНИЯ) ЕГЭ ПО ОБЩЕСТВ...
Статья по теме "Формирование информационно-коммуникативных умений на уроках биологии в 5 классе"
В данной публикации рассматриваются примеры формирования информационно- коммуникативных умений у учащихся пятого класса на примере темы "Грибы"....
Формирование практических и коммуникативных навыков у детей с РАС через обучение швейному делу и декоративно-прикладному творчеству в системе дополнительного образования.
Статья о возможности обучения детей с РАС в коллективе декоративно-прикладного творчества. Методы и приемы работы с особенными учащимися....