Методы нравственного воспитания в работе классного руководителя
консультация

Плетнева Юлия Александровна
Классные руководители отбирают такие формы организации воспитательного процесса, которые содействуют всестороннему развитию личности, отвечают общим задачам воспитания. Вместе с тем они учитывают и особенности учащихся того или иного возраста, конкретные условия жизни классного коллектива. Рассмотрим основные формы и методы нравственного просвещения и убеждения школьников.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon kl._ruk._doklad.doc41.5 КБ

Предварительный просмотр:

Ю.А. Плетнева,  

классный руководитель 8 «Б»

Методы нравственного воспитания в работе

классного руководителя.

1.Основные формы  метода убеждения.

Классные руководители отбирают такие формы организации воспитательного процесса, которые содействуют всестороннему развитию личности, отвечают общим задачам воспитания. Вместе с тем они учитывают и особенности учащихся того или иного возраста, конкретные условия жизни классного коллектива. Рассмотрим основные формы и методы нравственного просвещения и убеждения школьников.

Классный час. Это наиболее распространённая форма организации воспитательной работы классного руководителя. Проведение классных часов заранее предусматривается в плане воспитательной работы. При проведении классных часов преобладает форма свободного общения учащихся с классным руководителем. Классный час – это не обычное воспитательное мероприятие. К нему надо хорошо готовиться, чтобы он запоминался школьниками, оставлял след в их сознании, влиял на их поведение.

Тематика классных часов во многом зависит от возраста учащихся, уровня их воспитанности, от конкретных условий жизни и деятельности ученического коллектива. В V-VI классах обычно проводятся беседы о трудолюбии и бережливости, товариществе, дружбе, справедливости, доброте и отзывчивости, непримиримости к равнодушию, скромности и др. В VII-VIII классах – о сознательной дисциплине, скромности, долге и чести, счастье и достоинстве человека, целеустремленности, культуре общения и др. В старших классах проводятся классные часы о нравственности, об активной жизненной позиции и др. Старшеклассники обычно принимают активное участие в подготовке и проведении классных часов.

Основное требование к классному часу – это активное участие в нем всех учащихся; никто в классе не может оставаться пассивным наблюдателем – всем можно найти дело при его подготовке и проведении. Классные часы не следует использовать для поучений и наставлений, для разноса и нотации.

Беседы. В воспитательной деятельности классных руководителей большое место занимают этические беседы. Они имеют целью обогатить моральными представлениями и понятиями, связанными с положительными поступками и действиями, ознакомить с правилами поведения. В процессе бесед вырабатывается оценочное отношение учащихся к своему поведению и поведению других людей. Повышению эффективности этических бесед способствуют высокий нравственный и культурный уровень классного руководителя, их эмоциональность в подаче материала, умение вызвать учащихся на откровенность, заставить проникнуться доверием к воспитателям.

Наряду с систематическими беседами проводятся и эпизодические беседы, связанные с обсуждением поступков учащихся. Такой разговор следует проводить сразу после совершения поступка.

В деятельности классных руководителей особенно большое место занимает разъяснение «Правил для учащихся» как главных критериев поведения школьников. Опытные классные руководители при проведении бесед о дисциплине меньше говорят о том, чего нельзя делать, а рассказывают о том, что, зачем и как нужно делать, как нужно поступать в том или ином случае.

Беседа проводится с классом или индивидуально с учеником, совершившим недостойный поступок. Опытные классные руководители не увлекаются коллективным осуждением недостатков в поведении школьников. В ряде случаев более эффективна индивидуальная беседа с провинившимися учениками. При этом важно создать атмосферу доброжелательности и доверительности.

Приобщение учащихся к искусству. Классные руководители привлекают учащихся к участию в конкурсах на лучшего чтеца или рассказчика, к художественной самодеятельности, обогащающих нравственный мир школьников. К подготовке и проведению конкурсов привлекают учителей литературы и рисования. Развитию эстетического вкуса школьников содействуют также экскурсии в музеи, картинные галереи, на выставки, посещение кино и театров.

В целях убеждения используются и нравственные требования к поведению школьников. Требуя, чтобы они хорошо вели себя на уроке и вне школы, уважали старших, были правдивыми и искренними, классный руководитель сообщает им знания о нормах и правилах поведения, обогащает их нравственные представления и понятия. Требования воспитателя к поведению достигают цели лишь при условии, если они понятны и доступны, связаны с практикой повседневного поведения детей.

2. Метод коррекции поведения.

         Этот метод направлен на то, чтобы создать условия, при которых ребенок внесет изменения в свое поведение, в отношения к людям. Такая коррекция может происходить на основе сопоставления поступка учащихся с общепринятыми нормами, анализа последствий поступка, уточнения целей деятельности.

Большое влияние на сознание и поведение учащихся оказывает пример других людей. Воспитательная сила примера основана на склонности и способности к подражанию. Не имея достаточных знаний и жизненного опыта, школьники присматриваются к поступкам и действиям окружающих, подражают им, стараются вести себя так, как ведут себя взрослые, товарищи. Пример поведения других людей оказывает прямое и косвенное воздействие на воспитанников, стимулирует их стремление к совершенствованию, самовоспитанию и изменению их жизненной позиции.

Воспитательное воздействие при помощи примера – это своеобразное использование наглядности в воспитании. Примеры поведения других людей влияют не только на сознание, но и на чувства воспитанников; они затрагивают не только их ум, но и нервную систему. Классные руководители широко используют примеры из жизни и деятельности некоторых знаменитостей.

Жизнь  дает  не  только  положительные,  но  и  отрицательные  примеры. Обращать  внимание  школьников  на  негативное  в  жизни  и  поведении  людей, анализировать  последствия  неправильных  поступков,  извлекать  правильные  выводы  не  только  желательно,  но  и  необходимо.  Вовремя  к  месту  приведенный негативный  пример  помогает  удержать  воспитанника  от  неправильного  поступка,  формирует  понятие  о  безнравственном.

На формирование сознания и поведения школьников серьёзноё влияние оказывает и личный пример воспитателей, родителей, близких людей, товарищей. Никакие слова педагога не могут дать такого ясного представления о правилах поведения, как его поступки и действия. Дети постоянно наблюдают, как учитель держится на уроке и в жизни, как он одет, как обращается с окружающими его людьми. Их интересует, как он откликается на то или иное событие, как относятся к своим обязанностям. Особенно высоко ценится в воспитателе цельность характера, требовательность к себе и другим, упорство и настойчивость в достижении поставленной цели.

3. Метод игровых ситуаций.

Игровые ситуации позволяют легко, увлекательно, без назойливого дидактизма взрослых усваивать на практике правила поведения. «Игра, - говорил А.С. Макаренко, - имеет важное значение в жизни ребёнка, имеет то же значение, какое у взрослого имеет деятельность, работа, служба. Каков ребёнок в игре, таков во многом он будет в работе, когда вырастет. Поэтому воспитание будущего деятеля происходит прежде всего в игре».  Игра учит быть деятельными, проявлять инициативу, действовать в интересах коллектива, подчиняться и руководить.

Игровые ситуации проблемно-поискового характера. Уже в самом названии этого метода органично сочетаются два эмоциональных стимула – игровой и проблемно-поисковый. Игра с элементами поиска – занятие, чрезвычайно увлекательное для школьников.

4.  Методы стимулирования.

 В основе этих методов лежит формирование у учащихся осознанных побуждений их жизнедеятельности. В педагогике в качестве стимулирования распространены поощрение и наказание. Поощрение применяется в различных вариантах: одобрение, похвала, благодарность, предоставление почетных прав, награждение. Наказание состоит в наложении дополнительных обязанностей; лишении или ограничении определенных прав; в выражении морального порицания, осуждения. Если побуждение заключается в одобрении действий воспитанников, то наказание должно предупреждать у них нежелательные поступки, тормозить их, вызывать чувство дискомфортности перед собой и другими людьми.

Методы стимулирования помогают человеку формировать умение правильно оценивать свое поведение, что способствует осознанию им своих потребностей - пониманию смысла своей жизнедеятельности, выбору соответствующих мотивов и соответствующих им целей, то есть тому, что составляет суть мотивации.

5. Методы воспитывающих ситуаций.

 Методы организации деятельности и поведения воспитанников в специально созданных условиях сокращенно называют методами воспитывающих ситуаций. Классный руководитель специально создает лишь условия для возникновения ситуации. Когда в ситуации возникает проблема для ребенка, и существуют условия для самостоятельного ее решения, создается возможность социальной пробы (испытания) как метода самовоспитания. Модификацией метода воспитывающих ситуаций является соревнование.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методы нравственного воспитания в работе классного руководителя

из опыта использования метода игровых ситуаций...

Эффективные формы и методы формирования нравственных качеств учащихся в системе работы классного руководителя

Сообщение  об эффективных формах и методах формирования нравственных качеств учащихся в системе работы классного руководителя Отчет классного руководителя о проведении классного часа "Толерантнос...

Инновационные педагогические технологии и активные методы воспитания в работе классного руководителя

Использование  инновационных технологий, активных методов обучения и воспитания в работе классного руководителя Дискуссионные методы воспитания:•      Метод эвристич...

Современные технологии, формы и методы воспитания в работе классного руководителя в условиях введения ФГОС

В материале раскрываютяс вопросы ,посвященные основным функциям  и обязанностям классного руководителя, воспитательным технологиям и этапам их проведения....

ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ В РАБОТЕ КЛАССНОГО РУКОВОДИТЕЛЯ

ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ В РАБОТЕ КЛАССНОГО РУКОВОДИТЕЛЯ...

Основные направления патриотического воспитания в работе классного руководителя

laquo; Воспитание человека – гражданина,человека – патриота, должно бытьглавной целью всего педагогического процесса »М.В. Ломоносов Патриотизм – это любовь к Родине...