Основные направления патриотического воспитания в работе классного руководителя
статья
« Воспитание человека – гражданина,
человека – патриота, должно быть
главной целью всего педагогического процесса »
М.В. Ломоносов
Патриотизм – это любовь к Родине, преданность своему Отечеству, стремление служить его интересам и готовность, вплоть до самопожертвования, к его защите. На личностном уровне патриотизм выступает как важнейшая устойчивая характеристика человека, выражающаяся в его мировоззрении, нравственных идеалах, нормах поведения.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
osnovnye_napravleniya_.docx | 28.37 КБ |
Предварительный просмотр:
Основные направления патриотического воспитания в школе.
« Воспитание человека – гражданина,
человека – патриота, должно быть
главной целью всего педагогического процесса »
М.В. Ломоносов
Патриотизм – это любовь к Родине, преданность своему Отечеству, стремление служить его интересам и готовность, вплоть до самопожертвования, к его защите. На личностном уровне патриотизм выступает как важнейшая устойчивая характеристика человека, выражающаяся в его мировоззрении, нравственных идеалах, нормах поведения.
Важнейшей составной частью воспитательного процесса в современной российской школе является формирование патриотизма и культуры межнациональных отношений, которые имеют огромное значение в социально-гражданском и духовном развитии личности ученика. Только на основе возвышенных чувств патриотизма и национальных святынь укрепляется любовь к Родине, появляется чувство ответственности за ее могущество, честь и независимость, сохранение материальных и духовных ценностей общества, развивается достоинство личности.
Истинный патриотизм по своей сущности гуманистичен, включает в себя уважение к другим народам и странам, к их национальным обычаям и традициям и неразрывно связан с культурой межнациональных отношений.
Понятие патриотизма включает в себя:
- чувство привязанности к тем местам, где человек родился и вырос;
- уважительное отношение к языку своего народа;
- заботу об интересах Родины;
- осознание долга перед Родиной, отстаивание ее чести и достоинства, свободы и независимости (защита Отечества);
- проявление гражданских чувств и сохранение верности Родине;
- гордость за социальные и культурные достижения своей страны;
- гордость за свое Отечество, за символы государства, за свой народ;
- уважительное отношение к историческому прошлому Родины, своего народа, его обычаям и традициям;
- ответственность за судьбу Родины и своего народа, их будущее, выраженное в стремлении посвящать свой труд, способности укреплению могущества и расцвету Родины;
- гуманизм, милосердие, общечеловеческие ценности.
Детский возраст является наиболее оптимальным для системы гражданско-патриотического воспитания, так как это период самоутверждения, активного развития социальных интересов и жизненных идеалов.
Гражданско-патриотическое воспитание способствует становлению и развитию личности, обладающей качествами гражданина и патриота своей страны.
Говоря о патриотическом воспитании подрастающего поколения, необходимо особо подчеркнуть, что, пока не поздно, за молодежь надо бороться, не жалея средств. То, что мы вложим в наших ребят сегодня, завтра даст соответствующие результаты. Породим лодырей, невежд и наркоманов, – значит, своими руками погубим наше государство, свое будущее. Воспитаем патриотов, деловых и здоровых людей, – значит, можно быть уверенным в развитии и становлении стабильного общества. В этом заключается государственный подход каждого педагога в деле воспитания молодежи.
При планировании работы учитываются традиционные общешкольные, районные, областные, всероссийские мероприятия, связанные с юбилейными и государственными датами; положения о районных, областных, всероссийских конкурсах.
Направления работы по патриотическому воспитанию:
1. Духовно-нравственное направление
2. Культурно-историческое направление
3. Гражданско-правовое направление
4. Военно-патриотическое направление
Все эти направления взаимосвязаны и дополняют друг друга. Комплекс программных мероприятий предусматривает их воплощение в жизнь через:
1. Проведение памятных дней:
- День Победы;
- День вывода войск из Афганистана;
- День защитников Отечества.
2. Проведение спортивно-массовых мероприятий:
- «Веселые старты»;
- проведение спортивных секций;
3. Участие в акции «Вахта памяти»:
- встречи с ветеранами Вов и тружениками тыла;
- линейки, посвященные памятным датам истории;
- организация помощи ветеранам, вдовам ветеранов, матерям погибших воинов при исполнении служебных обязанностей;
- проведение часов общения, уроков памяти, уроков мужества, читательских конференций.
4. Изучение родного края:
- экскурсии в музеи;
- туристические поездки;
- экскурсии по родному краю;
- изучение истории родного края, народных обычаев, фольклора, связанных с природой и использованием ее богатств;
- благоустройство территории школы;
6. Организация конкурсов:
- «Доброта спасет мир», посвященный Дню защиты детей, Дню пожилого человека;
- конкурс чтецов;
- конкурс сочинений «Слава защитникам Отечества»;
- конкурс рисунков «Защитники Отечества».
Патриотическое воспитание подрастающего поколения является одной из важнейших задач образования, потому что, к сожалению далеко не все молодые люди думают сегодня так, как великий поэт А.С.Пушкин, который сказал «Клянусь честью, что ни за что на свете я не хотел бы переменить Отечество или иметь другую историю, кроме истории наших предков, такой, какой нам бог ее дал».
Большой проблемой является и то, что всё больше и больше молодых и талантливых людей покидают нашу Родину в поисках лучшей жизни. Многое в этом вопросе, конечно зависит от политики страны, но учителя во все времена являлись истинными патриотами и сеятелями зерен настоящего патриотизма в души подрастающего поколения. Поэтому, услышав часто повторяющуюся сейчас фразу « Где лучше жить, там и родина», я поняла, что каждый учитель на своих уроках должен так говорить о России, о великих сынах и дочерях ее, так рассуждать и поворачивать разными гранями явления жизни, чтобы молодые ребята ясно поняли, что стоит за сочетаниями «родная страна», «родной край», «родной дом», а потом, уже имея багаж знаний, и рассуждали, помня, например, русскую поговорку: «И кости по родине плачут».
Многие полагают, что гражданско-патриотическое воспитание осуществляется только в рамках изучения таких предметов как литература, обществоведение, МХК, история. Однако с этим нельзя согласиться, так как воспитательный потенциал каждой дисциплины, каждого предмета велик. В один ряд с этими предметами, рассматривая их воспитательной возможности, можно поставить химию и биологию.
В рамках своих предметов: химии и биологии, а также в процессе внеклассной работы я способствую формированию у обучающихся:
-любви к своей Родине, к родному краю;
- гордости за своих соотечественников, которые внесли большой вклад в развитие этих наук;
-а также акцентирую внимание на природных богатствах нашей Родины.
В рамках уроков я непосредственно обращаюсь к истории нашей отечественной науки, которая богата выдающимися именами и событиями. В первую очередь мне помогают в этом учебники, на страницах которых обучающиеся имеют возможность познакомиться с выдающимися учеными и их достижениями.
А) при изучении именных реакций в курсе химии (правила В.В. Марковникова и А.М. Зайцева, реакции Кучерова и Н.Н. Зинина и др), предлагаю, в качестве индивидуальных домашних заданий, подготовить сообщения (презентации) об ученых. В сообщениях прошу отражать не только достижения ученых, но и находить информацию об их личностных качествах, о любимых занятиях и интересах.
Б) при изучении темы « Закон сохранения массы веществ» знакомимся с М.В. Ломоносовым, выдающемся человеке, который вышел из народа и благодаря своему усердию, целеустремленности сумел многого достичь и прославить свое Отечество.
В) С великим русским ученым Д.И. Менделеевым знакомимся, изучая тему «Периодический закон и периодическая система». Просматриваем видеофильм или кратко знакомимся с биографией, останавливаясь на том, что открытию закона предшествовал длительный и кропотливый труд.
Г) Органическая химия начинается с теории строения органических соединений и это знакомство с Александром Михайловичем Бутлеровым – русским химиком, который создал эту теорию, предсказал, изучил и синтезировал многие органические вещества.
По-моему мнению этих людей мы смело можем назвать патриотами своей Родины и знакомство с ними, как с личностями, вызывает чувство гордости за свою страну.
Знание достопримечательностей своей страны - это тоже частичка патриотизма. С некоторыми из них обучающиеся имеют возможность познакомиться на страницах учебников химии. Например: Царь – пушка. Царь – колокол, скульптура «Рабочий и колхозница» (Век медный, бронзовый, железный).
А с какими-то можно познакомиться дополнительно. Например, с Алмазным фондом России при изучении темы «Углерод» в 9 классе или «Аллотропия неметаллов» в 8 классе.
(Алмазный фонд Российской Федерации — составная часть Государственного фонда драгоценных металлов и драгоценных камней Российской Федерации, представляющая собой собрание уникальных самородков драгоценных металлов и уникальных драгоценных камней, имеющих историческое и художественное значение)
Включение в урок интересных исторических фактов, связанных с великими открытиями в области биологии и химии, также способствует формированию чувства патриотизма у школьников.
Нефть. Способы ее переработки. 10 класс - В период 1941-1945гг. Николай Дмитриевич Зелинский возглавлял научную школу, исследования которой были направлены на разработку способов получения высокооктанового топлива для авиации. Ему удалось создать синтетический бензин лучшего качества, чем полученный при перегонке нефти. Новый бензин дал возможность резко увеличить мощность моторов и скорость самолетов. На этом бензине самолеты могли взлетать с меньшего разбега и подниматься на большую высоту с большим грузом. Это была неоценимая помощь авиации. Обучающиеся рассматривают схему крекинг процесса.
При изучении темы «Мхи» в 5 классах я рассказываю ребятам о том, что во время первой мировой войны, когда было много раненых красноармейцев, но не хватало ваты и бинтов использовали мох сфагнум. (Однажды врач Новотельнов вышел за околицу села, здесь начиналось болото. Вдруг он заметил под снегом чистый мох сфагнум. Новотельнов вспомнил, что в студенческие годы видел под микроскопом препарат листа сфагнума с большими пустыми клетками. Сейчас в этих клетках замерзла вода. Сухой мох кладут на скотных дворах, и он прекрасно впитывает навозную жижу. С таким же успехом он может впитывать кровь и гной. На следующее утро, несмотря на мороз, партия санитаров отправилась за сфагнумом. Разрывая снег, они выдергивали мерзлые пласты мха и за три часа собрали 300 кг. Когда мох оттаял, его отжали и разложили на простынях на полу в хорошо протопленной перевязочной. Через сутки он высох и был использован вместо ваты. Более того, мох заменил и йод: содержащееся в нем фенольное соединение сфагнол, подобное карболовой кислоте, обладает дезинфицирующими свойствами, и в ранах не развивается гнойная инфекция).
Включение в уроки регионального компонента (содержания) позволяет узнать многое о природе и природных богатствах нашей Саратовской области. Элементы включаются в урок в виде информации на слайде, в рассказе учителя, или в виде небольших сообщений обучающихся.
Юные патриоты должны знать и об экологической ситуации в стране и области. Об источниках загрязнения биосферы, оболочки земли, населенной живыми организмами. Информацию об этом также несет в себе региональное содержание. Обучающимся предоставляется возможность познакомиться с предприятиями Саратовской области, являющимися источниками загрязнения окружающей среды.
Также я всегда обращаю внимание на экологические проблемы нашего населенного пункта.
На основании опыта своей работы считаю, что уроки химии и биологии способствуют формированию чувства патриотизма у школьников, которое так необходимо в наше время.
Познание, постижение человеком Родины, патриотическое воспитание в годы детства, отрочества и ранней юности – очень важны. Поэтому эта работа должна вестись как на уроках, так и во внеурочное время. Этот длительный кропотливый труд окупится в будущем мощным развитием и процветанием нашей страны. Ведь нам есть на кого равняться.
В заключении хочу отметить, что возрождение патриотических ценностей в процессе обучения зависит не только от наших возможностей, а самое главное от желания воспитать новое поколение настоящими гражданами страны. А методы, технологии преподаватель, чувствующий на себе ответственность за молодое поколение и за будущее нашей страны, найдет и подберет сам. Наша задача: воспитать подлинные патриотические чувства к Родине у подрастающего поколения.
В современных условиях преподаватель обязан не только формировать знания и умения по предмету, но и максимально раскрывать и использовать воспитательный и развивающий потенциал своей учебной дисциплины, для формирования гуманистического мировоззрения, активной жизненной позиции молодого поколения.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методы нравственного воспитания в работе классного руководителя
из опыта использования метода игровых ситуаций...
Практический аспект духовно-нравственного развития и воспитания в работе классного руководителя
Из опыта работы классного руководителя...
Инновационные педагогические технологии и активные методы воспитания в работе классного руководителя
Использование инновационных технологий, активных методов обучения и воспитания в работе классного руководителя Дискуссионные методы воспитания:• Метод эвристич...
Основные направления патриотического воспитания на уроках истории
Доклад на заседании методического объединения учителей общественных наук...
Основные направления патриотического воспитания в школе
Важнейшей составной частью воспитательного процесса в современной российской школе является формирование патриотизма и культуры межнациональных отношений, которые имеют огромное значение в социально-г...
Патриотическое воспитание школьников. Отчёт классного руководителя.
Патриотическое воспитание школьников. Отчёт классного руководителя....
ОСОБЕННОСТИ, СОДЕРЖАНИЕ И ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ШКОЛЬНИКОВ В РАБОТЕ КЛАССНОГО РУКОВОДИТЕЛЯ
Статья посвящена патриотическому воспитанию школьников в работе классного руководителя. В ней рассматриваются особенности, содержание и основные направления данной работы. Важность формирования патрио...