"Информационные компетенции в современной школе и гражданском воспитании школьников"
статья на тему
Материал предназначен для учителей истории и обществознания.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
informatsionnye_kompetentsii_v_sovr_shk_i_grazhd_vospt_shk.doc | 44 КБ |
Предварительный просмотр:
Информационные компетенции включают в себя:
- навыки деятельности по отношению к информации в учебном предмете и образовательных областях, а также в окружающем мире;
- владение современными средствами информации (телевизор, магнитофон, телефон, факс, компьютер, принтер, модем, копир и т.д.) и ИКТ (аудио-, видеозапись, электронная почта, СМИ, Интернет);
- поиск, анализ и отбор необходимой информации, ее преобразование, сохранение и передача.
В школе преобладает репродуктивная модель образования, когда учащиеся лишь воспроизводят полученные знания, и почти отсутствует практика развития креативного, т.е. новаторского, творческого восприятия информации. Сейчас поэтому очень важным является выработать компетенции учащегося, т.е. дать ему импульс для самостоятельного принятия решений и развить опыт в коммуникации. Таким образом, основной моделью развития гражданского образования должна быть поисковая модель, а основным способом реализации этой модели — ориентация гражданского образования на проектные технологии, т.е. обучение в процессе сотрудничества с использованием информационно-коммуникативных технологий. Например, учащиеся совместно разрабатывают какой-то проект. Если действует эта модель, то учащийся приобретает опыт, более того, у него появляются новые мотивации учебного процесса.
В первую очередь гражданское образование должно быть ориентировано на потребность гражданина. Сегодня оно несет весьма важную миссию: формирование идеалов гражданственности, общекультурной российской идентичности и воспитание гражданской компетентности. Под компетентностью понимается ситуативная готовность учащегося использовать полученные знания. Неотъемлемыми элементами этого подхода является обращение к прошлому опыту детей, открытое обсуждение новых понятий, дискуссии, игровая деятельность, психологические тренинги, проектная деятельность. Здесь хотелось бы подробнее сказать о проектной деятельности. Мини-проекты (исследовательские или творческие работы) могут выполняться учащимися постоянно. Проекты помогают осознать цель обучения здесь и сейчас и направлены против его демотивированности. Усиление практической направленности обществоведческого образования находит отражение в целевой установке на формирование ключевых социальных компетенций в интеллектуальной, коммуникационной, информационной, общественно-политической и прочих сферах. Компетентность сочетает в себе фундаментальные и практические знания, включая научные представления о важнейших сферах социальной жизни и основных видах деятельности людей, о возможностях достижения успеха в том или ином виде деятельности, о проблемах, которые на пути к успеху требуют решения; ценностные ориентиры деятельности; социальные нормы, ее регулирующие; умения и навыки, позволяющие осуществлять типичные виды социальной деятельности, собственный опыт творческой деятельности. Таким образом, формирование компетенции означает освоение важнейших элементов культуры.
Ключевые компетенции, которые призваны формировать личность, формируются многими учебными предметами с использованием их специфических возможностей.
Выделяют следующие компетенции:
- компетентность в сфере самостоятельной познавательной деятельности (специфика состоит в усвоении способов приобретения знаний из различных источников социальной информации);
- компетентность в сфере трудовой деятельности (специфика состоит в раскрытии экономических, социологических, этических и правовых аспектов трудовой деятельности);
- компетенции, связанные с возникновением информационного общества (развивает способность критического отношения к информации и рекламе, распространяемым по каналам СМИ).
- компетентности в сфере гражданско-общественной, социальной деятельности и межличностных отношений;
- компетенции, касающиеся жизни в многокультурном и миогоконфессиональном обществе. Содействовать воспитанию толерантности как моральной ценности, социальной нормы складывающегося в России гражданского общества, пониманию и уважению иного образа мыслей и образа жизни, формированию способности жить в мире и согласии с людьми других культур, языков и религий.
Реализация личностно-ориентированного подхода в обучении способствует:
- развитию патриотизма и гражданственности, пониманию общего и особенного в развитии конкретного региона Российской Федерации;
- становлению социальной ответственности личности через отношение к конкретным проблемам развития региона как части России;
- развитию умений получать социальную информацию и самостоятельно ориентироваться в ней через расширение круга источников, отражающих региональные вопросы: местные СМИ, информация от близких людей, личные наблюдения и др.;
- решению адаптационных задач социализации личности в специфических условиях региона;
- решению профориентационных задач в условиях региональной системы образования и рынка рабочей силы.
Одним из интенсивных методов социальной практики является социальное проектирование. Основная цель социального проектирования - создать условия, способствующие формированию у учащихся собственной точки зрения по обсуждаемым проблемам. Социальное проектирование представляет собой незаменимую сферу применения гражданских компетентностей. В отличие от уроков здесь нет жесткого ограничения времени, места приложения сил. Здесь возможна живая практика, с настоящими социально-значимыми результатами, реально влияющими на социальную действительность.
Социальные проекты дают учащимся возможность связать и соотнести общие представления, полученные в ходе уроков, с реальной жизнью, в которую вовлечены они сами, их друзья, семьи, учителя, с общественной жизнью, с социальными и политическими событиями, происходящими в масштабах микрорайона, города, края, наконец, страны в целом. В ходе реализации проектов учащиеся активно используют свои знания, умения и навыки.
Технология проектного обучения
Само понятие "проект" заимствовано из латинского языка и имеет в буквальном переводе яркую смысловую окраску: "брошенный вперед".
Цель проектного обучения состоит в том, чтобы создать условия, при которых учащиеся: самостоятельно и охотно приобретают недостающие знания из разных источников; учатся пользоваться приобретенными знаниями для решения познавательных и практических задач; приобретают коммуникативные умения, работая в различных группах; развивают у себя исследовательские умения (умения выявления проблем, сбора информации, наблюдения, проведения эксперимента, анализа, построения гипотез, обобщения); развивают системное мышление.
Информационные проекты предполагают сбор информации о каком-либо процессе или объекте. «Выпускники нашей школы – известные люди нашей страны», «История географических названий нашего района».
По предметно-содержательной области проекты дифференцируются на предметные, межпредметные и системные.
Учебные проекты еще принято различать по характеру управления: в непосредственных проектах - учащиеся имеют возможность общения с учителем «здесь и сейчас», в сетевых (телекоммуникационных) - участники связываются с организаторами проектной деятельности посредством сети Интернет.
В последнее время получил распространение еще один термин – «интерактивное обучение». Данный термин обозначает обучение, основанное на активном взаимодействии с субъектом обучения (учителем).
Интерактивное обучение – это обучение с хорошо организованной обратной связью субъектов обучения, с двусторонним обменом информацией между ними, с применением ИКТ.
Цель: развитие у педагогов профессиональных компетенций в области использования образовательных технологий.
Задачи:
-ознакомление педагогов с современными образовательными технологиями;
-овладение педагогами приемами различных технологий;
-подготовка педагогов к методически грамотному применению современных образовательных технологий в учебно-воспитательном процессе.
В результате дистанционного обучения педагоги должны
знать:
-классификации современных образовательных технологий.
уметь:
-методически грамотно структурировать урок с использованием СОТ.
владеть:
-СОТ;
-приемами различных технологий.
Что дает информационная компетенция?
- Владеть навыками работы с различными источниками информации: книгами, учебниками, справочниками, атласами, картами, определениями, энциклопедиями, каталогами, словарями, CD-Rom, Интернетом.
- Самостоятельно искать, извлекать, систематизировать, анализировать и отбирать необходимую для решения учебных задач информацию, организовать преобразование, сохранять и передавать ее.
- Ориентироваться в информационных потоках, уметь выделять в них главное и необходимое, уметь осознанно воспринимать информацию, распространенную по каналам СМИ.
- Владеть навыками использования информационных устройств: компьютеров, телевизоров, магнитофонов, телефонов, мобильных телефонов, пейджеров, факсов, принтеров, модемов, копиров.
- Применять для решения учебных задач ИКТ: аудио- и видеозапись, электронную почту, Интернет.
Школа должна стремиться выпускать из своих стен личность, которая будет легко ориентироваться в современных процессах информатизации и социализации. В реализации этой проблемы важную роль играет информационная компетенция. Поэтому в современной школе необходимо внедрение ИКТ, применение на уроках различных мультимедийных пособий, презентаций, интерактивное обучение, метод проектирования, широкое использование Интернет-ресурсов.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Доклад "Гражданское воспитание школьников в системе работы классного руководителя"
Содержание доклада по теме "Гражданское воспитание школьников в системе работы классного руководителя" основано на личном опыте работы. Выступление подготовлено дл...
"Специфика современного и нравственного и гражданского воспитания школьников" (панорама педагогических идей)
В определении современного воспитательного идеала необходимо опираться на отечественные традиции и сохраняит преемственность по отношению к воспитательным идеалам предшествующих эпох....
Эссе "Информационная среда в современной школе"
Школа - это мастерская человечности, а учитель в ней мастер. Современная школа ориентирует педагогическое сообщество на воспитание человек...
П Р О Г Р А М М А по гражданскому воспитанию школьников
Актуальность проблемыгражданского воспитания детей и молодежи Гражданское воспитание подрастающего поколения всегда являлось одной из важней...
Школьные музеи и их роль в патриотическом и гражданском воспитании школьника
Сегодня включение форм и средств музейной деятельности в образовательный процесс может рассматриваться как «внутренняя новация, новизна» которая определяет место новых методик образо...
Тематическая линейка как средство патриотического и гражданского воспитания школьников
Очень эффективными по степени воздействия на учащихся являются школьные тематические линейки. Объясню, почему. На линейку, по звонку, собирается вся школ...
Внеклассное мероприятие по теме: "Гражданское воспитание школьника".
Данное мероприятие можно проводить на классных часах....