П Р О Г Р А М М А по гражданскому воспитанию школьников
рабочая программа на тему
Актуальность проблемы
гражданского воспитания детей и молодежи
Гражданское воспитание подрастающего поколения всегда являлось одной из важнейших задач современной школы, ведь детство и юность – самая благодатная пора для привития священного чувства любви к Родине, для воспитания гражданина своей страны. Под гражданским воспитанием понимается постепенное формирование у учащихся любви к своей Родине, постоянная готовность к защите интересов своей страны. Изменения в российском обществе вызвали изменения и в социальном заказе социума к образовательным учреждениям. Образование ставит и, главное, решает задачи развития личности, превращаясь тем самым в действенный фактор развития общества. В этих условиях очевидна неотложность решения проблемы воспитания гражданственности и патриотизма, так как гражданское и патриотическое воспитание направлено на формирование и развитие личности, обладающей качествами гражданина – патриота Родины и способной успешно выполнять гражданские обязанности в мирное и военное время. Поэтому разработка новых концептуальных подходов к организации гражданского и патриотического воспитания граждан является актуальной задачей.
Скачать:
Предварительный просмотр:
П Р О Г Р А М М А
по гражданскому воспитанию школьников
Актуальность проблемы
гражданского воспитания детей и молодежи
Гражданское воспитание подрастающего поколения всегда являлось одной из важнейших задач современной школы, ведь детство и юность – самая благодатная пора для привития священного чувства любви к Родине, для воспитания гражданина своей страны. Под гражданским воспитанием понимается постепенное формирование у учащихся любви к своей Родине, постоянная готовность к защите интересов своей страны. Изменения в российском обществе вызвали изменения и в социальном заказе социума к образовательным учреждениям. Образование ставит и, главное, решает задачи развития личности, превращаясь тем самым в действенный фактор развития общества. В этих условиях очевидна неотложность решения проблемы воспитания гражданственности и патриотизма, так как гражданское и патриотическое воспитание направлено на формирование и развитие личности, обладающей качествами гражданина – патриота Родины и способной успешно выполнять гражданские обязанности в мирное и военное время. Поэтому разработка новых концептуальных подходов к организации гражданского и патриотического воспитания граждан является актуальной задачей.
Этим и определяется необходимость создания целевой программы по гражданскому воспитанию учащихся .
Воспитательный процесс, являющийся частью образовательного, организуется на основе комплексного подхода к решению задач гражданского, патриотического, правового, нравственного и эстетического воспитания учащихся.
Модель воспитанника ориентирована на реальную жизнь, проблемы, которые решает страна. Ввиду все более заметной постепенной утраты нашим обществом традиционного российского патриотического сознания, в общественном сознании получили широкое распространение эгоизм, равнодушие, цинизм; проявляется устойчивая тенденция падения престижа военной и государственной служб. В этой ситуации необходима систематическая и целенаправленная деятельность по формированию высокого гражданского и патриотического сознания, чувства верности своему Отечеству. Поэтому все содержание обучения и воспитания в школе –интернате направлено на создание условий гражданско-патриотического воспитания с учетом возрастных особенностей учащихся.
Обоснование актуальности
Согласно «Национальной доктрине образования в Российской Федерации» система образования должна обеспечить историческую преемственность поколений, сохранение, распространение и развитие национальной культуры; воспитание патриотов России, граждан правового, социального, демократического государства, уважающих права и свободы личности и обладающих высокой нравственностью».
В настоящее время гражданское образование находится на этапе становления, который включает в себя разработку содержания гражданского образования, развитие демократических начал в жизни общеобразовательных учреждений и организацию социальной практики обучающихся. Гражданское образование направлено на формирование гражданской компетентности личности. Становление гражданской компетентности школьников неразрывно связано с формированием у них основополагающих ценностей российской и мировой культуры, определяющих гражданское самосознание.
Поэтому наш выпускник – гражданин России, способный, эффективно адаптируясь, свободно самоопределяться и самореализовываться в культурном и социальном пространстве на основе сложившейся системы ценностных ориентаций и нравственных позиций, опирающихся как на национальные, так и общечеловеческие ценности. Способность легко и ответственно вписываться в новые условия проявляется в готовности личности выпускника к социальному взаимодействию, в адекватном отношении к себе, к окружающим. Таким образом, нельзя не согласиться с В.В.Давыдовым, который, говоря о школе, подчеркивает, что если данному обществу требуется формирование у детей нового круга способностей, то для этого необходимо создать такую систему воспитания и обучения, которая организует эффективное функционирование новых типов воспроизводящей деятельности.
Воспитание, являясь частью образовательного процесса, направлено на созданию долгосрочных творческих дел, среды совместных детско-взрослых проектов, на которых сходятся учебная и внеучебная жизнь.
В основу целевой программы гражданского воспитания положены требования государственной программы «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2006 — 2010 годы», Конвенции о правах ребенка, Закона РФ "Об основных гарантиях прав ребенка", Закона РФ "Об образовании", Национальной доктрины образования в Российской Федерации, одобренной постановлением Правительства Российской Федерации от 04.10.2000 г., Концепции модернизации Российского образования на период до 2010 года, Национального проекта «Образование»
На основе указанных выше документов разработана и реализуется данная программа.
Центральное место в ней занимает гражданско-патриотическое воспитание, которое состоит в воспитании высокого патриотического сознания, чувства верности своему Отечеству, выполнения гражданского долга в мирное и военное время, формирование социально значимых ценностей, гражданственности, патриотизма, развития познавательных интересов и потребностей.
Программа направлена на развитие детей, повышение их интеллекта и престижа духовных ценностей. Принципиально новым является подход к воспитанию в целостном образовательном процессе: не подготовка к жизни, а реальное включение в жизнь (т.е. социализация личности), поэтому создается система интегрирования всех видов деятельности, необходимых для практического самоопределения каждого ребенка, развитие гражданско-патриотической позиции.
Концептуальные основы
- формирование ведущих качеств личности;
- практическая деятельность педагогов и воспитанников;
- оптимальное сочетание индивидуального воспитания, воспитания в коллективе и самовоспитания;
- неразрывная связь с воспитательными факторами среды: родителями, внешкольными воспитательными учреждениями, производственными и обслуживающими объектами микрорайона.
Цели и задачи
Исходя из анализа актуальности программы, можно сформулировать цели и задачи гражданского воспитания:
Цель программы гражданского воспитания
Создание эффективных условий для формирования гражданско-патриотического воспитания с учетом возрастных особенностей учащихся.
Основные задачи программы:
- формировать патриотические чувства и сознание граждан на основе исторических ценностей и роли России в судьбах мира, сохранять и развивать чувства гордости за свою страну;
- воспитывать личность гражданина – патриота Родины, способного встать на защиту государственных интересов страны;
- совершенствовать нравственные качества, воспитывать достойных граждан, патриотов и защитников Отечества;
- формировать комплекс нормативного, правового и организационно-методического обеспечения функционирования системы гражданского и патриотического воспитания.
Содержание
Воспитательная система переходит в новое качественное состояние, в сотворчество детей и взрослых, связанных едиными задачами, деятельностью, образом жизни, гуманными отношениями, реализуемыми через разнообразную практическую деятельность, в том числе и через коллективное творческое дело.
В основе процесса образования и воспитания лежит идея личностного подхода, принцип преемственности и непрерывности, толерантности, уважения к наследию и традициям прошлого.
Во главу воспитательного процесса поставлено развитие личности как системы, основой которой является формирование гражданско-патриотического сознания, чувства верности к своему Отечеству, к своей малой Родине.
Основные направления реализации Программы
- Использование государственных символов России в гражданско-патриотическом воспитании.
- Совершенствование процесса гражданского воспитания
- Развитие научно-теоретических и методических основ гражданского воспитания
- Информационное и техническое обеспечение в области гражданского воспитания
С учетом психологических, физиологических возрастных особенностей детей и подростков в школе-интернате созданы условия для обеспечения гражданского воспитания ребенка на каждом из возрастных этапов (в детстве, отрочестве, юности), поэтому в программе выделены три ступени.
На I ступени обучения
- заложить основные моральные ценности, нормы поведения;
- гуманизировать отношения между воспитанниками, педагогами и учащимися;
- помочь школьникам приобрести опыт общения и сотрудничества;
- мотивировать интерес к знаниям и самопознанию;
- сформировать первые навыки творчества на основе положительной мотивации на учение;
- воспитывать чувство верности своему Отечеству через внеклассные мероприятия, беседы, КТД , и т.д.
На II ступени обучения, представляющей собой продолжение формирования познавательных интересов учащихся и их самообразовательных навыков, педагогический коллектив школы-интерната стремится:
- продолжить формирование системы ценностей и установок поведения подростка;
- заложить фундамент предпрофильной подготовки воспитанников, необходимой для продолжения образования на III ступени и выбора ими своего направления профессиональной подготовки с учетом собственных способностей и возможностей;
- создать условия для самовыражения учащихся в различных видах познавательно-преобразовательной деятельности на учебных и внеучебных занятиях в школе-интернате и вне ее.
Воспитание на III ступени обучения, ориентированное на продолжение развития навыков самоорганизации и самовоспитания, предопределило необходимость решения следующих задач:
- определить гражданскую позицию, социально-политическую ориентацию;
- нравственное, духовное, физическое становление выпускников, полное раскрытие и развитие их способностей;
- сформировать психологическую и интеллектуальную готовность их к профессиональному и личностному самоопределению;
- обеспечить развитие теоретического мышления, высокий уровень общекультурного развития.
В педагогической копилке имеются различные формы организации и проведения воспитательных мероприятий, методические материалы постоянно пополняются, наиболее интересные находки обобщаются.
Мероприятия по реализации Программы
Направления работы | Базовые мероприятия по реализации направлений |
Реализация образовательных программ гражданско-патриотического воспитания обучающихся в урочное время |
истории и права, литературы, ИЗО |
Формирование гражданско – патриотического сознания |
|
Привлечение общественности к решению проблем патриотического воспитания детей и молодежи |
|
Создание системы гражданско – патриотического воспитания детей
|
|
Повышение уровня работы школьного пресс-центра по вопросам гражданско-патриотического воспитания детей и молодежи |
|
Гражданское воспитание через различные формы экскурсионной работы, походы
|
|
Сотрудничество с родителями и педагогами |
|
Система воспитательной работы, направленная на благотворительность |
|
В патриотическом и гражданском воспитании педагогический коллектив видит мощный и эффективный потенциал формирования и развития коммуникабельности, деловой и нравственной культуры учащихся, воспитание личности гуманной, креативной, способной не только мыслить, но и творить, созидать, сострадать.
Таким образом, изменения, происходящие в обществе, определяют новые требования к отечественной системе образования в целом и организации учебно-воспитательного процесса нашей школы , важнейшей задачей которого является успешная самореализация личности в период обучения и после его окончания, ее социализация в обществе. Усиление воспитательной функции образования, формирование гражданственности, патриотизма, трудолюбия, нравственности, уважения к правам и свободам человека, любви к Родине, семье, окружающей природе – это одно из базовых направлений деятельности школы.
В соответствии с этим, развитие системы образования и воспитания в школе предопределяет необходимость реализации ряда приоритетных направлений:
- формирование чувства гражданственности, патриотизма и сознания воспитанников, сохранение и развитие у них чувства гордости за свою страну;
- формирование нравственных ценностей, основанных на исторических традициях, нравственности, культурном наследии своего Отечества;
- воспитание чувства собственного достоинства, самоутверждения, желание достигнуть поставленной цели, удовлетворённости от выполнения своего долга;
- формирование здорового образа жизни на основе бережного отношения каждого ребенка к своему здоровью
- подготовка учащихся к осознанному служению обществу, к жизни, законам и требованиям этого общества;
- социализация детей и подростков на основе педагогического сотрудничества учащихся, педагогов и родителей в системе ученического самоуправления, расширения межведомственных связей с внешкольными учреждениями.
Ожидаемый результат
Реализация целевой программы гражданского воспитания «Я – гражданин России»
- обеспечение благоприятных условий для духовного и культурного роста подрастающего поколения;
- создание условий для преемственности поколений;
- конкретизация цели воспитательной работы;
- содействие решению проблемы формирования гражданских, духовно-патриотических ценностей у учащихся;
- воспитание чувства верности конституционному и воинскому долгу;
- создание системы работы педагогического коллектива по данной проблеме;
- повышение интеллектуального, культурного, физического, нравственного развития учащихся,
- поступление обучающихся в учебные заведения.
Выполнение программы приведёт к совершенствованию и развитию системы, обеспечивающей целенаправленное формирование у воспитанников нашей школы-интерната; повышению их социальной активности, гражданственности и патриотизма, чувства гордости и верности своему Отечеству, малой Родине – городу Оренбургу и Оренбургской области.
Мы стремимся к тому, чтобы у каждого ребенка была развита совокупность его способностей, чтобы ребенок был творцом развитых форм общения, отсюда идея целостного подхода к воспитанию . Главная наша задача состоит в том, чтобы каждый ребёнок стал Человеком, Гражданином, Личностью, Патриотом.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Роль и задачи педагогического коллектива по экологическому воспитанию школьников в соответствии с Краевой Программой экологического воспитания и образования.
Анализ работы по экологическому воспитанию школьников за 2009-2010г....
Семинарское занятие для педагогов «Нравственно-половое воспитание школьников» Семинарское занятие для педагогов «Нравственно-половое воспитание школьников»
Семейное воспитание затрагивает самые сокровенные стороны жизни детей, которые не затрагиваются в общественном воспитании. Это богатство эмоционального мира, закладываемого семьёй, становится фу...
КРУГ РАДОСТИ и ДОБРА – одна из форм нравственно-духовного воспитания школьников. Основной целью обучения и воспитания учащихся гимназии "Самопознание" является приобщение детей к ценностям современного общества, формирование способности осознать себя, о
1. Круг радостиØПриглашаю вас всех в наш «круг радости». Давайте все встанем дружно в круг, рядышком, плечом к плечу. А теперь возьмемся за руки и начнем наш урок «Самопознание» с прекрасной песни, ко...
Воспитание человека-патриота приоритетная образующая модель воспитания школьника
доклад на родительское собрание...
Республиканская НПК "Духовно-нравственное воспитание школьников в свете ФГОС". Выступление на тему: "Творческий кино-эксперимент школьников как способ развития читательской компетенции и эффективный путь развития нового мышления у подростков".
Республиканская научно-практическая конференция "Духовно нравственное воспитание школьников в свете ФГОС"...
«Диагностика воспитанности как одна из приоритетных ролей воспитания школьников».
Выступление на педагогическом совете МАОУ СОШ № 26: «Диагностика воспитанности как одна из приоритетных ролей воспитания школьников»....