Школьные музеи и их роль в патриотическом и гражданском воспитании школьника
опыты и эксперименты по истории на тему
Сегодня включение форм и средств музейной деятельности в образовательный процесс может рассматриваться как «внутренняя новация, новизна» которая определяет место новых методик образовательной и воспитательной деятельности.
Историческое знание сегодня – знание особое, его целью и содержанием является формирование исторического мышления, поэтому обучение истории должно быть наиболее приближено к требованиям личности, должно формировать историческое мышление с самых ранних стадий развития личности.
Предметность, убедительность и эмоциональность музейной информации создают важнейшую предпосылку для выполнения музеем образовательно-воспитательной функции, его научно-просветительной деятельности.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rol_shkolnogo_muzeya_v_vospitanii.docx | 22.48 КБ |
Предварительный просмотр:
МО учителей истории Красногвардейского района
Доклад на тему:
«Школьные музеи и их роль
в патриотическом и гражданском
воспитании школьника»
(Из практики работы школьного музея Археологии)
Доклад подготовил: Сапожников Юрий Александрович
учитель истории и обществознания
МБОУ СОШ № 11 с.Красногвардейское
Республики Адыгея.
с. Красногвардейское 2014
«Школьный музей это взгляд из прошлого в будущее».
Тема доклада: Роль школьного музея в патриотическом и гражданском
воспитании школьника
1. Школьный музей и его место в учебном процессе
2. Роль музеев в воспитательной деятельности
3. Место патриотического и гражданского воспитания в структуре воспитания человека и гражданина.
4. Средства и формы музейной деятельности: эффективность воздействия на личность
Введение
Идея патриотизма в России, во все времена занимала особое место в формировании подрастающего поколения, хотя на протяжении последних десятилетий развития нашего общества, она все более деформировалась, обрастая политическими или даже чисто спекулятивными наслоениями. Новые реалии стимулируют поиск актуального содержания патриотической идеи как духовной опоры, скрепы, общественного сознания, как важнейшей составляющей общенациональной идеологии. В этих условиях определение сущности и специфики современного российского патриотизма, теоретических основ патриотического воспитания, и прежде всего молодежи, становится все более актуальной задачей.
Особенно настоятельна необходимость в создании новых, более оптимальных условий организации патриотического воспитания, в современной России, находящейся на крутом историческом переломе. Разрушение советской системы патриотического воспитания молодежи произошло практически без замены ее какой-либо иной системой. Вследствие этого российское государственное здание лишилось важнейшей опоры - патриотизма. Проведение экономических реформ в стране, вряд - ли будут успешными, если система образования и культуры, будет лишена столь необходимого им компонента, как патриотизм. Абсолютно понятно, что включение личности в общество должно сопровождаться образовательно-воспитательным процессом.
Полагаю, что в этом процессе, учреждения дополнительного образования в частности школьные музеи, должны рассматриваться во взаимосвязи двух составляющих- обучения и воспитания, активизирующих личность на овладение знаниями, практическими умениями и навыками, способами творческой деятельности, социальными отношениями. Дополнительное образование не просто предоставляет возможность обновления и приобретения новых знаний, но и формирует потребность личности в постоянном самосовершенствовании и развиватии.
В Законе РФ «Об образовании» определены требования к воспитательной деятельности, где среди важнейших названа задача патриотического воспитания, воспитание гражданственности, трудолюбия, уважения к правам и свободам человека, любви к окружающей природе, Родине, семье. В законе отмечается, что содержания образовательной деятельности общества должно быть ориентировано на воспитание патриотизма и гражданственности через формирование человека, нацеленного на совершенствование этого общества.
К сожалению, в процессе педагогического воздействия на личность образователь-ная и воспитательная деятельность общества подразделяется на самостоятельно существующие элементы. Но нельзя забывать о том, что все структурные элементы являются частью одной, педагогической, системы общества. Взаимосвязь обучающей, развивающей и воспитательной функций образования есть обязательная составляющая общественного развития, поэтому в процессе воспитания различные направления воспитательного воздействия должны соединяться в единую систему.
Общество при формировании личности школьника должно обратить внимание на традиционные, но не достаточно востребованные обществом и школой формы и средства воспитания, включенные в арсенал музейной практики. Музей, предлагает более широкий спектр форм и методов воспитательного воздействия на личность.
Именно в школьном музее обучение и воспитание, пропаганда знаний об истории и культуре страны и ее отдельных регионов ведется на основе подлинных памятников материальной и духовной культуры народов. Именно подлинность музейной информации придает полученным здесь знаниям особую убедитель-ность и достоверность.
Воспитательная и образовательная роль музея многократно возрастает благодаря сотрудничеству со школой. Они дополняют друг друга, координируя свои усилия в деле становления молодой личности, и способны достигнуть и достигают значительных результатов. Примером такого сотрудничества может быть работа музея и школы по развитию краеведческого движения школьников. Из своего опыта могу сказать что, планомерная и систематическая, эта работа развивает кругозор, формирует гражданское самосознание молодого человека, прививает ему навыки исследователя. Формы краеведческой деятельности: поисковые экспедиции, археологические раскопки, походы по местам боевой, революцион-ной и трудовой славы, вырабатывают у детей не только определенные навыки, но и формируют чувство гордости и причастности к событиям родной истории.
2. Место патриотического и гражданского воспитания в структуре воспитания общечеловеческих ценностей.
Патриотическое воспитание – это систематическая и целенаправленная деятельность общества по формированию у граждан высокого сознания, чувства верности своему Отечеству, готовности к выполнению гражданского долга и конституционных обязанностей по защите интересов Родины, т.е. речь идет о формировании качеств личности, которые могут быть определены следующими признаками: нравственным (гражданское самосознание, гражданский долг, гражданская ответственность), правовым (правовая культура, соблюдение законов государства, личная свобода); социально-политическим (гражданская активность, политическая культура, патриотизм).
Одно из условий формирования патриота— воспитание правдой. Только правдивая информация воспринимается учащимися как явление действительности и соотносится с реальной практической деятельностью школьников.
3. Роль музея в патриотическом воспитании личности школьника
Сегодня включение форм и средств музейной деятельности в образовательный процесс может рассматриваться как «внутренняя новация, новизна» которая определяет место новых методик образовательной и воспитательной деятельности.
Историческое знание сегодня – знание особое, его целью и содержанием является формирование исторического мышления, поэтому обучение истории должно быть наиболее приближено к требованиям личности, должно формировать историческое мышление с самых ранних стадий развития личности.
Предметность, убедительность и эмоциональность музейной информации создают важнейшую предпосылку для выполнения музеем образовательно-воспитательной функции, его научно-просветительной деятельности. Важная роль принадлежит музеям в эстетическом воспитании, в освоении культурного наследия молодым поколением. И эти возможности музеев должны широко использоваться современной российской школой.
Музей часто сравнивают со школой, поскольку общеизвестна его ориентация на педагогические функции, но школа эта необычная, так как пришедший сюда ребенок не только получает знания, но и учится быть личностью.
Само по себе посещение музея мало, что дает. Нужно, чтобы увиденное стало личным переживанием, состоянием души. Только тогда посещение это будет иметь воспитательный эффект. Работа со школьниками, показала, насколько важно включать детей в процесс «музейного» воспитания на своем конкретном краеведческом материале подчеркнуть его связь с землей, на которой он живет и учится, со страной, в которой он родился.
В последние десятилетия усиливается интерес к истории родного края, разрабатываются и реализуются региональные и местные краеведческие программы, и здесь роль школьных и местных музеев неоценима.
В школьных музеях проходят встречи с ветеранами войны и труда, организуются тематические экскурсии, уроки мужества, выставки, классные часы, вечера, дискуссии и др. На базе школьных музеев действуют многочисленные кружки, клубы, при этом развивается сотрудничество щкольных музеев с государствен-ными музеями, архивами, библиотеками и т.д.
Музеи образовательных учреждений также имеют большое значение для реализации регионального компонента в образовании.
Формирование системы «музей — школа», для которой, уже созданы немалые предпосылки, — это качественно новый этап в работе каждого из этих учреждений. Для совершенствования этой системы важно скоординировать усилия научных учреждений, министерств культуры и просвещения.
В сферу деятельности музея должны быть непременно включены все возрастные группы ребят, начиная от дошкольников и младших школьников, ведь чем раньше в сферу воспитания ребенка включится музей, тем эффективнее окажется его воздействие в будущем.
Важная роль в этом принадлежит экскурсоводу — организатору процесса восприятия. От его подготовленности, эрудиции, умения зависит эффективность воспитательного воздействия музея, что особо благоприятно воздействует на подростковую аудиторию.
Т.о., использование краеведческого материала дает музейному работнику и учителю, неистощимый материал для всестороннего развития личности подростка, воспитания любви к родному краю, к Родине, к ее природе, способствует развитию любознательности, ответственности у школьников. А это и есть то, что мы называем патриотизмом.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Школьный музей в системе гражданско-патриотического воспитания школьников.
Цели и задачи деятельности школьного музея....
Проект "Школьный музей "Мульти-культи" как средство формирования толерантности у школьников"
Работа может быть полезна учителям культурологических дисциплин и педагогам-организаторам. Данный проектможет быть реализован в работе со школьниками всех возрастных групп. Цель: спос...
школьный музей и патриотическое воспитание школьников
В данной работе оценивается роль и значение школьных музеев.Цель музейной деятельности – формирование чувства ответственности за сохранение природных богатств, художественной культуры края, гордости з...
Проект Школьный музей – центр гражданско – патриотического воспитания школьников
Данный проект необходим для воспитания духовно-нравственных, гражданских и мировоззренческих качеств личности, которые проявляются в любви к Родине, к своему дому, в стремлении и умении беречь и приум...
ХIV Межрегиональные юношеские научно- исследовательские чтения имени Каюма Насыйри Проект «Школьный музей как центр гражданского становления и патриотического воспитания школьников»
Патриотическое воспитание подрастающего поколения всегда является одной из важнейших задач современной школы, ведь детство и юность - самая благодатная пора для привития священного чувства любви к Р...
Школьный музей- центр нравственно-патриотического воспитания школьников
В выступление автор говорит о важном значение школьных музеев в воспитании нравственно-патриотических чувств у подрастающего поколения, делится своим опытом по работе школьного музея....
Школьный музей-центр патриотического воспитания школьников
Выступление на районном семинаре...