"Специфика современного и нравственного и гражданского воспитания школьников" (панорама педагогических идей)
статья по теме
В определении современного воспитательного идеала необходимо опираться на отечественные традиции и сохраняит преемственность по отношению к воспитательным идеалам предшествующих эпох.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Выступление на м/о классных руководителей 2012г. | 162 байта |
Предварительный просмотр:
Выступление на школьном методическом объединении
Доклад на тему:
« Смысловой аспект литера - турных произведений духовной направленности ».
Подготовила
учитель начальных классов
первой категории
Беленева Т. В.
9января1914г.
В настоящее время стала очевидной необходимость духовно- нравственного воспитания русского человека, без чего Отечество не только не способно прогрессивно развиваться, но и исторически обречено. Современные дети относительно мало читают, особенно классическую художественную литературу. Телевидение, видео вытесняют
чтение как познавательную и художественно-эстетическую деятельность. Вследствие низкой культуры чтения ученики испытывают трудности в обучении и развитии логического мышления и воображения, связанные с невозможностью смыслового анализа текстов различных жанров, неспособностью сформировать внутренний план действий.
Невостребованным оказывается богатство мировой художественной культуры и справочно-познавательной литературы, возникает угроза прерывания канала передачи духовного нравственного опыта от поколения к поколению. Как и в борьбе с неграмотностью, современная школа вынуждена, к сожалению, выдвигать требование научить ребёнка читать целенаправленно, осмысленно, творчески. Тревогу вызывает односторонняя ориентация взрослых — родителей и педагогов — на усвоение ребёнком знаний, умений, навыков, т. е. исключительно на умственное развитие в ущерб духовно-нравственному воспитанию и становлению личности.
Духовность является фундаментальным свойством человека, интегрирует в себе духовные потребности и способности человека самореализовывать себя в поисках истины, в творчестве, в стремлении к добру, свободе, справедливости.
Особое место в духовно-нравственном воспитании отводится начальной школе, так как в этом возрасте дети охотно открывают для себя мир человеческих отношений, могут понять и переживать то, что происходит с другим человеком.
Важнейшая задача, которая стоит перед учителем, заключается в том, чтобы формировать у младших школьников такие личные качества, как совесть, долг, честь, достоинство. Эти качества нужно воспитывать с рождения, воспитывать в любом обществе, при любых социально-экономических условиях.
Большие возможности духовно-нравственного воспитания заложены в содержании литературных произведений, изучаемых на уроках литературного чтения.
Проанализировав содержание учебников «Литературное чтение», заметно, что авторы смогли подобрать такие произведения, которые содействуют духовно-нравственному становлению человека, формированию у него:
- нравственных чувств (совести, долга, веры, ответственности, гражданственности, патриотизма);
- нравственного облика (терпения, милосердия, кротости, незлобивости);
- нравственной позиции (способности к различению добра и зла, проявлению самоотверженной любви, готовности к преодолению жизненных испытаний);
- нравственного поведения (готовности к служению людям и Отечеству, проявления духовной рассудительности, послушания, доброй воли
На уроках используются произведения А.С.Пушкина, М.Ю.Лермонтова, А.К.Толстого, Л. Н. Толстой «Косточка» И.А.Крылова, Н.А.Некрасова, а также русские народные сказки, пословицы и поговорки.
В методике литературы уже начальной школы возможно ввести элемент философии литературы, расширяя смысловой аспект художественного произведения. Для реализации этой цели необходимо решать следующие задачи:
- вовремя сформировать читательский вкус, воспитывая детей на образцовых
классических текстах;
- стараться максимально приблизить исторический контекст произведения к
современности, преодолевая « грани времён»;
- выработать в детях способность стремиться к познанию;
- не разрушать целостное восприятие мира и показать его гармонию.
Важной особенностью выбора произведений, включённых в учебники, является их соответствие возрастным особенностям младшего школьника. В этой связи важно, что учебники дают возможность обратиться к произведениям устного народного творчества, особенно к сказкам. Именно сказки по своему сюжету (борьба добра и зла) и по своей идее (победа добра), дают обширный материал в понятной и доступной детям форме для формирования таких качеств, как трудолюбие, доброта, способность сопереживать.
Одним из приемов, помогающих решить вышеназванные задачи, является обращение к анализу слова, стилистике текста, языку символов. Рассмотрим это на примере изучения произведения А.С.Пушкина «Сказка о мертвой царевне и семи богатырях». Центральной темой сказки, как известно, является утверждение добра и обличение зла, два вида красоты .Человек в земном своем бытии находится между этими началами. Для понимания этой мысли необходимо с учащимися проанализировать образы царицы и царевны. Образы молодой царевны и царицы рассматриваются с опорой на текст:
Но царевна молодая,
Тихомолком расцветая,
Между тем росла, росла,
Поднялась - и расцвела,
Белолица, черноброва,
Нраву кроткого такого…
И образ царицы:
Делать нечего. Она,
Черной зависти полна,
Бросив зеркальце под лавку,
Позвала к себе Чернавку,
И наказывает ей,
Сенной девушке своей,
Весть царевну в глушь лесную
И, связав ее, живую
Под сосной оставить там
На съедение волкам.
Здесь уместно предложить детям поразмышлять над вопросами:
- Какая красота истинна и какая ложна?
- Почему царица одержима злом?
- Какое чувство движет ею?
- Какая душа у царицы?
- Какими словами автор показывает ее внутреннюю сущность? (Горда, ломлива, своенравна, ревнива, гневная, злая).
Учащиеся ищут ответ в тексте сказки.
Необходимо также задуматься над тем, от чего умирает царица:
Тут ее тоска взяла,
И царица умерла.
Злая царица умирает от зависти, от того, что не может принять мысль о превосходстве чьей-то красоты над своей собственной. Сила бескорыстной любви в сказке А.С.Пушкина, как и в жизни, способна творить чудеса.
Приемы работы со сказкой могут быть разнообразными:
- обсуждение поступков героев, построенное на свободных ассоциациях, которые вызваны текстом и образами сказки;
- создание иллюстраций по мотивам сказки;
- активная работа с текстом по выявлению причинно – следственных связей в сказке;
- проигрывание эпизодов сказки;
- проигрывание вариантов решения ситуаций.
Сказки учат нас разбираться в людях, отличать хороших людей от плохих, обдумывать свои поступки.
Знакомясь со сказками отечественными и зарубежными, дети видят, как богат и разнообразен мир сказки и как при этом едины у всех народов и наций нравственные оценки, выраженные в ней: добро всегда сильнее зла, добро всегда вознаграждается, а зло наказывается.
Живым источником мудрости и духовности русского народа являются пословицы и поговорки, которые не утратили актуальности и сегодня.
Практика показала, что можно широко применять пословицы и поговорки, которые характеризуются устремленностью к духовности, нацеленностью на толерантность, уступчивость, солидарность, добро, любовь.
Покажу некоторые способы использования пословиц и поговорок из своей практики. На уроках литературного чтения предлагаю подобрать или выбрать детям соответствующие пословицы к художественному произведению, его отрывку или к характеристике героя. Провожу конкурс знатоков пословиц и поговорок, цель которого – выявление информированности детей о народных афоризмах; повышение уровня этнокультурной компетентности. Примерные задания для такого конкурса могут быть следующими:
- Кто больше назовет пословиц на определенную тему?
- Объясните смысл пословиц.
- Закончите пословицу. ( Кто грамоте горазд… (тому не пропасть); Сделав худо.. ( не жди добра).
- Вставьте в пословицу пропущенное слово.
- Изобразите пословицу с помощью мимики и жестов.
- Объясните значение слова в пословице. (Сперва аз да буки, а там и науки. Лучше понести на гривну убытку, нежели на алтын стыда).
В своем выступлении невозможно отразить всех позиций духовно-нравственного воспитания школьников, заложенных в курсе «Литературное чтение». Следует, однако, заметить, что многие вопросы духовно-нравственного воспитания требуют не изобретения новых приёмов, методов, а разумного использования и системного применения старых, общепринятых. Ибо, как сказал классик, и устарела истина, и стариною бредит новизна. Со 2-го класса детям предлагаются небольшие сочинения о своём внутреннем мире и о понятиях добра, совести и др. нравственных ценностях. Вот некоторые темы:
- «Мой внутренний мир»
- «Мой характер»
- «Мой самый хороший поступок»
- «Что такое хорошо, и что такое плохо?»
- «Что есть добро?» и др.
Сосредоточив главное внимание на изучении элементов художественной формы, нельзя забывать об их взаимосвязи с содержанием произведения, его темой, идейно-художественным смыслом.
Юного читателя, как справедливо отмечал в свое время еще К. Д. Ушинский, «прежде всего увлекает сама мысль, содержание, явление, факт, а не форма выражения мысли. Нельзя придумать более неприличного для дитяти, более старческого занятия, как забота об отделке форм. Это роскошь, желание, которое приходит уже тогда, когда содержания в уме много, когда новое перестает нас сильно занимать, а для ребенка весь мир еще нов и занимателен».
Увлекаясь односторонним анализом текста, нельзя упускать из виду главное — научить детей читать, проникать в смысл прочитанного, формировать интерес к отечественной классике, которая является не только «великой школой искусства, но и великой школой мысли». Необходимо приучить ребенка вчитываться, вглядываться в художественное слово, чтобы оно раскрыло ему свои тайны. Вдумчивый читатель открывает для себя в художественном произведении неизмеримо больше, чем неопытный, неосведомленный читатель.
При анализе и работе с текстом необходимо исходить из природы литературного произведения, т. е., как отмечала М. А. Рыбникова, идти «путями литературными», выделять не нравоучительные выводы из произведения, а художественный образ, питающий активное воображение читателя и открывающий ему тот путь, которым автор пришел к своим выводам. Конечно, можно дать детям информацию о жадности, дружбе, добре и других человеческих качествах, но эта информация не затронет ни ум, ни сердце ребенка так, как это сделает сказка или другое поэтическое произведение, в которых переданы те же мысли, но уже согретые теплом «живых картин и образов». Образная форма искусства, затрагивая эмоциональную сферу, производит более глубокие изменения в психике ребенка, делает его сердце добрым, отзывчивым и позволяет более глубоко вникнуть в смысл прочитанного.
Художественное произведение, действуя на воображение ребенка, вызывает в нем сопереживание и эмоции, которые необходимо стимулировать, чтобы достичь нужного воспитательного эффекта. Анализ идет во вторую очередь, в первую очередь идет момент переживательный (М. А. Рыбникова). Это, конечно, не означает и не отрицает, что большое значение имеет интеллектуальная деятельность учащихся. Увлечение анализом, преждевременное насыщение уроков литературоведческими терминами — все будет напрасно и бессмысленно, если у учащихся не воспитывается готовность и способность к сопереживанию прочитанного. «Без переживания нет искусства», — говорил К. С. Станиславский. Самым существенным фактором восприятия произведения служит фактор эмоциональности, способности человека к переживаниям.
Как отмечала О. И. Никифорова, способность непосредственного образного и эмоционального восприятия художественных произведений не является прирожденной. Необходимо учить детей этому анализу и операциям воображения, способствующим непосредственному и полноценному воссозданию образов литературных произведений.
Способность читателя к переживаниям представляет собой большую ценность в процессе восприятия. Вот почему чтение должно быть подготовленным. Чтобы в процессе анализа текста вести ребенка «художественными тропами», необходимо учитывать все уровни погружения читателя в текст. Увлекаясь односторонним анализом текста, нельзя упускать из виду главное — научить детей читать, проникать в смысл прочитанного, формировать интерес к отечественной классике, которая является не только «великой школой искусства, но и великой школой мысли».
Необходимо приучить ребенка вчитываться, вглядываться в художественное слово, чтобы оно раскрыло ему свои тайны. Вдумчивый читатель открывает для себя в художественном произведении неизмеримо больше, чем неопытный, неосведомленный читатель.
Основываясь на исследованиях психологов, литературоведов (А. М. Левидова, О. И. Никифоровой, М. М. Бахтина), выделяют следующие ступени осмысления художественного произведения:
- событийную;
- смысловую — «уровень героя» и «уровень автора».
Так, при самостоятельном чтении, например, рассказа Э. Шима «Брат и младшая сестра» первоклассник часто выделяет только содержание рассказа, как брат и сестра ходили в лес за земляникой. Что постигает ребенок в художественном произведении при самостоятельном чтении, можно выявить с помощью вопроса: «О чем этот рассказ?»
Очевидно, что восприятие детей находится в пределах предметного содержания, в плену сюжета и при пересказе они могут воспроизвести только ход событий, рассказать, что делает герой, какие поступки совершает.
Эта событийная ступень «погружения» в текст очень важна для ребенка, которому надо хорошо разобраться в сюжете, понаблюдать, в какой последовательности даются события в рассказе.
Однако этим не может ограничиваться работа с произведением. Только неподготовленный читатель принимает знание сюжета за конечный этап познания художественного произведения. Как правило, дети 1 и 2 классов без помощи учителя не могут осмыслить ни характеры, ни мотивы поступков, ни внутреннее состояние человека. Это задача следующей ступени осмысления текста, где читатель интересуется не только внешним ходом событий, но и его внутренним состоянием, мотивами поступков, переживаниями героя, взаимоотношениями действующих лиц, сравнивает это с аналогичными жизненными ситуациями или своим собственным опытом.
Смысловая ступень — «уровень героя» позволяет объединить, синтезировать все, что дети заметили и вычитали при «диалоге» с героями в процессе выборочного чтения.
На этапе смыслового чтения глубина «погружения» в художественный текст увеличивается, возрастает интерес к чтению. Учащиеся часто отождествляют себя с персонажами, относятся к ним как к действительно существующим. Этот наивный реализм постепенно преодолевается детьми, когда они осознают условность литературных образов.
Ступень познания искусства (отождествление себя с героями), включающая ребенка в процесс сопереживания, ему необходима, но «погружение» в художественный текст на этом не заканчивается. Сопереживая герою, юный читатель начинает воспринимать его не в статике, а в движении — в движении не только поступков, но и мыслей, чувств, настроения.
Чтобы правильно вести ребенка по сложным тропам художественного произведения, учитель должен различать два аспекта: что в рассказе изображается и что познается, на что автор обращает внимание читателя, ради чего он создает свое произведение.
В указанном выше рассказе Э. Шима изображается ситуация, как дети ходили в лес за ягодами, а познается более интересное и важное — взаимоотношения детей в семье, забота, любовь, внимание брата к своей младшей сестре. На эту мысль в процессе работы с текстом помогут натолкнуть детей вопросы типа: «Что же хотел сказать нам автор?», «На что он обращает наше внимание?» Подобные вопросы направляют мысль учащегося на более глубокое понимание художественного текста, а рассмотрение его с точки зрения автора дает целостный взгляд на художественное произведение.
Если вопросы к тексту произведения не связаны между собой единой целью, то нет и понимания смысла произведения, его основной мысли, затрудняется воспитание читательской культуры учащихся. После такого разбора художественное произведение в глазах ребенка становится похожим на набор сверкающих осколков от разбитой красивой вазы, в то время как «мир художественного видения есть мир организованный, упорядоченный и завершенный» (М. М. Бахтин).
Таким образом, обеспечение целостного видения произведения и организация деятельности учащихся по переходу читателя от первой событийно-сюжетной ступени «погружения» в художественный текст к смысловой будет свидетельствовать об определенном скачке в развитии читателя (А. М. Левидов).
Глубокому пониманию особенностей художественных произведений, помещенных на страницах учебника «Литературное чтение», помогает прием сопоставления художественных и научно-познавательных текстов.
Благодаря их сравнению через систему несложных вопросов учащиеся обнаруживают, что в них окружающий мир и человек изображаются по-разному. В научно-познавательном тексте информация просто сообщается, объясняется ее смысл. В художественном произведении автор выражает свои мысли и чувства через слово, являющееся средством создания художественного образа, поэтому литературу характеризуют как словесное искусство.
Хочется остановиться на трех важных аспектах становления духовно-нравственной личности:
1. различение добра и зла;
2.любовь и уважительное отношение к близким, отцу и матери, родным, окружающим;
3.воспитание патриотизма, готовности встать на защиту Родины.
Что значит любить Родину? Это, прежде всего, почувствовать её душу. Не землю, не символ, не флаг, не строй, а то родное, то, что заставляет трепетать сердце, то, без чего невозможно жить.
Эти произведения воспитывают любовь к большой и малой Родине, к родному уголку, месту, где ты родился и живешь: В.А. Сухомлинский «Я хочу сказать своё слово»; К. Ушинский «Наше Отечество»; В. Орлов «Родное»; В. Осеева «Плохо»; В. Берестов «Если хочешь пить...», «Гололедица» Е. Пермяк «Как Маша стала большой»,
Г. Ладонщиков «Скворец на чужбине»; П. Воронько «Лучше нет родного края»; Э. Шим «Жук на ниточке», М.Л. Матусовский «С чего начинается Родина?».
Подобными произведениями авторы хотят напомнить нам о том, что мы живем на земле, которую наши предки завещали нам, которую обагрили своей мученической кровью, обустроив и украсив храмами. Нельзя не знать истории, культуры, духовных основ своей страны и быть при этом достойным гражданином своего Отечества.
На уроках литературного чтения дети знакомятся с творчеством замечательных авторов: М.М.Пришвина, В.В.Бианки, Б.С.Житкова, Е.И. Чарушина. Изучение литературных шедевров обогатит и разовьёт детей духовно, сформирует глубокое убеждение в том, что красота природы, разнообразный растительный и животный мир – это богатство нашей страны, и это богатство надо хранить и преумножать.
Одной из причин кризиса в духовно-нравственной сфере современного общества является разрушение традиционных устоев семьи. Именно в семье ребёнок должен узнать, «что такое хорошо и что такое плохо». Для России с её многовековой православной культурой семейная жизнь являлась школой любви, как постоянной готовности отдавать себя другим, заботясь и оберегая своих близких. В произведении Л. Толстого «Старый дед и внучек» автор учит уважительно относиться к старшим и не обижать слабых, ведь каждый человек будет старым и немощным, здесь звучит главная мысль – золотое правило нравственности: «Как хотите, чтобы с вами поступали люди, так и вы поступайте с ними».
Поэтому подобрано много произведений об уважительном отношении к старшим, матери, отцу, близким людям:А.П.Платонов «Ещё мама»; Я.Л. Аким «Друг»; Ю.Яковлев «Мама»;
Ю.В.Драгунский «Друг детства»; Л.Н.Толстой «Старый дед и внучек».
Через эти произведения ребенок учится видеть своё место в семье, осмысливать свои поступки, анализировать своё поведение, отношение к матери, отцу, близким. Ведь в традициях русского народа было заложено выполнение заповедей, данных Богом, по которым жили наши предки: «Возлюби ближнего своего, как самого себя», «Чти отца твоего и матерь твою». Семье принадлежит исключительная роль в становлении детской личности. В семье рождается чувство живой преемственности поколений, ощущение причастности к истории своего народа, прошлому, настоящему и будущему своей Родины.
Второе направление включает в себя занятия по основам психологии общения. Разработаны занятия, направленные на обучение социальному поведению, искусству общения между детьми разного пола и взрослыми, усвоение коммуникативных, речевых умений, способов разрешения социальных ситуаций. Ведь «нравственность – это правила, определяющие поведение, духовные и душевные качества, необходимые человеку в обществе, а также выполнение этих правил (в обществе) поведения», познать правила поведения в обществе. Потому и появились такие занятия, который проводит социальный педагог и психолог школы.
Эти занятия предусматривают использование ролевых игр, дискуссий, драматизаций, моделирования, проигрывания анализа ситуации общения, коллективного сочинения сказок и др. Предпочтение отдается игре, т. к. она является ведущей формой организации общения детей этого возраста. Вот некоторые темы занятий:
- «Способности человека. Желания, увлечения»
- «Я и семья»
- «Человек без друзей, что дерево без корней»
- «Я – человек»
- «Мир человеческого общения» и др.
Эффективности занятий способствует атмосфера сотрудничества, партнёрства. Они позволяют детям постичь красоту человеческих отношений, развить коммуникативные, речевые умения, социальные установки, качества личности: сознательное творческое отношение к партнеру по общению, интерес, внимательное отношение к партнёру по общению; ориентацию на их лучшие качества; адекватное отношение к себе, способность поставить себя на место другого; культуру общения в диалоге, дискуссии, познавательные интересы, творческую активность, воображение, открытость, доброжелательность.
Важную роль в духовном формировании ученика играет личность учителя. Говорить о нравственном и духовном, предлагая детям лучшие образцы сокровищницы русской литературы, - высота, на которую педагог должен подняться сначала сам. Иначе дети не поверят, а, следовательно, не пойдут за ним и не воспримут информацию. Поэтому одним из важнейших условий для понимания произведений духовной направленности является образ самого учителя, его личность.
Исходя из вышесказанного, хочется подчеркнуть, что курс «Литературное чтение» имеет огромное значение в духовно-нравственном становлении младшего школьника, проявления духовности, ориентированной на доброту, любовь, истину, уважение к другим людям, сострадание, сочувствие, что формирует у детей высокое патриотическое сознание, любовь к своему Отечеству, его языку, духовным ценностям и уважительное отношение к людям.
Литература:
1.А.Я.Данилюк, А.М.Кондаков,В.А.Тишков " Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности и гражданина России".Проект // Вестник образования.- № 17. - сентябрь 2009
2. С.Б.Шатохина « Духовно-нравственное воспитание младших школьников на уроках литературного чтения», Журнал «Современные наукоёмкие технологии» №8, 2006г.
3.Л.Д.Короткова «Духовно-нравственное воспитание средствами авторской сказки», Москва, 2007г
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Основные идеи “Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России” и их реализация в процессе изучения дистанционного курса “Русский язык”
В статье представлены возможные направления работы по реализации идей, представленных в “Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России”....
ДОКЛАД НА ПЕДАГОГИЧЕСКОМ СОВЕТЕ РОЛЬ НРАВСТВЕННОГО И ГРАЖДАНСКО-ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ В ФОРМИРОВАНИИ УСПЕШНОЙ ЛИЧНОСТИ РЕБЕНКА С ОВЗ (ОБОБЩЕНИЕ, ОПЫТ РАБОТЫ)
Новый ФГОС заявляет о новых целях общего образования. Одна из основных – воспитание гражданина, патриота....
Духовно-нравственное и гражданское воспитание учащихся начальной школы в рамках летней площадки
Совместная работа общеобразовательных учреждений и учреждений дополнительного образования...
Программа духовно-нравственного и гражданско-патриотического воспитания детей и молодежи "Воспитание патриота, гражданина, человека"
Данная программа представлена на республиканский конкурс "За нравственный подвиг учителя" В номинации: «Лучшая программа духовно-нравственного и гражданско-патриотического воспитания д...
Методическая разработка Семинар Духовно-нравственное воспитание в современном образовательном пространстве на основе «Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России»
Целью данного семинара является осознание педагогами смысла понятия духовно-нравственное воспитание, а также систематизирующего значения духовно-нравственного воспитания в современном образовательном ...
Проект «Русский бал» в МОУ Ивановская СОШ, как воплощение идеи эстетического духовно-нравственного и патриотического воспитания.
Проект "Русский бал" в МОУ Ивановская СОШ, как воплощение идеи эстетического духовно-нравственного и патриотического воспитания....
Сущность, содержание и формы духовно-нравственного и патриотического воспитания детей в современной социально-педагогической ситуации
Духовно – нравственное и патриотическое воспитание детей в дошкольном возрасте способствует формированию внутренней системы ценностей, которая ляжет в основу всей жизни ребенка. Педагоги н...