Наставничество как процесс
статья на тему
Статья представляет собой размышления о процессе наставничества. Наставником в данной статье является методическое объединение учителей русского языка и литературы.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
nastavnichestvo_kak_protsess_2018.doc | 36 КБ |
Предварительный просмотр:
РЕФЛЕКСИЯ ПО ПОВОДУ ПРОЦЕССА НАСТАВНИЧЕСТВА… И НЕ ТОЛЬКО
Наставничество в школе - процесс освоения принятой в ОО культуры, приемов, методов, технологий. Интересен опыт, когда наставником становится целое методическое объединение, осознающее свою задачу по созданию единого образовательного пространства. Опыт наставничества МО ЛиР (литература и русский язык) одной из петербургских школ может быть интересен, т.к. имеет реальные результаты воздействия на школьную образовательную среду.
Актуальными задачами наставничества сегодня являются следующие: единый подход в работе с текстом на уроках разных предметов, представление образца собственного сочинения учителями русского языка и литературы, создание урока-образца внутри методического объединения с целью участия в конкурсе на лучший урок года.
1) Учителя ЛиР должны стать тьюторами для учителей других предметов, т.к. главная задача – научить учащихся работать с текстом (метапредметной читательской компетенции). Предметом изучения для всех учителей других предметов становится текст и формы работы с ним: умение составлять план, следуя принципу развития микротем, умение пересказать текст про себя по плану, умение отвечать на поставленный вопрос и т.д. При этом учителя-предметники в такой совместной работе с учителями ЛиР отрабатывают единые подходы и используют их на своих уроках математики, биологии, географии и др.
2) Проверка осмысленного чтения должна вернуться не только на урок литературы, но и на другие устные предметы. Технология такова: ученик читает фрагмент и отвечает на проблемный вопрос по прочитанному, предложенный учителем или одноклассником. По-другому: ученик читает текст, делает внутренний пересказ, задает вопросы по тексту собеседнику (предполагается работа в группе или паре). Идеально: план ВШК на учебный год включает проверку данных умений и учителя ЛиР дают мастер-классы для учителей других предметов по развитию умения читать осмысленно, дочитывать фразу до конца, критически подходить к ответу на вопрос.
3) Объем работы, выполняемый каждым учителем ЛиР, впечатляет, когда смотришь отчеты: и работа по внеклассному чтению, и газета «ОКО», и участие в конкурсах, и многое – многое другое – просто здорово. Видится, что статья-рефлексия (размышление) в школьной газете «ОКО», написанная учителем литературы по следам прожитого периода, поможет и ребятам, и родителям: во-первых, будет образец современного сочинения, во-вторых, создастся более полное представление о современной школе, ее воспитывающей среде.
4) Является ли открытый урок показателем качества образования? В советские времена он был чуть ли не единственным критерием мастерства учителя. Кафедра ЛиР старается внутри своего коллектива сделать такой контроль в форме игры. Можно выделить за предыдущий период несколько уроков, данных учителями русского языка и литературы, которые были не столько инновационными, сколь показательными в прямом смысле слова, отражающими и достижения, и проблемные зоны: ученики показывали то, что освоили по теме, как умеют работать в паре, слышать указания учителя, давать ответ на вопрос. В свою очередь для учителей-предметников было важно увидеть, как учитель организует работу на уроке. Вывод: все, конечно, – молодцы. Мы осознаем свои учительские задачи. Сборник инновационных технологий под редакцией К.Г. Селевко попался нам в 1998 году. Эти технологии до сих пор актуальны, то есть мы более 15 лет движемся к тому, что называется современным инновационным уроком. Точками отсчета стали: когда ребята читают задание сами, то не всегда понимают, что требуется, дают ответ на вопрос чаще короткий, не раскрывающий уровень понимания вопроса, и совсем не дают развернутых ответов на проблемные вопросы по плану ТАВ: тезис – аргументы – вывод; учитель организует работу на уроке часто пошагово, хотя в требованиях ФГОС – основное - это научить самого ученика самостоятельным действиям при овладении знаниями или решении проблемы.
Совсем о другом. За последние два года состав изменился – только двое остались из прежней плеяды. Остальные учителя ЛиР - и молодые, и взрослые – представляют собой иную учительскую популяцию. Наверное, подобные процессы характерны для сегодняшней школы: уходит совсем взрослое звено коллектива и задача усложняется: надо новых учителей пропустить через процесс адаптации с наименьшими потерями. Важно: ежеквартально учителя ЛиР проводят свой отбор лучшего урока, обучаясь при этом основным педагогическим технологиям. Кстати, этот же процесс проходит внутри каждого методического объединения. Затем члены единой (назовем современным словом – экспертной) комиссии создают график конкурсного показа, ведут видеосъемку. Если качество видеозаписи поможет воспроизвести лучшие моменты каждого конкурсного урока, то на педсовете сможет состояться широкая обучающая рефлексия, а учителя методического объединения русского языка и литературы должны опять-таки стать инициаторами дискуссии.
Являются ли указанные процессы наставничеством? Да. Пока в школе есть педагоги, чье суждение основывается на личном высоком профессиональном опыте, и эти педагоги в каждом методическом объединении включены в процесс передачи собственных умений коллегам, повышение квалификации на школьном уровне обеспечено. И главное: появляется среда с единой профессиональной культурой.
Заключительная фраза: есть общепринятая статистика, что 10% людей всегда будут работать хорошо, независимо ни от чего. Еще 10% будут работать плохо, какие бы меры стимулирования ни применяли. Работа остальных зависит от искусства управления и стимулирования. В том числе и от искусства наставничества.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Наставничество, как процесс целенаправленного формирования личности, профессиональных компетенций начинающего специалиста"
Наставничество – процесс долгий и трудоемкий. Человек, занимающий должность наставника, прежде всего, должен быть терпеливым и целеустремленным. Цель, которая ставится перед наставником, – сделать, ка...
Процесс наставничества.
Сочинение-эссэ...
НАСТАВНИЧЕСТВО КАК ПРОЦЕСС ЦЕЛЕНАПРАВЛЕННОГО ФОРМИРОВАНИЯ ЛИЧНОСТИ МОЛОДОГО ПЕДАГОГА (из опыта работы учителя истории и обществознания Генкиной Т.Б.).
Выступление на педсовете....
Доклад: "Наставничество среди обучающихся как процесс сопровождения деятельности детских коллективов»
Доклад : "Наставничество среди обучающихся как процесс сопровождения деятельности детских коллективов» (из опыта работы)...
Статья круглого стола «Из опыта работы по разработке и реализации менторства и наставничества для обучающихся в рамках взаимодействия с предприятиями Смоленской области»: «Базовая кафедра как способ совершенствования образовательного процесса (на примере
Статья круглого стола «Из опыта работы по разработке и реализации менторства и наставничества для обучающихся в рамках взаимодействия с предприятиями Смоленской области»: «Базовая ка...
НАСТАВНИЧЕСТВО КАК ПРОЦЕСС СОПРОВОЖДЕНИЯ ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ «ГРУПП РИСКА»
Проблема подростковой девиации, подростковой криминализации, к сожалению, актуальна для России. Все государственные, общественные институты заинтересованы в развитии деятельности, способной стабилизир...
Статья "Детское наставничество, как эффективная форма корекционно-образовательного процесса для детей с ТНР"
Детское наставничество, как эффективная форма корекционно-образовательного процесса для детей с ТНР....