НАСТАВНИЧЕСТВО КАК ПРОЦЕСС СОПРОВОЖДЕНИЯ ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ «ГРУПП РИСКА»
статья (9 класс)

Проблема подростковой девиации, подростковой криминализации, к сожалению, актуальна для России. Все государственные, общественные институты заинтересованы в развитии деятельности, способной стабилизировать ситуацию в данном направлении. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

НАСТАВНИЧЕСТВО КАК ПРОЦЕСС СОПРОВОЖДЕНИЯ ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ «ГРУПП РИСКА»

Проблема подростковой девиации, подростковой криминализации, к сожалению, актуальна для России. Все государственные, общественные институты заинтересованы в развитии деятельности, способной стабилизировать ситуацию в данном направлении. Дети группы риска – это та категория детей, подростков, которая в силу определенных обстоятельств более других категорий подвержена негативным внешним воздействиям со стороны общества и его криминальных элементов, ставших причиной их дезадаптации. Им необходима действенная эффективная помощь и поддержка в современном мире.

     В последние годы в России возросла численность подростков, для которых цель жизни сводится к достижению материального благополучия любой ценой, к наживе любыми способами. Труд и учеба утратили общественную ценность и значимость, стали носить прагматический характер — больше получать благ, привилегий и меньше работать и учиться. Такая позиция подростков приобретает все более открытые и воинствующие формы, порождая новую волну потребительства, часто провоцирующую поведенческие девиации. Положение с поведенческими девиациями усугубляется еще больше экономической ситуацией в стране. В России значительно возрос уровень подростковой преступности в сфере социально-экономических отношений, где объектом преступления является право собственности, имеющее исключительное значение в жизнедеятельности граждан, общества, государства. Для многих подростков характерна ориентация на личное материальное благополучие, на действие по его обеспечению, на жизнь по принципу «как хочется», на самоутверждение любой ценой и любыми средствами. В этих случаях ими руководит не корысть и стремление удовлетворить свои потребности преступным путем, а привлекает сам процесс совершения преступления, участия ради компании, чтобы не прослыть трусом и т. п.

Попадание подростков в «группы риска» неразрывно связано с нарушениями взаимосвязей с социальным окружением. Семья как институт, основанный на природных стремлениях и действиях человека, удовлетворяющий насущные потребности человека теряет свои функции. С экрана телевизора мы слышим о насилии в семье, о семье алкогольной и наркотически зависимой.

Подросток, нуждающийся в «живительной влаге», растущий в таких «пустынных» условиях вряд ли станет прекрасным цветком, цветущим и благоухающим. Подросток, подвергающийся насилию, из жертвы превратится в агрессора, имеющих пьющих родителей, к сожалению, идентифицирует себя с ними, так как они для него значимые взрослые.

Как помочь подростку группы риска социализироваться? Уже давно известно, что традиционные методы воспитательного воздействия на подростка группы риска не дают желаемого результата. Поиск эффективных методов и приемов воздействия на подростка актуальная проблема, перед которой оказывается современное общество. Убеждение и личный пример, моральная поддержка и укрепления веры подростка в свои силы и возможности, вовлечение в интересную деятельность и др. все эти приемы, безусловно, способствуют социально-одобряемым формам поведения. Помочь подростку, оказавшемуся в группе риска может наставник, который может понять, принять, помочь направить.

    Наставничество - волонтерский вид деятельности социально активных людей готовых понять, принять и помочь. Наставничество можно рассматривать как метод психолого-педагогического сопровождения подростков групп риска. Метод наставничество – способ непосредственного и опосредованного личного влияния на человека (подростка).

Добровольчество существует везде, где есть люди, которые заботятся о других и о проблемах общества. Наставничество сложный процесс добровольческой деятельности и может рассматриваться, как способ:

  • строить социальные отношения;
  • применять на практике свои моральные и религиозные принципы;
  • получать новые навыки;
  • найти поддержку и друзей;
  • почувствовать себя способным что-то совершить.

Наставничество как вид волонтерской добровольческой деятельности заключается в том, что:

-это эффективный способ решать сложные проблемы отдельного человека, общества и окружающей среды. Именно благодаря добровольчеству наставников многие тупиковые ситуации находят выстраданные решения;

-это механизм, с помощью которого люди могут прямо адресовать свои проблемы тем, кто может их решить;

-это движение с целью добиться большего влияния на собственную жизнь. Помогая другим, наставники-волонтеры обретают уверенность в своих способностях, обучаются новым навыкам, закладывают новые социальные связи;

-это возможность найти себя и заложить в свою жизнь те ценности и привычки, которые позволяют человеку вести здоровую, продуктивную, насыщенную жизнь.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проблемы диагностики и коррекции детей и подростков группы риска по возникновению девиантного поведения.

В статье рассматриваются проблемы педагогической диагностики детей и подростков, относящихся к группе риска по развитию девиантного поведения. Многолетний опыт консультативно-диагностической работы уч...

диагностический инструментарий по выявлению детей и подростков группы риска по склонности к суициду

диагностический инструментарий по выявлению детей и подростков группы риска по склонности к суициду...

Особенности педагогического сопровождения детей из различных групп риска

-Самоопределение в сферах человеческих смыслов, идеалов, ценностей-определение жизненного и профессионального пути-постановке задач будущего (образование, карьера, семья)-приобретения навыков межлично...

Монография ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ СЕМЕЙНОЙ СОЦИАЛИЗАЦИИ ПОДРОСТКОВ ГРУППЫ РИСКА

В монографии излагаются теоретические основы и практические аспекты педагогического сопровождение семейной социализации подростков группы риска в условиях совместной деятельности образовательного учре...

Модель психолого- педагогического сопровождения семейной социализации подростков «группы риска».

   Объектом  исследования является процесс семейной социализации подростков  «группы риска».     Предмет исследования – психолого-педаг...

ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ СЕМЕЙНОЙ СОЦИАЛИЗАЦИИ ПОДРОСТКОВ ГРУППЫ РИСКА

Научная новизна результатов диссертационного исследования состоит в следующем:уточнено содержание понятия «семейная социализация», рассматриваемого как процесс усвоения и воспроизводства ч...

«Формирование адекватной самооценки у детей и подростков группы риска в условиях социально-реабилитационного центра».

Сегодня мы живём в стремительно меняющемся мире.   Поэтому перед  образованием встаёт новая задача – научить ребёнка самостоятельно добывать знания. Чтобы не оказаться беспомощным...