НАСТАВНИЧЕСТВО КАК ПРОЦЕСС ЦЕЛЕНАПРАВЛЕННОГО ФОРМИРОВАНИЯ ЛИЧНОСТИ МОЛОДОГО ПЕДАГОГА (из опыта работы учителя истории и обществознания Генкиной Т.Б.).
статья по истории

Генкина Татьяна Борисовна

Выступление на педсовете.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon Выступление на педсовете37 КБ

Предварительный просмотр:

НАСТАВНИЧЕСТВО КАК ПРОЦЕСС

ЦЕЛЕНАПРАВЛЕННОГО ФОРМИРОВАНИЯ ЛИЧНОСТИ МОЛОДОГО ПЕДАГОГА (из опыта работы учителя истории и обществознания  Генкиной Т.Б.).

«Уча других, мы учимся сами» ( Л. Сенека )

Сегодня, в эпоху реформы системы образования, по-прежнему существует проблема  того, как привлечь грамотных молодых специалистов в школы, и что ещё существеннее того, как удержать их там. Согласно статистике, из выпускников педагогических училищ и вузов только половина идёт работать в учебные учреждения. Печально, что из этих молодых специалистов почти половина уходит из системы образования через несколько лет. Именно поэтому в Национальном проекте образования и федеральном проекте «Современная школа» красной нитью проходит идея наставничества. Цифра, заявленная в  Национальном проекте очень высокая: к 2024 году иметь 70% педагогов, вовлеченных в наставничество.  

Понятно, что по окончанию вуза, начинающий педагог ещё не является профессионалом. Ему предстоит определенный путь профессионального становления, первоначальной частью которого является период адаптации - "вживания" в профессию. Между тем, молодой преподаватель сразу начинает работать наравне со своими опытными коллегами, потому особенно значима проблема сокращения адаптационного периода. Психологическая адаптация молодых специалистов предусматривает:

- наличие комфортных условий для профессиональной деятельности педагога;

- оказание молодому специалисту ненавязчивой помощи при решении вопросов, возникающих в процессе работы.

Прежде всего, необходимо выстроить отношения доверия и взаимопонимания между наставником и молодым педагогом. Выбор формы работы наставника начинается с вводного собеседования, где молодой специалист рассказывает о своих трудностях, проблемах. Чтобы взаимодействие мое с молодым специалистом было конструктивным, я стараюсь не быть ментором, поучающим молодого преподавателя и доминирующим свой собственный опыт. Наставничество – это постоянный диалог, межличностная коммуникация. Я считаю, что сотрудничество «наставник – молодой специалист» должно развиваться  по принципу партнерства, т.е. «на равных». В таком случае  обогащаются и растут оба участника процесса.

Я являюсь наставником учителя истории и обществознания Галкина Дмитрия Игоревича. На начальном этапе мы определили цель взаимодействия, выявили наиболее серьезные проблемы молодого педагога в учебно – воспитательном процессе и наметили пути их разрешения.

У молодого специалиста вызвало затруднение составление рабочих программ по предметам. С этой целью совместно с молодым специалистом подробно изучены программы по учебным предметам УМК по истории и обществознанию, даны рекомендации, оказана практическая помощь в составлении рабочей программы и тематического планирования с определением основных видов учебной деятельности обучающихся.

Во-вторых, определенные затруднения у начинающего учителя вызвал процесс проектирования урока, соответствующего принципам ФГОС.

С целью решения данной проблемы была проведены консультации, в ходе которой молодой специалист был ознакомлен с особенностями современного урока. Затем была разработана индивидуальная программа адаптации и развития молодого учителя, в рамках которой  проводились консультации, взаимопосещение уроков с последующим анализом, открытый урок, разработанный совместно.

Какие трудности встречаются в работе молодого учителя? Прежде всего, в области обучения молодой учитель достаточно владеет конкретным материалом по теме. Он знает, например, историю древнего Египта или историю французской революции, , но ему очень сложно отобрать конкретные факты. У меня был ученик- моя гордость, призер региональных олимпиад в Мурманске. Он стал учителем истории. И вот однажды он пришел ко мне на урок и сказал: « Татьяна Борисовна, Вы же не будете спорить, что я прекрасно знаю историю, у меня свежие знания! Но почему Вас дети слушают, а меня нет!» Я сходила к нему на урок и ответила: «У тебя, действительно, очень много знаний, и ты всё пытаешься поместить в один урок! Дети не понимают, что главное, что второстепенное ». Молодой учитель испытывает колоссальные трудности в подборе материала к уроку. Как правило, он не владеет методами работы. Два года назад мы с Молчановой Л.Н. давали открытый интегрированный урок на семинаре для молодых специалистов. Потом, через какой-то период времени, я выступала перед этими же молодыми педагогами. Один из них задал мне вопрос: « Я полностью записал Ваш урок, все приемы, которые Вы использовали. Почему у Вас урок получился, а у меня нет?» На мой встречный вопрос, отрабатывал ли он эти навыки предварительно на других уроках, молодой человек сказал, что нет. Т.е. у его учеников не было умений, поэтому урок не получился. Везде нужен системный подход.

Сегодня, к сожалению, наставничество чаще всего носит эпизодический, несистемный характер. И дело не в нерадивости наставника, не желающего работать с молодым учителем, а в физической беспомощности: учителя школ перегружены не только выполнением обязательств по организации учебно-воспитательного процесса, конкурсами, написанием всевозможных справок, планов и отчетов. 
       Следует акцентировать внимание и на то, что не соблюдается одно из важнейших условий успешного сотрудничества – добровольное желание молодого учителя перенимать опыт именно у этого наставника, ведь его назначает администрация, не интересуясь при этом мнением самого начинающего педагога.

    Я предлагаю в краткосрочной перспективе: 
- Администрации школы, по возможности, создавать благоприятные условия для работы молодым педагогам (не давать «трудные» классы и более двух параллелей). 
- По возможности, предоставлять молодым учителям право выбора наставника. 
-  Администрации школы стимулировать морально и материально учителей – наставников. А если это будет возможно, с
оздать систему сетевого наставничества. Преподаватель, работающий по инновационным направлениям, может обучать группу молодых специалистов- разных предметников. В том случае, если у него будет группа из 5 и более человек он сможет использовать в своей работе активные методы обучения, предполагающие групповое обучение:  метод деловой игры, разыгрывания ролей, анализа конкретной ситуации и другие. Кроме этого, молодые учителя смогут учиться не только у опытного педагога, но и друг у друга. 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Представление опыта работы учителя истории и обществознания МБОУ СОШ с. В - Казинка Долгоруковского района Липецкой области Боева Сергея Викторовича "Реализация компетентностного подхода в курсе истории и обществознания через интерактивные формы работы

Представление опыта работы учителя истории и обществознания МБОУ СОШ с. В - Казинка Долгоруковского района Липецкой области Боева Сергея Викторовича "Реализация компетентностного подхода в к...

Статья "Из опыта работы учителя истории "Патриотическое воспитание на уроках истории"

В последнее время снижается общий уровень культуры нашего общества. На первый план выходят меркантильные, материальные запросы человека, стремление жить в достатке, не задумываясь о том, какими средст...

Современные методики формирования патриотизма и гражданственности в практике работы учителя истории и обществознания. Выступление на МО учителей истории и обществознания.

Воспитание гражданина и патриота – это важная проблема, которая сейчас выдвигается на первый план в нашем обществе. Сегодня перед школой стоит задача становления личности, которая способна ориентирова...

«Обновление традиционных видов и форм учебного процесса как основное требование к формированию профессиональных компетенций педагогов» (из опыта работы)

В статье дан анализ организации образовательно-воспитательного процесса в современных условиях в учреждении дополнительного образования детей...

К некоторым вопросам формирования ценностных отношений учащихся при реализации требований ФГОС на совместных уроках гуманитарного цикла (иностранного языка и истории.) Из опыта работы учителей истории и иностранных языков

Описание требований к личностным результатам учащихся.Пути установления межпредметных связей в обучении на уроках истории и иностранных языков.Примеры успешных реализованных проектов....

ФОРМИРОВАНИЕ У ОБУЧАЮЩИХСЯ НАВЫКОВ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ НА УРОКЕ (ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ УЧИТЕЛЯ ИСТОРИИ и ОБЩЕСТОВЗНАНИЯ)

В данной статье на основе личного опыта я делюсь своими наработками по формированию навыков самомтоятельной работы у обучающихся. Рассматриваю основные виды самостоятельной деятельности учащихся на ур...

Наставник молодого педагога: из опыта работы

В статье рассматривается роль наставника в профессиональном становлении молодых педагогов. Описывается опыт взаимодействия опытных учителей с начинающими специалистами, который помогает последним быст...