Наставничество, как процесс сопровождения подростков
методическая разработка

Наши дети - это наше будущее. Все-то хорошее, что мы сумеем воспитать в них сегодня, будет залогом их успешности завтра. Профилактическую работу очень трудно отследить здесь и сейчас, поэтому специалисты системы профилактики, безусловно, ориентированы на положительный результат. Наша задача – открывать этот мир для детей и сопровождать их на этом трудном пути жизни.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл nastavnichestvo_kak_protsess_soprovozhdeniya_podrostkov_.docx43.99 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное казенное учреждение социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних "Доверие"

Наставничество,

как процесс сопровождения подростков.

 

Подготовил:

Петровская Н.А.

Воспитатель.

Киселевский городской округ, 2024

Наши дети - это наше будущее. Все-то хорошее, что мы сумеем воспитать в них сегодня, будет залогом их успешности завтра. Профилактическую работу очень трудно отследить здесь и сейчас, поэтому специалисты системы профилактики, безусловно, ориентированы на положительный результат. Наша задача – открывать этот мир для детей и сопровождать их на этом трудном пути жизни.

В попытке обеспечить материальную платформу детям мы перестаем разговаривать с ними, объяснять элементарные истины. Мнение родителей перестает быть авторитетным для многих детей. Они ищут ответы на свои бесконечные вопросы на улице. В последние годы по всей стране возросла численность детей, для которых целью жизни является не морально-нравственные принципы, а достижение материального и эмоционального «благополучия» любой ценой, когда все средства хороши. Так в последние годы в России возросла численность подростков, для которых цель жизни сводится к достижению материального благополучия любой ценой, к наживе любыми способами. Труд и учеба утратили общественную ценность и значимость, стали носить прагматический характер — больше получать благ, привилегий и меньше работать и учиться. Такая позиция подростков приобретает все более открытые и воинствующие формы, порождая новую волну потребительства, часто провоцирующую поведенческие девиации.

В этих случаях ими руководит не корысть и стремление удовлетворить свои потребности преступным путем, а привлекает сам процесс совершения преступления, участия ради компании, чтобы не прослыть трусом и т. п. Попадание подростков в «группы риска» неразрывно связано с нарушениями взаимосвязей с социальным окружением.

Семья как институт, основанный на природных стремлениях и действиях человека, удовлетворяющий насущные потребности человека теряет свои функции. С экрана телевизора мы слышим о насилии в семье, о семье алкогольной и наркотически зависимой. Подросток, подвергающийся насилию, из жертвы превратится в агрессора, имеющих пьющих родителей, к сожалению, идентифицирует себя с ними, так как они для него значимые взрослые.

Как помочь подростку социализироваться? Уже давно известно, что традиционные методы воспитательного воздействия на подростка «группы риска» не дают желаемого результата. Поиск эффективных методов и приемов воздействия на подростка актуальная проблема, перед которой оказывается современное общество. Убеждение и личный пример, моральная поддержка и укрепления веры подростка в свои силы и возможности, вовлечение в интересную деятельность и др. все эти приемы, безусловно, способствуют социально-одобряемым формам поведения. Кто же может помочь подростку, оказавшемуся в беде? Кто тот значимый взрослый или сверстник, наставник который может понять, принять, помочь направить?

Наставничество - вид деятельности социально активных людей готовых понять, принять и помочь. Наставничество можно рассматривать как метод психолого-педагогического сопровождения подростков групп риска. Метод наставничество – способ непосредственного и опосредованного личного влияния на подростка.

Наставничество как вид волонтерской деятельности заключается в том, что:

  • это эффективный способ решать сложные проблемы отдельного человека, общества и окружающей среды. Именно благодаря добровольчеству наставников многие тупиковые ситуации находят выстраданные решения;
  • это механизм, с помощью которого люди могут прямо адресовать свои проблемы тем, кто может их решить;
  • это движение с целью добиться большего влияния на собственную жизнь. Помогая другим, наставники обретают уверенность в своих способностях, обучаются новым навыкам, закладывают новые социальные связи;
  • это возможность найти себя и заложить в свою жизнь те ценности и привычки, которые позволяют человеку вести здоровую, продуктивную, насыщенную жизнь.

Принципы наставничества

  • Личностный поход к подростку, реализуемый в формуле: любить, понимать, принимать, сострадать, помогать.
  • Системность - необходимость всестороннего анализа проблемы социальной дезадаптации подростка группы риска и применения системы мероприятий, адекватных выявленной проблематике.
  • Оптимистическая гипотеза - вера в подростка, опора на положительное в нем, формирование деятельностного подхода «сделай себя личностью сам».
  • Объективность подхода к подростку -знание многообразных аспектов жизнедеятельности школьного коллектива и каждой личности, выработка непредвзятых рекомендаций, учет возрастных особенностей личности (индивидуальных черт, склонностей, нравственной позиции).
  • Коммуникативность - способность к быстрому и оперативному общению, налаживанию связей и координации со всеми субъектами социальнопсихолого-педагогического сопровождения (администрацией школы, педагогами, родителями, врачами, социальными педагогами, психологами, юристами, федеральными и местными властями и другими категориями) для быстрого нахождения средств социально-педагогической и других видов помощи ребенку.
  • Неразглашение информации о ребенке и его семье.
  • Уважение достоинства и культуры всех народов.
  • Оказание взаимной помощи, безвозмездные услуги лично, либо организованно в духе партнерства и братства.
  • Превращение наставничества в элемент личного совершенствования, приобретения новых знаний и навыков, выявления способностей, стимулируя для этого инициативу и творчество людей, давая каждому возможность быть созидателем, а не пользователем.
  • Стимулирование чувства ответственности.

«Наставник - это, прежде всего социальный аниматор, который может совершенствовать, строить те социальные отношения, которые своими смыслами и красотой захватят, привлекут к нравственным ценностям и выборам проблемного ребенка».

Наставник - уважаемый и авторитетный человек, способный к осуществлению связи между всеми институтами общества, помощи подростку советом и делом, содействию в решении вопросов его жизнеустройства (бытового, трудового).

Цель работы наставника: Оказание социально-психолого-педагогической помощи и поддержки подростку.

Детей, чье воспитание вызывает особые трудности, различные авторы называют по-разному: «педагогически запущенными», «социально запущенными», «социально незащищенными», с «отклоняющимся поведением», «трудновоспитуемыми», «дезадаптированными», «социально заброшенными», с «девиантным поведением», с «делинквентным поведением», с «асоциальным поведением» и т.п. Общим являются лишь то, что всех вышеперечисленных детей авторы относят к категории «трудных». Дети «группы риска» – это та категория детей, подростков, которая в силу определенных обстоятельств своей жизни более других категорий подвержена негативным внешним воздействиям со стороны общества. Подростки нуждаются в помощи и поддержке, им остро не хватает понимания, тепла, заботы, их мучает собственная неопределенность (неприкаянность), одиночество. Осуждения и запреты в такой ситуации только ожесточают подростка. «Чтобы позаботиться о поле, недостаточно вырвать на нем сорняки, необходимо взрыхлить почву, посадить и вырастить полезные растения».

Путь, ведущий к изменениям в поведении подростка, может оказаться длительным и напряженным. В ответ на любовь, предложение помощи, содействие мы можем встретить закрытость, сопротивление, отторжение, злобу. Чтобы пройти этот путь, следует запастись терпением и верой в успех (И. Кузнецова).

Задачи наставника:

  • Установление контакта с подростком и с другими специалистами ОУ.
  • Обучение социальным и практическим навыкам подростка группы риска, необходимым для адаптации в обществе.
  • Забота о быте подростка.
  • Отслеживание социальных контактов.
  • Формирование ближайшего окружения.
  • Помощь в получении образования.
  • Развитие кругозора.
  • Правовая поддержка.
  • Помощь в организации досуга.
  • Контроль за соблюдением принудительных мер воспитательного  воздействия (ограничения пребывания на улице, обязанность учиться).
  • Помощь в гражданском, личностном, профессиональном определении подростка.
  • Помощь в конфликтных ситуациях в школе.

Наставник может научить подростка:

  • видеть и понимать проблему;
  • принимать ее;
  • разрешать ее;
  • или осознавать неспособность справиться с ней самостоятельно и тогда обращаться за помощью.

Шаги сотрудничества

1. Наставник проясняет подростку личное восприятие своей жизненной ситуации: что ему нравится в своей жизни, что не нравится, чтобы он хотел изменить.

2. Наставник интересуется планами подростка на будущее: кем бы хотел стать, какие у него мечты, каким он представляет себя через 5-10 лет.

3. Наставник предлагает свою помощь в достижении желаний подростка. Картина мира у подростка группы риска часто противоречива, необходимо указывать на эти противоречия. Наставник ориентируется на близкие цели подростка.

4. Наставнику иногда приходится самому предлагать различные варианты ближайшего будущего, основываясь на интересах подростка.

5. Наставник сам может устраивать мероприятия: организует походы в кино, в музей, театры, цирк, поход в лес и т.д. Такие мероприятия укрепят взаимоотношения, расширят кругозор подростка.

6. При появлении у подростка готовности пойти в кружок, секцию, клуб, наставник помогает ему в реализации этого желания, общается с руководителем, помогает в адаптации.

7. Наставник может выступать посредником между подростком и обществом.

8. Наставник входит в контакт с семьей только при согласии подростка. Часто подростки могут решить, что контакт наставника с родителями приведет к наказанию, вызовет их гнев.

9. Наставник может привлекать подростка к организации праздников, акций, спортивных мероприятий. Все это расширяет кругозор, повышает самооценку, улучшает отношение к наставнику.

В функциональные обязанности наставника можно включить: создание и поддержание связей между подростком, школой, семьей и местом проживания, подготовка его к интеграции в самостоятельную жизнь и поддержка подростка в его жизнеустройстве после выпуска. Наставник может осуществлять психологическое сопровождение, оказывать помощь в ориентации в хозяйственно-бытовых вопросах, передавать подросткам умение эффективного взаимодействия со всеми службами.

В своей работе, я как педагог-наставник, применяю следующие техники установления контакта:

1. Приветствие:

  • улыбка
  • обращение по имени или по имени-отчеству
  • рукопожатие или легкий поклон

2. установление контакта глаз

3. изменение дистанции – социальной, психологической и физической:

  • встать, приветствуя собеседника, проводить к месту, где вы продолжите разговор.
  • целесообразно сесть не прямо лицом друг к другу, а под некоторым углом.

Техники выравнивания напряжения:

1. Предоставление партнеру возможности выговориться

2. Вербализация своего эмоционального состояния или состояния партнера.

3. Подчеркивание общности с партнером – сходство интересов , мнений, оценок, возраста и т.д.

4. Проявление интереса к проблемам партнера

5. Акцентирование значимости партнера, его мнения в ваших глазах

6. В случае вашей неправоты – немедленное признание

7. Предложение конкретного выхода из сложившейся ситуации

8. Обращение к фактам, которые нельзя применять при общении с подростком, с риском поднятия напряжения (прерывание речи партнера, принижение, негативная оценка личности партнера, подчеркивание разницы между собой и партнером, приуменьшение вклада партнера и преувеличение своей роли, резкое ускорение темпа речи, повышение голоса, его интонации, избежание пространственной близости и контакта глаз с партнером).

Важность возрождения традиций наставничества подчеркивается на уровне государственной политики. Каждый человек талантлив, и задача власти, общества - помочь ему открыть в себе этот талант и предоставить возможности для его развития, реализации. Значимая роль в развитии таланта принадлежит наставнику. Наставник передает наставляемому не столько знания, сколько жизненный опыт и отношение к жизни. Он помогает человеку раскрыть талант, узнать свое предназначение, найти свой путь и уверенно идти по нему.

Наставничество — отношения, в которых опытный или более сведущий человек помогает менее опытному или менее сведущему усвоить определенные компетенции. Опыт и знания, относительно которых строятся отношения наставничества, могут касаться как особой профессиональной тематики, так и широкого круга вопросов личного развития, жизненного пути.

Наставничество – невероятно мощная форма психолого-педагогического сопровождения, оказывающая непосредственное влияние на личное развитие, которая, может привести к реальным сдвигам в формировании жизненных целей и расстановке приоритетов у подростков.

Особый интерес вызывает наставничество с позиции сопровождения детей и подростков, оказавшихся в трудной жизненной ситуации, проявляющих социально нежелательное поведение. Многие дети, оказавшиеся в ТЖС, состоящие на учете в структурах профилактики лишены помощи и поддержки, примеров социального одобряемого поведения. В свою очередь наставник может дать им такую помощь и стать примером для подражания и усвоения нравственных ценностей, и норм.

В целях создания дополнительных условий для эффективного развития детей в тяжелой жизненной ситуации мною разработана программа наставничества «Мы вместе» (взрослый - ребенок, педагог-ученик, учитель-ученик), которая предполагает регулярное взаимодействие подготовленного наставника с высоким уровнем социальной интеграции с наставляемым на протяжении 6 месяцев. Актуальность наставничества заключается в том, что наставник становится значимым взрослым в жизни подростка для сопровождения его в процессе обучения, воспитания и формирования индивидуального маршрута, а также личностного развития. Основные социально-педагогические механизмы результативности практики:

- создание условий для появления в жизни ребенка значимого взрослого спозитивным стилем и опытом социального поведения;

   - взаимодействие «культурного взрослого» и подростка строится максимально непредвзято на основе принципа индивидуализации;

  - стимулируется развитие у ребенка системы долгосрочного и среднесрочного жизненного планирования, развитие системы социально-одобряемых целей;

  - обеспечивается расширение социально-одобряемого поведения, социальных связей и общественного признания в месте проживания снижение количества детей, совершающих правонарушения.

Данная форма предполагает взаимодействие обучающегося школы в (ученика) и учителя (педагога), при котором наставник активизирует личностный потенциал наставляемого, усиливает его мотивацию к учебе и самореализации, формировании жизненных целей и расстановке приоритетов. Это проект индивидуально-группового наставничества для детей и подростков, находящиеся на различных видах учета, в которой индивидуальный наставник - это социально успешная личность, при регулярном методическом сопровождении наставника, через индивидуальные встречи и групповые сессии, наставник на своем рабочем месте помогает наставляемому раскрыть талант, узнать свое предназначение, найти свой путь и уверенно идти по нему, это психолого-педагогическое сопровождение, оказывающее непосредственное влияние на личное развитие, которое может привести к реальным сдвигам в формировании жизненных целей и расстановке приоритетов у детей.

Для результативной работы, по программе, использую технологий и методики работы, которые позволяют раскрывать личностные внутренние и скрытые ресурсы через ситуации успеха; обучение детей контролю внешних поведенческих проявлений, развитие самоконтроля, ценностных установок, приоритетность целей и их достижения. Необходимо учитывать тот факт, что именно в подростковом возрасте у детей велика потребность взаимоотношения с взрослыми. Хотя ребенок пытается проявить самостоятельность, он нуждается в поддержке, одобрении, похвале, акценте на его успехи и достижения со стороны взрослых. Данную роль-наставника, беру на себя,  и это является одним из главных рычагов воздействия на целевую группу. Вследствие чего у несовершеннолетних появилась заинтересованность участия, сотрудничества. Эти ниточки связи, возникшие между сформированными парами «ребенок-наставник» мы просто не могли потерять. Очевидно, что в процессе становления самосознания и формирования «Я-концепции» подростка нельзя выпускать из вида. Необходимо постоянно помогать ему в познании себя, самопонимания, развивать способность ставить перед собой цели и задачи, учить подростка добиваться успеха. Кроме того, важно не забывать про эмоционально-волевую сторону личности, развивать способность управлять собой, своими желаниями и поведением в социуме.

Таким образом, следует отметить, что для успешной реализации инновационного метода по внедрению технологий «Наставничество», по программе «Мы вместе» необходима последовательная, непрерывная работа по развитию патриотических качеств личности, формированию здорового образа жизни подростка, сопровождению процесса профессионального и личностного самоопределения участников целевой группы, по созданию условий для реализации способностей и умений через организацию активного досуга, путем увлечения в полезную общественную деятельность.

Благодаря внедрению в своей работе, целевой модели наставничества, добилась следующих результатов:

  • Значительное улучшение показателей, обучающихся в образовательной, культурной, спортивной сферах и сфере дополнительного образования.
  • Улучшение психологического климата в образовательной организации как среди обучающихся, так и внутри педагогического коллектива, связанное с выстраиванием долгосрочных и психологически комфортных коммуникаций на основе партнерства.
  • Рост мотивации к учебе и саморазвитию учащихся.
  • Снижение показателей неуспеваемости учащихся.
  • Практическая реализация концепции построения индивидуальных образовательных траекторий.
  • Рост числа обучающихся, прошедших профориентационные мероприятия.
  • Формирование осознанной позиции, необходимой для выбора образовательной траектории и будущей профессиональной реализации.
  • Формирования активной гражданской позиции школьного сообщества.
  • Рост информированности о перспективах самостоятельного выбора векторов творческого развития, карьерных и иных возможностях.
  • Повышение уровня сформированности ценностных и жизненных позиций и ориентиров.
  • Снижение конфликтности  и развитые коммуникативных навыков.
  • Увеличение доли учащихся, участвующих в программах развития талантливых обучающихся.
  • Снижение проблем адаптации в (новом) учебном коллективе: психологические, организационные и социальные.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Этическая беседа для родителей "Формирование и самовоспитание подростков. Руководство со стороны родителей процессом самовоспитания подростков."

Материал о помощи взрослых в выработке у школьников контроля и самооценки, силы воли и настойчивости в учёбе; развитие практических жизненных навыков....

"Наставничество, как процесс целенаправленного формирования личности, профессиональных компетенций начинающего специалиста"

Наставничество – процесс долгий и трудоемкий. Человек, занимающий должность наставника, прежде всего, должен быть терпеливым и целеустремленным. Цель, которая ставится перед наставником, – сделать, ка...

Наставничество как процесс

Статья представляет собой размышления о процессе наставничества. Наставником в данной статье является методическое объединение учителей русского языка и литературы....

Доклад: "Наставничество среди обучающихся как процесс сопровождения деятельности детских коллективов»

Доклад : "Наставничество среди обучающихся как процесс сопровождения деятельности детских коллективов» (из опыта работы)...

«Наставничество – эффективная форма сопровождения деятельности начинающего педагога»

В педагогической реальности существуют различные виды наставнической деятельности  молодых педагогов.  Для меня наиболее результативным является прямое наставничество, предполагающее непосре...

НАСТАВНИЧЕСТВО КАК ПРОЦЕСС СОПРОВОЖДЕНИЯ ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ «ГРУПП РИСКА»

Проблема подростковой девиации, подростковой криминализации, к сожалению, актуальна для России. Все государственные, общественные институты заинтересованы в развитии деятельности, способной стабилизир...