Статья круглого стола «Из опыта работы по разработке и реализации менторства и наставничества для обучающихся в рамках взаимодействия с предприятиями Смоленской области»: «Базовая кафедра как способ совершенствования образовательного процесса (на примере
учебно-методическое пособие

Анна Сергеевна Скобелева

Статья круглого стола «Из опыта работы по разработке и реализации менторства и наставничества для обучающихся в рамках взаимодействия с предприятиями Смоленской области»: «Базовая кафедра как способ совершенствования образовательного процесса (на примере взаимодействия ОГБПОУ СОТА и МУТТП г.Смоленска)» (Материалы ГАУ ДПО СОИРО)

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл opyt_s_muttp_dlya_krugogo_stola.docx22.35 КБ

Предварительный просмотр:

Базовая кафедра как способ совершенствования образовательного процесса (на примере ОГБПОУ СОТА и МУТТП г. Смоленска)

Стратегическими целями социально-экономического развития Смоленской области  являются улучшение качества жизни населения, динамичное развитие промышленности, сельского хозяйства, транспортной инфраструктуры, повышение инновационной активности и инвестиционной привлекательности. Поступательное развитие ключевых отраслей, улучшение инвестиционного климата обуславливают особую актуальность кадрового обеспечения устойчивого экономического роста региона. Изменились требования к трудовым ресурсам. Основным критерием стало качество кадрового потенциала. Современное производство требует от профессиональных образовательных организаций подготовки специалистов интегративного типа, обладающих определенным резервом профессиональных знаний и способностей. Речь идет не только о формировании у выпускников практических умений и навыков, но и о развитии наиболее значимых общечеловеческих качеств и свойств, которые в процессе трудовой деятельности, освоения новых производственных технологий позволят динамично изменять освоенную профессию или специальность.

В современных, постоянно изменяющихся, условиях, требующих обновления как материальной, информационной баз предприятий, так и постоянного развития человеческих ресурсов (повышение квалификации, переподготовка работников), повышается роль и значимость среднего профессионального образования. Конкурентоспособность современной профессиональной образовательно         организации во многом зависит от степени практической направленности проводимых занятий и организуемых практик, от того, насколько активно в учебный процесс вовлекаются специалисты-практики соответствующей сферы деятельности. Сегодня абитуриенты и студенты предъявляют высокие требования к образовательным организациям, ожидая, что после получения диплома, они будут хорошо ориентироваться в практических вопросах своего направления и без особого труда смогут найти работу.

Выстраивание эффективной системы подготовки выпускников –приоритетная задача для ОГБПОУ СОТА. Одним из ключевых элементов этой системы является практико-ориентированное обучение.

С 2018 года ОГБПОУ СОТА и МУТТП г. Смоленска реализуют сетевую форму реализации образовательных программ среднего профессионального образования по специальности 13.02.11 «Техническая эксплуатация и обслуживание электрического и электромеханического оборудования» и по профессии 13.01.10 «Электромонтер по ремонту и обслуживанию электрооборудования», при которой на базе работодателя имеется Базовая кафедра.

Обучение проходит в академии, в учебных классах базовой кафедры и в производственных подразделениях МУТТП г. Смоленска.

Основными направлениями взаимодействия являются:

- совместная разработка основных профессиональных образовательных программ, учебных планов и учебных программ с учетом потребностей предприятия

- внесения необходимых изменений в учебные планы с учетом ФГОС, профессиональных стандартов и стандартам WSR;

-учет потребностей МУТТП г. Смоленска и составление индивидуальных учебных планов для обучающихся академии- сотрудников МУТТП г. Смоленска;

- участие в учебной деятельности академии с позиции конечного потребителя результатов совместного труда: учебные экскурсии, учебные занятия в цехах и производственных участках МУТТП г. Смоленска (уроки на производстве),

привлечение ведущих специалистов предприятия к преподаванию профессиональных дисциплин и модулей, в том числе в учебных классах базовой кафедры;

- проведение учебных практик по профессиональным модулям на базовой кафедре, организация и проведение производственной практики, с закреплением за студентами академии руководителей практики от предприятия, ведущие специалисты МУТТП г. Смоленска ежегодно входят в состав экзаменационных комиссий при проведении экзаменов (квалификационных) по профессиональным модулям и в состав государственных экзаменационных комиссий.

- стажировка преподавателей на рабочих местах под руководством специалистов предприятия.

- развитие материально-технической базы академии, спонсорской помощь в проведении различных мероприятий, принимает участие в формировании призовых фондов при проведении профессиональных конкурсов.

В рамках данной практики сетевого взаимодействия финансирование базовой кафедры осуществляется за счет средств работодателя. Приобретенное оборудование ставится на баланс работодателя. Финансирование расходов на практическую подготовку на специализированном оборудовании (в том числе на расходные материалы, ремонт оборудования) осуществляется за счет средств предприятия.

Обучающиеся за время учебы получают все необходимые практические навыки и не нуждаются в дополнительном обучении, как прочие молодые специалисты. Базовая кафедра имеет еще одно серьезное преимущество: она существенно сокращает процесс адаптации молодых специалистов на предприятии.

Приобретение навыков производственной деятельности на базовой кафедре позволяет студентам развить профессиональные компетенции. Это будет способствовать трудоустройству выпускников по специальности, а, следовательно, повысит результативность деятельности академии. Кроме того, ОГБПОУ СОТА получает возможность внедрять на базовой кафедре передовые идеи по обновлению и совершенствованию учебного процесса.

За время работы базовой кафедры (2018-2019 и 2019-2020 учебные года) совместно с МУТТП г. Смоленска были разработаны пять ОПОП, внесены изменения в учебные планы, актуализированы десять программ учебных дисциплин и профессиональных модулей. Прошли стажировку на предприятии 17 ведущих преподавателей и мастеров производственного обучения академии. Около 150 студентов за два учебных года посетили музей МУТТП г. Смоленска и экскурсию по предприятию, более 300 студентов успешно выполняли лабораторные работы и практические занятия в учебных классах базовой кафедры. Более 500 студентов прошли учебную, производственную и преддипломную практики, из них были трудоустроены  на предприятие в 2019 году - 12 человек, в 2020 году приглашены на работу 19 выпускников.

Основным преимуществом базовой кафедры является возможность приблизить учебный процесс к нуждам конкретного предприятия. Это позволяет ориентировать его на получение студентами навыков по решению реальных производственных задач, что делает их готовыми приступить к профессиональной деятельности сразу же после завершения обучения. По сути, базовая кафедра является своеобразным «окном» в мир реальной экономики. Фактически это площадка, которая позволяет проводить адаптацию студентов к конкретному предприятию или производству в период их обучения.

Имеющийся в ОГБПОУ СОТА опыт работы по внедрению практико-ориентированной модели обучения позволил четко очертить ряд обязательных условий, выполнение которых позволяет добиться наибольшей эффективности их деятельности. Под эффективностью в данном случае понимается подготовка специалистов, в максимальной степени отвечающих

требованиям базового предприятия. Исходя из этого – главная ценность базовой кафедры заключается в возможности совершенствования образовательного процесса за счет включения в него передового опыта предприятия.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Реализация принципа интеграции в образовательном процессе на примере преподавания русского языка и курса "Основы православной культуры".

В данной статье автор рассуждает о метапредметных связях на уроках русского языка и литературы. Автор утверждает, что академический урок, имея научный потенциал и важность, будет неполноценным, если л...

Из опыта работы по разработке рабочих программ по отдельным предметам в соответствии с требованиями ФГОС на основе Примерной основной образовательной программы основного общего образования (на примере предметной области «Математика»).

Рабочая программа по учебному  предмету •математика - это документ, являющийся компонентом основной образовательной программы школы, который определяет цель, ­порядок, ­содержание, ­результаты и ...

Доклад. "Разработка и реализация допрофессиональной и профессиональной подготовки обучающихся основной и старшей школы совместно с предприятиями и организациями".

Последние два года были достаточно сложными для нашей страны. Антироссийские санкции и ответные защитные меры с российской стороны как никогда остро поставили проблему высокой зависимости российской э...

Статья. "Коллективная творческая деятельность как способ организации образовательного процесса"

Приводится практический пример применения КТД, а так же описывается  воспитательно-развивающий эффект, который приносит использование данной методики. Подчеркивается зависимость от скоординирован...

Совершенствование образовательного процесса: использование ЭОР, ЦОР в работе образовательной организации

Отправляясь с детьми в путешествие по дороге школьной жизни нам необходимо научить их самостоятельно добывать новые знания. Собираясь в путешествие мы берём с собой всё самое необходимое. Что? Р...

Статья "Активные методы обучения и воспитания как способ эффективности образовательного процесса"

Активные методы обучения и воспитания как способ эффективности образовательного процесса.В материале представлена информация по указанной теме. Мной рассмотрены различные методы обучения.Проведена кла...

Геймификация образовательного процесса на примере реализации ДООП «Тайм-менеджмент для подростков»

Для повышения мотивации к обучению по программе «Тайм-менеджмент для подростков» и для более успешного ее освоения применяется технология геймификации (игрофикации). В статье дается развер...