ГРУППОВАЯ ФОРМА РАБОТЫ НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ
методическая разработка на тему
Образовательная деятельность современного учителя все больше отходит от наставничества в сторону понимающего и сопереживающего соучастия, оказания педагогической поддержки вместо «научения правильному знанию». Происходит изменение требований к работе учителя: от умения транслировать и формировать программный объем знаний к умениям решать творческие задачи, формировать многомерное сознание, развивать способности к творчеству. Обучающийся должен в школе приобрести не только знания, умения и навыки, но и овладеть (с учетом особенностей личности) совокупностью универсальных знаний. Какие бы новации ни вводились, только на уроке, как сотни и тысячи лет назад, встречаются участники образовательного процесса: учитель и ученик. От того, какой будет эта встреча, зависит многое.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
gruppovaya_forma_raboty_na_urokah_matematiki.doc | 117 КБ |
Предварительный просмотр:
Технология группового обучения
(В.К. Дьяченко, И.Б. Первин)
ГРУППОВАЯ ФОРМА РАБОТЫ НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ
Каковы признаки групповой работы?
Не любое совместное выполнение на уроке задания группой учащихся класса можно назвать групповой формой организации работы. Это происходит, если выполняются следующие условия:
- на данном уроке класс делится на группы для решения конкретных учебных задач, в идеале – учащиеся сами распределяются по группам в зависимости от своих симпатий и поставленной перед ними задачи;
- состав группы не может быть неизменным, он должен быть таким, чтобы с максимальной эффективностью для коллектива могли реализоваться учебные возможности каждого члена группы;
- каждая группа получает задание или выбирает его самостоятельно из числа заданий, предложенных учителем, и выполняет его сообща под руководством коллективно выбранного лидера группы;
- учитывается и оценивается вклад в выполнение задания каждого члена группы.
Каковы “плюсы” групповой формы работы?
Такая форма активизации потенциала класса имеет ряд достоинств:
- повышается учебная и познавательная мотивация учеников;
- снижается уровень тревожности, страха оказаться неуспешным, некомпетентным в решении каких-то задач;
- в группе выше обучаемость, эффективность усвоения и актуализации знаний; при совместном выполнении задания происходит взаимообучение, поскольку каждый ученик вносит свою лепту в общую работу;
- групповая работа способствует улучшению психологического климата в классе, развитию толерантности, умению вести диалог и аргументировать свою точку зрения.
Каковы “минусы” и трудности организации групповой работы на уроке?
- Часто учащихся объединяют в группы по принципу “сильный - слабый”. При таком объединении не выигрывает ни тот, ни другой: слабый большей частью получает знания, которыми с ним делится сильный. Более слабый ученик просто не решается высказать своё мнение, полагаясь на то, что более успешный в учёбе одноклассник лучше знает, как решить стоящую перед ним задачу.
- Объединение партнёров с разным интеллектуальным уровнем целесообразно только в редких случаях и требует определённой организации – надо так организовать совместную деятельность таких партнеров, чтобы она вынуждала работать всех. Например, это произойдёт, если результат оценивается по тому, насколько активны все ученики. Либо задание для группы даётся таким образом, что каждый получает свой “участок работы” и достичь результата можно только при условии, что каждый выполнит свой фрагмент общего задания.
- Ещё один способ максимально активизировать всех учеников в группе: вначале предложить решить задачу самостоятельно, затем обсудить в группе каждое индивидуальное решение (не вынося критических оценок) и в конце выработать одно решение от группы.
Всегда ли применима групповая форма работы на уроке?
Нет, не всегда.
- Для такой работы необходим определённый уровень интеллектуального развития, от которого зависит не только усвоение заданного содержания, но и рассмотрение его в разных аспектах, что может обеспечить выдвижение гипотез в ходе поиска решения, критичность к ним, развитие и анализ гипотез других участников.
- Важным также является определённый уровень компетентности в учебном предмете, что позволит ученику справиться с поставленной задачей.
- Необходимо учитывать и уровень познавательной активности, то есть любознательность, интерес к окружающему миру, потребность в открытии нового, в интеллектуальном напряжении.
- Немаловажным является авторитет среди одноклассников, поэтому желательно, чтобы в каждой рабочей группе были ученики с достаточно высоким статусом и принимающие такую форму работы.
- Учащиеся старшей школы с большой готовностью работают в группе. Однако в средних классах имеет смысл вводить такие формы работы и формировать навык совместного решения проблемных ситуаций и задач. Тогда в старших классах ребята будут уже подготовлены, и групповая работа не вызовет сопротивления или несерьёзного отношения, не будет восприниматься как пауза для отдыха “пока другие решают”.
- Групповая форма обучения эффективна в классах с большой накопляемостью.
Как распределить учащихся по группам?
- Величина групп может варьироваться от 3 до 6 человек.
- Состав группы должен зависеть от содержания и характера предстоящей работы. При этом не менее половины должны составлять ученики, способные успешно заниматься самостоятельной работой.
- Группы формируются в зависимости от уровня обученности, внеурочной информированности по данному предмету, совместимости учащихся, - это позволит им взаимно дополнять и компенсировать достоинства и недостатки друг друга.
- Не следует объединять в одну группу негативно настроенных друг другу учащихся
Как организовать работу группы?
- Организовать группы и раздать им задания недостаточно для того, чтобы была организована групповая работа.
- Если у учащихся нет опыта группой работы, учитель должен чётко сформулировать задания для каждой группы, план и этапы работы. Со временем они должны научиться делать это самостоятельно.
- Если кроме этого учитель не оговаривает задания для каждого члена группы, тогда от результатов выполнения каждого будет зависеть успех всей группы.
- Для каждой группы можно отобрать задания разного уровня сложности или предложить одну задачу и повысить мотивацию, начинать групповую работу лучше с опорой на те умения и знания, которые есть у учащихся.
Какие задания можно предложить для групповой работы?
- Задачи с недоопределённым условием.
- Задачи, не имеющие решения.
- Задачи, имеющие несколько ответов.
- Задачи с лишними данными.
- Групповая форма работы может быть эффективной при проверке домашних заданий, хорошо оправдывают себя проблемные задания. Их ценность в том, часть заданий предусматривает выполнение интересных, связанных с изучаемым материалом опытов, которые затем учащимся всего класса показывают сами авторы.
Групповые формы работы способствуют решению не только образовательных задач, но и воспитательных, они должны обязательно применяться хотя бы время от времени, причём независимо от особенностей класса и навыков проведения таких уроков у учителя.
Одной из форм активной творческой работы учащихся являются конференции. В подготовке и проведении учебных занятий такого типа на всех этапах активно действуют ученики, а учитель выполняет роль организатора и консультанта. При этом сочетаются индивидуальная работа с работой всего класса, учащиеся получают новые знания и из литературных источников, с которыми работают при подготовке к конференции, и из докладов, с которыми выступают другие ученики.
Проведение конференций способствует развитию интереса к научным и техническим знаниям, формированию умений и навыков самостоятельной работы с научно-полярной и учебной литературой, с приборами и наглядными пособиями. Кроме того, очень велико значение конференций для развития устной речи, умения грамотно и логично излагать отобранный материал. Конференции целесообразно проводить преимущественно в старших классах.
Подготовка к конференции состоит из следующих этапов:
- тема и план занятия даются за две – три недели либо в начале изучения темы;
- класс разбивается на творческие группы по 4-5 человек;
- каждая группа выбирает один из вопросов и прорабатывает его, т.е. подбирает литературу, знакомится с материалом (каждый работает с одним источником, затем обменивается информацией с соучениками);
- распределяются обязанности в группе: кто готовит текст выступления, кто выступит в роли докладчика, кто готовит опыты, наглядные средства;
- за несколько дней до конференции с каждой группой проводится консультация, в ходе которой учитель обсуждает содержание материала. Естественно, что на первых порах возникает немало проблем и трудностей, но при систематическом проведении конференций у учащихся накапливается опыт, формируются умения и навыки, проблемы постепенно снимаются. Подготовка и проведение конференции, конечно, большая нагрузка и для учителя, и для ребят, так что подобной формой работы не следует злоупотреблять. Достаточно проводить конференции два - три раза в год.
Важно обозначить правила работы в группе и определить систему оценок:
- Будет ли оцениваться вклад каждого участника либо результат группы в целом, по каким показателям будет производиться оценка…. Например, учитель (или наблюдатель от класса) могут отслеживать и оценивать то, как участники слушают друг друга, помогают друг другу, вместе решают возникшую проблему.
- Можно включить некоторый элемент соревнования между группами.
- Необходимо оговорить, что процесс выполнения задания в группе должен осуществляться на основе обмена мнениями, оценками.
- Другой вариант: каждый ученик получает своё задание, от успешности выполнения которого будет зависеть общий результат и оценка работы группы. И здесь важно, чтобы другие члены группы не брали на себя выполнение тех частных задач, с которыми не справились другие, а оказывали лишь частичную консультативную помощь в выполнении отдельного фрагмента.
Как подвести итоги?
- В конце занятия выработанные каждой группой решения обсуждаются всем классом.
- Обязательно должен быть заключительный этап работы с подведением итогов, когда учитель (или класс, или группа наблюдателей) выносит решение о результатах выполнения заданий и работе групп.
- Оценивается не только результат решения задачи, но и работа группы.
- Оценка работы группы не должна приводить к конфликтам и обесцениванию результатов работы отдельных групп или учеников.
Литература:
- Бабанский Ю.К. Методы обучения в современной общеобразовательной школе. – М.: Просвещение, 1985.
- Малафеев Р.И. Проблемное обучение в средней школе. – М.: Просвещение, 1993.
- Шейман В.М. Технологии работы учителя. – М.: Творческая педагогика, 1992.
- Утеева Р. А. Групповая работа как одна из форм деятельности учащихся на уроке // Математика в школе, 1985 №2.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Групповая форма работы на уроках математики как средство активизации познавательной деятельности учащихся.
Использование групповой формы работы на уроках математики для развития коммуникативных способностей и познавательных процессов школьников....
Обобщение опыта по теме «Инновационные формы работы на уроках русского языка и литературы в соответствии с требованиями ФГОС» (групповая форма работы на уроках).
Обобщение опыта по теме «Инновационные формы работы на уроках русского языка и литературы в соответствии с требованиями ФГОС» (групповая форма работы на уроках). Введение ФГОС ООО предполагает ис...
Коллективные и групповые формы работы на уроках математики.
Учитель, прежде всего, должен найти такие методы и формы работы на уроке, которые смогли бы увлечь детей, сделать процесс обучения интересным. Одной из наиболее современных и востребованны...
Применение групповых форм работы на уроках математики как средство организации учебной деятельности в условиях ФГОС.
из опыта работы учителя математики "Применение групповых форм работы на уроках математик как средство организации учебной деятельности в условиях ФГОС" представлены раз...
Тезисы выступления на ШМО. "Групповые формы работы на уроках математики"
Тезисы выступления на ШМО. "Групповые формы работы на уроках математики"...
Из опыта работы: групповая форма работы на уроках математики
С введением ФГОС приоритетной целью школьного образования становится развитие у учащихся способности самостоятельно ставить учебные цели, проектироватьпути достижения этих целей, контролировать и оцен...