Из опыта работы: групповая форма работы на уроках математики
статья по математике

Воробьeва Анна Владимировна

С введением ФГОС приоритетной целью школьного образования становится развитие у учащихся способности самостоятельно ставить учебные цели, проектировать

пути достижения этих целей, контролировать и оценивать свои успехи. Достижение данной цели становится возможным благодаря формированию системы универсальных учебных действий. Развитие УУД – одно из требований ФГОС.   Связано оно с саморазвитием ребёнка и его поисковых умений.

         Самые благоприятные условия, на мой взгляд, для включения каждого ребёнка в активную работу на уроке создают групповые формы работы.

Главной целью педагогической деятельности является возможность дать каждому ученику образование с учётом его индивидуальных возможностей.

В своей деятельности придерживаюсь принципов:

  1. воспитывающее обучение (самостоятельность, умение принимать решения и планировать свою деятельность);
  2. ориентация на успех;
  3. ориентация на развитие (заметить малейший успех, закрепить его и идти дальше);
  4. сотрудничество (вместе решаем все проблемы);
  5. учёт результатов деятельности.

Принципы педагогической деятельности не меняются, а формы обучения могут быть различными.  Разнообразие форм работы, как известно, залог эффективности учебного процесса.  Одной из эффективных форм обучения является групповая форма.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл gruppovaya_forma_raboty_na_urokah_matematiki.docx22.21 КБ

Предварительный просмотр:

Из опыта работы: групповая форма работы на уроках математики

  Каждый учитель на своём уроке желает видеть ученика, который умеет учиться, задаёт вопросы, является инициативным в получении новых знаний. Ученик должен научиться спорить, отстаивать своё мнение.

С введением ФГОС приоритетной целью школьного образования становится развитие у учащихся способности самостоятельно ставить учебные цели, проектировать

пути достижения этих целей, контролировать и оценивать свои успехи. Достижение данной цели становится возможным благодаря формированию системы универсальных учебных действий. Развитие УУД – одно из требований ФГОС.   Связано оно с саморазвитием ребёнка и его поисковых умений.

         Самые благоприятные условия, на мой взгляд, для включения каждого ребёнка в активную работу на уроке создают групповые формы работы.

Главной целью педагогической деятельности является возможность дать каждому ученику образование с учётом его индивидуальных возможностей.

В своей деятельности придерживаюсь принципов:

  1. воспитывающее обучение (самостоятельность, умение принимать решения и планировать свою деятельность);
  2. ориентация на успех;
  3. ориентация на развитие (заметить малейший успех, закрепить его и идти дальше);
  4. сотрудничество (вместе решаем все проблемы);
  5. учёт результатов деятельности.

Принципы педагогической деятельности не меняются, а формы обучения могут быть различными.  Разнообразие форм работы, как известно, залог эффективности учебного процесса.  Одной из эффективных форм обучения является групповая форма.

Основные принципы групповой работы

  • класс делится на группы для решения конкретных учебных задач (на группы учащихся делит учитель или учащиеся сами распределяются по группам, это зависит от поставленной учебной задачи);
  • состав группы может меняться, чтобы с максимальной эффективностью реализовывались учебные возможности всех членов группы;
  • группа получает задание или выбирает самостоятельно из заданий, предложенных учителем;
  • задания выполняются сообща под руководством лидера групп;
  • учитывается и оценивается вклад каждого члена группы.

“Плюсы” групповой формы работы

Групповая форма обучения имеет ряд достоинств:

  • повышается познавательная и учебная мотивация учеников;
  • снижается уровень тревожности, страха оказаться неуспешным;
  • выше эффективность усвоения и актуализации предметных знаний;
  • развитие толерантности, умения вести диалог и аргументировать свою точку зрения.

 При групповом выполнении заданий происходит взаимообучение, так как каждый ученик вносит свой вклад в решение проблемы. При такой форме организации обучения мы содействуем личностному росту каждого учащегося, развитию его коммуникативных навыков, которые будут востребованы в дальнейшей жизни.

“Минусы” и сложности организации групповой работы

На уроке необходимо так организовать совместную деятельность учащихся в группе, чтобы она вынуждала работать всех. Так при объединении в группы по принципу “сильный - слабый” более слабый ученик зачастую не решается высказать своё мнение, он полагается на то, что более успешный в учёбе лучше знает, как решить поставленную задачу. Поэтому объединение в группы по такому принципу целесообразно в редких случаях. Например, если результат оценивается по тому, насколько активны все ученики или же задание для группы задаётся таким образом, что каждый учащийся получает свой “участок работы”. Существует ещё способ активизировать всех учащихся в группе: сначала предложить решить задачу самостоятельно, а затем обсудить в группе каждое индивидуальное решение и в конце выработать одно решение от группы.

Всегда ли можно применить групповую форму работы на уроке?

Для применения групповой формы работы на уроке, прежде всего, необходим определённый уровень интеллектуального развития. От уровня интеллектуального развития зависит усвоение заданного содержания, рассмотрение его в различных аспектах, что обеспечивает выдвижение гипотез в ходе поиска решения, критичность к ним и развитие гипотез других участников. Очень важен уровень компетентности учащегося в учебном предмете, что позволит ему справиться с поставленной задачей. Надо учитывать и уровень познавательной активности, интерес к окружающему миру, потребность в интеллектуальном напряжении. Старшеклассники работают в группе с большой готовностью. Однако в средних классах имеет смысл вводить групповые формы работы и формировать навык коллективного решения проблемных ситуаций и задач.

Как распределить учащихся по группам и организовать их работу?

Группа может состоять из 3 - 6 человек. Состав группы должен зависеть от характера и содержания предстоящей работы. Не менее половины должны составлять ученики, которые способны успешно заниматься самостоятельной работой. Группы должны формироваться в зависимости от уровня обученности по данному предмету, совместимости учащихся. Это позволит взаимно дополнять и компенсировать недостатки и достоинства друг друга. Нельзя объединять в одну группу негативно относящихся друг к другу учащихся.

Для того, чтобы организовать групповую работу недостаточно организовать группы и раздать им задания. Если у учеников нет опыта группой работы, то учитель должен чётко сформулировать задания для каждой группы, план и этапы работы. Постепенно, со временем, ребята должны научиться делать это самостоятельно. Каждой группе можно подобрать задания разного уровня сложности или предложить одну задачу и повысить мотивацию. Начинать групповую работу лучше с опорой на те знания и умения, которые есть у учащихся.

Виды заданий для групповой работы

  • задачи с недоопределённым условием;
  • задачи, не имеющие решения;
  • задачи, имеющие несколько ответов;
  • задачи с лишними данными;
  • проверка домашних заданий;
  • работа с различными источниками информации.

Необходимо обозначить правила работы в группе и определить систему оценок. Будет оцениваться вклад каждого ученика или результат группы в целом, по каким критериям будет производиться оценка. Учитель может отслеживать и оценивать то, как ученики помогают друг другу, слушают друг друга, вместе решают проблему. Так же можно включить элемент соревнования между группами. Необходимо оговорить, что процесс выполнения задания в группе должен осуществляться на основе обмена мнениями и оценками. Или каждый ученик получает индивидуальное задание, от успешности выполнения, которого будет зависеть результат и оценка работы всей группы. Важно, чтобы другие члены группы не брали на себя выполнение тех индивидуальных задач, с которыми не справились другие, а оказывали только консультативную помощь в выполнении отдельного фрагмента задания.

Подведение итогов групповой работы

В конце урока, решения, выработанные каждой группой, обсуждаются всем классом. Обязателен заключительный этап работы с подведением итогов. Учитель (или класс) выносит решение о выполнении заданий и работе групп. Таким образом, оценивается не только результат решения задания, но и работа всей группы.

Литература:

  1. Ю.Н. Кулюткин. Психология обучения взрослых. -М.,1985
  2. Ю.К. Бабанский. Методы обучения в современной общеобразовательной школе. – М.: Просвещение, 1985.
  3. Х.И.Лийметс. Групповая работа на уроке. -М. 1975
  4. Шейман В.М. Технологии работы учителя. – М.: Творческая педагогика, 1992.
  5. Утеева Р. А. Групповая работа как одна из форм деятельности учащихся на уроке / Математика в школе, 1985 №2.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Групповая форма работы на уроках математики как средство активизации познавательной деятельности учащихся.

Использование групповой формы работы на уроках математики для развития  коммуникативных способностей и познавательных процессов школьников....

Из опыта проведения групповых форм работы на уроках русского языка

В настоящее время в учебном процессе особое место занимают такие формы занятий, которые обеспечивают активное участие в уроке каждого ученика, повышают авторитет знаний и индивидуальную ответственност...

Коллективные и групповые формы работы на уроках математики.

Учитель, прежде всего, должен найти такие методы и формы работы на уроке, которые смогли бы  увлечь  детей, сделать процесс обучения интересным. Одной из наиболее современных и востребованны...

Применение групповых форм работы на уроках математики как средство организации учебной деятельности в условиях ФГОС.

из опыта работы учителя математики "Применение групповых форм работы на уроках математик как средство организации учебной деятельности  в условиях ФГОС"  представлены раз...

ГРУППОВАЯ ФОРМА РАБОТЫ НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ

Образовательная деятельность современного учителя все больше отходит от наставничества в сторону понимающего и сопереживающего соучастия, оказания педаго­гической поддержки вместо «научения ...

Тезисы выступления на ШМО. "Групповые формы работы на уроках математики"

Тезисы выступления на ШМО. "Групповые формы работы на уроках математики"...