Тезисы выступления на ШМО. "Групповые формы работы на уроках математики"
учебно-методический материал по математике
Тезисы выступления на ШМО. "Групповые формы работы на уроках математики"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tezisy_vystupleniya_na_shmo.doc | 36.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Тезисы выступления на ШМО.
"Групповые формы работы на уроках математики".
Групповая технология - это такая технология обучения, при которой ведущей формой учебно-познавательной деятельности учащихся является групповая. Групповая форма организации урока математики имеет сложную структуру. В процессе учебных взаимодействий устанавливаются продуктивные связи не только между учителем и учащимся, но и внутри ученического коллектива. Таким образом, с точки зрения интерактивности именно групповая форма оказывается более эффективной и насыщенной, хотя это по-разному может сказаться на результативности учебного процесса. Групповая работа как форма коллективной учебной деятельности есть способ организации совместных усилий учащихся по решению поставленных на уроке задач. При групповой форме деятельности класс делится на группы для решения конкретных учебных задач, каждая группа получает определенное задание (либо одинаковое, либо дифференцированное) и выполняет его сообща под непосредственным руководством лидера группы или учителя. Цель технологии группового обучения – создать условия для развития познавательной самостоятельности учащихся, их коммуникативных умений и интеллектуальных способностей посредством взаимодействия в процессе выполнения группового задания для самостоятельной работы.
Групповая технология позволяет организовать активную самостоятельную работу на уроке. Это работа учащихся в статической паре (где объединяются учащиеся, сидящие за одной партой); динамической паре (где объединяются учащиеся, сидящие за соседними партами) при повторении изученного материала, позволяет в короткий срок опросить всю группу, при этом ученик может побывать в роли учителя и в роли отвечающего, что само создает благоприятную обстановку на уроке. Так же применяю взаимопроверку и самопроверку после выполнения самостоятельной работы. Учащийся при этом чувствует себя раскованно, развивается ответственность, формируется адекватная оценка своих возможностей, каждый имеет возможность проверить, оценить, подсказать, исправить, что создает комфортную обстановку.
Групповая форма обучения решает три основные задачи:
1) конкретно-познавательную, которая связана с непосредственной учебной ситуацией;
2) коммуникативно-развивающую, в процессе которой вырабатываются основные навыки общения внутри группы и за её приделами;
3) социально-ориентационную, воспитывающую гражданские качества, необходимые для адекватной социализации индивида в сообществе.
Работа учащихся в группах может применятся на различных этапах урока, и на различных ступенях изучения каких-либо тем, разделов и т.д.
Групповой способ обучения требует серьёзной подготовки со стороны учителя. Такое занятие должно быть разработано во всех деталях. Учитель обязан чётко сформулировать
основные и дополнительные задания для групп, тщательно продумать организацию работы (состав групп в классе, время выполнения заданий, способы оперативного контроля и т.д.), учесть возможные неполадки.
Групповое обучение дает хорошие результаты и в образовательном и в воспитательном отношении. В процессе такого обучения сплачивается и развивается
ученический коллектив класса. Почти все учащиеся проявляют интерес к групповой форме обучения, которая прививает школьникам навыки делового общения в учебной деятельности. На любом традиционном уроке подсказки, желание помочь товарищу решительно пресекаются, а в группах одной из своих целей имеет развитие сотрудничества. Работа организуется так, чтобы ученик чувствовал себя в группе комфортно и смог достичь поставленной цели. Цель, поставленная учителем, должна совпадать с целью ученика. Каждое групповое занятие (групповой способ обучения) отличается друг от друга целью, но форма занятия остается прежней.
Ценным является групповая работа учащихся в период подготовки к контрольной работе, где обучающиеся ведут коллективный поиск решения задачи, дают самооценку и оценивают работу друг друга. Итоговое групповое занятие, когда идет подготовка к самостоятельной или контрольной работе имеет своей целью: выявить каждому обучающемуся свой пробел и ликвидировать его, обратившись за помощью к одноклассникам, учителю.
При анализе ошибок контрольной или самостоятельной работы ставится другая цель - помочь слабым увидеть свои ошибки, ликвидировать пробелы в знаниях. Учащиеся, успешно выполнившие задания работают в отдельной группе и для них поставлена цель: углубленно выполнить другое задание. Остальные учащиеся разбиваются на группы в зависимости от ошибок, которые они допустили при выполнении проверочной работы. Для них ставится другая цель: рассмотреть свои ошибки и постараться с помощью учителя, своих одноклассников ликвидировать пробелы в знаниях. В группе вырабатываются навыки социального и делового общения.
Использование методики групповых занятий помогает учителю
продвигаться от развития познавательного интереса учащихся к развитию их познавательной активности. Групповым способом обучения является такая организация, при которой обучение осуществляется путём общения в группах, когда сильный ученик учит слабого ученика. Работа организуется так, чтобы в группе каждый выполнял какое-то, посильное ему задание, научился выполнять с помощью одногруппников более сложное, чувствовал частичку своего труда в команде, радовался успехам команды и своим.
Изначально состав групп определяет учитель, исходя из способностей обучающихся. В группе должен быть ученик – консультант, который получает помощь от учителя и может сам передать одногруппнику то, что умеет и знает, может проверить учебный материал (определения, теоремы, свойства, законы и т.д.) в позиции учителя.
Такие группы формируются в начале учебного года, могут меняться по составу. Лучше всего, если их будет четыре. Временные группы формируются на уроке
после выполнения контрольных работ. Работая в группах, учащиеся совместно с учителем решают задачи разносторонней подготовки учеников к предстоящей жизни.
Решаются следующие проблемы педагогики:
• реализация индивидуального подхода;
• мотивация обучающихся;
• задача преобладания у учеников эвристических знаний над алгоритмическими;
• вопросы снятия социально-педагогических барьеров общения и взаимодействия в учебной группе и др.
Учение — это труд, а не беззаботное развлечение. Но труд этот может быть разным: принудительным и угнетающим, добровольным и способствующим развитию творческого потенциала. Тогда даже утомительное дело приносит учащимся радость. Ученический труд останется трудом, но в этом случае эффективность его повысится.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Групповая форма работы на уроках математики как средство активизации познавательной деятельности учащихся.
Использование групповой формы работы на уроках математики для развития коммуникативных способностей и познавательных процессов школьников....
Выступление на круглом столе "Групповые формы работы на уроке литературы"
Описан опыт работы в группах с рассмотрением групповой формы обучения как таковой и приведены примеры нескольких фрагментов уроков с использованием групповой формы обучения на уроках литературы....
Коллективные и групповые формы работы на уроках математики.
Учитель, прежде всего, должен найти такие методы и формы работы на уроке, которые смогли бы увлечь детей, сделать процесс обучения интересным. Одной из наиболее современных и востребованны...
Применение групповых форм работы на уроках математики как средство организации учебной деятельности в условиях ФГОС.
из опыта работы учителя математики "Применение групповых форм работы на уроках математик как средство организации учебной деятельности в условиях ФГОС" представлены раз...
ГРУППОВАЯ ФОРМА РАБОТЫ НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ
Образовательная деятельность современного учителя все больше отходит от наставничества в сторону понимающего и сопереживающего соучастия, оказания педагогической поддержки вместо «научения ...
Из опыта работы: групповая форма работы на уроках математики
С введением ФГОС приоритетной целью школьного образования становится развитие у учащихся способности самостоятельно ставить учебные цели, проектироватьпути достижения этих целей, контролировать и оцен...