"Индивидуально-групповая форма работы на уроках математики"
статья по теме

Коноровская Светлана Юрьевна

для учителя

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon individualno-gruppovaya_forma_obucheniya.doc49 КБ

Предварительный просмотр:

«Индивидуально-групповая форма обучения с использованием информационных технологий как средство развития самостоятельности учащихся»

Наиважнейшая задача современной школы состоит в том, чтобы учащиеся, пройдя школьное обучение, научились учиться самостоятельно.  Воплотить элементы самообразования в школе может с успехом методика индивидуально – группового обучения. Она развивает интерес к процессу учебы, делает процесс получения знаний активным, что способствует усвоению полученной информации без механического заучивания. Очень важно, чтобы ребята научились самостоятельно приобретать знания и их осваивать. Тем более, что процесс овладения знаниями не ограничивается рамками школьной учебы, так как  многие выпускники сориентированы на продолжение обучения в ВУЗе. Поэтому проблеме самообразования и путях ее решения я уделяю в своей работе большое место.

Задача учителя – организовать творческое обучение учащегося. Задача ученика – задействовать свою волю и способности для успешного самообучения, т.к.  он еще не может оставлять себе план обучения,  не обладает ни соответствующими знаниями, ни достаточным опытом, ни необходимым кругозором.

Обучение по индивидуально – групповой форме обучения делятся на три части: аудиторные занятия, индивидуально-групповые консультации, самоподготовка учащихся в компьютерном классе.  Аудиторные занятия, призванные вызвать интерес к учебной теме, возбудить творческую мысль проходят в виде уроков-диалогов, уроков-лекций, уроков-тренингов, уроков - творчества.  Индивидуально – групповые консультации способствуют углублению или расширению знаний учащихся, корректировке пробелов знаний посредством самостоятельной работы. Используются такие приемы как мозговые штурмы, ролевые игры. Самоподготовка в компьютерном классе предполагает самостоятельную работу учащихся, когда школьники  получают основополагающие знания по курсу математики, отрабатывают умения и навыки с помощью тренажеров, проверяют знания по теме или всему курсу в целом с помощью тестов, готовятся к следующему уроку или контрольной работе. С помощью обучающих тестов учащиеся в случае неправильности выполнения задания могут обратиться к подсказке, теоретическому материалу в учебнике, справочнику. Таким образом, учащийся повторяет материал столько раз, сколько ему это необходимо. Использование на уроке демонстрационного материала с помощью ПК позволяет:

  • активизировать внимание учеников;
  • вернуться в случае необходимости, к любой части демонстрационного материала (на доске обычно, за неимением места, информация стирается);
  • показать материал еще раз, причем, комментарии к слайдам дают учащиеся (закрепление знаний);
  • активизировать творчество учеников, привлекая их к самостоятельному изготовлению электронных иллюстраций.

На протяжении учебного года ведется работа с индивидуальными картами обучающегося. Суть метода состоит в том, что учащиеся до изучения темы получают индивидуальные листы обучения, в которых  определены вопросы по учебной теме (параграфу учебника) и оставлены места для ответов. Учащиеся дома самостоятельно изучают материал параграфа и заполняют карту, становясь активно обучающимися. Разработаны индивидуальные карты  по темам «Деление десятичных дробей на натуральное число», «Десятичные дроби», «Десятичные дроби», «Меньше или больше», «Сложение и вычитание натуральных чисел», «Сложение и вычитание смешанных чисел», «Сравнение десятичных дробей», «Уравнения», «Числовые и буквенные выражения».

 Некоторые задания в карте направлены на развитие самостоятельности в суждениях,  содержат вопросы, предполагающие прояснения смысла некоторых слов или выражений, на выявление причинно – следственных связей. Индивидуальные карты  позволяют учащимся овладеть способами работы с информацией (поиск необходимой информации в справочных изданиях, использование дополнительных источников информации при решении учебных задач), способами самоорганизации учебной деятельности (ставить цели, планировать личную учебную деятельность при выполнении заданий), коммуникативными умениями (уметь пересказывать, делать выводы, оценивать ответы других учащихся, вести диалог).

Результаты: по уровню развития интеллектуальных способностей учащихся – 100% обучающихся успешно освоили содержание учебной дисциплины; 62,5% имеют высокий уровень учебной мотивации и преобладающие мотивы – позиционный и учебный.

Индивидуально – групповая форма обучения с использованием информационных технологий на уроках математики способствует формированию познавательных способностей учащихся, приобретению необходимых умений и навыков к самообразованию, повышению интереса к предмету. Преподавание ведется по государственной программе с использованием мультимедийных учебников «1С. Математика 5-11 классы. Практикум», «Хроноглобус. Ини. Математика 5 класс. Семейный наставник», «Просвещение. Математика 5-6 классы», «Учим дроби», «Тренировка арифметических способностей».

Методическая задача: сформировать у учащихся способность использовать усвоенные знания, умения и способы действий в реальной жизни для решения практических задач в жизненно – значимых ситуациях. Овладение ключевыми компетенциями позволит воспитать думающую, внутренне свободную личность, способную  аргументировано отстаивать собственную точку зрения, ставить перед собой цели и находить эффективные пути их достижений.

Основные показатели эффективности применения индивидуально – групповой формы обучения:

  • комфортные условия для обучения учащихся с учетом их индивидуальных особенностей;
  • личностное развитие учащихся, воспитание самостоятельности и ответственности за результаты своей деятельности;
  • развитие способности использовать информационные технологии как средства достижения результата.

Мониторинг эффективности индивидуально-групповой  формы обучения учащихся:

  • Интеллектуальное развитие учащихся: освоение содержания предмета, изучение интеллектуальных способностей учащихся.
  • Личностное развитие учащихся: учебная мотивация.
  • Социально-психологическая адаптация учащихся: изучение межличностных отношений «ученик - ученик»,  «ученик - учитель»,  «ученик – родитель».

Таким образом, описанная выше индивидуально-группового форма с использованием информационных технологий обучения способна научить учеников учиться и как показала практика, стала одним из возможных вариантов  самообразования.

        Заметно изменилось отношение многих учащихся к учебе. Ребятам нравится учеба, при которой надо по - настоящему активно работать и думать. На урок они приходят готовыми участвовать в оживленном обсуждении ответов на вопросы с одноклассниками.

        Хочется подчеркнуть, что применение индивидуально – групповой формы обучения нисколько не принижает роль учителя в учебном процессе. На уроках я становлюсь наставником и консультантом ученика в его самостоятельной учебной работе. Тем самым ученик становится личностью самодостаточной, готовой применять свои знания для творческого созидания.

Литература:

  1. Фопель К. «Как научить детей сотрудничать?» Москва, Генезис, 2003
  2. Холодная М.А. «Психология интеллекта: парадоксы исследования» Томск, 1997
  3. Смайлс С. «Саморазвитие умственное, нравственное и практическое» Минск, 2000.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Активизация мыслительной деятельности учащихся через различные формы работы на уроках математики.

Теоретической основой моего опыта служит дидактическая теория Ю.К Бабанского: «Теория оптимизации учебно-воспитательного процесса». Оптимизация процесса обучения предполагает создание необходимых усло...

Мастер класс по теме «Активные формы работы на уроках математики как фактор ведущих умений и навыков учащихся» на примере темы «Многогранники»

       На мой взгляд, наиболее глубокие знания учащиеся получают на экспериментальных уроках-исследованиях, посвящённых изучению новой главы или  темы, т.к. такие уроки...

Групповая форма работы на уроках математики как средство активизации познавательной деятельности учащихся.

Использование групповой формы работы на уроках математики для развития  коммуникативных способностей и познавательных процессов школьников....

Использование творческих форм работы на уроках математики для развития познавательного интереса школьников

В работе рассказывается как на уроках математики развить познавательный интерес учащихся к предмету...

"О некоторых формах работы на уроках математики" ( из личного опыта работы ).

В этой статье описываются некоторые матодические приемы работы на уроках математики, которые повышают эффективность урока ....

Нестандартные формы работы на уроках математики. Разработка урока-сказки в 5 классе

В статье приведена разработка  урока обобщения знаний уч-ся по теме "Сложение и вычитание десятичных дробей". Урок сопровождается показом слайдов с фрагментами сказки....

Из опыта работы: групповая форма работы на уроках математики

С введением ФГОС приоритетной целью школьного образования становится развитие у учащихся способности самостоятельно ставить учебные цели, проектироватьпути достижения этих целей, контролировать и оцен...