Коллективные и групповые формы работы на уроках математики.
материал на тему
Учитель, прежде всего, должен найти такие методы и формы работы на уроке, которые смогли бы увлечь детей, сделать процесс обучения интересным. Одной из наиболее современных и востребованных является коллективная форма учебной деятельности.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Коллективные и групповые формы работы на уроках математики | 27.2 КБ |
Предварительный просмотр:
Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение
Самарской области «Школа-интернат № 115
для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья
городского округа Самара»
Учитель математики - Никитенко Ольга Александровна
Коллективные и групповые формы работы на уроках математики.
Математика в специальной (коррекционной) школе решает одну из важнейших социальных задач развития обучающихся с УО – преодоление недостатков их познавательной деятельности и лучшей адаптации к социуму. Изучение математики направлено на формирование и коррекцию операций сравнения, анализа, синтеза, обобщения и конкретизации, на развитие процессов памяти, свойств внимания и различных сторон личности.
Зная, структуру нарушения умственно отсталого школьника, мы понимаем, что математика как учебный предмет, дается ему с большим трудом. Работа на уроке строится с учётом индивидуальных особенностей каждого ученика класса, включая его способности, общее развитие, наклонности, интересы, эмоциональное состояние, опыт, знания. В связи с этим обучающихся можно разделить на три условные группы:
- - обучающиеся, которые постоянно проявляют интерес к предмету;
- - обучающиеся, которые изучают математику, но особенного старания не проявляют;
- - обучающиеся, которые интереса к предмету не проявляют.
Для первой группы обучающихся задачи формулируются по учебнику, указывается их значение в науке и практике. Для второй группы - такой подход может быть недостаточным. Вначале следует активизировать внимание этих обучающихся, проверить их готовность к изучению материала и решению данной задачи. У детей третьей группы также надо активизировать внимание и поддерживать его на протяжении всего урока: занимательным дидактическим материалом, учетом сферы интересов ученика, созданием ситуации успеха, искренним вниманием к его деятельности, посильными заданиями.
Психологи, методисты считают, что важным резервом повышения качества учебного процесса обучающихся является оптимальное поддержание их познавательной активности. Учитель, прежде всего, должен найти такие методы и формы работы на уроке, которые смогли бы увлечь детей, сделать процесс обучения интересным. Одной из наиболее современных и востребованных является коллективная форма учебной деятельности. Это может быть работа в парах сменного состава или в динамических парах, а также коллективная работа в группах. В основе данного метода лежит теория Б. Д. Эльконина о ведущем виде деятельности. Именно общение – является ведущим видом деятельности в подростковом возрасте и ведет за собой развитие.
Поэтому коллективные виды работы в среднем звене делают уроки математики более интересными, воспитывают у обучающихся сознательное отношение к учебному труду, активизируют их познавательную деятельность, дают возможность многократно и осознанно повторять изучаемый материал.
Переход к обучению в парах сменного состава или динамических парах возможен лишь в том случае, если обучающиеся научились работать в постоянных парах и группах, поэтому в качестве подготовительной работы чаще всего имеет место сочетание фронтальной и индивидуальной формы работы. На практике можно наблюдать, что не все обучающиеся активно участвуют во фронтальной работе, так же как и не все могут индивидуально справиться с тем заданием, которое им предлагается для самостоятельной работы. Такая работа может быть осуществлена с помощью дифференцированных групповых заданий.
Например: Математика 8 класс – обучающимся даётся задание по решению примеров в несколько действий. Для I и II группы - это примеры в 2 действия со скобками и проверкой их решения по готовым ответам, а для III – IV группы – это более легкие примеры с проверкой решения на доске.
I группа: Реши примеры и к каждому примеру подбери правильный ответ (обведи его красным карандашом).
ПРИМЕРЫ:
| ВАРИАНТЫ ОТВЕТОВ:
|
II группа: Реши примеры и к каждому примеру подбери правильный ответ (обведи его красным карандашом).
ПРИМЕРЫ:
| ВАРИАНТЫ ОТВЕТОВ:
|
III – IV группа: Реши примеры и запиши ответ.
ПРИМЕРЫ:
| ОТВЕТЫ: 7 500 78 700 10 100 |
В процессе коллективного учебного труда на уроках создаются наиболее благоприятные возможности для усвоения знаний и наиболее полного психологического и социального развития каждого школьника. Коллективная форма учебной деятельности обучающихся дает им возможность анализировать свои собственные действия и действия одноклассников. Народная мудрость гласит: «Ум – хорошо, а два – лучше». На уроках обучающимся предоставляется возможность общаться друг с другом: обмениваться мнениями, предлагать свои способы решения, дополнять, исправлять ошибки, оценивать друг друга. Совместная работа в коллективе способствует эмоциональному сближению ребят, улучшению их взаимоотношений. Даже у обучающихся III – IV группы, появляются успехи в учении, так как в результате совместной деятельности лучше восполняются пробелы их знаний, развивается интерес к предмету.
При организации работы в парах, я не только учитываю уровень обученности школьника, но и личностный фактор. Так, например, обучающиеся III учебной группы работают в парах и выполняя задания, советуются друг с другом, выполняют проверку заданий, подскажут друг другу где ошибка и как ее исправить. Хорошо работают ребята и в сменных парах. Некоторые ребята выполняют задания быстро, решают задания на черновике, проверяют их, и уже после проверки записывают в тетрадь. Имея навык проверки, таким ребятам не составляет труда проверить работу соседа, подсказать, в случае необходимости, правильное решение и проверить получившийся результат.
Лишь учитывая личностные характеристики детей в коллективных формах деятельности можно получить положительный результат.
При выполнении заданий занимательного характера или проведении дидактических игр или уроков - конкурсов, уроков закрепления знаний, таких как, Математический бой; Математический КВН; Математический ринг и т. д., использование коллективной работы, я считаю, просто необходимо.
Таким образом, использование коллективных форм работы на уроках математики в старших классах специальной (коррекционной) школы, создает в классе комфортные условия для обучающихся, активизирует их познавательную деятельность, способствует достижению личностных результатов, развитию лидерских качеств и организаторских способностей, воспитанию ответственности, самодисциплины и повышению речевой активности обучающихся с Умственной Отстальстью.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Групповая форма работы на уроках математики как средство активизации познавательной деятельности учащихся.
Использование групповой формы работы на уроках математики для развития коммуникативных способностей и познавательных процессов школьников....
Применение групповых форм работы на уроках математики как средство организации учебной деятельности в условиях ФГОС.
из опыта работы учителя математики "Применение групповых форм работы на уроках математик как средство организации учебной деятельности в условиях ФГОС" представлены раз...
ГРУППОВАЯ ФОРМА РАБОТЫ НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ
Образовательная деятельность современного учителя все больше отходит от наставничества в сторону понимающего и сопереживающего соучастия, оказания педагогической поддержки вместо «научения ...
Тезисы выступления на ШМО. "Групповые формы работы на уроках математики"
Тезисы выступления на ШМО. "Групповые формы работы на уроках математики"...
Из опыта работы: групповая форма работы на уроках математики
С введением ФГОС приоритетной целью школьного образования становится развитие у учащихся способности самостоятельно ставить учебные цели, проектироватьпути достижения этих целей, контролировать и оцен...
Доклад на тему: « Организация парной и групповой форм работы на уроках математики"
Данный материал предназначен для учителей коррекционных школ ....