Доклад на тему: « Организация парной и групповой форм работы на уроках математики"
учебно-методический материал
Данный материал предназначен для учителей коррекционных школ .
Скачать:
Предварительный просмотр:
ГОУ ЛНР « Ирминская специальная(коррекционная)школа- интернат»
Доклад на тему:
« Организация парной и групповой форм работы
на уроках математики»
Подготовила: Л.А.Иовэюий
учитель математики и информатики
2022-2023уч.г.
Основным направлением развития школы сегодня является поворот обучения к ребёнку. В Федеральном законе об образовании детей с ограниченными возможностями здоровья, одной из актуальных задач определена адаптация обучавшихся с нарушением интеллекта к обществу, труду, семейной жизни. Исходя из этого, программой коррекционной школы предусмотрена практическая направленность обучения математике, которая предполагает тесную связь математики с жизнью, подготовку к профессиональным трудовым навыкам.
Социальная адаптация выпускников с нарушением интеллекта выходит на первое место, т.е. в приспособлении обучающихся с нарушением интеллекта к условиям социальной среды путём усвоения и принятия целей, ценностей, норм и стилей поведения, принятых в обществе.
Математика в специальной (коррекционной) школе решает одну из важнейших социальных задач развития обучающихся с нарушением интеллекта -преодоление недостатков их познавательной деятельности и лучшей адаптации к социуму.
Обучение математике должно носить предметно-практическую направленность, быть тесно связано с жизнью и профессионально-трудовой подготовкой учащихся, другими учебными предметами.
Важным резервом повышения качества учебного процесса обучающихся является оптимальное поддержание их познавательной активности.
Учитель, прежде всего, должен найти такие методы и формы работы на уроке, которые смогли бы увлечь детей, сделать процесс обучения интересным. Одной из наиболее современных и востребованных является коллективная форма учебной деятельности. Это может быть работа в парах сменного состава или в динамических парах, а также коллективная работа в группах. В основе данного метода лежит теория Б. Д . Эльконина о ведущем виде деятельности. Именно общение является ведущим видом деятельности в подростковом возрасте и ведет за собой развитие. Поэтому коллективные виды работы в среднем звене делают уроки математики более интересными, воспитывают у обучающихся сознательное отношение к учебному труду, активизируют их познавательную деятельность, дают возможность многократно и осознанно повторять изучаемый материал.
Среди разнообразных направлений новых педагогических технологий наиболее приемлемой, с моей точки зрения, является парная и групповая работа:
—во-первых, потому, что в условиях классно урочной системы этот тип занятий наиболее легко вписывается в учебный процесс;
—во-вторых, групповая работа обеспечивает не только успешное усвоение материала всеми учащимися, но и интеллектуальное, нравственное развитие учащихся, их самостоятельность, доброжелательность по отношению друг к другу, коммуникабельность, желание помочь другим.
Основная цель групповой работы - развитие мышления учащихся, а развивать мышление - значит, развивать умение думать. При этом решается ряд учебных и воспитательных задач:
- возрастает объём усваиваемого материала и глубина его понимания;
- на формирование понятий, умений, навыков тратится меньше времени, чем при фронтальном обучении;
2
- ученики получают удовольствие от занятий, комфортнее чувствуют себя в школе;
- возрастают познавательная активность и творческая самостоятельность учащихся; -меняется характер взаимоотношений между детьми (исчезают безразличие, агрессия, прибавляются теплота и человечность);
- возрастает сплочённость класса;
- -растёт самокритичность (ребёнок, имевший опыт работы со сверстниками, более точно оценивает свои возможности, лучше себя контролирует);
- учитель получает возможность реально осуществлять индивидуальный подход к учащимся (учитывать их взаимные склонности, способности, темп работы при делении класса на группы, давать группам задания, дифференцированные по трудности).
Групповая работа - это совместная деятельность детей и учителя, где реализуются все виды взаимодействий: "учитель - ученик, ученик- ученик, ученик - группа, ученик - учитель", где на смену репродуктивной деятельности приходит исследовательская, поисковая деятельность.
Групповую работу характеризует непосредственное взаимодействие между учащимися, их совместная согласованная деятельность.
Групповые формы работы можно использовать на разных этапах урока:
- этап актуализации знаний (при выполнении устного счета, речевая разминка и т.д.);
- на этапе закрепления и повторения (при проведении самостоятельной работы);
- на этапе открытия новых знаний (при реализации проблемных ситуаций);
-при подведении итога урока (при выполнении обобщений и формулировки
выводов).
Парная работа.
Целью этой работы является необходимость научить детей общаться друг с другом, не мешая другим, не перебивать, выслушивать друг друга до конца, принимать или опровергать (опровергать аргументированно!) мнение собеседника, важно дать детям понять, что работа в команде интереснее и продуктивнее, чем работа одного.
Переход к обучению в парах сменного состава или динамических парах
возможен лишь в том случае, если обучающиеся научились работать в
постоянных парах и группах, поэтому в качестве подготовительной работы чаще всего имеет место сочетание фронтальной и индивидуальной формы работы. На практике можно наблюдать, что не все обучающиеся активно участвуют во фронтальной работе, так же как и не все могут индивидуально справиться с тем заданием, которое им предлагается для самостоятельной работы. Такая работа может быть осуществлена с помощью дифференцированных групповых заданий.
Рассмотрим организацию парной работы на уроке. После того как дети научатся работать по индивидуальным карточкам, начинают учиться работать в парах «учитель - обучающийся». Следующий этап: научить тренироваться в парах (разные виды примеров на вычисление, устный счёт, диктанты, выполнение заданий по вариантам с последующей взаимопроверкой).Потом обучающие
3
учатся работать в паре «обучающийся-обучающийся»
Изучение математики направлено на формирование и коррекцию операций сравнения, анализа, синтеза, обобщения и конкретизации, на развитие процессов памяти, свойств внимания и различных сторон личности.
Зная, структуру нарушения обучающихся с нарушением интеллекта,
мы понимаем, что математика как учебный предмет, дается ему с большим трудом. Работа на уроках строится с учётом индивидуальных особенностей каждого ученика класса, включая его способности, общее
развитие, наклонности, интересы, эмоциональное состояние, опыт, знания.
В связи с этим обучающихся можно разделить на три условные группы:
1 обучающиеся, которые постоянно проявляют интерес к предмету;
2обучающиеся, которые изучают математику, но особенного старания не проявляют;
3 обучающиеся, которые интереса к предмету не проявляют.
Для первой группы обучающихся задачи формулируются по учебнику, указывается их значение в науке и практике.
Для второй группы - такой подход может быть недостаточным. Вначале следует активизировать внимание этих обучающихся, проверить их готовность к изучению материала и решению данной задачи. У детей третьей группы также надо активизировать внимание и поддерживать его на протяжении всего урока: занимательным дидактическим материалом, учетом сферы интересов ученика, созданием ситуации успеха, искренним вниманием к его деятельности, посильными заданиями.
Например: Математика 8 класс - обучающимся даётся задание по решению
примеров в несколько действий. Для I и II группы - это примеры в 2действия со скобками и проверкой их решения по готовым ответам, а для III группы- это более легкие примеры с проверкой решения на
доске.
В процессе коллективного учебного труда на уроках создаются наиболее благоприятные возможности для усвоения знаний и наиболее полного психологического и социального развития каждого школьника. Коллективная форма учебной деятельности обучающихся дает им возможность анализировать
свои собственные действия и действиям одноклассников. Народная мудрость гласит: «Ум - хорошо, а два - лучше».
На уроках обучающимся предоставляется возможность общаться друг с другом: обмениваться мнениями, предлагать свои способы решения, дополнять, исправлять ошибки, оценивать друг друга.
Совместная работа в коллективе способствует эмоциональному сближению ребят, улучшению их взаимоотношений. Даже у обучающихся III группы, появляются успехи в учении, так как в результате совместной деятельности лучше восполняются пробелы их
знаний, развивается интерес к предмету.
На своих уроках я стараюсь делать всё, чтобы каждый ученик работал активно, использую это как начальную точку для возникновения и развития интереса, отводя большую роль социальным навыкам и практическим работам. Основной целью моей работы считаю: - максимальное преодоление недостатков развития
4
учащихся, подготовка их к производственному труду и самостоятельной жизни.
Решение вопросов социализации на уроках математики веду следующими путями:
•работа с реальным раздаточным материалом
•решение социально-значимых задач
•тренировочные упражнения
•практические работы Итак, остановлюсь на некоторых примерах практической организации парной и групповой работы на своих уроках . •Работа в паре.
• Статичная пара, когда совместно работают учащиеся, сидящие вместе за одной
партой. В этой паре учащиеся постоянно меняются ролями учителя и ученика. Они
могут обучать друг друга, работая в режиме «взаимообучение». Могут
контролировать друг друга, работая в режиме «взаимоконтроль».
• Другой пример работы, которую я использую в паре. Это математический
диктант. Задания в диктанте предлагаю сразу в двух вариантах. Задания второго
варианта исходят из ответов первого варианта.
Примерные задания для математического диктанта:
•Вариант 1: Запиши число, в котором 3 тысячи 4 сотни 6 десятков 7 единиц.
Вариант 2: Запиши число, предыдущее этому числу.
•Вариант 1: Запиши число на 1 меньше, чем 5643, Вариант 2: Запиши, сколько в
полученном числе тысяч, сотен, десятков, единиц.
•Вариант 1: Число 56000 уменьши в 1000 раз. Вариант 2: Полученное число
увеличь в 100 раз.
•Вариант 1: Запиши наибольшее четырехзначное число. Вариант 2: Представь
полученное число в виде суммы разрядных слагаемых. ^
•Вариант 1: Запиши число, которое на 1 сотню больше, чем 900, Вариант 2:
Полученное число уменьши на 1000.
• Стараюсь подбирать такие задания, чтобы элементы парной работы носили
занимательный характер. Например: «Дети, со сказочными героями Винни-Пухом и Пятачком случилась беда. Винни-пух держал в руке примеры с одинаковым
ответом, а Пятачок- с разными. Они так спешили к нам на урок, что упали и все
примеры рассыпали. Давайте им поможем!»
730-700
480+200
700-20
660+20 , .
430+50
900-220
490-30
380+400
Предлагаю детям работать в паре. Один будет решать примеры на сложение, а
другой- на вычитание, а затем один будет выписывать примеры с одинаковым
ответом, а другой- с разными.
В кабинете имеется раздаточный материал для работы на уроках: «Купюры», «Монеты», «Меры массы» и др.
5
При изучении мер стоимости большой интерес вызывает у детей работа с монетами и купюрами. Поэтому большое значение имеют тренировочные упражнения для формирования представлений о деньгах и умения с ними обращаться, •знакомство с внешним видом монет и купюр (цвет, форма, цифры);
-отбор среди других монет и купюр указанного достоинства (найди монету 50 к., 2р. и т.д.)
- набери 120 рублей; 65 рублей
-замена одной купюры несколькими и наоборот
- замени купюру 100 рублей двумя купюрами
-знакомство с предметами, стоимость которых равняется достоинству данной монеты или купюры:
- 5 рублей - карандаш, почтовая марка, конфета ...
- 10 рублей - пачка соли, ручка ...
- 50 рублей - блокнот, две буханки хлеба, шампунь ... и т.д. Работа в группах . Сюжетно-ролевая игра «Магазин». Расчёт сдачи и выдача покупки.
-купили 1 килограмм сахарного песка по цене, .... Какую сдачу должен получить покупатель с 50 рублей? (показать купюрами и монетами)
- сколько нужно заплатить за 1 килограмм яблок (2 килограмма, картофеля и т.д.)
(показать купюры и монеты)
-определи сдачу с 100 рублей, совершив следующую покупку: 1 буханка хлеба, 1 пакет молока (1л).
Очень сложным материалом для понимания для школьников с нарушением интеллекта является и выходит на первое место определение времени по часам. Настенные часы(макет часов), находящиеся в кабинете, позволяют достаточно часто проводить практикумы по определению времени, и такая практическая работа занимает небольшой временной промежуток. Кроме того старшеклассниками были сделаны часы для работы в классе. Данные часы дают и дополнительный практический навык, т.к. имеют циферблат с римскими числами, что создаёт формирование познавательного интереса к предмету.
Используя , парную и групповую работу , один раз в четверть часть одного из уроков , отводится на работу с моделью часов:
- определить время по часам
- поставить на часах время, названное учителем.
Парная и групповая работа используется мною и при работе по чекам ( с интернета), так как такая форма обслуживания покупателей является повсеместной.
- подсчёт стоимости покупки по нескольким чекам
- стоимость продуктов на чеках из супермаркета и т.д.
- с помощью раздаточного материала «Купюры» и «Монеты» подготовить сдачу по определённому чеку.
Для удобства с чеками используется калькулятор, что даёт детям дополнительный-
стимул в познавательной активности.
Групповую и парную работу я использую и при изучении, закреплении темы
« Меры массы»
6
При работе с раздаточным материалом «Меры массы» дети выбирают пустую
упаковку, находят запись, определяющую вес, определяют продукт, который был в упаковке по надписи, «совершают» покупку и подсчитывают её вес или стоимость.
Задаю проблемные вопросы:
Что можно приготовить из данного продукта (мука),
-можно ли выпить какао из этой упаковки? (нет, оно сухое, необходимо его сварить) и т.д.
Решение социально-значимых задач в группах и парах.( старшие классы)
Значительное время на уроке отводится решению социально-значимых задач, задач с элементами экономики. Такие задачи обладают большим воспитательным потенциалом, такими, как правила и нормы экономического поведения, навыками взаимодействия с людьми, умения принимать решения. Выработка элементарных знаний, умение анализировать, вычислять, рассуждать, выбирать. В совокупности всё это способствует коррекции недостатков познавательной деятельности, а также их более успешной адаптации.
Решение задач стараюсь связать с практическими знаниями.
Например: подсчёт стоимости воды, израсходованной в семье и стоимости воды (снимаем показания счётчиков, узнаём стоимость 1 куб. м. воды, сравниваем и делаем выводы. Здесь же решается и воспитательная задача, какими путями можно снизить плату за израсходованную воду); считаем стоимость израсходованной электроэнергии, стоимость покупок, сумму вклада с процентами и т.д. Решение задач обязательно подкрепляю наглядно - иллюстративным материалом, обязательно с реальными картинками.
На уроках геометрии значительную часть учебного времени уделяю практическим занятиям: работа с рулеткой (измерение периметра класса, спальной комнаты и бытовой ,подсчёт стоимости плинтуса; плош,адь комнаты, класса -подсчёт стоимости линолеума, краски, обоев.После выполнения практической части все работы выполняются на нелинованной бумаге (формат А 4): рисунки и вычисления.
«Математическая эстафета»
Эту игру можно проводить как в начале урока (с целью повторения ранее изученного), так и в конце (на этапе закрепления пройденного материала). Класс делится на 2 команды (каждый ряд на 1 и 2 вариант). Игроки каждой команды поочередно выполняют серию однотипных заданий, которые я заранее выписываю на доске и заготавливаю на каждую команду отдельно. Задание с решением каждый игрок передает ученику, сидящему сзади, причем каждому необходимо проверить предыдущие выполненные задания и исправить ошибки, если таковые имеются. Выигрывает команда, первой справившаяся со всеми заданиями и верно их решившая.
«Математическое лото»
Эта игра также заставляет школьников активно участвовать в выполнении предложенных заданий. Учителю нужно подготовить 5-6 больших карт, разделенных на прямоугольники с записанными в них ответами, и соответственное количество маленьких карточек с примерами. Условие - одни и те же числа или выражения в ответах повторяться не должны. Большие карты
7
раздаются группам играющих. Учитель вынимает карточку, читает пример. Учащиеся решают его устно или письменно. Та группа, которая обнаружила на большой карте ответ и считает его правильным, забирает карточку у учителя и накрывает ею соответствующую клеточку. Выигрывает группа, которая раньше всех накрыла все клетки своей карты. Когда игра закончена, играющие переворачивают маленькие карточки и если все ответы верны, должна получиться картинка.
«Ручеек»
В «Ручейке» идёт общение ребят внутри одного ряда. Для этой работы учитель
заготавливает к уроку карточки по числу учеников в ряду. Содержание карточек
отличается друг от друга. Для ребят второй и третьей групп составляются аналогичные карточки. После работы в постоянных парах начинается игра. Ребята сидят в ряду. Затем один вариант начинает движение: с первой парты ученик идёт на последнюю, а остальные передвигаются на одну парту вперёд. Движение идёт до тех пор, пока все ученики следующего варианта не займут свои места.
Групповая форма организации работы учащихся приносит ожидаемые положительные результаты только в сочетании с другими формами обучения учащихся на уроке — фронтальной и индивидуальной .
Таким образом, групповая работа создаёт благоприятные условия для включения всех школьников в активную работу на уроке. При организации работы в группах каждый ученик мыслит, выражает своё мнение. В группах рождаются споры, обсуждаются разные варианты решения, идёт взаимообучение детей в процессе учебной дискуссии, учебного диалога. Особенно важно, что групповая форма работы позволяет реализовать индивидуальный подход в условиях массового обучения, организовать взаимодействие детей для выявления их индивидуальных возможностей и потребностей. .
Таким образом, использование коллективных форм работы на уроках математики в старших классах специальной (коррекционной) школы, создает в классе комфортные условия для обучающихся, активизирует их познавательную деятельность, способствует достижению личностных результатов, развитию лидерских качеств и организаторских способностей, воспитанию ответственности, самодисциплины и повышению
речевой активности обучающихся с нарушением интеллекта, подготавливает их к жизни в социуме.
8
8
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Групповая форма работы на уроках математики как средство активизации познавательной деятельности учащихся.
Использование групповой формы работы на уроках математики для развития коммуникативных способностей и познавательных процессов школьников....
Организация и применение групповой формы работы на уроках изобразительного искусства с целью психологической совместимости учащихся для эффективного и результативного образования
-Специфика организации и применения групповых форм работы на уроках изобразительного искусства- Внедрение разных способов деления учащихся на группы.- Формирование опыта организации совмес...
Коллективные и групповые формы работы на уроках математики.
Учитель, прежде всего, должен найти такие методы и формы работы на уроке, которые смогли бы увлечь детей, сделать процесс обучения интересным. Одной из наиболее современных и востребованны...
Применение групповых форм работы на уроках математики как средство организации учебной деятельности в условиях ФГОС.
из опыта работы учителя математики "Применение групповых форм работы на уроках математик как средство организации учебной деятельности в условиях ФГОС" представлены раз...
ГРУППОВАЯ ФОРМА РАБОТЫ НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ
Образовательная деятельность современного учителя все больше отходит от наставничества в сторону понимающего и сопереживающего соучастия, оказания педагогической поддержки вместо «научения ...
Из опыта работы: групповая форма работы на уроках математики
С введением ФГОС приоритетной целью школьного образования становится развитие у учащихся способности самостоятельно ставить учебные цели, проектироватьпути достижения этих целей, контролировать и оцен...