Доклад на тему: « Организация парной и групповой форм работы на уроках математики"
учебно-методический материал

Иовжий Людмила Анатольевна

Данный материал предназначен для учителей коррекционных школ . 

Скачать:


Предварительный просмотр:

ГОУ ЛНР « Ирминская специальная(коррекционная)школа- интернат»

Доклад на тему:

« Организация парной и групповой форм работы

на уроках математики»

                                                                                                            Подготовила: Л.А.Иовэюий

                                                                                        учитель математики и информатики

2022-2023уч.г.

      Основным направлением развития школы сегодня является поворот обучения к ребёнку. В Федеральном законе об образовании детей с ограниченными возможностями здоровья, одной из актуальных задач определена адаптация обучавшихся с нарушением интеллекта к обществу, труду, семейной жизни. Исходя из этого, программой коррекционной школы предусмотрена практическая направленность обучения математике, которая предполагает тесную связь математики с жизнью, подготовку к профессиональным трудовым навыкам.

         Социальная адаптация выпускников с нарушением интеллекта выходит на первое место, т.е. в приспособлении обучающихся с нарушением интеллекта к условиям социальной среды путём усвоения и принятия целей, ценностей, норм и стилей поведения, принятых в обществе.

         Математика   в   специальной   (коррекционной)   школе   решает   одну   из важнейших социальных задач    развития обучающихся с нарушением интеллекта  -преодоление недостатков их познавательной деятельности и лучшей адаптации к социуму.

      Обучение математике должно носить предметно-практическую направленность, быть тесно связано с жизнью и профессионально-трудовой подготовкой учащихся, другими учебными предметами.

     Важным резервом повышения качества учебного процесса обучающихся является оптимальное поддержание их познавательной активности.

     Учитель, прежде всего, должен найти такие методы и формы работы на уроке, которые смогли бы увлечь детей, сделать процесс обучения интересным. Одной из наиболее современных и востребованных является коллективная форма учебной деятельности. Это может быть работа в парах сменного состава или в динамических парах, а также коллективная работа в группах. В основе данного метода лежит теория Б. Д . Эльконина о ведущем виде деятельности. Именно общение является ведущим видом деятельности в подростковом возрасте и ведет за собой развитие. Поэтому коллективные виды работы в среднем звене делают уроки математики более интересными, воспитывают у обучающихся сознательное отношение к учебному труду, активизируют их познавательную деятельность, дают возможность многократно и осознанно повторять изучаемый  материал.

      Среди    разнообразных    направлений    новых   педагогических    технологий наиболее приемлемой, с моей точки зрения, является парная и групповая работа:

—во-первых, потому, что в условиях классно урочной системы этот  тип занятий наиболее легко вписывается в учебный процесс;

—во-вторых, групповая работа обеспечивает не только успешное усвоение материала всеми учащимися, но и интеллектуальное, нравственное развитие учащихся, их самостоятельность, доброжелательность по отношению друг к другу, коммуникабельность, желание помочь другим.

       Основная цель групповой работы - развитие мышления учащихся, а развивать мышление - значит, развивать умение думать. При этом решается ряд учебных и воспитательных задач:

  • возрастает объём усваиваемого материала и глубина его понимания;
  • на формирование понятий, умений, навыков тратится меньше времени, чем при фронтальном обучении;

                                                                                                                                2

                             

  • ученики получают удовольствие от занятий, комфортнее чувствуют себя в школе;
  • возрастают познавательная активность и творческая самостоятельность учащихся;    -меняется характер взаимоотношений между детьми (исчезают безразличие, агрессия, прибавляются теплота и человечность);        
  • возрастает сплочённость класса;        
  • -растёт самокритичность (ребёнок, имевший опыт работы со сверстниками, более точно оценивает свои возможности, лучше себя контролирует);                        
  • учитель получает возможность реально осуществлять индивидуальный подход к учащимся (учитывать их взаимные склонности, способности, темп работы при делении класса на группы, давать группам задания, дифференцированные по трудности).

    Групповая   работа   -   это   совместная   деятельность   детей   и   учителя,   где реализуются все виды взаимодействий: "учитель - ученик, ученик- ученик, ученик -        группа, ученик - учитель", где на смену репродуктивной деятельности приходит исследовательская, поисковая деятельность.

      Групповую работу характеризует непосредственное взаимодействие между учащимися, их совместная согласованная деятельность.        

      Групповые формы работы можно использовать на разных этапах урока:

-        этап актуализации знаний (при выполнении устного счета, речевая разминка и т.д.);

  • на этапе закрепления и повторения (при проведении самостоятельной работы);
  • на этапе открытия новых знаний (при реализации проблемных ситуаций);

-при подведении итога урока (при выполнении обобщений и формулировки
выводов).

Парная работа.

Целью этой работы является необходимость научить детей общаться друг с другом, не мешая другим, не перебивать, выслушивать друг друга до конца, принимать или опровергать  (опровергать  аргументированно!) мнение  собеседника,  важно  дать детям понять, что работа в команде интереснее и продуктивнее, чем работа одного.

      Переход   к обучению в парах сменного состава или динамических парах

возможен лишь в том случае, если обучающиеся научились работать в

постоянных парах и группах, поэтому в качестве подготовительной работы чаще   всего имеет место сочетание фронтальной и индивидуальной формы работы.   На   практике можно наблюдать, что не все обучающиеся активно участвуют во   фронтальной работе,  так же как и не все могут индивидуально справиться с тем заданием, которое им предлагается для самостоятельной работы. Такая   работа   может   быть   осуществлена с помощью дифференцированных групповых заданий.

Рассмотрим организацию парной работы на уроке. После того как дети научатся работать по индивидуальным карточкам, начинают учиться работать в парах «учитель - обучающийся». Следующий этап: научить тренироваться в парах (разные виды примеров на вычисление, устный счёт, диктанты, выполнение заданий по вариантам с последующей взаимопроверкой).Потом обучающие

                                                                                                                                3

учатся работать в паре «обучающийся-обучающийся»

      Изучение математики   направлено   на   формирование и коррекцию операций сравнения, анализа, синтеза, обобщения и конкретизации, на развитие процессов памяти, свойств внимания и различных сторон личности.

Зная, структуру нарушения обучающихся с нарушением интеллекта,

мы  понимаем,  что  математика  как учебный  предмет,  дается  ему  с  большим трудом. Работа на уроках строится с учётом индивидуальных   особенностей каждого ученика класса, включая его способности, общее

развитие, наклонности, интересы, эмоциональное состояние, опыт, знания.

 В связи с этим обучающихся можно разделить на три условные группы:        

1 обучающиеся, которые постоянно проявляют интерес к предмету;        

2обучающиеся, которые изучают математику, но особенного старания не проявляют;

3 обучающиеся, которые интереса к предмету не проявляют.

Для   первой   группы   обучающихся   задачи   формулируются   по   учебнику, указывается их значение в науке и практике.

Для   второй   группы - такой подход может быть недостаточным. Вначале следует активизировать внимание  этих  обучающихся, проверить их готовность к изучению материала и решению данной задачи. У детей третьей группы также надо активизировать внимание и поддерживать его на протяжении всего урока: занимательным дидактическим материалом, учетом сферы интересов ученика, созданием ситуации успеха, искренним вниманием к его деятельности, посильными заданиями.

 Например: Математика 8 класс - обучающимся даётся задание по решению

примеров в несколько   действий. Для I и II группы - это примеры в 2действия со скобками и проверкой их решения по готовым ответам, а для III группы- это более легкие примеры с проверкой решения на

доске.

 В процессе коллективного учебного труда на уроках создаются наиболее благоприятные возможности для усвоения знаний и наиболее полного психологического и социального развития каждого школьника. Коллективная форма учебной деятельности обучающихся  дает им возможность   анализировать

свои собственные действия и  действиям одноклассников. Народная мудрость гласит: «Ум - хорошо, а два - лучше».

     На уроках обучающимся предоставляется возможность общаться друг с другом: обмениваться мнениями, предлагать свои способы решения, дополнять, исправлять ошибки, оценивать друг друга.

      Совместная работа в коллективе способствует эмоциональному сближению ребят, улучшению их взаимоотношений. Даже у обучающихся III группы, появляются успехи в учении, так как в результате совместной деятельности лучше  восполняются пробелы  их

знаний, развивается интерес к предмету.

    На своих уроках я стараюсь делать всё, чтобы каждый ученик работал активно, использую это как начальную точку для возникновения и развития интереса, отводя большую роль социальным навыкам и практическим работам. Основной целью моей работы считаю: - максимальное преодоление недостатков развития

                                                                                                                                 4

учащихся, подготовка их к производственному труду и самостоятельной жизни.

       Решение вопросов социализации на уроках математики веду следующими путями:

•работа с реальным раздаточным материалом

•решение социально-значимых задач

•тренировочные упражнения                                              

•практические работы Итак, остановлюсь на некоторых примерах практической организации парной и групповой работы на своих уроках . •Работа в паре.

•        Статичная пара, когда совместно работают учащиеся, сидящие вместе за одной
партой. В этой паре учащиеся постоянно меняются ролями учителя и ученика. Они
могут обучать друг друга, работая в режиме «взаимообучение». Могут
контролировать друг друга, работая в режиме «взаимоконтроль».

•        Другой пример работы, которую я использую в паре. Это математический
диктант. Задания в диктанте предлагаю сразу в двух вариантах. Задания второго
варианта исходят из ответов первого варианта.

Примерные задания для математического диктанта:

•Вариант 1: Запиши число, в котором 3 тысячи 4 сотни 6 десятков 7 единиц.

Вариант 2: Запиши число, предыдущее этому числу.

•Вариант 1: Запиши число на 1 меньше, чем 5643, Вариант 2: Запиши, сколько в

полученном числе тысяч, сотен, десятков, единиц.

•Вариант 1: Число 56000 уменьши в 1000 раз.    Вариант 2: Полученное число

увеличь в 100 раз.

•Вариант  1:  Запиши наибольшее четырехзначное число. Вариант 2: Представь

полученное число в виде суммы разрядных слагаемых.        ^

•Вариант  1: Запиши число, которое на 1  сотню больше, чем 900, Вариант 2:

Полученное число уменьши на 1000.

•        Стараюсь подбирать такие задания, чтобы элементы парной работы носили
занимательный характер. Например: «Дети, со сказочными героями Винни-Пухом и Пятачком случилась беда. Винни-пух держал в руке примеры с одинаковым
ответом, а Пятачок- с разными. Они так спешили к нам на урок, что упали и все
примеры рассыпали. Давайте им поможем!»

730-700

480+200

700-20

660+20        ,   .

430+50

900-220

490-30

380+400

    Предлагаю детям работать в паре. Один будет решать примеры на сложение, а

другой- на вычитание, а затем один будет выписывать примеры с одинаковым

ответом, а другой- с разными.

В кабинете имеется раздаточный материал для работы на уроках: «Купюры», «Монеты», «Меры массы» и др.

                                                                                                                                5

   При изучении мер стоимости большой интерес вызывает у детей работа с монетами и купюрами. Поэтому большое значение имеют тренировочные упражнения для формирования представлений о деньгах и умения с ними обращаться, •знакомство с внешним видом монет и купюр (цвет, форма, цифры);

-отбор среди других монет и купюр указанного достоинства (найди монету 50 к., 2р. и т.д.)  

-        набери 120 рублей; 65 рублей

-замена одной купюры несколькими и наоборот        

-        замени купюру 100 рублей двумя купюрами

-знакомство   с   предметами,   стоимость  которых  равняется  достоинству  данной монеты или купюры:

  • 5 рублей - карандаш, почтовая марка, конфета ...        
  • 10 рублей - пачка соли, ручка ...
  • 50 рублей - блокнот, две буханки хлеба, шампунь ... и т.д. Работа в группах . Сюжетно-ролевая игра «Магазин». Расчёт сдачи и выдача покупки.

-купили 1 килограмм сахарного песка по цене, .... Какую сдачу должен получить покупатель с 50 рублей? (показать купюрами и монетами)

-        сколько нужно заплатить за 1 килограмм яблок (2 килограмма, картофеля и т.д.)
(показать купюры и монеты)

-определи сдачу с 100 рублей, совершив следующую покупку: 1 буханка хлеба, 1 пакет молока (1л).

Очень сложным материалом для понимания для школьников с нарушением интеллекта является и выходит на первое место определение времени по часам. Настенные часы(макет часов), находящиеся в кабинете, позволяют достаточно часто проводить практикумы по определению времени, и такая практическая работа занимает небольшой временной промежуток. Кроме того старшеклассниками были сделаны часы для работы в классе. Данные часы дают и дополнительный практический навык, т.к. имеют циферблат с римскими числами, что создаёт формирование познавательного интереса к предмету.

Используя , парную и групповую работу , один раз в четверть часть одного из уроков , отводится на работу с моделью часов:

  • определить время по часам
  • поставить на часах время, названное учителем.

Парная и групповая работа используется мною и при работе по чекам ( с интернета), так как такая форма обслуживания покупателей является повсеместной.

  • подсчёт стоимости покупки по нескольким чекам
  • стоимость продуктов на чеках из супермаркета и т.д.
  • с помощью раздаточного материала «Купюры» и «Монеты» подготовить сдачу по определённому чеку.

Для удобства с чеками используется калькулятор, что даёт детям дополнительный-

стимул в познавательной активности.

Групповую и парную работу я использую и при изучении, закреплении темы

« Меры массы»

                                                                                                                                6

    При работе с раздаточным материалом «Меры массы» дети выбирают пустую

упаковку, находят запись, определяющую вес, определяют продукт, который был в упаковке по надписи, «совершают» покупку и подсчитывают её вес или стоимость.

Задаю проблемные вопросы:

 Что можно приготовить из данного продукта (мука),

 -можно ли выпить какао из этой упаковки? (нет, оно сухое, необходимо его сварить) и т.д.

       Решение социально-значимых задач в группах и парах.( старшие классы)

Значительное время на уроке отводится решению социально-значимых задач, задач с элементами экономики. Такие задачи обладают большим воспитательным потенциалом, такими, как правила и нормы экономического поведения, навыками взаимодействия с людьми, умения принимать решения. Выработка элементарных знаний, умение анализировать, вычислять, рассуждать, выбирать. В совокупности всё это способствует коррекции недостатков познавательной деятельности, а также их более успешной адаптации.

Решение задач стараюсь связать с практическими знаниями.

     Например: подсчёт стоимости воды, израсходованной в семье и стоимости воды (снимаем показания счётчиков, узнаём стоимость 1 куб. м. воды, сравниваем и делаем выводы. Здесь же решается и воспитательная задача, какими путями можно снизить плату за израсходованную воду); считаем стоимость израсходованной электроэнергии, стоимость покупок, сумму вклада с процентами и т.д. Решение задач обязательно подкрепляю наглядно - иллюстративным материалом, обязательно с реальными картинками.

На уроках геометрии значительную часть учебного времени уделяю практическим занятиям: работа с рулеткой (измерение периметра класса, спальной комнаты и бытовой ,подсчёт стоимости плинтуса; плош,адь комнаты, класса -подсчёт стоимости линолеума, краски, обоев.После выполнения практической части все работы выполняются на нелинованной бумаге (формат А 4): рисунки и вычисления.

«Математическая эстафета»

Эту игру можно проводить как в начале урока (с целью повторения ранее изученного), так и в конце (на этапе закрепления пройденного материала). Класс делится на 2 команды (каждый ряд на 1 и 2 вариант). Игроки каждой команды поочередно выполняют серию однотипных заданий, которые я заранее выписываю на доске и заготавливаю на каждую команду отдельно. Задание с решением каждый игрок передает ученику, сидящему сзади, причем каждому необходимо проверить предыдущие выполненные задания и исправить ошибки, если таковые имеются. Выигрывает команда, первой справившаяся со всеми заданиями и верно их решившая.

«Математическое лото»

Эта игра также заставляет школьников активно участвовать в выполнении предложенных заданий. Учителю нужно подготовить 5-6 больших карт, разделенных на прямоугольники с записанными в них ответами, и соответственное количество маленьких карточек с примерами. Условие - одни и те же числа или выражения в ответах повторяться не должны. Большие карты

                                                                                                                                 7

раздаются группам играющих. Учитель вынимает карточку, читает пример. Учащиеся решают его устно или письменно. Та группа, которая обнаружила на большой карте ответ и считает его правильным, забирает карточку у учителя и накрывает ею соответствующую клеточку. Выигрывает группа, которая раньше всех накрыла все клетки своей карты. Когда игра закончена, играющие переворачивают маленькие карточки и если все ответы верны, должна получиться картинка.

 «Ручеек»

В «Ручейке» идёт общение ребят внутри одного ряда. Для этой работы учитель
заготавливает к уроку карточки по числу учеников в ряду. Содержание карточек
отличается  друг  от  друга.   Для  ребят  второй   и  третьей   групп   составляются
 аналогичные карточки. После работы в постоянных парах начинается игра. Ребята сидят в ряду. Затем один вариант начинает движение: с первой парты ученик идёт на последнюю, а остальные передвигаются на одну парту вперёд. Движение идёт до тех пор, пока все ученики следующего варианта не займут свои места.

Групповая форма организации работы учащихся приносит ожидаемые положительные результаты только в сочетании с другими формами обучения учащихся на уроке — фронтальной и индивидуальной .

Таким образом, групповая работа создаёт благоприятные условия для включения всех школьников в активную работу на уроке. При организации работы в группах каждый ученик мыслит, выражает своё мнение. В группах рождаются споры, обсуждаются разные варианты решения, идёт взаимообучение детей в процессе учебной дискуссии, учебного диалога. Особенно важно, что групповая форма работы позволяет реализовать индивидуальный подход в условиях массового обучения, организовать взаимодействие детей для выявления их индивидуальных возможностей и потребностей. .

Таким образом, использование коллективных форм работы на уроках математики  в  старших  классах специальной (коррекционной) школы, создает  в классе комфортные условия для обучающихся,  активизирует их познавательную деятельность, способствует достижению личностных результатов, развитию    лидерских    качеств   и   организаторских   способностей,    воспитанию ответственности, самодисциплины и повышению

речевой активности обучающихся с нарушением интеллекта, подготавливает их к жизни в социуме.

                                                                                                                               8

8


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Групповая форма работы на уроках математики как средство активизации познавательной деятельности учащихся.

Использование групповой формы работы на уроках математики для развития  коммуникативных способностей и познавательных процессов школьников....

Организация и применение групповой формы работы на уроках изобразительного искусства с целью психологической совместимости учащихся для эффективного и результативного образования

-Специфика организации и применения групповых форм работы на уроках изобразительного искусства- Внедрение разных способов  деления учащихся на группы.- Формирование  опыта организации совмес...

Коллективные и групповые формы работы на уроках математики.

Учитель, прежде всего, должен найти такие методы и формы работы на уроке, которые смогли бы  увлечь  детей, сделать процесс обучения интересным. Одной из наиболее современных и востребованны...

Применение групповых форм работы на уроках математики как средство организации учебной деятельности в условиях ФГОС.

из опыта работы учителя математики "Применение групповых форм работы на уроках математик как средство организации учебной деятельности  в условиях ФГОС"  представлены раз...

ГРУППОВАЯ ФОРМА РАБОТЫ НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ

Образовательная деятельность современного учителя все больше отходит от наставничества в сторону понимающего и сопереживающего соучастия, оказания педаго­гической поддержки вместо «научения ...

Из опыта работы: групповая форма работы на уроках математики

С введением ФГОС приоритетной целью школьного образования становится развитие у учащихся способности самостоятельно ставить учебные цели, проектироватьпути достижения этих целей, контролировать и оцен...