Современные технологии в работе классного руководителя как средство реализации воспитательной компоненты
статья на тему
Данный материал может быть использован при подготовке к выступлению на педагогическом совете школы, методическом объединении классных руководителей или тематическом семинаре.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
sovremennye_tehnologii_v_rabote_klassnogo_rukovoditelya.docx | 23.12 КБ |
Предварительный просмотр:
Современные технологии в работе классного руководителя как средство реализации воспитательной компоненты
В современном образовании игровая деятельность используется как активный метод обучения и воспитания и позволяет повысить интерес учению, усилить мотивацию. Квест-технология в воспитательном и общеобразовательном процессе как понятие появилась относительно недавно. Большую роль в этом сыграли не только детские психологи, но и появившиеся пару десятилетий назад компьютерные игры жанра quest.
Квест-технология пользуется огромной популярностью среди школьников. Квест (от латинского слова quaero – ищу, разыскиваю, веду следствие) – это игра-приключение, в которой участники должны решать определённые задачи для достижения конкретной цели. Квест-технология разработана профессором Университета Сан-Диего Доджем Берни в 1995 году как способ организации поисковой деятельности в учебном и воспитательном процессах.
Определим основные принципы взаимодействия педагога и ученика (или группы учеников), а также приведем некоторые простейшие примеры использования таких новшеств в процессах обучения и становления ребенка как личности.
Детские квесты отличаются наличием заданий, затрагивающих самые разные области знаний и умений – это могут быть как физические соревнования (например, эстафеты), так и интеллектуальные викторины. Кроме того, сценарий такой игры предполагает использование сложных декораций, музыкального сопровождения, а также привлечение аниматоров.
Цели и задачи квестов в образовательной и воспитательной деятельности.
Главное преимущество квеста в том, что такая форма организации деятельности ненавязчиво, в игровом, занимательном виде способствует активизации познавательных и мыслительных процессов участников. С помощью такой игры можно достичь образовательных целей: реализовать проектную и игровую деятельность, познакомить с новой информацией, закрепить имеющиеся знания, отработать на практике умения детей. Кроме того, соревновательная деятельность обучает детей взаимодействию в коллективе сверстников, повышает атмосферу сплоченности и дружбы, развивает самостоятельность, активность, инициативность. Детские квесты помогают реализовать следующие задачи:
• образовательные (участники усваивают новые знания и закрепляют имеющиеся);
• развивающие (в процессе игры происходит повышение образовательной мотивации, развитие творческих способностей и индивидуальных положительных психологических качеств, формирование исследовательских навыков, самореализация детей);
• воспитательные (формируются навыки взаимодействия со сверстниками, толерантности, взаимопомощи и другие).
Виды квест-технологий.
В общей классификации выделяют следующие:
• линейные (решение одной задачи дает возможность решать следующую);
• штурмовые (с помощью контрольных подсказок участник сам выбирает способ решения задачи);
• кольцевые (по сути, тот же линейный квест только для нескольких команд, стартующих из разных точек).
Квест-технологии имеют ряд сходств с компьютерными играми, на основе которых они, собственно, и построены.
Во-первых, это достижение конечной цели через поиск промежуточных решений.
Во-вторых, это система подсказок (правда, они встречаются не всегда, что усложняет поиск правильного решения). Кстати, нужно отметить, что отсутствие некоего путеводителя по квесту зачастую служит стимулом для творческого мышления и поиска нестандартных решений. Согласитесь, ведь дети иногда могут предложить такое, что у взрослого человека в голове не укладывается, а при ближайшем рассмотрении оказывается, что ребенок был прав. Этот принцип предполагает, что первое самое простое решение какой-то задачи, пришедшее на ум, и является правильным.
Структура квест-технологии.
Теперь несколько слов о том, какова сама структура таких процессов. Рассмотрение ее следует применять не к отдельно взятому ученику, а, наверное, даже к целой команде, ибо на современном этапе развития человечества только совместные действия могут обеспечить наилучший результат.
• постановка задачи (введение) и распределение ролей;
• список заданий (этапы прохождения, список вопросов и т. д.);
• порядок выполнения поставленной задачи (штрафы, бонусы);
• конечная цель (приз).
Исходя из этого, нетрудно заметить, что квест-технология для дошкольников или точно такой же процесс для детей постарше совершенно совместимы между собой. Разница может быть лишь в сложности поставленных заданий и методике поиска оптимального решения по достижению конечной цели.
Принципы организации квестов.
Для того чтобы эффективно организовать квест, следует придерживаться определенных принципов и условий:
• все игры и задания должны быть безопасными (не следует просить детей перепрыгнуть через костер или залезть на дерево);
• задачи, поставленные перед детьми, должны соответствовать возрасту участников и их индивидуальным особенностям;
• ни при каких обстоятельствах нельзя каким-либо образом унижать достоинство ребенка;
• в содержание сценария требуется внедрить разные виды деятельности, так как выполнять однообразные задания дети указанного возраста, согласно психолого-возрастным особенностям, не могут;
• задания необходимо продумать таким образом, чтобы они были последовательными, логически взаимосвязанными;
• игра должна быть эмоционально окрашена с помощью декораций, музыкального сопровождения, костюмов, инвентаря;
• дошкольники должны четко представлять цель игры, к которой они стремятся (например, найти клад или спасти доброго персонажа…);
• следует продумать временные интервалы, во время которых дети смогут выполнить задание, но при этом не потеряют к нему интерес;
- роль педагога в игре — направлять детей, «наталкивать» на правильное решение, но окончательные выводы дети должны делать самостоятельно.
Задания для квестов.
Квесты должны выполнять не только развлекательную функцию, но и реализовывать образовательные задачи. Поэтому задания должны соответствовать выбранной теме и по своему содержанию отвечать уровню знаний и умений. Для этого учителю следует четко обозначить цель предстоящей игры и учесть технические возможности организации мероприятия.
Задания для квеста могут быть самыми разнообразными:
• загадки;
• ребусы;
• игры «Найди отличия», «Что лишнее?»;
• пазлы;
• творческие задания;
• лабиринты;
• спортивные эстафеты.
6Б класс принимал участие в квест-игре «», которую провели сотрудники детской библиотеки им. С.Т. Аксакова. В квесте приняли участие две команды, участникам предлагались разнообразные задания: разгадать зашифрованное послание, спеть песню литературного героя, собрать иллюстрацию к литературному произведению… Команды получили в награду не только дипломы, но и позитивные эмоции.
В апреле 2018 года команда 6А и 6Б классов принимала участие в муниципальном конкурсе «Певчие избранники России», который проводился с использованием квест-технологии. Участники должны были проявить не только ум, смекалку, находчивость, но и вокальные и художественные способности, а также умение быстро перемещаться от «станции» к «станции»… Команда гимназии заняла 3 место.
В воспитательной работе классные руководители охотно применяют квест-технологию. В 2016-2017 учебном году совместно с классным руководителем Прохоровой Татьяной Ивановной мы подготовили и провели для учащихся своих классов квест «В поисках сокровищ», посвященный Международному дню защиты детей. Квест проходил на площадке гимназии на свежем воздухе, в конце удачно завершившегося путешествие ребята отыскали сладкий приз.
В 2017-2018 учебном году рамках недели русского языка и литературы я приготовила квест для команд 6А и 6Б классов «Литературная шкатулка». Квест проходил в одном кабинете, так как в командах было по пять участников. Данное мероприятие предполагало заполнение маршрутных листов, по результатам набранных баллов определился победитель – команда 6Б класса.
Как видим, любая квест-технология призвана не только улучшить восприятие, скажем, учебного материала или способствовать моральному становлению ребенка как личности, но еще и может стимулировать умственное и нравственное развитие детей. Кроме того, в основе своей такая методика несет двоякий смысл, как ни странно, из двух взаимоисключающих правил: поиск правильного логического мышления и использование нестандартных методов для решения поставленной задачи. А ведь если копнуть в историю, личностей, которые использовали не только сугубо научный подход к решению какой-то проблемы, можно найти немало.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Современные воспитательные технологии в работе классного руководителя
Педагогика как область человеческой деятельности включает в свою структуру субъект и объект. В традиционной педагогике (Я. А. Коменский, И. Гербарт) ребенку отводилась роль объекта, которому старшее п...
« Современные воспитательные технологии в работе классного руководителя»
Мастер-класс по теме:"Современные воспитательные технологии в работе классного руководителя" помогут классному руководителю при подготовке классного часа. Также может стать подспорьем в овладении восп...
Современные воспитательные технологии в работе классного руководителя
Некоторые технологии, которые я использую в своей работе....
Из опыта работы классного руководителя МБОУ Димитровская СОШ Дусталиевой Г.А. Современные воспитательные технологии в работе классного руководителя, на примере классного часа "Семья. Традиции семьи"
Обобщение опыта работы классного руководителя 6 класса - Дусталиевой Гульнары Акимгалиевны, в использовании современных педагогических технологий в воспитании школьников.Выст...
Эффективное использование современных воспитательных технологий в работе классного руководителя.
Эффективное использование современных воспитательных технологий в работе классного руководителя....
Мастер-класс «Воспитательная работа классного руководителя в условиях реализации ФГОС»
методическая разработка классного руководителя...
Модель проведения мастер-класса «Восстановительные технологии в работе классного руководителя при реализации модуля рабочей программы воспитания «Классное руководство»
В ходе мастер-класса будет продемонстрирован метод восстановительной технологии, прием работы в рамках модуля «Классное руководство» ...
- Мне нравится (1)