Урок русского языка в 3 классе
план-конспект урока на тему
Тема урока: «Мягкий знак для обозначения мягкости согласных на конце и в середине слова»
Цель: обобщить знания обучающихся о правописании буквы мягкий (ь) знак на конце и в середине слова.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_russkogo_yazyka_myagkiy_znak.docx | 34.31 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема урока: «Мягкий знак для обозначения мягкости согласных на конце и в середине слова»
Цель: обобщить знания обучающихся о правописании буквы мягкий (ь) знак на конце и в середине слова.
Задачи: Образовательные:
- Закрепить у обучающихся знания о роли мягкого знака;
- Совершенствовать умение обозначать на письме мягкость согласных на конце и в середине слова буквой мягкий (ь) знак;
- Формировать умение объяснять написание мягкого (ь) знака на конце и в середине слова;
- Повторить правописание изученных словарных слов.
Коррекционно – развивающие:
- Развивать зрительное и слуховое восприятие на основе упражнений в узнавании и различении;
- Развивать и коррегировать мелкую моторику рук на материале специальной гимнастики для пальцев рук;
- Способствовать развитию наглядно-образного мышления, концентрации и переключения внимания, навыка самоконтроля в процессе анализа и написания изученной орфограммы;
- Развивать связную устную речь обучающихся, работать над составлением связного высказывания, пополнять активный словарный запас обучающихся путём ввода новых слов.
Воспитательные:
- Воспитывать аккуратность при письме, на рабочем месте;
- Воспитывать положительную мотивацию к учению и интерес к урокам письма посредством применения занимательных заданий;
- Формировать произвольность поведения, умение работать в коллективе одноклассников;
- Создавать благоприятный психологический климат в классе, предупреждать утомляемость обучающихся.
Необходимое оборудование и материалы для урока: компьютер для учителя, проектор, экран, мультимедийная наглядность учебного материала, изготовленная в среде POWER POINT, «ладошки» и бабочки, вырезанные из красной и зеленой цветной бумаги (по количеству обучающихся), массажные шарики, опорные таблички, медаль «Знатоку русского языка» (по количеству учащихся), таблица букв для минутки чистописания, конверты со слогами, карточки с заданием, парные картинки.
Ход урока:
I. Организационный момент.
На уроке не зевай –
Сразу всё запоминай.
Чтоб минутка не пропала,
Мысль чтоб точно в цель попала!
Чтобы в русском языке
Равных не было тебе!
- С каким настроением вы пришли сегодня в школу?
- Если у вас хорошее настроение – поднимите красную ладошку, а если грустное - поднимите зелёную ладошку (дети выбирают соответствующую своему настроению ладошку).
- Какое сегодня число? День недели? Какой сейчас урок? Какой урок русского языка по счёту? Что мы учимся делать на уроке русского языка? (опрос обучающихся)
- Начинаем урок. Я прошу вас быть внимательными и активными.
II. Пальчиковая гимнастика.
Точка внимания
Понемножку по ладошке | пальцы одной руки легко стучат по ладони другой |
Серединку на ладошке | то же другой рукой |
Чтоб внимательнее стать, | нажимать на центр ладони пальцем другой руки (поменять руки) |
Помассировать по кругу, | круговые движения указательным пальцем одной руки по центру ладони другой (поменять руки) |
А теперь расслабить руку. | легко пошевелить пальцами |
Давим, | крепко сжать кулаки |
Тянем, | напряженно вытянуть пальцы |
Отдыхаем. | расслабить кисть |
Мы внимательными станем! | скрестить руки на груди |
Массаж Су-Джок шарами.
/дети повторяют слова и выполняют действия с шариком в соответствии с текстом/
Я мячом круги катаю,
Взад - вперед его гоняю.
Им поглажу я ладошку.
Будто я сметаю крошку,
И сожму его немножко,
Как сжимает лапу кошка,
Каждым пальцем мяч прижму,
И другой рукой начну.
Гимнастика для глаз.
Чтоб глаза твои зорче были,
Чтоб в очках тебе не ходить,
Эти лёгкие движения
Предлагаем повторить.
Вдаль посмотрим и под ноги,
Вправо, влево побыстрей.
Удивимся – что такое?
И закроем их скорей.
А теперь по кругу быстро,
Словно стрелочка часов,
Проведём глазами дружно
Ну а дальше – будь готов.
Теперь и вы все отдохнули,
Новая забота:
Нужно сделать на «отлично»
Классную работу.
III. Минутка чистописания.
- А теперь задание для чистописания.
- У вас на партах листы с набором букв. Внимательно посмотрите на лист и определите, какую букву мы будем сегодня писать.
Подсказка: она встречается в каждой строке данного набора.
- Что это за буква? (мягкий знак).
- Какую букву будем писать сегодня на минутке чистописания?
- Верно, сегодня вы будете писать букву «ь».
- Из каких элементов она состоит? (из короткой наклонной линии и полуовала)
/ Запись числа, буквы «ь» в тетрадь по образцу. Следить за посадкой обучающихся при письме. /
IV. Сообщение темы и задач урока.
-Сегодня на уроке мы с вами отправимся в путешествие, и сейчас настало время узнать, куда. А для этого послушайте стихотворение.
В путешествие сегодня
Отправляемся, друзья.
В необычный город-сказку
Под названьем Мягкий знак.
- Сделайте вывод, о чем же на уроке пойдет речь?
- Тема урока «Мягкий знак на конце и в середине слова».
- Мы с вами проникнем в тайны замка Мягкого знака. Дверь открывается, входим в комнату.
V. Картинный диктант.
- Рассмотрите рисунки и назовите предметы.
- Произнесите слова из словаря так, как надо их писать.
(Овощи, огород, яблоко, мебель).
- Запишите слова в тетрадь. Подчеркните в них трудные буквы.
Задание для обучающихся 2-3 уровня.
- Выберите два (три) слова, написание которых помните.
(обучающиеся дифференцированно выполняют задание)
- Проверьте записанное в тетради с ответами на экране. Если есть ошибки – исправьте.
После записи ответов в тетрадь на экране по щелчку левой кнопки мыши появляются правильные ответы.
- Найдите слово, в котором на конце мягкий согласный.
- Сколько букв в слове «мебель»? (6)
- Сколько звуков в слове? (5)
- Почему? (Ь звука не обозначает)
- Это первая тайна мягкого знака.
Вывод 1: Мягкий знак звука не обозначает.
VI. Повторение изученного материала.
-А зачем же тогда нам нужен мягкий знак, мы узнаем, выполнив следующее задание. Отправимся в следующую комнату замка.
Дверь открывается, входим в комнату.
А) Работа в парах.
Каждой паре обучающихся даны конверты, в нем слоги. Собрать 4 слова.
Кро, ян, тет, вать, варь, го, лубь, радь. (кровать, январь, тетрадь, голубь).
После выполнения работы обучающиеся сами сравнивают с образцом.
- Прочитайте слова. Чем они похожи? (2 слога; на конце мягкий согласный)
Б) Работа со словами.
Детская _____________ Морозный ________________
Общая ______________ Белый ________________
- Прочитайте слова, написанные на экране, подберите к ним слова, собранные вами из конверта.
Задание для обучающихся 2-3 уровня.
- Запишите в тетрадь слова, собранные из слогов. Подчеркните в словах согласные вместе с мягким знаком двумя чертами.
Остальные обучающиеся работают у доски – поочерёдно записывают получившиеся словосочетания и подчёркивают в словах согласные вместе с мягким знаком двумя чертами. (объяснение написания слов с ь по опорной таблице: «После Р пишу Ь, потому что звук РЬ мягкий»
- Как произносятся согласные в конце слов: кровать, январь, тетрадь, голубь? (мягко)
-Что обозначает мягкий знак в конце слова? (Ь обозначает на письме мягкость согласных).
- Это вторая тайна мягкого знака.
Вывод 2: Мягкий знак обозначает на письме мягкость согласных на конце слова.
VII. Физминутка.
Мягкий знак, мягкий знак! Без него нельзя никак!
(Наклоны туловища вправо, влево.)
Без него не написать
Тридцать, двадцать, десять, пять.
(Наклоны вперед.)
Вместо «шесть» получим шест,
Вместо «есть» напишем, «ест».
(Наклоны головы вправо, влево.)
Станут пенками «пеньки»,
Уголками – «угольки»
(Приседание.)
«Банька» в банку превратится.
Вот что может получиться,
(Ходьба на месте)
Если будем забывать
Мягкий знак в словах писать.
VIII. Закрепление изученного материала.
-Продолжаем своё путешествие по замку мягкого знака. Отправляемся в третью комнату.
Открывается дверь, входим в комнату.
-Чтобы открыть третью тайну мягкого знака, предлагаю более трудное задание. Нужно найти парные картинки и записать их названия.
-Запишем эти слова и подчеркнём согласную вместе с ь знаком двумя чертами. (объяснение написания слов с ь по опорной таблице: «После Л пишу Ь, потому что звук ЛЬ мягкий»)
Задание для обучающихся 2-3 уровня.
- Запишите по два (три) слова, (обучающиеся дифференцированно выполняют задание), подчеркните согласную вместе с ь знаком двумя чертами.
-Где же оказался мягкий знак?
-Что обозначает ь в середине слова? (Ь обозначает на письме мягкость согласных).
-Это третья тайна мягкого знака.
Вывод 3: Мягкий знак обозначает на письме мягкость согласных в середине слова.
Работа с текстом.
- У какой картинки нет пары?
- Правильно. У картинки с изображением лося.
(На экране появляется картинка с изображением лося)
- Какое животное – лось? Видели ли вы лося? Что вы знаете о нём? Чем отличается от других животных? (опрос обучающихся)
- Посмотрите на экран и почитайте предложения.
Лос… – сил…ный звер… .
У него бол…шие рога.
Он ест траву и любит сол… .
- Вставьте пропущенные буквы. (дети работают индивидуально по карточкам)
- Найдите и прочитайте предложение, в котором есть 2 слова с Ь на конце и 1 слово с Ь в середине.
- Прочитайте предложение, в котором есть 1слово с Ь в середине.
- Найдите и прочитайте предложение, в котором есть 1 слово с Ь на конце.
X. Домашнее задание.
Записать рассказ о лосе в тетрадь.
Задание для обучающихся 2-3 уровня.
- Запишите одно (два) предложения, подчеркните согласную вместе с ь знаком двумя чертами.
XI. Рефлексия. Подведение итогов урока. Оценка деятельности обучающихся.
- По какому городу мы сегодня путешествовали?
- Давайте вспомним все тайны мягкого знака.
- Какое задание на уроке вам больше всего понравилось? (опрос обучающихся)
- У вас на парте лежат разноцветные бабочки. Если вам всё понравилось, было интересно работать на уроке, со всеми заданиями справлялись, поместите на солнышко красную бабочку. А если вам было неинтересно на уроке, возникали трудности при выполнении заданий, поместите на солнышко зелёную бабочку. (Дети выполняют задание).
-«5» ставлю …Они сегодня очень хорошо работали.
-«4»… Вам нужно немного подтянуться.
-А кто работал индивидуально по карточкам, я оценю вас после проверки ваших работ.
- М О Л О Д Ц Ы! За работу на уроке получаете медаль «Знатоку русского языка».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Коеспект урока русского языка 5 класс "Наш родной русский язык"
Данный конспект составлен по теме "Наш родной русский язык" для 5 класса, УМК под редакцией Е.А.Быстровой.Учебник для 5 класса в 2-х частях.Москва. «Русское слово»,2012....
Урок русского языка 5 класс. Прилагательное как часть речи. УМК: Русский язык 5 класс. Ладыженская Т.А.
Деятельностная: формирование у учащихся умений реализации новых способов действия, связанных с поиском и выделением информации, а также с прогнозированием результатов своей деятельности; формирование ...
Урок русского языка 6 класс. "Гласные в суффиксах существительных –ЕК- и –ИК- ". Русский язык. 6 класс. Учебник для ОУ. В 2 ч./ М.Т. Баранов, Т.А.Ладыженская, Л.А.Тростенцова и др.; научный редактор Н.М.Шанский. – М.: «Просвещение», 2012.
Создать условия для формирования и усвоения правописания суффиксов существительных -ик-, -ек, расширение понятийной базы за счёт включения в неё новых элементов – приёмов применения новой орфогр...
Технологическая карта урока русского языка 5 класс. Тема: "Роль языка в жизни общества. Язык и человек"
Тип урока: Урок объяснения нового материалаЦель: Формировать представление об изучаемом предмете; сообщить учащимся, что язык – это средство человеческого общения; познакомить с учебником, опред...
Конспект урока русского языка 10 класс «Экология слова, или поговорим о «скверном и святом» в русской речи.»
Цель: определить проблемы современного русского языка и пути их решения.Задачи:закрепить знания по лексике и стилистике;развивать умение вести дискуссию, аргументировать свою точку зрения...
Урок русского языка. 5 класс "Глагол в языке и речи. Виды глагола"
Традиционный урок русского языка в 5 классе с элементами ФГОС . Технология «Развития критического мышления через чтение и письмо»...
Технологическая карта урока русского языка 9 класс «Подготовка к написанию сжатого изложения в рамках подготовки к ОГЭ по русскому языку».
Данный урок предназначен для подготовки учащихся к сжатому изложению....