Деятельность ГБПОУ «Арзамасский коммерческо-технический техникум» по воспитанию культуры толерантности и гармонизации межнациональных отношений
материал (11 класс) на тему
Деятельность по воспитанию культуры толерантности в Арзамасском коммерческо-техническом техникуме реализуется в рамках программы по гармонизации межнациональных отношений и формированию толерантного сознания студентов «Мы разные – в этом наше богатство, мы вместе – в этом наша сила» на 2016 - 2018 годы.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
metodicheskie_aspekty_gormonizatsii_mezhlichnostnyh_otnosheniy_v_sovremennyh_usloviyah.docx | 17.96 КБ |
Предварительный просмотр:
Деятельность ГБПОУ «Арзамасский коммерческо-технический техникум» по воспитанию культуры толерантности и гармонизации межнациональных отношений
Михеева Светлана Михайловна
ГБПОУ Арзамасский коммерческо-технический техникум
Угроза экстремизма продолжает оставаться одним из основных факторов, дестабилизирующих общественно-политическую обстановку в Российской Федерации, в том числе и в Нижегородской области. Это приводит к социальной напряжённости и ведёт к усилению экстремистских проявлений. Проблема гармоничных отношений актуальна и для нашего многонационального города.
Деятельность по воспитанию культуры толерантности в Арзамасском коммерческо-техническом техникуме реализуется в рамках программы по гармонизации межнациональных отношений и формированию толерантного сознания студентов «Мы разные – в этом наше богатство, мы вместе – в этом наша сила» на 2016 - 2018 годы.
Цель программы состоит в обеспечении позитивного социального самочувствия обучающихся, основанного на ценностях общегражданского патриотизма и солидарности.
Деятельность по гармонизации межнациональных отношений направлена на укрепление гармоничной среды обучения, через создание условий для реализации потребностей каждого студента, в том числе и этнокультурных. Программа носит комплексный характер. В её реализации принимают участие все члены педагогического коллектива, важную роль играет отношение к этой проблеме родителей, поэтому с ними ведётся работа, в основном, в просветительском плане.
Активно осуществляется межведомственное взаимодействие с целью расширения знаний студентов об истории, культуре, достижениях нашей страны через посещение музеев, городских творческих и просветительских мероприятий и программ. Осуществляется сотрудничество с Центром социальной помощи семье и детям по программе «Река жизни», направленной на формирование благоприятных межличностных отношений в студенческом коллективе, позитивных жизненных установок каждого и профилактику асоциального поведения.
Успешность работы по гармонизации отношений и профилактике экстремизма зависит от подготовленности педагогических кадров. Поэтому, для повышения профессиональной компетентности педагогов, используются различные формы деятельности. В течение года на семинарах, заседаниях методических объединений, инструктивно-методических совещаниях обсуждаются возрастные особенности подросткового периода, кризисы переходного возраста, опыт создания ситуаций успеха, особенности манипуляции и её влияния на подростков, о формах работы по гармонизации межнациональных отношений, методах профилактической работы, а также проблемах вовлечении студентов в различные деструктивные группы и интернет-риски. Каждый классный руководитель получает индивидуальную консультацию по итогам диагностики и коррекции студентов, а также письменные рекомендации по работе с группой, отдельным студентом и родителями.
Большую работу по гармонизации межличностных, в том числе межнациональных отношений проводит психолог, который осуществляет свою деятельность в основном в двух направлениях: общая профилактическая работа со всем контингентом; работа с выявленной «группой риска». Особое внимание уделяется работе по распознаванию и противодействию манипуляции, т.к. в последнее время подобные риски вышли на передний план и сеть интернет, особенно социальные сети, опасны именно в плане манипуляций и вовлечения в суицидные группы, деструктивные, даже экстремистские группировки.
Вместе с тем очень важно, чтобы студенты понимали, какие действия считаются экстремистскими, и какая ответственность за них может наступить. В этой связи нельзя переоценить роль правового просвещения осуществляемого в тесном контакте с представителями правоохранительных органов.
Особое значение придается противодействию распространения в сети интернет экстремистской символики, опасности репоста различных высказываний экстремистского содержания, картинок с экстремистской символикой, а также фанатским, особенно околофутбольным агрессивным группам. Второй год ведется работа по реализации дополнительной образовательной программы «Гражданское население в противодействии распространению идеологии терроризма»
Гармонизация взаимоотношений невозможна без навыков культуры общения и толерантного поведения, гармонизация межнациональных отношений обуславливает необходимость формирования гражданской идентичности - ценности единого многонационального российского общества, воспитание граждан России независимо от их национальной принадлежности. Но воспитание национальной идентичности также необходимо. Без знания истории, традиций, гордости за великие достижения своего народа невозможно проникнуться уважением к культуре иного народа и уважать его традиции, а значит цивилизованно общаться. Поэтому в техникуме реализуется цикл мероприятий по воспитанию толерантности и национальной и гражданской идентичности.
В рамках программы гармонизации межнациональных отношений и профилактики экстремизма в этом году во всех группах прошли классные часы на тему «Многонациональная Россия» о традициях, обычаях, культуре народов, населяющих нашу Родину, «Терроризм – угроза обществу, личности, государству», мероприятия, направленные на формирование осознания себя гражданином великой страны и частью своего народа.
Активно используется такая форма работы, как видеолектории. Так, в этом учебном году были проведены видеолектории по следующим темам: ко Дню народного единства - «В единстве наша сила», о жертвах террористических атак - «Время ничего не лечит».
В рамках реализации мероприятий государственной программы «Гармонизация межнациональных отношений в Нижегородской области» в период с 23 по 28 октября 2017 года на базе Центра развития творчества и поддержки социальных инициатив «Лидер» состоялась профильная смена «Мы разные – в этом наше богатство, мы вместе – в этом наша сила!».
Цель программы заключалась в создании условий для творческого развития студентов, формирования национальной и гражданской идентичности, а также навыков разрешения споров и конфликтных ситуаций на основе принципов и технологий восстановительной медиации и навыков эффективного общения. Участники смены приобрели практические навыки, необходимые для цивилизованного общения, познакомились с новыми технологиями урегулирования конфликтных ситуаций, а также получили возможность проявления и развития лидерских качеств, творческих способностей, что будет способствовать им в дальнейшей жизни строить гармоничные отношения в социуме.
17 ноября 2017 года состоялся Фестиваль студенческого творчества «Все различны – все равны!». Это мероприятие стало настоящим праздником национальных культур и дружбы. Студенты расширили знания о культуре различных народов и национальностей, которые на протяжении многих лет живут вместе на одной земле. Шикарные костюмы, национальные мотивы, искренние песни и танцы никого не оставили равнодушными.
Необходимо отметить, что, несмотря на большую работу, сегодня еще рано говорить о полностью сложившейся, проработанной системе эффективной работы в направлении гармонизации межнациональных отношений, но коллектив техникума ведет поиск новых форм и методов работы целостной профилактической системы, обеспечивающей условия для формирования у студентов устойчивых позитивных жизненных установок и навыков противостоять манипуляции со стороны заинтересованных лиц и гармонизации, в первую очередь, межличностных отношений.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа «Воспитание культуры толерантности у воспитанников с ограниченными возможностями»
Толерантность являет собой новую основу педагогического общения педагога и ученика, сущность которого сводится к таким принципам воспитания, которые создают оптимальные условия для формирования ...
Презентация к педсовету "Воспитание культуры толерантности"
Презентация является дополнением для выступления на педагогическом совете школы. В материалах использованы данные мониторинга учеников и учителей школы....
Статья "Использование потенциала курса "Основы мировых религиозных культур" в гармонизации межнациональных отношений в школе"
В статье показана роль курса ОРКСЭ в системе образования в рамках нового Федерального государсвенного стандарта. В частности, курс "Основы мировых религиозных культур" играет важную роль не толь...
Воспитание культуры толерантного общения
Воспитание культуры толерантного общения...
Крнспект классного часа на тему "Воспитание культуры толерантности у школьников. "
Сегодня все большее распространение в детской среде получают недоброжелательность, озлобленность, агрессивность. Причин этому много. Взаимная нетерпимость и культурный эгоизм через средства массовой и...
Воспитание культуры толерантности в старшей школе на основе международных проектов
Толерантность – ценностная установка на терпимость к другим людям. Недостаточная мотивация учебной деятельности требует интеграции знаний из разли...
Гармонизация межнациональных отношений
Разработка урока по теме "Гармонизация межнациональных отношений"...